NEW FORMS OF UNIVERSITY COOPERATION: INTERNATIONAL NETWORKS OF UNIVERSITIES

Cover Page

Abstract


In the context of the internationalization of education, universities have a key role in forming specialists who meet the growing need and requirements of the new digital and innovative economy. In this regard, new forms of interaction between higher education organizations on the international level - university networks - are emerging and developing. The article presents the results of research of information on international university networks. Thus, 33 international networks of universities, including 13 associations, 12 networks, 8 consortiums were selected according to specific requirements (international, functioning for at least 2 years, the existence of cooperation agreements between the network structures, the presence of more than 4 structures), examined and analyzed. The analysis of networks by various criteria has been carried out. The conclusions about the efficiency of functioning of university networks are presented in the article.


В настоящее время система международного университетского сотрудничества в эпоху глобализации представляет собой новый тип взаимодействия университетов, в основе которого лежат и новые формы сотрудничества. Современные социально-экономические и социокультурные процессы оказывают немалое влияние на систему взаимодействия университетов с другими институтами. Университеты должны отвечать и вызовам глобализации, включающим соответствие университетов показателям мировых рейтингов, и, одновременно с этим, вызовам политики регионализации: университет выступает основным региональным кластером, создает инфраструктуру для развития региона, повышает инвестиционный потенциал для развития науки и инновационных проектов. Университеты, отвечающие таким вызовам, носят название «глокальный» университет (global + local - “glocal”) (F.X. Grau, 2017). Одной из самых интенсивно-развивающихся новых форм стала форма сетевого сотрудничества университетов или формирование новой сетевой модели управления университетами, которая во многом обусловливаются противоречиями, возникшими, с одной стороны, в связи с децентрализацией управления системой образования и регионализацией университетов, а, с другой стороны, - глобализацией рынка образовательных услуг и усилением международной активности университетов. Ряд отечественных и зарубежных экспертов исследовали теоретические аспекты сетевой модели функционирования организаций. Обзор литературы по сетевым моделям в области образования. Под сетью экспертами (Лупанов В.Н., 2009; Маковеева В.В., 2012, Неретина Е.А., 2013, Биркинс Э., 2004 и др.) понимается совокупность образовательных учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и механизмы сетевого взаимодействия между ними. Отличительная черта сети - это разноплановый характер взаимодействия разных типов и видов учреждений, к которым можно отнести не только сами образовательные учреждения, но и, например, учреждения дополнительного образования, исследовательские институты, ассоциации организаций высшего образования и др. (Лупанов В.Н., 2009). Так, к основным принципам функционирования сетей исследователи относят: 1) наличие общей долгосрочной цели, которая не может быть полностью достигнута вне сетевого взаимодействия каждым отдельным ее участником; 2) добровольность связей, обеспечивающая гибкость и открытость в сетевой структуре; 3) независимость партнеров, которые имеют возможность реализовывать собственные цели и задачи организации, получая в результате включения в интеграционный процесс определенную выгоду, однако при этом должны нести ответственность за достижение конечной цели деятельности сетевой структуры; 4) множественность лидеров, которые позволяют обеспечить устойчивость и эластичность сети; 5) множественность уровней взаимодействия, так как каждый участник сетевой структуры может взаимодействовать напрямую с любым партнером, входящим в данное сетевое формирование (Маковеева В.В., 2012). Одним из основных условий успешного сетевого взаимодействия университетов является наличие партнерского соглашения, подтверждающего согласованность целей и направлений деятельности на долгосрочную перспективу и отражающего порядок взаимодействия его участников, приоритетные направления взаимодействия, а также финансовые условия. Таким образом, сетевой университет - это объединение образовательных, научных, финансовых и других ресурсов университетов разных стран для достижения общих целей и задач в сфере высшего и послевузовского образования. Особую популярность сетевая модель приобрела у западных университетов в начале 2000-х годов. Среди основных преимуществ использования сетевых структур экспертами выделяются: - адаптивность к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменения рыночной конъюнктуры; - концентрация деятельности участников сети на своих ключевых компетенциях и уникальных процессах; - существенное сокращение издержек, их рациональная структура; - исключение дублирования ряда функций участниками сети; - привлечение к совместной деятельности при выполнении проектов в рамках сети компетентных партнеров, обладающих необходимым ресурсным потенциалом; - эффективный механизм обмена информацией между ее участниками, тиражирование передового опыта. При этом отмечается, что использование сетевого подхода позволяет обеспечить как эффективное функционирование всей социально-экономической системы, так и каждого ее элемента в отдельности (Маковеева В. В., 2012), а взаимодействие структур позволяет получить и частные, и совокупные эффекты: информационные, ресурсные, инфраструктурные, временные, управленческие, экономические, социальные и в целом, совокупные эффекты от комбинации вышеперечисленных (Неретина Е.А., 2013). Анализ сетевого взаимодействия университетов в ЕС и в мире. Несмотря на то, что первые ассоциации университетов появились около 100 лет назад, форма сетевого взаимодействия образовательных организаций, направленных на усиление интеграции и реализацию совместных проектов, появилась относительно недавно - 25-30 лет назад (в 1990-е гг.). Отметим, что на сегодняшний день нет систематизированных исследований по такой форме сотрудничества университетов, отчетов о результатах и эффективности сетей организаций высшего образования. Одним из исследований является диссертационная работа Эрика Биркинса (Eric Beerkens, 2004), посвященная консорциуму организаций высшего образования в Европе и Юго-Восточной Азии. В работе он рассматривает создание консорциумов и сетей с позиции ресурсной теории фирмы, а также выделяет два необходимых условия для создания успешных стратегических альянсов и интер-организационных соглашений - совместимость и взаимодополняемость партнеров, входящих в сеть. Автор рассматривает деятельность 4-х наиболее успешно функционирующих в то время консорциумов: Alma Network (4 университета), ASEAN University Network (17 университетов стран-членов АСЕАН), Coimbra Group (38 университетов европейских стран), ECIU (European Consortium of Innovative Universities - 10 университетов стран Западной Европы). В качестве методов исследования Э. Биркинс использует сравнительный ситуационный анализ, опросники, интервью, анализ статистики, отчетов и других документов. Еще одной работой в области исследования сетевых форм стала статья Меликян А.В. (2014). Автор рассмотрела 27 действующих международных сетей университетов, созданных в разные годы и объединяющих 1119 организаций-членов из 117 стран. В нашей статье представлены результаты первой попытки систематизации имеющейся информации по международным сетям университетов, с расширением как выборки сетей, исследованных раннее, так и их типов. Автор рассматривает 33 международные сети университетов (в том числе 13 ассоциаций, 12 сетей, 8 консорциумов), отвечающие определенным требованиям: 1) сеть имеет международный характер (входят структуры из 3-х и более стран); 2) сеть функционирует более 2 лет; 3) между партнерами сети существуют соглашения о сотрудничестве, регулирующие деятельность партнеров, их права и обязанности; 4) сеть имеет функционирующую руководящую структуру, определяющую цели, тактические и стратегические задачи, а также планирование развития сети; 5) в состав сети входит 4 и более университета (или других институциональных структур). Для сбора информации, автор использовала данные сайтов международных сетей университетов, ежегодные отчеты, доклады, статьи, тексты соглашений с партнерами и другие данные. В настоящее время межвузовское сетевое взаимодействие осуществляется через консорциумы, ассоциации, сети, кластеры (высшее учебное заведение - организации - научные центры) и филиальную сеть университетов за рубежом (табл. 1). Таблица 1 Типы рассматриваемых международных сетевых университетов, 2017 г. [Types of international network universities, 2017] Название Тип Дата создания Количество членов Global University Network for Innovation (GUNI) Глобальная университетская сеть инноваций Сеть 1999 210 из 78 стран Network of the Universities from the Capitals of Europe (UNICA) Сеть университетов европейских столиц Сеть 1990 46 из 35 (стран) International Network of Universities (INU) Международная сеть университетов Консорциум 1998 13, 5 континентов Worldwide Universities Network (WUN) Всемирная университетская сеть Сеть 2000 21 (11 стран, 5 континентов) ASEAN University Network (AUN) Сеть университетов стран АСЕАН Ассоциация 1995 30, из 10 стран Consortium Linking Universities of Science and Technology for Education and Research (CLUSTER) Консорциум Университетов наук и технологий в области обучения и исследований Консорциум 190 12 Baltic Sea Region Universities Network (BSRUN) Сеть университетов региона Балтийского моря Сеть 2000 26 CAMPUS EUROPAE Кампус Европа Ассоциация 2001 30 из 20 стран UTRECHT Network Утрехтская сеть Ассоциация 1987 32 из 27 стран League of European Research Universities (LERU) Лига Европейских Исследовательских Университетов Консорциум 2002 23 Coimbra Group Коимбрская группа Ассоциация 1985 (1987) 39 Compostela Group (CGU) группа Компостела Ассоциация 1993 67 SGroup European Universities’ Network (Santander) Сантандер Группа - Европейская сеть университетов Сеть 1992 30 из 15 стран Matariki Network of Universities (MNU) Сеть университетов Матарики Ассоциация 2010 7 Mediterranean Universities Union (UNIMED) Ассоциация средиземноморских университетов Ассоциация 1991 93 из 22 стран Universitas 21 Сеть 1997 25 из 15 стран University Network of the European Capitals of Culture (UNeECC) Университетская Сеть Европейских Столиц Культуры Ассоциация 2006 47 Black Sea Universities Network (BSUN) Сеть университетов черноморского региона Сеть 110 International Research Universities Network (IRUN) Международная сеть исследовательских университетов Сеть 2006 10 Austrian South-East Asian University Partnership Network (ASEA UNINET) Партнерская сеть университетов Австрии и Юго-Восточной Азии Сеть 1994 80 из 20 стран International Strategic Technology Alliance (ISTA) Международный стратегический технологический альянс Ассоциация 1 95 27 Top Industrial Managers for Europe Association (TIME) Первоклассные менеджеры для Европы, высшие руководители промышленности для Европы, Ассоциация TIME, Ассоциация инженерных университетов Европы Сеть (ассоциация) 1989 53 Academic Consortium for the 21 st Century Академический консорциум XXI века Сеть 2002 21 European Consortium of Innovative Universities (ECIU) Европейский консорциум инновационных университетов Консорциум 1997 12 Prime Networking Ассоциация 2001 20 European Association of Distance Teaching Universities (EADTU) Европейская ассоциация университетов дистанционного образования Онлайн ассоциация 1987 Более 200, 25 стран Association of American International Colleges and Universities (AAICU) Ассоциация американских международных колледжей и университетов Консорциум 1971 27 European University Association (EUA) Европейская университетская ассоциация Ассоциация 2001 850 из 47 стран Universities of Applied Sciences Network (UASnet) Сеть университетов прикладных наук Сеть 2011 11 CIS Network university Сетевой университет СНГ Консорциум 2008 28 из 9 стран University of Shanghai Cooperation Organization Университет Шанхайской организации сотрудничества Консорциум 2008 79 (6 стран), 4 странынаблюдателя European Association of Institutions in Higher Education (EURASHE) Европейская ассоциация институтов высшего образования Ассоциация 1990 62 BRICS University network Сетевой университет БРИКС Консорциум 2013-2015 56 Источник: составлено автором на основе информации, размещенной на официальных сайтах исследуемых сетевых структур. Форма консорциума в сетевых университетах распространена в силу существенной привлекательности - его участники действуют на основании двусторонних межгосударственных соглашений, собственного национального законодательства, своих уставов и локальных норм, применяемых в процессе образовательной, административной и иной деятельности. Соглашение 1 в рамках консорциума не налагает на его участников каких-либо имущественных и финансовых обязательств, а также не устанавливает ограничений их самостоятельности и автономности при осуществлении своей уставной деятельности. Согласно таблице 1, рассмотренные сетевые структуры включают в себя в совокупности более 2 397 организаций из более 210 стран. По специализации структур, входящих в сеть, можно выделить образовательные (реализуют различные образовательные программы), инновационные, инфраструктурные и интеграционные научно-образовательно-производственные сетевые структуры (Неретина Е.А., 2013). Согласно анализу, сетевые структуры имеют преимущественно широкую специализацию (27 из 33 рассматриваемых структур), на инновациях специализируются 3 структуры - UASNet, MNU, ECIU, технологиями и инженерией также занимаются 3 сети - CLUSTER, ISTA и Ассоциация TIME. В большинстве из рассматриваемых структур инициаторами объединения в сети становились сами университеты-партнеры, установившие долгосрочное сотрудничество и желающие развить имеющиеся связи для реализации новых более масштабных программ с дополнительными ресурсами и финансированием (программ Erasmus+, Erasmus Mundus, Tempus). В 27% случаев инициаторами создания сетей университетов стали необразовательные институциональные структуры. Так, инициаторы создания GUNI - ООН и ЮНЕСКО, а в сеть входят все структуры, в которых есть кафедры ЮНЕСКО. Другими инициаторами создания сетевых университетов выступают ответственные структуры территориальных интеграционных объединений (например, АСЕАН, страны Балтийского и Черноморского региона), или Министерства образования стран (например, при сетевом университете ШОС или при создании ISTA). Университеты могут объединяться в сети также в результате слияния старых структур, как в 2001 году в случае с Европейской ассоциацией университетов. Особый интерес представляет географическое распределение сетевых университетов (рис. 1). Объединенные по принципу географической близости 61% Гл о бальные сети (5 континентов) 9% Без ограничений в территориальном расположении 15% С асимметрией территориального распределения участников 15% Европа 43% Азия 9% Средиземноморский, Черноморский, Балтийский регионы (по 1 сетевому университету в каждом) 9% Рис. 1. Географическое распределение организаций-членов сетевых структур [Fig. 1. Geographical distribution of network structures members] Согласно рисунку 1, сетевые структуры глобального и мирового характера не имеют географических ограничений при вступлении новых членов. Примерами таких сетей служат GUNI, INU, WUN, CGU, Universitas 21, TIME, Prime Network и Академический консорциум XXI века. Определенная асимметричность распределения участников наблюдается в 5 структурах - ISTA (университеты Китая, США и Великобритании), сетевом университете БРИКС, ассоциации международных американских колледжей и университетов, сети университетов Матарики и партнерской сети университетов Австрии и Юго-Восточной Азии. Однако наиболее многочисленную группу (20 сетевых университетов, 61%) представляют структуры, объединенные по признаку географической близости, из них больше всего сетевых университетов расположено на европейском пространстве (15 сетевых структур из 33 или 43%). Исторически и географически, университеты объединились в сети и ассоциации и в Средиземноморском, Черноморском и Балтийском регионах (Ассоциация средиземноморских университетов (UNIMED), Сеть университетов черноморского региона, (BSUN), Сеть университетов региона Балтийского моря (BSRUN)). Активно развиваются и расширяются, отвечая все возрастающему спросу на образовательные услуги, сетевые университеты Азии - Сетевой университет стран АСЕАН, Сетевой университет СНГ, Сетевой университет ШОС. Помимо этого азиатские университеты активно сотрудничают с европейскими сетями: у европейской структуры CLUSTER есть так называемая «Сино-европейская платформа» с участием 18 китайских университетов. В рамках этой платформы возможен обмен студентами, сотрудниками и преподавателями, а также реализация исследовательских проектов в рамках определенных партнерами приоритетных направлений 1 . Российские университеты представлены в 13 из 33 рассмотренных сетей. Наиболее обширно участие РФ в Сетевых университетах СНГ, БРИКС и ШОС, а также в сетях Балтийского и Черноморского региона. Во всех рассмотренных международных сетевых структурах используется членская система участия. При этом выделяются несколько видов членства: полноправное (или активное), ассоциативное, аффилированное, индивидуальное и институциональное членство (партнерство). Основное различие между категориями членства - права и обязанности участников, прописанные в соответствующих соглашениях, заключаемых при вступлении организации в сетевую структуру. В некоторых сетях институциональные структуры могут участвовать на правах сотрудничества (Compostela group), не будучи полноправными членами, а также могут участвовать на правах наблюдателей (Сетевой университет ШОС). Категории членства определяются исходя из нескольких критериев: 1) тип структуры-участника: так, в GUNI полноправными членами могут стать лишь организации высшего образования, исследовательские центры, кафедры ЮНЕСКО в организациях высшего образования или другие сети, существующие более 8 лет, а ассоциативными - неправительственные организации, организации гражданского сообщества и фонды, связанные с высшим образованием, институты, связанные с ООН и ЮНЕСКО, институты, работающие над проблемами устойчивого развития, ценностей и прав человека, изменения общества. При этом институт должен существовать более 5 лет. 2) по территориальному признаку: в сети Santander полноправными членами могут быть только европейские университеты, ассоциативными партнерами - университеты вне Европы. В EURASHE полноправное членство действует для национальных ассоциаций высшего образования, действующих в европейском образовательном пространстве (EHEA), и других институтов в EHEA. Ассоциативное - открыто для международных секториальных ассоциаций высшего образования в рамках EHEA, а аффилированное - для индивидуальных университетов и ассоциаций вне EHEA, или для институтов, не подходящих под критерии полного и ассоциативного членства. Более половины из рассматриваемых сетей (19 из 33) открыты к вступлению новых членов, в каждой сетевой структуре действуют установленные строгие критерии отбора: 1) отбор может производиться только после одобрения действующих членов сети в рамках собраний руководства сети университетов; 2) вступление в сеть возможно только по приглашению действующего члена сети; 3) структуры, подающие заявку на вступление в сеть, уже имеют действующие соглашения о сотрудничестве с остальными членами сети; 4) существуют единовременные и ежегодные членские взносы для партнеров в зависимости либо от категории членства (полноправное, ассоциативное или аффилированное), либо от уровня ВВП на душу населения страны подающей заявку организации; 5) структуры, подающие заявку на членство, должны соответствовать достаточно жестким качественным и количественным требованиям (СУ СНГ, LERU). Результатом совместной деятельности сетевых структур, а также показателем успешности и эффективности сетевого взаимодействия партнеров являются различные виды проектов, реализуемых организациями-партнерами (рис. 2). Наиболее распространенная форма взаимодействия партнеров - организация совместных мероприятий: конференций, семинаров, встреч ректоров университетов, форумов, совещаний рабочих групп и др. Так, 29 из 33 сетевых структур организовывают подобные мероприятия, при этом для некоторых существующих сетей - это единственная форма активного взаимодействия партнеров (BSUN, UNeECC, IRUN, UASnet). Это объясняется тем, что формат мероприятия гибкий и наименее затратный для сетевых структур с точки зрения ресурсных затрат. Второй по популярности формат взаимодействия - организация летних и зимних школ в университетах-партнерах. В 21 из 33 рассмотренных сетей предлагают студентам разного уровня обучения, а также преподавателям и сотрудникам посетить летние, зимние или осенние языковые школы, тематические школы в университетах-партнерах, в том числе краткосрочные курсы повышения квалификации. Рис. 2. Виды взаимодействия, реализуемые партнерами в рамках сетевых структур [Fig. 2. Types of activities realized within network structures] На третьем месте - обмен ресурсами, т.е. программы обмена и мобильности для студентов, преподавателей, сотрудников, и студентов PhD (20 из 33 сетевых структур). Реализация таких программ - цель большинства из созданных сетевых университетов и служит реальным показателем эффективности взаимодействия различных партнеров в рамках сети, способствуя интернационализации образования. В ряде сетевых структур для реализации таких проектов выделяются как внешние, так и внутренние финансовые ресурсы, а также стипендии и гранты участникам программ международного обмена. Примером может послужить сеть WUN, AUN, CLUSTER, CAMPUS EUROPAE, СУ СНГ, СУ ШОС, СУ БРИКС. Зачастую для финансирования подобных программ мобильности привлекаются средства Европейского союза в рамках программ Erasmus+, Erasmus Mundus, Tempus и др., для получения которых могут быть созданы отдельные консорциумы университетов в рамках уже действующих сетей. Отдельного внимания требуют совместные научные проекты, реализуемые сетями. В совокупности, 24% деятельности сетевых структур занимает совместная научная деятельность в различных формах: создание совместных лабораторий и исследовательских центров (совместные лаборатории созданы в ISTA, а исследовательские центры есть в AUN, UNIMED, ISTA). При этом 18 из 33 рассмотренных сетей (13%) реализуют совместные научно-исследовательские проекты в самых разных областях. Для этого создаются совместные междисциплинарные исследовательские группы и коллективы ученых, и выделяются значительные финансовые ресурсы в форме исследовательских грантов. Так, часть таких исследований европейских сетей финансируется из источников программы Horizon 2020 - восьмой рамочной программы Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий (РП8). Это крупнейшая рамочная программа за всю историю ЕС, бюджет которой составляет 80 млрд евро (например, такие программы реализуют UNICA и GUNI) 1 . В некоторых сетях создаются собственные фонды финансирования исследований: в 2016 году WUN выделила 42 гранта на общую сумму 8 016 440 фунтов стерлингов, а бюджет фонда развития исследований составил 1 300 000 фунтов стерлингов. Большинство сетей поддерживает исследователей грантами, активно развиваются формы совместного руководства диссертационными исследованиями, где студентам PhD предоставляются стипендии на реализацию своих проектов. Результатами проведения исследований становятся различные виды совместных публикаций (11 из 33 сетевых структур выпускают совместные публикации на регулярной основе). Различные онлайн проекты составляют 7% деятельности всех сетевых структур. Данная форма взаимодействия может подразумевать как рассылку онлайн информационных писем о деятельности сети и организаций-партнеров, и создание онлайн-платформ изучения языков, онлайн-платформы выбора программ обучения для программ обмена (Campus Europae), так и проведение веб-конференций, или внедрение новых технологий дистанционного образования и развитие программ виртуальной мобильности (EADTU). Наиболее сложная форма сетевого взаимодействия университетов - разработка и внедрение совместных программ и программ двойных дипломов между университетами-партнерами на различных уровнях обучения. Всего 9 из рассмотренных сетевых структур реализуют такие программы (табл. 2). Таблица 2 Совместные и двойные программы сетевых структур [Joint and double diploma programs of network universities] Тип реализуемых совместных и двойных программ Содержание США AAICU Превалируют двойные магистерские программы в различных областях с выдачей национальных дипломов и дипломов американских университетов-партнеров, существуют одновременно вместе с программами обмена Европа CLUSTER Программы двойных дипломов на уровне магистратуры и докторантуры (phd) с университетами-участниками сети TIME Программы двойных дипломов (реализуются 53 членами); ежегодно по программам мобильности в рамках двойного диплома участвует 540 студентов, а всего - около 2160 чел., Количество соглашений по двойным дипломам - 315. Докторские программы между некоторыми членами Мир Universitas 21 Программы совместного руководства диссертационными исследованиями в сотрудничестве с организациями-участниками сети, совместно с программами обмена и летними школами ASEA UNINET Совместные магистерские программы в области биомедицинской инженерии, международного менеджмента, общественного здравоохранения и регионального и локального планирования. Проект расширения программ двойных дипломов до программ многосторонних дипломов в разработке. Двойное руководство диссертациями BSUN Основная двойная магистерская программа по менеджменту возобновляемых энергетических ресурсов (финансируемая Европейским союзом в размере 206 000 евро). Реализуется совместно с университетами Румынии, Молдавии, Болгарии, Крыма, Турции, Италии С участием РФ СУ СНГ Аналог проекта Erasmus для стран СНГ. Реализация совместных образовательных программ: - аспирантура и докторантура, магистратура, ДПО. Развитие программ мобильности СУ ШОС Реализация совместных программ на уровне магистратуры и докторантуры СУ БРИКС Создание и реализация программ подготовки магистров и аспирантов, отражающих общие интересы университетов-партнеров и проекты стран БРИКС Обеспечение совместного руководства диссертационными проектами, осуществляющими партнерские исследования Источник: составлено автором. Таким образом, наиболее продвинутые современные университеты не просто интегрированы в сетевые взаимодействия, а создают новую модель университета - сетевой университет. Однако согласно исследованиям, в развитии сетевого взаимодействия вузов имеется ряд нерешенных проблем. Зарубежная практика свидетельствует о том, что сетевая система должна выстраиваться на базе центров совершенства (передовые вузы, НИИ, инновационные предприятия) и управляться в рамках самой сети, а не подчиняться приказам из единого центра. Важнейшее требование к участникам сетевого сообщества - готовность предоставления ресурсов для реализации общих целей, их аккумуляции и перераспределения. Одним из важнейших условий реализации сетевого взаимодействия является наличие технологической информационно-коммуникативной платформы. Взаимодействие участников сети организуется, как правило, не по административным каналам. Оно актуализируется объективной потребностью в коммуникации, что обусловливает широкий спектр возможных взаимосвязей и множественность их уровней и требует принципиально новых подходов к решению проблем лидерства и менеджмента (Неретина Е.А., 2013).

A A Oganesyan

Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

Author for correspondence.
Email: ani.oganesyan.a@gmail.com
Vernadsky Prospekt, 82-84, Moscow, Russia, 119571

Oganesyan A.A., Cand. Econ. Sci., PhD in Management sciences, leading specialist of the Russian- French center for education and consulting of the Institute of Public service and management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration.

  • Beerkens H.J.J.G. (2004) Global opportunities and institutional embeddedness: Higher education consortia in Europe and Southeast Asia. University of Twente. 354 p.
  • Grau F.X., Hall B., Tandon R. (2017). Higher education in the world 6. Towards a socially responsible university: Balancing the global with the local. URL: https://www.researchgate.net/ publication/314840823_Higher_education_in_the_World_6_Towards_a_Socially_Responsible_ University_Balancing_the_Global_with_the_Local (accessed: 22.06.2017).
  • Lupanov V. N. (2009) Setevaya model upravleniya universitetom v usloviyah globalizatsii i regionalizatsii obrazovaniya. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. No. 2. S. 63—68 (In Russ)
  • Makoveeva V.V. (2012) Setevoe vzaimodeystvie klyuchevoy faktor razvitiya integratsii obrazovaniya, nauki i biznesa. Vestn. Tom. gos. un-ta. No. 354. S. 163—166. (In Russ)
  • Melikyan A.V. (2014) Osnovnyie harakteristiki mezhdunarodnyih setey universitetov. Voprosyi obrazovaniya. No. 3. S. 100—117. (In Russ)
  • Neretina E.A. (2013) Setevoe vzaimodeystvie — osnova dinamichnogo razvitiya vuzov [Networking as the basis of flexible dynamic development of universities]. Vyisshee obrazovanie v Rossii. No. 4. S. 128—133. (In Russ)
  • Soglashenie o konsortsiume po sozdaniyu Setevogo universiteta Sodruzhestva Nezavisimyih Gosudarstv. URL: http://cis.rudn.ru/doc/1685 (accessed: 15.06.2017 ) (In Russ)
  • What is Horizon 2020? URL: https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/what-horizon-2020 (accessed: 04.06.2017).

Views

Abstract - 106

PDF (Russian) - 157


Copyright (c) 2017 Oganesyan A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.