The industrial policy as a driver of the Indian economy’s development

Cover Page

Abstract


The aim of this research is the Indian industrial policy in 1950-2010s, its main direction and perspectives of its future evolution. The methodological basis of the study is such methods as induction and deduction, analysis and synthesis. The systematic approach to the overall study of the Indian economy and the Indian industrial policy in particular has become the base of this research. The author thoroughly analyses its main specific features during the pre-reform period, as well as identifies the causes and the nature of its transformation at the beginning of the 1990s. At the same time the author underlines that taking into account the national-specific features of a mixed society, the industrial policy of the prereform stage facilitated the successful holding of industrialization during which the industrial sector has become the fastest growing sector of the Indian economy. The author underlines the main directions of the New Industrial Policy, 1991 , among which the most important ones are the following: abolition industrial licensing, the reduction of the public sector in the national economy, amendment of Monopolies and Restrictive Trade Practices Act, 1969 , attraction of foreign direct investment and advanced technologies, liberalization of industrial policy at the local level and the replacement the Foreign Exchange Regulation Act, 1973 , by the Foreign Exchange Management, 1999 . Apart from that the author examines the most representative theories of the Indian economists (R. Agraval and C. Rangarajan) which made a significant contribution to working out the industrial policy in 1990s. The author also draws attention to the main elements of a future ready industrial policy discussed in India at the present time. The author stresses that for all its diversity at different stages of socio-economic development the Indian industrial policy always based on both the economic and social components (the New Industrial Policy, 1991 , also added the ecological component). It means that accelerating the annual economic growth rate, the Indian industrial policy has contributing to solving a wide range of social tasks - from the creation of new jobs to poverty and undernourishment alleviation. The article also presents statistical data on the dynamics of gross domestic savings and gross domestic capital formation in the Indian economy, annual average economic growth rates in India from 1990-1991 to 2016-2017 financial year as well as the Indian GDP by industry of origin in 2000-2017.


Введение За период независимости1 промышленный сектор Индии превратился в быстрорастущую отрасль экономики. Из отсталого и традиционного он стал современным, оснащенным высокотехнологичным оборудованием сегментом национального хозяйства. Несмотря на то что сельское хозяйство Индии по-прежнему продолжает оставаться важной отраслью экономики - здесь занято около половины работающих, выращивается главный для населения продукт - продовольственное зерно, обеспечивается четверть экспорта, - именно промышленность, и прежде всего обрабатывающая, является локомотивом развития индийской экономики. Первоочередным фактором успеха столь успешных индийских преобразований, предпринятых в 1950-1980-е гг., в ходе которых произошло становление, развитие и модернизация базовых отраслей промышленности, по праву можно считать грамотную, продуманную промышленную политику, традиционно предусматривающую (еще с конца 1940-х гг.) высокую степень участия государства. Это во многом позволяет, с одной стороны, стимулировать развитие перспективных для страны отраслей и межотраслевых комплексов и защищать их от влияния мировых кризисов и дефицита финансовых ресурсов, а с другой - решать различные социальные проблемы. Целями настоящей работы являются выявление условий и причин становления и реформирования промышленной политики в Индии в период ее независимости, определение ее основных векторов, ее роли в трансформации места Индии в мировом хозяйстве, а также обозначение вероятных направлений ее дальнейшего развития. Исходя из этого, автор определяет следующие основные задачи: · выявить объективные причины и условия становления и реформирования промышленной политики и проанализировать ее роль в деле стимулирования экономического развития Индии; · показать специфику реформирования промышленной политики Индии в 1990-2010-е гг.; · рассмотреть основные направления современной промышленной политики Индии. Обзор литературы Важнейшим фундаментом статьи стали исследования советских и российских индологов, содержащих ценный материал для анализа специфики становления и трансформации промышленной политики в 1950-2010-е гг. Среди них труды А.Е. Грановского (Индия 1985-1986, 1987), О.В. Малярова (Маляров, 2014), А.И. Медового (Медовой, Галищева, 2009). При подготовке статьи также использовались работы зарубежных и прежде всего индийских исследователей. Среди них Р. Агравал (Agraval, 2002), 1 В экономической истории Индии четко просматриваются два этапа: дореформенный - развитие по модели государственного капитализма (до начала 1990-х гг.) и пореформенный - этап либеральных реформ (1991-2010-е гг.). Ч. Рангараджан и У. Капила (Indian Economy…, 2004-2005), С.К. Мисра и В.К. Пури (Misra, Puri, 2001), Б.Р. Шеной (Shenoy, 1963), Р.Дж. Венкатесваран и Д.М. Митхани (Venkateswaran, Mithani, 1989). И хотя их труды посвящены скорее отдельным проблемам развития индийской экономики либо рассмотрению общих тенденций развития на разных этапах, тем не менее переосмысление их отдельных положений сыграло роль в достижении поставленных целей и задач. Для написания статьи были тщательно изучены тексты «Промышленной политики 1948 г.» (Industrial Policy Resolution, 1948) и «Промышленной политики 1956 г.» (Industrial Policy Resolution, 1956 г.), а также проект новой формирующейся промышленной политики (Industrial Policy - 2017). Методы и подходы Методологической основой исследования являются такие методы научного познания, как индукция и дедукция, анализ и синтез. При этом базовым стал системный подход к изучению индийской экономики в целом и предмета исследования в частности. Для решения поставленных задач были применены исторический и логический, статистический и динамический методы, с помощью которых выявлены в том числе причины, условия и характер преобразований в промышленной политике Индии в период независимости. Эволюция промышленной политики в Индии в 1940-1980-х гг. Промышленная политика дореформенного этапа предметно ограничивала стихийное развитие частного предпринимательства в промышленной сфере малоразвитого капиталистического общества и фактически реализовывалась под флагом «социализации вакуума». Это означало, что государственные предприятия будут создаваться в тех сферах, где частные предприятия не могут адекватно удовлетворять нужды страны. Таким образом, государственный сектор постепенно превращался в локомотив национальной экономики. Все три документа по промышленной политике дореформенного периода - Резолюция о промышленной политике 1948 г. (Industrial Policy Resolution, 1948), Резолюция о промышленной политике 1956 г. (Industrial Policy Resolution, 1956), Промышленная политика 1980 г. (Industrial Policy, 1980) - определяли место различных социально-экономических секторов в экономике в рамках общего социально-экономического курса, признавая важность как государственного, так и частного секторов в развитии индийской промышленности. При этом для предотвращения установления господства частных монополий в ключевых отраслях экономики ряд отраслей полностью или частично резервировался за госсектором. Так, исключительной монополией центрального правительства, в соответствии с Резолюцией о промышленной политике 1948 г., стали оборонная и атомная промышленности, а также железнодорожный транспорт2. Резолюция о про- 2 Industrial Policy Resolution, 1948. URL: https://www.gktoday.in/gk/industrial-policyresolution-1948/ (дата обращения: 17.01.2019). мышленной политике 1956 г. увеличила их число до четырех, добавив воздушный транспорт3. Обе резолюции выделяли «смешанный сектор», где за исключением отдельных случаев, когда необходимо было во имя национальных интересов развивать кооперацию государственного и частного секторов, государство имело исключительное право основывать новые предприятия в этих отраслях промышленности. При этом даже в тех отраслях, которые были закреплены за частным сектором, государство могло создавать свои предприятия, если в этом была необходимость. Примечательно, что по мере развития национальной экономики и укрепления частного сектора индийское правительство, в соответствии с Поправкой к Резолюции о промышленной политике 1956 г. от 2 февраля 1973 г. (The New Industrial Policy Statement), высказало намерение ускоренными темпами развивать так называемый совместный сектор (The Joint Sector), который изначально задумывался как сектор, в котором государственный и частный капиталы организуют совместную производственную деятельность. Предполагалось, что инвестиции в предприятия этого сектора осуществляются обоими секторами, а государство играет важную роль в определении направления деятельности и в его контроле. Идейный вдохновитель этой идеи - Комитет Датта - исходил из того, что если государство оказывает финансовую помощь частному сектору для расширения масштабов его деятельности, то оно вправе быть представлено в управленческом органе. Между тем вследствие того, что концепция государственно-частного партнерства была прописана недостаточно ясно, а сам термин не имел четкого определения, идея была довольно быстро забыта, так практически и не реализовавшись (Misra, Puri, 2001). В рамках выполнения своих социальных функций все три Резолюции о промышленной политике придавали существенное значение развитию мелкой, в том числе и кустарной, промышленности. Отрасли, специально зарезервированные за мелкой промышленностью, по замыслу архитекторов индийской экономики, должны были оставаться поставщиками рабочих мест и обеспечивать эффективную мобилизацию человеческого капитала. Помощь этому сегменту оказывалась посредством как прямых, так и косвенных мер, что в итоге привело к впечатляющим результатам. Число мелких промышленных предприятий, зарегистрированных в промышленных департаментах штатов, увеличилось с 36 тыс. в 1961 г. до 800 тыс. в 1980 г. Общая численность предприятий, нанимающих не менее одного наемного рабочего, возросла в несельскохозяйственных отраслях с 480 тыс. в 1951 г. до 3,3 млн в 1980 г. (Индия 1985-1986, 1987). В русле реализации социальных функций «Промышленная политика 1980 г.» указывала, что выгоды от индустриализации и модернизации должны получить все страты общества. Для этого в ней продвигалась идея предоставления многочисленных льгот предприятиям, связанным с сельским хозяйством, а также создания новых предприятий в отсталых районах и стиму- 3 Industrial Policy Resolution, 1956. URL: https://www.gktoday.in/gk/industrial-policyresolution-1956/ (дата обращения: 17.01.2019). лирования экономического федерализма посредством скоординированного развития мелких, средних и крупных предприятий. Для поддержания мелкой промышленности и борьбы с частными монополиями в дореформенный период были приняты Закон о промышленном развитии и контроле 1951 г. (The Industrial Development and Control Act, 1951), который предусматривал необходимость получения государственной лицензии (так называемой лицензии Радж - The License Raj) для расширения всех существующих и вновь учреждаемых промышленных предприятий, а также введение государственного контроля за масштабами их производства, и Закон о монополиях и ограничении торговой и промышленной деятельности 1969 г. (The Monopolies and Restrictive Trade Practices Act, 1969), вводивший определенные рамки экономического доминирования крупных компаний путем ограничения их возможности инвестирования в производство. В соответствии с последним законом также был усилен контроль за практикой так называемого перекрестного владения акциями предприятий, сохранившейся, однако, в Индии до сих пор. Таким образом, ограничивались возможности применения излишков капитала, а вхождение компаний в новые для них отрасли экономики стало весьма затруднительным. Расширение уже существующего предприятия также требовало получения соответствующего разрешения властей. Несмотря на определенную разумность принятия этих законов, в стране, по образному выражению индийского экономиста Белликота Рагунатха Шеноя, утвердилась система «Владычества разрешений» (The Permit Raj) (по аналогии с системой «Британского владычества» - The British Raj), просуществовавшая в Индии с середины 1950-х до конца 1980-х гг. Именно она подтолкнула крупный бизнес к вывозу капитала за рубеж, который в то время фактически принимал форму бегства капитала (Shenoy, 1963). Между тем, справедливости ради, следует отметить, что, несмотря на предпринимаемые меры, процессы усиления концентрации производства и централизации капитала в крупном бизнесе все-таки усиливались. В 1972- 1982 гг. активы 20 крупнейших монополистических групп возросли с 28,8 до 89,9 млрд руп., хотя их отношение к ВВП и снизилось с 6,7 до 6,2 %. К концу дореформенного этапа в Индии насчитывалось около 80 монополистических групп с активами свыше 1 млрд руп. каждая (Индия 1985-1986, 1987). Важным вопросом, поднимающимся во всех трех документах о промышленной политике дореформенного этапа, была и необходимость решения проблемы нехватки выработки электроэнергии, ликвидации узких мест в инфраструктуре (нехватки дорог и электроэнергии), а также сокращения региональных дисбалансов и диспропорций. С этой целью в отсталых регионах страны должны были реализовываться инфраструктурные проекты. Также делался акцент на сбалансированном развитии сельского хозяйства и промышленности в каждом штате. Таким образом, политический и экономический истеблишмент Индии фактически предпринимал попытку посредством промышленной политики добиться формирования единого рынка в рамках национальной экономики. Следует отметить, что это направление проводимой промышленной политики было реализовано в целом неудовлетворительно. Разрыв между уровнями подушевого дохода в трех наиболее развитых (Пенджаб, Харьяна и Махараштра) и трех наименее развитых (Ассам, Орисса и Бихар) штатах Индии увеличился с 66,7 % в 1960-1961 финансовом году до 90,2 и 122,1% в 1970-1971 и 1980-1981 финансовых годах соответственно. За эти годы доходы на душу населения в развитых штатах росли в 2,3 раза быстрее, чем в отсталых (Индия 1985-1986, 1987). Таким образом, учитывая национально-специфические особенности многоукладного общества, промышленная политика дореформенного этапа содействовала формированию его гражданской составляющей, повышала грамотность населения, профессионализм, уровень жизни, предпринимательскую активность, организацию научно-исследовательских учреждений. Индустриализация, в процессе которой промышленный сектор превратился в самую быстрорастущую отрасль экономики, сформировала базу для независимого экономического развития Индии и привела к качественным изменениям как в отраслевой структуре ВВП, так и собственно в структуре промышленности, ее места в национальном хозяйстве и темпах роста. Индия стала одной из немногих развивающихся стран, которая уже на первом этапе индустриализации приступила к созданию многоотраслевого национального промышленного комплекса, охватывающего широкий круг производств полного цикла в тяжелой промышленности. При этом приток частного предпринимательского капитала резко ограничивался. Значительную помощь в создании такого комплекса оказали иностранные государства, в том числе и СССР, при содействии которого в Индии сооружено свыше 80 объектов в ключевых отраслях промышленности. В целом промышленная политика дореформенного периода создала условия, при которых достигнутая социальная и экономическая многоукладная совместимость позволила в конце концов приступить к снятию части ограничений, вплоть до отмены обязательных промышленных лицензий для частных предпринимателей, обеспечив им при этом свободный доступ почти во все сферы хозяйства, и одновременно понизить уровень протекционизма для мелкого производства (Медовой, Галищева, 2009). Так, уже в «Промышленной политике 1980 г.» для стимулирования развития мелкой промышленности был поднят возможный для вложения потолок инвестиций с 10 до 20 млн руп. Аналогичным образом был увеличен потолок инвестиций для вспомогательных предприятий, связанных с мелкой промышленностью, - с 15 до 25 млн руп. Число отраслей, развитие которых представлялось особенно важным для страны и которые ранее резервировались за госсектором и мелкой промышленностью, но в соответствии с «Промышленной политикой 1980 г.» теперь были открыты для иностранных инвестиций, увеличилось с 19 до 34. Кроме того, началось постепенное сокращение масштабов системы «Владычества разрешений», свидетельством чему стала отмена в марте 1985 г. лицензирования на 25 видов товаров, таких как сталь, сельскохозяйственное и электрическое оборудование, ряд электронных и механических изделий. В июне 1985 г. делицензирование охватило 82 вида лекарств (Venkateswaran, Mithani, 1989). Промышленная политика Индии на современном этапе Начиная с 1991 г. происходит постепенная либерализация индийской экономики. Главное направление современной промышленной политики - формирование конкурентной культуры, создание равных рыночных условий для всех предпринимателей, включая государственный сектор. Как отмечалось в материалах Плановой комиссии Индии, «путеводной нитью, проходящей через экономические реформы», является освобождение экономики от государственного контроля, чтобы дать возможность рыночным законам определять экономическую активность4. Этот подход касается не только частного, но и государственного сектора, который также тестируется на рыночные условия. Концептуальные основы промышленной политики Индии в пореформенный период Существенный вклад в формирование промышленной политики пореформенного этапа внесли видный индийский экономист, теоретик и практик, 19 глава Резервного банка Индии Ч. Рангараджан и профессор Делийской школы экономики, член Всеиндийской ассоциации менеджмента Р. Агравал. Так, Ч. Рангараджан выступил с идеей проведения частичной приватизации - продажи лишь части акций государственных предприятий (в индийской литературе этот процесс именуется дезинвестициями (от англ. disinvestment). При этом он выделял две причины этой политики - необходимость увеличения доходной части государственного бюджета и повышение эффективности работы предприятий. Примечательно, что в отличие от многих других индийских экономистов, предлагавших вырученные от дезинвестиций средства направлять прежде всего на погашение государственного долга, он настаивал на том, чтобы они тратились на развитие человеческого потенциала. Ч. Рангараджан отмечал, что объем государственных расходов в Индии как на федеральном, так и на местном уровнях в пореформенный период увеличивается в результате неизбежного роста финансирования социальной сферы (в первую очередь систем образования и здравоохранения). Уровень дезинвестиций, как подчеркивал Ч. Рангараджан, должен устанавливаться в каждом конкретном случае, так как зависит от цели, преследуемой государством. Однако Ч. Рангараджан также предпринял попытку сформировать общий подход: если предприятие находится в так называемом стратегическом секторе, то уровень дезинвестирования вообще должен отсутствовать, в «ключевом секторе» соответствовать 49 %, в «неключевом и нестратегическом секторе» не превышать 51 % (Rangarajan, 2004-2005). Р. Агравал, рассуждая о месте государственного сектора в выработке промышленной политики в условиях либерализации, отмечал, что цель государственного регулирования частного сектора заключается в организации управления национальной экономикой таким образом, чтобы достигался 4 Report of the Working Group on Competition Policy / Planning Comission. Government of India. 2007. P. 15. максимум социальной защиты основной массы населения (Agraval, 2002). Среди основных форм выделяются следующие: общее управление и регулирование инвестиционной активности частных предприятий, что достигается посредством планирования и промышленной политики; регулирование размещения, размеров, инвестиций и расширения деятельности частных предприятий путем разумного промышленного лицензирования; регулирование цен на товары посредством законодательной базы и систематического мониторинга структуры издержек предприятий; регулирование деятельности монополий; регулирование уровня заработной платы и бонусов для работников предприятий частного сектора; регулирование корпоративного управления; регулирование спекулятивных сделок на фондовом рынке. Основные направления «Новой промышленной политики» «Новая промышленная политика» (The New Industrial Policy, 1991), провозглашенная 24 июля 1991 г. и являющаяся актуальной и поныне, в значительной мере дерегулировала промышленный сектор страны. Ее главными целями стали коррекция дисбалансов в национальной экономике, поддержание устойчивого роста уровня занятости и производительности труда, повышение конкурентоспособности индийской продукции на мировом рынке. Объявленная промышленная политика исходила из ряда основополагающих принципов. 1. Отказ от системы лицензирования (то есть системы «Владычества разрешений») в промышленном секторе. На первых порах лицензирование сохранялось в 18 отраслях, стратегически значимых с точки зрения обороноспособности страны, по социальным мотивам и т.п. Между тем уже к апрелю 1993 г. это число было сокращено до 15, к июлю 1997 г. - до 9, а к 1999 г. - до 6 (фармацевтика, производство алкоголя, производство сигарет, производство взрывчатых веществ, производство электроники для авианавигации и оборудования для оборонной промышленности, производство опасных химикатов). 2. Уменьшение масштабов государственного сектора в экономике. Новая промышленная политика резервировала за государственным сектором 8 отраслей (оборонная промышленность; атомная энергетика; угольная промышленность; минеральное топливо; добыча железной, хромовой, марганцевой руды, гипса, золота и алмазов; добыча меди, свинца, цинка, молибдена и вольфрама; добыча минералов, используемых в атомной энергетике; железнодорожный транспорт). К июню 2001 г. за госсектором было зарезервировано уже только 3 отрасли (атомная энергетика; добыча минералов, используемых в атомной энергетике; железнодорожный транспорт). Контроль за ценами сохранился лишь на четыре наименования социально значимых товаров (бензин, удобрения, сахар и лекарства). Новая промышленная политика существенно изменила роль, отводимую государственному сектору. Государственные предприятия, в том числе кредитно-финансовые, получили разрешение финансировать увеличение своей капитальной базы и расширение мощностей за счет дополнительных выпусков ценных бумаг и продажи их на фондовых биржах. Примечательно, что наибольшую автономию получили самые прибыльные предприятия, способные стать конкурентоспособными гигантами мирового уровня. Среди них Корпорация по нефти и природному газу (Oil and Natural Gas Corporation), Национальная корпорация тепловых электростанций (National Thermal Power Corporation), холдинговая компания государственных комбинатов черной металлургии Steel Authority of India Limited и др. Эти предприятия не должны были зависеть от бюджетной поддержки правительства, им надлежало самостоятельно мобилизовать необходимые ресурсы с помощью резервных фондов и рынка капитала. Кроме того, они получили свободу в проведении своей реструктуризации, определении и сокращении численности работников, а также в осуществлении капиталовложений и создании совместных предприятий на территории Индии и за рубежом. В 1991-1992 финансовом году в Индии начался процесс частичной приватизации - продажи акций государственных компаний (иначе говоря, процесс дезинвестирования). Он прошел в три основных этапа: · с 1991-1992 по 1997-1998 финансовый год правительство продавало до 20 % своих акций в избранных государственных предприятиях для адаптации этих предприятий к рыночным условиям функционирования, причем зачастую эти акции продавались государственным же институциональным инвесторам. Таким образом, происходила продажа миноритарных пакетов внутри самого государственного сектора; · с 1998-1999 по 2003-2004 финансовый год за исключением узкого круга стратегических предприятий, участие государства в акционерном капитале остальных, нестратегических, предприятий было снижено до 26 % и менее. · с 2004-2005 финансового года упор вновь был сделан на продажу миноритарных пакетов акций в сочетании с выпуском предприятиями центрального правительства новых акций. Между тем фактические масштабы продажи акций государственных предприятий были зачастую значительно меньше установленных планов (с 1991-1992 по 2004-2005 финансовый год 477 млрд руп. против 968 млрд, то есть 49,3 %), а с 2005-2006 финансового года планы вообще перестали устанавливаться, и сама продажа акций перестала носить обязательный характер (Маляров, 2013). Таким образом, передача государственных предприятий в частный сектор не являлась целью индийского государства. Специальные меры предпринимались в отношении хронически убыточных предприятий (в индийской литературе - sick enterprises). Среди них - текстильные предприятия, национализированные еще в 1970-е гг. (например, British India Corporation, Bird Jute & Exports, NTC и др.), предприятия, функционирующие в отсталых районах страны (например, Nagaland Pulp & Paper Company Ltd.), ряд сахарных, вагоностроительных предприятий. Они не могли быть оздоровлены без значительных капиталовложений, а закрытие их было невозможно по политическим соображениям, исходя из приоритета социальной стабильности. К основным мерам, используемым для возрождения хронически убыточных предприятий, относились финансовая реструктуризация (осуществление инвестиций правительства в предприятие в форме участия в его акционерном капитале, предоставление ему займов и грантов, списание его прошлых долгов, конверсия процента в займ, мораторий на выплату займов или процента по ним и т.п.); реструктуризация бизнеса (изменение управленческих органов предприятия, отделение от предприятия жизнеспособных производственных единиц для формирования отдельной компании, закрытие нежизнеспособных производственных единиц и т.п.); рационализация используемой рабочей силы (избавление от излишней рабочей силы с использованием Программы добровольного увольнения). Результаты промышленной политики рельефно отражаются в современных макроэкономических показателях. Валовые сбережения в 2015-2016 финансовом году достигли 32,4 % ВВП, из которых на долю частного сектора приходится 31,1 % ВВП. В валовых капиталовложениях доля частного и государственного секторов составила 23,9 % и 7,5 % ВВП соответственно. При этом очевидно, что доля госсектора в валовых сбережениях и валовых капиталовложениях в пореформенный период существенно сократилась (табл. 1). Валовые сбережения и валовые накопления в экономике Индии в пореформенный период (% ВВП) Таблица 1 [Table 1. Gross domestic savings and gross domestic capital formation in the Indian economy during the period of the liberal reforms (% GDP)] Финансовый год Валовые сбережения Валовые накопления Госсектор Частный сектор Всего Госсектор Частный сектор Всего 1990-1991 1,8 21,1 22,9 10,6 14,3 24,9 2000-2001 -1,3 25,0 23,7 7,1 16,3 24,1 2010-2011 2,6 31,1 33,7 8,4 26,0 36,5 2015-2016 1,3 31,1 32,4 7,5 23,9 32,9 Источник: Economic Survey 2016/17 / Government of India, Ministry of Finance, Department of Economic Affairs, Economic Division. February 2018. А-20, А-21. 1. Ослабление антимонопольного законодательства. Существовавшая в соответствии с Законом о монополиях и ограничительной торговой практике 1985 г. «верхняя планка» уставного капитала компаний в 1 млрд руп. для вхождения в определенные отрасли была отменена. Ранее такие предприятия должны были получить одобрение государства. 2. Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и иностранных технологий. Новая промышленная политика Индии реализуется в русле увеличения открытости национальной экономики и приветствует привлечение в страну иностранного предпринимательского капитала, прежде всего не приводящего к образованию внешней задолженности. В настоящее время зарубежным инвесторам предоставлены значительные возможности инвестирования своего капитала практически в любую отрасль национального хозяйства. Кроме того, в ряд отраслей иностранные предприниматели могут осуществлять инвестиции автоматически, без получения предварительного одобрения индийского правительства, а для индийских компаний - участников совместного предприятия (СП) оставлен лишь уведомительный характер получения ПИИ. В то же время для предотвращения чрезмерной зависимости индийской экономики от зарубежных инвесторов, в том числе от нерезидентов индийского происхождения, правительство Индии ставит перед ними определенные условия. Например, в производстве автомобильных двигателей иностранные фирмы обязаны использовать местные автокомпоненты, а импорт комплектующих разрешается им при улучшении показателей экспорта за предыдущий финансовый год. Согласно World Investment Report 2018, общий объем накопленных ПИИ в экономике Индии на 1 января 2018 г. составил 377,7 млрд долл. При этом основной прирост накопленных инвестиций произошел в период с апреля 2000 г. по декабрь 2015 г. - около 300 млрд5. 3. Либерализация промышленной политики на местном уровне. В соответствии с «Новой промышленной политикой 1991 г.», для открытия новых промышленных предприятий в городах с населением менее 1 млн жителей было отменено необходимое ранее получение одобрения центра. В городах с населением более 1 млн жителей разрешалось открытие предприятий, не загрязняющих окружающую среду. Предприятия, загрязняющие окружающую среду, не должны были открываться в радиусе 25 км от города (исключение - предприятия по производству электроники и программного обеспечения). Таким образом, очевидно, что «Новая промышленная политика 1991 г.», в отличие от всех предыдущих, попыталась соединить воедино три важнейшие задачи - экономическую эффективность, социальную защищенность и экологическую безопасность. 4. Ослабление валютного законодательства. В условиях значительной либерализации экономики Индии валютное законодательство перестало вписываться в новую систему хозяйствования. Пришедший на смену Закону о регулировании обмена валюты (The Foreign Exchange Regulation Act, 1973 - FERA) Закон об организации валютного обмена (The Foreign Exchange Management Act, 1999 - FEMA), вступивший в силу 1 июня 2000 г., отличался более либеральным подходом к регулированию валютных операций и движения капитала в целом. При этом важно отметить, что FEMA корреспондировался с соответствующим законодательством развитых стран. В развитие FEMA индийским парламентом был принят Закон о предотвращении отмывания денег (Prevention of Money Laundering Act, 2002), вступивший в силу 1 июля 2005 г. В целом «Новая промышленная политика 1991 г.» определяла современные направления в индустриализации и модернизации экономики, вступившей в фазу либерализации. Она была нацелена на либерализацию системы «Владычества разрешений», а также гораздо более активное, чем прежде, привлечение в национальную экономику ПИИ и иностранных технологий. Важно отметить, что она не ставила своей целью демонтаж государственного сектора экономики и переход государственных предприятий в частный сектор. Несмотря на значительное сокращение масштабов государственного регулирования в индийской экономике, в руках правительства попрежнему сохраняются весомые экономические инструменты воздействия на макроэкономическую ситуацию в стране. Так, на государственные банки приходится 75 % объема всех банковских операций в стране, а государство и поныне выступает в роли относительно крупного инвестора в основные 5 World Investment Report 2018 / UNCTAD. 2018. Pp. 184-186. URL: http://unctad.org/ en/PublicationsLibrary/wir2018_en.pdf (дата обращения: 17.08.2018). фонды. Госсектор аккумулирует около 70 % рабочих, занятых в организованном секторе, и эта цифра практически не изменяется с 1981 г. (Indian Economy…, 2004-2005) При этом также нельзя не упомянуть и о прагматичном подходе индийского политического и экономического истеблишмента к формированию и реализации как внешней политики, одним из главных приоритетов которой стал учет насущных экономических потребностей Индии, так и тесно связанной с ней внешнеэкономической политики. Первостепенной задачей в отношении частного сектора явилось повышение его эффективности и конкурентоспособности. Результат реализации «Новой промышленной политики 1991 г.» налицо - среднегодовые темпы экономического роста существенно ускорились (табл. 2). Отраслевая структура ВВП все в большей мере приобретает адекватный для современной экономики вид (табл. 3). Среднегодовые темпы экономического роста в Индии Таблица 2 с 1990-1991 по 2016-2017 финансовый год в ценах 2004-2005 финансового года6 (%). [Table 2. Annual average economic growth rates in India from 1990-1991 to 2016-2017 financial year at 2004-2005 financial year prices (%)] Темпы прироста внутренней нормы доходности в постоянных ценах 2004-2005 финансового года Темпы прироста внутренней нормы доходности на душу населения в постоянных ценах 2004-2005 финансового года Два годовых плана (1990-1991 и 1991-1992 финансовые годы) 3,2 0,8 Восьмой пятилетний план (с 1992-1993 по 1996-1997 финансовый год) 6,5 4,4 Девятый пятилетний план (с 1997-1998 по 2001-2002 финансовый год) 5,6 3,4 Десятый пятилетний план (с 2002-2003 по 2006-2007 финансовый год) 7,6 5,9 Одиннадцатый пятилетний план (с 2006-2007 по 2011-2012 финансовый год) 7,8 6,0 Двенадцатый пятилетний план (с 2011-2012 по 2016-2017 финансовый год) 6,8 5,3 Источник: Economic Survey 2016/17 / Government of India, Ministry of Finance, Department of Economic Affairs, Economic Division. February 2018. А-5. Отраслевая структура ВВП Индии в 2000-2017 гг. (%) [Table 3. The Indian GDP by industry of origin in 2000-2017 (%)] Таблица 3 2000 2016 2017 ВВП 100,0 100,0 100,0 Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство 21,9 16,3 15,5 Промышленность и строительство 28,4 26,6 26,2 Услуги 49,7 57,1 58,3 Источник: Economic Survey 2016/17 / Government of India, Ministry of Finance, Department of Economic Affairs, Economic Division. February 2017. А-10. 6 Финансовый год в Индии начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего календарного года. Между тем в индийской экономике по-прежнему остается целый ряд вызовов, сдерживающих ее рост. Среди них низкое качество инфраструктуры; трудовое законодательство, затрудняющее увольнение работников, что приводит к нежеланию работодателей нанимать последних на постоянный контракт; несовершенство деловой среды (запутанное налоговое законодательство, трудности в открытии и ведении бизнеса); медленные темпы освоения технологий; невысокий уровень производительности труда (по разным оценкам - 1/3 от китайского уровня); недостаточное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), сохраняющиеся и поныне существенные территориальные диспропорции. Разрыв между уровнями подушевого дохода в четырех наиболее развитых штатах (Гоа, Пенджаб, Харьяна, Махараштра) и столичной территории Дели и пяти наименее развитых штатах (Бихар, Орисса, Трипура, Уттар Прадеш и Манипур) Индии в пореформенный период увеличился с 2,6 раза в 1990-1991 финансовом году до 3,5 раз в 2014-2015 финансовом году. За эти годы доходы на душу населения в развитых штатах росли примерно в 1,5 раза быстрее, чем в отсталых. В настоящее время в Индии активно прорабатывается вопрос формирования принципиально новой, современной промышленной политики, которая была бы актуальна и отвечала требованиям и реалиям современности. С точки зрения политического и экономического истеблишмента, современная промышленная политика должна быть нацелена на повышение конкурентоспособности индийской продукции на мировом рынке, обеспечение промышленных предприятий квалифицированными кадрами и технологиями7. Промышленная политика формируется с учетом изменений в экономическом и деловом циклах в индийской и мировой экономике, а также с учетом геополитических трендов. Ожидается, что современная промышленная политика фактически будет включать уже реализуемые в Индии программы Make in India, Digital India, Start up in India, Skill India и прочие и вероятней всего будет опираться на следующие основные элементы. 1. Установление глобальных связей. Как отмечают индийские специалисты, важнейшей проблемой современной Индии являются слабые позиции брендов индийских компаний на мировом рынке, а также ограниченное участие Индии в глобальных стоимостных цепочках. В этой связи политический и экономический истеблишмент страны ставит целью увеличить долю Индии в производстве готовой одежды и обуви, где страна уже имеет сравнительные преимущества, а также добиться включения мелких и средних предприятий в глобальные стоимостные цепочки. 2. Повышение уровня конкурентоспособности производимой продукции. Как отмечают индийские специалисты, повысить конкурентоспособность производимой продукции поможет снижение издержек, прежде всего инфраструктурных (энергии, логистики), а также сокращение капиталоемкости продукции и повышение производительности труда. Современная производствен- 7 Industrial Policy - 2017. A Discussion Paper / Department of Industrial Policy and Promotion, Ministry of Commerce and Industry. 2017. ная инфраструктура в Индии страдает от нехватки фондов и неэффективности. Кроме того, необходимы корректировки в налоговой системе: в настоящее время высокие ставки прямых налогов и таможенных пошлин в индийской экономике не способствуют развитию внутренних производителей. Как указывают индийские специалисты, в среднесрочном плане необходимо развивать цифровую инфраструктуру, с тем чтобы поддерживать ускоренное развитие цифровых технологий. В долгосрочном плане необходимо сокращать масштабы госсектора, а также развивать индустрию прямых и обратных связей. 3. Обеспечение самоподдерживаемого роста. Весьма актуальной задачей, по мнению индийских специалистов, представляется разработка альтернативных источников энергии. Примечательно, что Индия намеревается стать лидером в развитии зеленой энергетики и связанных с ней зеленых технологий. 4. Дальнейшее ускоренное развитие системы НИОКР. Одной из отличительных особенностей экономического развития современной Индии является быстрое наращивание научно-технического потенциала. Осознавая, что научно-технический фактор превращается в современных условиях в ведущий фактор экономического развития и оказывает решающее влияние на конкурентоспособность страны, индийское правительство при достижении необходимых условий (увеличение золотовалютных запасов и др.) активно взялось за его «упрочение». Страна располагает мощной научной и учебной базой, позволяющей ей не только готовить кадры для национальной экономики, но и оказывать серьезную помощь другим развивающимся государствам. Международный обмен технологиями (например, в рамках Диалогового форума ИБСА) также оказывает свой неоценимый вклад в укрепление научно-технического потенциала, серьезное наращивание которого Индия планирует осуществить в ближайшие 10-20 лет. При этом показатель наукоемкости предполагается довести с нынешних 0,98 % до 2-2,5 % ВВП. В свое время Индия проявила изобретательность в поисках собственной ниши в мировом хозяйстве и заняла первое место в мировом экспорте программного обеспечения и аутсорсинга бизнес-процессов. Теперь по замыслу политического и экономического истеблишмента страны Индия должна пойти дальше и стать «цифровой фабрикой мира», превратившись в авангард цифровой революции. Между тем в настоящее время в Индии существует определенная проблема оторванности инноваций от нужд промышленности и экономики. Кроме того, несмотря на то что Индия активно привлекает ПИИ, новых разработок с ними в страну приходит достаточно мало. Имеющиеся технологии в основном сосредоточены на уровне сборочных предприятий. Заключение Промышленная политика Индии пореформенного этапа имеет всеобъемлющий характер. В ее орбиту включены практически все важнейшие направления развития национальной экономики, а также обобщен опыт реализации преобразований за годы независимости. В условиях независимости индийская промышленная политика сыграла решающую роль в заложении прочного фундамента национальной экономики, способной на современном этапе легко адаптироваться к различным негативным явлениям в мировом хозяйстве. На каждом этапе социально-экономического развития промышленная политика, четко отражавшая его цель, реализовывалась сообразно с проводимыми преобразованиями в сельском хозяйстве, социальном и внешнеэкономическом секторах и была, как и все в стране, подчинена идее скорейшего проведения индустриализации (позднее - модернизации) и достижения самообеспеченности. Неизбежно изменяясь от первого программного документа (Резолюции о промышленной политике 1948 г.) к последнему («Новой промышленной политике 1991 г.»), в зависимости от специальных условий эволюции социально-экономической модели страны, а также с учетом краткои среднесрочных задач, промышленная политика, с одной стороны, стимулировала в индийской экономике создание здоровой конкуренции, структурные технологические изменения, постепенное развитие и внедрение инноваций, а с другой - поощряла становление необходимых и перспективных для страны отраслей и межотраслевых комплексов, используя такие инструменты, как торговый протекционизм, предоставление субсидий и льгот и прочее. Таким образом, промышленная политика в Индии со всеми ее ошибками и промахами в основе своей - пример успешно реализуемой комбинированной модели, включающей в себя активное использование аспектов как функциональной (горизонтальной) политики, так и селективной (вертикальной). Примечательно, что при всем ее разнообразии на разных этапах социально-экономического развития промышленная политика Индии всегда учитывала две составляющие - экономическую и социальную (при этом «Новая промышленная политика 1991 г.» добавила к двум составляющим третью - экологическую). То есть, стимулируя ускорение темпов экономического роста, она содействовала решению целого комплекса социальных проблем - от создания в стране новых рабочих мест до снижения масштабов бедности и недоедания, а также сдерживания роста социального неравенства. Таким образом, на каждом этапе социально-экономического развития индийская промышленная политика представляла собой попытку достижения общественного консенсуса, учитывающего интересы всех страт общества.

Natalia V Galischeva

MGIMO University of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: galistcheva@yandex.ru
76 Vernadskogo prospect, Moscow, 119454, Russian Federation

Doctor of Economics, Head of Department of the World Economy

  • Agraval R. (2002). Business Environment. 2nd Edition. New Delhi, Excel Books. 818 p.
  • Department of Industrial Policy and Promotion, Ministry of Commerce and Industry. (2017). Industrial Policy – 2017. A Discussion Paper.
  • Indiya 1985–1986: Ezhegodnik [India 1985–1986: Yearbook]. (1987). Moscow, Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury Publ. 383 p. (In Russ.)
  • Industrial Policy Resolution, 1948. Retrieved from https://www.gktoday.in/gk/industrialpolicy-resolution-1948/
  • Industrial Policy Resolution, 1956. Retrieved from https://www.gktoday.in/gk/industrialpolicy-resolution-1956/
  • Malyarov O.V. (2013). Gosudarstvennyy sector ekonomiki Indii [Public sector of the Indian economy]. Moscow, Instityt vostokovedeniya RAN Publ. 360 p. (In Russ.)
  • Medovoy A.I., Galischeva N.V. (2009). Ekonomika Indii [The Indian Economy]. Moscow, MGIMO-Universitet Publ. 352 p. (In Russ.)
  • Misra S.K., Puri V.K. (2001). Indian Economy – Its Development Experience. 19th Revised and Enlarged Edition. New Delhi, Himalaya Publishing House. 955 p.
  • Planning Commission, Government of India. (2007). Report of the Working Group on Competition Policy. 105 p.
  • Rangarajan C. (2004–2005). Disinvestment: Strategies and Issues. In Uma Kapila (Ed.), Indian Economy since Independence. 16th Edition (pp. 531–536). New Delhi, Academic Foundation.
  • Shenoy B.R. (1963). Indian Planning and Economic Development. Bombay, Asia Publishing House. 152 p.
  • Uma Kapila. (Ed.). (2004–2005). Indian Economy since Independence. 16th Edition. New Delhi, Academic Foundation. 1040 p.
  • Venkateswaran R.J., Mithani D.M. (1989). Rajiv Gandhi: Economic Perspective Towards 21st Century. Bombay, Himalaya Publishing House. 239 p.

Views

Abstract - 62

PDF (Russian) - 55

PlumX


Copyright (c) 2019 Galischeva N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.