ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ КОМПАНИЙ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье ставится задача разработать методологические основы оценки эффективности международных интеграционных процессов на уровне компаний. Для этого уточнен соответствующий понятийный аппарат, сформулирован концептуальный подход к комплексной оценке эффективности международных интеграционных процессов, основанный на понятии синергетического эффекта, при определении которого учитываются практически все факторы, ранее рассматриваемые как независимые. Для выявления ключевых составляющих синергетического эффекта в статье представлена разработанная авторами когнитивная карта, отражающая эту проблемную область.

Полный текст

Понятие интеграционных процессов на уровне компанийПонятие «интеграция» используется в нескольких областях знания, в каждой из которых его значение имеет определенную специфику. В экономической тео- рии нет единства мнений по поводу трактовки данного понятия и можно при- вести целый ряд его определений с точки зрения экономики, бизнеса, менедж- мента:объединение в целое каких-нибудь частей, элементов [3];объединение двух или более фирм в результате слияния и поглощения [10. C. 146];объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция происходит и на уров- не национальных хозяйств стран, и между предприятиями, фирмами, компани- ями, корпорациями [11. C. 239];углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, укре- пление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управле- ния [8. C. 9];57Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3организационно-экономическое слияние двух или более элементов (ком- понентов, частей) в единое целое, приобретающее по сравнению с арифметиче- ским сложением частей более высокое качество. Объединяющиеся элементы, как правило, полностью или частично прекращают свое существование в прежнем виде. Хозяйственная интеграция - это объединение предпринимательских струк- тур на основе развития их взаимоотношений, расширения взаимовыгодного со- трудничества [7. С. 26];процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных спе- циализированных элементов [6];суть интеграции состоит в том, чтобы достижения в каждой отдельной об- ласти специализации вносили максимальный вклад в общую «копилку» компе- тентности [2. С. 32, 47].Интеграция - это процесс упорядочения, согласования и объединения струк- тур и функций в целостном организме. В исследуемом понятии можно выделить две составные части: 1) интеграция как явление: состояние связанности отдель- ных частей и функций системы в одно целое; 2) интеграция как процесс: взаим- ное приспособление и сотрудничество, ведущие к состоянию связанности от- дельных дифференцированных частей и функций системы в одно целое. При этом следует отметить, что четко выделяются следующие уровни экономической интеграции: международная экономическая интеграция, межфирменная и вну- трифирменная интеграция, прежде всего международные интеграционные про- цессы. Под интеграцией компаний будем понимать установление таких взаимо- отношений между отдельными структурами, которые обеспечивают долгосрочное сближение генеральных целей интегрирующихся субъектов. Мы разделяем точ- ку зрения, согласно которой интеграция компаний на межфирменном и внутри- фирменном уровне - это углубление и усиление взаимодействия, взаимосвязей и сотрудничества субъектов хозяйствования с целью более полного использова- ния ими конкурентных преимуществ, восполнения недостающих сторон и полу- чения синергетического эффекта от объединения [4. С. 155]. Особенностью меж- дународных интеграционных процессов компаний является их осуществление в международном бизнес-пространстве.Термин «интеграция» по своему значению имеет связь с целым рядом понятий, например, с понятиями «объединение», «кооперация», «консолидация», «кон- центрация», «централизация», «координация». Прежде всего значение термина«интеграция» тесно связано с понятием «объединение». Объединение - это со- единение нескольких организаций, предприятий, учреждений в единую группу. Соединение в смысле действия означает составление из многого одного целого. Понятия «интеграция» и «объединение» во многом синонимичны. Но первое понятие предполагает более системное восприятие формируемого целого. Порой отличие этих понятий видят в следующем: объединение, так же как и агрегиро- вание, предполагает объединение частей без взаимного влияния.Разделение труда создает предпосылки для кооперации - установления дли- тельных рациональных производственных связей между специализированными предприятиями. Кооперация представляет собой начальный этап интеграции и58Ефремов В.С., Владимирова И.Г. Подходы к оценке эффективности международных...характеризуется налаживанием связей между ранее разрозненными элементами экономической системы. По мере развития кооперации усиливается обществен- ный характер производства в международном масштабе через развитие междуна- родных компаний, что способствует углублению интернационализации произ- водства.Близко к термину «интеграция» и понятие «консолидация», которое можно рассматривать как частный случай интеграционных процессов и предполагающее:упрочение, укрепление, сплачивание чего-нибудь для усиления деятельности;слияние или объединение двух или более фирм или компаний.Говоря о соотношении следующих терминов, можно отметить, что интеграция приводит к концентрации, под которой принято понимать: 1) сосредоточение, накапливание в каком-либо месте, насыщенность; 2) степень насыщенности;сосредоточение производства, капитала в одних руках или в одном месте, пре- обладание на рынке одной или нескольких фирм. Централизация же и коорди- нация являются механизмами осуществления интеграции. Кроме того важней- шими механизмами интеграции компаний в международное бизнес-пространство являются транснационализация и глобализация бизнеса.Отношения взаимного сотрудничества между различными компаниями могут выражаться в следующих формах: 1) межфирменной кооперации; 2) формирова- ния стратегических альянсов; 3) слияния и поглощения компаний. Последняя форма представляет собой предельный случай интеграционных процессов, ведь в результате образуется единая корпоративная структура. Если на первом этапе эволюции интеграции экспансия промышленного и торгового капитала наблю- далась в форме их слияния, поглощения, то следующая стадия развития харак- теризуется многообразием форм, в основе которых лежат тесные контрактные взаимоотношения. В результате появляются целые семейства экономически са- мостоятельных фирм, соединенных в бизнес-системы.Количественная оценка уровня интеграции компанийПрежде чем анализировать эффективность интеграционных процессов, важ- но оценить их уровень. Для этого в зависимости от типа интеграции можно вос- пользоваться определенными количественными измерителями. Так, уровень вер- тикальной интеграции можно охарактеризовать с помощью показателя, отража- ющего долю добавленной стоимости в цене реализованного продукта, или рассчитать соотношение объема приобретаемых ресурсов и объема ресурсов, производимых внутри фирмы, для каждой стадии производства продукции.В качестве показателя диверсификации целесообразно рассматривать индекс энтропии, рассчитываемый следующим образом:E = Yi ln(1/Yi), (1)где i - рынки, на которых действует фирма i = 1, 2... n; Yi - доля от реализации продукта на i-м рынке в общей выручке фирмы.Этот показатель показывает степень неопределенности востребованности ре- зультата деятельности фирмы на рынке. Он принимает значения от нуля до бес- конечности, отражая степень диверсифицированности фирмы. Число наимено-59Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3ваний производимой продукции, оказывающее существенное воздействие на значение индекса, само по себе отражает уровень диверсификации.Уровень горизонтальной интеграции можно оценить с помощью показателей, характеризующих размер компаний относительно размера рынка, и определения уровня концентрации в отрасли. Существует четыре основных показателя, харак- теризующих размер фирмы относительно размера рынка: 1) доля продаж компа- нии в общем объеме реализации на данном рынке; 2) доля занятых на предпри- ятии в численности занятых в производстве данного продукта; 3) доля стоимости активов компании в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматри- ваемом рынке; 4) доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добав- ленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.Двумя наиболее известными показателями, дающими количественную оцен- ку уровня экономической концентрации, а следовательно, и горизонтальной ин- теграции являются коэффициент концентрации и индекс Хиршмана-Херфин- даля. Коэффициент концентрации (CR) равен сумме долей реализации товара на рынке крупнейших субъектов рынка. Он характеризует долю нескольких (скажем, 3, 4, 5, 8, 12) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах.Индекс Хиршмана-Херфиндаля (Hirschman-Herfindahl Index - HHI) опреде- ляется как сумма квадратов долей реализации продукции на товарном рынке, выраженных в процентах, приходящихся на каждого субъекта рынка:HHI =n∑i =1iX 2,(2)где Xi - рыночная доля фирмы; n - количество фирм, действующих на рынке.Он характеризует не долю рынка, которая контролируется несколькими круп-нейшими компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъ- ектами данного рынка. В связи с этим основное преимущество индекса - спо- собность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, дей- ствующими на рынке. Он представляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур.Характеристика подходов к оценке эффективности международных интеграционных процессов компанийПри создании интегрированных образований обязательно должен присутство- вать эффект интеграции, делающий само объединение различных субъектов в общую систему взаимовыгодным и экономически эффективным. Эффект инте- грации можно определить как сумму всех выгод от интеграционных процессов для каждого ее участника, включая экономические, технологические, информа- ционные, маркетинговые и финансовые составляющие, - выгод, извлечение которых было бы невозможно при разрозненном функционировании участников. Единой методики измерения данного показателя не существует, и определение целесообразности создания интегрированной структуры - задача довольно слож- ная. В экономической науке выделяются следующие концептуальные подходы к оценке эффективности интеграционных процессов [1. С. 50]:60Ефремов В.С., Владимирова И.Г. Подходы к оценке эффективности международных...подход, основанный на трансакционных издержках. Он концентрирует внимание на возможностях разных форм экономии путем упорядочения рыноч- ного поведения отдельных фирм на основе заключения долгосрочных контрактов, регулирующих совместную деятельность;подход, ориентирующий на возможности обеспечения конкурентных пре- имуществ. Согласно ему, интеграционные решения должны быть нацелены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ компании;подход, акцентирующий внимание на потенциале взаимовыгодных долго- срочных деловых отношений. Признаками эффективной интеграции в этом слу- чае можно считать развитие системы взаимных связей и отношений, интенсивный обмен финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами, устойчивость финансового положения компании;подход, основанный на получении синергетического эффекта, наличии операционной экономии на основе устранения дублирования управленческих функций и их централизации, а также за счет прочих выгод, связанных с ростом масштабов производства, диверсификацией;подход, связанный со спецификой взаимодействия акционеров и управля- ющих. Главная цель - привести в соответствие действия управляющих корпора- ции и собственников.Каждый из данных подходов учитывает в основном только одну из сторон интеграции, акцентирует внимание на отдельных процессах. Однако процессы интеграции, особенно международные, очень многогранны и проявляются по- разному, поэтому существует необходимость использования комплексного под- хода к оценке эффекта интеграции, учитывающего все его аспекты. С нашей точ- ки зрения, в основу этого комплексного подхода целесообразно положить кон- цепцию получения синергетического эффекта, а само понятие синергетического эффекта рассматривать гораздо шире, чем традиционно. Практически все пред- ставленные выше подходы дают свои составляющие синергии.Синергетические эффекты оцениваются увеличением прибыли в денежном эквиваленте, снижением операционных расходов и потребности в инвестициях. Можно назвать факторы, приводящие к появлению синергетического эффекта. Один из них представляет собой преимущество масштаба - в большинстве опе- раций расходы на единицу продукции сокращаются при увеличении объема про- изводства. К примеру, при закупке больших партий сырья и материалов возмож- ны скидки, при производстве больших партий товара сокращаются прямые из- держки. Другой возможный эффект синергии связан с распределением накладных расходов по нескольким продуктам. Например, руководство продажами и адми- нистрирование должны осуществляться вне зависимости от того, производит ли фирма один продукт или имеет широкий ассортимент, аналогично необходимо проводить одно и то же исследование независимо от того, будут ли его результа- ты использоваться при производстве одного или нескольких продуктов (если, конечно, оно основано на одинаковой технологии). Синергетический эффект в определенной степени зависит и от того, что именно объединяется в рамках меж- дународного интегрированного образования.Количественная оценка влияния интеграционных процессов может быть по- лучена на основе сравнения дополнительной экономии в результате реализации61Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3преимуществ объединения и совместной деятельности и издержек, связанных с созданием интеграционного образования. Практическим инструментом являет- ся оценка синергетического эффекта [5. С. 27], который рассчитывается на ос- нове дисконтирования и может быть представлен в следующем виде:где r - процентная ставка.C = Cn · (1 + r)n, (3)По каждому участнику интеграционного образования осуществляется расчет суммарной экономии, основанный на сравнении результатов и затрат, обуслов- ленных фактором интеграции:Cn = [PN n + Pan + Een + En ]- (I n +Tn + I 0 ),(4)где Cn - эффект в период времени после объединения; PNn - расчетная дополнительная прибыль от расширения масштабов деятельности; Pan - расчетная дополнительная при- быль от снижения риска за счет диверсификации деятельности интеграционного обра- зования; Een - экономия текущих производственных издержек; En - экономия налоговых платежей; In - затраты на реконструкцию и расширение; Tn - прирост налоговых пла- тежей; I0 - инвестиции в начальный момент объединения.Эта проблематика очень широка и сложна. Сложность объясняется, как уже отмечалось, многообразием синергетических эффектов и путей их достижения, особенно в международном бизнес-пространстве. Компания может интегриро- ваться, используя либо преимущества контроля над ключевыми источниками сырья, либо каналами распределения. Конкурентным преимуществом может быть и совместное владение определенными навыками или ноу-хау, а также передача интеллектуальной собственности, создание новых или более эффективных ме- тодов производства, маркетинга и т.д.Построение когнитивной карты для выявления ключевых составляющих синергетического эффектаКонкретные составляющие суммарного синергетического эффекта возникают одновременно, могут взаимоусиливаться или взаимоослабляться. Например, эф- фект от концентрации может ослабляться и его желательно дополнять эффектом от диверсификации деятельности. Учитывая вышеизложенное, для анализа со- ставляющих синергетического эффекта практически невозможно использовать формализованные методы. Целесообразно разработать когнитивную карту, от- ражающую эту проблемную область. Когнитивная карта структурно отображает все известные более или менее значимые сведения в их логической взаимосвязи на основе субъективных представлений о ситуации с использованием здравого смысла. Это отображение помогает человеку восполнять пробелы и строить пол- ную картину проблемной области. Термин «карта» подразумевает прохождение по малознакомой местности с помощью некой репрезентативной модели. Ког- нитивные карты относятся к ранним компонентам памяти, они являются как бы схемой, канвой, или эскизом для формирования других предметных отражений. Когнитивные карты - это представление о ситуации в виде элементарных се- мантических категорий (признаков, фактов, событий, понятий, имеющих отно-62Ефремов В.С., Владимирова И.Г. Подходы к оценке эффективности международных...шение к конкретной ситуации), связанных отношениями (причинно-следствен- ными связями между семантическими категориями).Традиционно для представления и анализа когнитивных карт используют ма- тематический аппарат знаковых орграфов. Среди наиболее заметных работ в этом направлении можно назвать работу Ф.С. Робертса [9. С. 162]. В ней рассмотрена не только теория анализа такого особого вида математических моделей, как зна- ковые орграфы, но фактически впервые представлен арсенал аналитических средств для исследования когнитивных карт с целью принятия решений. Анализ когнитивной карты проблемной области ориентирован на определение ключевых факторов, концентрация усилий на использовании которых затем становится целью развития организации.Для построения когнитивной карты прежде всего необходимо выделить фак- торы исследуемой ситуации. В нашем случае это будут составные части синерге- тического эффекта, получаемого в результате международных интеграционных процессов компаний:снижение трансакционных издержек (внешних);сокращение трансформационных издержек на единицу продукции;снижение организационных издержек (внутренних трансакционных);достижение долгосрочных конкурентных преимуществ;изменение уровня конкуренции;приобретение новых знаний и навыков;освоение новых, в том числе зарубежных рынков;доступ к новым источникам ресурсов;изменение уровня транснационализации компании;внедрение инноваций и трансферт технологий;рост доли рынка;снижение рисков и степени неопределенности.Ключевые факторы, наиболее значимые составные части могут быть опреде- лены расчетным путем на основании когнитивной карты проблемной области (рис.).Рис. Когнитивная карта составных частей синергетического эффекта, являющегося результатом интеграционных процессов63Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3Для этого необходимо сначала представить карту в виде матрицы инциденций (парных сопоставлений) ||A||. Элемент этой матрицы aij приравнивается +1, если влияние i фактора на фактор j положительно, и -1, в противном случае. Если указанные факторы i и j непосредственно не связаны, то элемент a приравнива- ется 0.12345678910111211-1111-1121-1-1-11-13-111114-11-1115-111-16111111711111118-111111911111110111111111-1111121-11-1-11-11Чтобы определить степень (величину) и характер (знак) влияния каждого фак- тора, имеющегося на когнитивной карте, достаточно найти транзитивное замы- кание отношений факторов по матрице ||A|| и подсчитать удельный вес каждого фактора на основе этого замыкания. Транзитивное замыкание матрицы ||A|| опре- деляется соотношением:∞A* = I + ∑ Ak ,k=1где Ak - произведение матрицы ||A|| самой на себя k раз.При этом удельные веса каждого фактора при k = 20 составят:(5)10,192-0,130,044050,160,0970,1880,0690,17100,07110,07120,14Эти удельные значения можно считать собственными значениями факторов в системе отношений, отраженных когнитивной картой. На их основе можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми составными частями синергети- ческого эффекта, получаемого в результате интеграционных процессов, являют-64Ефремов В.С., Владимирова И.Г. Подходы к оценке эффективности международных...ся снижение трансакционных издержек (внешних) (0,19), освоение новых, в том числе зарубежных рынков (0,18) и изменение уровня транснационализации ком- пании (0,17). Их влияние на все остальные составные части (как и взаимовлияние всех частей в целом) можно видеть из следующей матрицы ||B||:12345678910111210,070,120,110,150,020,10,080,150,090,070,130200,05-0,1-0,10,02-0,1-0,03-0,010-0,0500,25300,030,050,1200,050,010,020,020,050,03-0,384-0,1-0,020,010,09-0,10,01-0,03000,020-0,5450,080,060,0300,050,030,050,090,050,010,070,37600,070,10,24-0,10,090,030,060,050,090,06-0,7270,020,120,130,2500,120,080,130,090,110,12-0,47800,050,080,2-0,10,070,020,040,040,080,04-0,6590,020,110,130,2500,120,070,120,090,10,11-0,471000,050,060,1400,060,030,040,040,060,05-0,371100,050,080,1900,070,030,040,040,070,05-0,56120,10,080,0500,060,040,070,120,070,020,090,45Анализ когнитивной карты позволил выявить ключевые составляющие си- нергетического эффекта интеграции и обосновать необходимость использования при оптимизации международных интеграционных процессов компаний транс- акционных издержек. Экономия на трансакционных издержках, связанных, пре- жде всего, с заключением контрактов является одним из важнейших стимулов к интеграции. Это прямая экономия, поскольку в интегрированной структуре, пре- жде всего международной, снижаются затраты, связанные с ведением перегово- ров и подготовкой контрактов. В отсутствии интеграции неизбежны торги от- носительно цены и объемов продаж товаров, полуфабрикатов или сырья. Между- народные интегрированные фирмы могут получить выигрыш от объединения за счет совместного поиска необходимой информации о ценах и качестве изделий. Кроме того, интеграция приводит к преодолению, так называемой, «неполноты контрактов».Важнейшим фактором повышения эффективности интеграционных процес- сов становится и транснационализация компаний, т.е. их интеграция в междуна- родное бизнес-пространство.
×

Об авторах

Виктор Степанович Ефремов

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Ирина Геннадьевна Владимирова

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Алексеев С. Оценка эффекта интеграции // Управление компанией. 2005. № 7. С. 50-53.
  2. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: Интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-Бизнес, 2001. 640 с.
  3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2010. 1472 с.
  4. Владимирова И.Г. Международный менеджмент: учебник. 2-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2013. 440 с.
  5. Гальперин С.Б., Дороднева М.В., Мишин Ю.В., Пухова Е.В. Экономическое обоснование и оценка эффективности проектов создания корпоративных структур. М.: НОВЫЙ ВЕК: Институт микроэкономики, 2001. 56 с.
  6. Глоссарий.ру: словари по общественным наукам
  7. Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп / под ред. Б.Ф. Зайцева. М.: Экзамен, 2000. 160 с.
  8. Ленский Е.В. Корпоративный бизнес / под ред. О.Н. Сосковца. Мн.: «Армита-Маркетинг; Менеджмент», 2001. 480 с.
  9. Робертс Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам / пер. с англ. М.: Наука, 1986. 189 с.
  10. Уолл Н., Маркузе Я., Лайнз Д., Мартин Б. Экономика и бизнес. А-Я: Словарь-справочник / пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 624 с.
  11. Экономическая энциклопедия. М.: Экономика, 1999. 1055 с.

© Ефремов В.С., Владимирова И.Г., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах