КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ РЫНКАХ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Концепция развития внутреннего рынка газа в России после нескольких попыток его реформирования, в частности с момента отказа доведения цен промышленности до экспортного паритета в 2013 г. фактически отсутствует. С одной стороны, остается неопределенность в отношении цен на газ, доступа независимых производителей к ЕСГ и трубопроводному экспорту, будущей экспортной стратегии. С другой стороны, сегодня активно прорабатывается концепция единого рынка газа ЕАЭС, подразумевающая не только унификацию нормативно-правовой базы, но также создание недискриминационного доступа к газотранспортной системе и определение единых подходов к ценообразованию, что формирует сроки для формирования новых рыночных подходов. Обе проблемы поднимают вопрос о проведении масштабного реформирования российской газовой отрасли. Целью данной статьи является проведение комплексной оценки российской газовой промышленности на внешнем и внутреннем рынках, а также анализ организации модели газовой отрасли в части ценообразования, тарифов и транспортировки газа.

Полный текст

ВведениеВ последнее десятилетие российская газовая отрасль сталкивается с вызовами как на внутреннем, так и на внешних рынках, что, в свою очередь, требует вы- работки новой стратегии, в частности актуализации Российской энергетической стратегии до 2035 г. (от 2009 г.), реформирования фискальной системы и форми- рования стабильного механизма ценообразования. Эти вопросы представляются особенно актуальными в связи с необходимостью создания общего рынка газа ЕАЭС, который подразумевает наличие четкой и унифицированной концепции функционирования внутренних рынков его стран-членов.Проработкой данной темы занимаются как российские, так и зарубежные ис- следователи, научные институты. Проблемы и перспективы российской целевой модели газа регулярно рассматриваются Аналитическим центром при правительстве Российской Федерации, Фондом национальной энергетической безопас- ности (ФНЕБ), Институтом энергетики и финансов (ИЭФ), Институтом энер- гетических исследований РАН, Институтом энергетики НИУ ВШЭ, Oxford Institute for Energy Studies. Подходы и эволюция механизмов ценообразования на газовых рынках часто рассматриваются в научных статьях А.А. Конопляника, В.А. Кулагина, Т.А. Митровой, Д. Стерна, Д. Хендерсона.Россия на внешних рынкахСегодня усиление позиции России на зарубежных рынках сбыта осложняется возникшим системным избытком предложения газа над потенциальным спросом, что во многом было вызнано коммерциализацией добычи газа плотных пород в США. В результате сегодня Соединенные Штаты уже полностью обеспечивают внутренние потребности собственным газом, в то время как традиционные экс- портеры СПГ вынуждены перенаправлять потоки в европейском и азиатском направлениях. Кроме того, растущая торговля сжиженным природным газом позволила снизить региональную изолированность и обеспечила экономически обоснованную систему поставок на большие расстояния.В частности, эти тенденции привели к росту конкуренции на традиционном для «Газпрома» европейском рынке, на который приходится порядка 29% рос- сийской добычи [1]. С 2010 г. долгосрочный тренд по росту потребления газа в этом регионе изменился, последние 5 лет происходит его устойчивое снижение - на 16% за рассматриваемый период [2]. Это было связано с тем, что газ долгое время проигрывал межтопливную конкуренцию в электроэнергетике более де- шевому углю и субсидируемым возобновляемым источникам энергии, продви- гаемым во многих программных документах. Этому предшествовали и регуля- торные изменения: главный газовый регулятор Евросоюза в лице Европейской комиссии последовательно усложняет правила работы зарубежных компаний на внутреннем рынке.С другой стороны, падение цен на нефть в середине 2014 г. существенно сти- мулировало общее потребление, а также повысило конкурентоспособность газа по контрактам с нефтяной индексацией в течение 2015-16 гг. По мере того как собственная добыча газа в Европе снижается в среднем на 1,5% в год [3], импорт за 10 месяцев 2016 г. вырос на 8,2% относительно аналогичного периода 2015 г. и на 11,5% от 2014 г., при этом почти половину прироста обеспечила Германия [4]. Несмотря на рост мощностей приемных СПГ терминалов (с вводом двух терми- налов во Франции и Польше в 2016 г.), импорт СПГ за исследуемый период не изменился. Таким образом, в 2016 г. происходил рост отбора только трубопровод- ного газа, включая российский.В сентябре 2016 г. цена российского газа на границе Германии достигла ло- кального минимума - 140 долл./тыс. куб. м, после чего впервые за последние 5 лет опустилась ниже спотового уровня цен в Европе [5]. Несмотря на то, что и контрактные, и спотовые цены обладают высокой корреляцией к цене нефти (почти 90%), временной лаг нефтяной привязки у контрактных цен несколько выше, в среднем он составляет 6 месяцев. Это явилось основной причиной по- явления ценового дифференциала в пользу российского газа.32Андронова И.В., Колбикова Е.С. Концепция развития российской газовой отрасли на внешнем...Вместе с этим рост поставок «Газпрома» в 2016 г. был во многом связан с по- крытием дополнительного европейского спроса в зимний период. Так, отбор рос- сийского газа за первые 2 месяца 2016 г. был на 43% выше сопоставимого пери- ода 2015 г. Примечательно, что за 10 месяцев 2016 г. поставки российского газа падали в направлениях стран Балтии, Финляндии и Турции (по маршруту «Голу- бой поток») к предыдущему году, где была относительно теплая зима, в то время как основные приросты пришлись на маршрут «Северного потока», приходяще- го непосредственно на рынок Германии.За счет ценового преимущества российского газа 2016 г., вероятно, станет ре- кордным для «Газпрома» в контексте объемов экспорта в Европу. Только за 10 ме- сяцев 2016 г. компания экспортировала 139 млрд куб. м в этом направлении, обе- спечив 34% европейского импорта. При продолжении такой тенденций общий объем экспорта в дальнее зарубежье (с учетом трейдинга) может вырасти с 184 млрд куб. м в 2015 г. до 202 млрд куб. м к концу текущего года (рис. 1).млрд м3 млрд долл .250200302402 387 38317429818460202 501501005014815715115940246302010020102011201220132014201502016*Объем поставок (ПШ) Выручка (ЛШ) 246 Цена реализации газаРис. 1. Цена, объемы и выручка по поставкам в дальнее зарубежье группы «Газпром» Источник: ПАО «Газпром», http://www.gazprom.ru/f/posts/26/228235/gazprom-in-figures- 2011-2015-ru.xls, собственные расчетыТем не менее рост экспортных поставок не перекроет почти двукратное паде- ние цен на газ в 2016 г. - с 245 до 145 долл./тыс. куб. м., что второй год подряд будет негативно сказываться на долларовой выручке компании. При этом если в 2015 г. девальвация рубля компенсировала 37% рублевой выручки, то рост курса до 67 руб./долл. в 2016 г. всего лишь замедлит падение рублевой выручки. По на- шим оценкам, в 2016 г. она снизится на 23% относительно 2015 г. Вследствие ожидаемого роста цен на нефть в среднесрочной перспективе потребность Евро- пы в российском газе вероятно будет вновь снижаться, что будет негативно ска- зываться на внешних поставках «Газпрома» в отсутствие прочих стимулов. Если же Банк России будет придерживаться объявленной политики удержания курса на текущем уровне, то через несколько лет «Газпром» может столкнуться с систе- матическим снижением выручки от реализации газа в дальнем зарубежье. По33Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 4нашим оценкам, рост цен на российский газ на границе Германии начнет расти уже со следующего года и по итогам 2018 г. составит 213 долл./тыс. куб. м, увели- чившись на 40% относительно 2016 г. Эти тенденции будут оказывать непосред- ственное влияние и на работу российского внутреннего рынка газа.Вызовы российской газовой стратегии на внутреннем рынкеСпрос на внутреннем рынке, в 2015 г. обеспечивший около 70% российской добычи [6], стагнирует последние 10 лет, что связано с ростом энергоэффектив- ности газовой генерации и последствиями кризисных явлений в экономике. Как результат, сужающаяся ниша как на внутреннем, так и на внешнем рынках огра- ничивает производственные мощности «Газпрома», которые оцениваются самой компанией в 600 млрд куб. м [7], что на 38% выше ее текущей добычи. Коэффи- циент восполнения запасов к добыче достаточно высокий - 1,27% на начало 2016 г., что говорит о перспективах дальнейшего наращивания ресурсной базы. В соответствии с Генеральной схемой развития газовой отрасли на период до 2030 г., мощности по добыче в 2013 г. оценивались на уровне в 780 млрд куб. м, а к 2030 году - до 1000 млрд куб. м, в то время как фактическая добыча с 2006 г. стагнирует на уровне 640-670 млрд куб. м. В результате прогнозный баланс газа будет определяться потенциальным уровнем спроса (внутреннее потребление и экспорт), а не добычи.Исторически за «Газпромом» закреплена монополия на экспорт, хотя офици- ально госкомпания получила такое право только после принятия Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 117 «Об экспорте газа» [8]. Также компания является владельцем единой газотранспортной системы (ЕСГ) и подземных хранилищ газа (ПХГ), доставшихся ей по наследству от Мингазпрома.Проблемы действующей модели газового рынка начали усугубляться с появ- лением независимых производителей газа (НПГ). Крупнейшая независимая ком- пания «Новатэк», нефтяные ВИНК и «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром-нефть»,«Сургутнефтегаз», а также более 150 мелких независимых организаций постепен- но вытесняют газового гиганта с внутреннего рынка (рис. 2). Их доля в поставках на внутреннем рынке выросла с 10% в 2000 г. до 42% в 2015 г. При этом компании уже полностью взяли на себя обязательства по обслуживанию некоторых регио- нов, к примеру, с 2012 г. «Новатэк» полностью снабжает Челябинский регион собственными ресурсами. Отметим, что такому прорыву НПГ способствовали преференциальные фискальные режимы. В частности, они уплачивают НДПИ по более низкой относительно «Газпрома» ставке (порядка 300 руб./тыс. км), что позволяет им конкурировать за премиальные регионы, получая при этом более высокую маржу. Кроме того, в отличие от «Газпрома», в отношении НПГ не уста- навливается нижняя граница цены, а только размер тарифа за услуги по транс- портировке газа, что дает маневр для некоторого демпинга.С другой стороны, одновременно происходил существенный и необоснован- ный рост тарифов на услуги по транспортировке газа для НПГ, с 2003 по 2014 гг. он вырос в 5,1 раз, что за сопоставимый период превысило инфляцию в 2 раза [9].34Андронова И.В., Колбикова Е.С. Концепция развития российской газовой отрасли на внешнем...162265100179250113196228127173217139185205-23%148+48%20112012201320142015 Поставки за пределы РФ (по трубе) Поставки Газпрома в РФ Поставки НПГ в РФРис. 2. Поставки российского газа на экспорт и внутренний рынокИсточник: Федеральная таможенная служба России. URL: http://stat.customs.ru/ apex/f?p=201:2:505762282636156::NO, ПАО «Газпром» Справочник «Газпром в цифрах 2011-2015». URL: http://www.gazprom.ru/f/posts/26/228235/gazprom-in-figures-2011-2015-ru.xlsВ перспективе при сохранении текущих условий снижение доли «Газпрома» на внутреннем рынке будет продолжаться, пока трубопроводный экспорт не бу- дет открыт для независимых производителей. До сих пор была проведена лишь частичная либерализация экспорта - с принятием соответствующего закона в декабре 2013 г. [10] производители могут реализовывать СПГ мощности с соб- ственных заводов. По самым оптимистичным предпосылкам, доля СПГ в общем объеме экспорта составит лишь 12% к 2020 г. и 18% (55 млрд куб. м) к 2025 г. Таким образом, на данный момент вся экспортная выручка сосредоточена в руках «Газ- прома», в 2015 г. она составила 76% в структуре доходов от реализации газа ком- пании [1].Очевидно, что либерализация рынка газа подразумевает не только равнопра- вие поставок и организации всех участников рынка, но и внедрение рыночных формул цен на газ. Стоит отметить, что исторически цены на газ в России регу- лировались в условиях отсутствия внятной модели, что несет за собой высокий уровень неопределенности для компаний и потребителей.Первый этап регулирования оптовых цен на газ в России осуществлялся с 1991 по 2007 гг., тогда официально применялась формула «кост плюс» (удельная себе- стоимость добычи плюс надбавка). Однако на деле правительство искусственно занижало цены для обеспечения конкурентоспособности национальной про- мышленности и поддержания социальной стабильности, что одновременно сдер- живало инвестиционную активность добывающей отрасли, создавая сложности самостоятельного финансирования новых проектов. Таким образом, фактически цены устанавливались в ручном режиме, отражая политическую волю правитель- ства.Формально необходимость либерализации оптовых цен была обозначена в 2000 г., когда в программном документе впервые был сформулирован приоритет35Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 4дальнейшего отказа от регулирования границ цен в пользу установки единого для всех участников рынка транспортного тарифа без детализации сроков.Второй этап регулирования, подразумевающий имплементацию такого меха- низма, начался только спустя 7 лет и завершился в 2013 г. В 2007 г. была офици- ально обозначена необходимость перехода с начала 2011 г. на применение равно- доходных цен с экспортом (экспортный нетбэк, или цена на газ на европейском рынке за вычетом таможенной пошлины и стоимости транспортировки за гра- ницей и на внутреннем рынке). За этот период оптовые цены на газ для промыш- ленности, корректируемые вручную, выросли более чем в 2 раза до 2885 руб./тыс. куб. м в 2011 г. [11], однако с ростом цен на нефть значение фактического нетбэ- ка также возросло относительно изначально прогнозируемого уровня и к 2011 г. уже превышало его на 60%. Таким образом, их уровень все еще значительно от- ставал от показателей внутренних рынков США и Европы.С 2011 г. было предложено осуществить переход к рыночным ценам в несколь- ко этапов: вплоть до 2017 г. предполагалось внедрение понижающего коэффици- ента к равнодоходной цене в рамках задаваемых правительством пределов цен, после чего индикатором цен на 100% должен был стать европейский нетбэк, по сути означающий привязку внутренних цен на газ к «корзине» цен на мазут и газойль в Европе (основных альтернативных газу топлив), которая чаще всего встречается в экспортных контрактах «Газпрома». Тем не менее в 2013 г. стало ясно, что для достижения экспортного паритета необходим дальнейший суще- ственный рост цен, что будет продолжать сдерживать потребление газа промыш- ленностью из-за ускорившегося процесса модернизации и усиления межтоплив- ной конкуренции с углем и мазутом.В рамках третьего этапа (с 2013 г.) идея достижения равнодоходной цены была заморожена на неопределенный срок. Взамен была введена практика ежеквар- тального пересмотра цен в соответствии с параметрами планируемого годового роста, установленных правительством, но и от этого механизма впоследствии отказались. С 2013 по 2015 гг. индексация оптовых цен составляла порядка 5,75% в год, находясь в пределах инфляции [11].На сегодняшний день в связи с необходимостью определения общих подходов к ценообразованию в рамках создания единого рынка газа ЕАЭС, который должен заработать с 2025 г., Федеральная антимонопольная служба (ФАС) (правопреем- ник ФСТ с конца 2015 г.) начала процесс подготовки мероприятий по дерегули- рованию цен на газ. До 2019 г. предполагается осуществить выравнивание тарифов на транспортировку газа для «Газпрома» и НПГ и создания «ценового коридора» монополисту для обеспечения свободной конкуренции в регионах. Уже разраба- тывается новая методика более корректного разнесения затрат при учете транс- портного тарифа на расходы внутреннего рынка и экспорта, что позволит повы- сить прозрачность процедуры.Также с 11 июля 2016 г. ведомство готовит к запуску в первом полугодии 2017 г. пилотный для трех регионов - Тюменской области, ЯНАО и ХМАО, где будет отменена нижняя граница цены для «Газпрома». Фактически такое мероприятие может вернуть монополисту лидирующее положение на рынке, если одновре-36Андронова И.В., Колбикова Е.С. Концепция развития российской газовой отрасли на внешнем...менно не обеспечить равный доступ независимых производителей к ГТС и экс- порту. Так как зона пилотного проекта представляет собой один из ключевых нефтегазодобывающих регионов (совокупно на них приходится порядка 85% до- бычи газа РФ), обеспечивается наиболее высокая маржа производителей за счет низкой удаленности от добычных объектов. Кроме того, эти регионы обеспечи- вают 25% продаж НОВАТЭКа и 15% реализации газа «Роснефти» [12], поэтому при предоставлении подобной «субсидии» «Газпрому» НПГ будут вынуждены увеличивать уровень дисконта к цене для поддержания конкуренции, что без- условно еще больше снизит цены в пилотной зоне.ЗаключениеТаким образом, реализуемые на сегодняшний день мероприятия не обеспечи- вают равные условия для всех производителей газа, создаются предпосылки для снижения цен на газ в результате ужесточения конкуренции на закрытом для не- зависимых производителей рынке. В условиях кризиса такие меры могут стиму- лировать внутреннее потребление газа промышленностью, с одной стороны, и создать переизбыток газа на внутреннем рынке по аналогии с США - с другой.
×

Об авторах

Инна Витальевна Андронова

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

Екатерина Сергеевна Колбикова

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. ПАО «Газпром» Справочник «Газпром в цифрах 2011-2015». URL: http://www.gazprom. ru/f/posts/26/228235/gazprom-in-figures-2011-2015-ru.xls
  2. Enerdata. URL: https://yearbook.enerdata.net/natural-gas-consumption-in-the-world.html
  3. JODI. URL: http://www.jodidb.org/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=38673
  4. International Energy Agency. URL: https://www.iea.org/gtf/
  5. International Monetary Fund. URL: http://www.imf.org/external/np/res/commod/External_ Data.xls
  6. Министерство энергетики РФ. URL: http://minenergo.gov.ru/node/1217
  7. «Газпром» активно и последовательно развивает свою ресурсную базу, добычные мощности и ГТС // ПАО «Газпром». 2013. URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2013/may/article162649/
  8. Федеральный закон от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа» (действующая редакция, 2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61577/
  9. Министерство экономического развития. Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/
  10. Постановление ГД ФС РФ от 15.11.2013 № 3192-6 ГД «О проекте Федерального закона№ 378656-6 “О внесении изменений в статью 3 Федерального закона ‘Об экспорте газа’ и статьи 13 и 24 Федерального закона ‘Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности’”». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=571008#0
  11. Федеральная антимонопольная служба. Оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации. URL: http://fas.gov.ru/documents/documentdetails.html?id=13809
  12. Барсуков Ю. ФАС готова освободить газ // Коммерсанть. 2016. № 122. С. 1. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/3035576

© Андронова И.В., Колбикова Е.С., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах