Императивы обеспечения национальной безопасности в условиях интеграции экономики Узбекистана в мировой рынок капитала

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются императивы обеспечения экономической безопасности развивающихся государств при привлечении и использовании внешнего финансирования. Раскрывается значение внешнеэкономического фактора для модернизации национальных экономик новых независимых государств, включая вопросы привлечения иностранных инвестиций и кредитов, импорт высоких технологий. Анализируется широкий комплекс мероприятий, разработанный в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 гг., как основы формирования институциональных основ интеграции экономики Узбекистана в мировой рынок инвестиций, включая механизмы валютного, налогово-бюджетного и денежно-кредитного регулирования, стимулирования роста национального экспортного потенциала республики, в целях улучшения инвестиционного климата и деловой среды в республике. При этом особо выделены меры по дальнейшему институциональному строительству, направленные на совершенствование законодательно-нормативной базы, формирование инфраструктуры по защите и поддержке предпринимательского сектор сектора национальной экономики, в том числе малого и среднего бизнеса. Определен комплекс мер по реформированию и совершенствованию деятельности ряда государственных структур управления, включая региональные органы, что позволит значительно улучшить инвестиционный и деловой климат в стране, привлечь иностранные инвестиции в процессы модернизации производственного и технологического потенциалов республики на основе интеграции национальной экономики в мировой рынок инвестиций. Обосновывается целесообразность углубления сотрудничества с международными и зарубежными государственными финансовыми институтами, ведущими иностранными компаниями и банками, пути повышения эффективности использования привлекаемых иностранных инвестиций.

Полный текст

Введение Экономическая безопасность принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов любого государства, обеспечивая стабильное и устойчивое развитие, социально-экономический рост, формирование эффективной финансовой системы, ее неуязвимость по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. В условиях внешнеэкономической напряженности, свя- занной с террористическими угрозами, взаимными экономическими санкциями Запада и России, весьма актуальным становится проблема обеспечения экономической безопасности государства при взаимодействии с международными финансовыми организациями, мировыми и региональными державами (Silnov D.S., Zelinskaya M.V., Gusakov N.P. and etc., 2017). Молодые развивающиеся государства, перед которыми стоят задачи обеспечения своей национальной безопасности во многом зависят от того, насколько эффективно используется потенциал сотрудничества с международными финансовыми организациями, членство в которых особо актуально для всех стран СНГ. Активное участие страны в деятельности МФО укрепляет позиции государства на мировых финансовых рынках, способствует ее адаптации к современной системе валютно-кредитных отношений, дает возможность привлечения иностранного капитала в различные отрасли национальных экономик и открывает широкие возможности их интеграции в мировое хозяйство. Обзор литературы Проанализировав зарубежную, российскую и узбекскую литературу по обеспечению национальной экономической безопасности развивающихся государств при взаимодействии с международными финансовыми организациями автор пришел к выводу, что существенный вклад в разработку теоретических основ этого направления внесли российские ученые О.Т. Богомолов, Н.П. Гусаков (1999), А.А. Дынкин, А.Д. Некипелов, С.П. Глинкина, Р.С. Гринберг, В.А. Цветков и др. Изучению экономической безопасности государства посвящены работы таких зарубежных ученых как П. Бьюкенен, И. Валлерстайн, М. Веблен, Т. Парсонс, М. Портер, Р. Пребиш, У. Ростоу, Дж Сакс, Дж. Сорос, Дж Стиглиц и др. Прокомментированы Указы Президента Республики Узбекистан и официальные документы по Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 гг. Что касается иностранной литературы, то до недавнего времени, В. Eichengreen, P. Masson, M. Savastano и S. Sharma (1999) подчеркивали, что применение данного инструментария странами с переходной экономикой нецелесообразно, поскольку он предъявляет достаточно высокие требования к институциональной и макроэкономической среде. Вместе с тем E. Truman (2003), N. Batini и D. Laxton (2005) придерживались точки зрения, что данные условия не носят обязательного характера. Наоборот, опыт стран, применяющих инфляционное таргетироваиие, свидетельствует о том, что улучшение институциональной среды в них, происходило после перехода на новый режим денежно-кредитной политики. Как подчеркивают S. Roger, M. Stone (2005) неудовлетворительные стартовые условия могут быть улучшены за относительно короткий промежуток времени. Методы и подходы Методологической основой работы выступают теория международной интеграции, теория международной торговли, теория конкуренции. Для обоснования выдвинутых положений использованы системный анализ, методы анализа и синтеза, группировки и обобщения, сравнительный анализ, графический метод, методы статистического и экономического анализа, экспертные оценки и др. Выводы/заключение Обоснована эффективность внешнего заимствования для обеспечения стабильного и устойчивого развития, а также структурной перестройки национальной экономики в системе мирохозяйственных связей в соответствии с критериями пороговых значений экономической безопасности, рассматривая объемы внешнего заимствования как дополнение к имеющимся внутренним источникам. Сформулированы рекомендации по использованию опыта Республики Узбекистан, способствующие повышению экономической безопасности при использовании средств внешнего заимствования другими странами постсоветского пространства. Определены концептуальные направления повышения экономической безопасности страны путем поддержания высоких темпов экономического роста на основе рационального использования всех форм внешнего финансирования и систематизации методов обеспечения экономической безопасности и защиты национальных интересов при проведении интеграционной политики. Ключевые проблемы С обретением национального государственного суверенитета, начиная с 1991 г. Узбекистан наладил тесные связи с рядом международных финансовых институтов, мировыми интеграционными объединениями, крупнейшими и развитыми государствами, о чем свидетельствует его многоплановое сотрудничество в торговле, на финансовых рынках с основными внешнеэкономическими партнерами и крупнейшими экономическими объединениями. Республика Узбекистан - страна, которая, по мнению некоторых экспертов, постоянно меняет векторы своего сотрудничества. Вместе с тем, новое руководство республики ведут целенаправленную политику на укрепление внешнеэкономических связей со многими государствами в интересах своей национальной безопасности, демонстрируя готовность к диалогу. В настоящее время в Узбекистане осуществляется широкий комплекс мероприятий направленный на формирования институциональных основ интеграции национальной экономики в мировой рынок капитала. С принятием Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 гг. в стране стали активно внедряться рыночные механизмы валютного регулирования, стимулирования роста ее экспортного потенциала, направленные на улучшение инвестиционного климата и деловой среды. Узбекистан стремится приоткрыть страну для внешнего мира, не делая резких движений во внешнеэкономической политике, осознавая необходимость реформ во всех сферах и прежде всего в экономике. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 2.09.2017 г. № УП-5177 «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» были определены основные направления либерализации валютного рынка, ко- торые окажут позитивное влияние на состояние инвестиционного климата республики при их реализации. Среди них следует выделить свободную покупку и продажу иностранной валюты как юридическими, так и физическими лицами, которые теперь вправе использовать собственную СКВ по своему усмотрению. При установлении обменного курса государство намерено применять только рыночные механизмы. Указом установлено, что с 5.09.2017 г. юридические лица Республики Узбекистан могут без ограничения приобретать в коммерческих банках иностранную валюту для оплаты по текущим международным операциям, а физические лица-резиденты Республики Узбекистан свободно продавать в обменных пунктах и приобретать иностранную валюту в конверсионных отделах коммерческих банков в соответствии с действующим порядком и использовать ее за границей без каких-либо ограничений (Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Приложение № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 г. № УП-4947). Узбекистан оставался единственной страной СНГ, в которой свободный обмен валюты считался преступлением, что привело к уходу отсюда многих мировых компаний в связи с невозможностью конвертировать доходы в узбекских сумах в доллары или евро. Либерализация валютного регулирования потребовала кардинального изменения действующего инструментария реализации монетарной политики, осуществляемой в республики. В соответствие с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 13.09.2017 г. № ПП-3272 «О мерах по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики» был начат поэтапный переход в среднесрочной перспективе на режим инфляционного таргетирования, используемый в практике центральными банками для обеспечения стабильности цен на внутреннем рынке. С этой целью предусматривается разработать и принять до 1.03.2018 г. Концепцию развития и осуществления денежно-кредитной политики, а также «дорожную карту» по ее реализации на 2018-2021 гг. Она должна включать в себя следующие мероприятия (Указ Президента Республики Узбекистан от 2.09.2017 г. № УП-5177): · координацию макроэкономической, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики для обеспечения согласованности целей по устойчивому экономическому росту, сбалансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен; · увеличение применяемого инструментария реализации денежно-кредитной политики по операциям предоставления и привлечения ликвидности; · широкого применения коммерческими банками рыночных механизмов формирования процентных ставок, в том числе по кредитам; · применение, исходя из международной практики, моделей макроэкономического анализа и прогнозирования; · повышения прозрачности осуществляемой денежнокредитной политики для информирования населения об используемых инструментах и ожидаемых результатах. Анализ опыта зарубежных стран, в том числе и государств с переходной экономикой, в области либерализации политики обменного курса позволяет извлечь из него определенные уроки. Главный из них: реформы обменных курсов в соот- ветствии с международным опытом требуют не единовременный, а поэтапный подход. Первым шагом является унификация обменных курсов. Борьба со спекулятивным курсом «черного рынка» должна вестись решительно, с использованием всех средств (включая средства массовой информации, правоохранительные органы), но прежде всего путем либерализации обменных курсов. Речь идет о новых возможностях привлечения капиталов на валютном рынке, открывающихся после введения свободной конвертации. Экономически обоснованная валютная политика способна обеспечить приток депозитных и межбанковских ресурсов в коммерческие банки республики. Повышение ставки рефинансирования с 9 до 14% делает национальную валюту весьма привлекательной на межбанковском рынке для осуществления ссудно-депозитных операций. Если исходить из того факта, что ставки рефинансирования в США и Европе, как ставки LIBOR, находятся на отметке ниже 2%, то целесообразность создания сумовых депозитных складов будет зависеть от курса данной валюты в будущем. Учитывая сложившуюся тенденции на валютном рынке республики можно предположить, что в течении года курс сума к доллару не опустится ниже отметки 8000 сум. В таком случае доходность по таким вкладам в долларах составит более 13% годовых. Возникает вопрос: почему на практике не реализуются подобные операции при такой очевидности их доходности? Ответ кроется в сомнении инвесторов в последовательности и предсказуемости экономической политики, осуществляемой в Узбекистане. Именно резкие колебания ставки рефинансирования, отсутствие обоснований для установки начального курса свободной конвертации служат сдерживающим фактором для инвесторов при принятии ими инвестиционных решений. Депозитные ресурсы должны быть инвестированы коммерческими банками с доходностью равной ставке рефинансирования плюс маржа банка, что предполагает оценку эффективности инвестиционных вложений. Причем, это важно для активизации и другого сегмента финансового рынка - рынка ценных бумаг. Низкодоходные акции вряд ли будут привлекательны для инвесторов. В целях поддержки развития акционерных обществ, устранения ограничений и барьеров, сдерживающих привлечение предприятиями свободных средств инвесторов путем выпуска и размещения акций, а также дальнейшего улучшения инвестиционного климата и деловой среды в республике, подготовлен проект постановления Президента Республики Узбекистан, который предусматривает, в частности, снижение минимального размера уставного капитала акционерного общества с 400 тыс. долл. США в эквиваленте до 500-кратного размера минимальной заработной платы, а также отмену порядка, в соответствии с которым в уставном капитале акционерных обществ доля иностранного инвестора должна составлять не менее 15%. В Узбекистане финансовые рынки имеют огромный потенциал своего развития. Открыта свободная конвертация валют, создано несколько свободных экономических зон, ведется работа по получения суверенного рейтинга Узбекистана, начат поэтапный процесс интеграции отечественного рынка ценных бумаг в зарубежные и международные рынки капитала. Сегодня экономическая либерализация невозможна без выравнивания отношений государства и бизнеса, укрепле- ния института частной собственности и создания стране имиджа надежного партнера. Внутренние и внешние условия должны быть наиболее благоприятны (стабильность на международных и региональных финансовых рынках, положительная динамика условий торговли, повышение конкурентоспособности на традиционных и глобальных рынках, привлекательность принятых мер для отечественных и иностранных инвесторов). Текущая либерализация обменных курсов в Узбекистане, предусмотренная Стратегией действий, будет успешной, если соответствующие уроки будут извлечены из собственного и мирового опыта. Экспертами МВФ, в ходе опросов руководителей центральных банков (ЦБ) ряда государств, были выявлены необходимые условия для перехода на режим инфляционного таргетирования. Они включают в себя институциональную независимость ЦБ, высокий уровень квалификации аналитиков и достоверная статистическая база, свободное ценообразование и минимальная зависимость от обменного курса, мировых цен на сырьевые ресурсы, устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки. До недавнего времени, В. Eichengreen, P. Masson, M. Savastano и S. Sharma (1999) подчеркивали, что применение данного инструментария странами с переходной экономикой нецелесообразно, поскольку он предъявляет достаточно высокие требования к институциональной и макроэкономической среде. Вместе с тем E. Truman (2003), N. Batini и D. Laxton (2005) придерживались точки зрения, что данные условия не носят обязательного характера. Наоборот, опыт стран, применяющих инфляционное таргетироваиие, свидетельствует о том, что улучшение институциональной среды в них, происходило после перехода на новый режим денежно-кредитной политики. Также следует учитывать, что результаты, достигнутые развитыми странами, были в целом выше, чем в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, так как последние не достигали целевых ориентиров по сокращению инфляции, вследствие ее высокой волатильности. Однако, несмотря на это, как подчеркивают S. Roger, M. Stone (2005) неудовлетворительные стартовые условия могут быть улучшены за относительно короткий промежуток времени. Так, после введения инфляционного таргетирования волатильность инфляции в странах уменьшилась за 3 года в 2 раза (Постановление Президента Республики Узбекистан от 17.08.2017 г. № ПП-3226). Ключевым фактором прогресса использования данного режима является политическая поддержка со стороны государства (Указ Президента Республики Узбекистан 19.06.2017 г. № УП-5087). В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 31.03.2017 г. № УП-4996 для расширения и углубления сотрудничества с международными и зарубежными государственными финансовыми институтами, ведущими иностранными компаниями и банками, повышения эффективности использования привлекаемых иностранных инвестиций в республике был образован Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям. Среди его основных направлений деятельности были определены координация работы по формированию и проведению единой государственной инвестиционной политики, в том числе привлечение иностранных инвестиций, а также улучшение инвестицион- ного климата в республике на основе совершенствования законодательно-правовой базы (Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.07.2017 г. № ПП-3157). Особое внимание будет уделяться привлечению прямых инвестиций, кредитов и средств финансово-технического содействия для реализации инвестиционных проектов в рамках отраслевых инвестиционных программ, комплексных программ социально-экономического развития территорий, программ развития производственной, транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры, а также системного мониторинга за ходом их реализации. В 2017 г. в рамках реализации приоритетного направления «Развитие и либерализация экономики» Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан был осуществлен целый комплекс мероприятий, направленный на улучшение деловой среды в республике, дальнейшее усиление защиты прав, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства, активизацию внешнеэкономической деятельности. Особенно следует выделить меры по дальнейшему институциональному строительству, направленные на совершенствование законодательно-нормативной базы, формирование инфраструктуры по защите и поддержке данного сектора экономики. В целях дальнейшего укрепления правовых механизмов защиты и гарантий деятельности частного предпринимательства, внедрения новых инструментов их государственной поддержки, расширения доступа субъектов предпринимательства к кредитным ресурсам был создан Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Основная цель его деятельности заключается в предоставлении субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде выделяемых ресурсов коммерческим банкам, в том числе за счет привлеченных иностранных кредитных линий, поручительства субъектам малого предпринимательства по кредитам коммерческих банков, компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков. Было принято решение о кардинальном реформировании системы Торговопромышленной палаты Республики Узбекистан. Определены направления ее деятельности: · защита прав субъектов предпринимательства - создание эффективной системы поддержки субъектов предпринимательства, особенно в период становления их деятельности, усиление гарантий надежной защиты их прав и законных интересов; · улучшение деловой среды и инвестиционного климата - дальнейшее совершенствование законодательства в сфере предпринимательской деятельности; · содействие предпринимательской деятельности - оказание практической помощи субъектам предпринимательства в организации, ведении и дальнейшем развитии бизнеса; · взаимодействие с государственными органами - внедрение эффективной системы взаимодействия и новых форм работы, способствующих высокой мобильности и результативности взаимодействия со всеми ветвями государственной власти; · обучение субъектов предпринимательства и подготовки кадров - кардинальное повышение качества системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских структур; · интеграция субъектов предпринимательства республики в международное бизнес-сообщество, обеспечение выхода продукции отечественных организаций на внешние рынки. Особое внимание было уделено активизации внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур. Так, с 1 июня 2017 г. хозяйствующим субъектам было разрешено осуществлять экспорт товаров собственного производства за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков. Кроме того, с 1 июля 2017 г. был введен порядок, в соответствии с которым субъектам предпринимательства разрешается осуществление экспорта свежей плодоовощной продукции, винограда и бахчевых культур на основе прямых договоров на условиях 100%-й предварительной оплаты. С 1 августа 2017 г. был установлен порядок, в соответствии с которым было отменено требование по обязательной продаже 25% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) осуществляемой хозяйствующими субъектами (Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.07.2017 г. № ПП-3157). Осуществлению эффективной государственной политики в сфере развития частной собственности и предпринимательства на базе приватизированного государственного имущества послужит преобразование Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции в Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции. Важнейшей его задачей определено оказание всемерной поддержки и повышение эффективности производственной деятельности приватизированных предприятий. В рамках Стратегии действий по дальнейшему развитию Узбекистана на 2017- 2021 гг., исходя из изменяющейся конъюнктуры и дальнейшего усиление конкуренции на мировых рынках, руководством республики принято решение о выработке и реализации кардинально новых принципов и инструментария обеспечения устойчивого и опережающего развития страны. В частности, в разделе «Развитие и либерализация экономики» было предусмотрено «комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, районов и городов». В данном контексте наибольшее значение приобретают преобразования, осуществляемые на отраслевом уровне в отдельных регионах, в частности в сфере промышленного производства, что является определяющим для социальноэкономического развития большинства областей страны. Вместе с тем, несмотря на реальный курс на модернизацию и технологическое обновление, в республике все еще сохраняется низкий уровень инновационной активности, отсутствие спроса на инновации и низкий уровень коммерциализации, воплощение инновационных идей в создание или усовершенствование новых продуктов, услуг, процессов, реализуемых на рынке и используемых в практической деятельности. Складывается ситуация, в которой увеличение средств, выделяемых на научно-технологическую сферу, инновационную деятельность предприятий не приводит к адекватному увеличению объемов конкурентоспособной продукции, росту инновационного потенциала и инновационной активности (Указ Президента Республики Узбекистан 05.05.2017 г. № УП-5037). Однако тенденции развития мировой экономики свидетельствуют, что укрепление экономической независимости государства сегодня возможно только в контексте инновационной парадигмы. Для ее реализации в Узбекистане имеются благоприятные предпосылки: высокий уровень образования населения, значительный научно-технический потенциал, развивающаяся технологическая база наукоемких производств, богатые минерально-сырьевые ресурсы. В этой связи особую важность приобретает переход от стимулирования инноваций к экономическому росту на их основе, росту производительности труда, что может быть стратегически решено за счет резкого роста возможностей реализации инновационного потенциала, т. е. ускорения процессов коммерциализации инноваций и технологий. Анализ финансовых результатов деятельности предприятий каждого региона, учет темпов роста производительности труда и объемов введения в эксплуатацию новых основных фондов к инвестициям позволил разбить регионы на три группы. В первую группу вошли регионы с высоким уровнем производственного ресурсного потенциала, характеризующиеся достаточно высоким уровнем инвестиций в основной капитал и высокой степенью отдачи на использование основных фондов (Навоийская, Кашкадарьинская, Ташкентская, Андижанская области). Ко второй группе были отнесены регионы, которые при достаточном объеме инвестиций обладают уровнем отдачи выше среднего, а также регионы, средние по уровню привлечения всего множества ресурсов и реализации инноваций и со средней отдачей использования основного капитала (Ферганская, Бухарская области, г. Ташкент). В третью группу вошли регионы, которые при относительно нормальном притоке инвестиций имеют отдачу ниже среднего на использование основного капитала предприятиями (Наманганская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Джизакская, Хорезмская области и Республика Каракалпакстан). Для оценки эффективности использования инвестиций на региональном уровне проанализированы удельные показатели поступления основных фондов на единицу вложенных средств. Наиболее высокий уровень прироста основных фондов наблюдается в индустриально развитых отраслях, а именно Навоийской, Кашкадарьинской и Ташкентской областях, в которых на единицу инвестиций поступило более 0,4 сума основных фондов. В тоже время в Республике Каракалпакстан, Джизакской, Наманганской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Хорезмской областях данный показатель составляет менее 0,1 сум, что свидетельствует о значительных резервах повышения отдачи от вложенных средств. За последние 10 лет коэффициенты обновления промышленно-производственных основных фондов опережали коэффициенты выбытия в 1,7-6,8 раз, при средневзвешенном значении 2,9. Причем в черной металлургии их соотношения достигает 16,3 раза (2012 г.), электроэнергетике - 20,8 раза (2014 г.), топливной промышленности 25,4 раза (2013 г.). Это позитивный факт, свидетельствующий о том, что обновление основных фондов осуществляется главным образом за счет нового строительства, а не замены старых, изношенных фондов, которое приводит к накоплению устаревшего оборудования и сдерживает рост их экономической эффективности. В этой связи динамичный и поступательный характер процесса институционального строительства для реализации Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан позволит значительно улучшить инвестиционный и деловой климат в стране, привлечь иностранные инвестиции в процессы модернизации производственного потенциала республики на основе интеграции национальной экономики в мировую систему хозяйствования. На опыте Республики Узбекистан автором сгруппированы методы обеспечения экономической безопасности страны по уровням управления (государственный, региональный) с дифференциацией по группам: информационно-аналитические, меры регулятивного и прямого воздействия, призванные стимулировать приток внешнего финансирования, а также обеспечить минимизацию различных рисков (Зиядуллаев У.С., 2017). Несмотря на кризисные явления во многих странах постсоветского пространства экономика Республики Узбекистан развивается относительно стартовых позиций высокими темпами (среднегодовые темпы прироста составляют 7-8%). В стране обеспечена макроэкономическая стабильность, низкий государственный и внешний долг, равномерное распределение доходов, сбалансированность внутреннего и внешнего секторов экономики, энергетическая и продовольственная самообеспеченность; проводится умеренно жесткая денежно-кредитная политика, инфляция не превышает пороговые значения в 8%, золотовалютные резервы увеличились в 2010-2017 гг. более чем в 6 раз, происходят прогрессивные структурные сдвиги, выросла доля промышленности в ВВП, машиностроения - в промышленности, машинотехнической продукции - в экспорте. В 2017 г. за счет всех источников финансирования в экономику инвестировано 18 млрд долл. США капитальных вложений, 23,5% из которых - иностранные инвестиции. Ключевые факторы привлекательности страны для иностранных инвесторов следующие: политическая стабильность, устойчивый рост экономики, наличие квалифицированных молодых кадров, наиболее развитая в Центральной Азии инфраструктура. Стратегическое значение и политический потенциал Узбекистана указывают на то, что государство объективно несет особую ответственность за этот регион. В свое время популярная в 1990-е гг. идея интеграции Центральной Азии провалилась. Ведь за последние 15-20 лет центральноазиатские страны вообще разучились самостоятельно собираться и проводить свои саммиты. Государства региона собирались вместе только в рамках СНГ и ШОС. Сейчас новые внешнеполитические подходы Узбекистана актуализировали вопросы региональной интеграции и создали в Центральной Азии более оптимистичную атмосферу. Ташкент пытается донести до соседей по региону, что эко- номическое процветание - основа всего и ради этой цели следует забыть все мелкие претензии, предлагается разработать единые подходы к совместному использованию трансграничных рек, интегрировать экономику стран региона, выстроить транспортно-логистические коридоры, развивать трансграничную торговлю. Об этом заявил новый президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев в сентябре 2017 г. с высокой трибуны ООН, призвав организовать регулярные консультативные встречи глав государств Центральной Азии. Узбекский лидер предложил создать постоянно действующий форум глав регионов ЦА. И уже в ноябре эти проблемы обсуждали в Самарканде под эгидой ООН на международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и процветания». Важным шагом станет и встреча пяти президентов региона в Астане в марте 2018 г. Пока речь не идет о создании новой интеграционной структуры в Центральной Азии, но даже просто встречи сами по себе будут серьезным стимулом для расширения сотрудничества государств региона. «Считаю, что нашим общим приоритетом должно стать создание по линии “Экономического пояса Шелкового пути” интегрированных промышленных технопарков, научно-инновационных кластеров и свободных экономических зон. В этих целях мы предлагаем совместно выработать эффективные механизмы продвижения таких проектов» - подчеркнул Ш.М. Мирзиёев1. В период развития цифровой экономики все большую популярность приобретает прямое взаимодействие бизнес-структур между собой. В настоящее время компания «Консорциум “Порты Шелкового пути”» занимается созданием и развитием Единой международной инвестиционной платформы, которая позволит инвесторам проводить прямые инвестиции, контролируя субъект инвестирования в интерактивном режиме. Эта система потенциально может играть важную роль в привлечении дополнительных инвестиций в Республику Узбекистан. Она может быть создана только под патронажем, контролем и при непосредственном административном, управленческом и организационном участии органов власти республики Узбекистан, что позволит инвесторам контролировать не только целевое расходование средств, но и защитит государство от разного рода финансовых мошенничеств. Заключение В условиях продолжающейся глобальной нестабильности, не нарушая интеграции Республики Узбекистан в мирохозяйственные связи в сфере внешнего финансирования следует решить следующие задачи: · активизировать инвестиционные процессы, направленные на укрепление экономики страны, формирование ее инновационной структуры и выход на мировой рынок; · содействовать целевому использованию средств внешнего финансирования с приоритетом на решение текущих социально-экономических проблем, модер- низацию предприятий в ключевых отраслях экономики, обеспечивающих наращивание ее валового внутреннего продукта; · обеспечивать тесное взаимодействие национальных рынков капитала с международными финансовыми рынками; · повышение общего уровня социально-экономического развития областей Республики, снижение их социально-экономической дифференциации; · свести к минимуму риск возникновения любых конфликтов, устранять причины и факторы, их порождающие, обеспечивать стабилизацию политической, социально-экономической, экологической обстановки в стране и ее регионах. Это приведет к повышению экономической, социальной и бюджетной эффективности управления страной, ее территориями, что укрепит экономическую безопасность взаимодействия и сотрудничества с МФО, мировыми и региональными державами.

×

Об авторах

Улугбек Саидкаримович Зиядуллаев

Ташкентский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: uz2005@yandex.ru

кандидат экономических наук, старший преподаватель

ул. Ислама Каримова, 49, Ташкент, Республика Узбекистан, 100138

Список литературы

  1. Гусаков Н.П. Проблема внешней зависимости в стратегии экономической безопасности России (методологические аспекты): дисс. … д-ра экон. наук. М., 1999.
  2. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев У.С. Международный финансовый центр в Москве: возможности и механизмы формирования // Общество и экономика. 2014. № 4. С. 121-140.
  3. Зиядуллаев У.С. Формирование системы национальной экономической безопасности при взаимодействии с международным рынком капитала // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 7. С. 15-30.
  4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.07.2017 г. № ПП-3157 «О дополнительных мерах по стимулированию отечественных предприятий-экспортеров» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2017. № 31. Ст. 768.
  5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 17.08.2017 г. № ПП-3226 «О создании Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2017. № 34. Ст. 880.
  6. Постановление Президента Республики Узбекистан от 13.09.2017 г. № ПП-3272 «О мерах по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2017. № 38. Ст. 1030.
  7. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Приложение № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 г. № УП-4947 // Все законодательство Узбекистана. URL: https://nrm.uz/ contentf?doc=491928_ strategiya_deystviy_po_pyati_prioritetnym_napravleniyam_razvitiya_ respubliki_uzbekistan_v_2017-2021_godah_(prilojenie_n_1_k_ukazu_prezidenta_ruz_ot_ 07_02_ 2017_g_n_up-4947) (дата обращения: 01.02.2018).
  8. Указ Президента Республики Узбекистан от 31.03.2017 г. № УП-4996 «Об образовании Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2017. № 14. Ст. 215.
  9. Указ Президента Республики Узбекистан от 05.05.2017 г. № УП-5037 «Об учреждении института Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2017. № 19. Ст. 333.
  10. Указ Президента Республики Узбекистан от 19.06.2017 г. № УП-5087 «О мерах по коренному совершенствованию системы государственной защиты законных интересов бизнеса и дальнейшего развития предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2017. № 25. Ст. 522.
  11. Указ Президента Республики Узбекистан от 02.09.2017 г. № УП-5177 «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2017. № 36. Ст. 945.
  12. Silnov D.S., Zelinskaya M.V., Gusakov N.P., Fedyakina L.N., Koshchegulova I.R., Karabulatova A.S. Problems inherent in transforming multinational corporations using Islamic banking as a reflection of modern globalization. Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities. 2017. T. 25. № July. S. 165-178.

© Зиядуллаев У.С., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах