ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО И НАУЧНО- ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИИ СТРАН БРИКС


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена поиску эффективных форм взаимодействия России и стран - партнеров БРИКС в контексте индустриального и военно-технического сотрудничества. В работе проведена оценка текущей ситуации в контексте партнерства России со странами-участницами. Так, в рамках военно-технического сотрудничества были проанализированы особенности политики по экспорту и импорту вооружения, а также исследованы преимущества и недостатки использующихся финансовых механизмов (таких, как экспортное кредитование, офсетные обязательства, компенсационные платежи, государственное страхование экспортных операций, прямая финансовая помощь, схема лизинга). В статье выделяются наиболее потенциально значимые формы взаимодействия: разработка системы инвестиционных соглашений, внедрение совместных программ по исследовательской деятельности и образованию, создание совместных платформ и научных центров. Делается общий вывод о значимости сотрудничества России и стран БРИКС в различных направлениях в долгосрочной перспективе.

Полный текст

Создание БРИКС явилось одним из наиболее значимых геополитических со- бытий начала XXI в. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно- Африканская Республика) играют весомую и постоянно растущую роль в миро- вой политике и международных отношениях.Работы многих специалистов посвящены ключевым направлениям партнер- ства и развития, а также наиболее актуальным вызовам и проблемам в контексте альянса БРИКС: особенностям формирования экспортной политики Китая [4;* Статья подготовлена при поддержке гранта Президента Российской Федерации для го- сударственной поддержки молодых российских ученых, грант номер МК-6496.2015.10.19Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 37], анализу рисков промышленной политики ЮАР [1; 3], контролю вооружений в Индии [6; 8; 16; 19], проблемам развития экономики Бразилии и латиноамери-канского региона [5; 9; 11; 13].В рамках данной статьи авторами предпринята попытка проанализировать перспективные направления сотрудничества в различных областях между Рос- сией и странами - партнерами БРИКС, обладающие наибольшим потенциалом в долгосрочном плане.Так, в контексте развития военно-технического сотрудничества на сегодняш- ний день существует достаточно много потенциальных направлений для взаимо- действия с партнерами в рамках БРИКС. На данный момент Россия работает напрямую с каждой страной, тем не менее выделяются определенные перспек- тивы построения сотрудничества в общих проектах по разработке продукции во- енного назначения, с участием нескольких государств.Военное сотрудничество российских предприятий на рынках БРИКС: перспективные финансовые механизмыНа использование в настоящее время определенных типов финансовых меха- низмов военного сотрудничества России и стран БРИКС прямым образом вли- яет наличие глобальных тенденций в военно-оборонной промышленности, ко- торые заключаются в следующем.Современная экономика находится на постиндустриальном этапе развития, когда значительная часть добавленной стоимости создается не в сфере произ- водства, а в сфере обслуживания. Данные процессы затрагивают в полной мере и рынок вооружений. Так, при поставке вооружения и военной техники на за- рубежных рынках предлагается целый спектр военно-технических услуг, к кото- рым относятся консультационные услуги по укреплению потенциала вооружен- ных сил (до закупки), услуги по последующему техническому обслуживанию и ремонту, подготовке национальных кадров для стран-покупателей, обеспечение запасными частями, а также технической и эксплуатационной документацией, услуги по утилизации. Таким образом, собственно поступления от поставок не- посредственно вооружения и военной техники составляют лишь малую часть от экспортных поступлений ведущих военно-промышленных корпораций стран БРИКС.Для расширения объемов заказов вооружения и военной техники ведущие поставщики все шире используют различные финансовые механизмы, среди ко- торых особо выделяется практика компенсационных платежей, выделения экс- портных кредитов и государственного страхования экспортных сделок, а также прямой финансовой помощи компаниям ВПК. В рамках компенсационных пла- тежей поставщики вооружения и военной техники возвращают часть добавленной стоимости за поставленный заказ покупателю, отдавая компаниям покупателя на субподряд часть работ по производству данной продукции. Под компенсаци- онными платежами понимается также оплата покупателем вооружения и военной техники посредством финансовых ресурсов, полученных от страны поставщика в счет каких-либо смежных платежей (чаще всего за оплату пребывания военных баз).20Саяпина К.В., Дегтерева Е.А., Зобов А.М. Перспективные формы и механизмы реализации...Использование целевых экспортных кредитов чрезвычайно выгодно странам БРИКС в условиях поддержки национальных военно-промышленных корпора- ций на внешних рынках. Основным участником здесь являются преимуществен- но агентства по экспортному кредитованию (ЭКА). Так, 16 июля 2014 г. был под- писан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между экспортно-кре- дитными агентствами со стороны ABGF (The Brazilian Guarantees Agency, Бразилия), ЭКСАР (Российское агентство по страхованию экспортных кредитов, Россия), ECGC (Export Credit Guarantee Corporation of India Limited, Индия), SINOSURE (China Export & Credit Insurance Corporation, Китай), ECIC (The Export Credit Insurance Corporation of South Africa, ЮАР).Финансовая помощь напрямую не связана с мерами экспортной поддержки и относится к более широким общеэкономическим мероприятиям, связанным, как правило, с проведением специальной налоговой или валютной политики в отношении компаний военно-промышленного комплекса, предоставления им среднесрочных и долгосрочных кредитов на льготных условиях. Безусловно, та- кие меры позволяют стать национальным поставщикам более конкурентными на международном рынке вооружений.В условиях военно-технического сотрудничества в странах БРИКС все более широкое распространение получает практика офсетов, предусматривающих при- влечение оборонной промышленности страны-импортера к производству им- портированной продукции: на сегодняшний день это прямые инвестиции; ин- вестиции в совместную научно-исследовательскую деятельность и разработку новых видов вооружений и военных технологий; открытие совместного предпри- ятия на территории страны-импортера; локализация производства на территории страны-импортера; строительство специализированных учебных центров, а так- же реализация программ подготовки и переподготовки специалистов различной направленности для государства-импортера; развитие инфраструктуры, а также социальной инфраструктуры.Помимо этого, крупнейшие импортеры вооружений и военной техники (на- пример, Индия) используют механизм накопления офсетных обязательств (Banking of Offset Credits), суть которого заключается в возможности для постав- щика выполнить офсетные обязательства в объеме, превышающем регламенти- рованный обязательный уровень, с их последующим зачтением при офсетных обязательствах по новым контрактам.Ведущие экспортеры вооружения и военной техники стран БРИКС все чаще прибегают к использованию лизинга (финансовой аренды). Так, Индии в лизинг со стороны России была передана атомная подводная лодка АПЛ «Нерпа» («Ча- кра»). В Китае в ближайшее время планируется продавать в лизинг самолеты«Сухой Суперджед».Таким образом, необходимо отметить расширение использования финансовых инструментов, с последующим их совершенствованием и модернизацией, с целью достижения более плодотворных результатов в контексте военно-технической кооперации российских компаний и организаций стран БРИКС.21Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3Особенности экспортно-импортной политики вооружения Индии и Китая как ключевых российских стран-партнеров в рамках БРИКСИндия и Китай занимают особое положение для России в связи с построени- ем долгосрочного сотрудничества в силу их активного экономического роста и веса на мировой арене. За последние 10 лет объем иностранных инвестиций в оборонной промышленности Индии составил 4,1 млн долл. По предварительным прогнозам, рынок основного оборудования оборонной продукции Индии, со- ставляющий около 12 млрд долл. на сегодняшний день, увеличится на 8-10 млрд долл. к 2020 г. Расходы на строительство и оснащение платформ и площадок в основном военно-морского назначения превысят 150 млрд долл. к 2017 г.В Китае в марте 2014 г. уровень бюджета на военное вооружение и развитие оборонной промышленности составил 131 млрд долл., что на 12,2% выше по срав- нению с предыдущим годом. Бюджет Китая на сферу вооружения, на сегодняш- ний день составляющий 115 млрд долл., в большей степени предназначен для приобретения и разработки совершенно новых технологий, чем для длительного процесса модернизации и последовательного усовершенствования существующих мощностей [5].Стратегия развития экспортного контроля Индии разрабатывается и совер- шенствуется с 1998 г. после проведения неудачных ядерных испытаний, тем не менее Индия не имеет широких нормативно-правовых механизмов экспортного контроля, так как ориентируется на импорт, но совершенствует процедуры ли- цензирования, а также правила участия частного сектора. Несмотря на то, что в последнее десятилетие были разработаны инструменты экспортного контроля, правительство нуждается в выработке единого комплексного механизма, который бы объединил в себе нормативно-правовые основы.Помимо этого, в направлении военно-оборонного сотрудничества между Рос- сией и Индией существует несколько серьезных препятствий: прежде всего от- сутствие современных технологий развития и неконкурентоспособные цены, недостаточно сильная нормативно-правовая база осуществления экспортного контроля, а также неэффективный маркетинг.В рамках российско-китайского сотрудничества необходимо отметить наличие многофункциональной системы экспортного контроля, включающей в себя ком- плекс приложений, проверок и утверждения, выдачи сертификатов, таможенно- го контроля, осмотра и оформления. Министерство торговли и Генеральная та- моженная администрация Китая сформулировали каталог лицензирования экс- порта продуктов двойного назначения и технологий и соответствующие им 10-значные коды военные товаров по ТН ВЭД. Все эти меры еще раз подтверж- дают необходимость построения партнерства государственными оборонными компаниями двух стран на основе проведения многостадийных переговоров с соблюдением постановлений и нормативов обеих стран.Стратегические области научно-производственного и сбытового сотрудничества России и стран БРИКСПо другим направлениям необходимо отметить, что для России научно-про- изводственное и сбытовое сотрудничество в рамках БРИКС представляет стра-22Саяпина К.В., Дегтерева Е.А., Зобов А.М. Перспективные формы и механизмы реализации...тегически важное перспективное направление в долгосрочном плане. Поэтому ключевыми областями экономического и политического взаимодействия России со странами - участницами БРИКС являются торговая и инвестиционная дея- тельность, развитие промышленности, модернизация энергетического комплек- са, сотрудничество в сфере сельского хозяйства, развитие науки, технологий и инновационной деятельности, финансовое сотрудничество [18].Согласно имеющимся прогнозам, до 2020 г. товарооборот между членами БРИКС превысит общую сумму торговых сделок между США и странами Евро- пейского союза.Развитие финансов и инвестицийВ рамках торговой и инвестиционной деятельности с целью достижения устой- чивого динамичного роста необходимо усилить акцент на развитие системы вну- тренних инвестиций и инвестиционных соглашений путем укрепления сотруд- ничества между организациями, ответственными за стимулирование инвестиций.Большую роль играет развитие государственно-частного партнерства в каче- стве инструмента привлечения дополнительных ресурсов, а также стремление к росту совместно финансируемых проектов регионального характера. Для этого необходимо содействовать сотрудничеству между основными организациями, являющимися посредниками в инвестиционной деятельности (таможенные служ- бы, портовые администрации, организации по распространению информации об инвестиционных возможностях в бизнес-сообществах, национальные стати- стические органы и ведомства, министерства, ответственные за реализацию ин- новационной деятельности).Немаловажным аспектом также является расширение сотрудничества по во- просам интеллектуальной собственности. В частности, сопоставляя отечествен- ный рынок с рынками Бразилии, Австралии, Южной Африки, а также с динами- кой развития франчайзинга в России, можно прогнозировать, что к 2020 г. вклад франчайзинговых компаний в ВВП России будет составлять от 300 до 500 млрд руб., число концепций - более 2000, точек продаж - более 100 000, число занятых и самозанятых - около 2 млн человек, а доля национальных концепций достигнет 80% [17].В рамках финансового сотрудничества основными участниками являются ми- нистерства финансов и центральные банки стран БРИКС, стремящиеся к созда- нию нового банка развития (НБР) в целях мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, формирова- нию пула условных валютных резервов (ПВР) в целях укрепления глобальной сети финансовой безопасности и дополнения действующих международных ва- лютных и финансовых механизмов, а также продвижению реформ международ- ных финансовых институтов (МФИ), в частности, Международного валютного фонда (МВФ) и Группы Всемирного банка (ВБ) [19].В финансовой сфере большим потенциалом обладает расширение в Китае бан- ка VTB Bank Changhai Branch, принадлежащего российскому банку ВТБ; в Китае также активно развивается инвестиционная компания My Decker Capital, при- надлежащая структурам Г. Фетисова. Также значимым примером является при- надлежащая компании «Ренессанс Капитал» в ЮАР организация BJM Securities.23Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3Технологическое и инновационно ориентированное сотрудничествоДостижение высоких результатов в развитии науки, технологий и инноваци- онной деятельности, в соответствии с положениями согласованного Меморан- дума о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций, возможно прежде всего при приложении совместных скоординированных усилий по проведению исследований в сферах общего интереса стран БРИКС, разработке стратегиче- ского механизма сотрудничества и организации учебных программ по усилению роли человеческого капитала в данной области, а также по созданию совместной платформы сетевого взаимодействия, инновационных-технологических класте- ров и высокотехнологичных научных парков и центров в сфере исследований и инноваций, нацеленной, в частности, на содействие сотрудничеству при прове- дении исследований.Так, в Бразилии развитие инноваций и технологий определяется Националь- ной стратегией в области науки, технологий и инноваций. В Индии развитие НТП определяется политикой в области науки и технологий (2003 Science and Technology Policy), согласно которой на первом месте стоит научно-техническое управление и инвестиции, совершенствование инфраструктуры для научно-технического развития страны через академические институты, а также новые механизмы фи- нансирования приоритетных исследований. В Китае инновационное развитие и технологический рост осуществляется в соответствии с Основами государствен- ного плана среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006- 2020 гг., в ЮАР - Инновациямии на путь к экономике, основанной на знаниях на 2008-2018 гг. (Innovation Towards a Knowledge Economy).Таким образом, в соответствии с данным направлением в настоящее время большие перспективы имеет совместное предприятие BraMos Aerospace с «НПО Машиностроения» в Индии (сектор ракетостроения); лаборатория и тестовый центр в Пекине по исследованию вирусов компании «Лаборатория Касперского» в Китае (сектор информационных технологий); активные разработки и исследо- вания проводятся в бразильской компании Biocad Brazial Pharmaceutica Ltd., при- надлежащей компании «Биокад» (фармацевтическая промышленность).Промышленность, сельское хозяйство и энергетический комплексВ условиях развития промышленности основными мерами в целях достижения технического прогресса в первую очередь является расширение сотрудничества в области профессионально-технического образования и подготовки специали- стов за счет осуществления студенческих программ по обмену и программ со- вместной деятельности с акцентом на высокотехнологичные отрасли промыш- ленности.В странах БРИКС большая часть российских предприятий, действующих на рынке, представлена в отраслях горнодобывающей промышленности, металлур- гии, нефтепереработки, химической промышленности, производстве удобрений. Высоких результатов добиваются российские компании в формате совместных предприятий, основании собственного производства при участии иностранных партнеров, например, проекты компании «Роснефть» в Китае (совместное пред-24Саяпина К.В., Дегтерева Е.А., Зобов А.М. Перспективные формы и механизмы реализации...приятие «Китайско-российская восточная нефтехимическая компания»), «Куй- бышевазот» (совместное предприятие Kuibyshevazot Engineering Plastics (Shanghai) Co., Ltd.), «Сибур» в Индии (совместное предприятие по производству бутилка- учука в г. Джамнагар), «Роснефть» в Бразилии (совместный проект по нефтедо- бычи в бассейне р. Солимойнс (штат Амазонс)), «Ренова» в ЮАР (совместное предприятие United Manganese of Kalahary).В связи с кооперацией в сфере сельского хозяйства в силу высокой значимости данного сектора, а также внесения фундаментального вклада в обеспечение про- довольственной безопасности и качества питания [10] чрезвычайно важна раз- работка общей стратегии обеспечения доступа к продовольствию наиболее уяз- вимых групп населения, включая содействие торговле и инвестициям в аграрном секторе, системы по обмену сельскохозяйственной информацией, а также про- ведение совместных разработок в сфере сельскохозяйственных технологий и ин- новаций.Так, в рамках сотрудничества в сфере агро-промышленного комплекса в Бра- зилии компанией «ЛХПХ Оргхим» в 2007 г. было основано производство живицы в штате Мату Гроссуду-Сул.Для развития энергетического комплекса в силу глобальной тенденции роста спроса на энергоресурсы и энергоэффективные, чистые и экологически безопас- ные технологии предпочтительным направлением сотрудничества является раз- ведка трудноизвлекаемых запасов полезных ископаемых и разработка технологий для их добычи и последующее расширение долгосрочных поставок энергии, по- ощрение совместных инвестиций в энергетические проекты в странах БРИКС и содействие исследовательской деятельности с учетом национальных интересов.Примечательным в сфере энергетики является проект компании «РусГидро» в Индии совместно со своими индийскими партнерами по созданию сети гидро- электростанций на севере страны [16]. В Китае в рамках подписанных меморан- думов на государственном уровне со стороны российских представителей велись работы по подготовке предварительного технико-экономического обеспечения на ежегодную поставку в Китай 60 млрд кВт/ч энергии.Таким образом, практически каждая страна - участница БРИКС проявляет заинтересованность в укреплении взаимного многостороннего сотрудничества и рассматривает его в качестве инструмента по укреплению своих экономических позиций и международного авторитета, а также видит хорошие перспективы рас- ширения двусторонних отношений внутри блока.Основными используемыми механизмами в данном контексте являются ком- пенсационные платежи, экспортное кредитование, практика офсетных обяза- тельств, прямая финансовая помощь, лизинг.Торговую и инвестиционную деятельность возможно развивать путем разра- ботки системы внутренних инвестиций и инвестиционных соглашений, совер- шенствования государственно-частного партнерства и расширения сотрудниче- ства в вопросах интеллектуальной собственности.Развитие промышленности и энергетического комплекса возможно за счет внедрения совместных программ по исследовательской деятельности и профес- сионально-техническому образованию.25Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3Плодотворная кооперация в сельском хозяйстве возможна при разработке со- вместной стратегии по торговле и обмену информацией в данной сфере.Позиции в области науки, технологиях и инновационной деятельности не- обходимо укреплять за счет создания совместных платформ, высокотехнологич- ных кластеров и научных центров.Наконец, в рамках финансового сотрудничества важно содействие сотрудни- честву министерств финансов и центральных банков стран БРИКС.Для России же развитие сотрудничества в рамках БРИКС способствует углу- блению и расширению ее связей как с важнейшими азиатскими, так и латино- американскими и африканскими партнерами.
×

Об авторах

Карина Владимировна Саяпина

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

Екатерина Андреевна Дегтерева

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

Александр Михайлович Зобов

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Cordesman A.H. Energy Risks in North Africa and the Middle East. CSIS, 2012.
  2. Cordesman A.H., Al-Rodhan K.R. The Gulf Military Forces in an Era of Asymmetric War: Saudi Arabia CSIS, 2006.
  3. Grimmett R. US Defence Articles and Services Supplied to Foreign Recipients: Restrictions on Their Use. Congressional Research Service, March 6, 2012.
  4. Huang Ch. “Bridging the gap”: Analysis of China’s export controls against international standards // Final Project Report to the Foreign and Commonwealth Office Counter-Proliferation Programme // SIPRI. 2012. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/207441/Final_FCO_Huang_Chinese_export_controls_report.pdf (date of access: September 5, 2016).
  5. Imagine BRICS: four future scenarios. URL: http://bricsmagazine.com/ru/articles/voobrazhaya- briks-chetyre-stsenariya-buduschego (date of access: September 12, 2016).
  6. Karanpreet K. “Strategy for Defence Exports (SDDE): A Step Towards Improving India’s Balance of Trade” // Centre for Land Warfare Studies. December 29, 2014. URL: http://www.claws. in/1315/strategy-for-defence-exports-sde-a-step-towards-improving-indias-balance-of-trade- karanpreet-kaur.html (date of access: September 12, 2016).
  7. Lewis J.W., Hua D., Xue L. Beijing’s defense establishment: solving the arms-export enigma // International Security. Vol. 15. № 4. 1991. P. 84.
  8. Nayan R., Stewart I.J. Export Controls and India // Center for Science & Security Studies. August 2013. URL: https://www.kcl.ac.uk/sspp/departments/warstudies/research/groups/csss/pubs/ India-export-control.pdf (date of access: September 13, 2016).
  9. Materials of the seminar “Commonality of BRICS member-states approaches to international cooperation”, January 20, 2015. URL: http://www.indemco.org/files/BRICS.pdf (date of access: September 11, 2016).
  10. Report of Food and Agricultural organization of United Nations “The state of food insecurity in the world”. URL: http://www.fao.org/3/a-i4030e.pdf?_ga=1.232602903.945944307.140793490 6 (date of access: September 10, 2016).
  11. The Brazilian Defence Industry-market opportunities and entry strategies analyses and forecasts to 2017, iCD Research. URL: http://www.sldinfo.com/wp-content/uploads/2012/08/The_ Brazilian_Defense_Industry_Market_Opportunities_and_Entry_Strategies_Analyses_and_ Forecasts_to_2017.pdf (date of access: September 29, 2016).
  12. The strategy for BRICS econo mic partnership. URL: http://ww w.hse.ru/ data/2015/07/09/1082902166/partnershipstrategy_eng.pdf (date of access: September 29, 2016).
  13. Wood J.A. Problems in modern Latin American history: sources and interpretations (Latin American Silhouettes). Roman & Littlefield Publishers. 2013. 278 p.
  14. Богданов К. Колониальный вариант с большим бюджетом // Военно-промышленный курьер. № 5 (371). 2011.
  15. Дегтерева Е.А. Особенности промышленной консолидации в военно-промышленном комплексе США и оборонном секторе Европейского союза // Вестник Концерна ПВО«Алмаз - Антей». 2013. № 1. С. 6-12.
  16. Попадюк О. Россия и Индия: отношения, проверенные временем // Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1217#top-content (дата обращения 07.10.2015).
  17. «Российский франчайзинг: антикризисная перезагрузка» // Портал о партнерском бизнесе и франчайзинге. URL: http://www.buybrand.ru/articles/7319/ (дата обращения 05.10.2015).
  18. Стратегия развития экономического сотрудничества стран БРИКС (структура и основные положения). URL: http://www.ictsd.org/sites/default/files/review/Mosty_June_2014.pdf (дата обращения 12.10.2015).
  19. Шикин В.В., Дегтерева Е.А. Участие Индии в содействии международному развитию // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 1. С. 32-40.

© Саяпина К.В., Дегтерева Е.А., Зобов А.М., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах