Процессы трансформации системы образования и науки в странах Азии в оценках международных организаций и транснациональных рейтинговых структур
- Авторы: Колдунова Е.В.1, Лунев С.И.1
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
- Выпуск: Том 17, № 1 (2017): Международные организации и незападный мир
- Страницы: 190-200
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/15888
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2017-17-1-190-200
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье содержится историографический обзор оценок развития высшего образования и науки в Азии, которая, по-видимому, уже превратилась в ключевой экономический район в мире. Особую актуальность исследованию придает господствующий в последнее время тезис, что базовым фактором качественного экономического развития является уровень образования, науки и инноваций, что абсолютно необходимо для создания «экономики, основанной на знаниях». Анализ, представленный в статье, вносит вклад в более корректное понимание процессов развития такой экономики в Азии. В работе дается анализ научной литературы по проблематике развития образования и науки в Азии, которая делится на четыре кластера. Международные организации (например, ООН и ОЭСР) и транснациональные рейтинговые структуры (в частности, QS), основываясь на количественных показателях, отмечают, что Большая Восточная Азия (Северо-Восточная и Юго-Восточная Азия, Индия) стала одним из мировых лидеров с точки зрения уровня высшего образования и инноваций. Так, в сфере высоких технологий мегарегион по существу отстает только от Соединенных Штатов, причем отставание постоянно сокращается. Иная картина наблюдается на Большом Ближнем Востоке (Ближний и Средний Восток, Центральная Азия). Можно предположить, что возможности арабских стран построить «экономику, основанную на знаниях», весьма незначительны, а возможности государств Центральной Азии и Среднего Востока - ненамного лучше. С точки зрения качественного уровня, Большая Восточная Азия еще уступает Западу (за исключением отдельных самых передовых держав), а в сфере фундаментальной науки - очень серьезно. Вместе с тем проходит процесс и постоянного качественного роста. Особое внимание обращается на то, что азиатские университеты в последнее время прежде всего делают акцент на укреплении преподавания инженерных и точных дисциплин.
Об авторах
Екатерина Валерьевна Колдунова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: e.koldunova@inno.mgimo.ru
Москва, Россия
Сергей Иванович Лунев
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
Email: silounev@gmail.com
Москва, Россия
Список литературы
- Доктор своей страны: Мемуары четвертого премьер-министра Малайзии. В 2 томах. М.: МГИМО-Университет; 2015
- Колдунова Е.В. Университет создает социальный и человеческий капитал // Международная жизнь. 2012. Специальный выпуск «АТЭС Россия 2012». C. 127-134
- Ли Куан Ю. Из третьего мира - в первый. История Сингапура 1965-2000. М.: Манн, Иванов и Фарбер; 2016
- Лунев С.И., Колдунова Е.В. Развитие социально-политической мысли, высоких технологий и науки в крупнейших странах Азии. М.: Academia; 2015
- Лунев С.И., Любимов Ю.В. Может ли Восток догнать Запад. Развитие науки в крупнейших странах Азии. М.: МГИМО-Университет; 2011
- Мировое комплексное регионоведение / Под ред. А.Д. Воскресенского. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М; 2014
- Практика зарубежного регионоведения и мировой политики / Под ред. А.Д. Воскресенского. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М; 2016
- Amir S. The Technological State in Indonesia: The Co-constitution of High Technology and Authoritarian Politics. Abingron: Routledge; 2013
- Chao R. Paths to an East Asian Higher Education Area: a Comparative Analysis of East Asian and European Regionalization Processes // Higher Education. 2014. Vol. 68. N 4. P. 559-575
- Chen K. Asia as a Method: Towards Deimperialization. Durham and London: Duke University Press; 2010
- Globalization and Tertiary Education in the Asia-Pacific: The Changing Nature of a Dynamic Market. Ed. by C. Findlay, W. Tierney. Singapore: World Scientific; 2010
- Greater China’s Quest for Innovation. Ed. by H.S. Rowen, M.G. Hancock, W.F. Miller. Stanford: Stanford University; 2008
- Mahbubani K. Can Asians Think? Singapore: Marshall Cavendish Editions; 2009
- Mahbubani K. The Great Convergence: Asia, the West and the Logic of One World. N.Y.: Public Affairs; 2013
- Nandy A. Defining a New Cosmopolitanism: Towards a Dialogue of Asian Civilizations. In: Chen K.-H., editor. Trajectories: Inter-Asia Cultural Studies. London: Routledge; 1998. p. 142-149
- Paths to a World-Class University: Lessons from Practices and Experiences. Ed. by N.C. Liu, Q. Wang, Y. Cheng. Rotterdam: Sense Publishers; 2011
- Sen A. Universal Truths: Human Rights and the Westernizing Illusion // Harvard International Review. 1998. Vol. 20. N 3. P. 40-43
- Shih Ch. Sinicizing International Relations: Self, Civilization, and Intellectual Politics in Subaltern East Asia. NY: Palgrave Macmillan; 2013
- Simon D., Cao C. China’s Emerging Technological Edge: Assessing the Role of High-End Talent. NY: Cambridge University Press; 2009
- The Routledge International Handbook of Higher Education. Ed. by M. Tight, K.H. Mok, J. Huisman, C.C. Morphew. Abington: Routledge; 2009
- Universities in Transition: The Changing Role and Challenges for Academic Institutions. Ed. by B. Görensson, C. Brundenius. NY, Dordrecht, Heidelberg, London: Springer; 2011
- Wang H. The Politics of Imagining Asia: A Geneological Analysis // Inter-Asia Cultural Studies. 2007. Vol. 8. N 1. P. 1-33