Реформа школьного образования в Индии 2020 г.: экономические предпосылки и задачи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В 2023 г. Индия опередила Китай по численности населения, став самой густонаселенной страной в мире. Многие эксперты подчеркивают, что Индия обладает демографическим дивидендом, что позволяет поддерживать высокие темпы экономического роста. Вместе с тем на рынок труда Индии ежегодно выходят миллионы молодых людей, значительная часть которых не имеет базового образования, а следовательно, может быть задействована только на низкоквалифицированных работах. Сложившаяся ситуация сказывается на уровне жизни, условиях труда и общей социально-экономической ситуации в стране. Правительство Н. Моди, наряду с другими реформами, актуальными и своевременными для Индии, разработало комплекс преобразований базового и высшего образования в стране. Целью исследования является выявление экономических предпосылок, задач и методов реализации реформы системы базового образования. Было выявлено, что, несмотря на введенную в 2002 г. поправку в Конституцию, а также принятый в 2006 г. Закон о праве на образование, многие семьи не отдают детей в школу, в иных случаях часть детей не завершает обучение. Это обусловлено целым рядом причин, в числе которых отдаленность школ, сложность вступительных и переводных испытаний, необходимость помогать родителям и др. Новая национальная образовательная политика 2020 г. направлена на обеспечение всеобъемлющего начального и среднего образования. Изменена традиционная структура образовательного процесса: дошкольное образование инкорпорируется в образовательную систему, что позволяет воспитанникам детского сада плавно переходить в школу; традиционная модель 10+2 (года) меняется на 5+3+3+4 (года). Особое значение отведено региональным языкам - до пятого класса обучение будет проводиться на родном языке, затем учащиеся будут также изучать хинди и английский язык. На каждой фазе образовательного процесса применяются свойственные соответствующей возрастной группе методы обучения. На последнем этапе школьного образования учащимся предоставляется свобода выбора дисциплин, в соответствии с их интересами. Каждый этап обучения направлен на развитие критического мышления, способность вести дискуссию, анализ кейсов. Таким образом, реформа системы образования, в случае успешности ее реализации, направлена на то, чтобы индийская экономика получала более качественную рабочую силу, независимо от того, будет выпускник школы продолжать обучение в вузе или выйдет на рынок труда уже по окончании школы.

Полный текст

Введение Последние десятилетия индийская экономика развивается бурными темпами. Страна демонстрирует впечатляющие темпы прироста ВВП, а также заняла более высокие позиции в рейтинге стран по величине ВВП и ВВП по ППС[34]. Индия уверенно позиционирует себя как лидер в отрасли офшорного программирования, индийская дженериковая отрасль является флагманом указанного сегмента мировой фармацевтической отрасли (Губина, 2019). Однако несмотря на столь впечатляющие результаты индийской экономики, другие показатели, характеризующие уровень жизни в стране и качество ее рабочей силы, демонстрируют не столь блестящие результаты. В стране по-прежнему низок ВВП на душу населения, высок процент неграмотного населения, большая часть индийцев трудится на малых и микропредприятиях неформального сектора экономики (Галищева, 2020). Во многом это обусловлено огромной численностью населения и отсутствием базового образования у широких масс. Премьер-министр Индии Нарендра Моди[35] в полной мере осознает масштаб проблемы сложившейся социально-экономической ситуации. Политическим лозунгом Н. Моди является обещание сделать Индию «самодостаточной, независимой страной», именно «в таком случае она будет определять XXI век». Обеспечение своей нации доступным и современным образованием также может быть рассмотрено как стремление к самодостаточности и независимости. В этой связи современная реформа системы образования Индии 2020 г. является значимой инициативой, реализуемой правительством Н. Моди. Обзор литературы Изучению вопросов образовательной системы Индии и необходимости ее реформирования посвящено множество трудов индийских ученых. Монография Азада Дж.Л. посвящена эволюции индийского образования с колониального периода до 2013 г. (Azad, 2014). Л.Д. Бхимбат и Р. Вадхера также посвятили свой труд различным периодам развития индийской образовательной системы, выделив основные этапы с древнейших времен до настоящего времени (Bhimbat, Wadehra, 2011). Предметом исследования таких индийских ученых, как А. Кришна и М.Р. Секхар, стало начальное образование (Krishna et al., 2017). Н.В. Варгхесе в своих трудах изучает интернационализацию высшего образования (Varghese, 2020). В российской науке также есть исследования, затрагивающие проблематику индийской системы образования. Особого внимания заслуживают труды И.П. Минаева[36]. Ученый поведал об организации индийской системы образования в эпоху британского владычества[37]. Серьезный вклад в научные исследования, касающиеся индийской образовательной системы, внесли Л.Л. Супрунова (Супрунова, 1995), О.В. Зиборов (Зиборов, 2018) и Л.Р. Радченко (Радченко, 2020). Вместе с тем текущие реформы индийского образования 2020 г. пока не были освещены в российской научной литературе. Именно этот сюжет рассмотрен в данной статье. Методы и подходы Основными научными методами, используемыми в данном исследовании, являются общенаучные (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы экономической науки (системный и прикладной статистический метод). Теоретическую основу исследования составляют официальные документы и комментарии Министерства образования Индии, труды иностранных ученых и специалистов в области образования, публикации в научных журналах и прессе. Результаты Эволюция системы образования в Индии Традиции обучения и воспитания в Индии насчитывают тысячелетия. Можно условно разделить эволюцию образовательной системы в Индии на три этапа: ведический, исламский и английский. Ведическая система образования возникла около 1500 г. до н.э. и просуществовала до 500 г. до н.э., хотя влияние данной системы образования можно наблюдать вплоть до XIII в. нашей эры (Bhimbat, Wadehra, 2011). Суть ведического образования заключалась в достижении высоких идеалов в жизни человека через самореализацию. Ученики развивали такие добродетели, как нравственность, брахмачарья (безбрачие), жертвенность, простота, честность, служение, покорность, скромность, свобода от тщеславия. Ведическая система образования также ответственна за разделение общества на варны (касты). Образование было доступно только для высших каст индийского общества, а подавляющему большинству индийского населения было отказано в каком-либо формальном образовании. После завоевания Индийского субконтинента мусульманами система образования находилась под глубоким влиянием исламского учения. Традиционные медресе и куттабы стали местом преподавания грамматики, философии, математики и права. Эпоха мусульманского правления на Индийском субконтиненте принесла процветание и прогресс в области образования, несмотря на то что это время сопровождалось постоянными войнами и конфликтами между культурами (Azad, 2014). Вместе с тем в силу различных социально-экономических и политических причин к XVIII в. индийская система образования пришла в упадок (Радченко, 2020). После того как Британская Ост-Индская компания начала свою экспансию, возникла потребность в утилитарном образовании для простых масс, чтобы развивать устойчивые и продуктивные отношения между англичанами и индийцами. В учебную программу был введен английский язык, который в дальнейшем сыграл значительную роль в сплочении индийского народа и завоевании независимости[38]. Естественные науки и математика считались утилитарными предметами, в то время как метафизика и философия считались ненужными. Связь с силами природы, тесный контакт между учителем и учеником, наблюдаемые в традиционной системе образования, были ограниченны. Эти реформы получили название маколеизм (автор реформ 1834 г. - лорд Т.Б. Маколей). Усиление движения за независимость в начале XX в. привело также к развитию национальной системы образования. Однако глубочайшее социальное расслоение, бесправное положение низших каст, нехватка педагогических кадров - все это сдерживало доступ к образованию в Индии (Радченко, 2020). В дальнейшем после обретения независимости в Индии в 1947 г. было сформировано несколько комиссий по реформированию системы образования. В 1968 г. правительство И. Ганди[39] представило первую Национальную политику в области образования, основанную на докладе и рекомендациях Комиссии Котари[40]. В 1986 г. вторая Национальная политика в области образования была реализована правительством во главе с Р. Ганди[41]. Новая политика была сосредоточена «на устранении неравенства и обеспечении равных возможностей для получения образования», особенно для индийских женщин и отсталых классов общества (Супрунова, 1995). Несмотря на постулируемые приоритеты как в первой, так и во второй программе реформ, образование на протяжении десятилетий оставалось, скорее, привилегией, чем базовым правом. В этой связи правительством Н. Моди была разработана Новая политика в области образования в 2020 г.[42] Предпосылки проведения новой реформы образования в Индии По данным ООН на 1 июля 2023 г.[43] Индия стала наиболее густонаселенной страной мира (1,429 млрдчел.). Большая численность молодого населения предоставляет стране демографический дивиденд[44], который на текущем этапе способствует бурному экономическому росту (в 2021 г. - 9,1 %; в 2022 г. - 7,0 %; в среднем за 10 лет - 5,6 %)[45]. Вместе с тем одного оптимизма по поводу демографического дивиденда недостаточно, ведь на рынок труда Индии ежегодно выходят миллионы индийцев с низким уровнем образования. Несмотря на успехи, достигнутые в таких отраслях знаний, как информационные технологии, фармацевтическое и медицинское образование (Губина, 2019), высшее и во многих случаях среднее образование остается привилегией, доступной далеко не каждому индийцу. В таком случае многочисленное молодое население представляет собой не «дивиденд», а, скорее, бремя для государства. Уязвимость сложившейся структуры рынка труда была продемонстрирована во время пандемии COVID-19, когда во время локдауна в Индии[46] произошел массовый исход неквалифицированной рабочей силы из крупных городов, сопровождавшийся голодом и быстрым распространением пандемии. Подавляющее большинство местного населения задействовано на малых и микропредприятиях (Галищева, 2020) неформального сектора экономики. Соответственно, во время официально введенного локдауна миллионы индийцев были вынуждены остановить свою трудовую деятельность, не имея при этом никаких накоплений. Низкое качество большей части рабочей силы Индии является одним из следствий проблем в сложившейся системе образования. Если сравнивать основные показатели, связанные с системой образования стран БРИКС, то мы увидим, что по многим параметрам Индия заметно отстает от стран - партнеров по группировке (табл.1). Причем проблемы заложены на разных уровнях, о чем свидетельствуют представленные в таблице показатели. Таблица 1 Основные показатели развитости системы образования стран БРИКС в 2019 г. Основные показатели ЮНЕСКО Бразилия Россия КОД Индия Китай ЮАР 1 2 3 4 5 6 7 Грамотность среди взрослого населения, % Данные 94 100 HDR 74 97 95 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Охват детей дошкольным образованием, % 4,2.4 86,83 85,99 62,81 89,12 17,84 Количество лет бесплатного образования, гарантированного государством 4,2.5 2 4 0 0 0 Среднее число учеников на 1 учителя, чел. 4.c.2 20,9 8,44 (2014) 31,06 18,34 н/д Доля учителей с минимально необходимой квалификацией, % 4.c.1.a 4.c.3 78,69 99,3 83,77 91,13 н/д Расходы государства на одного учащегося (расчет по ППС), долл. США 4,5.4 н/д 7537,57 (2013) 192,21 н/д 853,47 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Доля детей, не посещающих школу, % 4,1.4 4,19 0,07 9,88 2,9 (2014) 10,79 Количество лет бесплатного образования, гарантированного государством 4,1.7.a 12 11 8 9 12 Продолжение табл. 1 1 2 3 4 5 6 7 Дети, завершившие обучение на данном уровне образования, % 4,1.2 95,67 99,6 93,5 97,8 97,5 Среднее число учеников на 1 учителя, чел. 4.c.2 21,97 21,85 37,83 17,13 н/д Доля учителей с минимально необходимой квалификацией, % 4.c.1.a 4.c.3 91,17 98,58 73,13 95,7 н/д Школы, имеющие доступ к электричеству, % 4.a.1 95,79 н/д 65,19 99,36 н/д Школы, имеющие компьютерное оборудование, % 4.a.1 53,54 51,51 16,76 98,31 н/д Школы, имеющие доступ к Интернету, % 4.a.1 62,04 н/д 6,36 97,82 н/д Расходы государства на одного учащегося (расчет по ППС), долл.США 4,5.4 3183,85 н/д 720,96 н/д 2455,2 НЕПОЛНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Доля детей, не посещающих школу, % 4,1.4 3,25 0,24 15,13 2,67 10,32 Дети, завершившие обучение на данном уровне образования, % 4,1.2 86,67 99,7 84,9 90,4 87,5 Среднее число учеников на 1 учителя, чел. 4.c.2 22,95 н/д 25,44 12,86 н/д Доля учителей с минимально необходимой квалификацией, % 4.c.1.a 4.c.3 75,98 99,3 75,03 97,91 н/д Школы, имеющие доступ к электричеству, % 4.a.1 97,83 н/д 78,3 99,41 н/д Школы, имеющие компьютерное оборудование, % 4.a.1 72,61 85,89 45,37 98,97 н/д Школы, имеющие доступ к Интернету, % 4.a.1 79,49 н/д 20,51 98,96 н/д Расходы государства на одного учащегося (расчет по ППС), долл. США 4,5.4 3174,59 н/д 720,99 н/д 2853,59 СТАРШАЯ ШКОЛА Доля детей, не посещающих школу, % 4,1.4 14,01 2,48 42,38 17,99 20,94 Дети, завершившие обучение на данном уровне образования, % 4,1.2 69,26 90,4 58,0 73,8 48,0 Среднее число учеников на 1 учителя, чел. 4.c.2 17,61 н/д 31,94 16,14 34,85 (2015) Источник: составлено автором по: UNESCO Institute for Statistics (UIS). UIS.Stat Bulk Data Download Service. 2023. sdg4-data.uis.unesco.org (accessed: 15.08.2023); UNDP United Nations Development Programme. Human Development Report 2021-22: Uncertain Times, Unsettled Lives: Shaping our Future in a Transforming World. New York. (accessed: 15.08.2023). Окончание таблицы 1 1 2 3 4 5 6 7 Доля учителей с минимально необходимой квалификацией, % 4.c.1.a 4.c.3 84,16 99,3 76,22 88,23 79,73 Школы, имеющие доступ к электричеству, % 4.a.1 99,75 н/д 92,3 99,55 н/д Школы, имеющие компьютерное оборудование, % 4.a.1 85,55 85,89 69,89 95,77 н/д Школы, имеющие доступ к Интернету, % 4.a.1 91,33 98,99 52,37 97,16 н/д Расходы государства на одного учащегося (расчет по ППС), долл. США 4,5.4 3514,10 н/д 1408,22 н/д 3141,15 Примечание: В скобках указаны последние имеющиеся данные. Table 1 Key indicators of the development of the education system of the BRICS countries, 2019 Key indicators UNESCO Brazil Russia India China South Africa 1 2 3 4 5 6 7 Literacy rate, adult total, % of people ages 15 and above Source: 94 100 HDR 74 97 95 PRE-PRIMARY EDUCATION Gross enrolment ratio, preprimary, % 4.2.4 86.83 85.99 62.81 89.12 17.84 Number of years of free preprimary education guaranteed in legal frameworks 4.2.5 2 4 0 0 0 Pupil-trained teacher ratio in preprimary education 4.c.2 20.9 8.44 (2014) 31.06 18.34 n/a Percentage of qualified teachers in pre-primary education, % 4.c.1.a 4.c.3 78.69 99.3 83.77 91.13 n/a Initial government funding per primary student, constant PPP$ 4.5.4 n/a 7537.57 (2013) 192.21 n/a 853.47 PRIMARY EDUCATION Out-of-school rate for children of primary school age, % 4.1.4 4.19 0.07 9.88 2.9 (2014) 10.79 Number of years of free primary and secondary education guaranteed in legal frameworks 4.1.7.a 12 11 8 9 12 Continuation of Table 1 1 2 3 4 5 6 7 Completion rate, primary education, % 4.1.2 95.67 99.6 93.5 97.8 97.5 Pupil-trained teacher ratio in primary education 4.c.2 21.97 21.85 37.83 17.13 n/a Percentage of qualified teachers in upper secondary education, % 4.c.1.a 4.c.3 91.17 98.58 73.13 95.7 n/a Proportion of primary schools with access to electricity, % 4.a.1 95.79 n/a 65.19 99.36 n/a Proportion of secondary schools with access to computers for pedagogical purposes, % 4.a.1 53.54 51.51 16.76 98.31 n/a Proportion of upper secondary schools with access to Internet for pedagogical purposes, % 4.a.1 62.04 n/a 6.36 97.82 n/a Initial government funding per upper secondary student, constant PPP$ 4.5.4 3183.85 n/a 720.96 n/a 2455.2 LOWER SECONDARY EDUCATION Out-of-school rate for adolescents of lower secondary school age, % 4.1.4 3.25 0.24 15.13 2.67 10.32 Completion rate, lower secondary education, % 4.1.2 86.67 99.7 84.9 90.4 87.5 Pupil-trained teacher ratio in lower secondary education 4.c.2 22.95 n/a 25.44 12.86 n/a Percentage of qualified teachers in lower secondary education, % 4.c.1.a 4.c.3 75.98 99.3 75.03 97.91 n/a Proportion of lower secondary schools with access to electricity, % 4.a.1 97.83 n/a 78.3 99.41 n/a Proportion of lower secondary schools with access to computers for pedagogical purposes, % 4.a.1 72.61 85.89 45.37 98.97 n/a Proportion of lower secondary schools with access to Internet for pedagogical purposes, % 4.a.1 79.49 n/a 20.51 98.96 n/a Initial government funding per lower secondary student, constant PPP$ 4.5.4 3174.59 n/a 720.99 n/a 2853.59 UPPER SECONDARY EDUCATION Out-of-school rate for adolescents of upper secondary school age, % 4.1.4 14.01 2.48 42.38 17.99 20.94 Completion rate, upper secondary education, % 4.1.2 69.26 90.4 58.0 73.8 48.0 Pupil-trained teacher ratio in upper secondary education 4.c.2 17.61 n/a 31.94 16.14 34.85 (2015) End of Table 1 1 2 3 4 5 6 7 Percentage of qualified teachers in upper secondary education, % 4.c.1.a 4.c.3 84.16 99.3 76.22 88.23 79.73 Proportion of upper secondary schools with access to electricity, % 4.a.1 99.75 n/a 92.3 99.55 n/a Proportion of upper secondary schools with access to computers for pedagogical purposes, % 4.a.1 85.55 85.89 69.89 95.77 n/a Proportion of upper secondary schools with access to Internet for pedagogical purposes, % 4.a.1 91.33 98.99 52.37 97.16 n/a Initial government funding per upper secondary student, constant PPP$ 4.5.4 3514.10 n/a 1408.22 n/a 3141.15 Source: compiled by the author based on: UNESCO Institute for Statistics (UIS). UIS.Stat Bulk Data Download Service. 2023. Retrieved August 15, 2023, from sdg4-data.uis.unesco.org; UNDP United Nations Development Programme. Human Development Report 2021-22: Uncertain Times, Unsettled Lives: Shaping our Future in a Transforming World. New York. Note: Last available data. Данные табл. 1 отчетливо свидетельствуют о том, что дошкольное и школьное образование в Индии имело недостаточный уровень поддержки со стороны государства. Многие школы не имеют базового доступа к электричеству, Интернету, питьевой воде; не во всех школах имеется туалет. Заработная плата учителей в стране низкая, что обуславливает дефицит кадров и большее количество учеников, приходящееся на одного учителя. Доля учащихся, не посещающих школу на каждой ступени образования, ощутимо выше, чем в других странах БРИКС. Большой процент детей, поступивших в школу, не завершает обучение из-за необходимости обеспечивать свои семьи, а также из-за сложности оценочной системы, с которой не все дети справляются. Неэффективная политика в области образования имеет долгосрочные последствия. Уровень грамотности среди взрослого населения в Индии (74 %, см. табл. 1) один из самых низких в странах Азии (ниже только у Афганистана, Пакистана, Непала и Бутана). Беспокойство вызывает тот факт, что в Индии наблюдается серьезный гендерный разрыв в образованности взрослого населения (82 % взрослых мужчин и только 66 % женщин владеют грамотой).[47] Если обратиться к другой ступени образования, то, сравнивая удельный вес выпускников школ, которые продолжают обучение в вузах, Индия, несмотря на заметный прогресс за несколько десятилетий (рис. 1), заметно отстает от России, Китая и Бразилии. Рис.1. Доля выпускников школ, продолжающих обучение в высшей школе, % Источник: рассчитано по: World Bank Open Data, 1971-2021. URL: https://data.worldbank.org/topic/ education?view = chart. (accessed: 15.08.2023). Figure 1. Gross enrollment ratio in institutions of higher education in BRICS countries, % Source: compiled by the author based on: World Bank Open Data, 1971-2021. Retrieved August 15, 2023, from https://data.worldbank.org/topic/education?view = chart Анализ показателей государственных расходов на образование (в процентах от ВВП и в процентах от совокупных государственных расходов) показывает, что Индия выделяет довольно значимую долю государственного бюджета на финансирование образования, по сравнению, например, с Россией и КНР (табл. 2). Со времен приобретения Индией независимости высшее и среднее профессиональное образование в Индии интенсивно развивалось. Рост таких секторов экономики, как информационные технологии, фармацевтическая промышленность, во многом был обусловлен масштабными государственными расходами на развитие именно этих специальностей. Таблица 2 Государственные расходы на образование в странах БРИКС в 2019 г. Расходы Бразилия Россия Индия Китай ЮАР Государственные расходы на образование, % от ВВП 5,96 3,51 3,9 3,54 5,93 Расходы на образование, % от государственных расходов 15,96 9,29 15,0 11,23 18,69 Источник: составлено автором по: UNESCO Institute for Statistics (UIS). UIS.Stat Bulk Data Download Service. 2023. URL: sdg4-data.uis.unesco.org. (accessed: 15.08.2023). Table 2 Government expenditure on education in BRICS countries, 2019 Expenditure Brazil Russia India China South Africa Government expenditure on education as a percentage of GDP, % 5.96 3.51 3.9 3.54 5.93 Expenditure on education as a percentage of total government expenditure, % 15.96 9.29 15.0 11.23 18.69 Source: compiled by the author based on: UNESCO Institute for Statistics (UIS). UIS.Stat Bulk Data Download Service. 2023. Retrieved August 15, 2023, sdg4-data.uis.unesco.org В масштабах густонаселенной страны с низкой образовательной базой ставка только лишь на определенные сегменты высшего образования недостаточна. Соответственно, давно назрела необходимость изменения общей политики в области образования. Реформа системы образования Индии 2020 г. Новая национальная политика в области образования (далее - НОП) разрабатывалась в течение пяти лет правительством Н. Моди и была обнародована 29 июля 2020 г. Концептуальным новшеством НОП является внедрение современных методов обучения, развитие навыков XXI века (творчество, критическое мышление, решение проблемных ситуаций). НОП осуществляется поэтапно: первый этап начался в 2021 г. (Карнатака стала первым штатом в Индии, внедрившим новую политику) и полностью будет реализована к 2025 г.[48] Далее рассмотрим основные нововведения системы образования. Доступность образования Новая образовательная политика направлена на повышение доступности образования для всех слоев населения и регионов. В Индии еще в 2002 г. была принята 86-я поправка в Конституцию, а в 2009 г. был принят Закон о праве на образование, в соответствии с которым образование в Индии бесплатно и обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 14 лет. Несмотря на это, не все родители пользуются правом на бесплатное образование, приобщая ребенка к работе с раннего возраста. Для поступления в школу необходимо пройти вступительные испытания[49]. Многие дети не посещают детские сады, находясь на попечении старших родственников или посещают муниципальные сады, где качество образовательных услуг не так высоко развито, как в частных детских садах. НОП интегрирует дошкольное образование в общую систему, что является одним из наиболее значимых достижений Программы. В НОП подчеркивается необходимость роста числа зачислений детей в возрасте 3 и 6 лет в систему формального образования[50]. Кроме того, высок процент детей, оставивших школу в силу разнообразных причин (невозможность регулярно посещать школу, удаленность от дома, отсев при сдаче переводных экзаменов) (Зиборов, 2018). НОП предусматривает альтернативные способы обучения в том случае, когда ученик не может посещать школу. Это предотвратит высокий отсев среди учащихся с возможностью использовать цифровые платформы для обучения. Критики реформ указывают на проблемы с доступностью электричества и Интернета в некоторых школах. Такие проблемы в первую очередь характерны для сельской местности, соответственно, проблемы с посещаемостью также возникают чаще всего именно в таких поселениях. Вместе с тем, несмотря на критику, индийские власти предпринимают серьезные усилия для искоренения данной проблемы. Два года, прошедших во время распространения пандемии COVID-19, показали, что индийская система образования способна адаптироваться под нужды учащихся, принимая цифровой вызов эпохи. Система 5 + 3 + 3 + 4 Одной из наиболее значимых составляющих реформы образования стала замена традиционной системы образования 10+2 на систему образования 5+3+3+4 (рис. 2). НОП объединяет классы яслей и детских садов с 1-2 классами традиционной школы, тем самым осуществляется более плавный переход от игровой деятельности к академической. Более дробное деление на фазы соответствует этапам когнитивного развития, которые ребенок переживает в раннем детстве, начальной и средней школе[51]. Рис. 2. Дореформенная и постреформенная структура системы образования в Индии Источник: составлено по: National Education Policy 2020. Ministry of Human Resource Development Government of India. URL: https://www.education.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/NEP_Final_English_0.pdf. (accessed: 10.08.2023). Figure 2. Pre-reform and post-reform structure of Indian education system Source: compiled by the author based on: National Education Policy 2020. Ministry of Human Resource Development Government of India. Retrieved August 10, 2023, from https://www.education.gov.in/sites/upload_ files/mhrd/files/NEP_Final_English_0.pdf Базовый этап длится 5 лет (дошкольное образование + 1-2 классы) и основан на игровых стратегиях обучения. Подготовительный этап включает три года (3-5 классы), и на нем также преобладают игровые и интерактивные формы обучения. Особое внимание на обоих этапах уделяется языковым и математическим компетенциям. На среднем этапе обучения (6-8 классы) происходит смена педагогической модели - переход к гибкой форме обучения. В процессе обучения учащиеся развивают такие жизненные навыки, как работа в команде, решение проблем и критическое мышление. Они узнают основы физики, социальных наук, математики, искусства и гуманитарных наук. НОП подчеркивает значимость не механического заучивания, а критического осмысления изучаемых дисциплин. И, наконец, последняя ступень школьного образования (9-12 классы) завершает основную учебную программу и предоставляет ученикам возможность выбора целого ряда факультативов (языки, искусство, профессиональные предметы). Если ранее учащиеся обязаны были слушать все предметы в едином потоке, то теперь система предусматривает формирование различных групп, изучающих выбранные дисциплины. Данная ступень образования поможет сформировать у учащихся навыки и знания, необходимые для подготовки к дальнейшему образованию или выходу на работу. Одним из приоритетов НОП в области высшего образования является увеличение валового коэффициента зачисления с 26,3 до 50 % к 2035 г.[52] Кроме того, так же как и в школе, сделан упор на междисциплинарность и гибкость учебных планов. Студент вправе выбирать учебные дисциплины, продолжительность своего обучения, получая соответствующую степень. Опора на базовую грамотность Базовая грамотность является одним из приоритетов НОП. По мнению реформаторов в области образования, грамота является тем фундаментом, на котором в дальнейшем выстраивают компетенции более высокого порядка. Исследования показали, что дети учатся лучше, когда их учат на их языке. В этой связи региональный язык будет основным средством обучения до пятого класса. Обучение на родном языке позволит легко освоить грамоту, а также подготовит базу для изучения других языков (хинди и английского языка). Критики современной реформы считают, что обучение на региональном языке в начальной школе чревато потерей преимуществ, связанных со свободным владением английском языком. США является для Индии ведущим партнером, туда направляется 18 % экспорта товаров из Индии[53]. Индия также является центром офшорного программирования, обслуживая в первую очередь нужды американских компаний. Сторонники же реформ отмечают, что для учащихся высших учебных заведений языкового барьера не предвидится, тогда как преподавание на региональных языках должно существенно облегчить процесс вовлечения детей в систему образования. Квалификация учителей НОП вводит единые минимальные стандарты для учителей по всей стране. В Программе определены роли и компетенции для учителей различного уровня; предусмотрена система оценки эффективности их работы. Вместе с тем проблема кадров связана не только с низкой квалификацией учителей, но и в целом с их нехваткой, а также с необходимостью выполнять иные функции, не связанные с преподаванием. Так, согласно исследованию, проведенному Национальным институтом планирования и управления в области образования[54], индийские преподаватели тратят на преподавание лишь около 19 % своего времени, в то время как остальная часть времени занята главным образом административной работой, не связанной с преподаванием. Каким образом будут решаться указанные проблемы, в НОП не указано. Заключение Проблема системы школьного образования в Индии назревала длительный период времени. Последняя программа реформ была принята в 1986 г., однако показатели образованности населения и доступности образования демонстрировали отсутствие ощутимого прогресса в этой сфере на протяжении трех десятилетий. Многие индикаторы, характерные для Индии, находятся ниже показателей стран БРИКС и многих других стран (за исключением некоторых азиатских и африканских государств с низким уровнем доходов). В этой связи Национальная образовательная политика 2020 - это программа реформ системы образования в Индии, которая призвана решить указанные проблемы. Ключевые особенности НОП заключаются в следующем: 1. Сделать систему образования доступной, целостной и отвечающей потребностям экономики и общества. В основе лежит междисциплинарный подход, который призван помочь учащимся научиться критически мыслить, проявлять творческий подход и решать проблемы. 2. Изменение системы образования на всех уровнях (переход от системы 10+2 к системе 5+3+3+4), включение дошкольного образования в общую систему образования, что позволит сделать переход из детского сада в школу более плавным и закономерным. 3. Изменение подхода к образовательным кадрам (отбор и поощрение учителей, оценка их квалификации). 4. Трехъязычная система обучения (региональный, хинди и английский язык), опора на базовую грамотность и счет. В целом, согласно НОП, обучение должно быть целостным, радостным, свободным от стресса и процессом длиною в жизнь. Для реализации в том числе этих целей НОП упрощает систему оценивания, заменяя переводные экзамены на менее стрессовую систему измерения компетенций учеников. Таким образом, основной целью Национальной политики в области образования 2020 г. является повышение доступности системы школьного образования и создание гибкой системы обучения, где ученики будут развивать широко востребованные компетенции. Такой подход позволит уже в школе осознать, в каком направлении необходимо развиваться далее на следующей фазе обучения или завершить обучение по окончании вторичной ступени образования и приступить к работе с использованием полученных знаний и навыков. Реализация указанной политики позволит постепенно преодолевать проблему низкого качества рабочей силы и в полной мере получать демографический дивиденд.
×

Об авторах

Марьяна Андреевна Губина

Санкт-Петербургский государственный университет; Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: m.gubina@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0672-8097

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики, Санкт-Петербургский государственный университет; доцент кафедры экономики, Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9; Российская Федерация, 199178, Санкт-Петербург, Средний пр. Васильевского острова, д. 57/43

Список литературы

  1. Галищева Н.В. Роль мелкого производства в достижении устойчивого развития в Индии // Вестник МГИМО-Университета. 2020. № 13 (3). C. 151-169. https://doi.org/10.24833/20718160-2020-3-72-151-169
  2. Губина М.А. Импортозамещение и/или экспортная ориентация: опыт фармацевтической промышленности Индии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2019. Т. 35, № 2. C. 197-222. https://doi.org/10.21638/spbu05.2019.202
  3. Зиборов О.В. К вопросу о конституционных основах права на образование в Индии // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. C. 25-27.
  4. Радченко Л.Р. Становление и развитие высшего образования в Индии: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ульяновский государственный университет. Ульяновск, 2020. 50 c.
  5. Супрунова Л.Л. Теория и практика реформирования общего образования в современной Индии (70-90-е годы). М.: МГУ, 1995. 38 с.
  6. Azad J.L. Evolution of Indian Education: From Colonial Stranglehold to Resurgent India (A Critical Study, in an Historical Perspective, of The Development of Indian Education During the Period 1813 to 2013). Gyan Publishing House, 2014. 610 p.
  7. Bhimbat L.D., Wadehra R. Evolution of Education in India: A Historical Perspective. Ukay Publishing Co., 2011. 170 p.
  8. Krishna A.H., Sekhar M.R., Teja K.R., Swamy B.A. Primary education during pre and post right to education (RTE) act 2009: An empirical analysis of selected states in India // International Journal of Humanities and Social Science Invention (IJHSSI). 2017. № 6 (11). P. 41-51.
  9. Varghese N.V. Internationalisation of higher education. Global trends and Indian initiatives. Reimagining Indian universities / еd. by P. Mittal and S. Rama Pani. Publisher: Association of Indian Universities, New Delhi (India), 2020. P. 21-38.

© Губина М.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах