Сотрудничество в целях развития как межкультурный диалог и японский опыт «самопомощи»
- Авторы: Такахаши М.1
-
Учреждения:
- Университет Кобе
- Выпуск: № 1 (2015): Восточная Азия: возвышение КНР, сотрудничество в целях развития, партнерство с РФ
- Страницы: 5-14
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/10364
Цитировать
Полный текст
Аннотация
При написании этой статьи автор стремился показать уникальность и выявить сильные и слабые стороны японской официальной помощи в целях развития (ОПР). Западные страны неоднократно подвергались критике за свою склонность навязывать собственные ценности путем предоставления ОПР, игнорируя различия в культурном контексте и проявляя неспособность выстроить интерактивные отношения. Истоки этой тенденции можно найти в фундаментальном недостатке западного интеллектуального подхода, который Хабермас критически описал как монолог. Японская ОПР представляется альтернативой, с тех пор как страна стала уделять особое внимание инициативе стран - реципиентов помощи и провозгласила идею о «Поддержке самопомощи». Тем не менее японская ОПР пока не коренится в глубоком понимании культурных аспектов развития, что позволило бы стране-донору выстроить интерактивный диалог со странами-получателями. Уникальный подход Японии отражает исторические отношения с азиатскими странами - реципиентами помощи, где у Японии были общие интересы с другими государствами. ОПР Японии не базируется на ценностях, как у западных доноров, а основана на интересах, но стране также не хватает четкого представления о различиях в культурном контексте. Новые доноры, заявляя, что они не опираются на ценностные ориентиры, рискуют в итоге повторить ошибку Японии. Странам - реципиентам помоши рекомендуется выражать свою культурную самобытность для того, чтобы сотрудничество в целях развития превратилось в процесс творческого межкультурного диалога.
Об авторах
Мотоки Такахаши
Университет Кобе
Email: tmotoki@kobe-u.ac.jp
Высшая школа исследований международного сотрудничества
Список литературы
- Arendt H. 1986. Elemente und Ursprünge totaler Herrschaft. Antisemitismus, Imperialismus, totale Herrschaft. München-Zürich: Piper.
- Habermas J. 1985. Zur Logik der Sozialwissenschaften Frankfurt am Main : Suhrkamp.
- Hegel G.W.F. 1985. Introduction to the Lectures on the History of Philosophy (translated by T.M. Knox and A.V. Miller). Oxford: Clarendon Press.
- Ministry of Foreign Affairs of Japan 2010. Enhancing Enlightened National Interest: Living in Harmony with the World and Promoting Peace and Prosperity (ODA Review Final Report).
- Development Assistance Committee, Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD-DAC) 1996 “Shaping the 21st Century: The Contribution of Development Cooperation”.
- Overseas Economic Cooperation Fund of Japan (OECF) 1993. “Issues Related to the World Bank’s Approach to Structural Adjustment: Proposal from a Major Partner”, OECF Occasional Paper No. 1.
- Said E.W. 1978. Orientalism. New York: Vintage Books.
- Shishito Ryuji. “How African peasants are perceived in rural development?: A Case of Participatory Project in Zambia”. mimeo.
- Takahashi Motoki. 2010. “The Ambiguous Japan: Aid Experience and the Notion of self-help” in Howard P. Lehman ed. Japan and Africa: ODA and Globalization in the 21st Century. Routledge, Abingdon: Routledge, p.39-70.
- Todaro M. P. and Smith S.C. 2011. Economic Development (11th edition) Prentice Hall.
- United Nations Education and Science Cultural Organization (UNESCO) 2013. “The Hangzhou Declaration: Placing Culture at the Heart of Sustainable Development Policies”.
- The World Bank 1994. Adjustment in Africa: Reforms, Results, and the Road Ahead. New York: Oxford University Press.
- The World Bank 1998 Assessing Aid: What works, What doesn't, and Why. Washington, D.C.: The World Bank.