Токсичность бензинового двигателя для средств малой механизации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Для решения задачи снижения загрязненности окружающей среды выбросами двигателя внутреннего сгорания исследована токсичность одноцилиндрового, четырехтактного, верхнеклапанного двигателя Biggs & Stratton. В качестве оценки токсичности использованы данные, регистрируемых (ИНФРАКАР 5М3Т) в отработавших газах (ОГ) силового агрегата NOx, СО и СН. Оценка токсичности двигателя, работающего под нагрузкой, проведена с помощью испытаний (динамометрический стенд CARTEC LPS 2510) оснащенного двигателем транспортного средства упрощенной конструкции (багги). Показано, что на присутствие в отработавших газах СО, СН и NOx оказывает влияние не только наличие в бензине спирта, но и частота вращения коленчатого вала. Установлено, что доля СН в отработавших газах силового агрегата, работающего на бензине ниже предельно допустимого содержания углеводородов в ОГ не оснащенных системой нейтрализации бензиновых двигателей. Из данных, полученных при испытании на стенде, следует, что доля СН в отработавших газах мотора, работающего на бензине, в среднем на 48 % выше, чем в отработавших газах двигателя, питаемого смесью, состоящей из бензина и спирта. Показано, что значительное увеличение мощности на колесе не приводит к резкому возрастанию содержания СН в отработавших газах. Доля СН в отработавших газах в полученном интервале скоростей величина постоянная.

Полный текст

Введение Широкое использование в садовой технике (газонокосилках, культиваторах), электрических генераторах, картингах и багги двигателей Briggs & Stratton, не оснащенных каталитическим нейтрализатором, ставит задачу определения токсичности отработавших газов (ОГ) силового агрегата. Проведение исследований, связанных с анализом содержания в отработавших газах токсичных компонентов (СО, СН, NOx)[26] [1-2], необходимо не только для диагностирования неисправностей двигателей Briggs & Stratton, но и для предотвращения увеличения токсичных выбросов [3-6], вызванных нарушениями нормальной работы мотора [7-13]. Кроме неисправностей, приводящих к возрастанию токсичности ОГ, влияние на содержание в отработавших газах СО, СН, NOx может оказывать и само топливо [14]. Поэтому необходимо определить содержание СО, СН, NOx в отработавших газах двигателя, работающего на бензине. Оценка влияния топлива на токсичность ОГ проводилась на том же двигателе, но работающем уже не на бензине, а на смесях бензина со спиртом. 1. Экспериментальная часть Объектами исследования были пробы бензина марки АИ-98 (Б-1) и смесь АИ-98 с изопропиловым спиртом (С3Н8О, абсолютированный ГОСТ 9805-84), содержащая 5 и 10 % С3Н8О (СМ-5, СМ-10). Испытанию подвергали двигатель, установленный на легкий четырехколесный автомобиль, упрощенной конструкции (багги). Трансмиссия транспортного средства состояла из цепной (главной) передачи и вариатора. Пробы бензина и смеси, содержащие С3Н8О, объемом не выше 150 мл заливали в топливный бак одноцилиндрового, четырехтактного, верхнеклапанного двигателя (Biggs & Stratton) мощностью 7,4 кВт (крутящий момент 3600 об×мин-1). Рабочий объем двигателя 306 см3. Для определения изменений содержания в отработавших газах токсичных компонентов, связанных с работающим под нагрузкой двигателем, использовали динамометрический стенд CARTEC LPS 2510. Испытания проводили в подпрограмме F-const. В режиме F-const, согласно технической документации, автомобиль при фиксированном (постоянном) сопротивлении движению колес должен развивать максимально возможную мощность. Протокол испытаний режима F-const содержит следующие данные: сопротивление на колесе, мощность на колесе, скорость, обороты двигателя, тяговое усилие. Одновременно при испытании на стенде регистрировали содержание в ОГ СО, СН, NOx. Контроль содержания в отработавших газах двигателя Briggs & Stratton монооксида углерода (СО), несгоревших углеводородов (СН) и оксидов азота (NOx) проводили газоанализатором ИНФРАКАР 5М3Т (класс прибора 0). В табл. 1 приведен диапазон измеряемых значений СО, СН и NOx и пределы допускаемых погрешностей. Подготовку прибора к работе и проведение контроля содержания в ОГ токсичных компонентов осуществляли, руководствуясь соответствующей технической документацией. Так, например, устройство забора пробы (зонд) газоанализатора устанавливали в выхлопную трубу транспортного средства, согласно инструкции, на глубину не менее 300 мм от среза и фиксировали устройство забора пробы специальным зажимом. Кроме измерения СО, СН, NOx регистрировали также (тахометром) обороты двигателя (n; частота вращения коленчатого вала). Измерения выполняли при работе мотора (не менее 2 мин) в нагруженном (режим F-const) и не нагруженном (режим холостого хода) состоянии. Силовой агрегат предварительно прогревали. Таблица 1 Диапазон измеряемых газоанализатором значений СО, СН, NOx и пределы допускаемой погрешности Измеряемая величина Диапазон измерений Пределы допускаемой погрешности Абсолютной Относительной Объемная доля СО, % От 0 до 5 ±0,03 ±3 Объемная доля СН, млн-1 От 0 до 2000 ±10 ±5 Объемная доля NOx, млн-1 От 0 до 4000 ±100 ±10 Table 1 Range of CO, CH, NOx values measured by the gas analyzer and maximum permissible error limits Measured value Measurement range Maximum permissible error limits Absolute Relative Volume fraction of CO, % From 0 to 5 ±0.03 ±3 Volume fraction of CH, ppm From 0 to 2000 ±10 ±5 Volume fraction of NOx, ppm From 0 to 4000 ±100 ±10 2. Результаты и обсуждение В табл. 2 представлены данные, полученные при работе двигателя в режиме холостого хода. Из сопоставления данных следует, что объемная доля СО и СН в отработавших газах при сгорании бензина выше их содержания в ОГ, образующихся при работе двигателя на смесях со спиртом. Параметр j оксидов азота в ОГ, наоборот, возрастает. Причем максимальное значение NOx наблюдается для бензина с 10 % С3Н8О и при работе двигателя на более низких оборотах. Это свидетельствует, что на присутствие в отработавших газах СО, СН и NOx оказывает влияние не только наличие в бензине спирта, но и частота вращения коленчатого вала. Для определения тесноты связи между j и концентрацией С3Н8О в топливе, а также между j и n (частота вращения коленчатого вала) к представленным в табл. 2 данным применялся корреляционный анализ (рис. 1). Таблица 2 Объемная доля j СО, СН и NOx в отработавших газах при работе двигателя в режиме холостого хода Топливо Содержание в топливе С3Н8О, % Обороты двигателя, мин-1 j(СО), % j(СН), млн-1 j(NOx), млн-1 Б-1 0 2450 2,8 361 157 СМ-5 5 1840 1,5 149 234 СМ-10 10 1750 0,4 104 315 Table 2 Volumetric fraction j of CO, CH and NOx in exhaust gases when the engine is idling Fuel С3Н8О content in fuel, % Engine speed, min-1 j(СО), % j(СН), ppm-1 j(NOx), ppm-1 B-1 0 2450 2.8 361 157 CM-5 5 1840 1.5 149 234 CM-10 10 1750 0.4 104 315 Величины представленных в таблицах коэффициентов корреляции (r) выше 0,9 (рисунок). Такие значения параметра r по количественно-качественной шкале Чеддока характеризуют связь между n и j, между содержанием в бензине спирта и объемными долями СО, СН, NOx как очень сильную. Аналогичная связь существует и в ряду j(СО) - j(СН), j(СО) - j(NOx), а также между j(СН) и j(NOx). Статистическую оценку коэффициентов корреляции проводили, сравнивая расчетные значения rрасч с критической величиной rкрит. Оказалось, что свидетельствующее о значимой линейной связи (rкрит = 0,997 при уровне значимости 0,05) наблюдается для пар n-CH, j(СО) - j(NOx), содержание спирта - j(NOx), содержание спирта - j(СО). Из этих четырех пар только содержание в отработавших газах СН связано с характеристикой (частотой вращения коленчатого вала) силового агрегата. Поэтому испытание двигателя в режиме F-const (под нагрузкой) с одновременной регистрацией в отработавших газах СО, СН и NOx проводили при n = 1636 ± 52 мин-1 (±3 %), а показателем, по которому оценивали токсичность двигателя (работающего на бензине и на смеси бензина со спиртом), было содержание в ОГ СН. В табл. 3, 4 представлены данные, полученные при испытании багги на стенде CARTEC LPS 2510 в режиме F-const. Из сопоставления данных следует, что доля СН в ОГ двигателя, работающего на бензине, в среднем на 48 % выше, чем в отработавших газах мотора, питаемого смесью, состоящей из бензина и спирта. Аналогичный результат получен при работе силового агрегата без нагрузки (в режиме холостого хода). Доля СН в отработавших газах двигателя, работающего на бензине, выше параметра j, полученного при работе мотора на смесях (табл. 2). Это соответствует приводимым в литературе сведениям о снижении выбросов СН, которое является следствием более полного, чем бензин, сгорания смесей бензина со спиртом [10-13]. Корреляционный анализ данных, выполненный с помощью табличного процессора Microsoft Office Excel Изображение выглядит как стол Автоматически созданное описание Correlation data analysis performed using Microsoft Office spreadsheet processor Таблица 3 Сопротивление, мощность на колесе, скорость, тяговое усилие и объемная доля СН в отработавших газах двигателя, работающего на бензине АИ-98 Сопротивление на колесе, Н×м Мощность на колесе, кВт Скорость, км×час-1 Тяговое усилие, Н j(СН), млн-1 20 1,5 43,1 120 371 30 1,8 36,5 190 369 40 2,4 34,5 250 357 Table 3 Resistance, power to the wheel, speed, tractive effort and volumetric fraction of CH in the exhaust gases of an engine running on AI-98 gasoline Wheel resistance, N×m, Power to the wheel, kW Speed, km×hour -1 Tractive effort, Н j(СН), ppm-1 20 1.5 43.1 120 371 30 1.8 36.5 190 369 40 2.4 34.5 250 357 Таблица 4 Сопротивление, мощность на колесе, скорость, тяговое усилие и объемная доля СН в отработавших газах двигателя, работающего на бензине с 10 % изопропилового спирта Сопротивление на колесе, Н×м Мощность на колесе, кВт Скорость, км×час-1 Тяговое усилие, Н j(СН), млн-1 20 1,3 39,1 125 186 30 1,6 34,1 190 189 40 2,4 31,0 253 191 Table 4 Resistance, power to the wheel, speed, tractive effort and volumetric fraction of CH in the exhaust gases of an engine running on 10% isopropyl alcohol gasoline Wheel resistance, N×m, Power to the wheel, kW Speed, km×hour-1 Tractive effort, Н j(СН), ppm-1 20 1.3 39.1 125 186 30 1.6 34.1 190 189 40 2.4 31.0 253 191 Полученные значения j(СН) = 357-371 млн-1 ниже предельно допустимого (нормированного) содержания углеводородов в ОГ для двигателей, работающих на бензине и не оснащенных системой нейтрализации (600-1200 млн-1). В ходе испытаний в режиме F-const (согласно техническому описанию динамометрического стенда CARTEC LPS 2510) багги должен развивать максимально возможную мощность (Nк) при фиксированном (постоянном) сопротивлении движению колес (Pк). При увеличении Pк максимально возможная мощность возрастает с 1,3 до 2,4 кВт, то есть на 46 %, а скорость меняется на ~20 % (табл. 3, 4). Изменение доли СН в отработавших газах с ростом Nк (и соответственно с изменением скорости) составило всего 4 %. Это ниже предела допускаемой погрешности измерения СН, равной ±5 % (табл. 1). Следовательно, значительное увеличение Nк не приводит к резкому возрастанию содержания СН в отработавших газах. Доля СН в ОГ в полученном интервале скоростей величина постоянная. Для оценки влияния присутствующего в бензине спирта на содержание в отработавших газах NOx проведены испытания одноцилиндрового, четырехтактного бензинового двигателя LIFAN 170 F мощностью 5,1 кВт (крутящий момент 3600 об×мин-1) (табл. 5). Этот силовой агрегат так же, как и двигатель Briggs & Stratton, устанавливается на мобильных энергетических средствах малой механизации. Таблица 5 Объемная доля NOx в отработавших газах при работе двигателя LIFAN 170 F в режиме холостого хода на бензине и смеси бензина со спиртом Токсичный компонент ОГ Обороты двигателя, мин-1 Бензин Смесь бензина с 20 %изопропилового спирта 1640 1950 2240 2480 3430 1815 1928 2213 2429 3598 j(NOx), млн-1 18 41 63 84 182 8 13 50 61 152 Table 5 Volumetric fraction of NOx in the exhaust gases when the LIFAN 170 F engine is idling on gasoline and gasoline-alcohol mixture Toxic component of the exhaust gases Engine speed, min-1 Gasoline Mixture of gasoline with 20% isopropyl alcohol 1640 1950 2240 2480 3430 1815 1928 2213 2429 3598 j(NOx), mln-1 18 41 63 84 182 8 13 50 61 152 Испытание LIFAN 170 F проводилось с целью получения результатов, которые могут быть некоторой коррекцией данных j(NOx), полученных при испытании двигателя Briggs & Stratton (см. табл. 2). Из сопоставления данных (табл. 5) следует, что содержание NOx в отработавших газах двигателя, работающего на бензине, выше (на 21-68 %), чем j(NOx) в ОГ мотора, питаемого смесью бензина со спиртом. При этом наблюдается рост содержания NOx в ОГ с увеличением частоты вращения коленчатого вала. Тесноту связи между j(NOx) и частотой вращения коленчатого вала оценивали коэффициентом корреляции. Коэффициент корреляции r между j(NOx) и n для двигателя, работающего на бензине, так же, как и для мотора, питаемого смесью, составил 0,99. Это значение статистически значимо, так как rкрит при уровне значимости 0,05 составляет 0,878 [14]. Установление функциональной зависимости j(NOx) от частоты вращения коленчатого вала проводили с помощью регрессионного анализа (статистический аналитический метод, модель парной линейной регрессии). В табл. 6, 7 приведены результаты выполненного в табличном процессоре Microsoft Office Excel регрессионного анализа (F-критерий Фишера; - коэффициент детерминации). Расчет средней относительной ошибки аппроксимации (, %) проводили по формуле , где - среднее арифметическое значение фактического результативного признака; - фактическое значение результативного признака; - теоретическое значение результативного признака. Из сопоставления критических и расчетных значений критерия Фишера следует, что уравнения регрессии адекватны (). Точность математической модели () составила 6 % для данных, полученных при работе двигателя на бензине, и 8 % для мотора, питаемого смесью бензина с 20 % изопропилового спирта (табл. 6, 7). Эти значения обладают точностью, которая является достаточной, чтобы подобранную к исходным данным модель считать результативной. Значение , так же как и r для данных, полученных при работе двигателя на смеси, близки к 1, то есть линейная связь между j(NOx) и n сильная, 99 % значений j(NOx) обусловлено влиянием на образование токсичного компонента частоты вращения коленчатого вала двигателя, 1 % данных зависит от других, не включенных в модель, факторов. Таблица 6 Характеристика регрессионной модели для данных (ŷ = j(NOx); x = n), полученных при работе двигателя LIFAN 170 F в режиме холостого хода на бензине Уравнение регрессии ŷ = 0,0926x - 139,77 Fрасч Fкрит R2 6 441,2 7,7 0,9932 Table 6 Regression model characteristics for the data (ŷ = j(NOx); x = n), obtained when the LIFAN 170 F engine is idling on gasoline Regression equation ŷ = 0.0926x - 139.77 Festimated Fcritical R2 6 441.2 7.7 0.9932 Таблица 7 Характеристика регрессионной модели для данных (ŷ = j(NOx); x = n), полученных при работе двигателя LIFAN 170 F в режиме холостого хода на смеси бензина с 20 % изопропилового спирта Уравнение регрессии ŷ = 0,0809x - 137,0319 Fрасч Fкрит R2 8 366,3 7,7 0,9919 Table 7 Regression model characteristics for the data (ŷ = j(NOx); x = n), obtained when the operation of the LIFAN 170 F engine is idling on a mixture of gasoline with 20% isopropyl alcohol Regression equation ŷ = 0.0809x - 137.0319 Festimated Fcritical R2 8 366.3 7.7 0.9919 Заключение Представленные в работе результаты исследований показали, что на присутствие в отработавших газах СО, СН и NOx оказывает влияние не только наличие в бензине спирта, но и частота вращения коленчатого вала. Установлено, что доля СН в отработавших газах силового агрегата, работающего на бензине, ниже предельно допустимого содержания углеводородов в ОГ, не оснащенных системой нейтрализации бензиновых двигателей. Из данных, полученных при испытании на стенде, следует, что доля СН в ОГ двигателя, работающего на бензине, в среднем на 48 % выше, чем в отработавших газах мотора, питаемого смесью, состоящей из бензина и спирта. Показано, что значительное увеличение мощности на колесе не приводит к резкому возрастанию содержания СН в отработавших газах. Доля СН в ОГ в полученном интервале скоростей величина постоянная.
×

Об авторах

Александр Андреевич Ходяков

Российский университет дружбы народов

Email: khodyakov-aa@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-9391-2890
SPIN-код: 4780-1919
Scopus Author ID: 6701565417

кандидат химических наук, доцент департамента транспорта, инженерная академия

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Сергей Валентинович Хлопков

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: khlopkov-sv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-9536-7558
SPIN-код: 8997-3305
Scopus Author ID: 57212109092

кандидат технических наук, доцент департамента транспорта, инженерная академия

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Данил Владиславович Истомин

Российский университет дружбы народов

Email: 1032212204@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-0232-2025

магистрант, департамент транспорта, инженерная академия

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Джейран Руслановна Алибекова

Российский университет дружбы народов

Email: 1032212205@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-3541-9517

магистрант, департамент транспорта, инженерная академия

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Алексей Алексеевич Нарожный

Российский университет дружбы народов

Email: 1032212206@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-3395-2871

магистрант, департамент транспорта, инженерная академия

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1973. 200 с.
  2. Вершинин Н.Н., Шумилин А.Д., Волкова А.С., Авдонина Л.А. Исследование влияния перехода автомобильного транспорта на экологический стандарт «Евро-5» на воздушный бассейн города // Надежность и качество сложных систем. 2017. № 2 (18). С. 83-89.
  3. Христофоров Е.Н. Транспорт и окружающая среда. Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2012. 196 с.
  4. Кирюшин И.Н., Купанов А.С., Шабанкин М.П. Исследование токсичности отработавших газов двигателя внутреннего сгорания // Новые технологии в учебном процессе и производстве: материалы ХVIII Международной научно-технической конференции (Рязань, 17-19 апреля 2019 г.) / под ред. А.А. Бакулина. Рязань, 2020. С. 342-346.
  5. Мусаелянц Г.Г. Павленко Е.А., Сысоев Д.К. Способ диагностирования бензиновых двигателей с впрыском топлива с выявлением конкретных неисправностей // Вестник СибАДИ. 2018. Т. 15. № 1. С. 69-76.
  6. Невзоров В.В., Сухопаров С.И., Овчинников В.М. Исследование взаимосвязи экологических параметров двигателя внутреннего сгорания с техническими характеристиками цилиндропоршневой группы // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия В: Прикладные науки. Промышленность. 2007. № 8. С. 85-90.
  7. Соломин В.В., Шабанов А.В., Шабанов А.А., Килюшник В.М., Младенский А.В. Анализ методов и средств экологического контроля выбросов вредных веществ отработавших газов автомобилей // Известия МГТУ МАМИ. 2016. № 4 (30). С. 82-89.
  8. Потетня К.М., Садов А.А. Проведения исследований выхлопных газов с использованием современных газоанализаторов // Научно-технический вестник. Технические системы в АПК. 2018. № 1 (1). С. 12.
  9. Базарский О.В., Шпилева Е.В. Экологостатистические характеристики автомобильного двигателя // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. Т. 7. № 6. С. 11-12.
  10. Смоленская Н.М., Смоленский В.В. Токсичность отработавших газов в бензиновых двигателях при работе на сжатом природном газе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Машиностроение. 2018. Т. 18. № 4. С. 57-65. http://doi.org/10.14529/engin180406
  11. Лаврик А.Н., Богданов С.Н., Теребов А.С. Особенности рабочего цикла при работе двигателя на бензаноле // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Машиностроение. 2008. № 23 (123). С. 77-80.
  12. Шкаликова В.П. Некоторые эксплуатационные характеристики работы двигателей на топливах с добавкой спирта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2004. № 2. С. 5-7.
  13. Карпов С.А., Кунашев Л.Х., Царев А.В., Капустин В.М. Применение алифатических спиртов в качестве экологически чистых добавок в автомобильные бензины // Нефтегазовое дело. 2006. № 2. С. 48.
  14. Бараз В.Р., Пегашкин В.Ф. Использование MS EXCEL для анализа статистических данных. Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2014. 181 с.

© Ходяков А.А., Хлопков С.В., Истомин Д.В., Алибекова Д.Р., Нарожный А.А., 2023

Ссылка на описание лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/legalcode

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах