Снижение стоимости услуг транспорта электроэнергии промышленных предприятий, подключенных к электрическим сетям производителей электроэнергии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Снижение затрат на потребление электроэнергии промышленными предприятиями является важнейшим направлением повышения операционной эффективности их деятельности. Рассматривается вопрос снижения затрат на оплату компонента услуг составляющей транспорта закупленной электрической энергии промышленных предприятий, имеющих технологическое присоединение к электрическим сетям производителей электроэнергии. Производится эмпирическое исследование особенностей ценообразования оплаты услуг транспорта закупленной электрической энергии для промышленных предприятий, подключенных к электрическим сетям производителей электроэнергии, с выявлением факторов, оказывающих влияние на завышение стоимости оплачиваемой электроэнергии, и проведением расчетов таких завышений на примере типового графика электропотребления машиностроительного предприятия для различных регионов России. На основе разработанных авторских показателей (коэффициент тарифа на транспорт электроэнергии по уровню генераторного напряжения, индекс коэффициента тарифа на транспорт электроэнергии, средневзвешенная цена на транспорт электроэнергии, индекс средневзвешенной цены на транспорт электроэнергии, интегральный индекс эффективности тарифов генераторного напряжения) проводится исследование эффективности применения тарифов на транспорт электроэнергии для промышленных предприятий, присоединенных к электрическим сетям производителей электроэнергии. Регионы распределяются на три основные группы с разработкой рекомендаций по управлению затратами на закупку электроэнергии по компоненту стоимости транспорта закупленной электрической энергии в каждой группе. В качестве оптимального варианта снижения затрат на оплату транспорта электроэнергии предлагается внедрение управления спросом на потребление электроэнергии, что позволит снизить затраты промышленных предприятий, оплачивающих составляющую транспорта закупленной электрической энергии по невыгодным тарифным конфигурациям.

Полный текст

Введение Современные условия ценообразования на отпускаемую электроэнергию для промышленных предприятий России отличается выделением структуры отдельных составляющих стоимости закупаемой электроэнергии, основная доля которой формируется на основе рыночного механизма ценообразования. Одним из основных компонентов, составляющих стоимость оплачиваемой электроэнергии промышленными предприятиями, является составляющая транспорта закупленной электрической энергии, которая отражает оплату затрат электросетевой инфраструктуры на организацию деятельности по транспорту электроэнергии по электрическим сетям всех уровней напряжения. Для различных типов промышленных предприятий, в зависимости от уровня напряжения, к которому присоединены электрические сети предприятия, составляющая транспорта закупленной электрической энергии различается. В России существует 5 тарифных классов напряжения, на которые дифференцируются тарифы составляющей транспорта закупленной электрической энергии: сети Федеральной сетевой компании включающие объекты 220 кВ и выше, электрические сети уровня «высокое напряжение» (110 кВ и выше), электрические сети уровня «среднее первое напряжение» (35 кВ), электрические сети уровня «среднее второе напряжение» (6-10 кВ), электрические сети уровня «низкое напряжение» (0,38 кВ). В свою очередь, указанные категории уровней напряжения электрической сети обозначаются ВН, СН1, СН2 и НН. Наиболее распространенными вариантами тарифов на транспорт электроэнергии для промышленных предприятий России являются ВН, СН1, СН2 и НН, анализу которых посвящено настоящее исследование. Рис. 1. Структура тарифа на электроэнергию для промышленных предприятий по уровням питаемого напряжения Figure 1. The structure of the electricity tariff for industrial enterprises by supply voltage levels Источник: составлено автором на основе материалов официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://rosstat.gov.ru (дата обращения: 10.02.2021). Source: compiled by the author on the basis of materials from the official website of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. Retrieved February 10, 2021, from http://rosstat.gov.ru Чем ниже уровень напряжения, к которому подключены электрические сети промышленного предприятия, тем выше тариф составляющей транспорта закупленной электрической энергии, и наоборот. Для примера, если про- мышленное предприятие подключено к электрическим сетям класса напряжения 10 кВ, то оплата электроэнергии производится по тарифу СН2, величина которого превышает тарифы уровнем напряжения СН1 и ВН, т. к. в затраты на транспорт электроэнергии по уровню СН2 входят затраты всех вышестоящих электрических сетей. Учитывая то, что остальные компоненты стоимости электрической энергии для промышленных предприятий являются одинаковыми (стоимость электрической энергии, стоимость электри- ческой мощности, стоимость сбытовой надбавки поставщиков, стоимость инфраструктурных платежей рынка электроэнергии), то для промышленных предприятий, подключенным к сетям разного номинала уровня напряжения, конечная стоимость электроэнергии будет различаться на величину тарифа на транспорт электроэнергии. На рис. 1 проиллюстрирована структура тарифа на электроэнергию для промышленных предприятий по уровням питаемого напряжения. Как следует из рис. 1, для промышленных предприятий в зависимости от уровня тарифа на транспорт электроэнергии доля компонента стоимости составляющей транспорта закупаемой электрической энергии составляет от 36 до 51 %, что является существенным как в общей величине затрат на электропотребление, так и в общей структуре себестоимости производимой продукции предприятия. Таким образом, снижение затрат на оплату составляющей транспорта закупаемой электрической энергии является ключевым направлением повышения эффективности потребления энергоресурсов. Обзор литературы Вопросу управления затратами на закуп электроэнергии промышленными предприятиями посвящены исследования как отечественных и зарубежных авторов. Развитие исследований в области управления затратами на электроэнергию на этапе их закупок получили развитие в процессе внедрения рынков электроэнергии, предусматривающих внедрение рыночных механизмов ценообразования в повседневную деятельность промышленных предприятий (Лисин и др. 2013; Лисин, Степанова, Жовтяк, 2016; Борукаев, Остапченко, Лисовиченко, 2015). Существует ряд исследований, направленных на снижение энергозатрат на энергоснабжение потребителей электроэнергии, действующих в условиях энергетических рынков, которые реализуются как со стороны уровне энергорыночной среды, так и со стороны промышленных предприятий. Развитию мер снижение затрат на энергоснабжение потребителей на основе совершенствования рыночных механизмов посвящены работы (Полуботко, 2016; Колибаба, Жабин, 2017). Также существует значительное количество исследований, посвященных повышению эффективности энергоснабжения промышленных потребителей электроэнергии, реализуемые на основе внедрения механизмов энергосбережения (Фирсова, 2017; Мещерякова, 2015; Дмитриева, Кравченко, 2016). По на- шему мнению, одним из существенных резервов снижения затрат на закуп электроэнергии для отечественной промышленности является внедрение технологий управления спросом на электропотребление, основанной на взаимодействии между промышленными предприятиями и субъектами электроэнергетики, направленными на выравнивание спроса на уровне энергосистемы (Татаркин и др., 1997; Гительман, Ратников, Кожевников, 2012, 2013). Основой технологии управления спросом является реализация механизмов ценозависимого электропотребления, представляющих собой гибкое убавление собственными графиками нагрузки промышленных предприятий на основе ценовых параметров энергорынка по критериям минимизации стоимости закупок электроэнергии (Волкова, Губко, Сальникова, 2013; Кононов, Величко, Сахаровская, 2019; Сидоровская, 2015; Дзюба, Соловьева, 2020). По нашему мнению, действующая теоретическая база имеет недостаточную проработку вопроса снижения затрат на закуп электроэнергии по критерию стоимости составляющей транспорта закупаемой электрической энергии для промышленных предприятий, подключенных к электрическим сетям производителей электроэнергии. Методология исследования Компонент составляющей транспорта закупаемой электрической энергии для промышленных предприятий может оплачиваться в двух основных вариантах: по одноставочному и двухставочному тарифу транспорта электроэнергии. Расчет оплаты по одноставочному тарифу транспорт электроэнергии производится по формуле (1).

×

Об авторах

Анатолий Петрович Дзюба

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: dziubaap@susu.ru

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, кафедра «Финансовые технологии», Высшая школа экономики и управления

Российская Федерация, 454080, Челябинск, пр-кт Ленина, д. 76

Список литературы

  1. Баев И.А., Соловьева И.А., Дзюба А.П. Управление затратами на услуги по передаче электроэнергии в промышленном регионе // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 3. С. 955-969.
  2. Борукаев З.Х., Остапченко К.Б., Лисовиченко О.И. Анализ взаимосвязи данных динамики энергорынка с изменениями цен на рынках энергоносителей // Адаптивные системы автоматичного управления. 2015. № 1 (26). С. 85-101.
  3. Волкова И.О., Губко М.В., Сальникова Е.А. Активный потребитель: задача оптимизации потребления электроэнергии и собственной генерации // Управление сложными технологическими процессами и производствами. 2013. № 6. С. 53-61.
  4. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е., Кожевников М.В. Управление спросом - универсальный метод решения современных проблем электроснабжения // Энергорынок. 2012. № 5. С. 44-49.
  5. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е., Кожевников М.В. Управление спросом на энергию в регионе // Экономика региона. 2013. № 2 (34). С. 71-84.
  6. Дзюба А.П. Теория и методология управления спросом на энергоресурсы в промышленности: монография. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020. 323 с.
  7. Дзюба А.П., Соловьева И.А. Механизмы управления спросом на энергоресурсы в промышленности // Journal of New Economy. 2020. № 3 (21). С. 175-195. http://dx.doi.org/10.29141/2658-5081-2020-21-3-9
  8. Дмитриева К.А., Кравченко А.В. Управление энергозатратами при строительстве и эксплуатации железных дорог как части инфраструктуры // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2016. № 8. С. 184-187.
  9. Колибаба В.И., Жабин К.В. Особенности формирования и развития рынка реактивной мощности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 4. С. 114-125.
  10. Кононов Д.Ю., Величко М.А., Сахаровская К.С. Управление спросом на электроэнергию у потребителей // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2019. № 13. С. 35-39.
  11. Лисин Е.М., Степанова Т.М., Жовтяк П.Г. Исследование влияния методов распределения затрат на конкурентоспособность ТЭЦ на энергетических рынках // Научнотехнические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 6 (256). С. 148-158.
  12. Лисин Е.М., Стриелковски В., Григорьева А.Н., Анисимова Ю.А. Современные подходы к разработке моделей рынков электроэнергии и исследованию влияния рыночной силы на конъюнктуру энергорынка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 188-197.
  13. Мещерякова Т.С. Управление энергозатратами промышленного предприятия на основе энергосервисного контракта // Энергосбережение. 2015. № 5. С. 48-51.
  14. Полуботко А.А. Формирование логистической стратегии оптимизации системы энергорынка региона // Финансовые исследования. 2016. № 3 (52). С. 105-110.
  15. Сидоровская Н.В. Управление спросом на мировых рынках электроэнергии // Энергорынок. 2015. № 7 (132). С. 28-34.
  16. Татаркин А.И., Куклин А.А., Бучацкая Н.В. и др. Повышение эффективности энергетической и экономической безопасности региона на основе управления режимами электропотребления. Ч. 1. Методические основы анализа и прогнозирования цены производства электроэнергии в региональных электроэнергетических системах с учетом режимных факторов / отв. ред. А.И. Татаркин. Екатеринбург: УрО РАН, 1997. 37 с.
  17. Фирсова И.А. Моделирование поведения участников рынка электроэнергии на энергорынке // Финансовая жизнь. 2017. № 4. С. 9-14.
  18. Abdulkareem A., Okoroafor E.J., Awelewa A., Adekitan A. Pseudo-inverse matrix model for estimating long-term annual peak electricity demand: the covenant university’s experience // International Journal of Energy Economics and Policy. 2019. Vol. 9. No. 4. Pp. 103-109.
  19. Assembayeva M., Egerer J., Mendelevitch R., Zhakiyev N. A spatial electricity market model for the power system: the Kazakhstan case study // Energy. 2018. Vol. 149. Pp. 762-778.
  20. Borisova O.V., Kalugina O.A., Kosarenko N.N., Grinenko A.V., Ishmuradova I.I. Assessing the financial stability of electric power organizations // International Journal of Energy Economics and Policy. 2019. Vol. 9. No. 3. P. 66.
  21. Castro F.A., Callaway D.S. Optimal electricity tariff design with demand-side investments // Energy Systems. 2020. Vol. 11. No. 3. Pp. 551-579.
  22. Chao H.-P., Wilson R. Coordination of electricity transmission and generation investments // Energy Economics. 2020. Vol. 86. Pp. 604-623.
  23. Chen K., Jiang J., Zheng F., Chen K. A novel data-driven approach for residential electricity consumption prediction based on ensemble learning // Energy. 2018. Vol. 150. Pp. 49-60.
  24. Kuzmin E.A., Volkova E.E., Fomina A.V. Research on the concentration of companies in the electric power market of Russia // International Journal of Energy Economics and Policy. 2019. Vol. 9. No. 1. Pp. 130-136.
  25. Paulino R.F.S., Essiptchouk A.M., Silveira J.L. The use of syngas from biomedical waste plasma gasification systems for electricity production in internal combustion: thermodynamic and economic issues // Energy. 2020. Vol. 199. Article 117419.
  26. Rech S., Lazzaretto A. Smart rules and thermal, electric and hydro storages for the optimum operation of a renewable energy system // Energy. 2018. Vol. 147. Pp. 742-756.
  27. Shi K., Yu B., Huang C., Wu J., Sun X. Exploring spatiotemporal patterns of electric power consumption in countries along the Belt and Road // Energy. 2018. Vol. 150. Pp. 847-859.
  28. Sholanov K.S., Issaeva Z.R. Submerged float wave electric power station on the basis of the manipulator converter // International Journal of Renewable Energy Research. 2019. Vol. 9. No. 3. Pp. 1376-1387.
  29. Sopilko N.Y., Navrotskaia N.A., Myasnikova O.Y., Bondarchuk N.V.E. Potential and development prospects assessment of electric power integration of the Eurasian Economic Union Countries // International Journal of Energy Economics and Policy. 2020. Vol. 10. No. 3. P. 37.
  30. Van Megen B., Bürer M., Patel M.K. Comparing electricity consumption trends: a multilevel index decomposition analysis of the Genevan and Swiss economy // Energy Economics. 2019. Vol. 83. Pp. 1-25.
  31. Wangsa I.D., Wee H.M. The economical modelling of a distribution system for electricity supply chain // Energy Systems. 2019. Vol. 10. No. 2. Pp. 415-435.
  32. Wu Y., Yang J., Chen S., Zuo L. Thermo-element geometry optimization for high thermoelectric efficiency // Energy. 2018. Vol. 147. Pp. 672-680.
  33. Wu Z., Zhu P., Yao J., Tan P., Xu H., Chen B., Ni M. et al. Thermo-economic modeling and analysis of an NG-fueled SOFC-WGS-TSA-PEMFC hybrid energy conversion system for stationary electricity power generation // Energy. 2020. Vol. 192. Article 116613.

© Дзюба А.П., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах