РОССИЯ - ИНДИЯ: НЕОБХОДИМО ПОВЫШАТЬ УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ
- Авторы: Акарашов ИС1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 9, № 3 (2017)
- Страницы: 222-233
- Раздел: Политическая история Востока и Запада
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/article/view/17114
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2017-9-3-222-233
Цитировать
Полный текст
Аннотация
2017 г. является знаковым годом в истории российско-индийских отношений. 70 лет назад, 13 апреля 1947 г., еще до получения независимости, Индия и Советский Союз официально заявили об установлении дипломатических отношений. На всем протяжении времени отношения отличались стабильностью и непрерывностью и сегодня охватывают все области сотрудничества, включая политическую, экономическую, военную, научно-техническую, культурную и другие сферы. После распада СССР Индия и Россия выразили заинтересованность в дальнейшем углублении и диверсификации их тесных и многогранных связей. В октябре 2000 г. во время государственного визита Президента Владимира Путина в Индию была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индией. Этот документ заложил основы российско-индийских отношений в XXI в. Данная статья посвящена изучению российско-индийских отношений с 2000 по 2016 г. Особое внимание автор уделяет анализу политического сотрудничества между странами по ключевым международным и региональным проблемам.
Ключевые слова
Полный текст
Сегодня отношения Республики Индия и Российской Федерации является одним из приоритетных направлений во внешней политики обеих стран. Обе страны говорят о важности, которую они придают двусторонним отношениям. В Концепции внешней политики РФ от 30 ноября 2016 г. подчеркивается, что российско-индийские отношения являются отношениями «особо привилегированного стратегического партнерства» [1], а лидеры Индии не раз заявляли, что считают Россию ключевым стратегическим партнером страны. Такие отношения - это результат плодотворного сотрудничества в течение длительного времени. Отношения дружбы и сотрудничества зародились в 50-х гг. прошлого века, с визита Джавахарлала Неру в СССР в июне 1955 г. и визита Н.С. Хрущева в Индию в декабре 1955 г. С тех пор индо-советские отношения процветали на протяжении многих десятилетий. В годы холодной войны Советский Союз стал основным источником военной техники и технологий для индийской армии, военно-морского флота и оборонной промышленности Индии. Помимо этого СССР внес большой вклад в создание промышленных объектов и инфраструктуры страны. Отношения начали постепенно меняться в конце 80-х гг., когда в Советском Союзе началась перестройка. Поставки оборудования и технологий продолжились, но гораздо менее быстрыми темпами, а конец холодной войны и распад Союза внесли значительные изменения в отношениях между двумя странами. Изменения мировой системы в начале 1990-х гг. привели к фундаментальным трансформациям в геополитической карте мира. Россия, несмотря на унаследованную внушительную военную мощь своего предшественника, потеряла свои позиции в мире, а экономический хаос и политическая нестабильность усугубили потерю лидерства на международной арене. В связи с этим традиционные связи со странами Юга, в том числе и с Индией, стали ослабевать, а основными направлениями внешней политики стали отношения со странами Запада. В результате первые годы после распада СССР отношения Индии с постсоветской Россией были отмечены большой долей неопределенности, непоследовательности и отсутствия ясности. Хотя Индия пыталась предпринять некоторые шаги для восстановления традиционных связей, они не дали каких-либо существенных результатов. Как следствие, внешняя политика Индии в эти годы, с одной стороны, была направлена на попытки воскрешения экономических и военных связей с Россией, а с другой - на поиски альтернатив на Западе. Ситуацию коренным образом изменил новый министр иностранных дел РФ Евгений Примаков, который заявил, что внешняя политика России должна быть активной во всех областях, включая дальнейшее сотрудничество с Соединенными Штатами, странами Европы, а также развитие традиционных отношений с Китаем, Индией, Японией, и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Для того, чтобы укрепить отношения со старыми союзниками, Примаков посетил Индию в 1998 г. и выдвинул предложение по созданию стратегического треугольника Россия - Индия - Китай (РИК). А с приходом к власти нового правительства РФ под руководством Владимира Путина в 2000 г. отношения Индии и России перешли на новый уровень. В Концепции внешней политики РФ от 28 июня 2000 г. сказано, что роль Азии в мире возрастает, и одним из важнейших направлений российской внешней политики в регионе должно стать “развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами” и “углубление традиционного партнерства с Индией, в том числе в международных делах” [2]. Концепция, которая закрепила намерения России восстановить связи со своими традиционными союзниками, дала новый импульс российско-индийским отношениям. С этого момента политические контакты и встречи руководителей двух стран происходят беспрецедентно часто. За последние 16 лет состоялось 12 визитов на самом высоком уровне. За этот период президентами РФ было совершено 9 государственных визитов в Индию, а индийские лидеры посещали Россию три раза. Первый государственный визит Президента РФ в Индию после семилетнего перерыва состоялся в октябре 2000 г. В ходе визита Владимир Путин встретился с премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпаии и Президентом Кочерилом Раманом Нараянаном. Этот визит стал знаковым в двусторонних отношениях - стороны подписали Декларацию о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индия. Этот документ определил будущее российско-индийских отношений. В нем были определены рамки и направления двусторонних отношений в политической, торгово-экономической областях, области обороны, науки и техники, культуры и т.д. Согласно Декларации стратегическое сотрудничество в политической области предусматривает: 1) проведение ежегодных встреч на высшем уровне; 2) участие в регулярных двусторонних политических и межведомственных консультаций; 3) взаимодействие в международных организациях и форумах; 4) сотрудничество по вопросам международного мира и безопасности, в том числе по нераспространению оружия массового поражения и мирного разрешения споров; 5) взаимное информирование о планируемых внешнеполитических инициативах на международной арене; 6) сотрудничество по борьбе с международным терроризмом, сепаратизмом, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков [3]. Россия стала первой страной, с которой было достигнуто соглашение о проведении ежегодных встреч на высшем уровне. С этого момента страны регулярно обмениваются визитами на уровне глав парламентов, министров и секретарей Советов Безопасности. Созданы Межправительственная Российско-Индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и Межправительственная Российско-Индийская комиссия по военно-техническому сотрудничеству. По итогам встречи можно выделить вопросы регионального и международного сотрудничества, представляющие взаимный интерес: - формирование многополюсного мира; - реформирование системы ООН; - борьба с международным терроризмом; - стабилизация ситуации в Афганистане; - обеспечение безопасности в Центральной Азии. Помимо этого стороны договорились об укреплении военного сотрудничества, в частности о поставках в Индию российской военной техники: авианосца “Адмирал Горшков” и танков Т-90, а также производстве на территории Индии истребителей СУ-30. В энергетической сфере было достигнуто соглашение на поставку российского слабообогащенного урана для индийской АЭС в Тарапуре [4]. Уже через два года, в декабре 2002 г., состоялся второй визит российского Президента в Индию. В ходе встречи были затронуты вопросы международного терроризма, необходимости увеличения объемов двусторонних торгово-экономических отношений, а также вопросы, касающиеся сотрудничества в сфере атомной энергетики. Что касается вопросов борьбы с терроризмом, стороны договорились о создании совместной рабочей группы по противодействию международному терроризму. Меморандум о сотрудничестве предусматривает обмен информацией и проведение совместных мероприятий по расследованию и предотвращению террористических актов. В ходе переговоров Владимир Путин также отметил необходимость наращивания российско-индийских торгово-экономических отношений. В связи с этим по итогам встречи стороны подписали Декларацию об укреплении и развитии экономического и научно-технического сотрудничества, призванную укрепить и стимулировать двусторонние экономические отношения. В декабре 2004 г. В.В. Путин вновь посетил Нью-Дели и встретился с Президентом Индии Абдул Каламом и премьер-министром Манмоханом Сингхом. Главной темой визита стали отношения России и Индии на международной арене. Владимир Путин заручился поддержкой Индии в вопросах вступления России в ВТО, а Индия получила обещание поддержать ее стремление стать постоянным членом СБ ООН с получением права вето. По итогам встречи лидеры подписали Соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и Соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области совместного развития, эксплуатации и использования российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Соглашения, которые были достигнуты в ходе визита, стали важными достижениями стран по углублению и расширению традиционных сфер сотрудничества. Помимо договоров на государственном уровне важными для стимуляции сотрудничества стали соглашения между крупнейшими компаниями и банками, что отвечает интересам обоих государств по стимулированию торгово-экономических отношений. В 2005 г. двусторонним отношениям был дан новый импульс. В мае 2005 г. Президент Индии Абдул Калам посетил Россию с государственным визитом. Это был первый визит Президента Индии в Москву после распада Советского Союза. Абдул Калам встретился с Президентом РФ В.В. Путиным, а также Председателем Правительства, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания и губернатором Санкт-Петербурга. В ходе визита стороны обсудили широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, включая вопросы регионального и международного сотрудничества, сотрудничества в сфере науки и техники, атомной энергетики, а также вопросы космического и военно-технического сотрудничества. В конце января 2007 г. состоялся четвертый визит В. Путина в Индию, приуроченный к 60-летию установления дипломатических отношений. Помимо Президента Индии А. Калама и премьер-министра М. Сингха Путин встретился с председателем Объединенного прогрессивного альянса Соней Ганди. В ходе визита стороны обсудили вопросы углубления российско-индийских экономических отношений, дальнейшее развития космического сотрудничества, отношений в нефтегазовой сфере, военно-технического сотрудничества. Всего по итогам встречи было подписано более десяти двусторонних договоров в различных областях. Большое внимание стороны уделили вопросам международного сотрудничества и сотрудничества в сфере международной безопасности. Расширился круг международных и региональных вопросов, представляющих взаимный интерес. Помимо традиционных тем, таких как формирование многополярного мира, реформы ООН (в связи с чем Россия вновь выразила поддержку Индии в ее стремлении стать постоянным членом Совета Безопасности), борьбы с терроризмом, Афганистану и Центральной Азии, стороны также обсудили: - иранскую ядерную программу, призывая Тегеран к более активному сотрудничеству с МАГАТЭ; - ситуацию на Корейском полуострове; - урегулирование арабо-израильского конфликта; - обстановку в Ираке; - расширение сотрудничества в формате РИК [5]. Надо отметить, что это не просто обсуждение вопросов, это выработка общего понимания и подходов к решению международных задач. Это также формирование единой линии поведения государств на международной арене, что отвечает духу стратегического союзничества России и Индии. В марте 2008 г. в России состоялись выборы, новым Президентом страны стал Дмитрий Медведев. Летом этого же года вышла новая Концепция внешней политики РФ, принятая 12 июля 2008 г. Здесь уже более конкретно говорится о российско-индийском стратегическом партнерстве и прописывается политическая линия России на «упрочение взаимодействия по актуальным международным проблемам и всемерное укрепление взаимовыгодных двусторонних связей по всем направлениям» [6]. После смены руководства интенсивность политических контактов не ослабла. Д.А. Медведев посетил Индию в качестве президента РФ в декабре 2008 г. Он встретился с новым Президентом Индии Пратибхой Патил, премьер-министром Манмоханом Сингхом и вице-президентом Мохаммадом Хамидом Ансари. По итогам лидеры подписали ряд важных документов о сотрудничестве в различных областях. В частности, были подписаны Соглашение о сотрудничестве в сооружении дополнительных энергоблоков атомной электростанции на площадке «Куданкулам», а также в сооружении атомных электростанций по российским проектам на новых площадках в Республике Индии; Меморандум о совместных работах в области пилотируемых программ; Программа совместных действий на период 2009-2010 гг. по реализации Соглашения о сотрудничестве в области туризма; Соглашение о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и т.д. Благодаря этим документам стороны открыли новые направления сотрудничества, которые дали дополнительные стимулы для развития двусторонних контактов на разных уровнях. Но главной темой визита стала тема борьбы с терроризмом. 26-29 ноября 2008 г. в Мумбаи произошла серия террористических актов, в связи с чем Россия выразила солидарность и поддержку народу Индии. В рамках этой темы лидеры обсудили вопросы безопасности в АТР, Центральной Азии, Афганистане и на Ближнем Востоке. Кроме того, ввиду недавнего конфликта Южной Осетии Индия поддержала Россию, подчеркнув важную роль РФ в обеспечении мира и сотрудничества на Кавказе [7]. В сентябре 2009 г. в Россию с четырехдневным визитом прибыла Пратибха Патил, первая женщина-президент в истории Индии. Визит проходил в рамках празднования Года Индии в России. Она встретилась с Президентом РФ Д. Медведевым, премьер-министром В. Путиным и председателем Совета Федерации. Целью визита было расширение сотрудничества между двумя странами в различных областях. Главными темами, обсуждаемыми в ходе переговоров, стали торгово-экономические отношения, научно-техническое сотрудничество, взаимодействие в ядерной энергетике и совместные космические проекты. В декабре 2010 г. Д.А. Медведев прибыл в Дели с официальным визитом. Главной темой переговоров стало сотрудничество в нефтегазовой сфере. Также стороны обсудили вопросы сотрудничества по борьбе с международным терроризмом, в частности, ситуации в Афганистане. По итогам встречи был подписан солидный пакет из 30 двусторонних документов, среди которых Меморандум о взаимопонимании по расширению научно-технического сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, контракт на эскизно-техническое проектирование истребителя пятого поколения, соглашение об упрощении условий взаимных поездок отдельных категорий граждан двух стран. В марте 2012 г. Президентом РФ вновь был избран Владимир Путин. 24 декабря 2012 г. он прибыл с государственным визитом в Индию. Главными итогами встречи стало подписание пакета документов о сотрудничестве в экономической сфере, области науки и технологий и гуманитарных контактов. Кроме того, было подписано два важных для России контракта в области военно-технического сотрудничества на сумму $ 2.9 млрд на поставку вертолетов МИ-17В-5 и технологических комплектов для производства истребителей Су-30МКИ [8]. В декабре 2014 г. в рамках российско-индийского саммита В. Путин провел переговоры с премьер-министром Индии Нарендой Моди и Президентом Пранабом Мукерджи. Лидеры также встретились с представителями деловых кругов двух стран и приняли участие в Международной алмазной конференции. В. Путин заявил, что сотрудничество с Индией является внешнеполитическим приоритетом страны [9], и поднял важный вопрос о переходе на использование национальных валют во взаиморасчетах. По итогам встречи лидеры приняли совместное заявление «Дружба-Дости: план по укреплению российско-индийского партнерства в течение следующего десятилетия». План предусматривает сотрудничество в следующих областях: энергетической, научно-технологической, экономической, политической, а также контактов между людьми. В совместном заявлении очерчен круг политических вопросов, по которым стороны выразили взаимный интерес: 1) принципы международного права: Россия и Индия выразили свое несогласие с наложением экономических санкций, которые не получили одобрения СБ ООН; 2) реформирование СБ ООН: Россия подтвердила готовность поддержать кандидатуру Индии на обретение постоянного членства в Совете Безопасности; 3) сотрудничество в международных организациях: Россия и Индия будут проводить консультации и координировать свои действия в рамках таких форумов, как “G20”, ВАС, БРИКС, РИК и, после получения Индией полноправного членства, ШОС; 4) борьба с терроризмом: Россия и Индия будут взаимодействовать с целью принятия Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму к 70-му юбилейному Саммиту ООН; 5) стабилизация ситуации в Афганистане: обе страны выразили готовность объединить свои усилия в поддержке восстановления и экономического развития Афганистана; 6) предотвращение распространения оружия массового поражения: Россия выразила готовность поддержать Индию в ее стремлении получить статус полноправного члена Группы ядерных поставщиков, а также в получении Индией полноправного членства в РКРТ и Вассенаарских договоренностях; 7) освоение космического пространства: Россия и Индия будут взаимодействовать в рамках Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях в Вене, Конференции по разоружению в Женеве, Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и на других площадках [10]. Кроме того, стороны подписали ряд межправительственных и межведомственных документов, в частности, о сотрудничестве в области атомной энергетики и нефтегазового сотрудничества, медицины, инвестиций, технологий, гуманитарной сфере и ряд коммерческих контрактов. В мае 2015 г. Президент Индии Пранаб Мукерджи прибыл в Москву для участия в Параде победы по случаю 70-й годовщины окончания Второй мировой войны. Этот визит был важным сигналом для России. Президент Индийской Республики впервые участвовал в параде по случаю Дня Победы, и это отчасти связано с выражением солидарности с Россией. Большинство западных лидеров бойкотировали торжественное мероприятие в знак протеста против событий на Украине и в связи с недовольством российской внешней политикой. Своим визитом П. Мукерджи поддержал Россию в непростое для страны время и показал, что отношения с Россией являются стабильными и не зависят от мнения других стран. В октябре 2016 г. В. Путин прилетел в индийский штат Гоа на саммит БРИКС, на площадке которого состоялся разговор с премьер-министром Индии Н. Моди. Основными темами стали торгово -экономическое сотрудничество и сотрудничество в военной и военно-технической сфере. В ходе переговоров было подписано порядка 20 документов, среди которых Меморандум о расширении двустороннего торгово-экономического сотрудничества; Программа по расширению сотрудничества в нефтегазовой сфере; Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий; Соглашение о поставке в Республику Индию зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» и т.д. [11]. По итогам встречи лидеры выступили с совместным заявлением «Партнерство ради мира и стабильности на планете». Заявление охватывает беспрецедентно широкий круг вопросов сотрудничества. Отдельным пунктом «Глобальный порядок и всеобщий мир» стороны выделили вопросы сотрудничества на международной арене. Основными темами стали: - предотвращение возникновения «тихих гаваней» террористов и борьба с распространением террористической идеологии; - обеспечение безопасности и устойчивое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); - нестабильность на юго-востоке Украины; - конфликт в Сирии; - координация сотрудничества в рамках различных международных форумов, таких как «G20», Восточноазиатский саммит, форум «Азия - Европа», Региональный форум АСЕАН по безопасности, форум «Диалог по сотрудничеству в Азии» и т.д. [12]. В целом, обмен визитами происходит с беспрецедентной регулярностью. Помимо визитов глав государств ежегодно происходят контакты на уровне глав правительств и парламентов, а также контакты по линии советов безопасности и внешнеполитических ведомств. За годы, прошедшие с момента первого визита В. Путина в Нью-Дели в 2000 г., индийские премьер-министры посетили Россию 13 раз. Кроме того, лидеры государств регулярно встречаются в рамках многосторонних форумов, таких как “G20”, БРИКС и т.д. Подводя итог, можно констатировать, что за последние 16 лет стороны создали внушительную договорную базу двусторонних отношений в различных областях, выработали схожие позиции по основным вопросам международного и регионального сотрудничества. И Россия и Индия выступают за создание многополярной системы международных отношений с главенствующей ролью ООН и соблюдением норм международного права. Кроме того, страны согласны в необходимости реформирования системы СБ ООН для более эффективной работы и адаптации организации к новым вызовам и угрозам международной безопасности. Общей является также проблема терроризма. Страны тесно сотрудничают по этому вопросу не только на полях международных форумов, но и в формате совместной рабочей группы по противодействию международному терроризму. В рамках этой темы стороны регулярно обсуждают вопросы, связанные с регионами, в которых высок риск распространения радикальных идей, в частности в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и Афганистане. Помимо этого страны оперативно реагируют на изменение международной ситуации и появление новых угроз. Так, стороны выработали совместную позицию по проблеме международных санкций, ситуации в Украине и Сирии, а также по вопросам, связанным с появлением новых угроз, в связи со стремительным развитием ИКТ. Заключение Исходя из представленного анализа российско-индийских политических отношений с 2000 по 2016 г. можно сделать вывод, что на сегодняшний день страны действительно сформировали отношения особого и привилегированного стратегического партнерства. После подписания Декларации о стратегическом партнерстве интенсивность политических контактов и взаимодействие на высшем уровне сохраняется на беспрецедентно высоком уровне. К традиционным сферам сотрудничества, таким как энергетическое и военнотехническое сотрудничество, регулярно добавляются новые направления, и сегодня двустороннее сотрудничество охватывает все сферы, начиная от совместной работы над космическими проектами, заканчивая культурными связями. С уверенностью можно сказать, что российско-индийские отношения прошли испытание временем, на них не повлияли ни смена руководства, ни глобальные трансформации в мире. Российско-индийские отношения - это взаимовыгодные отношения дружбы и сотрудничества, которые содействуют формированию многополярной системы международных отношений и вносят вклад в стабильность в Азии и мире в целом.
Об авторах
И С Акарашов
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: i.akarashov@gmail.com
Акарашов Исмаил Сейдаминович - аспирант кафедры теории и истории международных отношений РУДН.
ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Концепция внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 года // Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/ offi cial_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248.
- Концепции внешней политики РФ от 28 июня 2000 года // Предпринимательское право. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_16974.html.
- Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индией. 3.10.2000 г. // Министерство иностранных дел РФ. URL: http:// www.mid.ru/ru/maps/in/-/asset_publisher/EpJ5G4lcymvb/content/id/598800.
- Визит Путина способствует развитию бизнеса. 09.03.2010 // Посольство РФ в Республике Индия. URL: http://rusembindia.com/rus/?option=com_content&view=article &id=582:putin-visit-spells-buziness&catid=16:press-on-bilateral-relations&lang=en.
- Совместное заявление по итогам официального визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Республику Индия. 25.01.2007 // Администрация Президента России. URL: http://kremlin.ru/supplement/3738.
- Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 года // Администрация Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785.
- Совместная декларация между Российской Федерацией и Республикой Индией. 5.12.2008 // Администрация Президента России. URL: http://kremlin.ru/supplement/379.
- [8] Визит Путина в Индию: контракты на 3 млрд долларов. 24.12.2012 // BBC News. URL: http://www.bbc.com/russian/russia/2012/12/121224_putin_india.
- Заявления для прессы по итогам российско-индийских переговоров. 11.12.2014 // Администрация Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/47221.
- Совместное заявление Дружба-Дости: план по укреплению российско-индийского партнерства в течение следующего десятилетия. 11.12.2014 // Администрация Президента России. URL: http://kremlin.ru/supplement/4790.
- Документы, принятые и подписанные в рамках российско-индийского саммита. 15.10.2016 // Администрация Президента России. URL: http://kremlin.ru/supplement/5136.
- «Партнерство ради мира и стабильности на планете». Совместное заявление по итогам визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Республику Индию. 15.10.2016. Администрация Президента России. URL: http://kremlin.ru/supplement/5137.