Греческие пятиборцы: путь к победе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - выяснить, как было организовано греческое пятиборье на панэллинских играх, какова была в нем последовательность состязаний, различались ли правила его организация на панэллинских и местных играх, как судьи определяли победителя и какой путь должен был пройти пятиборец к победе. На основе письменных источников и данных эпиграфики автор показывает, что основной принцип организации пятиборья был разработан на Олимпийских играх, но на местных играх возможны были отступления от него. Последовательность состязаний в пятиборье и определение абсолютного победителя является одной из сложных задач в научной литературе, но именно она напрямую связана с вопросом - в каких состязаниях должен был победить атлет на пути к своей победе. Статистический анализ данных о победах атлетов в пятиборье и о победах пятиборцев в специальных дисциплинах дают возможность автору предположить, что пятиборцы чаще одерживали победы за счет состязаний в беге, чем в борьбе, и что больше шансов на победу было у легкоатлета, чем у единоборца.

Полный текст

Введение Одним из популярных состязаний греческой атлетики было пятиборье (pentathlon), которое состояло из бега, борьбы, прыжков в длину, метания копья и диска. Античный пентатлон мало чем напоминал современное пятиборье[59], скорее он был ближе к современному десятиборью, проводившемуся в течение двух дней и состоявшему из четырех видов бега (100 м, 400 м, 110 м с барьерами, 1500 м), а также прыжков в длину, толкания ядра, прыжков в высоту, метания диска, прыжков с шестом, метания копья [3. C. 32; 2. C. 114]. Все дисциплины современного десятиборья относятся к легкой атлетике, тогда как в античное пятиборье входили как дисциплины легкой атлетики (бег, пряжки, метание копья и диска), так и единоборства (борьба). Павсаний причислял борьбу, так же, как все единоборства (кулачный бой и панкратион), к тяжелым видам спорта (Paus. VI. 24. 1). Филострат, автор трактата «О гимнастике», разделил все состязания на «легкие» и «тяжелые». К «легким» Филострат отнес короткий бег (на 1 стадий), двойной бег, длинный бег, бег в вооружении и прыжки, а к «тяжелым» - все единоборства (панкратион, борьба и кулачный бой) и метание диска. В составе пятиборья Филострат метание диска с борьбой классифицировал как «тяжелые» состязания, а метание копья, прыжок и бег - как «легкие» (Philostr. Gymn. 3). Э. Гардинер отмечал, что пятиборье, как комбинированное соревнование, могло быть организовано только после того, как все соревнования, входящие в него, уже были широко известны [4. P. 361-362]. В программе Олимпийских игр бег был с 1-й Олимпиады (776 г. до н.э.)[60]. Павсаний открывает олимпийскую летопись победой бегуна Кореба из Элиды в 776 г. до н.э. (Paus. V.8.6). К 18-й Олимпиаде (708 г. до н.э.), на которой был введен пентатлон, в программе Олимпийских игр уже были известны три вида бега на разные дистанции: «короткий» бег на 1 стадий, «двойной» бег на 2 стадия (с 14-й Олимпиады - 724 г. до н.э.) и «длинный» бег (с 15-й Олимпиады - 720 г. до н.э.) (Paus. V.8.6-7)[61]. Борьба была введена одновременно с пятиборьем на 18-й Олимпиаде (Paus. V.8.7). Бег и борьба в программе античных Олимпиад были представлены и как самостоятельные состязания, и как составные части пятиборья, тогда как прыжки, метание диска и копья проходили только в рамках пятиборья (ἴδια τῷ πεντάθλῳ) (Poll. III.151)[62]. В программе Олимпийских игр пентатлон был включен с 18-й Олимпиады (708 г. до н.э.), позднее, в 38-ю Олимпиаду (628 г. до н.э.) был введен пентатлон для младшей возрастной группы атлетов, «мальчиков» (παῖδες)[63], но на следующей, 39-й Олимпиаде от него отказались (Paus. V.8.7). Однако пятиборье для мальчиков проводилось как на Пифийских играх в Дельфах, так и на многих местных играх [3. P. 32-33; 10. C. 124][64]. Организация пятиборья Организация пентатлона на Олимпийских играх, возможно, послужила образцом для других панэллинских и местных игр, хотя правила греческого пятиборья менялись в зависимости от времени и места проведения игр [4. C. 363; 11. P. 24; 12. P. 62]. Пятиборье состояло в первую очередь из трех состязаний, составляющих т.н. «ядро пятиборья» - метание диска, прыжков и метание копья. Э. Гардинер отмечал, что изображения прыжков, метания копья и диска, расположенные друг за другом, часто встречаются на панафинейских амфорах [4. C. 361]. Бег и борьба были добавлены к ним с целью определить общего победителя пятиборья [3. C. 32; 13. C. 117-118; 14; 15]. Бег и борьба проводились в составе пятиборья по тем же правилам, что и отдельные состязания. Об очередности агонов пентатлона можно судить по плохо сохранившейся надписи с Родоса (ок. I в. до н.э.), из текста которой видно, что метание диска было первым, а прыжок - вторым состязанием (SEG 15.501). Этот же порядок состязаний мы видим в надписи некоего пятиборца из Эфеса, где утверждалось, что он был «непобедим в метании диска, непобедим в метании копья» (II в. н.э.) (IAG 75). В рамках первой тройки состязаний метание копья, возможно, было на третьем месте (Bacchyl. IX.30-36; Pind. Nem. V.72; Isthm. II.30). Большая часть исследователей полагает, что в пятиборье борьба была последней (Hdt. IX.33; Paus. III.11.6; Xen. Hell. VII.4.29; Bacchyl. IX.27 ff.; Artemidor. Oneirocr. I.57) [16; 14. P. 363; 15. C. 33-34; 17. P. 132; 3. P. 32; 12. P. 62; 18. P. 34]. Следовательно, бег мог занимать четвертое место [19]. Путь к победе Для выбора победителей в пятиборье могли использовать систему баллов или систему выбывания атлетов после третьего или четвертого состязания [18. P. 56-59; 20]. Большая часть исследователей принимает теорию Г. Харриса, которую он сформулировал в 1972 г. Согласно его концепции, если атлет выигрывал первые три соревнования, то его объявляли победителем. Если же не было атлета, который бы победил за явным преимуществом, выиграв первые три состязания, то тогда, согласно теории Г. Харриса, было две возможности выявить победителя в пятиборье. В первом случае в следующий этап выходили два атлета - атлет A с двумя победами и атлет B с одной победой. Они состязались в беге, и если атлет А побеждал, то он выигрывал все пятиборье, т.к. у него в общей сложности было три победы. Если же в беге побеждал атлет B, то оба атлета имели по две победы. Они выходили в финал пятиборья, где проводилось пятое, решающее соревнование - борьба. Однако Г. Харрис рассматривал и другой вариант развития событий, при котором после трех первых соревнований в следующий этап борьбы выходили три атлета (A, B и C), у каждого из которых было только по одной победе (в прыжках или в одном из видов метания). Между ними проводился забег на 1 стадий. Победивший в беге атлет, например, атлет А, таким образом, имел две победы и поэтому получал преимущество, т.к. отдыхал в ожидании своего будущего соперника для решающего финального поединка в борьбе. А тем временем между атлетами В и С проводился «полуфинальный» поединок в борьбе. Победитель этого «полуфинала» выходил в финал, в котором боролся с атлетом А [15]. Д. Кайл, в целом принимая теорию Г. Харриса, уточнил, что «полуфинальный» отборочный поединок между атлетами В и С мог проводиться не в борьбе, а в беге, и тогда победитель полуфинала мог сохранить силы для финальной борьбы с атлетом А [20]. Таким образом, если пятиборье начиналось с метания диска, за которым следовали прыжки и метание копья, и в первых трех состязаниях не было явного победителя, тогда атлеты переходили к состязанию в беге. Если же по результатам бега не было атлета с тремя победами, то тогда победитель пятиборья определялся через финал в борьбе. Отношение к пятиборцам у античных авторов было неоднозначным. И хотя Аристотель в «Риторике» пишет, что у пятиборцев самые красивые тела, потому что они созданы для того, чтобы сочетать силу и скорость (Arist. Rhet. 1361b), большинство авторов считает пятиборцев атлетами «второго сорта». Платон в «Соперниках» отмечал, что если сравнить пятиборцев с бегунами или борцами, то они уступают им в этих видах состязаний и занимают вторые места, хотя в сравнении с прочими атлетами они бывают победителями (Ps.-Plat. Amat. 135e). Диоген Лаэртский со ссылкой на Платона отмечал, что, по словам Сократа, философ подобен пятиборцу, т.к. занимается и физикой, и этикой, и математикой, различными искусствами (Diog. Laert. IX.7.37). Лонгин в трактате «О возвышенном», описывая ораторов Гиперида и Демосфена, утверждал, что Гиперид более универсален и обладает значительными преимуществами. Он сравнивает Гиперида с атлетом, «который, уступая первенство в общей сумме очков пятиборья, неизменно выходит победителем в каждом отдельном виде соревнования» (Longin. 34.1. Пер. Чистяковой Н.А.). В современной литературе также нет единства по поводу пятиборцев. Э. Гардинер отмечает, что пятиборец не был специалистом в каком-то одном виде спорта, а скорее спортсменом-универсалом, сочетавшим силу и скорость. Так, один и тот же атлет мог побеждать в беге и прыжках в длину или в метании диска и метании копья [4. P. 367-368]. В. Метьюз полагал, что пятиборец проигрывал в беге или борьбе, по сравнению с бегуном или борцом [17. C. 131]. Порядок выступления участников пятиборья определялся жеребьевкой, как в беге или в борьбе (ср.: Luc. Herm. 39-40; Heliod. Aith. 4,3). Однако в парных поединках, например, в борьбе, количество атлетов не всегда было четным. В таком случае организаторы турнира изготовляли непарный жребий, и тот, кто его вытаскивал, оставался в «запасе», т.е. ждал, пока пройдут первые поединки. Такой атлет назывался «эфедром» (ἔφεδρος) и находился в более выгодном положении, так как, сохранив силы, выходил на поединок с уже утомленным противником. Но победа эфедра ценилась гораздо меньше, чем победа атлета, прошедшего все этапы борьбы, т.н. «анэфедра» (ἀνέφεδρος) (Pind. Ol. VIII.67-70) [21]. В единоборствах часто встречаются упоминания об эфедрах, но в случае с пятиборьем данных об эфедрах или анэфедрах нет [4. C. 370]. Это объясняется тем, что в прыжках и метаниях атлеты выступали по одному, а в финальном борцовском поединке при необходимости пары определялись жребием [22. C. 264]. Также нет данных на панэллинских играх о ничьих в пятиборье, но возможно, что такие случаи иногда имели место на местных играх [14. C. 367; 19. P. 33]. В списке победителей Эротидей в Феспиях указано, что в пятиборье победителем был объявлен Публий Альбиний из Коринфа, вместе с которым увенчали атлета из Фив (SEG 3 (1929) 335). Дж. Бин объясняет это тем, что оба атлета должны были сразиться в борьбе, которая, по решению судей, закончилась ничьей [14. C. 367]. Такие ничьи, когда ни один из соперников не мог совершить решающий бросок, видимо, имели место. Борьба отличалась от других единоборств тем, что в ней судьи выносили решение о победе одного из участников поединка и поражении другого (Plat. Leg. 8.33e; Ael. VH. 11.1), тогда как в кулачном бою и в панкратионе решающим фактором в объявлении победителя обычно становился отказ одного из соперников дальше продолжать поединок. Судьи следили за соблюдением правил борьбы (запрещалось наносить удары кулаком, ломать пальцы сопернику и кусаться[65]), а также наблюдали за тем, чтобы брошенный на землю борец трижды коснулся земли бедром, плечом или спиной. Полибий дважды использует в качестве метафоры поединок борцов, закончившийся ничьей (Polyb. I.58.5; XXIX.8.9). В более поздние времена эта практика, по-видимому, стала довольно распространенной в единоборствах. В надписи М. Аврелия Асклепиада, борца и панкратиаста, периодоника, победителя в Олимпии (181 г. н.э.), Дельфах, Истмии (дважды) и Немее (дважды), подробно перечислены все его победы с упоминанием о том, что никогда он не был побежден, никогда не заканчивал поединок ничьей и часто выигрывал ἀκονιτί (IAG 77). Атлеты иногда выигрывали то или иное состязания ἀκονιτί. После того, как в список участников попадал сильно превосходящий своих соперников спортсмен, то его соперники отказывались от соревнований с ним и сдавались без боя, т.е. «без пыли», ἀκονιτί[66]. Такие победы были свидетельством явного превосходства атлета и очень высоко ценились [6. C. 3]. Победы ἀκονιτί известны в беге, но чаще всего - в единоборствах [6. C. 6]. Первая подобная победа имела место на 75-й Олимпиаде (480 г. до н.э.), когда в панкратионе «без пыли» победителем стал Дромей из Мантинеи. Его соперником был прославленный борец Феаген с Фасоса[67]. Однако Феаген решил принять участие и кулачном бою, и в панкратионе. Проведя серию тяжелых поединков в кулачном бою, Феаген с большим трудом одолел в финале Евфима из Локр. Он потерял много сил, а т.к. все единоборства проводились в один день, это не позволило ему достойно выступить в панкратионе. Феагену пришлось отказаться от финальной схватки, и впервые судьи присудили победу «без пыли» сопернику Феагена, Дромею из Мантинеи (Paus. VI.9.2; VI.11.4). Но Феаген смог стать олимпиоником в этой дисциплине на следующей, 76-й Олимпиаде (476 г. до н.э.)[68]. Интересно, что в пятиборье также были известны победы ἀκονιτί. Однако не совсем ясно, подразумевается ли под этим термином общая победа атлета в пятиборье, которая была присуждена «без пыли» или речь идет о победе «без пыли» в отдельных дисциплинах пятиборья. М. Голден отмечает, что такая победа была возможна, когда оставшиеся соперники выбывали перед началом борьбы [6. C. 6]. Первая подобная победа на Олимпийских играх относилась, возможно, к 500 г. до н.э. (70-я Олимпиада). Тогда Акматид из Спарты[69] победил в пентатлоне «без пыли», т.е. против него отказались выступать все его соперники. В честь своей победы Акматид посвятил Зевсу халтер (приспособление для прыжков в длину[70]), на котором была надпись - одна из наиболее ранних надписей олимпийского пентатлона. Л. Моретти полагал, что термин ἀκονιτί был применим к борьбе, а не ко всему пятиборью, т.е. Акматид не выиграл все состязания «без пыли», а выиграл пятиборье без финальной борьбы после четвертого состязания [24. C. 19]. Немногие атлеты могли удостоиться почетного титула периодоника (περιοδονίκης). Периодониками называли тех атлетов, которые одерживали победы в одном виде спорта на протяжении одного олимпийского цикла («периода» - περίοδος) от одной Олимпиады до другой. В этот период входили панэллинские игры - Олимпийские, Пифийские Немейские и Истмийские. Но если Олимпийские и Пифийские игры проводились раз в четыре года, то Немейские и Истмийские - через два года. Периодониками чаще всего становились единоборцы и бегуны, но о периодониках в пятиборье данных нет [25. C. 69]. Единственным атлетом, кто мог бы претендовать на этот почетный титул, был Тимон из Элиды. Его победы в Олимпии, в Дельфах и в Немее относятся ко времени ок. 200 г. до н.э. Для того, чтобы стать периодоником, ему была необходима победа на Истмийских играх, но, как пишет Павсаний, Тимону, как элейцу, было отказано в участии в Истмийских играх (Paus. V.2.5; VI.16.2)[71]. «Первые три состязания» В источниках есть упоминания, что некоторые атлеты побеждали в пятиборье, выиграв «первые три состязания», но не всегда уточняется, какие именно состязания выиграл атлет. Так, Аврелий Поликрат из Кибиры (Ликия), бегун и пятиборец (III в. н.э.), дважды побеждал в пятиборье, выигрывая «первые три состязания» (IAG 82) [6. P. 23-24; 24. C. 239-241], что лишний раз подчеркивает, что он явно преобладал над своими соперниками в пятиборье. В. Метьюз считает, что победить «в первых трех состязаниях» пентатлона значило гораздо больше, чем победить ἀκονιτί. Такая победа демонстрировала полное превосходство атлета над своими соперниками [17. C. 133]. Определенную сложность представляет эпиграмма, приписываемая Симониду Кеосскому, посвященная победам Диофонта, сына Филона (V в. до н.э.) в пятиборье на Пифийских и Истмийских играх. В ней перечисляются по очереди все состязания пентатлона в следующем порядке: прыжок, бег, диск, копье, борьба (Simonid., fr. 153 Bergk; GrAnth. 16.3). Автор эпиграммы, прославляя победу Диофонта, отмечает, что он был первым во всех пяти соревнованиях! Если исходить из того, что Диофонт победил во всех агонах пятиборья, то этот случай был уникален. В источниках не всегда есть указания, какие именно агоны из пяти выиграл победитель пентатлона, т.е. какой путь он прошел к своей победе. Вакхилид в эпиникии, посвященном пятиборцу Автомедонту из Флиутна, подчеркнул, что тот одержал победу на Немейских играх, став первым в метании диска, копья и в борьбе (Bacchyl. IX.28-36). Если исходить из того, что первыми состязаниями пентатлона были прыжок, диск и копье, то Автомедон не победил в прыжке, и для окончательной победы ему потребовался поединок в борьбе. Иногда авторы указывали не три, а два состязания пентатлона, в которых атлет одержал победу. Павсаний пишет о том, что Тисамен из Элиды победил Гиеронима с Андроса в 492 г. до н.э. на 72-й Олимпиаде (?) в беге и прыжках, но проиграл ему в борьбе и во всем состязании в целом (Paus. III.11.6-7). Возможно, Гиероним стал победителем в двух метаниях и закрепил свою победу в поединке борцов. Р. Меркельбах обратил внимание, что античные авторы при описании первых четырех агонов пятиборья часто упоминали «двойные» победы, т.е. один и тот же спортсмен мог выиграть в рамках пятиборья прыжок и бег (как Тисамен) или два метания (как Автомедонт или атлет из Эфеса, который победил в метании диска и копья) [22]. Он объясняет это тем, что два состязания часто могут быть связаны с общей системой подготовки атлета. Так, например, победа в комбинации бега и прыжка часто встречается в современном спорте. На XI Олимпийских играх (Берлин,1936 г.) знаменитый легкоатлет Джеймс Оуэнс (США) завоевал 4 золотые медали, выиграв три забега (100 м и 200 м и эстафета 4 по 100 м) и прыжок в длину (8 м 06 см) [2. C. 128]. На XXIII Олимпийских играх (ЛосАнджелес, 1984 г.) легкоатлет Карл Льюис (США) повторил рекорд Джеймса Оуэна, победив в трех дистанциях бега (100 м и 200 м, в эстафете 4 по 100 м) и в прыжках в длину. На XXIV Олимпийских играх (Сеул, 1988 г.) Карл Льюис стал первым в беге на 100 м и в прыжке в длину (в беге на 200 м он стал вторым), а на XXV Олимпийских играх (Барселона, 1992 г.) - в прыжках в длину и в составе эстафеты 4 по 100 м [2. C. 128][72]. Легкоатлетка Джесси Джойнер-Керси (США) завоевала золотые медали и как победительница женского семиборья[73], и в прыжках в длину на XXIV Олимпийских играх (Сеул, 1988 г.), а на XXVI Олимпийских играх (Атланта, 1996 г.) она повторила свой успех в семиборье и завоевала бронзу в прыжке в длину. В женском семиборье Хайке Габриэла Дрекслер (ГДР) стала двукратной победительницей Олимпиад (XXV Олимпийские игры, Барселона, 1992 г.) и XXVII Олимпийские игры, Сидней, 2000 г.)) в прыжках в длину, а на XXIV Олимпийских играх (Сеул, 1988 г.) завоевала серебряную медаль в прыжках в длину и две бронзовые медали в беге (100 и 200 м). В 1994 г. Х.Г. Дрекслер выступила в семиборье и победила с лучшим результатом сезона [2. C. 128]. Статистика побед античных пятиборцев показывает, что если они выступали в отдельных дисциплинах, то чаще побеждали в беге. В пятиборье был включен короткий бег на 1 стадий (192,28 м) [26. C. 215; 217; 6. C. 157-158]. Знаменитый Фаилл из Кротона был одним из первых пятиборцев, который первенствовал в отдельных состязаниях по бегу. На Пифийских играх в Дельфах (ок. 500 г. до н.э.)[74] он дважды был первым в пятиборье и один раз в коротком беге (Paus. X.9.2; ср.: Aristoph. Acharn. 215; Wasps. 1206). Хотя Фаилл так и не одержал ни одной победы на Олимпийских играх (Paus. X.9.2), многие авторы подчеркивают его превосходство в разных дисциплинах пятиборья [4. P. 209-210]. Павсаний утверждал, что Фаилл являлся самым уникальным из всех атлетов, и начинает свое описание священного участка Аполлона Пифийского в Дельфах со статуи Фаилла (Paus. X.9.2). Очевидно, что своим успехом в пятиборье Фаилл был обязан, главным образом, прыжкам и мастерству бега. Аристофан дважды упоминает имя Фаилла в своих комедиях как синоним быстроты и скорости, и восхищается его способностями бегуна (Acharn. 215; Wasps. 1206). В комедии «Ахарняне» Фаилл упоминается как атлет, имя которого первым приходит на ум человеку, желающему назвать образец быстрого бегуна (Acharn. 214-16). Зенобий (II в. н.э.) цитирует эпиграмму о том, как Фаилл прыгнул на 55 футов (16,31 м), так далеко, что сломал ногу (6.23). Современные ученые считают, что этот прыжок почти наверняка являлся вымыслом, или, возможно, речь шла о тройном прыжке [3. C. 103]. Э. Гардинер полагал, что Фаилл выиграл в пятиборье прыжки, диск и бег, т.к. он был победителем в коротком беге на Пифийских играх [4. C. 368]. Г. Харрис предположил, что Фаилл был превосходным прыгуном, но плохим метателем диска, и в пятиборье на Пифийских играх ему, скорее всего, удалось выиграть борьбу [15. C. 90; 17. P. 136]. В олимпийском списке Юлия Африкана (III в. н.э.) упомянут атлет Хионид (VI в. до н.э.), который прыгнул на 52 фута (16,66 м). Хиониду из Спарты приписывают три или четыре победы в коротком беге и три - в двойном беге на 29-31 Олимпиадах (664-656 гг. до н.э.). Он был первым атлетом, кто выиграл в беге на трех Олимпиадах подряд. Однако нет никаких свидетельств того, что Хионид когда-либо участвовал в соревнованиях по пятиборью (Paus. III.14.3, IV.23.4, VI.13.2, VIII.39.3; Euseb. Chron. 1.197 Schoene) [1. C. 297; 6. P. 30]. Его прыжок, как и прыжок Фаилла, кажется слишком невероятным с точки зрения современного спорта. М. Голден полагает, что это было связано с разными мерами длины в разных полисах [6. C. 147]. Что касается метания диска и копья, то Филострат отнес метание диска с борьбой к «тяжелым» состязаниям, а метание копья - к «легким» (Philostr. Gymn. 3). В. Метьюз полагает, что успешный метатель диска имел больше шансов победить спринтера в метании копья, чем бегун - метателя диска [17. C. 135]. Автомедонт из Флиунта победил в метании диска и копья, а потом и в борьбе (Bacchyl. IX.28-36), так же, как и пятиборец из Эфеса, утверждавший, что он непобедим в метании диска и метании копья (IAG 75). Бег или борьба? Многие соревнования по пятиборью, должно быть, решались в финальном поединке в беге или в борьбе между двумя двукратными победителями первых четырех соревнований. М. Голден полагает, что чаще всего пятиборцы были успешными бегунами, чем борцами [6. C. 130]. С этой точки зрения интересно рассмотреть те примеры, когда пятиборцы принимали участие в других дисциплинах. Побеждали они редко, и чаще в соревнованиях по бегу на короткие дистанции. Многочисленные соревнования по бегу на панэллинских и местных играх различались, прежде всего, дистанцией и техникой бега, которые подробно описал Филострат (Philostr. Gymn. 32 f). Фаилл из Кротона, дважды пифионик в пятиборье, также победил в Дельфах в коротком беге (Paus. X.9.2). Атлет Николаид из Коринфа (V в. до н. э.) был успешным пятиборцем, который первенствовал на двенадцати различных состязаниях, в том числе и на трех панэллинских: Пифийских, Немейских и Истмийских играх, но ни разу не победил в Олимпии. Он многократно побеждал на местных праздниках, в том числе в Афинах на Панафинеях, где за победу получил шестьдесят призовых панафинейских амфор (Ant. Pal. XIII). Легендарный Ксенофон, сын Фессала из рода Олигетидов из Коринфа, был единственным атлетом, который выиграл на одних Олимпийских играх (79-я Олимпиада, 464 г. до н.э.) пятиборье и короткий бег! Олимпийской победе Ксенофона знаменитый поэт Пиндар посвятил оду (Pind. Ol. XIII. 29-31), особо отметив, что обе победы тот выиграл в один и тот же день (Schol. in Pind. Ol. XIII.1a (Drachmann). Ксенофон был выдающимся спринтером, недаром он смог победить и в беге, и в пятиборье. В пятиборье Ксенофон, скорее всего, выиграл прыжок, бег и борьбу [17. C. 136]. К IV в. до н.э. относятся победы Эвполида (Эвполема) из Элиды, который дважды одержал победу в пятиборье на Пифийских играх (ок. 398 г. до н.э. и ок. 394 г. до н.э.) и один раз на Немейских играх (ок. 397 г. до н.э.), а на 96-й Олимпиаде (396 г. до н.э.) стал победителем в коротком беге (Paus. VI.3.7; VIII.45.4). Дамиск из Мессении в 12 лет победил на 103-й Олимпиаде (368 г. до н.э.) в коротком беге среди παῖδες. Он считается самым юным олимпиоником. Позднее Дамиск выиграл пятиборье на Немейских и Истмийских играх (Paus. VI.2.10-11). Знаменитый Горг из Элиды (III в. до н.э.) установил своеобразный рекорд, четыре раза подряд побеждая в олимпийском пятиборье. При этом он также был олимпиоником в двойном беге и в беге гоплитов (Paus. VI.15.9). В пятиборье он, видимо, выиграл прыжок, спринт и борьбу [17. C. 136]. Фиванец Акастид, сын Клеомнеста, на Панафинейских играх в Афинах в 182 г. до н.э. одержал победу в коротком беге и в пятиборье в категории «юношей» (ἀγένειοι - букв. «безбородые») (Polyb. 38.14.1; IG 22 2314). Элий Гранион из Сикиона на Олимпийских играх дважды победил в пятиборье (ок. 137 г. н.э., ок. 141 г. н.э.), а также в коротком беге (ок. 133 г. н.э.), в двойном беге и в беге гоплитов (ок. 137 г. н.э.) (Paus. II.11.8; 19.11). Деметрий с Саламина (Кипр) (III в. н.э.) трижды подряд побеждал в коротком беге на Олимпийских играх (возможно, 229, 233, 237 гг. н.э.) и дважды - в пятиборье [24. 253-257]. Аврелий Поликрат из Кибиры (Ликия) (III в.н.э.) прославился как бегун ἀγένειοι в коротком беге. Он выиграл и короткий бег, и пятиборье на Адрианеях в Афинах (IAG 82). Таким образом, пятиборцы одерживали победы в коротком беге, двойном или беге гоплитов (на 2 стадия), т.е. в беге на короткие дистанции. Очень редко пятиборцы одерживали победы в единоборствах. Юный Эвтелид из Спарты в 628 г. до н.э. на 38-й Олимпиаде стал первым (и единственным!) олимпиоником в пятиборье среди παῖδες, а также первым среди юных атлетов одержал победу в борьбе (Paus. V.9.1; VI.15.8; IG 22 2326). Он был одним из немногих успешных пятиборцев, кто прославился в первую очередь как борец, а не как бегун. Антиох из Лепреона победил в панкратионе на Олимпийских играх (возможно, в 400 г. до н.э. на 95-й Олимпиаде), а также дважды побеждал в пятиборье на Немейских и Истмийских играх (Xen. Hell. VII.1.33; Paus. VI.3.9), что было очень необычным сочетанием дисциплин [6. C. 3]. Неизвестный атлет в надписи на халтере, каменной гантеле для прыжков, найденной в Истмии (1-я пол. VI в. до н.э.), хвалится, что сделал это посвящение после того, как дважды победил в пятиборье и дважды в борьбе (SEG 18.140). Д. Рамба справедливо отмечает, что речь в данном случае идет о крупных и важных фестивалях, тогда как на небольших местных соревнованиях пятиборцы нередко добивались успеха в нескольких специализированных дисциплинах [25. P. 67, n. 22]. Заключение Таким образом, пятиборье в программе Олимпийских игр стало первым примером многоборья, и именно в Олимпии были сформированы основные правила этого состязания и его последовательность (метание диска, прыжки, метание копья, бег и борьба). Если в первых трех состязаниях не было абсолютного победителя, то он определялся в состязаниях в беге или в борьбе. Система, которая позволяла победителям в индивидуальных состязаниях пятиборья выходить в состязание в беге, а потом, при отсутствии «трех побед», в финальный поединок в борьбе, давала возможность финалисту доминировать в состязании со своим соперником. У тех пятиборцев, которые специализировались в «легких» состязаниях, были шансы победить в беге. Но если победитель не был определен по результатам забега (у двух атлетов было по две индивидуальных победы), то тогда он определялся в финале тройным победителем благодаря своей победе в борьбе. Данные, которыми мы располагаем, показывают, что пятиборцы чаще побеждали в беге, минуя тяжелый поединок в борьбе.
×

Об авторах

Татьяна Борисовна Гвоздева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: tbgvozdeva@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-0400-4589

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук

117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Гвоздева Т.Б. Хронология Олимпийских игр (от античности до наших дней) // Олимпийские игры в политике, повседневной жизни и культуре (от античности до современности) / под ред. В.О. Никишина. СПб. : Алетейя, 2021. C. 292-424.
  2. Гвоздева Т.Б. Греческий пентатлон: состав, участники, итоги // Профессор Евгений Александрович Молев и современные проблемы антиковедения: материалы науч. конференции «Историко-археологический симпозиум памяти профессора Евгения Александровича Молева», Институт международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, 22 января 2022 г. / под ред. А.В. Махлаюка. Нижний Новгород : Нижегородский госуниверситет, 2023. C. 112-132.
  3. Young D.C. A Brief History of the Olympic Games. London, 2004.
  4. Gardiner E.N. Greek Athletic Sports and Festivals. London, 1910.
  5. Гвоздева Т.Б. Гоплитодромос - категория древнегреческой атлетики // Вестник РУДН. Серия Всеобщая история. М., 2023. Т. 15. № 3. C. 318-329.
  6. Golden M. Sport in the ancient world from A to Z. London. N.Y., 2004.
  7. Гвоздева Т.Б. Возрастные категории атлетов на Олимпийских играх античности // Современный юрист. М., 2019. № 3 (28). С. 28-37.
  8. Petermandl W. Growing Up with Greek Sport: Education and Athletics. In: P. Christesen, D.G. Kyle (ed.), A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman Antiquity. Wiley Blackwell, 2014. P. 236-245.
  9. Гвоздева Т.Б. Младшие возрастные категории атлетов на Панафинейских играх // Вестник РУДН. Серия Всеобщая история. М., 2022. Т. 14. № 3. 2022. C. 243-256.
  10. Гвоздева Т.Б. Атлеты Древней Греции на панэллинских играх // Древний мир: История и археология. М., 2022. C. 113-128.
  11. Kyle D.G. Greek Athletic Competitions: The Ancient Olympics and More. In: P. Christesen, D.G. Kyle (ed.). A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman Antiquity. Wiley Blackwell, 2014. P. 21-35.
  12. Crowther N.B. Sport in Ancient Times. London, 2007.
  13. Kyle D.G. Sport and Spectacle in the Ancient World. Malden, 2007.
  14. Bean G.E. Victory in the Pentathlon // American Journal of Archaeology. 1956. Vol. 60. P. 361-368.
  15. Harris H.A. Sport in Greece and Rome. London and Ithaca. NY, 1972.
  16. Gardiner E.N. The Method of Deciding the Pentathlon // Journal of Hellenic Studies. 1903. Vol. 23. P. 54-70.
  17. Matthews V. The greek Pentathlon again aus // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1994. Bd. 100. S. 129-138.
  18. Sweet W.E. Sport and Recreation in Ancient Greece. A Soucebook with Translations. Oxford, 1987.
  19. Ebert J. Noch einmal zum Sieg im Pentathlon // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1974. Bd. 13. S. 257-262.
  20. Kyle D.G. Watching and Winning the Greek Pentathlon // Journal of Sport History. 1990. Vol. 17. P. 291-305.
  21. Crowther N.B. Rounds and byes in Greek athletics // Stadion. 1992. Vol. 18. P. 68-74.
  22. Merkelbach R. Der Sieg im Pentathlon // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1973. Bd. 11. S. 261-269.
  23. Гвоздева Т.Б. Олимпионики древней Эллады - «вторые после Геракла» // Вестник РУДН. Серия Всеобщая история. М., 2016. № 4. C. 59-72.
  24. Moretti L. Iscrizioni agonistiche greche. Roma, 1953.
  25. Ramba D. Bestimmung der prägenden Wesenszüge im Sport der griechisch-römischen Antike. PhD. Göttingen, 2014.
  26. Romano D.G. Greek Footraces and Field Events In: A. Futrell, T. Scanlon (ed.). The Oxford Handbook of Sport and Spectacle in the Ancient World. Oxford, 2021. P. 209-220.

© Гвоздева Т.Б., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах