ИСТОРИЯ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
- Авторы: Пичков ОБ1
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
- Выпуск: Том 25, № 2 (2017)
- Страницы: 199-208
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/economics/article/view/17160
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2017-25-2-199-208
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается проблема бедности и социального неравенства в Великобритании, как в настоящее время, так и в исторической ретроспективе. Представлены позиции по этому вопросу выдающихся философов и экономистов конца XVIII - начала XIX веков.Проводится анализ эффективности действий правительства Великобритании искоренению этого явления на современном этапе развития. Отдельно рассматривается деятельность негосударственных организаций по борьбе с бедностью. Рассматриваются факторы, влияющие на социальное расслоение общества.
Ключевые слова
Полный текст
Введение Бедность является одной из самых острых социально-экономических проблем, которую, наверняка, не оставил без осмысления ни один человек. В одно время люди трактовали ее как «социальное зло», в другое как «состояние экономической независимости индивидов и групп», а бывало, как и «социальное благо». Учеными прошлых столетий и настоящего времени явление бедности, ее существование оценивалось и оценивается как нормальное естественное явление. Хотя между ними есть определенные разногласия, и начинаются они с роли государства и проведения социальной политики в отношении «неимущих». Согласно историческим источникам, проблема бедности и нищеты в Англии резко обострилась в конце XVIII века по вполне понятным причинам, такими как: рост безработицы, высокие цены на продукты, низкие заработные платы, результаты огораживания, рост налогов на бедных в графствах, которые были не выгодны не только зажиточным лендлордам, но и среднему классу, а также войны с Францией. Потому, когда говорится о том, что философы, мыслители и политики тех времен были заинтересованы данной проблемой из-за ее обострения, говорится от лица зажиточной части населения, а вовсе не бедных, у которых редко появлялась возможность говорить самим за себя. Конечно, под обострением проблемы подразумевали не ухудшение положения неимущих, а именно дискомфорт, появившийся у слоев, которые платили налоги в пользу бедных. Выходит, что потомки вынуждены осмысливать информацию, которая выстраивалась из стереотипов и предубеждений элиты тех времен. Обзор литературы Основными источниками, раскрывающими исторические основы явления бедности или же социального неравенства в Великобритании стали труды таких ученых и философов как Дж. Таусенд, А. Смитт. Современный взгляд и опыт борьбы с бедностью рассмотрен на основе проекта Poverty and Social Exclusion UK, а также доклада «Анализ характера бедности и неравенства в Великобритании», Oxfam. В процессе исследования были использованы различные методы и приемы: совокупность научных приемов абстрактно-логического метода; сравнительноисторический - при изучении формирования и развития теории бедности. Подходы к трактовке понятия «бедность» Великобритания является страной с самой продолжительной и уникальной историй связей между государством, обществом и его беднейшей составляющей. Уже в конце XVIII века в Англии были воплощены первые королевские правовые акты, направленные на помощь бедному слою населения. Династия Тюдоров за время своего правления осуществила, казалось бы, невероятный для того времени взлет благотворительности и филантропии, а также заложила основы для появления бесплатного медицинского обслуживания для малоимущих. Со стороны государства в этот период появилось множество нормативных и законодательных актов в отношении проблемы бедности. Общественность же старалась создавать организации самопомощи. Лидером по объему затрачиваемых средств на отчисления в пользу малоимущих в XVIII веке становится Англия. Это время также характеризовалось частыми, масштабными дебатами о проблемах бедности. Ученые начала XVIII века считали явление бедности необходимым и разделили «бедняков» на две подгруппы. Фермеры, ремесленники, дети, одинокие женщины, старики и просто нуждающиеся в социальной помощи составили первую группу, во вторую - входили люди, которые напрямую зависели от социальных дотаций или помощи. Как раз она и стала творением элиты, которая и устанавливала «правила» получения статуса паупера, т.е. человека, заслужившего возможность получать какие-либо отчисления в свою пользу. Такое разделение носило чисто административный характер. В конце XVIII века Адам Смит предпринял попытку рассмотреть бедность не с той стороны, которая привычно воспринималась в интеллектуальном сообществе, а попробовав выделить ее в относительную категорию. Он писал, что «в некоторых государствах сочтут необходимостью то, что в других посчитают за роскошь - например, льняные сорочки или кожаную обувь…Заработок же самого скромного рабочего может обеспечить самое необходимое для жизни - есть и одеваться, обустроить дом и завести семью…Большое количество заработка уходит на удобства, которые могут быть даже отнесены к излишествам…». Относительность бедности он выявляет через связь бедности и материальной способностью придерживаться социальных стандартов, как будто прогнозируя зародившийся в XX веке субъективный подход к бедности - «бедность как ощущение себя бедным» (Smith A., 1790). Стоит сказать, что философы конца XVIII века, как бы по-разному не смотрели на бедность, утверждали, что предпочтительнее придерживаться нечто среднего - ни богатства, ни бедности. Ранний социалист, Ульям Годвин, размышлял о месте, где все жили бы в «одинаково скромном достатке». Основными аргументами дискуссий о проблемах бедности оставались моральные аргументы, и именно они осмысливали причины укоренения этого явления и возможные методы его решения. Философы конца XVIII - начала XIX веков, пытаясь осмыслить этот вопрос, разделились на два противоположных направления. Представители первого направления называли себя «Социал-Дарвинистами» и объясняли причины бедности как личную обусловленность и считали, что люди сами виновны в том, что находятся в данном слое общества и, что возможным вариантом выхода из нее является отказ от социальной помощи и переориентация неимущих на помощь самим себе. Первооткрывателем этого подхода стал Джозеф Тауншенд, который и высказал данную идею в своей работе 1786 года «Исследование законов о бедных доброжелателем человечества». «Количество пищи - вот что регулирует численность человеческого вида», писал Тауншенд, трактуя это как закон природы, который человек вряд ли способен изменить. В обществе всегда должны быть бедные и голодные люди, нуждающиеся в работе, чтобы численность населения не превышала количество пищи. Они являются причиной чрезмерной нищеты потому что увеличивают свою численность раньше, чем появляется возможность обеспечивать их в достаточном количестве. Тауншенд делает вывод, что причины роста нищеты следующие: безрассудное размножение бедных, ленность и порочность бедняков, у которых отсутствует нота этики протестантизма - трезвости, трудолюбия и бережливости, и английские законы о бедных, в которых говорится, что общество должно поддерживать и содержать пауперов. Все упомянутые философы ссылаются на труды Адама Смита, а он смотрел на проблему бедности иначе. Он предполагал, что с бедностью бороться нет смысла, и попытки будут провальными, так как это вмешательство в законы рынка. Все зависит от свободы рынка труда - как состоятельность богатых, так и бедных. Безработные сами могут выбирать себе работу, а работодатели нанимать рабочих за то минимальное жалование, за которое у них эти рабочие согласны будут работать. А так как труд регулируется законами спроса и предложения, то с течением времени заработная плата бедных сама найдет свой естественный уровень. Подводя итог о знакомстве с взглядами философов конца XVIII и начала XIX, можно сказать, что они имели несколько «взглядов элиты» на «бедность»: объекты благотворительности, угроза общественному порядку и потенциальный человеческий ресурс для производства (необходимо дать им знания и стимулы). Произошел переход от «симпатии к угрозе, которую необходимо контролировать или использовать с целью социального и экономического конструирования». Стоит отметить, что в 1834 году все отчисления в пользу бедных были прекращены, и было положено начало «антисоциальной политике» работных домов. Однако именно этот момент повлиял на развитие идеи социального либерализма в XX веке. Тогда же провели реформы, на которых базировалась модель социально-экономического и политического устройства середины XX века. Она получила название «Государства всеобщего благосостояния» и предусматривала общественную ответственность за уровень жизни людей, не способных самостоятельно обеспечивать себя. Проблема бедности населения в Великобритании На современном этапе Великобритания - одна из самых экономически стабильных и богатых стран. Международным сообществом предлагаются условия, для снижения уровня нищеты. В этот список входят такие меры как: демократия; относительно независимые СМИ; предоставление базовых услуг, обеспечивающих всем необходимым; независимые суды и законы, закрепляющие права, и запрещающие дискриминацию. Несмотря на то, что они гарантированы государством, тысячи людей, как женщин, так и мужчин, лишены доступных богатому слою возможностей из-за систематически повторяющейся дискриминации, корыстных интересов или общественных отношений, таких как расизм. За последнее время произошло немало перемен, которым способствовал экономический рост, а также меры правительства, направленные на борьбу с бедностью. Однако это незаметное перераспределение доходов, неравенство в возможности получения или же пользования услугами означает, что неравенство в социальной сфере Великобритании может быть одной из основных проблем общества. Каждый четвертый человек, проживающий в Великобритании, живет на грани или же за чертой бедности, когда, в основном, потребности населения удовлетворяются (Oxfam, 2016). Бедностью в Великобритании считается уровень медианного дохода в размере 60%. Согласно данным, 13,2 млн человек в Великобритании находятся за чертой бедности, что составляет 23% всего населения. Существует проект «Стандарты минимального дохода», цель которого заключается в создании приемлемого уровня жизни для различных типов семей. Согласно мнению экспертов данного проекта (рисунок) суммы средств достаточны для приемлемого качества жизни (Oxfam, 2016). Чаще всего в условиях нищеты оказываются именно женщины, они же имеют больший шанс оставаться в бедности в течение всей жизни. Женщины, исторически зарабатывают меньше мужчин, что связано с их семейным статусом, домашними обязанностями и возможностью временно освобождать свое рабочее место, уходя в декретный отпуск. Все это сказывается на их трудоустройстве и заниженной пенсии в их дальнейшей жизни (Oxfam, 2016). Не стоит упускать из вида факт наличия гражданства или его отсутствия, имеющий сильное влияние на возможность трудоустройства. Правительство Великобритании в связи с увеличением количества мигрантов ограничивает право на поддержку для лиц, не имеющих гражданства этой страны, даже если у них есть правовой статус в Великобритании. Вместе с этим существует около 600 тыс. недокументированных мигрантов, которые остаются без правовой поддержки и представляют собой слой населения, проживающего за чертой бедности. Большинство из них работают в низкооплачиваемых секторах, с высоким уровнем эксплуатации. К сожалению, наличие работы не всегда служит спасением от бедности. Происходит это потому, что работа, предлагаемая бедным людям малооплачиваема и имеет мало перспектив для карьерного и финансового роста. В дополнении к этому они сталкиваются с частой враждебностью со стороны СМИ и общественных движений (Oxfam, 2016). Рис. Минимальная сумма дохода в неделю для различных типов семей, фунт стерлинг [Fug. The minimum amount of income per week for different types of families (pounds sterling per week)] Источник: составлено автором на основании данных статьи Анализ характера бедности и неравенства в Великобритании, Oxfam. URL: http://www.detirossii.ru/15651.php# Бедность в Великобритании определяется не только уровнем дохода, но также отсутствием власти и голоса. В основном, обездоленные люди сосредоточены в Лондоне, однако его окраины, как и центральная часть Англии, имеют уровень бедности равный 0-6% и местами 7-11%. Также высоким уровнем бедности могут «похвастаться» Честер, Манчестер и Ноттингем, примерно равным уровню бедности Лондона. Что касается Шотландии, то уровень бедности по региону начинается с 7%, и чем дальше от крупных городов, тем проще живется населению. Центром бедности региона является Глазго, однако такие крупные города, как Эдинбург и Инвернесс не сильно отстают от него. Самым равномерным распределением бедности обладает Уэльс, где в худшую сторону выделяется город Кардиф. Однако это вовсе не означает, что уровень бедности по региону меньше, чем в других административных единицах, и останавливается он на отметке в 12-17% (Child poverty map of UK, 2013). Упадок тяжелой промышленности, в основном горнодобывающих и обрабатывающих предприятий, позволил бедности сконцентрироваться в определенных местах. Кроме того, она сконцентрирована в местах с низкой экономической активностью, низким социальным и человеческим капиталом, меньшими государственными активами, в традиционной городской среде. Хотя в центральной части городов неравенство между людьми с высоким уровнем доходов и беднейшим сословием продолжает расти с каждым днем (Oxfam, 2016). В Великобритании стараются экономить на всем. Например, более 10 тыс. англичан в век информационных технологий по-прежнему используют черно-белые телевизоры, так как стоимость услуг цветного телевидения на 7 фунтов дороже черно-белого и составляет 11 фунтов стерлингов в месяц. Относительно недавние исследования показали, что 2,5% англичан регулярно ночуют в своих автомобилях после работы, чтобы сэкономить на топливе, затрачиваемом при поездках от дома до работы и наоборот, что происходит это из-за высоких цен на бензин. Однако стоит сказать, что традиционно температура +10 °С считается нормальной и разница в комфорте получается не такой большой, как могло бы показаться. Политика по сокращению бедности в Великобритании В настоящее время политики Великобритании считают, что рыночная экономика - главный элемент процветания королевства, а оплачиваемая работа - решение проблем бедности. По их мнению, необходимо также устранить явление дискриминации и приватизировать государственные услуги, чтобы сократить затраты, однако, испытывают проблемы реализации. Иммиграцию же рассматривают как нечто необходимое, чтобы предложение рабочей силы в Великобритании не угасало. Такой тренд получил свое начало в 2005 году. Начиная с 1997 года, лейбористы добились определенных успехов в борьбе с нищетой, особенно это стало заметно пожилым людям и семьям с детьми (хотя на данный момент процесс существенно замедлился). Вместе с тем, не удалось достичь консенсуса по вопросу усиления государственного вмешательства для решения проблемы бедности и растущего социального неравенства. Миссия правительства заключалась в том, чтобы построить стабильно сильное, и, важно заметить, конкурентоспособное общество. Добиться этого планировалось за счет повышения производственных мощностей и ускорения экономического роста. Стратегия, конечно, имела определенный успех, но, как уже было замечено, значительного снижения уровня бедности во время экономического спада достичь не удалось. Был сделан вывод, что дальнейшее развитие этой программы будет очень дорогим и проблематичным. Помимо изменений на государственном уровне, Шотландия и Уэльс разрабатывают свои региональные программы. Шотландия, в частности, концептуально рассматривает идею отделения от Великобритании. Приоритетом экономической стратегии Шотландии является рост экономики и, соответственно, расширение программ борьбы с бедностью. Правительство Великобритании убеждено, что страна конкурентоспособна в глобальной экономике при данном уровне бедности, а потому, прежде всего, стремится поддерживать инновации, предпринимательство, сохранять гибкость рынка труда для привлечения инвестиций и повышения уровня занятости населения, который, благодаря глобализации и росту сектора услуг, дает прирост с 1997 года. Но это снова лишь «взгляд элиты», ведь на самом деле слабость системы социальной защиты, относительная безопасность, означают, что множество людей, испытывающих нищету, часто делают выбор в пользу отсутствия работы. В 1999 году правительство Великобритании поставило амбициозную цель - прекращение детской бедности к 2020 году. Был принят ряд инициатив, улучшающих возможности бедных детей. Примерном может послужить создание национальной сети детских центров «Уверенный Старт». Проект предусматривает предоставление помощи и оказание заботы детям и их семьям на начальном этапе. Изначально, правительство ставило цель покончить с детской бедностью уже к 2005 году, но и сейчас она кажется трудновыполнимой и в 2020 году. Правительство рекламирует цели борьбы с бедностью пенсионеров, показывая, что исторически происходит увеличение государственных отчислений в их пользу. Налоговый кредит на пенсии уже помог более 2 млн пенсионерам выбраться из нищеты (большинством из них - женщины). Однако большое количество пенсионеров не имеют прав на налоговые льготы или иные средства, что, конечно же, затрудняет их выход из бедности. Используются и определенные меры в области образования для повышения социальной интеграции. Правительство рассматривает важность образования, прежде всего, как метод повышения конкурентоспособности страны, ведь образование увеличивает возможность трудоустройства молодого населения. Проблема лишь состоит в том, чтобы дать возможность обустраиваться молодым специалистам наравне со взрослыми. Ресурсы, сосредоточенные в этом направлении, помогли добиться роста результатов экзаменов, хотя большое количество молодых людей так и не достигает пороговой отметки после окончания обязательного 11-летнего образования. Помимо этого, существуют меры, направленные на борьбу с бедностью в отдельных обездоленных общинах. Плохое жилье и его безопасность - одна из главных проблем бедного слоя населения. Из-за постоянного роста цен и без того дорогого жилья, существует еще и нехватка социально-арендованного жилья. Многие из беднейших слоев населения проживают в домах социального найма, которые принадлежат местным советам или жилищным товариществам. В настоящее время производятся вливания средств в фонды социального жилья, которые помогают улучшить его качество, но само жилье все еще труднодоступно в виду жестких критериев отбора и распределения. Только люди, проживающие в глубочайшей бедности, могут получить жилье. Многие регионы, такие как центральная часть Англии и Шотландии, страдают от недостатка предложения и большого спроса на жилье. Правительство вводит ограниченные схемы, помогающие покупателям обзавестись доступным жильем, но реального эффекта они пока не показали, а экономический спад лишь усугубляет положение в сфере строительства жилья. Большинство помещений, сдающихся в аренду частными арендодателями, находятся в ужасном состоянии. Чаще всего в них проживают беднейшие семьи и недавно прибывшие мигранты, которые платят большую ренту в тесных и небезопасных условиях. Такие правовые акты как «Правовые обязанности по признаку расы» 2000 года и «Правовые обязанности гендерного равенства» 2007 года делают организации ответственными за обеспечение отсутствия дискриминации, а также поощряют равенство и усиливают меры по укреплению законодательства по делам инвалидов, сексуальных и религиозных меньшинств. Новые законы, направленные на обеспечение равных прав граждан, находятся на стадии разработки (Oxfam, 2016). Принимаются определенные меры в сфере здравоохранения. Разработан целый ряд программ для поощрения и поддержания здорового образа жизни бедного слоя населения в Англии, Шотландии и Уэльсе. Увеличивается финансирование здравоохранения, что уже привело к снижению смертности от рака, сердечнососудистой болезни, ишемической болезни сердца и детской смертности (Oxfam, 2016). Конечно, помимо стратегий по уменьшению или искоренению бедности, существуют преднамеренные или же непреднамеренные действия правительства, которые способствуют ухудшению ситуации. Работа по совершенствованию законодательства в сфере социального равенства хоть и активизировалась за последние десятилетия, но, по оценкам специалистов, принимаемых мер по искоренению причин бедности недостаточно. Основные факторы, влияющие на уровень бедности и социального неравенства в Великобритании, такие: - глобализация и споры о политическом консенсусе вокруг неолиберальной экономической политики; - рост экономического и социального неравенства, приводящий к снижению социальной мобильности и увеличению бедности в течении всей жизни для обездоленных групп; - прямая и структурная дискриминация в отношении женщин и этнических меньшинств; - финансовая уязвимость в периоды жизненных переходов (рождение ребенка, низкие темпы роста активов и неспособность к сглаживанию доходов в трудные времена); - негативное отношение общественности к людям, которые живут в нищете; - отсутствие гражданства Великобритании и, как следствие, невозможность пользоваться благами социальной защиты; - недостаток финансовых активов, которые могли бы помочь справиться с возможными потрясениями; - небезопасная и низкооплачиваемая работа; - высокий уровень личной и потребительской задолженности, которая оценивается в более чем 1 трлн фунтов стерлингов; - высокие цены на жилье и недостаток соответствующего жилья; - бедность домохозяйств и в иммигрантских общинах. Вся политика королевства по борьбе с бедностью построена на повышении уровня занятости в условиях экономического роста. В период спада она дает сбой, что способствует увеличению безработицы и дальнейшему социальному расслоению. Рост неравенства и недовольство проводимой правительством политики стали одной из причин проведения референдума по вопросу Brexit (Oxfam, 2016).
Об авторах
О Б Пичков
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Автор, ответственный за переписку.
Email: o.b.pichkov@yandex.ru
Пичков Олег Борисович, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений и внешних экономических связей Московского государственного института международных отношений (университет) МИД.
o.b.pichkov@yandex.ruСписок литературы
- Анализ характера бедности и неравенства в Великобритании, Oxfam // Гражданское общество - Детям России. URL: http://www.detirossii.ru/15651.php# (дата обращения: 17.11.2016).
- Таунсенд Дж. Страницы истории. URL: http://storyo.ru/filo/33_01.htm (дата обращения: 15.11.2016).
- Child poverty map of UK. Poverty and Social Exclusion, PSE. Campaign to End Child Poverty. 2013. URL: http://www.poverty.ac.uk/report-child-poverty/child-poverty-map-uk (дата обращения: 05.11.2016).
- Smith A. The Theory of Moral Sentiments. London: A. Millar; 1790. Part I, section III, paragraph I.III.16. Library of Economics and Liberty. URL: http://www.econlib.org/library/Smith/smMS1. html (дата обращения: 05.11.2016).