PRESENT STATUS OF THE RUSSIAN-IRANIAN ECONOMIC RELATIONS

Cover Page

Abstract


This article provides information about sanctions that were removed from the Islamic Republic of Iran as well as provides information of the main areas of trade relations, the which development may create economic benefits for the Russian Federation within the framework of the above-mentioned bilateral economic relations. The subject of this article is trade and economic relations after the lifting of economic sanctions from the Islamic Republic of Iran. The goal of this article is to identify the most potentially profitable branches of Iran, where the expansion of the Russian economic presence is required. The methodology of this study was a general scientific method of analysis. The result of this article is the author’s proposal to expand certain areas of trade relations between the Russian Federation and the Islamic Republic of Iran with the provision of statistical data on their development since the lifting of sanctions from Iran. The results of scientific research can be used by participants in foreign economic activity who are interested in expanding their trade and economic relations.


Введение Для современного мира, представляющего собой арену для столкновений экономико-политических интересов различных государств, и порождающему собой дестабилизацию международных отношений между различными странами требуется налаживание и дальнейшее укрепление международных экономических отношений (далее - МЭО), в том числе и двусторонних. Основу современных МЭО составляют мирохозяйственные связи на микроуровне как между фирмами и компаниями разных стран, так и между отдельными предпринимателями. В условиях рыночной экономики подобные связи предполагают широкое применение договорной формы, когда субъекты хозяйствования внешнеэкономической деятельности несут всю полноту ответственности за выполнение принимаемых обязательств, обладая при этом достаточными правами и ресурсами (Рыбалкин, Мансуров, 2015). Однако в реальности, мировое сообщество создает барьеры для ведения внешнеэкономической деятельности, в том числе на договорной основе, определенным странам в виде экономических и/или политических санкций. Ядерная программа Ирана создала множество дискуссий в мире по поводу последствий развития данного направления, ввиду чего Соединенными Штатами Америки (США) и европейскими государствами были установлены политические и экономические санкции по отношению к ИРИ. Разумеется, российско-иранские деловые отношения сталкивались с множеством проблем впоследствии такого решения, однако, спустя 36 лет после их введения, ситуация сильно изменилась, поскольку с Ирана было снято подавляющее большинство санкций (Козичев, 2015). Обзор литературы Исследованиями в рамках данной темы занимаются как российские исследователи, научные сотрудники и институты, так и зарубежные. Развитие российскоиранских экономических отношений является сферой интересов таких научных институтов и организаций, как Институт актуальных международных проблем, Институт Востоковедения РАН, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, АНО «Центр востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии» и др. Стоит отметить, что интерес к Ирану проявляется не только со стороны российских обозревателей и исследователей, но и зарубежных. Существует множество научных статей и упоминаний в средствах массовой информации относительно как отдельно взятой Исламской республики, так и в рамках российско-иранских экономико-политических отношений. Методы и подходы Методологией данного исследования стал общенаучный метод анализа наряду с гипотико-дедуктивным методом. Также особое значение в данной работе имеет вероятностно-статистический подход, поскольку статистические данные - значительный фактор, повлиявший на заключительное мнение автора о потенциале развития и перспективах отдельно взятых сегментов рынка Ирана. При обработке и систематизации данных применялись методы группировок и классификации. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных экономистов, политологов, материалы и отчеты бизнес структур и министерств, а также научные публикации в периодических изданиях и материалы, размещенные в сети Интернет. Отмена санкций и новые перспективы Подписание 16 января 2016 г. Совместного всеобъемлющего плана действий стало причиной для снятия ряда санкций Соединенными Штатами Америки с Исламской Республики Иран 1 в отношении неамериканских граждан и компаний. В этом же году наблюдается мгновенное увеличение объема российско-иранского товарооборота на 80% 2 . Такому увеличению поспособствовало улучшение финансового и инвестиционного климата в Иране, а также снятие ограничений на поставку оборудования и техники, поскольку санкции делали невозможным проведение подобных сделок. Данный документ отменял такие ключевые санкции для ведения экономических отношений с данной страной: - финансовые и банковские; - на предоставление услуг по страховым гарантиям, страхованию и перестрахованию; - в отношении нефтяного и нефтехимического секторов; - на транзакции с судовыми и судостроительными компаниями, а также портовыми операторами; - на торговлю золотом и другими драгоценными металлами; - на торговлю графитом, сырьем и полуфабрикатами из металлов, например, алюминия и стали, а также на торговлю углем и программным обеспечением для интегрированных промышленных процессов; - на продажу, поставку и перевозку товаров и услуг, необходимых для автомобильной промышленности; - на сопутствующие услуги, связанные с упомянутыми пунктами 1 . В частности, санкции были сняты с Центрального банка Исламской Республики Иран, Иранской национальной нефтяной компании (NIOC), Национальной нефтехимической компании (NPC), а также нефтехимических компаний Bandar Imam Petrochemical, Jam Petrochemical, Pars Petrochemical, Tabriz Petrochemical и авиакомпании Iran Air. Следует отдельно отметить, что США также сняли ограничения с зарегистрированного в России банка ЗАО «Мир Бизнес Банк» (МБ Банк / МББ). Тем не менее, в отношении Ирана продолжает действовать ряд ограничений. Так, отмена санкций не коснулась американского торгового эмбарго: по-прежнему действует запрет на совершение сделок и осуществление транзакций американскими компаниями, зарегистрированными на территории США, за их пределами и действующими в рамках американского правового поля, зарубежными компаниями, действующими на территории США, американскими гражданами, лицами, постоянно проживающими на территории США, и лицами, находящимися на территории США. Отмена указанных санкций существенно повлияла на рост российского экспорта в Иран средств наземного транспорта, электрических машин и оборудования, резины и изделий из нее, а также органических химических соединений. Стало возможным более широкое применение договорной формы в торговых отношениях между РФ и ИРИ. По мнению автора, потенциал российско-иранского сотрудничества может проявится в таких отраслях промышленности, как авиастроение, металлургическая промышленность, промышленность строительных материалов, автомобилестроение, энергетическое машиностроение, тяжелое и нефтегазовое машиностроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, химическая и лесоперерабатывающая, а также в фармацевтической промышленности Российская Федерация и Исламская Республика Иран разделяют видение перспектив значительного роста объема торгового оборота, прямых иностранных инвестиций и количества реализуемых совместных проектов. Основными целями сторон являются расширение сотрудничества в различных отраслях промышленности, в том числе, добыча полезных ископаемых, укрепление торговых и инвестиционных связей, развитие транспортной инфраструктуры, услуг в сфере банковской и страховой деятельности, а также переход к торговле продукцией с высокой добавленной стоимостью. Однако, по мнению автора, на пути к увеличению экономического присутствия Российской Федерации в Иране особое внимание стоит уделить к таким направлениям, как транспортное и тяжелое машиностроение, авиационная промышленность, лесная промышленность и на нефтегазовый сектор, поскольку именно в данных направлениях Российская Федерация имеет больше возможностей к раскрытию потенциала на иранском рынке. Ввиду этого, возникает необходимость в предоставлении более подробной информации по указанным направлениям развития. Тяжелое машиностроение Снятие санкций благоприятно способствует развитию торгово-экономических отношений между Россией и Ираном. Однако наибольшее количество проектов российско-иранского сотрудничества затрагивают сферу тяжелого машиностроения. Так, персидские партнеры заинтересованы в усовершенствовании своей нефтедобывающей отрасли, в связи с чем возник спрос на поставку и сервисное обслуживание российской стороной электроцентробежных насосов для нефтедобычи, наземных буровых установок, компрессорного и прочего оборудования. Не менее важна заинтересованность иранской стороны в оборудовании для действующих и потенциальных электростанций, как тепловых, так и атомных. Не обходит стороной и модернизация газодобывающей области, развитию которого, в том числе, требуется большой спектр техники, которую российские компании могут и готовы поставить, в том числе энергетические газотурбинные и газоперекачивающие агрегаты, комплектующие для газоперерабатывающих заводов. Экспорт оборудования и агрегатов тяжелого машиностроения заметно вырос в 2015 г., стоимость которых достигала около 90 млн долл. США. Примерно столько же было затрачено иранскими партнерами в 2016 г. 1 Однако российские товары данной группы находятся в конкурентной среде с аналогичными изделиями из ряда других стран, таких как Китай, Южная Корея и Япония. В этой связи отмены санкций недостаточно, для продвижения на иранский рынок подобных товарных позиций, ввиду чего существует необходимость в усовершенствовании технологической базы, ценовой политики, условий обслуживания и логистических каналов, как того и требует рыночная экономика и практика мировой торговли. Транспортное машиностроение В рамках российско-иранского сотрудничества в области развития транспортного машиностроения существует заинтересованность иранской стороны в создании производства автомобильной техники коммерческого и специального назначения на территории Ирана, сборки сельскохозяйственной техники, таких как зерноуборочные комбайны, а также организации совместного предприятия по сборке вагонов. Также существует потенциал поставок российской стороной сельскохозяйственной техники, автомобилей таких производителей, как УАЗ и КАМАЗ, а также автобусов российского производства. Вслед за отменой санкций произошел резкий скачек поставок средств наземного транспорта в 2016 г. Согласно данным таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в 2016 г. стоимость импортированных в Иран наземных транспортных средств увеличилась на 130,7 млн долл. США по сравнению с предыдущим годом и составила 135,4 млн долл. Стоит отметить, что основными странами импортерами транспорта в Исламскую Республику являются Китай, Южная Корея и Япония. Существенный рост также произошел в поставках грузовых вагонов и тележек российской стороной, и на конец 2016 г. стоимость импортированных товаров данной группы составил 25,2 млн долл. США, что на 22,1 млн долл. больше, чем в 2015 г. 1 Основные поставщики грузовых вагонов на иранский рынок, также как легкового и грузового, - Южная Корея и Китай 2 . Авиационная промышленность Потенциал развития данного направления взаимоотношений очень велик, однако существуют ряд проблем, влияющих на продвижение российских воздушных судов на рынок ИРИ. К таковым относится зависимость технологического оснащения самолетов России от западных партнеров. Так, например, остается необходимость в получении по каждой сделке с заказчиком лицензии OFAC (Управление по контролю за иностранными активами министерства финансов США) в случае, если поставляемое воздушное судно в своем составе содержит более 10% комплектующих американского производства (требование касается и самолета “SSJ-100”). В 2016 г. российская и иранская сторона вели переговоры о приобретении более чем 100 воздушных судов класса «Сухой Суперджет 100» 3 , однако вскоре персидские партнеры отказались в приобретении, поскольку технологическая составляющая и безопасность полетов более важна для организаторов авиаперевозок, чем стоимостные условия, которые, как известно, более выгодные, чем у американских, французских и бразильских поставщиков воздушных транспортных средств 4 . В рамках продвижения вертолетной техники российская сторона имеет больше потенциала по наращиванию торговых отношений, чем в поставках воздушных судов. «Вертолеты России» и Иранская организация промышленного развития и реконструкции подписали меморандум о взаимопонимании, предполагающий создание совместного предприятия по сборке легких вертолетов Ка-226 или «Ансат» 1 . По информации в открытых источниках, у иранской стороны уже имеется более 50 единиц вертолетной техники из России 2 . Лесная промышленность Основное направление в рамках данного вектора развития является поставки российской стороной не только целлюлозы, офсетной и газетной бумаги, круглого леса и пиломатериалов. Помимо перечисленного, по мнению автора, имеет смысл увеличить предложение материалов и готовых изделий из дерева. Ярко выраженная заинтересованность в данных товарных позициях логически обоснована, однако существуют потенциальные страны-поставщики леса и пиломатериалов, которые наряду с Россией поставляют в ИРИ данную категорию товаров, такие как Турция, Китай, Таиланд, Малайзия. Тем не менее, после отмены санкций наблюдается сокращение импорта леса из России, и по данным таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации c 2015 по 2016 гг. импорт древесины и изделий из нее снизился на 19% 3 . Такое падение импорта российского сырья и товаров данной отрасли объясняется тем, что иранский рынок стал более привлекательным не только для Российской Федерации, но и для других конкурентоспособных экспортеров. Такие страны, как Китай и Турция воспользовались возможностью и соответственно увеличили экспорт своей продукции, тем самым изменив структуру импорта леса Исламской Республики. Тем не менее, по мнению автора, потенциал нарастания экспорта российской лесной продукции, в частности деревоизделий, очень велик, поэтому имеет смысл увеличивать торговые отношения в данном направлении, предоставляя не только сырье, но и готовую продукцию из дерева на взаимовыгодных условиях. С учетом отсутствия достаточного лесного ресурса в Иране, а также недостатка информации в понимании текущей и перспективной потребности в структуре и объемах потребления, в качестве первоочередных шагов иранские импортеры видят развитие торговых отношений в области поставок следующих продуктов: пиломатериалов, бумажной упаковки, фанеры и плиты, деревянного домостроение и др. Сотрудничество в нефтегазовой отрасли Отмена санкций существенно повлияла и на нефтегазовый сектор Ирана, позволив государственной нефтегазовой компании сталкиваться с меньшим количеством барьеров для международной торговли такого рода сырьем. Однако для российской стороны подобное состояние дел противоречиво, поскольку, с одной стороны, отмена санкций с иранского нефтяного и нефтехимического сектора означает укрепление конкурентных позиций поставщика энергоресурсов в данном сегменте, а, с другой стороны, российские компании могут удовлетворить необходимость иранской стороны в модернизации своих геологоразведочных технологий, развитии нефтяных районов, создании нефтегазовых и нефтехимических предприятий. По данным статистики Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов Америки запасы нефти в Иране составляют 21,7 млрд т, что на 7 млрд т превышают показатели России 1 . Время пагубного влияния санкций закончилось, поэтому привлечение инвестиций и совершенствование данной отрасли Национальной иранской нефтяной компанией неизбежно. По мнению автора, в данном случае российским компаниям имеет смысл сотрудничать с персидскими партнерами, предлагая взаимовыгодные проекты по разведке, добыче и переработке нефти на территории республики. Китай располагает значительно более мощным арсеналом финансовых и экономических инструментов для инвестиций в Иран и углубления связей с этой страной, однако российская компания Лукойл стала первой нефтегазовой компанией, подписавшей договор с Ираном после введения специально разработанного нефтяного контракта (Iran Petroleum Contract, IPC) 2 . Снятие ограничений также положительно отражается на газовом сегменте Ирана, дав тем самым импульс для развития данного сектора. Запасы газа в Исламской Республике по состоянию на 2016 г. составляют 16% от мировых 3 , однако технологическая база республики недостаточно развита для добычи углеводородов из месторождений. В 2016 г. представитель Национальной иранской газовой компании (NIGC) по международным делам заявил, что до 2021 г. Иран намерен поставлять в Европу до 30 млрд м 3 газа и еще 50 млрд м 3 - своим странам-соседям. Малоразвитая трубопроводная инфраструктура, в частности по направлению в Европу, служит существенным недостатком для экспорта иранского газа. На сегодняшний день, самый распространенный способ экспорта иранского сжиженного газа - морская перевозка. Перечисленные факты - это предпосылки, стимулирующие улучшение инфраструктурных и геологоразведочных условий в ИРИ. Ввиду этого, российские компании имеют огромный потенциал для продвижения своих интересов в данном контексте. В соответствии с информацией в СМИ, обсуждалось участие российских компаний в освоении 11 иранских месторождений углеводородов. Подобные переговоры вели «Газпром», «Роснефть», «Газпром нефть», «Татнефть» 1 . Заключение Отмена американских и европейских санкций сделала рынок Ирана более привлекательным не только для России, но и для подавляющего большинства развитых и развивающихся стран. Принужденная изоляция экономики ИРИ от мира в виде барьеров, установленных на пути к процветанию экономической составляющей республики, длительное время сдерживала персидских партнеров в скачке развития международных экономических отношений. У иранского правительства существует необходимость в нахождении новых партнеров и точек укрепления своих позиций на мировой арене, поскольку снятые ограничения дают импульс для продвижения интересов государства в мировой экономике. Теократический строй Ирана и вытекающий из него субъективизм Высшего руководителя благоприятно влияет на продвижение российских позиций в экономике ИРИ, ввиду чего, по мнению автора, необходимо российскому бизнесу акцентировать свое внимание на столь привлекательный рынок.

K A Omarov

The Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry

Author for correspondence.
Email: omarov.k.a@yandex.ru
Ostozhenka str., 53/2, Moscow, Russia, 119034

Omarov K.A., Ph.D. student, The Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.

  • «Vertolety Rossii» i Iranskaja organizacija promyshlennogo razvitija i rekonstrukcii podpisali memorandum o vzaimoponimanii. Vertolety Rossii. URL: http://www.russianhelicopters.aero/ ru/press/news/vr_idro_memorandum/ (accessed: 28/03/2017) (in Russ).
  • «Vertolety Rossii» podpisali soglashenie o vzaimoponimanii s iranskoj IHSRC. Centr analiza mirovoj torgovli oruzhiem. URL: http://www.armstrade.org/includes/periodics/ news/2017/0526/162041232/detail.shtml (in Russ)
  • Kozichev E. Kakie sankcii vvodilis’ protiv Irana. Gazeta Kommersant. Retrieved from: https://www. kommersant.ru/doc/2767157 (accessed: 26/05/2017). (in Russ).
  • Rybalkin V.E., Mantusov V.B. Mezhdunarodnye jekonomicheskie otnoshenija: uchebnik dlja studentov, obuchajushhihsja po jekonomicheskim special’nostjam. M.: UNITY-DANA, 2015. (in Russ).
  • Rossija postavit v Iran do 100 samoletov SSJ-100. Informacionnoe agentstvo Interfaks. URL: http:// www.interfax.ru/business/494827 (accessed: 16.02.2016) (in Russ).
  • Sostojalsja rabochij vizit Aleksandra Novaka v Iran. Ministerstvo jenergetiki. URL: https://minenergo. gov.ru/node/6734 (accessed: 13.12.2016) (in Russ).
  • Tamozhennaja statistika vneshnej torgovli Rossijskoj Federacii. Federal’naja tamozhennaja sluzhba. URL: stat.customs.ru/ (accessed: 24.05.2017) (in Russ).
  • Topalov A., Rossija zamahnulas’ na iranskie nedra. Gazeta.ru. URL: https://www.gazeta.ru/ business/2017/03/13/10574165.shtml (accessed: 14.03.2017) (in Russ).
  • Annual Statistical Bulletin 2016. Organization of the Petroleum Exporting Countries. URL: http:// www.opec.org/opec_web/static_files_project/media/downloads/publications/ASB2016.pdf (accessed: 20.05.2017).
  • Executive Order 13716 of January 16, 2016. The White House. URL: https://www.treasury.gov/resourcecenter/sanctions/Programs/Documents/jcpoa_eo.pdf (accessed: 21.01.2016).
  • New Twist in SSJ-100 Talks: Russians Reluctant to Sell!. Financial tribune. URL: https://financialtribune. com/articles/economy-business-and-markets/56993/new-twist-in-ssj-100-talks-russiansreluctant-to-sell (accessed: 07.01.2017).
  • The world factbook. Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/library/publications/ the-world-factbook/rankorder/2244rank.html (accessed: 01.01.2016).
  • Trickett N., Thomas M. China, Russia, Iran: Ports and Power Along the Belt and Road. The Diplomat. URL: http://thediplomat.com/2017/03/china-russia-iran-ports-and-power-along-the-belt-androad/ (accessed: 23.03.2017).
  • UN Comtrade Database. United Nations. URL://comtrade.un.org/data/ (accessed: 19.05.2017).

Views

Abstract - 152

PDF (Russian) - 626


Copyright (c) 2017 Omarov K.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.