КНР - ЕС: договорно-правовая база и динамика торгового сотрудничества на современном этапе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Отношения между ЕС и КНР имеют глобальное значение, и эти связи с большой степенью вероятности будут расширяться в ближайшие годы. Анализируя торговые отношения между ЕС и Китаем в 2009-2018 гг., автор отмечает их активизацию и одновременно рост нестабильности и несбалансированности. Основная цель данной статьи - ответить на вопрос, каковы факторы успеха и проблемы сотрудничества в сфере взаимной торговли, чтобы выявить условия, которые могут сыграть важную роль в процессе упрочения двусторонних связей между КНР и Европейским союзом. По мнению автора, Китай и Европейский союз могут стать двигателями более кооперативного подхода к мировой политике, глобальной стабильности и регионального экономического процветания.

Полный текст

Введение Торгово-экономические отношения между Китаем и Европейским союзом, устойчиво и все более активно развиваясь в течение достаточно длительного периода, вызывают растущий интерес исследователей из Китая, стран Европы и других регионов. На наш взгляд, это объясняется прежде всего растущей ролью Китая в мировой торговле и в целом в мировой экономике при наличии тенденции к постепенному сокращению роли западных стран в мировой экономике и политике, а также тем обстоятельством, что сегодня КНР занимает 2-е место как крупнейший внешнеторговый партнер ЕС. Стратегически развивая связи с Европейским союзом, Китай, как считается, имеет или находится на пути к достижению еще более глубокого влияния в Европе и в мире в противовес США. Еще в 2014 г., согласно проведенным опросам общественного мнения, 60 % европейцев были уверены, что Китай «уже заменил» или «вскоре заменит США» в качестве глобальной сверхдержавы, 49 % опрошенных назвали Китай «ведущей экономической державой», тогда как лишь 37 % считают такой страной США (Pew, 2018). В ситуации, когда политика президента Трампа внесла неопределенность в отношения между тремя крупнейшими в мире экономическими партнерами - США, Китаем и ЕС, отношения между Брюсселем и Пекином остаются одним из важнейших факторов мировой политики (Носов, 2018). В 2020 г. исполняется 45 лет с того момента, как между ЕЭС и КНР были установлены дипломатические отношения. На протяжении этих лет торгово-экономические связи ЕЭС/ЕС и КНР устойчиво и последовательно росли, соответственно чему формировалась и совершенствовалась договорно-правовая основа. Так, сторонами подписан ряд соглашений, в том числе Соглашение о торговле (от 1978 г.) и Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве (от 1985 г.). Последнее предоставляет Китаю статус государства наибольшего благоприятствования. Это обстоятельство содействовало наращиванию объемов - стоимостных и физических - взаимной торговли, а также развитию других форм и видов межстранового хозяйственного взаимодействия. С 1992 г., когда было подписано Маастрихтское соглашение, ЕС приобрел новый, более высокий статус как интеграционное объединение и субъект мировой экономики и торговли. Двусторонняя торговля быстро выросла с 5,3 млрд долл. США в 1981 г. до 31,52 млрд долл. США в 1994 г. (UNCTAD). «Долгосрочная политика китайско-европейских отношений», разработанная Европейской комиссией в 1995 г., активизировала сотрудничество между Китаем и ЕС в таких аспектах, как развитие человеческих ресурсов (студенческие обмены, содействие образованию и профессиональной подготовке китайских специалистов), продвижение экономических и социальных реформ в Китае, борьба с бедностью в городах и селах (путем поддержания региональной политики китайского руководства), защита окружающей среды, научно-техническое и деловое сотрудничество (СОМ, 1995). Таким образом, в 2018 г. Китай и ЕС отметили 15-летие провозглашения всеобъемлющего стратегического партнерства, что, как будет показано далее, оказало значительный и положительный эффект на активизацию их сотрудничества. В XXI в. торгово-экономическое взаимодействие КНР и Евросоюза актуализировалось в том числе в рамках новой азиатской политики ЕС (где однозначно и устойчиво лидирует КНР). Эта политика, принятая в 2001 г., ориентирована не только собственно на государства Азии, но и Тихого океана. Она предполагает продвижение присутствия и значимости ЕС (как в сфере политической, так и экономической) в соответствующих странах. Этот подход в полной мере затрагивает, безусловно, и Китайскую Народную Республику. В связи с этим в том же 2001 г. Еврокомиссия предложила новый формат сотрудничества ЕС с КНР - всестороннее партнерство (СОМ, 2001), в 2003 г. - партнерство стратегическое (СОМ, 2003), а в 2004 г. - всестороннее стратегическое партнерство. Отмечается, что «…при более тесном стратегическом партнерстве взаимная ответственность возрастает. Партнерство должно отвечать интересам обеих сторон, и ЕС и Китай должны работать вместе, поскольку они берут на себя более активную и ответственную международную роль, поддерживая и способствуя созданию сильной и эффективной многосторонней системы. Целью должна быть ситуация, в которой Китай и ЕС смогут использовать свои сильные стороны, чтобы предложить совместные решения глобальных проблем» (СОМ, 2006). Целая плеяда исследователей посвятили свои труды развитию, этапизации, проблемам и перспективами этих отношений в данном ключе (см., например: Мардашев, 2009). С другой стороны, китайская сторона также активизировала сотрудничество с ЕС и отдельными регионами объединения, дабы расширить международное взаимодействие и многосторонность и создать условия развития в экономической и политической сфере (Pavlićević, 2019), особенно после вступления Китая в ВТО (Русакович, Нежельская, 2014). Однако основой китайско-европейского сотрудничества остается взаимная торговля. Методы В рамках проведенного исследования применялись как общенаучные, так и специальные методы: статистическое наблюдение, метод научной абстракции, анализ и обобщение имеющихся фундаментальных исследований (при изучении теоретических основ и научных подходов к торговым процессам), структурно-динамический анализ (при изучении практики торговых отношений КНР и ЕС. Для проведения исследования автором использованы статистические данные международной базы данных ЮНКТАД, а также разработки Европейской комиссии относительно развития отношений между ЕС и КНР. Обзор литературы В мировой научной среде имеется устойчивый интерес к торгово-экономическому сотрудничеству Китая и ЕС. Многие авторы пытаются понять и переосмыслить значение этого сотрудничества, его динамику, характер, а также влияние на мирохозяйственные процессы. В частности, исследователи отмечают протяженность во времени китайско-европейского сотрудничества, что обеспечивает хорошее знание партнеров и хорошие перспективы. Последнее, по мнению авторов, предопределяется тем обстоятельством, что «…ранее двусторонний характер сотрудничества уже начал оказывать воздействие на глобальный уровень как в экономическом, институциональном, так и отчасти политическом плане. Это автоматически вытекает из того факта, что вместе ЕС и Китай составляют более 1/4 мирового населения, производят более 1/3 мирового ВВП и более 2/5 мирового экспорта и импорта, включая торговлю внутри ЕС, и более 1/4, если исключить из расчета торговлю внутри ЕС» (Mazyrin, 2017). Делаются попытки охарактеризовать сохраняющиеся в двусторонних отношениях элементы неустойчивости и напряжения, наряду с имеющимся потенциалом (Савинский, 2004, 2017). Характеризуются особенности трансфера технологий Китая и стран ЕС (Германия, Великобритания) с точки зрения важности этого процесса для всех участников (Соловьёва, 2014). Исследователи все более активно изучают и обсуждают страновой и субнациональный аспекты китайско-европейских торгово-экономических отношений. Например, анализируя отношения между ЕС и Китаем, авторы отмечают растущую сеть связей на всех уровнях, включая субнациональный, то есть активизацию и актуализацию взаимодействия между отдельными субъектами хозяйствования сторон. Все больше региональных и местных властей в европейских странах устанавливают контакты с китайскими коллегами, стараясь развивать деловые отношения, привлекая китайских инвесторов, студентов и туристов. В частности, развитие сотрудничества Лодзинского района (Польша) с провинцией Сычуань часто преподносится в средствах массовой информации как флагманский пример использования предоставляемых возможностей (Kamiński, 2019). В научной литературе, посвященной отношениям между Китаем и ЕС, вызывает растущий интерес вопрос, касающийся перспектив взаимной торговли ЕС и КНР в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь». С точки зрения Китая это критически важный проект как для всех странучастниц, так и для Европы, которая может получить значительные бонусы от реализации проекта благодаря кросс-граничной инфраструктуре, ускорению перемещения грузов, сокращению таможенных и транспортных затрат (Тиань, 2019). Таким образом, многие исследователи утверждают, что, реализуя свою внешнеторговую политику, КНР пытается сформировать такую модель международного товарного обмена, которая позволит ему не только оказывать растущее и даже прерогативное воздействие на эти процессы, но и осуществить перераспределение уже сложившихся и вновь формирующихся (например, в рамках инициативы «Один пояс, один путь») торговых коммуникаций в свою пользу, в том числе и между территориально близкими и традиционно взаимодействующими контрагентами. Поэтому европейские (и другие западные) исследователи и политики относятся настороженно к этой идее. С одной стороны, инициатива «Один пояс, один путь» предполагает еще более активное хозяйственное взаимодействие и, как утверждает Саммерс (2016), должна рассматриваться не как принципиально новая политическая идея, выдвинутая нынешним китайским руководством, а как расширение, консолидация и актуализация ранее существовавших политических идей и практики. С другой стороны, признается, что Европейский союз, который располагает самой обширной сетью региональных торговых соглашений (РТС), включающей как развитые, так и развивающиеся страны, должен более активно отстаивать свои интересы в двусторонних торговых соглашениях (Panagravia, 2002). В этой связи также отмечается, что инициатива «Один пояс, один путь» может негативно влиять на показатели торговли как стран-участниц, так и третьих стран (Freund, Omelas, 2010; Aoyama, 2016). Результаты ЕС-28 традиционно остается крупнейшим торговым партнером Китая и его самым важным поставщиком технологий. Китай является вторым по величине торговым партнером ЕС, крупнейшим источником промышленного импорта и самым быстрорастущим экспортным рынком (Китай занимает по стоимостному объему экспорта ЕС 1-е место). Наряду с впечатляющим ростом двусторонней торговли, торговый дефицит для ЕС также быстро растет (табл. 1 и 2, рис. 1). В 2018 г. стоимостной объем китайского импорта из ЕС достиг 293 969,6 млн долл., а экспорта - 406 894,5 млн долл. За 10 лет рост составил 2,3 и 1,7 раза соответственно, то есть мы можем говорить о более быстром росте китайского импорта из ЕС. Представленные на рис. 1 статистические данные весьма убедительно показывают волнообразную динамику торговых контактов Китая и ЕС в 2009-2018 гг. 800 000 000 700 000 000 600 000 000 500 000 000 400 000 000 300 000 000 200 000 000 100 000 000 0 Импорт КНР из ЕС Экспорт КНР в ЕС 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Рис. 1. Динамика экспорта и импорта КНР и ЕС в 2009-2018 гг., тыс. долл. [Figure 1. Dynamics of exports and imports of China and the EU in 2009-2018, USD thousand] Источник: составлено автором по UNCTAD. Как видно на рис. 1, в двусторонней торговой динамике Китая и ЕС достаточно отчетливо просматриваются два «провала» в стоимостном объеме товарооборота - в 2012 и 2016 гг. Интересно отметить, что такой же «провал» имел место в 2008-2009 гг. (что осталось за рамками настоящего исследования) и был связан с глобальным финансово-экономическим кризисом. При этом «…если на протяжении докризисных лет отмечался в основном поступательный тренд с положительными параметрами прироста совокупных стоимостных объемов товарного вывоза интеграционной группировки, то в посткризисный период наблюдался синусоидный тренд, то есть происходило чередование повышения и снижения стоимости товарного экспорта из Европейского союза» (Гладков, Дубовик, 2018). Возникает вопрос: в чем причина подобного синусоидального тренда, не имевшего места ранее? На рис. 2 видно, что в 2012 г. мировая рецессия не затронула внешнеторговые показатели Китая, и лишь в 2015-2016 гг. под влиянием резкого падения объемов мировой торговли, связанных в том числе и с антироссийскими санкциями (Корженгулова, Шкваря, Меланьина, 2017), имело место и сокращение китайских показателей. 5 000 000 4 500 000 4 000 000 3 500 000 3 000 000 2 500 000 2 000 000 1 500 000 1 000 000 500 000 0 Импорт КНР, млн. долл. Экспорт КНР, млн. долл. 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Рис. 2. Динамика внешней торговли Китая в 2009-2018 гг., млн долл. [Figure 2. Dynamics of China's foreign trade in 2009-2018, USD million] Источник: составлено автором по UNCTAD. 14 000 000 12 000 000 10 000 000 Импорт ЕС-28 Экспорт ЕС-28 8 000 000 6 000 000 4 000 000 2 000 000 0 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Рис. 3. Динамика внешней торговли ЕС-28 в 2009-2018 гг., млн долл. [Figure 3. Dynamics of foreign trade of the EU-28 in 2009-2018, USD million] Источник: составлено автором по UNCTAD. Также можно отметить устойчивый и высокий рост внешнеторговых показателей Китая в 2009-2014 гг., таким образом, доля Китая в мировом импорте достигала 7,9 % в 2009 г. и составила 10,8 % в 2018 г., а в мировом экспорте выросла с 9,6 % в 2009 г. до 12,8 % в 2018 г. Это связано с укреплением позиций Китая на мировом рынке после глобального финансового кризиса (Шкваря и др., 2016). Если говорить об особенностях внешней торговли ЕС за тот же период, то следует отметить, во-первых, падение доли ЕС-28 в мировом экспорте (с 36,7 % в 2009 г. до 33,3 % в 2018 г.) и доли в мировом импорте - за тот же период соответственно с 37,1 % в 2009 г. до 32,4 % в 2018 г. Во-вторых, имел место более низкий темп роста торговых показателей ЕС с заметным их падением в 2012 г. (рис. 3). По разным причинам 2018 г. оказался не совсем удачным для прочих крупнейших поставщиков товаров среди государств, прежде всего для Германии, торговля которой с КНР выросла за год лишь на 7,7 %. Столь же незначительным был и рост торговли с КНР у других ведущих стран ЕС, таких как Италия (7,8 %), Испании (7,8 %). Чуть более высоким он был у Бельгии - 8,4 % и у Франции - 8,6 %. В то же время Германия остается одним из основных внешнеторговых партнеров Китая (Хэ, 2019). В то же время Европейскому cоюзу, по нашему мнению, удалось в 2017-2018 гг. не только формально сохранять первенство по долевому участию в международной торговле, но и добиваться его расширения за счет своей достаточно гибкой внешнеторговой политики. Даже с учетом выхода Великобритании из состава ЕС ведущему интеграционному сообществу может вполне удаться поддержать его доминирующие позиции в системе международного товарного обмена в ближайшей перспективе. Заключение Проведя анализ торговых отношений Китая и ЕС в последнее десятилетие, мы можем говорить о том, что глобальный и региональный факторы оказывают более заметное и - особенно в 2009-2018 гг. - негативное воздействие на показатели внешней торговли ЕС, поэтому Китаю в формировании и реализации своей европейской внешнеторговой политики в перспективе следует учитывать это обстоятельство. Факторами успеха мы считаем устойчивый долгосрочный рост экономики Китая в рассматриваемый (как и в более ранний) период, рост его открытости на основе продуманного реформирования. Что касается факторов, порождающих некоторую турбулентность в двусторонних китайско-европейских отношениях, то к таковым можно отнести слишком высокую степень зависимости ЕС от глобальных и региональных процессов. В частности, следование в фарватере американской экономики, по нашему мнению, наносит ущерб интересам ЕС в торговых отношениях. Для нивелирования имеющихся ограничений и усиления положительных аспектов, на наш взгляд, необходимо далее развивать договорно-правовую базу двусторонней торговли ЕС и КНР.

×

Об авторах

Минцзюнь Хэ

Куньминский политехнический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: minzun.xe@yandex.ru

кандидат экономических наук, старший преподаватель юридического факультета

Китайская Народная Республика, г. Куньмин, район Чэнгон, ул. Цинмин нанлу, 727

Список литературы

  1. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского Союза 2018: presto с тюльпанами // Власть. 2019. Т. 27. № 3. С. 161-166
  2. Гладков И.С., Дубовик М.В. Актуальные тренды в экономике и внешней торговле ЕС на этапе санкций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 95-98.
  3. Мардашев А.А. Перспективы заключения первого всеобъемлющего соглашения между ЕС и КНР - соглашения о партнерстве и сотрудничестве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2009. № 2. С. 10-18.
  4. Носов М.Г. ЕС и Китай: торговля или стратегия // Современная Европа. 2018. № 6 (85). С. 5-18.
  5. Русакович В.И., Нежельская А.В. Индия и Китай: опыт вступления в ВТО // Сегодня и завтра российской экономики. 2014. № 63. С.59-60.
  6. Савинский А.В. Внешняя торговля Китая и сотрудничество с Россией // Россия и Азия. 2017. № 1. С. 44-49.
  7. Савинский А.В. Проблемы и основные модели регионализма в мировой экономике. М., 2004.
  8. Соловьева Ю.В. Организационные особенности трансфера технологий: зарубежный опыт // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2014. № 3. С. 136-146.
  9. Тиань И. Китайско-российское торговое сотрудничество: новый импульс развитию // Россия и Азия. 2019. № 7. С. 22-30.
  10. Хэ М. Товарная торговли Китая и ЕС в 2018 году: основные тренды и результаты // Россия и Азия. 2019. № 8. С. 22-32.
  11. Шкваря Л., Григоренко О., Стрыгин А., Русакович В., Шилина С. Влияние глобального экономического кризиса на технологические рынки стран Азии (Индия, Китай) // Центральная Азия и Кавказ. 2016. Т. 19. № 2. С. 119-130.
  12. Aoyama R. One Belt, One Road: China’s new global strategy // Journal of contemporary East Asia Studies. 2016. No. 5(2). Pp. 3-22.
  13. COM. 265 final: Communication from the Commission to the Council and the European Parliament “EU Strategy towards China: Implementation of the 1998 Communication and future steps for a more effective EU policy”. Brussels, 15 May 2001. URL: https://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2001:0265:FIN:EN:PDF
  14. COM. 279 final: Communication of the Commission “A Long-term Policy for China-Europe Relations”. Brussels, 5 July 1995. URL: europa.eu.int/comm/external_relations/china/ com95_279en.pdf.
  15. COM. 533 final: Commission policy paper for transmission to the Council and the European Parliament “A maturing partnership - shared interests and challenges in EU - China relations”. Brussels, 10 October 2003. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/PDF/?uri=CELEX:52003DC0533&rid=2
  16. COM. 632 final: Communication from the Commission “EU - China: Closer Partners, Growing Responsibilities”. Brussels, 24 October 2006. URL: https://eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2006:0631:FIN:EN:PDF
  17. Freund C., Omelas E. Regional Trade Agreements. Washington, D.C.: The World Bank, 2010.
  18. Kamiński T. What are the factors behind the successful EU - China cooperation on the subnational level? Case study of the Lodzkie region in Poland // Asia Europe Journal. 2019. No. 17. Pp. 227-242.
  19. Korzhengulova A., Shkvarya L., Melanyina M. The EU-Russia conceptual interaction in the Eurasian space in the context of western sanctions // Central Asia and the Caucasus. 2017. Vol. 18. No. 1. Pp. 7-14.
  20. Mazyrin V. Economic patterns and performance of Indochina nations // International Trends. 2017. Vol. 15. No. 3 (50). Pp. 25-37.
  21. Panagravia A. EU Preferential Trade Arrangements and Developing Countries // The World Economy. 2002. No. 25 (10). Pp. 1415-1432.
  22. Pavlićević D. Structural power and the China - EU - Western Balkans triangular relations // Asia Europe Journal. 2019, December. Vol. 17. Issue 4. Pp. 453-468.
  23. Pew Research Center. 14.07.2018. URL: http://www.pewglobal.org/2014/07/14/chapter-3balance-of-power-us-vs-china/
  24. Summers T. China’s ‘new silk roads’: sub-national regions and networks of global political economy // Third World Quarterly. 2016. No. 37 (9). Pp. 1628-1643.
  25. UNCTAD (United Nations Conference on Trade and Development). Statistics. URL: http:// unctadstat.unctad.org

© Хэ М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах