TRANSFORMATION OF THE ECONOMIC POLICY OF GEORGIA

Cover Page

Abstract


A new independent state - the Republic of Georgia, formed after the collapse of the USSR during its independent existence, experienced several economic crises, a color revolution, a drop in the standard of living of the population. Despite this, the republic continues to live and develop. The Georgian socio-economic development strategy, Georgia-2020, adopted not so long ago, recorded the state’s commitment to ensure economic growth so that every citizen takes advantage of the achieved results, and at the same time, to enable the inclusion of the population in the process of economic development. One of the mechanisms to achieve the declared goal was the almost complete liberalization of foreign economic activity. Customs duties were almost completely abolished, customs authorities were reformed, all transit duties, quotas and other transit barriers were abolished, liberalization of railway tariff policy was carried out, free industrial and tourist zones were created, restrictions on capital movements were lifted, and so on. In 2018, Georgia ranked 9th in the World Bank’s “Ease of Doing Business”. The purpose of this article is to carry out a comprehensive assessment of the transformation of Georgia’s economic policy and assess its impact on the socio-economic development of the country.


Введение За почти 30-летние существование новая Грузия прошла как минимум два этапа развития. На первом этапе республика пыталась преодолеть те негативные последствия, которые возникли в ее экономике вследствие распада СССР, а именно разрыв многих кооперационных связей с бывшими союзными республиками, вследствие этого закрытие предприятий, падение ВВП, снижение уровня жизни, увеличение безработицы и др. Все эти экономические и социальные последствия вылились в итоге в революцию роз. На втором этапе, после революции, произошла трансформация экономической политики, основной целью которой стало превращение страны в привлекательное место для иностранных инвестиций. Вопрос о степени открытости, в настоящее время стоит остро. Наряду со сторонниками полной открытости, в грузинском обществе существует альтернативная точка зрения, которая говорит о необходимости развития национального производства, более эффективного использования экспортного потенциала страны и др. Работу по определению экономического и экспортного потенциала необходимо начать с ревизии того, что из себя представляла Грузия в составе Советского Союза, какова была ее специализация в единой экономической системе и что стало с этим потенциалам, что еще можно восстановить и какими конкурентными преимуществами обладает страна. Экономическое развитие Грузии в составе Российской империи и Советского союза Территория, которую занимает современное грузинское государство, вошла в состав Российской империи в виде отдельных княжеств: 24 июля 1783 года Российской империей и Картли-Кахетинским царством был подписан Георгиевский трактат, о включении последнего в состав империи. Мегрелия вошла в состав Российской империи в 1803 году, Имеретия - в 1804 году, Гурийское княжество - в 1811 году и т.д. Присоединение к России спасло грузин, армян, а частично и народы Северного Кавказа, от геноцида, которым была чревата агрессия Ирана и Османской империи. На момент вхождения территорий - это были в основном аграрные княжества. Поэтому практически сразу начался процесс индустриализации Закавказья. В Грузии в середине XIX века начинает развиваться добывающая промышленность (уголь и марганец), зарождается фабрично-заводская промышленность, а также товарное сельское хозяйство - виноградорство, шелководство, табаководство и овцеводство. Причем индустриализация осуществлялась в основном за счет организованной миграции рабочей силы из России. Дополнительным стимулом для экономического развития становится строительство в конце XIX - начале XX веков железной дороги Баку - Тбилиси. Период после распада Российской империи ознаменовался полной хозяйственной дезинтеграцией и разрухой. Только после 1921 года началась ускоренная реиндустриализации региона. Восстановление и развитие промышленности в Грузии началось после 1921 года. За годы существования Советского Союза Грузия из аграрной превратилась в индустриально-аграрную республику. Значительно более скудные запасы полезных ископаемых, чем у соседей, привели к тому, что стали развиваться отрасли, базирующиеся на использовании местного сельскохозяйственного сырья. Грузия стала основной базой субтропического хозяйства СССР. Пищевая промышленность в 1958 году давала 50% ВВП республики. Республика стала одним из важнейших поставщиков овощей, чая, цитрусовых, вина, минеральных вод, а также консервированных и свежих фруктов для всех республик СССР. В 1985 году в республике насчитывалось 594 совхозов и 719 колхозов. Сельскохозяйственные угодья составляли 3,2 млн га (Данилов-Данильян В.И., 2007). Кроме того, была ведущим производителем и поставщиком высококачественных столовых и крепленых вин. Производством виноградных вин занимались предприятия Самтреста, в который входили образцовые совхозы: Цинандали, Напареули, Мукузани, Кварели в Кахетии и Варцихе в западной части Грузии. Комбинат шампанских вин вырабатывал Советское шампанское и виноградные вина. В Грузии к 1960-м годам вырабатывалось 26 марок вин: столовых сухих 12, полусладких 7, крепких 5, десертных сладких 2. Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли (включая общественное питание) вырос с 333 млн руб. в 1940 до 3210 млн руб. в 1975 годы, при этом товарооборот на душу населения - в 5,5 раза1. Грузинская промышленность специализировалась на добыче марганцевых руд, серебряно-свинцовых и цинковых руд, барита, каменного угля, мрамора, меди, цинка, мышьяка, ртути, талька, мергеля, известняков, железа, золота, гранита, мрамора; на производстве ферросплавов (Руставский комбинат полного металлургического цикла), стальных труб (Зестафонский завод ферросплавов), электровозов (Тбилисский электровозостроительный завод), грузовых автомобилей (Кутаисский автомобильный завод им. Орджоникидзе), металлорежущих станков (Тбилисский станкостроительный завод им. С.М. Кирова), некоторых электротехнических изделий и приборов, удобрений, строительных материалов и др. (табл. 1). Производство промышленной продукции в Грузинской ССР (1913-1975) [Manufacture of industrial products in the Georgian SSR (1913-1975)] Таблица 1 Вид продукции Год 1913 1940 1950 1965 1970 1975 Электроэнергия, млрд кВт·ч 0,02 0,7 1,4 6,0 9,0 12,0 Уголь, млн т 0,07 0,6 1,7 2,6 2,3 2,5 Чугун, тыс. т - - - 819,0 783,0 - Сталь, тыс. т - 0,2 77,0 1364,0 1411,0 1472,0 Готовый прокат черных металлов, тыс. т - - - 960,0 1143,0 1234,0 Трубы стальные, тыс. т - - - 414,0 472,0 - Кокс 6%-й влажности, млн т - - - 0,665 0,682 - Минеральные удобрения, тыс. т - - - 436,0 467,0 696,0 Металлорежущие станки, тыс. шт. - 0,803 2,481 4,7 3,4 - Электровозы, шт. - - - 186,0 - - Автомобили грузовые, тыс. шт. - - - 10,0 14,0 - Бумага, тыс. т - - - 32,1 35,5 - Цемент, тыс. т - 119,0 265,0 1375,0 1451,0 1671,0 Сборные железобетонные конструкции и детали, тыс. м2 - - - 672,0 923,3 - Шифер, млн усл. плиток - - 21,0 52,0 - - Кирпич, млн шт. 30,0 91,0 142,0 333,0 - - Хлопчатобумажные ткани, млн м2 - 0,4 5,4 59,2 63,9 66,0 Шерстяные ткани, млн м2 - 1,9 2,6 3,4 6,5 5,3 Шелковые ткани, млн м2 - 5,3 7,2 20,7 38,3 43,0 Бельевой трикотаж, млн шт. - - - 17,7 20,8 - Чулочно-носочные изделия, млн пар - - - 12,6 15,7 - Кожаная обувь, млн пар - 8,7 7,2 11,1 14,6 13,0 Стиральные машины бытовые, тыс. шт. - - - 61,6 133,6 - Консервы, млн банок 0,1 29,1 45,8 140,5 234 330,0 1 Большая советская энциклопедия. URL: http://bse.sci-lib.com Окончание табл. 1 Вид продукции Год 1913 1940 1950 1965 1970 1975 Мясо, тыс. т - - - 30,5 48,4 - Чай байховый, тыс. т 0,1 11,1 20,2 45,8 - 83,0 Вино виноградное, тыс. дкл - 1,7 2,9 4,2 5,5 6,2 Шампанское, млн бут. - 1,7 3,5 7,7 10 - Папиросы и сигареты, млрд т - 4,7 7 18,9 15,2 - Минеральные воды, млн 0,5 л бутылок - 24,4 31,4 125,8 - - Источник: составлено авторами по сведениям, взятым из интернета. URL: http://ru.wikisource.org; Большая советская энциклопедия. URL: http://bse.sci-lib.com В 1975 объем продукции промышленности превзошел уровень 1940 в 12 раз, а уровень 1913 - в 118 раз. Огромный вклад в развитие республики внесло развитие транспортной инфраструктуры: железных дорог, автодорог, морских портов (Батуми и Поти) и аэропортов, нефтепровода Баку-Батуми и газопроводов из Азербайджана и Северного Кавказа. Жизненный уровень населения неуклонно повышался. Национальный доход за 1966-1975 годы увеличился в 1,9 раза. Реальные доходы на душу населения в 1975 году по сравнению с 1965 годом возросли в 1,6 раза. Согласно перепеси населения 1897 года доля грамотного населения Грузии составляла 23,6%, к 1939 грамотность населения поднялась до 89,3%, к 1970 она достигла 99,9%. В 1914 году в Грузии насчитывалось 1765 общеобразовательные школы и 5 средних специальных заведений, высших учебных заведений не было. К 1975 году было открыто 4,4 тыс. общеобразовательных школ, 88 профессионально-технических и 97 средних специальных учебных заведений, 19 высших учебных заведений, наиболее известные из которых: Тбилисский университет, Грузинский политехнический институт, Грузинский сельскохозяйственный институт, консерватория, Академия художеств, Педагогический институт, Академия наук ГССР. В 1975 году на 1000 человек, занятых в народном хозяйстве, приходилось 802 человека с высшим и средним образованием, в 1939 году - 163 человека. За период существования Советского Союза было создано 23 музыкальных и драматических театра, свыше 2 тыс. клубных учреждений, 3858 массовых библиотек, 81 музей. К 1975 году в республике работало 500 больничных учреждений, создана сеть бальнеологических и климатических санаторно-курортных центров: Бакуриани, Боржоми, Гагра, Новый Афон, Пицунда, Сухуми, Цхалтубо и др. В рамках Советского Союза Грузия была дотационной республикой. Размеры российского донорства хоть и колебались, но даже тогда, когда сам СССР находился в состоянии социально-экономического кризиса оставались весьма значительными. В 1988 году дотации Грузии составили 2,8 млрд долл. США1. 1 Народное хозяйство СССР в 1990 году. Статистический ежегодник. Госкомстат СССР. В целом, о роле Грузии в общесоюзном хозяйстве говорят следующие данные (табл. 2). Роль и место союзных республик в хозяйстве СССР (1988 г.) [The role and place of Union republics in the economy of the USSR, 1988] Таблица 2 Республика Доля в ВВП, % Внутренняя торговля, % Внешняя торговля, % ВНП на душу населения, % СССР 100 100 100 100 РСФСР 61,8 12,92 9,37 118,9 Украинская ССР 16,24 26,89 7,14 90,1 Белорусская ССР 4,15 44,54 7,38 116,8 Узбекская ССР 3,28 34,08 5,62 47,3 Казахская ССР 4,26 29,47 4,69 47,3 Грузинская ССР 1,62 37,87 5,9 85,2 Азербайджанская ССР 1,73 35,37 5,95 70,4 Литовская ССР 1,41 47,24 7,21 109,7 Молдавская ССР 1,22 45,86 6,36 80,7 Латвийская ССР 1,11 46,84 7,21 118,8 Киргизская ССР 0,79 39,63 5,98 53,0 Таджикская ССР 0,79 36,17 5,76 43,8 Армянская ССР 0,92 47,83 5,84 80,2 Туркменская ССР 0,74 37,56 4,60 60,5 Эстонская ССР 0,65 50,09 8,79 118,5 Источник: URL: http://rau.su (дата обращения: 26.02.2018). Как видно из таблицы, доля республики во внешней торговле Советского союза была крайне мала. Фактически все промышленное и сельскохозяйственное производство, сфера услуг обслуживала общесоюзные нужды. Это предопределило то, что цена распада СССР с точки зрения экономической эффективности для Грузии, была очень высокой. Экономическая политика Нового Независимого государства Неожиданно получившая независимость Грузинская ССР, как и все республики бывшего Советского Союза, оказалась не готова к быстрому и безболезненному переходу к независимому экономическому существованию. В составе единого народно-хозяйственного комплекса республика занимала довольно высокое место. Следует отметить, что до получения независимости Грузия имела самую развитую промышленность по сравнению с другими закавказскими республиками, и развитые кооперационные связи практически со всеми республиками (Завьялова Е.Б., Радищева Н.В., 2005; Стрыгин А.В., 2015). Надежды на быстрое встраивание в мировое пространство и переориентация экономики на внешний рынок не носило под собой, кроме громких политических заявлений, реальной экономической основы, так как 93,2% экспорта и 80,1% импорта Грузии приходилось на союзные республики (табл. 3). Торговля республик СССР друг с другом и с остальным миром (1988 г.) Таблица 3 [Trade of the republics of the USSR with each other and with the rest of the world, 1988] Республика Импорт Экспорт между республиками с остальным миром между республиками с остальным миром РСФСР 50,8 49,2 67,5 32,5 Украинская ССР 79,2 27,1 85,5 14,5 Белорусская ССР 79,8 20,2 91,5 8,5 Узбекская ССР 61,8 38,2 85,7 14,3 Казахская ССР 83,5 16,5 91,2 8,8 Грузинская ССР 80,1 19,9 93,2 6,8 Азербайджанская ССР 75,4 24,6 94,1 5,9 Литовская ССР 82,7 17,3 89,9 10,1 Молдавская ССР 81,9 18,1 94,1 5,9 Латвийская ССР 82,1 17,9 91,8 8,2 Киргизская ССР 79,8 21,1 96,2 3,8 Таджикская ССР 85,7 14,3 86,9 13,1 Армянская ССР 81,6 18,4 97,4 2,6 Туркменская ССР 86,2 13,8 92,3 7,7 Эстонская ССР 81,1 18,9 90,1 9,9 Источник: URL: http://rau.su (дата обращения: 26.02.2018). Развал единого экономического пространства, закрытие предприятий ВПК, нарушение кооперативных связей привело к падению ВВП. В 1993 года валовой внутренний продукт (ВВП) составил 28,6% от уровня ВВП 1989 года, а годовая инфляция в 1994 года превысила 7 840%. Положение усугублялось военными конфликтами в Абхазии и Южной Осетии. Были утрачены оборотные средства, обесценились активы, был потерян рынок реализации республиканской продукции. Безработица достигла 30%. По данным грузинских статистических органов в 2000 году 75% предприятии бездействовали, а действующие фабрики и заводы были загружены только на 20% мощностей. В 2002-2003 гг. 52-55% населения Грузии имели доход ниже прожиточного минимума. Дефицит торгового баланса стал хроническим явлением. Из 110 стран внешнеэкономических партнеров Грузия имела положительное сальдо только с 22 странами, и общая сумма составляла 16,8 млн долл. Самые крупные показатели грузинская экономика имела с 4 странами - Конго, Арменией, Сирией и Таджикистаном. В то же время внешнеторговый дефицит был одной из основных причин, которые вызвали повышение ее внешних обязательств (долгов). Ситуацию усугубил мировой финансовый кризис, конфликт с Россией и последующее закрытие российского рынка для экспорта Грузии в 2008-2009 годах, после чего экономика Грузии пережила резкий экономический спад. Все это привело в итоге в 2003 году к «революции роз» и смене политического режима. С 2003 года в республике начала проводится серия реформ: антикоррупционная, реформа правоохранительной структуры, реформа уголовного законодательства, реформа государственного сектора, реформа судебной системы, реформа системы исполнения наказания, налоговая реформа; таможенная реформа, внутриэкономическая либерализация, либерализация внешнеэкономической деятельности, визовая либерализация, приватизация, реформа лицензирования и выдачи разрешений на открытие бизнеса, реформа электроэнергетики, реформирование газового сектора, реформа образования, реформа здравоохранения, реформа сферы социальной защиты и военная реформа. Как видно, реформы затронули все сферы жизни общества, но нас в данном случае интересуют внешнеэкономические. Было понятно, что Грузия как страна с малой экономикой не сможет пойти по пути импортозамещения и повышения самообеспеченности. Вопрос встал о привлечении инвесторов и расширении внешнеэкономической деятельности. Для достижения этих целей было принято решение о либерализации внешнеторговой деятельности. Почти полностью были обнулены таможенные пошлины. В настоящее время 90% товаров освобождены от таможенных пошлин и введены единые ставки акцизного сбора и НДС на импортные и местные товары. Полностью были упразднены количественные ограничения и нетарифные барьеры - технические нормы EU/OECD и СНГ приравниваются в Грузии к национальным техническим требованиям. Введен специальный режим таможенного склада: единственная оплата - сбор за метраж площади склада. Реформа таможенных органов (объединение налоговой инспекции и таможенной службы, внедрение автоматизированной системы обработки таможенных данных ASYCUDA WORLD, разработанной ЮНКТАД и используемой в более чем 80 странах, уменьшение количества документов для экспорта с 52 до 4 и для импорта с 54 до 5, замена 16 различных таможенных ставок (до 35%) на 3 (0%, 5% и 12%) и т.д.) привела к тому, что среднее время таможенного оформления составляет около 15 минут - это самый лучший показатель на постсоветском пространстве, а так же Центральной и Восточной Европе. Кроме того, были отменены все транзитные пошлины, квоты и другие транзитные барьеры при автодорожной транспортировке товаров по территории Грузии, проведена либерализация железнодорожной тарифной политики, отменены ограничения на частоту полетов, направлений и количество пассажиров в грузинском воздушном пространстве. В 2010 году был подписан Закон Грузии о Свободных индустриальных зонах, в рамках которых предусматриваются еще более существенные льготы, в частности: предприятия свободных индустриальных зонах освобождаются от налога на прибыль; ввоз иностранных товаров в свободную индустриальную зону не облагается налогом на добавленную стоимость; операции, осуществляемые в свободной индустриальной зоне, не облагаются налогом на добавленную стоимость; имущество в свободных индустриальных зонах освобождено от налога на имущество; ввоз иностранных товаров в свободную индустриальную зону освобождается от уплаты налога на импорт; вывоз из свободной индустриальной зоны товаров, производимых в свободной индустриальной зоне, на остальную территорию Грузии освобождается от уплаты налога на импорт; расчеты в свободной индустриальной зоне осуществляются в любой валюте; расчеты между предприятием свободной индустриальной зоны и предприятиями Грузии осуществляются в любой валюте1. На сегодняшний день в Грузии действуют две индустриальные зоны, расположенные в Поти (морской порт) и Кутаиси (второй по величине город). Помимо индустриальных зон, создаются туристические. В 2011 году был подписан Закон Грузии о содействии развитию свободных туристических зон2. Правительство Грузии предлагает инвесторам льготные условия для строительства гостиниц вдоль побережья, имеющего наилучшие климатические условия, одновременно обеспечивая подведение инженерно-технических и инфраструктурных сетей к территориям и освобождение инвесторов от налога на прибыль и налога на имущество в течение 15 лет. В 2015 г. Правительство Грузии приняло «Стратегию развития туризма в Грузии - 2025»3, которая была разработана Министерством экономики и устойчивого развития Грузии совместно с Национальной администрацией туризма при финансовой и технической поддержке Всемирного банка. Все это привело к тому, что недвижимость и гостиничный бизнес - один из наиболее быстро растущих секторов экономики Грузии. В период 2009- 2016 годы страна продемонстрировала один из самых высоких в мире темпов роста туризма: общее количество прибытий туристов в страну увеличилось с 1,5 млн до 6,3 млн человек. Общие доходы от туристической деятельности выросли за тот же период с 475 млн долл. США до 1,8 млрд долл. США, чему так же способствовала отмена визового режима для граждан почти 100 стран. Для привлечения инвесторов республика сняла ограничения для работы в Грузии иностранных банков с рейтингом A+ и выше, сняла ограничения на владение городской недвижимостью, землей, в том числе сельскохозяйственного назначения для нерезидентов. Не ограничено право на репатриацию капитала. В 2018 году Грузия заняла 9 место в конкурсе «Простота ведения бизнеса» Всемирного Банка. Все перечисленные меры позволили стране заключить договоры о зонах свободной торговли практически со всеми важнейшими партнерами. Так, Грузия заключила соглашения о свободной торговле со странами СНГ, включая Украину, Беларусь, Молдову, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Армению и Азербайджан, также подобное соглашение есть с Турцией (Завьялова Е.Б., 2005). 1 Закон Грузии о Свободных индустриальных зонах. URL: https://www.alservice.ge/wpcontent/uploads/2017/01/%D0%9E-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4% D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80% D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B7%D0%BE%D0%B D%D0%B0%D1%85-12-04-2014.pdf 2 Закон Грузии о содействии развитию свободных туристических зон. URL: https://matsne. gov.ge/ru/document/download/1073482/5/ru/pdf 3 Georgia. Tourism Strategy: 2015/2025. Ministry of economy and sustainable development, Georgian National Tourism Administration. 2015. В 2014 году было подписано и ратифицировано Соглашение об ассоциации с ЕС. В июле 2016 года Грузией было ратифицировано и официально вступило в силу Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (УВЗСТ) (Deep and Comprehensive Free Trade Areas, DCFTA), которое открыло доступ Грузии к внутреннему рынку ЕС в отдельных секторах и дало инвесторам Евросоюза в этих секторах ту же регуляторную среду, как и в ЕС. В 2016 году было подписано Соглашение о свободной торговле со странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), результатом которого стало получение Грузией беспошлинного доступа к рынкам Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии. В этом же году было подписано соглашение о зоне свободной торговли с Китаем, согласно которому, около 94% грузинской продукции будет освобождено от таможенных пошлин в Китае. Работа в данном направлении ведется по сей день. В настоящее время Грузия ведет переговоры о присоединении страны к общей схеме преференций с США, Норвегией, Швейцарией, Канадой и Японией, результатом чего тарифы на экспортируемую из Грузии продукцию (более 3400 видов товара) станут более низкими. Заключение Таким образом, за время своего независимого существования, Грузия стала одной из самых экономически открытых стран мира. Однако как повлияла данная трансформация на социально-экономическое развитие страны? Как видно из таблицы 4, Грузии, начиная с 2010 года, удалось практически в 2 раза увеличить приток ПИИ, тем не менее, дефицит торгового баланса продолжает расти. Таблица 4 Показатели развития внешнеэкономической деятельности Грузии в 2010-2016 годы, млн долл. США [Indicators of development of foreign economic activity of Georgia 2010-2016 ($ million)] Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Товарооборот 6913,3 9258,7 10433,0 10933,1 11462,9 9505,0 9407,7 Экспорт 1677,3 2186,4 2376,6 2910,3 2861.0 2204,7 2113,1 Импорт 5236,0 7072,3 8056,4 8022,7 8601.8 7300,3 7294,6 Торговый баланс -3558,7 -4885,8 -5679,7 -5112,4 -5740,8 -5095,6 -5181,5 Приток ПИИ 813,8 1048,2 911,3 949,9 1763,0 1576,0 1583,8 Источник: составлено авторами по сведениям, взятым из Интернета. URL: http://www.geostat.ge/ index.php?action=page&p_id=2231&lang=eng (дата обращения: 02.03.2018). Еще сложнее обстоят дела с показателями социального развития (табл. 5). Несмотря на все предпринятые меры в краткосрочном периоде они не дали быстрых ожидаемых результатов. И если ВВП на душу населения в лари с 2010 года вырос более чем в 2 раза, то из-за девальвации лари данный показатель вырос всего с 2623,0 до 3864,6 долл. США, т.е. в 1,4 раза. При этом уровень бедности и безработица продолжают быть угрозой экономической безопасности страны, так как находятся выше пороговых значений. Показатели социального развития Грузии (2010-2016) [Indicators of social development of Georgia (2010-2016)] Таблица 5 Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 ВВП на душу населения, лари 4675,7 5447,1 5818,1 5987,6 6491,6 8550,9 9146,4 ВВП на душу населения, долл. США 2623,0 3230,7 3523,4 3599,6 3676,2 3766,6 3864,6 Уровень бедности, % 22,7 23,0 22,4 21,4 21,4 20,1 20,6 Безработица, % 16,3 15,1 15,0 14,6 12,4 12,0 11,8 Источник: составлено авторами по сведениям, взятым из Интернета. URL: http://www.geostat.ge/ index.php?action=page&p_id=146&lang=eng (дата обращения: 02.03.2018). Очевидно, что потенциал либерализации уже исчерпан и в настоящее время правительству необходима разработка промышленной политики с акцентом на решение острых социальных проблем.

I V Andronova

Peoples’ Friendship University of Russia

Author for correspondence.
Email: aiv1207@mail.ru
6, Miklukho-Maklaya str., Mosco, 117198w, Russian Federation

doctor of economic sciences, professor of International economic relations department at People’s Friendship University of Russia

A Katamadze

Peoples’ Friendship University of Russia

Email: katamadze.a.a@gmail.com
6, Miklukho-Maklaya str., Mosco, 117198w, Russian Federation

PhD student of International economic relations department at People’s Friendship University of Russia

  • Bol’shaya sovetskaya ehnciklopediya. URL: http://bse.sci-lib.com (data obrashcheniya: 05.03.2018). (in Russ).
  • Danilov-Danil’yan V.I. Ustojchivoe razvitie: 20 let sporov // V monografii Ekonomicheskaya ehffektivnost’ razvitiya Rossii. Pod red. prof. K.V. Papenova. M., 2007. S. 475. (in Russ).
  • Zav’yalova E.B. Nacional’naya ehkonomicheskaya bezopasnost’ Rossii. Vneshneehkonomicheskie svyazi. 2005. T. 17. № 5. (in Russ).
  • Zav’yalova E.B., Radishcheva N.V. Ekonomicheskaya geografiya v skhemah i tablicah. M.: Izdatel’stvo Prospekt, 2005. S. 346. (in Russ).
  • Zakon Gruzii o Svobodnyh industrial’nyh zonah. URL: https://www.alservice.ge/wp-content/ uploads/2017/01/%D0%9E-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B7%D0%BE%D
  • %BD%D0%B0%D1%85-12-04-2014.pdf (data obrashcheniya: 15.01.2018). (in Russ).
  • Zakon Gruzii o sodejstvii razvitiyu svobodnyh turisticheskih zon. URL: https://matsne.gov.ge/ru/ document/download/1073482/5/ru/pdf (data obrashcheniya: 18.01.2018). (in Russ).
  • Narodnoe hozyajstvo SSSR v 1990 godu. Statisticheskij ezhegodnik. Goskomstat SSSR. M., 1991. S. 643 (in Russ).
  • Strygin A.V. Geoehkonomika: ot metoda poznaniya k metodu dejstviya. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika. 2015. No. 2. S. 7—13 (in Russ).
  • Georgia. Tourism Strategy: 2015/2025. Ministry of economy and sustainable development, Georgian National Tourism Administration. 2015.

Views

Abstract - 40

PDF (Russian) - 20


Copyright (c) 2018 Andronova I.V., Katamadze A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.