REVIEW OF THE BOOK: Tikhomirov A.V. (2017). Foreign Policy of the Republic of Belarus (1991-2015). Minsk: BSU

Cover Page

Abstract


-


Монография посвящена актуальной и многогранной проблеме - выработке и трансформации внешней политики Беларуси в условиях становления белорусской (постсоветской) государственности, которое происходило в ситуации масштабных геополитических изменений: окончания холодной войны, последовавшего за этим кризиса Ялтинско-Потсдамской модели международных отношений и продолжающихся до сегодняшнего дня попыток выстроить новую глобальную конфигурацию, адекватную многочисленным вызовам ХХI века. Ее автор Александр Валентинович Тихомиров - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета. На сегодняшний день он ведущий специалист в области истории современных международных отношений, внешней политики и дипломатии Республики Беларуси. Перу А.В. Тихомирова принадлежит более 40 работ, среди которых научные монографии, учебники и статьи в белорусских и зарубежных рецензируемых журналах. К наиболее крупным его трудам относится, например, четырехтомный учебник «История международных отношений» [Тихомиров 2017], а также учебное пособие «Беларусь в международных отношениях 1772-2002 гг.» [Тихомиров 2003], «Внешняя политика Беларуси: сборник документов и материалов» [Ціхаміраў 2008]. Также А.В. Тихомиров выступил в качестве одного из соавторов с белорусской стороны при подготовке фундаментального учебника «Внешняя политика стран СНГ» [Внешняя политика... 2017], представляющего собой уникальное учебно-научное издание как с точки зрения авторского коллектива, так и в содержательном плане. Характеризуя монографию А.В. Тихомирова «Внешняя политика Республики Беларусь (1991-2015 гг.)», отметим, что несомненным достоинством рецензируемой работы является то, что автор использует обширный фактический материал: программные и официальные политические заявления, материалы статистики, международные договоры, иные нормативные документы, в которых определены приоритеты внешней политики Республики Беларусь. Такой подход позволяет не только детально оценить причины, внутреннюю логику и основополагающие векторы трансформации внешнеполитического курса Белорусского государства за прошедшие 25 лет независимости, но и увидеть перспективы дальнейшей эволюции внешнеполитической линии, проводимой официальным Минском на международной арене. Важно отметить, что одной из сильных сторон монографии является обширная и проработанная методология исследования, основанная на сочетании общенаучных принципов и конкретно-исторических методов (историко-генетического, сравнительного анализа, историко-типологического метода, инструменталистского подхода и т.д.) [Тихомиров 2017: 7-15]. Указанный методологический синтез помогает подробно рассмотреть проблему внешней политики Беларуси в ее историко-динамическом измерении, с учетом изменения национальных приоритетов и новых стратегических - геополитических и геоэкономических - вызовов, возникавших перед белорусской государственностью в 1990-х - середине 2010-х гг. Заслуживает внимания тот факт, что автор уделяет серьезное внимание процессам становления внешнеполитического курса Беларуси в 1990-1991 гг., в условиях всеобъемлющего кризиса и начала распада политической системы СССР, показывает сложность и внутренние противоречия первых самостоятельных внешнеполитических шагов белорусского руководства (в условиях, когда союзная власть уже не могла реализовывать целостную и монолитную внешнеполитическую стратегию, но Беларусь формально оставалась в составе СССР). Во второй главе монографии проведен комплексный анализ институциональной организации внешней политики Республики Беларусь в 1990-е гг., конкретных механизмов межведомственного взаимодействия в процессе выработки национальной внешнеполитической стратегии [Тихомиров 2017: 20-23]. Автор достаточно подробно отражает значимые институциональные изменения, связанные с реализацией внешней политики, которые были обусловлены переходом от парламентской (советской) к президентской форме правления и последующими за этим структурными преобразованиями 1994-1996 гг. Представляется что подобное ретроспективное исследование важно не только с точки зрения исторической науки и смежных направлений социогуманитарного знания (политической науки, социологии, теории управления и т.д.), но и с практической точки зрения - в контексте дальнейшей адаптации белорусской системы управления внешней политикой к новым реалиям ХХI столетия. В работе также рассматриваются основные этапы, проблемы и противоречия становления белорусской дипломатии в 1990-2000-е гг. При этом особый акцент делается на сложностях первого этапа (1991-1994 гг.), таких как отсутствие национальной концепции внешней политики, избыточное влияние «субъективного фактора» на деятельность МИД, недостаточный уровень координации на политическом уровне (уровне принятия ключевых внешнеполитических решений); нехватка квалифицированных кадров. Отмечается, что частичное преодоление указанных проблем стало возможным не только в силу кардинальных внутриполитических изменений в республике (имевших место в 1994-2000 гг.), но и посредством системной административно-управленческой работы самих структур МИД, через развитие связей с зарубежными странами, участие страны в международных экономических и гуманитарных проектах, структурную оптимизацию и рост кадрового потенциала белорусской дипломатии [Тихомиров 2017: 23-30]. Автор уделяет особое внимание процессу выработки и последующей трансформации приоритетных направлений внешней политики республики Беларусь [Тихомиров 2017: 31-45]. Подчеркивается, что 1990-е гг. стали во многом периодом своеобразного «поиска» места суверенной Беларуси в системе международных отношений, в том числе и в рамках новой геополитической и геоэкономической конфигурации, возникшей на постсоветском пространстве. При этом отмечается важная закономерность: различные политические силы, имея порой диаметрально противоположные представления о национальных интересах страны и путях дальнейшего развития государства, высказывались (за редким исключением) за сотрудничество с Россией в социально-экономической, политической и культурной сферах. Разночтения состояли только в уровне этого сотрудничества, степени политического сближения двух государств, к которому призывали разные политические лидеры (экономическая «конфедерация», о которой говорил В. Кебич, единое союзное государство А. Лукашенко). Отмечается, что с начала 2000-х гг., в условиях резкого ухудшения отношений со странами Запада, белорусская внешняя политики была частично переориентирована на другие макрорегионы мира (поиск путей эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с такими государствами, как КНР, Индия, Венесуэла, Иран, Ливия, Вьетнам, ЮАР и т.д.). Однако новый подход в определении стратегических приоритетов Беларуси на международной арене не означал отказа белорусского руководства от особых отношений с Россией, равно как и не исключал регулярно предпринимаемых в 2000-е - начале 2010-х гг. попыток наладить конструктивные отношения с рядом европейских стран по отдельным направлениям международного сотрудничества (главным образом, в гуманитарной и культурной сферах) [Тихомиров 2017: 58-62]. Раскрывая суть метафоры «интеграции интеграций», автор удачно отражает эволюцию внешнеполитической линии белорусского руководства на рубеже 2000-2010-х гг., в условиях наметившегося кризиса проекта союзного государства, нарастания социально-экономических (и отчасти политических) противоречий Белоруссии с Россией. При этом следует заметить, что не до конца понятны (поскольку, очевидно, не сформированы) механизмы практической реализации «многовекторной» стратегии, которая на сегодняшний день сводится к попыткам диверсифицировать внешнеполитические связи страны, прежде всего, за счет расширения контактов с государствами Запада [Тихомиров 2017: 39-40]. Существенный аспект представленного исследования связан с международными акцентами обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь на современном этапе, в условиях глобальной нестабильности всплеска макрорегиональных военно-политических конфликтов (прежде всего на Донбассе, на Ближнем Востоке) роста угрозы со стороны международного терроризма. Рассматривается широкий спектр мероприятий, призванных обеспечить национальную безопасность Беларуси [Тихомиров 2017: 85-100]. Автор также отдельно анализирует участие Беларуси в деятельности ключевых международных организаций (ООН, ОБСЕ и др.). Отдельная глава посвящена внешнеполитической стратегии белорусского руководства на постсоветском про- странстве, с учетом кризисных тенденций развития как СНГ в целом, так и сложных, конфликтных отношений между отдельными государствами - участниками этой организации. Показательно, что автор уделяет внимание и проблеме межгосударственных отношений Республики Беларусь с ее геополитическими соседями и ключевыми политико-экономическими партнерами (Россия, Казахстан, Украина). Такой анализ крайне важен в современных условиях, когда политическое руководство Беларуси пытается выработать новую (или, по крайней мере, радикально модернизировать уже существующую) внешнеполитическую линию, направленную на развитие «многовекторного» сотрудничества, поиск приемлемого для страны, отвечающего ее национальным интересам геополитического баланса между Востоком (Россией, ЕАС) и Западом (США, НАТО, ЕС) [Тихомиров 2017: 110-148]. Однако рассматриваемая монография, при всей ее актуальности и несомненной научной ценности, содержит и ряд дискуссионных моментов. Во-первых, очевидно, что отождествление истории де-факто племенных образований, существовавших на территории современной Беларуси в IХ-ХVI вв. (Турово-Пинское княжество, Полоцкое княжество, которые автор именует «государственными образованиями» [Тихомиров 2017: 3]; период, когда белорусские земли были частью ВКЛ), с белорусской государственностью представляется весьма спорным. По нашему мнению, речь может идти о «протогосударственных» территориальнополитических структурах, о поэтапном, крайне противоречивом, протекающем под воздействием неблагоприятных внешних факторов вызревании белорусской государственности (логической вехой которого явился суверенитет Республики, обретенный в 1991 г.). Во-вторых, очевидно, что дальнейшего глубокого осмысления заслуживают содержательные компоненты «доктрины Макея» - все более очевидные издержки и риски перехода Беларуси к политике «многовекторности» (с 2010 г.). Данная тема рельефно освещена в монографии, но, учитывая, что процесс трансформации внешнеполитического курса Беларуси далеко не завершен (а, скорее, находится в стадии интенсификации), представляется, что указанная проблематика будет обсуждаться научным сообществом и в дальнейшем, с различных теоретических позиций и точек зрения. Можно отметить, что монография А.В. Тихомирова «Внешняя политика Республики Беларусь (1991-2015 гг.)» представляет собой фундаментальный научный труд, в котором проведен комплексный историко-политический анализ становления и трансформации внешнеполитической линии Белорусского государства на международной арене с учетом осмысления специфики развития международных отношений на рубеже ХХ-ХХI столетий.

Konstantin Petrovich Kurylev

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: kurylev_kp@rudn.university

Doctor of History, Professor of the Department of Theory and History of International Relations of Peoples Friendship University of Russia

Nadezhda Grigorievna Smolik

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: smolik_ng@rudn.university

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of International Relations of Peoples Friendship University of Russia

Valentina Vladimirovna Baum

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: baum_vv@rudn.university

PhD in History, Associate Professor of the Department of Theory and History of International Relations of Peoples Friendship University of Russia

  • Tikhomirov, A.V. (2003). Belarus in international relations 1772—2002: teaching method. complex. Minsk: The Vedas. (In Russ.).
  • Tikhomirov, A.V. (2008). The foreign policy of Belarus: Collection of documents and materials. Vol. 8 (1996—2000). Minsk: BSU Center.
  • Tikhomirov, A.V. (2017). History of international relations. Vol. 4. Part 3. Minsk: BSU. (In Russ.).
  • Degterev, D.A. & Kurylev, K.P. (Eds.) (2017). Foreign policy of the CIS countries. Moscow: Aspect Press.

Views

Abstract - 66

PDF (Russian) - 33


Copyright (c) 2018 Kurylev K.P., Smolik N.G., Baum V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.