RUSSIA - INDIA: THE LEVEL OF CREDIBILITY NEEDS TO BE INCREASED

Cover Page

Abstract


The year 2017 promises to be a landmark one in the Russian-Indian relations, it is the 70th anniversary of diplomatic relations. It is noteworthy that even before India became independent, an offi cial announcement was made on 13 April 1947 on the establishment of diplomatic relations between India and the Soviet Union. Indo-Russian relations are time-tested and based on continuity, trust and mutual understanding. Today states successfully cooperate in different spheres, including political, economic, military, scientifi c and technical, cultural and etc. After the disintegration of USSR India and Russia have expressed interest in further deepening and diversifying their close and multifaceted ties. A Declaration on Strategic Partnership between the Republic of India and the Russian Federation was signed during the State Visit of President Putin to India during October 2000. This document laid down the broad contours of Indo-Russian relations in the 21st Century. This article is devoted the evolution of Russian-Indian relations from 2000 to 2016. The author focuses on the analysis of political cooperation between the two countries on key international and regional issues.


Сегодня отношения Республики Индия и Российской Федерации является одним из приоритетных направлений во внешней политики обеих стран. Обе страны говорят о важности, которую они придают двусторонним отношениям. В Концепции внешней политики РФ от 30 ноября 2016 г. подчеркивается, что российско-индийские отношения являются отношениями «особо привилегированного стратегического партнерства» [1], а лидеры Индии не раз заявляли, что считают Россию ключевым стратегическим партнером страны. Такие отношения - это результат плодотворного сотрудничества в течение длительного времени. Отношения дружбы и сотрудничества зародились в 50-х гг. прошлого века, с визита Джавахарлала Неру в СССР в июне 1955 г. и визита Н.С. Хрущева в Индию в декабре 1955 г. С тех пор индо-советские отношения процветали на протяжении многих десятилетий. В годы холодной войны Советский Союз стал основным источником военной техники и технологий для индийской армии, военно-морского флота и оборонной промышленности Индии. Помимо этого СССР внес большой вклад в создание промышленных объектов и инфраструктуры страны. Отношения начали постепенно меняться в конце 80-х гг., когда в Советском Союзе началась перестройка. Поставки оборудования и технологий продолжились, но гораздо менее быстрыми темпами, а конец холодной войны и распад Союза внесли значительные изменения в отношениях между двумя странами. Изменения мировой системы в начале 1990-х гг. привели к фундаментальным трансформациям в геополитической карте мира. Россия, несмотря на унаследованную внушительную военную мощь своего предшественника, потеряла свои позиции в мире, а экономический хаос и политическая нестабильность усугубили потерю лидерства на международной арене. В связи с этим традиционные связи со странами Юга, в том числе и с Индией, стали ослабевать, а основными направлениями внешней политики стали отношения со странами Запада. В результате первые годы после распада СССР отношения Индии с постсоветской Россией были отмечены большой долей неопределенности, непоследовательности и отсутствия ясности. Хотя Индия пыталась предпринять некоторые шаги для восстановления традиционных связей, они не дали каких-либо существенных результатов. Как следствие, внешняя политика Индии в эти годы, с одной стороны, была направлена на попытки воскрешения экономических и военных связей с Россией, а с другой - на поиски альтернатив на Западе. Ситуацию коренным образом изменил новый министр иностранных дел РФ Евгений Примаков, который заявил, что внешняя политика России должна быть активной во всех областях, включая дальнейшее сотрудничество с Соединенными Штатами, странами Европы, а также развитие традиционных отношений с Китаем, Индией, Японией, и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Для того, чтобы укрепить отношения со старыми союзниками, Примаков посетил Индию в 1998 г. и выдвинул предложение по созданию стратегического треугольника Россия - Индия - Китай (РИК). А с приходом к власти нового правительства РФ под руководством Владимира Путина в 2000 г. отношения Индии и России перешли на новый уровень. В Концепции внешней политики РФ от 28 июня 2000 г. сказано, что роль Азии в мире возрастает, и одним из важнейших направлений российской внешней политики в регионе должно стать “развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами” и “углубление традиционного партнерства с Индией, в том числе в международных делах” [2]. Концепция, которая закрепила намерения России восстановить связи со своими традиционными союзниками, дала новый импульс российско-индийским отношениям. С этого момента политические контакты и встречи руководителей двух стран происходят беспрецедентно часто. За последние 16 лет состоялось 12 визитов на самом высоком уровне. За этот период президентами РФ было совершено 9 государственных визитов в Индию, а индийские лидеры посещали Россию три раза. Первый государственный визит Президента РФ в Индию после семилетнего перерыва состоялся в октябре 2000 г. В ходе визита Владимир Путин встретился с премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпаии и Президентом Кочерилом Раманом Нараянаном. Этот визит стал знаковым в двусторонних отношениях - стороны подписали Декларацию о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индия. Этот документ определил будущее российско-индийских отношений. В нем были определены рамки и направления двусторонних отношений в политической, торгово-экономической областях, области обороны, науки и техники, культуры и т.д. Согласно Декларации стратегическое сотрудничество в политической области предусматривает: 1) проведение ежегодных встреч на высшем уровне; 2) участие в регулярных двусторонних политических и межведомственных консультаций; 3) взаимодействие в международных организациях и форумах; 4) сотрудничество по вопросам международного мира и безопасности, в том числе по нераспространению оружия массового поражения и мирного разрешения споров; 5) взаимное информирование о планируемых внешнеполитических инициативах на международной арене; 6) сотрудничество по борьбе с международным терроризмом, сепаратизмом, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков [3]. Россия стала первой страной, с которой было достигнуто соглашение о проведении ежегодных встреч на высшем уровне. С этого момента страны регулярно обмениваются визитами на уровне глав парламентов, министров и секретарей Советов Безопасности. Созданы Межправительственная Российско-Индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и Межправительственная Российско-Индийская комиссия по военно-техническому сотрудничеству. По итогам встречи можно выделить вопросы регионального и международного сотрудничества, представляющие взаимный интерес: - формирование многополюсного мира; - реформирование системы ООН; - борьба с международным терроризмом; - стабилизация ситуации в Афганистане; - обеспечение безопасности в Центральной Азии. Помимо этого стороны договорились об укреплении военного сотрудничества, в частности о поставках в Индию российской военной техники: авианосца “Адмирал Горшков” и танков Т-90, а также производстве на территории Индии истребителей СУ-30. В энергетической сфере было достигнуто соглашение на поставку российского слабообогащенного урана для индийской АЭС в Тарапуре [4]. Уже через два года, в декабре 2002 г., состоялся второй визит российского Президента в Индию. В ходе встречи были затронуты вопросы международного терроризма, необходимости увеличения объемов двусторонних торгово-экономических отношений, а также вопросы, касающиеся сотрудничества в сфере атомной энергетики. Что касается вопросов борьбы с терроризмом, стороны договорились о создании совместной рабочей группы по противодействию международному терроризму. Меморандум о сотрудничестве предусматривает обмен информацией и проведение совместных мероприятий по расследованию и предотвращению террористических актов. В ходе переговоров Владимир Путин также отметил необходимость наращивания российско-индийских торгово-экономических отношений. В связи с этим по итогам встречи стороны подписали Декларацию об укреплении и развитии экономического и научно-технического сотрудничества, призванную укрепить и стимулировать двусторонние экономические отношения. В декабре 2004 г. В.В. Путин вновь посетил Нью-Дели и встретился с Президентом Индии Абдул Каламом и премьер-министром Манмоханом Сингхом. Главной темой визита стали отношения России и Индии на международной арене. Владимир Путин заручился поддержкой Индии в вопросах вступления России в ВТО, а Индия получила обещание поддержать ее стремление стать постоянным членом СБ ООН с получением права вето. По итогам встречи лидеры подписали Соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и Соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области совместного развития, эксплуатации и использования российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Соглашения, которые были достигнуты в ходе визита, стали важными достижениями стран по углублению и расширению традиционных сфер сотрудничества. Помимо договоров на государственном уровне важными для стимуляции сотрудничества стали соглашения между крупнейшими компаниями и банками, что отвечает интересам обоих государств по стимулированию торгово-экономических отношений. В 2005 г. двусторонним отношениям был дан новый импульс. В мае 2005 г. Президент Индии Абдул Калам посетил Россию с государственным визитом. Это был первый визит Президента Индии в Москву после распада Советского Союза. Абдул Калам встретился с Президентом РФ В.В. Путиным, а также Председателем Правительства, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания и губернатором Санкт-Петербурга. В ходе визита стороны обсудили широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, включая вопросы регионального и международного сотрудничества, сотрудничества в сфере науки и техники, атомной энергетики, а также вопросы космического и военно-технического сотрудничества. В конце января 2007 г. состоялся четвертый визит В. Путина в Индию, приуроченный к 60-летию установления дипломатических отношений. Помимо Президента Индии А. Калама и премьер-министра М. Сингха Путин встретился с председателем Объединенного прогрессивного альянса Соней Ганди. В ходе визита стороны обсудили вопросы углубления российско-индийских экономических отношений, дальнейшее развития космического сотрудничества, отношений в нефтегазовой сфере, военно-технического сотрудничества. Всего по итогам встречи было подписано более десяти двусторонних договоров в различных областях. Большое внимание стороны уделили вопросам международного сотрудничества и сотрудничества в сфере международной безопасности. Расширился круг международных и региональных вопросов, представляющих взаимный интерес. Помимо традиционных тем, таких как формирование многополярного мира, реформы ООН (в связи с чем Россия вновь выразила поддержку Индии в ее стремлении стать постоянным членом Совета Безопасности), борьбы с терроризмом, Афганистану и Центральной Азии, стороны также обсудили: - иранскую ядерную программу, призывая Тегеран к более активному сотрудничеству с МАГАТЭ; - ситуацию на Корейском полуострове; - урегулирование арабо-израильского конфликта; - обстановку в Ираке; - расширение сотрудничества в формате РИК [5]. Надо отметить, что это не просто обсуждение вопросов, это выработка общего понимания и подходов к решению международных задач. Это также формирование единой линии поведения государств на международной арене, что отвечает духу стратегического союзничества России и Индии. В марте 2008 г. в России состоялись выборы, новым Президентом страны стал Дмитрий Медведев. Летом этого же года вышла новая Концепция внешней политики РФ, принятая 12 июля 2008 г. Здесь уже более конкретно говорится о российско-индийском стратегическом партнерстве и прописывается политическая линия России на «упрочение взаимодействия по актуальным международным проблемам и всемерное укрепление взаимовыгодных двусторонних связей по всем направлениям» [6]. После смены руководства интенсивность политических контактов не ослабла. Д.А. Медведев посетил Индию в качестве президента РФ в декабре 2008 г. Он встретился с новым Президентом Индии Пратибхой Патил, премьер-министром Манмоханом Сингхом и вице-президентом Мохаммадом Хамидом Ансари. По итогам лидеры подписали ряд важных документов о сотрудничестве в различных областях. В частности, были подписаны Соглашение о сотрудничестве в сооружении дополнительных энергоблоков атомной электростанции на площадке «Куданкулам», а также в сооружении атомных электростанций по российским проектам на новых площадках в Республике Индии; Меморандум о совместных работах в области пилотируемых программ; Программа совместных действий на период 2009-2010 гг. по реализации Соглашения о сотрудничестве в области туризма; Соглашение о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и т.д. Благодаря этим документам стороны открыли новые направления сотрудничества, которые дали дополнительные стимулы для развития двусторонних контактов на разных уровнях. Но главной темой визита стала тема борьбы с терроризмом. 26-29 ноября 2008 г. в Мумбаи произошла серия террористических актов, в связи с чем Россия выразила солидарность и поддержку народу Индии. В рамках этой темы лидеры обсудили вопросы безопасности в АТР, Центральной Азии, Афганистане и на Ближнем Востоке. Кроме того, ввиду недавнего конфликта Южной Осетии Индия поддержала Россию, подчеркнув важную роль РФ в обеспечении мира и сотрудничества на Кавказе [7]. В сентябре 2009 г. в Россию с четырехдневным визитом прибыла Пратибха Патил, первая женщина-президент в истории Индии. Визит проходил в рамках празднования Года Индии в России. Она встретилась с Президентом РФ Д. Медведевым, премьер-министром В. Путиным и председателем Совета Федерации. Целью визита было расширение сотрудничества между двумя странами в различных областях. Главными темами, обсуждаемыми в ходе переговоров, стали торгово-экономические отношения, научно-техническое сотрудничество, взаимодействие в ядерной энергетике и совместные космические проекты. В декабре 2010 г. Д.А. Медведев прибыл в Дели с официальным визитом. Главной темой переговоров стало сотрудничество в нефтегазовой сфере. Также стороны обсудили вопросы сотрудничества по борьбе с международным терроризмом, в частности, ситуации в Афганистане. По итогам встречи был подписан солидный пакет из 30 двусторонних документов, среди которых Меморандум о взаимопонимании по расширению научно-технического сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, контракт на эскизно-техническое проектирование истребителя пятого поколения, соглашение об упрощении условий взаимных поездок отдельных категорий граждан двух стран. В марте 2012 г. Президентом РФ вновь был избран Владимир Путин. 24 декабря 2012 г. он прибыл с государственным визитом в Индию. Главными итогами встречи стало подписание пакета документов о сотрудничестве в экономической сфере, области науки и технологий и гуманитарных контактов. Кроме того, было подписано два важных для России контракта в области военно-технического сотрудничества на сумму $ 2.9 млрд на поставку вертолетов МИ-17В-5 и технологических комплектов для производства истребителей Су-30МКИ [8]. В декабре 2014 г. в рамках российско-индийского саммита В. Путин провел переговоры с премьер-министром Индии Нарендой Моди и Президентом Пранабом Мукерджи. Лидеры также встретились с представителями деловых кругов двух стран и приняли участие в Международной алмазной конференции. В. Путин заявил, что сотрудничество с Индией является внешнеполитическим приоритетом страны [9], и поднял важный вопрос о переходе на использование национальных валют во взаиморасчетах. По итогам встречи лидеры приняли совместное заявление «Дружба-Дости: план по укреплению российско-индийского партнерства в течение следующего десятилетия». План предусматривает сотрудничество в следующих областях: энергетической, научно-технологической, экономической, политической, а также контактов между людьми. В совместном заявлении очерчен круг политических вопросов, по которым стороны выразили взаимный интерес: 1) принципы международного права: Россия и Индия выразили свое несогласие с наложением экономических санкций, которые не получили одобрения СБ ООН; 2) реформирование СБ ООН: Россия подтвердила готовность поддержать кандидатуру Индии на обретение постоянного членства в Совете Безопасности; 3) сотрудничество в международных организациях: Россия и Индия будут проводить консультации и координировать свои действия в рамках таких форумов, как “G20”, ВАС, БРИКС, РИК и, после получения Индией полноправного членства, ШОС; 4) борьба с терроризмом: Россия и Индия будут взаимодействовать с целью принятия Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму к 70-му юбилейному Саммиту ООН; 5) стабилизация ситуации в Афганистане: обе страны выразили готовность объединить свои усилия в поддержке восстановления и экономического развития Афганистана; 6) предотвращение распространения оружия массового поражения: Россия выразила готовность поддержать Индию в ее стремлении получить статус полноправного члена Группы ядерных поставщиков, а также в получении Индией полноправного членства в РКРТ и Вассенаарских договоренностях; 7) освоение космического пространства: Россия и Индия будут взаимодействовать в рамках Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях в Вене, Конференции по разоружению в Женеве, Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и на других площадках [10]. Кроме того, стороны подписали ряд межправительственных и межведомственных документов, в частности, о сотрудничестве в области атомной энергетики и нефтегазового сотрудничества, медицины, инвестиций, технологий, гуманитарной сфере и ряд коммерческих контрактов. В мае 2015 г. Президент Индии Пранаб Мукерджи прибыл в Москву для участия в Параде победы по случаю 70-й годовщины окончания Второй мировой войны. Этот визит был важным сигналом для России. Президент Индийской Республики впервые участвовал в параде по случаю Дня Победы, и это отчасти связано с выражением солидарности с Россией. Большинство западных лидеров бойкотировали торжественное мероприятие в знак протеста против событий на Украине и в связи с недовольством российской внешней политикой. Своим визитом П. Мукерджи поддержал Россию в непростое для страны время и показал, что отношения с Россией являются стабильными и не зависят от мнения других стран. В октябре 2016 г. В. Путин прилетел в индийский штат Гоа на саммит БРИКС, на площадке которого состоялся разговор с премьер-министром Индии Н. Моди. Основными темами стали торгово -экономическое сотрудничество и сотрудничество в военной и военно-технической сфере. В ходе переговоров было подписано порядка 20 документов, среди которых Меморандум о расширении двустороннего торгово-экономического сотрудничества; Программа по расширению сотрудничества в нефтегазовой сфере; Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий; Соглашение о поставке в Республику Индию зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» и т.д. [11]. По итогам встречи лидеры выступили с совместным заявлением «Партнерство ради мира и стабильности на планете». Заявление охватывает беспрецедентно широкий круг вопросов сотрудничества. Отдельным пунктом «Глобальный порядок и всеобщий мир» стороны выделили вопросы сотрудничества на международной арене. Основными темами стали: - предотвращение возникновения «тихих гаваней» террористов и борьба с распространением террористической идеологии; - обеспечение безопасности и устойчивое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); - нестабильность на юго-востоке Украины; - конфликт в Сирии; - координация сотрудничества в рамках различных международных форумов, таких как «G20», Восточноазиатский саммит, форум «Азия - Европа», Региональный форум АСЕАН по безопасности, форум «Диалог по сотрудничеству в Азии» и т.д. [12]. В целом, обмен визитами происходит с беспрецедентной регулярностью. Помимо визитов глав государств ежегодно происходят контакты на уровне глав правительств и парламентов, а также контакты по линии советов безопасности и внешнеполитических ведомств. За годы, прошедшие с момента первого визита В. Путина в Нью-Дели в 2000 г., индийские премьер-министры посетили Россию 13 раз. Кроме того, лидеры государств регулярно встречаются в рамках многосторонних форумов, таких как “G20”, БРИКС и т.д. Подводя итог, можно констатировать, что за последние 16 лет стороны создали внушительную договорную базу двусторонних отношений в различных областях, выработали схожие позиции по основным вопросам международного и регионального сотрудничества. И Россия и Индия выступают за создание многополярной системы международных отношений с главенствующей ролью ООН и соблюдением норм международного права. Кроме того, страны согласны в необходимости реформирования системы СБ ООН для более эффективной работы и адаптации организации к новым вызовам и угрозам международной безопасности. Общей является также проблема терроризма. Страны тесно сотрудничают по этому вопросу не только на полях международных форумов, но и в формате совместной рабочей группы по противодействию международному терроризму. В рамках этой темы стороны регулярно обсуждают вопросы, связанные с регионами, в которых высок риск распространения радикальных идей, в частности в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и Афганистане. Помимо этого страны оперативно реагируют на изменение международной ситуации и появление новых угроз. Так, стороны выработали совместную позицию по проблеме международных санкций, ситуации в Украине и Сирии, а также по вопросам, связанным с появлением новых угроз, в связи со стремительным развитием ИКТ. Заключение Исходя из представленного анализа российско-индийских политических отношений с 2000 по 2016 г. можно сделать вывод, что на сегодняшний день страны действительно сформировали отношения особого и привилегированного стратегического партнерства. После подписания Декларации о стратегическом партнерстве интенсивность политических контактов и взаимодействие на высшем уровне сохраняется на беспрецедентно высоком уровне. К традиционным сферам сотрудничества, таким как энергетическое и военнотехническое сотрудничество, регулярно добавляются новые направления, и сегодня двустороннее сотрудничество охватывает все сферы, начиная от совместной работы над космическими проектами, заканчивая культурными связями. С уверенностью можно сказать, что российско-индийские отношения прошли испытание временем, на них не повлияли ни смена руководства, ни глобальные трансформации в мире. Российско-индийские отношения - это взаимовыгодные отношения дружбы и сотрудничества, которые содействуют формированию многополярной системы международных отношений и вносят вклад в стабильность в Азии и мире в целом.

Ismail S Akarashov

Peoples’ Friendship University of Russia

Author for correspondence.
Email: i.akarashov@gmail.com
10/2 Miklukho-Maklay St., Moscow, Russia, 117198

Акарашов Исмаил Сейдаминович - аспирант кафедры теории и истории международных отношений РУДН.

  • Concept of Foreign Policy of the Russian Federation, November 30, 2016 // The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/offi cial_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248.
  • Russian Foreign Policy Concept, June 28, 2000 // Predprinimatelskoye pravo. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_16974.html.
  • Declaration on Strategic Partnership Between the Republic of India and the Russian Federation. 3.10.2000 г. // The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/in/-/asset_publisher/EpJ5G4lcymvb/content/id/598800.
  • Putin visit spells business. 09.03.2010. // The Russian Embassy in the Republic of India. URL: http://rusembindia.com/rus/?option=com_content&view=article&id=582:putin-visit-spells-buziness&catid=16:press-on-bilateral-relations〈=en.
  • Joint Statement on the outcome of the Offi cial Visit of H.E. Mr. Vladimir V. Putin, President of the Russian Federation to the Republic of India. 25.01.2007 // Presidential Administration of Russia. URL: http://kremlin.ru/supplement/3738.
  • Concept of Foreign Policy of the Russian Federation, July 12, 2008 // Presidential Administration of Russia. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785
  • Joint Declaration by The Russian Federation and The Republic of India. 5.12.2008 // Presidential Administration of Russia. URL: http://kremlin.ru/supplement/379.
  • Putin’s visit to India: contracts for $ 3 billion. 24.12.2012 // BBC News. URL: http://www.bbc.com/russian/russia/2012/12/121224_putin_india.
  • Press Statements following Russian-Indian talks. 11.12.2014 // Presidential Administration of Russia. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/47221.
  • Joint Statement Druzhba-Dosti: A Vision for strengthening the Indian-Russian Partnership over the next decade. 11.12.2014 // Presidential Administration of Russia. URL: http://kremlin.ru/supplement/4790.
  • Documents signed as a Result of the Russian-Indian Summit Talks. 15.10.2016 // Presidential Administration of Russia. URL: http://kremlin.ru/supplement/5136.
  • Partnership for Global Peace and Stability. Joint Statement during the Visit of President of the Russian Federation Vladimir Putin to the Republic of India. 15.10.2016. Presidential Administration of Russia. URL: http://kremlin.ru/supplement/5137.

Views

Abstract - 130

PDF (Russian) - 110

PlumX


Copyright (c) 2017 Akarashov I.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.