The foreign policy of the Gabonese Republic: new priorities and challenges

Cover Page

Abstract


The article considers the features of formation and realization of foreign policy and the basic characteristics of the international image of modern Gabon are considered. It is shown, that the foreign policy is the important direction in the state activity of Gabon and is intended to offer the General public all over the world complete and reliable information on the situation in the country on key international issues, activities and initiatives of Gabon in the field of political space and the processes and projects of socio-economic development, its cultural and scientific achievements. Foreign policy activity is aimed at creating favorable conditions for the realization of the historic choice of the Gabonese people to strengthen the rule of law, market economy and democratic society, to focus on the social dimension. Нerewith this article analyzes the main provisions of the foreign policy of the Gabonese Republic, considered in conjunction with the country's development objectives defined in the strategic plan “A prosperous Gabon”. Particular attention is paid to the role of the President in making foreign policy decisions and ideas about the prospects for the development of Gabon's foreign policy. Key value of principles of maintenance of the sovereignty and the international inclusiveness, influence of the factor of the French language and policy of multilateral diplomacy is underlined at definition of objectives and priorities of foreign policy of Gabon during an epoch of new international realities. It is noted, that foreign policy activity of Gabon is aimed at creation a wide range of the international partnership in interests of national development in in the context of globalization.


Государственный суверенитет Габона был провозглашен 17 августа 1960 г. Сразу после провозглашения независимости руководство страны не стремилось проводить активную внешнюю политику, предпочитая вовлеченности в международные процессы устойчивые связи с Францией и своими африканскими соседями. Другими словами, Габон изначально не был открыт на дипломатическом уровне для всех других стран, что позволило говорить о своего рода изоляционизме в государственном курсе страны [Keese 2004; N’Nah 2006]. В реалиях современного мира внешняя политика Габонской Республики требовала модернизации и продвижения национальных интересов в соответствии с новыми принципами. В результате завершения этапа подготовки к переходу страны к новой стратегии долгосрочного и устойчивого развития до 2025 г. [Bengone 2002] сформировалась государственная политика, сложившаяся на основе принципа прагматизма. Чтобы отличить себя от других кандидатов на выборах 2009 г. и в своем стремлении улучшения условий жизни своих сограждан, после избрания в 2009 г., Али Бонго Ондимба, Президент Габонской Республики, инициировал «Стратегический План Габон - 2025» [Plan Strategique 2012]. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГАБОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНЕ «ПРОЦВЕТАЮЩИЙ ГАБОН» Основные направления и приоритеты внешней политики Габонской Республики на современном этапе определяются в соответствии с целями и задачами, поставленными Президентом Габонской Республики в речи 12 сентября 2012 г. «Стратегия Габона - 2025: новая политика государства». В этом программном выступлении главы государства были определены основные принципы, приоритеты и задачи внешней политики Габонской Республики [Mouity 2012]. По сути, в Стратегическом плане «Процветающий Габон», предложенном Президентом Габона Али Бонго Ондимба, были сформулированы основные перспективы развития государства и определены перспективные задачи внешней политики страны. В Стратегическом плане были определены основные направления стратегического развития Габона под лозунгами: «Габон индустриальный. Зеленый Габон. Габонский сервис» [Strategic Plan Emerging Gabon 2025]: - устойчивое развитие - являющееся новой парадигмой и определяющее методологию и структуру общей стратегии процветающего Габона. Новая модель развития призвана обеспечить человеческое благосостояние, социальную справедливость, устойчивый экономический рост и защиту окружающей среды; - управление - создаваемая система правового, институционального и экономического регулирования полностью определяется и должна обеспечивать решение задач, поставленных в плане стратегического развития страны; - инфраструктура - требуется значительное повышение уровня развития экономической инфраструктуры (транспорт, энергетика, цифровая инфраструктура); - человеческий капитал - признается как наиболее ценный для Габона, а необходимые для реализации плана стратегического развития страны кадры должны получить и иметь особый уровень подготовки и соответствовать высоким требованиям стратегического плана. ПРИНЦИПЫ И ПРОЦЕСС ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ Внешняя политика Габона традиционно основывается на принципах многополярности, баланса интересов, прагматизме, взаимной выгоде и твердой защите национальных интересов страны [Чиркова 1983]. Этот подход сохраняет преемственность внешней политики, определяя новый этап развития внешней политики Габона как прагматичный и активный. Международная активность отражает усиление роли и международного авторитета государства, а также повышает его влияние в регионе и его значение в мировой экономике и деятельности финансовых организаций. С другой стороны, учитывая реалии сегодняшнего мира, внешняя политика Габонской Республики требует модернизации и продвижения национальных интересов в соответствии с принципами прагматизма [Маценко 2012]. Прагматизм во внешней политике выражается в ориентированности на защиту национальных интересов. В основании прагматизма лежит объективная оценка собственных ресурсов, приоритетность системных и периферийных целей, а также определение путей их достижения. Активность выражается в планировании и осуществлении внешней политики, выдвижении идей и инициатив [Бажанов, Бажанова, 2011]. Габон призывает к равенству все государства мира, с учетом взаимных интересов и невмешательства во внутренние дела, и выступает за мирное урегулирование споров и конфликтов, в соответствии с Уставом ООН и нормами международного права. Внешняя политика Габона строится также с учетом принципа дифференцированного подхода и нескольких уровней взаимодействия с зарубежными странами и международными организациями. Применение этого принципа позволяет обеспечить: 1) приоритеты развития, сосредотачивая на их достижении основные усилия и ресурсы; 2) соответствие распределяемых человеческих и финансовых ресурсов политическим и экономическим интересам, реализуемым на практике [Merle 1976]. Кроме того, применение дифференцированного подхода в сфере внешнего сотрудничества включает в себя расширение дипломатического присутствия Габона за рубежом. В связи с акцентом на активное участие в международных делах Габон заинтересован в постоянном совершенствовании своей внешней политики. Сознавая свою ответственность и роль в регионе, Габон полагает своей приоритетной задачей здесь обеспечение региональной стабильности. При этом Габон планирует акцентировать свою политику на развитии интеграции в Африке, чтобы снизить риск возникновения конфликтов и решить социально-экономические проблемы, превратить Габонскую Республику в полноценного игрока, проводящего комплексную внешнюю политику. Принимая во внимание, что экономическая интеграция является одним из эффективных способов продвижения страны к устойчивым позициям в системе международных отношений, Габон укрепляет экономическое пространство сотрудничества в целях реализации своей внешней политики. В рамках этого процесса соблюдаются следующие основные принципы: нерушимости политического суверенитета, экономической легитимности решений, прогрессивной, прагматичной и взаимной выгоды, равного представительства сторон во всех случаях интеграции и консенсуса на всех уровнях взаимодействия при осуществлении политики. Также Габон прилагает усилия для развития дружественных и стабильных отношений со всеми странами мира и международными организациями; стремится соответствовать целям и принципам Устава ООН и признает фундаментальное значение принципа верховенства права для политического диалога и межгосударственного сотрудничества; поддерживает международные усилия по борьбе с незаконным оборотом оружия; вместе с другими государствами в двустороннем и многостороннем формате принимает активное участие в борьбе с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, торговлей людьми и нелегальной иммиграцией, организованной преступностью и коррупцией[54]. Габонская Республика стремится к укреплению своих отношений с Россией во всех сферах: политической, экономической, коммерческой, культурной и гуманитарной, на основе принципа добрососедских отношений и альянса в XXI в. Также Габон углубляет свое стратегическое партнерство с Китаем в контексте политического диалога на самом высоком уровне, укрепляя сотрудничество в технологической, коммерческой, экономической, культурной и гуманитарной сферах и развивая взаимодействие в сфере транспорта и в сельском хозяйстве, а также в области совместного использования водных ресурсов трансграничных рек и экологии. Развитие многосторонних отношений Габона с африканскими государствами сосредоточено на совместных усилиях стран и регионов по противодействию проблемам внутренних и внешних угроз на основе активизации сотрудничества при проведении экономической политики, культурного и гуманитарного диалога, на основе взаимности, равенства и взаимной выгоды. Габонская Республика будет и дальше укреплять свои стратегические отношения с европейскими странами и учреждениями, с которыми были подписаны или готовятся к подписанию договоры о стратегическом партнерстве. Также будут приложены усилия для развития отношений с Европейским Союзом, который является важным партнером Габона в экономике, торговле и инвестициях. В целом, современная внешняя политика Габона, основанная на Стратегическом плане - 2025, определяет долговременно ориентированные стратегические интересы страны и ставит перед страной задачу выхода на новый уровень развития. РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА ГАБОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В соответствии с Конституцией Габонской Республики Президент определяет основные направления внешней политики страны и представляет государство в международных отношениях [Ntoutoume 2013]. В статье 21 сказано, что «Президент Республики определяет и проводит политику нации». Статья 53 закрепляет, что он «ведет переговоры и ратифицирует международные договоры и соглашения». Из этого следует, что Президент принимает ключевые решения в области внутренней и внешней политики. Во внешней политике, когда речь идет об институциональных рамках, предусмотренных Конституцией, законами и правилами, именно Президент Республики является основным действующим лицом, принимающим решения. Только Министерство иностранных дел (МИД), существенно отличающееся от других институциональных субъектов государства, обладает общей юрисдикцией в этом вопросе и реализует принятые решения во внешней политике Габона. Конечно, государственная деятельность - обширна и комплексна: один человек, даже самых высоких способностей, не может обработать всю информацию без помощи и поддержки других участников. Действительно, если Администрация Президента играет большую роль в габонской дипломатии, то это только потому, что сам Президент имеет достаточно широкие полномочия и функции. В области внешней политики Президент Республики играет решающую роль как глава государства, носитель высшей исполнительной власти, что закреплено в статье 8 Конституции. Она дополняется нормами о назначении на должности (статьи 20 и 21) и международными договорами и соглашениями (статья 113), расширительным толкованием соглашения о сотрудничестве и объединениях (статья 115)[55]. Глава государства, наряду с другими своими полномочиями, контролирует и вопросы обороны. Для Габона примером здесь стала, отчасти, практика Франции времен де Голля, когда в конце 1950-х г. решалась судьба Алжира. С 1967 г. Президент Республики всегда играл центральную роль в международной политике Габона в том, что касается принятия решений и осуществления внешней политики. Эта область представлялась одной из самых важных, например, для Омара Бонго, который занимал пост министра иностранных дел, совмещая работу на этом направлении с исполнением своих непосредственных функций как Президента Габона в периоды с 25 января 1968 г. по 4 июля 1968 г., а затем с 3 октября 1973 г. по 20 января 1975 г., выступая в качестве министра-делегата [Зелинский 1978]. С 1968 г. по 1989 г. в результате отсутствия политической оппозиции в условиях однопартийности и централизации государственной власти расширились условия, благоприятные для единоличного решения вопросов внешней политики Президентом. Демократическая партия Габона, которую возглавлял сам Президент, в Национальной Ассамблее поддерживала его инициативы путем предоставления законодательных средств, необходимых для проведения в жизнь своей политики [Remondo 1987]. После перехода к многопартийности в 1990 г., положение кардинально не изменилось. Действующая Конституция также предоставляет важные полномочия в области внешних связей Президенту Республики. Эти права похожи на существовавшие ранее и закрепленные в Конституции. Президент всегда находится в центре принятия решений в области внешней политики. Добавим, что Президент до 1990 г. играл ключевую административную роль. Согласно статье 8 Конституции Габона Президент как гарант Конституции обеспечивает национальную независимость, целостность территории и соблюдение международных договоров и соглашений. Конституция наделяет Президента Республики «эксклюзивными полномочиями осуществлять исполнительную власть»: именно он назначает министров, которые ответственны только перед ним (статья 12), и определяет их полномочия. Хотя с 1981 г. премьер-министр является главой правительства, но в действительности это ничего не меняет в плане влияния Президента Республики на административный аппарат. Не так однозначен вопрос о роли Администрации Президента Габона, поскольку трудно с уверенностью определить, каково то влияние, которое может иметь тот или иной сотрудник на Президента Республики, потому что само понятие «влияние» - это очень сложное понятие и зависит от многих факторов. Влияние может быть прямым или косвенным. Когда Президент Габонской Республики, например, поддерживает вариант, предложенный сотрудником, мы говорим о прямом влиянии. Проблема в том, что даже если он не выбирает один из предложенных вариантов, он не исключает правоты услышанных высказываний по тому или иному вопросу, что влияет на его восприятие вопроса, и таким образом косвенно помогает принять решение. Другие трудности в работе Администрации, состоящей из нескольких человек, состоят в том, что у того или иного решения всегда находится автор. Всему этому есть простое и реалистичное объяснение. На стоящего у власти всегда влияет его окружение, поскольку он не может контролировать все самостоятельно. Министерство иностранных дел Габона является официальным представителем государства на внешнеполитической арене, в соответствии с положениями международных договоров (статья 7 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. и др.) [Rossantaga-Rignault 2000]. В Габоне внешнеполитическое ведомство было сформировано сразу после провозглашения независимости, в соответствии с Указом № 161/P.M. от 14-10-1960 г. об организации и распределении задач Министерства иностранных дел и национальной экономики. Современный МИД Габона отвечает за разработку и осуществление внешней политики страны. Однако, исходя из своих полномочий, именно Президент Республики определяет ее общее развитие [Mpouo 1974]. Министр иностранных дел является членом Правительства, главой которого является премьер-министр (статья 31 Конституции). Последний, в соответствии с законодательством, не имеет полномочий в рамках внешней политики, помимо тех, которые вытекают из статьи 29 Конституции, то есть направления деятельности правительства. То Правительство, которое он возглавляет, осуществляет политику государства, частью которой является внешняя политика. МИД Габонской Республики является центральным государственным органом, ответственным за реализацию внешней политики[56]. В соответствии с законом Габонской Республики от 16 января 2013 г. «О дипломатической службе Габонской Республики» МИД отвечает за разработку основных направлений внешней политики страны [Etoughe Dominique et Benjamin Ngadi 2015]. Международные инициативы направляются на представление Президенту и правительству, как предложения для достижения целей внешней политики и координации международной деятельности центральных органов исполнительной власти в отношениях с иностранными государствами и международными организациями. Правительство Габонской Республики регулярно анализирует договоры и международные обязательства Республики, а также разрабатывает стратегические и тактические подходы к реализации внешней политики и предложений по ее осуществлению. Правительство координирует работу и разрабатывает конкретные предложения, которые затем представляет на рассмотрение высшего органа власти для принятия соответствующего решения в стране. Все решения правительства внутреннего характера должны быть представлены МИД. Но эти решения могут иметь последствия с точки зрения внешней политики [Etoughe Dominique et Benjamin Ngadi 2003]. Парламент Габонской Республики, как высший представительный орган страны, проводит, в рамках своих конституционных полномочий, законодательную работу, которая заключается в решении вопросов о ратификации и денонсации международных договоров, обеспечивает соответствие национального законодательства международным обязательствам Габона. Правительство (исполнительная власть), развивая отношения Республики с иностранными государствами, а также международными и региональными организациями, разрабатывает меры по осуществлению внешнеэкономической политики и ее финансирования[57]. Межведомственные комитеты и рабочие группы создаются для решения конкретных задач в области внешней политики и внешнеэкономического сотрудничества. Программы и планы реализации разрабатываются для заключения соглашений и исполнения обязательств по международным договорам и решениям межправительственных комиссий. Для эффективного осуществления своей внешней политики Габонская Республика придает большое значение продолжающемуся институциональному развитию дипломатической службы: подготовка, переподготовка и повышение квалификации дипломатических кадров; расширение дипломатического присутствия Габона за рубежом и его представителей в международных организациях; улучшение социальной защиты[58]. В связи с этим представительства Габона за рубежом являются важной частью системы в целом. Как было отмечено выше, Габон заинтересован в совершенствовании своей внешней политики, что ставит перед аналитическими структурами страны задачу разработки концепции и стратегии действий по следующим приоритетным направлениям: - обеспечение региональной стабильности; - участие в процессах интеграции в Африке (чтобы снизить риски конфликтности и все внимание сосредоточить на решении социально-экономических проблем) [Прокопенко, Шубин 2001]; - становление Габона в значимого игрока в сфере международных отношений (на основе проведения комплексной внешней политики, предполагающей активное участие в международной экономике, является условием будущего развития страны и ее перспектив). ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГАБОНА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРАХ Учитывая, что участие в процессах международной экономической интеграции для Габона является одним из эффективных способов продвижения страны к устойчивым позициям в системе международных отношений, Габон стремится укрепить свое экономическое пространство. Участие Габона в региональных и международных интеграционных процессах обусловлено целями его внешнеэкономической политики, нацеленной на создание условий для развития своего экономического потенциала и привлечение ресурсов, необходимых для безопасного развития национальной экономики, ее привлекательности для инвестиций. В этом контексте важным направлением деятельности является участие Габона на выгодных условиях в ЭКОЦАС (Экономическое сообщество стран Центральной Африки). Участие в ЭКОЦАС расширяет международное сотрудничество с целью индустриально-инновационного развития, для привлечения инвестиций и технологий в приоритетные отрасли, диверсификации и технологической модернизации национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности; развивает экономическую и политическую дипломатию, обеспеченную дипломатическими средствами, поощряет и защищает интересы государства, физических и юридических лиц за рубежом [Ndombet 2009]. Можно предположить, что в результате принятия и реализации обновленной концепции внешней политики Габона окажется возможным: 1) укрепить региональную и глобальную национальную безопасность; 2) создать вокруг Габона благоприятную международную обстановку и укрепить дружественные отношения, равноправные и взаимовыгодные отношения со всеми странами и государствами мира; 3) обеспечить высокий уровень интеграции Габона в международное сообщество и мировую экономику, основанные на диверсификации национальной экономики; 5) укрепить международное сотрудничество в культурно-гуманитарной, научно-образовательной и других смежных областях [Ndombet 2009]. В рамках этого процесса должны быть, как представляется, соблюдены следующие основные принципы: нерушимости политического суверенитета, экономической легитимности решений, прогрессивной, прагматичной и взаимной выгоды, равного представительства сторон во всех случаях интеграции и консенсуса на всех уровнях взаимодействия при осуществлении политики. Таким образом, Габонская Республика продолжает политику диверсифицирования своих партнерских отношений на международной дипломатической арене. Президент Али Бонго развивает прочные экономические партнерские отношения с Францией, с Китаем. При этом Франция по-прежнему остается важнейшим экономическим партнером, с которым Габон имеет развитое дипломатическое взаимодействие, что свидетельствуют о стабильном и приоритетном сотрудничестве. Для цитирования: Ндакисса Онкасса Ф.К. Внешняя политика Габонской Республики: новые приоритеты и задачи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». - 2016. - № 2. - С. 236-245. REFERENCES Bazhanov E.P., Bazhanova N.E., 2011. Mezhdunarodnye otnosheniya v XXI veke [International relations in XXI century]. Moscow, 168 p. Bengone Jean-Marie, 2002. Stratégie Nationale et Plan d'Action: Options et Perspectives. Libreville, 67 p. Chirkova G.M., 1983. Gabonskaya Respublika [Gabonese Republic], Moscow, Znanie, 64 p. Matsenko I.B., 2012. Afrika: Realizatsiya «Tselei Razvitiya Tysyacheletiya». Aziya i Afrika segodnya [Africa: The implementation of “Millennium Development Goals”. Asia and Africa today], no. 8-9. Mouity Patrice Moundounga, 2012. Le Gabon à l’épreuve de la politique de l’émergence, Paris, 38 p. Merle Marcel, 1976. Politique interieure et Politique exterieure, Paris I, pp. 409-421. Mpouo Assama, 1974. Repertoire des archives du Ministere des affaires etrangeres et de la Cooperation. Libreville, 35 p. Ndombet Wilson André, 2009. Renouveau démocratique et pouvoir au Gabon, Paris. Ndombet Wilson André, 2002. Politique exterieure du Gabon. Libreville, 10 p. Ngadi Dominique Etoughe et Benjamin, 2011-2015. Stratégie du pays, Libreville, 215 p. Ngadi Dominique Etoughe et Benjamin, 2003. Refonder l'État au Gabon, Paris. 151 p. N’Nah Nicolas Metegue. 2006. Proclamation de l'indépendance du Gabon, Paris, 366 p. Ntoutoume Loic, 2013. Le Gabon et ses priorités, Libreville, 3 p. Prokopenko L.Ya., Shubin V.G., 2001. «Afrikanskii renessans». Afrika: poisk identichnosti [«African renaissance». Africa: search for identity]. Moscow, Izd-vo Instituta Afriki RAN. Remondo Max, 1987. Le droit administratif gabonais, Paris. Rossantaga-Rignault Guy, 2000. L’Etat au Gabon: l’Histoire et les institutions, Libreville, Editions Raponda-Walker. Zelinskii Yu.I., 1978. Gabon. Spravochnik. Moscow. Strategic Plan Emerging Gabon 2025 (PSGE) // URL: http://www.aninf.ga/telechargements/ PLAN%20STRATEGIQUE%20GABON%20EMERGENT.pdf. Plan Strategique Emergent du Gabon - Libreville, juillet 2012. For citations: Ndakissa Onkassa F. Ch. The foreign policy of the Gabonese Republic new priorities and challenges. Vestnik RUDN. International Relations, Vol. 16, No. 2 (June 2016), pp. 236-245. © Ндакисса Онкасса Ф.К., 2015

F Ch Ndakissa Onkassa

Peoples’ Friendship University of Russia

Author for correspondence.
Email: ndakissaonk@yahoo.fr
Москва, Россия

Department of Theory and History of International Relations

  • Bazhanov E.P., Bazhanova N.E., 2011. Mezhdunarodnye otnosheniya v XXI veke. [International relations in XXI century]. Moscow, 168 p.
  • Barro-Chambrier H.A., 1990. L’ L’economie du Gabon. Paris, Economica, 355 p.
  • Bengone Jean-Marie, 2002. Stratégie Nationale et Plan d'Action: Options et Perspectives. Libreville, 67 p.
  • Bernault F., 1996. Le consensus politique au Gabon de 1960 à nos jours. Congo-Brazaville, 245 p.
  • Francois Gaulme, 1988. Le Gabon et son ombre, Paris, Karthala, 210 p.
  • Chirkova G.M., 1983. Gabonskaya Respublika [Gabonese Republic], Moscow, Znanie, 64 p.
  • Matsenko I.B., 2012. Afrika: Realizatsiya «Tselei Razvitiya Tysyacheletiya». Aziya i Afrika segodnya [Africa: The implementation of "Millennium Development Goals". Asia and Africa today], no. 8 – 9.
  • Mouity Patrice Moundounga, 2012. Le Gabon à l’épreuve de la politique de l’émergence, Paris, 38 p.
  • Merle Marcel, 1976. Politique interieure et Politique exterieure, Paris I, pp. 409-421.
  • Mpouo Assama, 1974. Repertoire des archives du Ministere des affaires etrangeres et de la Cooperation. Libreville, 35 p.
  • Ndombet Wilson André, 2009. Renouveau démocratique et pouvoir au Gabon, Paris.
  • Ndombet Wilson André, 2002. Politique exterieure du Gabon. Libreville, 10 p.
  • Ngadi Dominique Etoughe et Benjamin, 2011-2015. Stratégie du pays, Libreville, 215 p.
  • Ngadi Dominique Etoughe et Benjamin, 2003. Refonder l'État au Gabon, Paris. 151 p.
  • N’Nah Nicolas Metegue. 2006. Proclamation de l'indépendance du Gabon, Paris, 366 p.
  • Ntoutoume Loic, 2013. Le Gabon et ses priorités, Libreville, 3 p.
  • Prokopenko L.Ya., Shubin V.G., 2001. «Afrikanskii renessans». Afrika: poisk identichnosti.[ «African renaissance». Africa: search for identity]. Moscow, Izd-vo Instituta Afriki RAN.
  • Remondo Max, 1987. Le droit administratif gabonais, Paris.
  • Rossantaga- Rignault Guy, 2000. L’Etat au Gabon: l’Histoire et les institutions, Libreville, Editions Raponda-Walker.
  • Zelinskii Yu.I., 1978. Gabon. Spravochnik. Moscow.

Views

Abstract - 228

PDF (Russian) - 183


Copyright (c) 2016 Ндакисса Онкасса Ф.К.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.