Россия на мировом рынке авиадвигателей: проблемы и перспективы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Авиационная промышленность является одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики. По этой причине основные производители гражданской авиации, которые обладают полным производственным циклом по созданию самолетов, представлены ограниченным количеством стран. Это США, Франция, Германия, Великобритания и Испания, а также Россия, Бразилия, Канада, Китай. На международном рынке гражданской авиации безусловными лидерами выступают производители Boeing и Airbus. На рынке авиационных двигателей также лидируют компании из США (General Electric, Pratt & Whitney) и Европы (Rolls-Royce, Safran). Авиастроение в России после затяжного спада начало успешно интегрироваться в мировую авиационную промышленность. Но ограничения, введенные весной 2022 г. против российской гражданской авиации, оказали влияние на возможности ее развития в рамках международных производственных цепочек стоимости, существенно изменили планы как по отдельным проектам, так и в целом по российской авиаотрасли. В работе поставлена цель - определить место и перспективы России на мировом рынке авиадвигателей; выявить возможности отечественных предприятий, в ускоренном порядке реализовывать мероприятия по переводу всех самолётных систем и агрегатов на отечественные аналоги. Дается общая характеристика мирового гражданского самолетостроения, включая производство авиадвигателей. Представлены ведущие компании на мировом рынке авиастроения. Результаты исследования позволили определить основные тренды на этом рынке; выявить факторы и условия, оказывающие влияние на их формирование. В этом контексте анализируются проблемы российского авиапрома, его возможности обеспечить гражданскими лайнерами внутренний рынок в обозримой перспективе.

Об авторах

Виктор Николаевич Пинчук

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: pinchuk_vn@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0003-4516-9347

доктор экономических наук, профессор кафедры международных экономических отношений, экономический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Дмитрий Александрович Занчев

Российский университет дружбы народов

Email: 1142220471@pfur.ru
аспирант, кафедры международных экономических отношений, экономический факультет Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Alcock, C. (2022). New GE Aerospace Unit Laser-focused on Airline Recovery. AIR Online. Retrieved April 10, 2023, from https://www.ainonline.com/aviation-news/airtransport/2022-07-19/new-ge-aerospace-unit-laser-focused-airline-recovery
  2. Bazikova, I.V. (2018). The main problems of competitiveness of the aviation industry in Russia. Bulletin of the University, 7, 49-55 (In Russ.)
  3. Borisov, Yu. (2022). Russia is forced to implement import substitution in an expedited manner. Aviation of Russia. Retrieved April 10, 2023, from https://aviation21.ru/yurij-borisovrossiya-vynuzhdena-v-uskorennom-poryadke-realizovyvat-importozameshhenie/ (In Russ.).
  4. Bogdanova, M.V., & Prikhodchenko, M.K. (2017). Analysis of the state and development of the aviation industry of the Russian Federation. Bulletin of the University, 2, 9-13 (In Russ.).
  5. Clark, N. (2019). Airbus: The First 50 Years: The Story of a World-Leading Aviation Innovator. Urbane Publications, 400.
  6. Elentsova, M.A. (2009). Passengers’ perception of the “safety of flights” factor. The Civil Aviation High Technologies (Nauchnyi Vestnik MGTU GA), 146, 92-97 (In Russ.).
  7. Ivashov, N. (2023). Putin: the state will pay priority attention to the development of the civil air fleet. Expert. Retrieved April 10, 2023, from https://expert.ru/2023/02/9/putin-gosudarstvobudet-udelyat-prioritetnoye-vnimaniye-razvitiyu-grazhdanskogo-vozdushnogo-flota/ (In Russ.).
  8. Kennedy, R. (2019). GE1 “Building Block” Engine: Greatest GE Jet Engine Ever?. GE Aerospace. Retrieved April 10, 2023, from https://blog.geaerospace.com/100-year-anniversary/ge1building-block-engine-greatest-ge-jet-engine-ever/
  9. Kuznetsova, F.A. (2021). The modern role of the state in the development of the commercial aviation industry of Russia and its presence on the world market. Russian Foreign Economic Bulletin, 6, 102-111 (In Russ.).
  10. Kuzmin, L.V. (2019). Aviation Industry of Russia: Modern problems and prospects of development. Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics, 163-166 (In Russ.).
  11. Palkin, V.A. (2019). Review of works in the USA and Europe on aero engines for civil aircraft of 2020…2040’s. Aviation Engines Journal, 3(4), 63-83 (In Russ.).
  12. Roberts, D. (2017). Entering the Civil Aircraft Industry: Business Realities at the Technological Frontier. Dog Ear Publishing, 180.
  13. Soyustov, А. (2020). Serial production of PD-14 engines for the MS-21-310 aircraft has begun. VPK News. Retrieved April 10, 2023, from https://vpk.name/en/705948_serial-productionof-the-pd-14-aircraft-engine-has-begun.html (In Russ.).
  14. Vasigh, B., Tacker, T., & Fleming, K. (2018). Introduction to Air Transport Economics. From Theory to Applications. 3rd Edition. Routledge, 357

© Пинчук В.Н., Занчев Д.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах