Инвестиции - основа экономической интеграции Абхазии и России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье определяются факторы, влияющие на инвестиционный процесс, формы привлечения инвестиционных ресурсов, выявляются предпосылки необходимые для формирования благоприятного инвестиционного климата и роль государственных органов власти в управлении и регулировании инвестиционной деятельности. Обосновывается необходимость привлечения российских инвестиций в реальный сектор экономики Абхазии, которые содействуют модернизации и развитию экономики на инновационной основе. Инвестиционное взаимодействие является развивающимся процессом, в ходе которого между его участниками складываются относительно устойчивые экономические связи производственно-структурного характера. Причем отношения, складывающиеся в инвестиционной сфере между Абхазией и Россией (союзническими странами и стратегическими партнерами), формируют тесные интеграционные связи.

Полный текст

Введение В современных условиях становления и развития государственности Республики Абхазия особая роль отводится ее взаимоотношениям с Российской Федерацией, между которыми формируется стратегическое партнерство в различных областях жизнедеятельности. При этом важнейшей формой экономического сотрудничества между странами признается их взаимодействие в инвестиционной сфере. Известно, что в наследство от директивной экономической системы хозяйствующим субъектам, функционирующим в Абхазии, досталось изношенное, затратное, а потому и неконкурентоспособное производство, в связи с чем многие из них находятся в кризисном состоянии. Однако, основной проблемой для республики является то, что преодолевать кризисные явления ей приходится в условиях острого дефицита собственных финансовых ресурсов. Большую часть капитальных вложений в восстановление и развитие производственных и социальных объектов Абхазии вносят национальные предприятия и индивидуальные предприниматели, и наряду с ними важным источником финансирования для развития экономики Абхазии, ее регионов и отраслей являются российские инвестиции, которые становятся одной из форм внешнеэкономических связей. Инвестиционный процесс - сложное, многофакторное явление, с осуществлением которого связано решение многих социально-экономических проблем Абхазии, их разрешение только на базе рыночных принципов саморегулирования невозможно, так как рынок не способен к справедливому и рациональному распределению иностранных инвестиционных ресурсов между секторами и регионами республики. В этой связи инвестиционная деятельность нуждается в государственном регулировании со стороны органов власти. Обзор литературы Основы научного исследования проблем развития интеграционных процессов в современной экономической науке содержатся в работе Б. Балласа (Balassa, 1964). Как отмечают российские ученые, Баллас в определенной последовательности указывает основные этапы, формирующие интеграционные связи между странами в виде зон свободной торговли, таможенного союза и общего рынка. При проведении гармонизированной налоговой, таможенной и валютной политики они создают взаимосвязанное экономическое пространство, функционирующее из единого наднационального управляющего центра, решения которого обязательны для исполнения (Диабатэ, Холина, 2017). Особое значение для постсоветских республик имеют работы иностранных авторов, посвященные становлению и развитию региональной экономической интеграции в латиноамериканских странах. В них обосновывается объективная необходимость вложения иностранных инвестиций в национальную экономику и связанное с этим процессом повышение роли государства и его институтов в распределении, регулировании и планировании инвестиционной деятельности (Briceño Ruiz, 2007; Frambes-Buxeda, 1993; Vachino, 1981). Становлению интеграционных процессов в постсоветских странах и формированию региональной интеграции на основе расширения торгово-экономических, технико-технологических и финансово-инвестиционных связей посвящены работы российских ученых (Сидорович, 2009; Черковец, 2009). Методы и походы Основной целью данной статьи является выявление предпосылок, содействующих экономической интеграции хозяйствующих субъектов Абхазии и России на основе осуществления инвестиционной деятельности. Цель исследования обусловила постановку и решение задач, связанных c выявлением форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, определением факторов, содействующих становлению интеграционных связей между Абхазией и южными регионами России, оценкой инвестиционного климата в республике. Предложены оптимальные формы и способы взаимодействия предпринимательских структур Абхазии и России, обоснована необходимость их интеграционного сотрудничества в целях модернизации национальных предприятий Абхазии на инновационной основе. Обобщены и проанализированы плановые и отчетные показатели инвестиционных вложений России в экономику Абхазии, производственной и социальной отраслей ее инфраструктуры, размещенных в разных регионах республики. В процессе исследования были применены аналитические и статистические методы исследования - логический и сравнительный анализы, обобщение и статическая обработка данных, графических изображений, системный подход. Результаты В современных условиях внешнеэкономическая деятельность Абхазии в полном объеме реализуется только в отношениях с Россией, с которой осуществляется сотрудничество в следующих основных формах: а) внешняя торговля; б) вложение российских инвестиций в экономику Абхазии; в) научно-техническое сотрудничество; г) привлечение рабочей силы; д) участие в работе региональных экономических ассоциаций и др. Наиболее существенным среди перечисленных форм внешнеэкономического сотрудничества является инвестиционное взаимодействие, так как, именно оно возрождает и развивает реальный сектор экономики Абхазии, в котором в наибольшей степени нуждается местное население. Российские инвестиции рассматриваются в Абхазии в качестве основного фактора ускорения технического и экономического прогресса, модернизации производственной и социальной инфраструктуры, внедрения в реальный сектор экономики новой техники и технологий, освоения инновационных методов организации и управления производством, что, в свою очередь, содействует активизации внешнеэкономической деятельности национальных предпринимателей на зарубежных рынках. Инвестиционное взаимодействие является развивающимся процессом, в ходе которого между его участниками складываются относительно устойчивые экономические связи производственно-структурного характера. Причем отношения, складывающиеся между странами-партнерами, такими как Абхазия и Россия, формируют тесные интеграционные связи. В Абхазии еще отсутствуют необходимые предпосылки для полноценного функционирования рыночных субъектов, значительная часть экономических структур, формирующихся в ходе рыночных реформ, находится на этапе становления и ее возможности ограничены для конкурентного осуществления инвестиционного процесса. В этих условиях государственная инвестиционная стратегия Абхазии должна быть нацелена на сочетание рыночных механизмов с методами государственного регулирования процесса формирования, распределения и использования инвестиционных ресурсов. Тем более государство, регулируя инвестиционную деятельность, способствует формированию благоприятной среды для осуществления инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках международного сотрудничества. Государственные органы управления своим участием в инвестиционном процессе должны ставить в качестве основной цели создание такого организационно-управленческого механизма, который способствует выбору наиболее выгодных вариантов размещения имеющихся инвестиционных ресурсов. Мы отдаем себе отчет в том, что государственное участие в инвестиционной деятельности всегда влечет за собой определенные финансовые расходы государства, в связи с чем возникает необходимость их соизмерения с ожидаемыми результатами, и подобное участие должно подвергаться частому пересмотру для подтверждения его целесообразности и эффективности. Государственные органы власти Абхазии могут оказывать регулирующее воздействие на иностранную инвестиционную деятельность путем заключения международных договоров, принятия внутренних законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, субсидирования отдельных инвестиционных проектов, отбора эффективных инвестиционных проектов, применения экономических методов государственного регулирования инвестиционной деятельности. В этом плане можно воспользоваться предлагаемой нами методикой отбора инвестиционных проектов (Шалашаа, 2007). Становлению интеграционных связей на базе расширения инвестиционной деятельности между Абхазией и Россией, в частности ее южных субъектов и их хозяйствующих субъектов, способствуют следующие факторы: 1. относительно высокий уровень технической оснащенности, конкурентоспособности и инвестиционной активности хозяйственных структур регионов России в сравнении с Абхазией; 2. территориальная близость Абхазии и южных регионов России, способствующая активному сотрудничеству их предпринимательских структур; 3. динамичный экономический рост в Абхазии, а также благоприятный налоговый режим, стимулирующие частных инвесторов для осуществления капитальных вложений в стране; 4. наличие железнодорожного, автомобильного и морского путей сообщения и их высокая пропускная способность, содействующие активизации межрегионального сотрудничества в области логистики; 5. наличие развитых транспортных сетей в Абхазии и южных регионах России в перспективе может привести к образованию крупных транзитных коридоров в развитии международных экономических связей между Европой и Азией; 6. совместная эксплуатация энергетических систем, в частности совместное управление ИнгурГЭС, осуществляемое Интер РАО ЕЭС и абхазской ГК «Черноморэнерго», содействующая снижению материальных и финансовых издержек производства данных структур; 7. наличие единой денежной системы, российского рубля, в обеих странах - важное условие для формирования интегрированного рынка. На инвестиционную деятельность непосредственно влияет инвестиционный климат в стране, являющийся частью институциональной системы национальной экономики и представляющий совокупность политических, экономических, финансовых, культурных, организационных, правовых, природно-географических и других факторов, состояние которых негативно или позитивно влияет на привлечение инвестиций. Инвестиционный климат характеризуется определенным динамизмом, и его изменение зависит от реального экономического положения в стране и воздействия внешнеполитических и внешнеэкономических факторов. Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики и осуществления инвестиционной деятельности является наличие благоприятной экономической среды и природных условий. В этом смысле уникальные природно-климатические условия Абхазии позволяют успешно заниматься хозяйственной деятельностью. Трудовой потенциал и рынок труда в Абхазии являются важными инвестиционными ресурсами, посредством которых обеспечивается занятость экономически активного населения, его включение в воспроизводственную сферу Трудовой потенциал Республики Абхазия за 2013-2016 гг. [Labour potential of the Republic of Abkhazia for 2013-2016] Таблица 1/Table 1 Показатели 2013 2014 2015 2016 Значение Темп роста, % Значение Темп роста, % Значение Темп роста, % 1. Трудоспособное население, тыс. чел. 143,8 144,1 100,2 144,3 100,1 243,9 100,3 2. Среднегодовая численность работающих, тыс. чел. 41,5 40,6 97,8 42,3 104,2 144,5 110,1 3. Численность занятых в негосударственном секторе, тыс. чел. 11,0 10,4 94,5 10,0 96,1 41,4 97,9 4. Численность занятых на государственных предприятиях, тыс. чел. 30,2 29,8 98,7 31,7 106,4 9,5 95,0 5. Доля занятости среди трудоспособного населения, % 28,8 28,2 - 29,3 - 28,6 22,9 Источник: рассчитано автором по статистическим данным: Абхазия в цифрах. Статистический ежегодник. Сухум, 2017. Для экономики Абхазии характерна высокая степень износа основных фондов. Развитие, структурная перестройка и модернизация реального сектора экономики невозможны без привлечения значительных объемов инвестиций. В этом плане между Абхазией и Россией сложились новые способы оказания финансовой помощи Абхазии, в том числе и в области инвестиционной деятельности. Так, в 2015 г. подписан Регламент взаимодействия между Министерством экономики Абхазии и российским ООО «Инвестиционное агентство» для содействия инвестиционным процессам на территории Абхазии. В апреле 2015 г. на заседании Межправительственной комиссии по социальноэкономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Абхазия подписан протокол, в котором определены объемы финансирования экономики и социальной сферы Абхазии в размере 9,3 млрд руб. (табл. 2). Данные свидетельствуют о том, что по мере восстановления производственной и социальной инфраструктуры Абхазии объемы российских инвестиций поэтапно сокращаются. Таблица 2/Table 2 Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2015-2017 гг., млрд руб. [Investment programme for the promotion of socio-economic development of the Republic of Abkhazia on 2015-2017, bln. rub.] Годы Объем российских инвестиций Объем ВВП Абхазии Доля российских инвестиций в ВВП, % 2015 3,8 28,6 13,3 2016 3,3 30,3 10,9 2017 2,2 32,0 6,9 Источник: рассчитано автором по статистическим данным: Абхазия в цифрах. Статистический ежегодник. Сухум, 2017. Средства инвестиционной программы России в последние годы преимущественно направляются на финансирование приоритетных отраслей производственной и социальной инфраструктуры экономики Абхазии (табл. 3). Таблица 3/Table 3 Структура инвестиционных вложений России в Абхазии в 2015-2017 гг. [The structure of investments in Russia in Abkhazia in 2015-2017] Отрасли экономики и виды деятельности Общий объем инвестиций за 2015-2017 гг., млн руб. 2015 2016 2017 Ремонт автодорожной сети 995,0 610,94 154,3 229,76 Энергетическая отрасль 733,0 572,0 161,0 - Ремонт и благоустройство жилого фонда 1806,99 340,0 846,83 620,16 Водоснабжение, водоотведение и канализация 1675,7 389,2 740,8 545,7 Образование 1120 201,0 509,0 410,0 Ремонт административных зданий и сооружений 452,2 452,2 - - Здравоохранение 738,3 447,7 290,6 - Культура 25,0 25,0 - - Система обращения с отходами производства и потребления 340,0 - 100,0 240,0 Организационные мероприятия по разработке проектно-сметной документации 483,0 333,0 100,0 50,0 Государственное софинансирование реального сектора экономики 944,6 400,0 424,6 120,0 Источник: составлено автором по данным сайта Апсныпресс: Хлопонин А.Г. Общий объем финансирования Республики Абхазия 9,0 млрд руб. в течение трех лет. URL: http://www.apsnypress.info/ news/obshchiy-obem-finansirovaniya-respubliki-abkhaziya-9-mlrd-rubley-v-techenie-tryekh-letaleksandr-khl/ В ходе VII Российско-абхазского делового форума, прошедшего в ноябре 2016 г., было заключено несколько важных сделок, направленных на привлечение кредитно-финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов в Абхазии. Всего на форуме было заключено шесть соглашений, из которых четыре соглашения по линии Инвестиционного агентства страны и еще два соглашения охватывают отдельные отрасли национальной экономики. Первое соглашение касается сотрудничества между компаниями «Абхазстрой» и «Славянский мир» по развитию инновационной стройиндустрии в Абхазии, связанной с развитием инновационно-строительного кластера. Второе соглашение о сотрудничестве в сфере обращения с отходами производства и потребления предполагает строительство завода по переработке твердых бытовых отходов. Четыре соглашения, заключенных по линии Инвестиционного агентства Абхазии, представляют собой договоры-займы между инициаторами бизнес-проектов и московским Инвестиционным агентством, предоставляющим кредитные средства. Общая сумма подписанных соглашений составила около 500 млн руб. Вышеприведенные фактические показатели российской инвестиционной деятельности в Абхазии подтверждают необходимость активного участия государства в этом процессе, так как инвесторы нуждаются как в государственной поддержке, так и в правовой защите. При этом инвестиционное законодательство Абхазии определяет механизмы государственного управления инвестиционной деятельностью. Они включают инструменты прямого участия государства в инвестиционной деятельности и способы создания благоприятных условий для ее осуществления. Однако в Абхазии существуют определенные инвестиционные риски, относящиеся к защите прав собственности инвесторов, экономическому контролю доходов совместных предприятий с участием иностранного капитала и связанной с этим возможностью потери ожидаемой прибыли и имущества, а также другие. И здесь роль государственных органов власти значительно повышается. В свете вышесказанного особый смысл имеет Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций между правительствами России и Абхазии, которое способствует развитию инвестиционной активности в Абхазии и, соответственно, стимулирует приток капитала, обеспечивая инвесторов надежными и эффективными правовыми средствами защиты их интересов. Таким образом, можно заключить, что Российская Федерация является важным инвестиционным партнером Абхазии и занимает первое место по объему прямых инвестиций в экономику Абхазии. Причем ежегодно увеличивается количество российско-абхазских предприятий, на 2017 г. зарегистрировано 237 предприятий со 100 % капиталом участия России и около 240 совместных предприятий. Общий объем прямых иностранных инвестиций из России в Абхазию в 2016 г. составил 3,9 млн долл. США, а из Абхазии в Россию - 0,15 млн долл. США. Особая роль государства в формировании благоприятного инвестиционного климата в Республике Абхазия может заключаться в следующих важных аспектах: · во-первых, инвестиционная деятельность в республике должна развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой, а также в интересах развития и укрепления экономической интеграции хозяйствующих субъектов республики с хозяйственными системами Российской Федерации; · во-вторых, российские инвестиций в экономику Абхазии являются необходимой базой для модернизации производственной и социальной инфраструктуры страны, а также для внедрения инновационных производственных ресурсов и освоения современных методов организации и управления производством; · в-третьих, для создания благоприятного инвестиционного климата между Абхазией и Россией уже сформированы определенные предпосылки, такие как наличие нормативно-правовой базы для эффективного осуществления совместной инвестиционной деятельности абхазских и российских предпринимателей на территории Республики Абхазия, которые следует совершенствовать в соответствии с общемировыми тенденциями; · в-четвертых, государственная инвестиционная стратегия Абхазии в инвестиционном процессе должна заключаться в интеграции преимуществ методов государственного управления инвестиционной деятельностью и рыночных механизмов саморегулирования при реализации инвестиционных бизнес-проектов национальных и российских предпринимателей.

×

Об авторах

Заур Иванович Шалашаа

Институт экономики и права Академии наук Абхазии

Автор, ответственный за переписку.
Email: shal-57@mail.ru

доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Абхазии, директор ГНУ «Институт экономики и права» АНА

Республика Абхазия, 384900, Сухум, ул. Дзидзария, 40

Список литературы

  1. Диабатэ В., Холина В.Н. Региональная интеграция в Африке: динамика внутрирегиональной торговли в 1990-2015 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 2. С. 159-167.
  2. Сидорович А.В. Экономическим отношениям стран СНГ - устойчивую основу // Национальная экономика России и вызовы ХХI века. М., 2009. С. 315-326.
  3. Черковец О.В. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве в контексте мирового опыта межгосударственного регионального сотрудничества // Национальная экономика России и вызовы ХХI века. М., 2009. С. 327-346.
  4. Шалашаа З.И. Оценка инвестиционных проектов в условиях Республики Абхазия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2007. № 1. С. 105-115.
  5. Balassa В. Teoría de la Integración Económica. Biblioteca UTEHA de Economía. Año, México, 1964.
  6. Briceño Ruiz José. La integración regional en América Latina y el Caribe. Proceso históricos y realidades comparadas. Mérida: Vice Rectorado Académico, Universidad de los Andes, 2007.
  7. Frambes-Buxeda Alina. Teorías sobre la integración aplicables a la unificación de los países latinoamericanos // Política y Cultura. Primavera, 1993. Núm. 2.
  8. Vachino J. Integración económica regional. U. Central de Venezuela, Facultad de Cs. Jurídicas y Políticas, Instituto de Derecho Público, sección Integración, Caracas, 1981.

© Шалашаа З.И., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах