Учебная миграция: факторы, влияющие на привлечение иностранных и возврат российских молодых ученых

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье широко освещена проблема эмиграции молодых ученых и студентов из России за рубеж. Представлены факторы, влияющие на удержание иностранных студентов в стране после окончания обучения, а также на возврат российских студентов после получения высшего образования за рубежом. Проанализирован опыт иностранных государств по стимулированию учебной иммиграции, в частности рассмотрены научные программы по привлечению иностранных студентов с целью обучения в высших учебных заведениях. Выделены научные, промышленные и экономические выгоды накапливания интеллектуального капитала в стране. Рассмотрены варианты управления интеллектуальным капиталом, например, предложена идея создания научных центров на базе коворкингов как эффективного способа по привлечению и задействованию молодых ученых для достижения высоких научных результатов. В рамках исследования проведены сбор и анализ информации об интеллектуальной миграции молодых ученых, по итогам анализа определены факторы влияющие на привлекательность работы иностранных и российских молодых ученых в Российской Федерации.

Полный текст

Введение Распад СССР и сохранение достаточно прозрачных границ на территории СНГ, с одной стороны, облегчение режима въезда и выезда, с другой, привели к тому, что за короткий промежуток времени Российская Федерация испытала на себе явление международной миграции населения во всем его многообразии. Именно тогда наше государство впервые столкнулось с массовым выездом из страны высококвалифицированных специалистов и ученых - «утечкой мозгов». Если в 1990-х и начале 2000-х годов подобная интеллектуальная эмиграция из России имела тотальный характер, то со стабилизацией экономической ситуации в стране и ростом социального благосостояния населения темпы значительно снизились. Однако за последние несколько лет в условиях финансово-экономического кризиса, нестабильной политической ситуации наблюдается новый рост «утечки мозгов» из страны. По данным Росстата, в 2015 году из России уехали 51,8 тыс. граждан, а в 2016 году - около 59,7 тыс. При этом в исследовании, проведенном в Институте социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, отмечается, что эти цифры занижены. Согласно зарубежным миграционным данным, каждый год из Российской Федерации уезжает порядка 100 тыс. человек. И на данный момент за границей живут около 2,7 млн уроженцев России, из которых 1,5 млн имеют российское гражданство. Причина такой разницы в показателях в том, что российский миграционный учет считает эмигрантами только тех людей, которые с миграционного учета снимаются. Однако многие уезжающие граждане этого не делают, оставляя себе статус постоянного российского резидента. Зарубежные данные свидетельствуют, что последние семь лет проблема квалифицированной эмиграции из России за рубеж опять набирает актуальность (Tarasyev, Jabbar, 2018). Так, порядка 40 % приехавших из России в развитые европейские страны имеют высшее образование, а треть выезжающих едут учиться в магистратуру или аспирантуру (Мкртчян, Флоринская, 2018). При изучении проблемы иммиграции высококвалифицированных специалистов нельзя не затронуть проблему международной студенческой мобильности, которая подразумевает под собой обучение студентов за границей с последующим трудоустройством в стране обучения. Международная студенческая мобильность выгодна экономически, так как приносит зарубежные инвестиции в систему образования страны, помимо этого, она становится поставщиком высококвалифицированных молодых специалистов, которые уже адаптировались в стране обучения (Azarnert, 2018). По сути, студенческая миграция представляет собой форму миграции научно-технического высококвалифицированного персонала, однако она может ей и предшествовать. Если представить аспирантуру (ISCED 6) в процентном соотношении, то больше всего аспирантов учится в таких странах, как Финляндия (19,65 %), Швейцария (18,14 %), Испания (17,14 %), Соединенные Штаты Америки (16,63 %) и Швеция (15,17 %) К тому же чем выше ступень образования, тем выше и доля обучающихся иностранных студентов. Наглядным примером являются страны с высокой стоимостью образования, например Швейцарии и Великобритании. А в дефицитных для принимающей стороны специальностях доля аспирантуры еще выше (Koksharov, Agarkov, 2018). Актуальность данной статьи заключается в рассмотренной проблеме безвозвратной студенческой эмиграции из России, а значимость - в предложениях, направленных на возврат российских студентов из-за границы и привлечении зарубежных студентов. Методы исследования и обзор литературы В статье представлено исследование, в рамках которого выполнялись сбор и анализ информации об интеллектуальной миграции молодых ученых, по итогам исследования определены факторы, влияющие на привлекательность работы иностранных и российских молодых ученых в Российской Федерации. Также предложено решение по организации в субъектах РФ научных коворкингов с целью создания условий для работы молодых ученых в России по приоритетным для нашего государства научно-технологическим направлениям. В процессе исследования был обработан большой объем научной литературы по данной тематике. Так, в монографии С.В. Рязанцева и Л.Г. Беловой широко освещены факторы, влияющие на привлечение ученых из-за рубежа, в научной статье Е.А. Трофимова и Т.И. Трофимовой показан экономический потенциал учебной миграции в эпоху глобализации, в статье Н.В. Мкртчяна и Ю.Ф. Флоринской раскрыта проблема миграции высококвалифицированных специалистов в России, поднята проблема «утечки мозгов». В статье L.L. Chen досконально раскрыта проблема научной миграции молодых ученых в странах Азии, а в научной публикации таких авторов, как C. Biavaschi, M. Burzynski, 1. Elsner, J. Machado показаны современные тенденции мировой миграции. Программы привлечения иностранных студентов в мире и России Эксперты в настоящее время оценивают объем мирового рынка образования в 50-60 млрд долл. в год (Biavaschi, Burzynski, Elsner, Machado, 2018). Для стран, лидирующих на международном рынке образовательных услуг, обучение иностранных студентов, продажа учебников, программ, технологий и т.п. превратились в одну из важных статей дохода. Участие в глобальном «круговороте умов» не ограничивается только получением денег. Международный рынок образовательных услуг в значительной мере обеспечивает существование мирового рынка высококвалифицированного труда. Специалисты с зарубежным образованием всегда более мобильны и толерантны, легко приспосабливаются к новым условиям и, как правило, знают несколько иностранных языков. По информации Организации экономического сотрудничества и развития, в 2015 году 50 % иностранных учащихся учились в пяти странах: Соединенные Штаты Америки - 18,2 %, Великобритания - 10,5 %, Австралия - 7,7 %, Германия - 7,5 %, Франция - 7,3 %. Что касается России, то она идет на седьмом месте после Канады - 5,1 %, с долей в 4,2 % (Трофимов, Трофимова 2018). Что же делают зарубежные страны для привлечения к себе иностранных студентов? Например, в США на протяжении многих лет усиленно финансируется программы по реализации за рубежом студенческих обменов, а также по привлечению зарубежных студентов и преподавателей для обучения и прохождения стажировки в Соединенных Штатах. Старейшей в мировой практике является американская программа Fulbright, направленная на привлечение в США магистров и аспирантов. В соответствии с информацией, указанной на специализированном портале программы, чтобы принять в ней участие, претендент должен быть младше 30 лет, иметь диплом о высшем образовании, владеть английским языком на высоком уровне и иметь сертификат TOEFL. Документы на участие подаются за год, то есть для участия в программе 2021 года документы должны быть поданы в первом квартале 2020 года. Основным преимуществом программы Fulbright является то, что в ее рамках покрываются все затраты участника, начиная от приобретения билетов и страховки и заканчивая стоимостью самого обучения. Помимо этого, во время первого этапа конкурса участник сдает экзамен TOEFL также за счет программы (в оплату входит как проезд до места проведения экзамена, так и проживание). Приятным бонусом для грантополучателя является и ежемесячная стипендия в размере 2,5-3 тыс. долл. В Австралии студенты составляют вторую по размерам группу временных мигрантов (после туристов) и четвертую по объемам статью экспорта. В Австралии имеется семь категорий студенческих виз, дающих возможность изучения английского языка, включая обучение школьников в австралийской школе, получение профессионального и высшего образования, ученой степени и др. Важным новшеством для иностранных студентов, обучавшихся в стране не менее одного года и получивших диплом или сертификат, подтверждающий квалификацию, стала возможность получения визы на постоянное проживание в Австралии. Программа стипендий Endeavour Awards в Австралии - это часть общей программы под названием Australia Awards, позволяющая молодым и талантливым студентам получить образование в стране или провести исследование. Стипендии на обучение в Австралии по данной программе варьируются от 18 до 24 тыс. долл. В Великобритании наиболее значимой и старейшей стипендией является Chevening, которая ориентирована на магистратуру. Программа является единственной доступной для граждан России и полностью покрывает все расходы участников: обучение в Соединенном Королевстве, проезд и проживание, затраты на научные исследования, а также ежемесячную стипендию. Претенденты должны иметь диплом бакалавра, опыт работы по специальности от двух лет, а также свободно общаться на английском языке (иметь сертификат IELTS 6.5) (Кокшаров, Агарков, 2018). В России тоже есть государственная программа стимулирования обучения за рубежом. Пять лет назад Минобрнауки России и Агентство стратегических инициатив (АСИ) дали ход программе финансирования обучения за границей «Глобальное образование», а реализацией программы занимается инновационный цент «Сколково». Выделяемые в рамках программы средства могут быть использованы получателем на учебную программу, трансфер, проживание и питание, страховой полис, литературу. Максимальная сумма гранта на которую может рассчитывать претендент, составляет 2,76 млн руб. в год на человека. В случае поступления участника на бесплатную программу, а также получения стипендии от иностранного вуза, которая покрывает все затраты на обучение, участник получит грант только на сопутствующие расходы. Деньги перечисляют напрямую студенту, все затраты им оплачиваются самостоятельно. В случае если грантополучатель отчисляется из учебного заведения, не имея уважительной причины, или отказывается отработать указанные в условиях программы три года, то ему необходимо будет вернуть всю сумму гранта в полном объеме и заплатить неустойки в двукратном размере. Требования к участникам программы строго регламентированы: 1. участниками программы могут быть только граждане Российской Федерации; 2. рассчитывать на грант может кандидат, зачисленный в вуз; 3. по окончанию обучения грантополучатель должен отработать минимум три года в российской компании. Стимулирование возврата студентов Факт эмиграции студентов и молодых специалистов с высшим образованием для трудоустройства и постоянного проживание за рубежом является неблагоприятным для России. Во-первых, это неэффективно с экономической точки зрения, так как инвестиции государства, вложенные в обучение студентов, утекают за границу, во-вторых, страна лишается потенциально ценных специалистов, ведь учиться за границей и остаться там работать, как правило, могут только лучшие. Основная причина, по которой новоиспеченные магистры и PhD не хотят возвращаться обратно, это неуверенность в завтрашнем дне. Связанно это, прежде всего, с невысоким уровнем развития наукоемких отраслей в нашей стране и, как следствие, отсутствием предложений на рынке труда. В то же время развитые страны предлагают молодым специалистам и ученым всевозможные гарантии и блага: высокий уровень заработной платы, достойные условия работы, доступ к современному научному оборудованию, научным библиотекам и др. Гарантируя трудоустройство временного трудового мигранта, уезжающего за рубеж, при возврате на родину, государство сможет препятствовать преобразованию временной трудовой миграции в безвозвратную (Kim, Lee, 2019). В противном случае отток высококвалифицированных специалистов из России будет только ухудшать ситуацию на рынке труда и побуждать россиян искать альтернативные, часто небезопасные пути выезда на работу за рубеж. Описанная проблема напрямую связана с учебной миграцией. Анализируя меры, которые принимает государство по данному вопросу, стоит отметить, что движение в этом направлении есть. Среди них можно выделить проект создания технопарков, федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы», направленную на развитие научного потенциала России, проведение постоянного статистического учета, выделение мегагрантов ведущим ученым на создание научных лабораторий, в которых по условиям должны работать аспираты в качестве научных сотрудников - ассистентов ведущего ученого, программу финансирования обучения за границей «Глобальное образование», создание научных центров мирового уровня (НЦМУ) в рамках нацпроекта «Наука». Нужно иметь в виду и вхождение России в Болонский процесс, что подразумевает приравнивание российских дипломов о высшем образовании к западным. Однако признание отечественных дипломов в западных странах влечет за собой и снятие серьезного ограничительного барьера, препятствующего безвозвратной трудовой миграции молодых высококвалифицированных специалистов и ученых за рубеж. В целом обучение студентов за рубежом - правильная тенденция, которая видится очень перспективной для российской науки и экономики. Обучающиеся за рубежом российский резиденты получают возможность приобрести новые знания, улучшить квалификацию, открыть доступ к современным научным школам, повысить уровень иностранного языка. В свою очередь, перечисленные приобретения делает их очень конкурентоспособными на рынке труда как России, так и зарубежных стран. И в случае отсутствия на родине весомых стимулирующих факторов для возврата таких учащихся появляется неиллюзорный шанс их трудоустройства в стране пребывания. К стимулирующим факторам можно отнести: § высокую заработную плату; § гарантированную достойную занятость; § наличие высококлассной профессиональной среды; § возможность профессионального роста и карьеры; § командировки за рубеж и значимые профессиональные контакты; § доступ к современному оборудованию; § широкие исследовательские возможности. В настоящее время многие из этих факторов недоступны. В связи с чем проблема «утечки умов», особенно высококлассных молодых специалистов, представляется очень значимой в рамках современного экономического развития России и ее общего благосостояния. Нельзя упускать из виду и еще одну значимую проблему нашей страны - старение научных кадров. Из-за отъезда молодых ученых и специалистов за границу данная ситуация может усугубиться утратой среднего поколения в научной сфере нашего государства. В связи с чем возрастает значимость привлечения иностранных граждан для обучения в Россию с последующим трудоустройством необходимых для российской экономики специалистов в важных для нее организациях. На данный момент иммиграция иностранцев в Россию с целью обучения развивается медленно и не имеет системы. Отсутствие внятной, направленной на результат государственной политики и откровенно слабая нормативно-правовая база побуждают образовательные центры привлекать иностранных студентов для обучения и стажировки самостоятельно, одновременно превозмогая значительные бюрократические, финансовые и организационные трудности (Maier, Simberloff, 2019). Все это меняет направление потоков учебной миграции в сторону стран Западной Европы и Северной Америки. Помимо этого, создается впечатление, что представители власти не видят значимости учебной миграции и ее потенциала как источника экономических, научных, демографических, политических и социальных выгод. Государство не видит огромные комплексные перспективы, которые сулит экспорт российского образования. Необходимо также отметить, что наша страна обладает серьезным преимуществом над развитым странами в части производства высококвалифицированных кадров и научных разработок, поскольку этот процесс обходится ей в разы дешевле. А преимущество над развивающимися странами заключается в отсутствии у них равноценного человеческого и научного капитала. Следовательно, учебные экспорт и импорт должны развиваться в обоих направлениях. Помимо этого, важно работать над качеством человеческого капитала, налаживать отношения с инженерами, учеными, конструкторами за границей, привлекая их в Россию хорошими перспективами и значимыми научными проектами. Молодежь можно привлечь новейшей дорогостоящей передовой аппаратурой в комплексе с другими мерами, такими как стипендии (совместно с ЕС и Японией, например) для стажировки за границей и финансирование последующей работы в России, участие в научных проектах, реализуемых в высших учебных заведениях, ведущих НИИ, научных центрах. С нашей точки зрения, привлекать студентов из-за рубежа и стимулировать возврат российских студентов можно за счет организации научных коворкингов (подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве) с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Коворкинги должны представлять собой жилые комплексы с оборудованными научными лабораториями, располагаться в непосредственной близости с сильными научными или образовательными организациями, такими как МГУ, Новосибирский Академгородок, ДВФУ и т.д. Приоритет на проживание и работу в коворкинге отдается молодым специалистам, получившим высшее образование за рубежом, аспирантам, а также иностранным молодым ученым. Коллектив должен подбираться в рамках конкурсного отбора среди специалистов в области научных направлений, имеющих точки пересечения друг с другом. Работа под одной крышей ученых разных специализаций (например, специалистов в области искусственного интеллекта и специалистов в области робототехники), способных привнести пользу в работу друг друга, видится нам очень перспективной в части достижения значимых научных результатов и создания инноваций. Опыт коворкингов в коммерческой сфере уже показал их высокую эффективность. Так, совместная работа нескольких компаний или фрилансеров со схожей сферой деятельности в рамках одного пространства позволяет: § делиться наработками и опытом; § помогать друг другу в выполнении поставленных задач; § быстро находить нужного специалиста в случае увольнения или болезни сотрудника. Актуальным для студентов и молодых ученых является и вопрос жилплощади. Финансирование со стороны государства проживания в коворкинге, который находится недалеко или в границах крупного города, будет являться сильным мотивационным фактором для возврата российских студентов из-за рубежа после окончания обучения, а также удержания обучившихся в российских вузах иностранных студентов, особенно из развивающихся стран. Значимым преимуществом будет наличие в коворкинге хорошо оборудованных лабораторий и проведение исследований под руководством ведущих российских и зарубежных ученых-наставников, определяющих приоритетные научные направления для исследования. Это позволит реализовать амбиции молодых ученых в научной сфере и получить опыт от более опытных коллег. Заключение В период 2008-2017 годов число «мобильных» студентов во всем мире выросло с 2,73 до 3,3 млн человек. Это не означает, что из дома сегодня уезжает больше студентов, но это явление отражает быстрое распространение самого высшего образования, поскольку за этот же период количество студентов вузов увеличилось примерно на 40 %. В современных реалиях конкуренция стран - экспортеров образования выходит на новый уровень, появляются новые участники, в ближайшее десять лет ожидается передел мира в части образования. К 2025 году общее количество обучающихся в мире возрастет с нынешних 150 до 260 млн человек. Количество студентов к этому времени достигнет 5-7 млн, большую часть из которых составят представители Азии (данные ЮНЕСКО). Странами - лидерами по экспорту студентов будут Индия и Китай, из чего следует, что борьба развернется именно за эти регионы (Chen, 2014). Миграционные потоки молодых ученых схожи с общими миграционными потоками, однако имеют специфические особенности. На них очень сильно воздействуют культурно-лингвистические факторы. Наибольшая часть студентов направляется в развитые страны Европы и Северной Америки. Кипучую миграцию учащихся внутри Западной Европы можно объяснить следующими факторами: географической близостью, отсутствием фактических границ, наличием договоренностей между вузами, единообразием образовательных стандартов, программ, популярностью и доступностью зарубежных стажировок, выплатой стипендии и предоставлением материальных льгот студентам при таком обмене, а также наличием в Европейском союзе образовательных центров с мировым именем. Сильный рост студенческой миграции представляет собой серьезную проблему для развивающихся стран-доноров, в том числе и для России (Beverelli, Orefice, 2019). Согласно последней доступной статистики от UNESCO за 2015 год, в зарубежных странах обучаются порядка 50 000 российских студентов. Многие из них закончили бакалавриат и магистратуру в России и отправились за рубеж продолжать обучение. Сколько из них вернется обратно на родину зависит от государственной политики по привлечению и возврату студентов из-за рубежа. Если ничего не делать в этом направлении, то Россия рискует потерять не только деньги, потраченные на обучение уехавших студентов, но и потенциальных высококвалифицированных специалистов и ученых.

×

Об авторах

Филипп Дмитриевич Белов

Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере

Автор, ответственный за переписку.
Email: belov@riep.ru

кандидат экономических наук, научный сотрудник

Российская Федерация, 127254, Москва, ул. Добролюбова, 20А

Список литературы

  1. Белов Ф.Д. Интеллектуальная эмиграция из России: социально-экономические последствия и подходы к регулированию: дис. … канд. экон. наук. М.: РУДН, 2010
  2. Бондаренко М. Эксперты РАНХиГС рассказали об усилившейся утечке мозгов из России // РБК. 2018, 23 января. URL: https://www.rbc.ru/society/23/01/2018/5a673f129 a794712579d7dbe (дата обращения: 30.09.2019)
  3. Глобальное образование: официальный сайт государственной программы. URL: http:// educationglobal.ru/
  4. Кокшаров В.А., Агарков Г.А. Международная научная миграция: прогресс или угроза научно-технической безопасности России // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 1. С. 243-252
  5. Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Квалифицированная миграция в России: баланс потерь и приобретений // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2018. № 1(62). С. 15-18
  6. Посыпкина А. Миграция за знаниями: сколько стоит высшее образование за границей // РБК. 2017. 5 сентября. URL: https://www.rbc.ru/money/05/09/2017/59ae5cd09a794 765c1b6c8ae (дата обращения: 30.09.2019)
  7. Рязанцев С.В., Белова Л.Г. Привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов в Россию: тенденции и перспективы: монография. М.: Экон-Информ, 2017. 117 с
  8. Стипендии на обучение в Австралии по программе Endeavour Awards. URL: http:// grantist.com/scholarship/stipendii-na-obuchenie-v-avstralii-po-programme-endeavourawards/ (дата обращения: 02.10.2019)
  9. Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. Особенности учебной миграции в условиях глобализации // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. 293 с
  10. Утечка мозгов из России ускорилась // Lenta.ru. 2018, 23 января. URL: https://lenta.ru/ news/2018/01/23/brain_drain/ (дата обращения: 03.10.2019)
  11. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/
  12. Agarkov G.A., Koksharov V.A. Data mining algorithms for modeling international scientific migration // International Conference of Computational Methods in Sciences and Engineering 2018, ICCMSE 2018. 2018. Vol. 2040. American Institute of Physics Inc. https://doi.org/10.1063/1.5079103
  13. Azarnert L.V. Migration, congestion, and growth // Macroeconomic dynamics. 2019. Vol. 23. Issue 8. Pp. 3035-3064
  14. Beverelli C., Orefice G. Migration deflection: The role of Preferential Trade Agreements // Regional science and urban economics. 2019. Vol. 79(C). 103469. https://doi.org/ 10.1016/j.regsciurbeco.2019.103469
  15. Biavaschi C., Burzynski M., Elsner B., Machado J. Taking the skill bias out of global migration // SSRN Electronic Journal. 2018. Pp. 1-73
  16. Chen L.L. Scientific migration of junior scientists to China // Genome biology. 2014. Vol. 15. 119. https://doi.org/10.1186/gb4180
  17. Kim J.S., Lee J. The role of intergenerational mobility in internal migration // Economic modelling. 2019. Vol. 81. Pp. 1-15
  18. Maier D.S., Simberloff D. Assisted Migration in Normative and Scientific Context // Journal of agricultural & environmental ethics. 2016. Vol. 29. No. 5. Pp. 857-882
  19. Tarasyev A.A., Jabbar J.B. Dynamic Modeling of Labor Migration Between Scientific Organizations // 17th IFAC Technical Committee on Optimal Control (TC 2.4) Workshop on Control Applications of Optimization (CAO 2018). 2018. Vol. 51. Issue 32. Pp. 490-495
  20. Zhang X., Niu H., Wan G.H., Wang C. Investing for urban-rural migration: the role of education // Journal of the Asia Pacific Economy. 2019. Vol. 24. Issue 4. Pp. 578-594

© Белов Ф.Д., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах