PERSPECTIVES AND WORLD MARKET TRENDS OF MEDICAL PRODUCTS, RUSSIAN MANUFACTURING COMPETITIVENESS LEVEL OF MEDICAL PRODUCTS

Cover Page

Abstract


The market of medical products is one of the fastest growing, profitable and promising at the moment. It has properties and significant potential for growth, especially in international markets. The article examines the main indicators and trends that expect the medical products market in the next 3 to 4 years, as well as forecasts of specialists for which markets and segments should be paid attention in the near future. The purpose of this work is to determine the current state of the medical products market, the main drivers of growth and prospects until 2022. The materials and methods used in the preparation of the work are an analysis of analytical data and reviews, as well as indicators obtained on the basis of expert assessments. Relevance is justified by the high dynamics of the growth of the medical products market and the prospects that can be faced by producers of such products.


Введение Индустрия медицинских изделий, в международных масштабах, представляет собой одну из самых инновационных и высокотехнологичных сфер экономики. В связи с этим мировой рынок медицинских изделий в настоящее время один из самых динамично развивающихся. Он показывает стабильную положительную динамику роста 3,4%/год в период с 2009 по 2017 годы. Рынок медицинских изделий относительно недавно стал областью экономических отношений, который обозначил себя как отдельный объект исследования. До 2000-х годов индустрия медицинских изделий была частью фармацевтического рынка и не воспринималась как отдельная сфера. До сих пор изучение данного рынка заводит многих исследователей в тупик, так как рынок медицинских изделий достаточно широкий и зачастую сложно учесть все аспекты, заключенные в эту индустрию. Так как медицинские изделия это и диагностические высокотехнологичные приборы, аппараты и расходные материалы, такие как медицинские инструменты, медицинская одежда, а также любое оборудование и прочие изделия, применяемые в медицинских целях, включая специальное программное обеспечение. Данные изделия достаточно разнообразны по технологии производства, устройству и функциональному назначению, по техническому уровню и методам применения, а также по каналам распространения и требованиям к сервисному обслуживанию и др. Поэтому, рассматривая степень разнообразия категории, состояние и динамику рынка можно определить, что рынок медицинских изделий достаточно сложен по своей структуре и имеет характерные особенности, которые стоит учитывать при анализе будущих перспектив. Обзор литературы Основные тренды и показатели, структура российского рынка медицинских изделий, показывающие характер проблем в сфере реализации и производства российских товаров, рассмотрены в ряде работ (например, Ванин А., Эстрин А., 2015). Исследование наиболее эффективных инструментов для реализации товара на российском рынке, помогают определить точки взаимодействия российского потребителя и производителя (Нифаева О.В., 2008). Тенденции и динамика мирового рынка медицинских изделий, основные компании-лидеры на мировом рынке, наиболее динамично развивающиеся и наоборот падающие категории медицинских изделий на мировой арене представлены в работах (Муир Э., Кернс Э., 2017; Джепсен Б., 2016). Анализ экспертных оценок и опрос специалистов в области рынка медицинских изделий, определение растущих рынков и регионов с наиболее перспективными рынками на ближайшие 5 лет приведены в работе (Шор К., 2017). Методы и подходы Структура мирового рынка, динамика и темпы роста (CAGR) рынка медицинских изделий, география и перспективные регионы для продажи изделий медицинского назначения, все эти показатели являются определяющими при анализе перспектив и тенденций мирового рынка, а также для определения более выгодных направлений для развития российского рынка медицинских изделий. Помимо перечисленных методов стоит отметить показатели российского экспорта и импорта медицинских изделий они показывают уровень конкурентоспособности российских производителей и перспективы, на которые стоит обратить внимание при разработке и продвижении новых товаров. Перспективы и тенденции мирового рынка медицинских изделий Рынок медицинских изделий отличается высоким разнообразием и в связи с этим сложен в процессе анализа и прогноза, следовательно, для лучшего понимания объекта исследования. Характеристика структуры мирового рынка медицинских изделий. По данным компании EvaluatePharma размер мирового рынка медицинских изделий (изделий медицинского назначения) составил в 2017 году 403 млрд долл. США. Рынок можно охарактеризовать как рынок с достаточно высокими темпами роста (CAGR) - в среднем 3,4%/год в период 2009-2017 гг., как прогнозируют эксперты, такой темп роста сохранится и даже увеличится, по прогнозам в период с 2016 до 2022 года CAGR и составит 5,11%. Из рассмотрения годовых объемов рынка (рис. 1), видно, что кроме 2015 года, продажи на рынке медицинских изделий стабильно росли в период 2009-2017 годы, такой же положительный рост будет наблюдаться до 2022 года согласно экспертному прогнозу. Из графика можно сделать выводы, что рынок медицинских изделий стабилен и достаточно перспективен. 600 500 Млрд долл. США 400 300 200 100 0 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Год Условные обозначения: - мировые продажи медицинских изделий Рис. 1 Динамика и прогноз продаж медицинских изделий на мировом рынке в период 2009-2022 годы [Fig. 1. Dynamics and forecast of sales of medical products on the world market in the period from 2009-2022] Источник: составлено автором по данным исследовательской компании Evaluate. URL: http://www. evaluategroup.com/public/EvaluateMedTech-Overview.aspx (дата обращения: 20.02.2018). Прогнозы роста продаж и определение перспективных рынков, которые будут наблюдаться по регионам до 2022 года. В опросе, проведенном компанией Emergo Group в 2016 году, 51% респондентов заявили, что самый высокий прирост, ожидается на рынке США, и 40% отметили рост на рынке Европы. Данный показатель вырос, в исследовании, проведенном в 2017 году, до 60% и 51%. Но стоит отметить, что оптимистичные цифры не затронут развивающиеся рынки. В 2016 году 44% опрошенных респондентов высказали мнение о том, что стремительно будут развиваться рынки Китая, а также Индии - 27% и Бразилии - 24% (таблица). Таблица Экспертные прогнозы роста продаж медицинских изделий по странам до 2022 года, % [Expert forecasts of the growth of sales of medical products in countries up to 2022] Изменения мнений экспертов в период между 2016 и 2017 годами Страна январь 2016 январь 2017 Бразилия 24 17 Китай 44 33 Европа 40 51 Индия 27 18 Мексика 15 11 Саудовская Аравия 18 13 США 51 60 Источник: рассчитано автором по данным исследовательской компании Emergo Group. URL: https:// www.emergobyul.com/resources/2018-outlook-medical-device-industry (дата обращения: 22.02.2018). Как видно из таблицы, наименьший процент ожидания представляют такие страны как Мексика и Саудовская Аравия, с падением на 4 и 5% соответственно. В тоже время, стоит отметить, что такие страны как Бразилия, Китай и Индия то же потеряют несколько процентов в 2017 году. Потенциал роста продаж/оборота медицинского оборудования в частях света (в этих регионах) в течение следующих 5-ти лет. Компании, осуществляющие продажу медицинских изделий по всему миру, продолжают оптимистично относиться к азиатскому рынку в плане долгосрочной перспективы и не возлагают больших надежд на рост продаж/оборота на европейских рынках (рис. 2). Рис. 2. Потенциал продаж/оборота медицинских изделий в регионах в течение следующих 5-ти лет [Fig. 1. Potential for sales/turnover of medical products in the regions during the next 5 years] Источник: составлено автором по данным исследовательской компании Emergo Group. URL: https:// www.emergobyul.com/resources/research/outlook-medical-device-industry (дата обращения: 15.02.2018). Из этих изображений можно сделать вывод, что наиболее перспективные регионы для развития рынка медицинских изделий - это Азия и Северная Америка. Страны, которые находятся на данных территориях, такие как Китай, Южная Корея, Япония, США, являются регионами с растущей или стабильной экономикой. Как было сказано ранее, они обладают наибольшим потенциалом. Что касаемо Европейской территории, то прогнозы невелики, большинство респондентов отметили, что данный регион обладает низким или средним потенциалом роста, куда по данному исследованию отнесли и Россию. Основные показатели Российского рынка медицинских изделий и уровень конкурентоспособности российских товаров. В период с 2009 по 2012 годы рынок медицинских изделий в России показывал достаточно высокую и стабильную динамику, демонстрировал высокие темпы прироста (средний показатель за этот период 34%/год). Основная причина такого роста - это поддержка государства и реализация многих проектов для модернизации здравоохранения, а также объясняется высоким уровнем спроса со стороны платежеспособных частных и корпоративных клиентов. Российский рынок МИ в 2014 году занимал 13-ю позицию по объему на мировом рынке медицинских изделий, поэтому потенциал Российского рынка оценивается для роста в более чем 6 раз (рис. 3). 300 250 Млрд руб. 200 186,3 240,2 196,9 195,7 194,6 % 300 250 200 150 100 50 100 102 120,6 123 190 245 200,9 199,6 198,5 150 100 50 0 2009 2010 2011 2012 Условные обозначения: 0 2013 2014 2015 Год · объем российского рынка медицинских изделий в 2009-2014 гг.; · динамика, % Рис. 3. Динамика и объем рынка медицинских изделий в России в период 2009-2015 годы [Fig. 3. Dynamics and volume of the market of medical products in Russia, 2009-2015] Источник: составлено автором по данным исследовательской компании MDpro. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/trendy-rossiyskogo-rynka-meditsinskih-izdeliy (дата обращения: 12.02.2018). В 2013 году рынок резко упал на 18%, такое падение можно объяснить прекращением или завершением множества государственных программ, а также явным замедлением роста российской экономики. Но, несмотря на описанные тенденции, рынок сохраняет высокий потенциал развития и уровень объема продаж остается достаточно высоким. Структура негосударственного потребления составила 27% в 2014 году. Что объясняется большим количеством негосударственных диагностических центров, клиник и др., которые в свою очередь приобретают большое количество медицинской техники, оборудования, расходных материалов для своей деятельности. Импорт медицинского оборудования в РФ на 2014 год составил 167 млрд руб, по сравнению с аналогичным показателем в 2012 году, это на 20% ниже. Такое снижение можно объяснить спадом в российской экономике, тем самым таким же ослаблением рубля. Основные страны-импортеры медицинских изделий в РФ следующие: Германия, Япония, Италия, Китай и США. Если рассмотреть ситуацию, сложившуюся в экспорте медицинских изделий из России в другие страны, то его доля не превышает 2%. Так, например, в 2012 году его доля составляла 1,63%, когда как в 2014 году уже 1,4%. Такой низкий показатель, указывает на то, что российская продукция не обладает свойствами, необходимыми медицинским изделиям для конкурирования с зарубежными производителями. География экспорта в основном представляет собой страны из постсоветского пространства, на данный момент рынок ЕАЭС. В основном страны, куда экспортируют МИ расположены в Средней Азии, такие как Казахстан и Узбекистан. Но в 2015 году, учитывая ситуацию в 2014 году, производство МИ в России выросло на 12%, а также экспорт поднял свои позиции на 16%. Существенную роль сыграло ограничение закупки иностранной продукции в процессе госзаказа, так как в 2015 году отечественные компании заключили примерно 5,3 тысяч контрактов на сумму примерно в 5 млрд руб. Основные изменения в производстве МИ и в торговле ими в России. В феврале 2015 года был введен список импортных медицинских изделий, который вводит следующие ограничения: в случае, если при госузакупке не подано минимум две заявки от российских, казахских и белорусских компаний, то иностранные компании не допускаются к торгам. Не так давно Правительство РФ расширило список до 128 наименований, что вызвало сильную критику со стороны многих специалистов о таком подходе (рис. 4). Как видно, государственные программы повышают конкурентоспособность отечественных производителей на российском рынке. Но стоит отметить, что даже с государственной поддержкой российским компаниям не следует забывать о таких показателях как улучшение качества продукции, а также качестве менеджмента и методов продвижения для успешной работы на экспортных рынках и возможности конкурировать с зарубежными производителями. Основная цель, которая в настоящее время стоит перед российскими производителями - это максимальное информирование зарубежных потребителей о положительных свойствах российских медицинских изделий, для этого должна быть максимально проработана стратегия и методы продвижения на зарубежных рынках, что позволит вытеснить конкурентов, а именно производителей и продавцов с тех или иных рыночных ниш. Более полно задачи, стоящие перед отечественными медицинскими изделиями можно сформулировать следующим образом: · информирование зарубежных потребителей о высоком качестве медицинских изделий, произведенных в России, а также создание имиджа надежных компаний-производителей, которые придерживаются международных стандартов, как в изготовлении, так и в менеджменте. Производство и разработка новых видов медицинских изделий, обладающих уникальными свойствами и конкурентными преимуществами; · формирование и закрепление первой позиции в сознании потребителей; · закрепление у потребителей положительного отношения к медицинским изделиям российского производства, также формирование постоянной потребительской аудитории; · мотивирование зарубежных партнеров к приобретению медицинских изделий российского производства; · создание условий, максимально комфортных и выгодных для совершения покупки и взаимодействия с поставщиком; · подтверждение закрепления компании на зарубежном рынке, и определение обратной связи от потребителей; · постепенное вытеснение конкурентов из тех ниш, которые наиболее сильные для российского производителя. 250 Млрд руб. 200 150 100 50 210,60 167,90 166,40 158,74 4,00 0 3,00 2,80 3,24 2012 2013 2014 2015 Год Условные обозначения: · экспорт из России (без учета реэкспорта); · испорт в Россию Рис. 4. Динамика объемов экспорта и импорта медицинских изделий в РФ в 2012-2015 годы [Fig. 4. Dynamics of exports and imports of medical products in Russia, 2012-2015] Источник: составлено автором по данным статьи: Шапошникова И. А., Шапошников К. В. Обзор проблем отечественного рынка рентгенодиагностического оборудования. В дополнении ко всему этому стоит добавить, что правильно выбранная стратегия, структура продвижения, помогает определить перспективное направление развития, и насколько эффективно используются ресурсы, учитывая потребительскую аудиторию и специфику рынка медицинских изделий. Выводы и рекомендации Проанализировав основные показатели рынка и экспертные оценки международного и российского рынков медицинских изделий, которые были рассмотрены в статье, следует сделать некоторые выводы. Самыми перспективными регионами можно считать азиатский, европейский и североамериканский регионы, при этом, как утверждают эксперты, в странах с развивающимся рынком не стоит ожидать высокого роста. Общемировой рынок находится в постоянном росте, и как видно из представленных материалов, до 2022 года наблюдается постоянный стабильный рост, в связи с динамично развивающимся североамериканским рынком. Стоит также отметить потенциал регионов на ближайшее 5 лет. Изображение (см. рис. 2) подтверждает выводы, сделанные ранее в направлении азиатского рынка, а также выделяет такие регионы как ближний восток и Южная Америка, которые по оценкам экспертов будут показывать высокие показатели роста. Благодаря определению основных регионов, в которых ожидается наибольший рост, можно обозначить какие виды и свойства товаров необходимо улучшать в процессе производства и продвижения российских медицинских изделий. Используя характеристики товаров, которые наиболее представлены в странах с растущими рынками, российские производители смогут сориентироваться и определить основные тренды, сложившиеся на рынке медицинских изделий, тем самым составить здоровую конкуренцию зарубежным производителям.

Maria Ivanovna Dyatlova

Peoples’ Friendship University of Russia

Author for correspondence.
Email: mashadyatlova91@gmail.com
6, Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russian Federation

marketing manager in the FBUN Epidemiology Rospotrebnadzor

  • Vanin А., Estrin А. Trendi rossiiskogo rinka medicinskih izdelii/Remedium Povolzya. 2015. № 7. S. 4—11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trendy-rossiyskogo-rynka-meditsinskih-izdeliy/ (accessed: 12.03.2018).
  • Japsen B. Medical Technology Sales To Hit $500B Within Five Years. URL: https://www.forbes.com/ sites/brucejapsen/2016/10/17/medical-technology-sales-to-hit-500b-within-fiveyears/#3111d7d111be/ (accessed: 21.03.2018).
  • Muir E., Cairns E. World Preview 2017. Outlook to 2022. URL: http://www.evaluategroup.com/Default. aspx?goBack=true/ (accessed: 13.02.2018).
  • Nifaeva O.V. Ocenka effectivnosti kompleksa prodvizeniya. Marketing. 2008. № 4. S. 119—126. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-marketingovoy-deyatelnostitransportnogo-predpriyatiya-1/ (accessed: 03.03.2018).
  • Shaposhnikova I.A., Shaposhnikov K.V. Obzor problem otechestvennogo rinka rentgenodiagnosticheskogo oborudovaniya. Molodoi uchenii. 2015. № 23. S. 680—687. URL: https://moluch.ru/ archive/103/23571/ (accessed: 28.02.2018).
  • Schorre C. Global Medical Device Industry Outlook for 2017. Based on a survey of more than 3 000 industry professionals. URL: https://www.emergobyul.com/resources/2018-outlook-medicaldevice-industry/ (accessed: 25.02.2018).
  • Hall C. Russia. The Regulatory Process for Medical Devices. URL: https://www.emergobyul.com/ resources/articles/white-paper-russia-device-registration/ (accessed: 25.02.2018).

Views

Abstract - 80

PDF (Russian) - 33


Copyright (c) 2018 Dyatlova M.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.