ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КАЗАХСТАНА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье выявляются и подвергаются сравнительному анализу особенности и тенденции государственной политики в сфере высшего образования России и Казахстана на материалах программ, концепций, нормативно-правовых актов, выступлений должностных лиц в сфере образовательного сотрудничества. Выделяются общие факторы, определяющие направленность такого взаимодействия (следование Болонскому соглашению и ориентация на воссоздание единого образовательного пространства), а также особенные движущие силы (децентрализация и стремление к усилению значения титульного этноса в Казахстане, а также централизация системы образования в России). Акцентируется внимание на такой проблеме, как превращение Болонской системы в канал рекрутинга ведущими странами мира наиболее успешных и перспективных выпускников вузов России и Казахстана. Ситуация осложняется тем, что обученные на средства российского и казахстанского государственных бюджетов студенты по окончании высших учебных заведений уезжают жить и работать за границу. Также рассматриваются основные двусторонние образовательные проекты: Сетевой университет СНГ и Университет Шанхайской организации сотрудничества. Автор приходит к следующим выводам: во-первых, что ориентация на Болонскую систему стала ответом на изменения социальных установок, экономической ситуации и обстановки в мире. Во-вторых, текущее развитие и актуальные стратегии государственной политики в сфере образовательного сотрудничества требуют корректировки с учетом национальных традиций с целью сохранения и преумножения накопленного интеллектуального, научно-технического, культурного потенциала и устойчивого социально-политического развития России и Казахстана.

Об авторах

Э Р Бурангулов

Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия

Автор, ответственный за переписку.
Email: emilburangulov@mail.ru

аспирант кафедры политологии, социологии и философии Уфимского государственного нефтяного технического университета

Список литературы

  1. Адилханулы Н.А. Конкуренция ведущих зарубежных школ за будущее Казахстана // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2014. № 4. С. 201-206.
  2. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М.: Исслед. центр проблем кач-ва подг. специалистов, 2006.
  3. Вехи. Интеллигенция в России. М.: Молодая гвардия, 1991.
  4. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Рос¬сийское образование 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-64.
  5. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М.: Мариос, 2011.
  6. Дорожкин Ю.Н. Актуальные проблемы модернизации политической системы России // Власть. 2012. № 10. С. 10-13.
  7. Дорожкин Ю.Н., Бикметов Е.Ю. Организация общественных связей в административно-го¬сударственном управлении. Уфа: УГНТУ, 1997.
  8. Жукова А. Международные стандарты образовательной политики государства // Власть. 2008. № 1. С. 21-22.
  9. Коваленко С.А., Смолик Н.Г. Участие РУДН в деятельности Сетевого университета СНГ // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2014. № 4. С. 207-213.
  10. Модели региональной интеграции: прошлое и настоящее / Под ред. А. Маныкина. М.: Олби Принт, 2010.
  11. Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. Экспертиза качества образования: европейский подход. М.: На¬циональное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008.
  12. Проблемы формирования государственных политик в России: Материалы Всероссийской науч¬ной конференции. М.: Научный эксперт, 2006.
  13. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 3. С. 203-211.
  14. Филиппов В.М., Сунь Ю. Роль Университета Шанхайской организации сотрудничества в сопря¬жении образовательных пространств Евразии // Государственная служба. 2015. № 6 (98). С. 15-17.
  15. Яковлев М.В. Значение политико-культурного фактора в концепции демократизации Сеймура Липсета // Наука и образование в XXI в.: Сборник научных трудов по материалам Меж¬дународной научно-практической конференции. Тамбов: Юком, 2014. С. 162-163.
  16. Яковлев М.В. Политический имидж региона в условиях современной России. Москва: МАКС-Пресс, 2011.
  17. Ящук Т.В. Государственная политика Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере высшего образования: сравнительно-правовой анализ // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2013. № 2. С. 70-74.
  18. Burkhalter N., Shegebayev M.R. Critical thinking as culture: Teaching post-Soviet teachers in Ka¬zakhstan // International Review of Education. 2012. Vol. 58. No. 1. P. 55-72.
  19. Lee С. Languages and Ethnic Politics in Central Asia: The Case of Kazakhstan // Journal of Inter¬national and Area Studies. 2004. Vol. 11. No. 1. P. 101-116.
  20. Schweitzer G.E. Science Policy in Kazakhstan // Science. New Series. 2008. Vol. 322. No. 5907. P. 1474-1475.

© Бурангулов Э.Р., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах