Современное состояние и перспективы развития морских портов Китая

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С экономической точки зрения порты способствуют всестороннему развитию городов и могут оказывать всестороннее стимулирующее воздействие на экономику внутренних районов. Являясь узлом, соединяющим различные виды транспорта, такие как железные дороги, автомагистрали, авиация и трубопроводы, порты являются незаменимым компонентом транспортной сети государства. В ходе поэтапного совершенствования транспортной системы Китайской Народной Республики (КНР) портовая отрасль страны активно поддерживается национальной политикой. Вместе с тем порты являются воротами для внешней торговли страны или региона. Эффективность работы портов напрямую связана с эффективностью внешнеэкономического сотрудничества. Кроме того, развитие портов тесно связано с экономической безопасностью страны. Порты инициируют социально-экономический рост региона, служат центром социальной деятельности. Порты также являются основным источником занятости, поскольку в портах занято большое количество рабочих. Становление Китая как великой морской державы на наших глазах становится свершившимся фактом. В условиях глубоких изменений во внутренней и международной макросреде портовая отрасль КНР ускоряет темпы трансформации и модернизации, придерживаясь новых концепций развития и обеспечивая решительную поддержку экономического развития государства. В исследовании раскрывается современное лидерство Китая в мировой портовой отрасли, сформировавшееся в жесткой конкурентной борьбе крупнейших портов Восточной Азии. Изучены этапы развития портов КНР и роль плановой экономики в этом процессе, современная структура портового хозяйства КНР и ведущих портов страны. Рассматриваются новые тенденции и перспективы развития как континентальных, так и зарубежных портов КНР. Анализируется место КНР в современной мировой портовой отрасли, проводится определение этапов развития портов КНР и роли плановой экономики в этом процессе, исследование современной структуры портового хозяйства КНР и ведущих портов страны, выявление новых тенденций и перспектив развития континентальных и зарубежных портов КНР, рассматриваются ключевые тенденции и проблемы, лежащие в основе последних изменений в портовой системе Китая. До настоящего времени в отечественной библиографии не было комплексного исследования, дающего общее представление о роли портового хозяйства в развитии экономики КНР и лидерстве Китая в портовой и судоходной отраслях мира. Настоящее исследование призвано восполнить этот пробел.

Полный текст

Введение Развитие портовой индустрии Китая тесно связано с развитием экономики страны и реформированием национальной экономической системы. Стратегия экономической открытости КНР способствовала существенному росту импорта и экспорта. Рост спроса неизбежно приводит к быстрому росту портовой отрасли и ее инновационному развитию. Благодаря постоянному развитию внешней торговли Китай превратился в одну из крупнейших портовых держав. КНР вступила в «новую норму» среднеи высокоскоростного роста, повышения качества и эффективности, структурной оптимизации и инновационного развития портовой отрасли. На этом пути, помимо важных стратегических возможностей, присутствуют серьезные вызовы, противоречия и риски. В решении поставленных задач и нивелировании рисков Китай руководствуется «пятью концепциями развития: инновации, координация, экологичность, открытость и совместное использование»[68] (Шуй Юнь…). Создаются возможности для активного развития, реализуется структурная оптимизация в управлении и нормотворчестве. Актуальность исследования обусловлена уникальным опытом КНР в области построения взаимосвязанных транспортных структур, ключевыми связующими объектами которых являются порты. Происходящие в текущее время существенные трансформации в мировой морской системе, связанные последовательно с торговыми войнами КНР и США, пандемией COVID-19 и санкционными действиями коллективного Запада в связи с проведением Специальной Военной Операции РФ на Украине, повышают актуальность данной монографии и усиливают необходимость теоретических и практических исследований, посвященных оптимизации транспортных, в том числе портовых, проектов для построения новой модели мировой морской отрасли, новых логистических маршрутов с учетом новой геополитики. Актуальность работы также обусловлена не до конца еще раскрытым высоким потенциалом российско-китайского партнерства в портовой сфере. В этом контексте сухопутные и водные транспортные магистрали России, занимающей уникальное положение на геополитической карте Евразии, помогут в переориентации транспортных потоков РФ и КНР с учетом геополитических трансформаций. Материалы и методы Степень научной разработанности проблемы. На основании проведенного анализа научных работ по теме исследования надо отметить, что изучены отдельные аспекты и конкретные сюжеты развития портов КНР, а именно становление Китая как великой морской державы (Ларин, Песцов, 2020), история формирования (ходова, Вершинина, 2015), опыт развития (Метёлкин, Овчинников, 2014), тенденции и проблемы портов в Китае (Мозиас, 2013), состояние портовой инфраструктуры КНР (Кочетова, Попова, Левченко, 2019), участие государства в становлении портового хозяйства КНР (Федоров, Овчинников, 2011), развитие Морского Шелкового пути XXI в. в плане экономического (Бевеликова, Петровский, 2021) и геополитического влияния в мире (Комиссина, 2017), роль портов в транспортной системе КНР (Акимов, 2020; Меринова, 2020; Сячин, Эпштейн, 2020), специфика функционирования портов в КНР (халатян, Бойко, 2020), исследовалась роль морских портов КНР как ключевых элементов в международной торговле (Корчагина, Топина, Ядыкин, 2020), факторы развития крупнейших портов КНР (Семенова, Аристова, 2020), пути оптимизации инфраструктурных показателей портов КНР (Дирко, Тихомирова, 2020; Юзеев, 2018). До настоящего времени в отечественной библиографии не было комплексного исследования, дающего общее представление о роли КНР в морской отрасли мира за счет развития портового хозяйства. Зарубежная библиография по теме портового и морского развития КНР представлена более широко. Основные темы исследования: морское судоходство как движущая сила глобализации (Aritua at al., 2020), рост международной торговли и контейнеризация (Jiang, Li, Mao, 2012), изменение моделей мировой торговли (Fugazza, Hoffmann, 2017), международная торговля и морские перевозки (Ghiasy, Fei, Saalman, 2018), управление портом (Huo, Zhang, Chen, 2018; Notteboom, Yang, 2017; Notteboom, Haralambides, 2020) и реформа (Brooks, Cullinane, Pallis, 2017), «зеленые и умные» порты (Lirn, Jim Wu, Chen, 2013). Методологическая база исследования основывается на междисциплинарном подходе. В данном исследовании применен спектр общенаучных, экономических, статистических, политологических и исторических методов, что позволило комплексно подойти к объекту исследования. Инструментарий исследования складывается из результатов мониторинга в основном зарубежных, в первую очередь китайских, подходов (на основе массива китайских публикаций, близких к тематике настоящего проекта, так как отечественная библиография не обладает достаточным количеством информации) и дальнейшего применения компаративистской методики, методики сравнительного анализа, метода системного и экономического анализа, ценностно-ориентированного подхода, институционально-правового и стадиального подходов. Результаты исследования Изучение текущего состояния мировой морской индустрии и места Китая в ней показало, что китайская составляющая за последние два десятилетия стала практически несущей основой мировой морской торговли. По некоторым показателям морской отрасли Китай превосходит не только ведущие мировые экономики, но и суммарные показатели большинства континентов. Важность Китая для мировой морской отрасли подтверждается следующими основными показателями: y Китай является центральным звеном глобальной производственной цепочки. Порты Китая в целом имеют наибольший уровень портового грузооборота, на КНР приходится 28 из 50 крупнейших портов по этому показателю (включая Гонконг, Китай), среди 20 крупнейших портов 16 принадлежат Китаю, а пять китайских портов в Нинбо, чжоушань, Шанхай, Таншань, Циндао и Гуанчжоу прочно входят в первую пятерку лидеров по грузообороту в мире; y с 2001 г. (год вступления КНР в ВТО) объем морского импорта Китая достиг среднегодового совокупного темпа роста 12 %, а темпы роста экспорта оставались выше 4 %; y около 65 % прироста мировой морской торговли (28,9 млрд т) пришлось на Китай (с 2001 г.); y в 2020 г. объем морской импортной торговли Китая составил 25 % от общемирового объема; y с 2001 по 2021 г. размер флота китайских судовладельцев увеличился почти в 10 раз - с 27,9 млн брутто-тонн до 217,7 млн брутто-тонн, а размер флота увеличился в 7,8 раза и составляет 15 % мирового флота, что делает Китай вторым по величине судовладельцем в мире[69]; y лизинг судов в Китае также стал центром внимания на мировом рынке судоходства: три китайские лизинговые компании входят в число 20 крупнейших финансовых учреждений мира; после десяти лет развития лизингового бизнеса в Китае текущий флот лизинговых компаний насчитывает в общей сложности 128,9 млн брутто-тонн, на складской флот приходится 8 % мирового флота, а на долю заказанных судов - 10 % от мировых[70]; y 1-е место по грузопотоку контейнерных портов по итогам 2021 г.: доля 39,5 % от общего числа контейнерных перевозок, семь китайских портов входят в ТОП-10 и десять входят в топ-20 (2022); y 1-е место в рейтинге по Индексу обслуживания линейного судоходства; y по количеству прибытий судов в порты и среднему времени пребывания в порту Китай также находится на лидирующих позициях: среди 25 стран с наибольшим количеством прибывающих контейнеровозов самое быстрое среднее время оборота было в Японии - 0,34 дня (1-е место в рейтинге), затем следует провинция Тайвань (провинция Китая) - 0,44 дня (2), Гонконг (САР Китая) - 0,52 дня (3), а Китай и Турция - по 0,62 дня (4); y в десятку крупнейших Международных судоходных центров (МСЦ) по рейтингу 2021 г. с точки зрения совокупной мощи вошли (в порядке лидерства в рейтинге): Шанхай (3-е место в рейтинге), Гонконг (4-е), Дубай, Нинбо чжоушань (10-е); y по глобальному Индексу эффективности контейнерных портов (CPPI) порты Китая занимают следующие позиции в рейтинге Всемирного банка по индексу: 3-е место в рейтинге - чиван (является частью порта Шэньчжэнь), 4-е - порт Гуандун, 5-е - порт Гаосюн (провинция Тайвань), 6-е - порт Гонконг, 7-е - порт Циндао, 8-е - порт Шекоу (является частью порта Шэньчжэнь); y крупнейший и самый загруженный порт в мире - порт Шанхая (КНР); y Китай входит в тройку лидеров крупнейших стран-судовладельцев (2021 г.) как по коммерческой стоимости их флотов (3-е место после Японии и Греции), так и по грузоподъемности (2-е место после Греции); y КНР входит в ТОП-5 крупнейших стран происхождения моряков и в списке лидеров за 2021 г. занимает 4-е место; y в сфере судостроения Китай также занимает лидирующие позиции - 47,2 % всех построенных в мире судов (2022); y в рейтинге крупнейших морских перевозчиков китайская China COSCO Shipping Corporation Limited (COSCO) занимает 4-е место (февраль 2022 г.) после Maersk, MSC и CMA CGM. Китай является страной с самой высокой степенью морского сообщения в мире - он установил судоходные маршруты с крупными портами в более чем ста странах и регионах. Такой уровень развития является не результатом случайного стечения обстоятельств, а следствием тщательного и стратегического планирования. Всего в КНР насчитывается около 2 тыс. морских и речных портов (150 прибрежных портов), 130 из которых открыты для судов иностранных государств, 34 крупных порта (включая прибрежные порты и внутренние речные порты) с грузооборотом более 100 млн т в материковом Китае (за исключением Гонконга, Макао и Тайваня), 22 из них прибрежные. По итогам 2021 г. 8 из 10 самых загруженных портов мира находятся в Китае. За последние 20 лет совокупный годовой темп роста китайского импорта морских перевозок составил 12 %, а рост экспорта оставался на уровне более 4 %; среди них с 2009 по 2020 г. около 65 % прироста мировой морской торговли (28,9 млрд т) пришлось на долю Китая[71]. В 2021 г. объем торговли китайским импортом морских перевозок уже составлял 1/4 от общемирового объема. Морской импорт и экспорт Китая составляет 30 % от общемирового объема. Порты Китая являются самыми загруженными водами в мире. 7,7 % от общего времени работы мирового флота находится в китайских водах[72]. Водный транспорт КНР обеспечивает мощную поддержку экономического и социального развития, способствует оптимизации размещения промышленности вдоль прибрежных районов Китая и переносу промышленности в центральные и западные районы, играет важную вспомогательную роль в реализации крупных региональных стратегий, таких как скоординированное развитие Пекин - Тяньцзинь - хэбэй, развитие экономического пояса реки Янцзы и строительство района Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао. Являясь важной частью водного транспорта, порты КНР - ключевые компоненты транспортной сети страны, узлы, соединяющие различные виды транспорта, такие как железные дороги, автомагистрали, авиация и трубопроводы. Общий объем грузоперевозок всеми видами транспорта в КНР за 2021 г. составил 52,97 млрд т, из них на грузоперевозки по водным путям приходилось 8,24 млрд т, или 15,7 % (лидируют автотранспортные перевозки с долей 73,9 %, железнодорожные перевозки - 8,9 %). Общий грузооборот по стране составил 22 357,4 млрд ткм, из них лидирует грузооборот по водным путям 11557,8 млрд ткм, что составляет 51,7 % от общего (30,9 % - автотранспортный грузооборот, 14,8 % - железнодорожный)[73]. Объем коммерческих грузов с 2001 г. увеличился более чем в 6 раз, в основном за счет морских перевозок (табл. 1). Таблица 1 Основные показатели портовой и смежных отраслей КНР и темпы прироста в 2001-2021 гг. Показатель 2001 2010 2021 Среднегодовые темпы роста, % Итого прирост , % 2001/ 2010/ 2010 2021 2001/ 2021 Количество причалов класса 10 тыс. т и более 810 1661 2659 166,1 6,0 228,3 Объем коммерческих грузов, млрд т: в т.ч. внутренние водные перевозки морские перевозки 1,330 1,049 0,280 3,789 3,209 0,581 8,240 4,189 4,051 28,5 30,6 20,8 19,8 11,9 63,4 619,5 399,3 1446,8 Выполненный грузооборот, млрд ткм: в т.ч. внутренние водные перевозки морские перевозки 2 598,89 545,83 2053,06 6842,753 2242,87 4599,915 11557,751 1773,599 9784,151 26,3 41,1 22,4 15,4 7,2 19,3 444,7 324,9 476,6 Пассажиропоток, млн пассаж.: в т.ч. внутренние порты прибрежные порты 189,055 - - 177,000 104,000 73,000 47,736 1, 218 46, 517 -0,7 - - -6,6 -9.9 -3,6 -74,8 - - Пассажирооборот, млрд. пасс.-км 8,989 7,227 3,311 -2,0 -5,4 -63,2 Грузооборот портов, млрд т: в т.ч. внутренние порты прибрежные порты Внешнеторговые грузы, млрд т: в т.ч. внутренние порты прибрежные порты Грузооборот по видам грузов, млрд т: уголь и продукты нефть,природный газ и продукты металлическая руда горнодобывающие и строит.мат. сталь 2,400 0,950 1,450 0,660 0,060 0,600 0,450 0,310 0,200 0,190 0,080 8,932 3,288 5.645 2,501 0,213 2,288 1,646 0,712 1,263 1,204 0,391 15,545 5,573 9,973 4,697 0,509 4,188 2,831 1,316 2,399 - - 37,2 34,6 38,9 37,9 35,5 38,1 36,6 23,0 63,2 63,4 48,9 15,8 15,4 16,1 17,1 21,7 16,6 15,6 16,8 17,3 - - 647,7 586,6 687,8 711,7 848,3 698,0 629,1 424,5 1 199,5 - - Контейнерооборот, млн TEU в т.ч. внутренние порты прибрежные порты 27,480 2,790 24,700 146,000 14,680 131,000 282,720 33,40 249,33 53,1 52,6 53,0 17,6 20,7 17,3 1 028,8 1 197,1 1 009,4 Инвестиции в строительство портов и водных путей, млрд юаней: в т.ч. внутренние порты прибрежные порты 17,400 12,400 5,000 117,141 33,453 83,687 151,300 74,300 72,300 67,3 27,0 167,4 11,7 20,2 -1,2 869,5 599,2 1 446,0 Количество кораблей, тыс. единиц Грузоподъемность, млн т Пассажировместимость, млн пасс. Контейнерная вместимость, млн TEU 210,786 54,495 1,077 0,506 178,386 180,409 1,003 1,325 138,511 284,327 0,857 2,885 -1,5 33,1 -0,7 26,2 -2,0 14,3 -1,3 19,8 -34,3 521,7 -20,4 570,2 Источник: составлено автором по данным Веб-сайта Министерства транспорта КНР. URL: http://www.gov. cn (дата обращения: 18.02.2023). Table 1 Main indicators of the port and related industries of China and growth rates, 2001-2021 Indicator 2001 2010 2021 Average annual growth rates, % Total increase 2001/ 2010/ 2010,% 2021,% 2001/ 2021,% The number of berths of class 10 thousand tons or more 810 1661 2659 166.1 6.0 228.3 Volume of commercial cargo, bill tons: including inland water transportation sea transportation 1.330 1.049 0.280 3.789 3.209 0.581 8.240 4.189 4.051 28.5 30.6 20.8 19.8 11.9 63.4 619.5 399.3 1446.8 Completed cargo turnover, billion tkm: including inland water transportation sea transportation 2 598.89 545.83 2053.06 6842.753 2242.87 4599.915 11557.751 1773.599 9784.151 26.3 41.1 22.4 15.4 7.2 19.3 444.7 324.9 476.6 Passenger traffic, mill passengers: including domestic ports coastal ports 189.055 - - 177.000 104.000 73.000 47.736 1. 218 46. 517 -0.7 - - -6.6 -9.9 -3.6 -74.8 - - Passenger turnover, billion pass.-km 8.989 7.227 3.311 -2.0 -5.4 -63.2 Cargo turnover of ports, billion tons: including internal ports coastal ports Foreign trade cargo, billion tons: including domestic ports coastal ports Cargo turnover by type of cargo, billion tons: coal and products oil,natural gas and products metal ore mining and construction.mat. steel 2.400 0.950 1.450 0.660 0.060 0.600 0.450 0.310 0.200 0.190 0.080 8.932 3.288 5.645 2.501 0.213 2.288 1.646 0.712 1.263 1.204 0.391 15.545 5.573 9.973 4.697 0.509 4.188 2.831 1.316 2.399 - - 37.2 34.6 38.9 37.9 35.5 38.1 36.6 23.0 63.2 63.4 48.9 15.8 15.4 16.1 17.1 21.7 16.6 15.6 16.8 17.3 - - 647.7 586.6 687.8 711.7 848.3 698.0 629.1 424.5 1 199.5 - - Container turnover, million TEU, including domestic ports coastal ports 27.480 2.790 24.700 146.000 14.680 131.000 282.720 33.40 249.33 53.1 52.6 53.0 17.6 20.7 17.3 1 028.8 1 197.1 1 009.4 Investments in the construction of ports and waterways, billion yuan: including domestic ports coastal ports 17.400 12.400 5.000 117.141 33.453 83.687 151.300 74.300 72.300 67.3 27.0 167.4 11.7 20.2 -1.2 869.5 599.2 1 446.0 Number of ships, thousand units Load capacity, million tons Passenger capacity, million passengers. Container capacity, million TEU 210.786 54.495 1.077 0.506 178.386 180.409 1.003 1.325 138.511 284.327 0.857 2.885 -1.5 33.1 -0.7 26.2 -2.0 14.3 -1.3 19.8 -34.3 521.7 -20.4 570.2 Source: calculated and compiled by the author. Ministry of Transport Website of PRC. Retrieved February 18, 2023, from http://www.gov.cn Общее количество пассажиров, перевезенных всеми видами транспорта в КНР в 2021 г., составило 8,3 млрд чел., из них доля перевозок пассажиров водным транспортом составила 1,9 % (доли автомобильных, ж/д и авиационных перевозок 61,3, 31,4 и 5,3 % соответственно). Общий пассажирооборот по стране составил 1975,8 млрд чел.-км, из них пассажирооборот водным транспортом - 3,31 млрд чел.-км или 0,17 % (доли ж/д, авиационных и автомобильных перевозок 48,4 33 и 18,4 % соответственно)[74]. Пассажиропоток на водном транспорте с начала XXI в. показывает тенденцию к снижению (см. табл. 1): за период 2001-2010 гг. он снижался в среднем на 0,7 % в год, период 2011-2021 гг. показывает более высокую отрицательную динамику - 6,6 % в год, чему способствовали карантинные ограничения 2020 и 2021 гг. В доковидный 2019 г. показатель пассажиропотока водного транспорта составлял 87 млн пассажиров, из них на прибрежные порты пришлось 82 млн пассажиров, а на внутренние водные пути - 5 млн пассажиров. Показатели 2021 г. существенно снижены - до, соответственно, 47,736 млн чел., 46,517 млн чел., 1,218 млн чел. Пассажирооборот водного транспорта снизился с 8,989 млрд чел. км в 2001 г. до 3,311 млрд чел./км в 2021 г. (8,022 млрд чел./км в 2019 г.). На показатели грузооборота портов, как внутренних, так и морских, карантинные ограничения пока не оказали существенного влияния (см. табл. 1), всплеск спроса на перевозки водным транспортом в 2021 г. не только компенсировали снижение 2020 г., но и вывели показатели портов на исторический максимум. За период 2001-2021 гг. общий грузооборот портов КНР вырос почти в 6,5 раза со средними темпами роста в 2001-2010 гг. 37,2 %, в период 2011-2021 гг. - 15,8 %. Темпы роста и натуральные показатели морских портов лидируют по сравнению с внутренними (см. табл. 1). Рост внешнеторговых грузов также происходил за счет морских портов - показатель с 2001 г. увеличился почти в 7 раз и достиг в 2021 г. 4,188 млрд т. Контейнерооборот портов Китая показывает беспрецедентные темпы роста. За период 2001-2021 гг. он вырос более чем в 10 раз как во внутренних, так и в морских портах. В натуральных показателях соотношение морских и внутренних портов по контейнерообороту составляет примерно 7,5 к 1. В немалой степени этому способствовал огромный объем инвестиций в портовое хозяйство морских портов в 2001-2021 гг. В 2001 г. инвестиции составили 17,4 млрд юаней со среднегодовым ростом 67,3 % в период 2001-2010 гг. и 11,7 % в период 2011-2021 гг., достигнув уровня 151,3 млрд юаней по итогам 2021 г. В 2021 г. инвестиции в основные средства внутренних и прибрежных портов практически сбалансированы (см. табл. 1). Показатели водного транспорта с точки зрения количества судов и их грузоподъемности в период 2001-2021 гг. показывают разнонаправленные тенденции: с уменьшением количества кораблей на 34 % их грузоподъемность увеличилась более чем в 5 раз, контейнеровместимость выросла почти в 6 раз, но при этом пассажировместимость снизилась на 20 % (см. табл. 1). Заключение Анализ портовой индустрии КНР в период 2001-2021 гг. показал, что планирование, строительство и эксплуатация прибрежных портов в целом демонстрируют стабильную и устойчивую тенденцию развития: спрос на перевозки высок, а пропускная способность портов, особенно внешняя торговля и контейнерные перевозки, демонстрирует устойчивый и быстрый рост. Точки роста пропускной способности в основном сосредоточены в комплексных и крупномасштабных портах с высоким уровнем управления. В КНР применяется целостный подход к развитию портов, что предполагает согласование политики в области логистики, торговли и транспорта с более широкими стратегиями экономического развития. Развитие портов хорошо интегрировано с более широким планированием экономического развития, находится во взаимосвязи с особыми экономическими зонами, внутренней логистикой, таможенным администрированием, транспортными сетями внутренних районов и упрощением процедур торговли. При этом учитываются национальные экономические и социальные цели и возможности для развития внутренних районов, интересов различных цепочек поставок, проходящих через порт, и интересы сообщества (городские агломерации и т.п.), в которое встроен каждый порт. Опыт Китая показывает важность такого целостного подхода.
×

Об авторах

Нелли Кимовна Семенова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: semenovanelli-2011@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7872-8972

кандидат политических наук, старший научный сотрудник

Российская Федерация, 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12

Список литературы

  1. Акимов А.В. Морской транспорт Китая: краткий статистический очерк // Восточная аналитика. 2020. № 3. С. 15-27. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2020-03-015-027
  2. Бевеликова Н.М., Петровский В.Е. «Морской Шелковый путь XXI века»: замыслы и реальность // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2021. Т. 26, № 26. С. 151-163. https://doi.org/10.24412/2618-6888-2021-26-151-163
  3. Дирко С.В., Тихомирова В.С. Конкурентные позиции китайских портов как инфраструктурных объектов морского транспорта // Транспорт и логистика: актуальные вопросы, проектные решения и инновационные достижения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 45-48.
  4. Комиссина И.Н. Морской Шелковый путь XXI в. - глобальный геополитический проект Китая // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 1 (40). С. 60-81.
  5. Корчагина Е.В., Топина Е.А., Ядыкин В.К. Морские порты Китая как ключевой элемент инфраструктуры внешней торговли // Цифровая экономика и индустрия 4.0: форсайт Россия: сборник трудов научно-практической конференции с зарубежным участием. Санкт-Петербург: ПОЛИТЕх-ПРЕСС, 2020. С. 95-99. https://doi.org/10.18720/IEP/2020.1/9
  6. Кочетова К.В., Попова Ю.И., Левченко Т.А. Состояние портовой инфраструктуры Китая и ее вклад в развитие мировой транспортной инфраструктуры // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 4. С. 436-441.
  7. Ларин В.Л., Песцов С.К. Становление Китая как великой морской державы // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 3. С. 27-46. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-3-2
  8. Меринова А.С. Развитие портов свободной торговли в Китае // Политранспортные системы: материалы XI Международной научно-технической конференции. Новосибирск, 2020. С. 19-23.
  9. Метёлкин П.В., Овчинников П.Н. Опыт развития морских портов Китая // Вестник транспорта. 2014. № 3. С. 42-44.
  10. Мозиас П.М. Морское хозяйство Китая: тенденции и проблемы развития // Общество и государство в Китае. 2013. Т. 43. № 2. С. 424-456.
  11. Семенова Н.К., Аристова Л.Б. Порт Шанхай: факторы развития // Восточная аналитика. 2020. № 3. С. 154-178. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2020-03-154-178
  12. Сячин В.Г., Эпштейн В.А. Морские портовые комплексы как ключевое звено функционирования транспортной системы КНР // Современные востоковедческие исследования. 2020. Т. 2, № 5. С. 99-113.
  13. Федоров Л.С., Овчинников П.Н. Государственное стратегическое управление по развитию морских портов КНР // Вестник транспорта. 2011. № 10. С. 16-22.
  14. Халатян С.Г., Бойко О.Н. Особенности работы портов в Китае: логистические аспекты // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2020. С. 76-78.
  15. Ходова С.С., Вершинина В.А. История формирования свободных портов в Китае // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-3. С. 592-597.
  16. Юзеев Е.А. Перспективы развития морской портовой инфраструктуры Китая // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: Тюмень, 17 января 2018 г.: в 2 ч. ч. 2 Стерлитамак: АМИ, 2018. 247 с. С. 217-222.
  17. Aritua B., Cheng L., Liere R., Leijer H. Blue Routes for a New Era: Developing Inland Waterways Transportation in China (English) // International Development in Focus Washington. D.C.: World Bank Group. https://doi.org/10.1596/978-1-4648-1584-3
  18. Brooks M.R., Cullinane K.P.B., Pallis A.A. (2017). Revisiting Port Governance and Port Reform: A Multi-country Examination // Research in Transportation Business and Management. 2020. Vol. 22. Р. 1-10. https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2017.02.005
  19. Fugazza M., Hoffmann NDJ. Liner shipping connectivity as determinant of trade // Journal of Shipping and Trade. 2017. Vol 2, no. 1. P. 1-18. https://doi.org/10.1186/s41072-0170019-5
  20. Ghiasy R., Fei Su, Saalman L. The 21st century Maritime Silk Road // Security implications and ways forward for the European Union. Stockholm: SIPRI, 2018. 50 p.
  21. Huo W., Zhang W., Chen P.S.L. Recent development of Chinese port cooperation strategies // Research in transportation business & management, 2018. Vol. 26. P. 67-75. https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2018.01.002
  22. Jiang B., Li J., Mao X. Container Ports Multimodal Transport in China from the View of Low Carbon // Asian J. Shipping Logist. 2012. Vol. 28. P. 321-343. https://doi.org/10.1016/j. ajsl.2013.01.003
  23. Lirn T., Jim Wu Y., Chen Y.J. Green performance criteria for sustainable ports in Asia // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. 2013. Vol. 43, no. 5/6. P. 427-451. https://doi.org/10.1108/IJPDLM-04-2012-0134
  24. Notteboom T., Yang Z. Port governance in China since 2004: institutional layering and the growing impact of broader policies // Research in Transportation Business and Management. 2017. Vol. 22. P. 184-200. https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2016.09.002
  25. Notteboom T.E., Haralambides H.E. Port management and governance in a post-COVID-19 era: quo vadis // Maritime Economics & Logistics. 2020. Vol. 22, no. 3. P. 329-352. https://doi.org/10.1057/s41278-020-00162-7

© Семенова Н.К., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах