Роль архонта в организации аренды священных земель в Aттике второй половины V-IV вв. до н.э.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - на основании изучения эпиграфического материала представить функции архонта в процессе организации аренды священных земель (теменосов) в Аттике второй половины V-IV в. до н.э. В историографии существуют работы о полномочиях этого должностного лица в социально-политической жизни Афин, но при этом не рассматривается вопрос о влиянии его деятельности на экономику полиса. Проанализировав содержание договоров о сдаче в аренду теменосов, автор охарактеризовала функции архонта в определении состава участников и условий сделки. На основании текста надписей проведено сравнение полномочий архонтов в организации аренды священных земель в Аттике во второй половине V в. до н.э. и в IV в. до н.э. Выводы: расторжение договоров об аренде священных земель в Аттике не проводилось без решения архонта; сравнительный анализ содержания надписей второй половины V и IV в. до н.э. позволяет судить о том, что с течением времени роль архонта в аренде теменосов становится менее значительной, что, по-видимому, можно объяснить возрастанием роли должностных лиц отдельных коллективов, например, демархов, фратриархов или эпимелетов.

Полный текст

Введение История афинского полиса на протяжении ряда лет вызывает живой интерес со стороны исследователей и широкой аудитории. В историографии существует большое количество работ, посвященных этой теме. В тоже время многие проблемы из истории Афин остаются практически неизученными. Среди них следует выделить вопрос о характере и значении участия высшего должностного лица архонта в общественно-политической жизни афинского полиса во второй половине V-IV вв. до н.э. Как правило, исследователи отмечают, что должность архонта являлась древнейшей. Архонтбасилевс долгое время управлял единолично, но постепенно появляется коллегия должностных лиц, архонтов, в которой каждый из этих представителей имеет особые полномочия [1. C. 36]. Внимание ученых в ряде случаев сосредоточено на деятельности архонтов в политической сфере жизни общества. В исследованиях особо отмечается, что архонты влияли на развитие политических процессов в Афинах, занимались вопросами, связанными с деятельностью органов власти в полисе [2. C. 236]. При этом в современной историографии практически не затрагиваются вопросы, посвященные роли архонтов в экономической жизни Афин. В связи с этим цель данной статьи заключается в том, чтобы представить роль архонтов в процессе аренды священных земель (теменосов)1 в Аттике (области Афин) во второй половине V-IV в. до н.э. При этом необходимо проследить, как менялась роль этого должностного лица в процессе аренды теменосов со временем. Выбор хронологических рамок исследования объясняется наличием источниковой базы. До нашего времени сохранился эпиграфический материал, представляющий собой серию договоров о сдаче в аренду священных земель, которые относятся к этому периоду времени. Большая часть надписей содержится в сборниках эпиграфических документов. Прежде всего, это объемное собрание эпиграфических материалов, изданное под редакцией Й. Кирхнера, а также сборник эпиграфических текстов, опубликованный под общей редакцией Х. Плекета2. Большинство из этих надписей сохранились весьма полно, что дает возможность для их чтения и интерпретации. Как правило, текст надписи содержит сведения об условиях заключения сделки по аренде священной земли, среди которых указаны: необходимость обработки земельного участка, выращивание определенных сельскохозяйственных культур, а также приведены требования к проведению различного рода хозяйственных работ на территории теменоса [3. C. 62-74]. В качестве основных участников сделки представлены арендаторы, являющиеся 1 Священные земли в Аттике назывались темены или теменосы. В связи с этим в историографии общепринятым является обозначение священные земли, земельные участки, принадлежавшие храму, или теменосы (темены), посвященные определенному божеству или герою. 2 В современной историографии используются общепринятые сокращения наименований сборников Й. Кирхнера и Х. Плекета, которые мы будем использовать в данной работе. Inscriptiones Graecae II et III: Inscriptiones Atticae Euclidis anno posteriores. 2nd ed. Parts I-III / Ed. J. Kirchner. Berlin: De Gruyter, 1913-1940. Традиционно в научной литературе принято сокращение - IG. II2. После этого обозначения ставится номер надписи и указываются конкретные строки документа, например, IG. II2. 2499. 15-20. Pleket H V. Epigraphica. Vol. I: Texts on the Economic History of the Greek World / Ed. H.W. Pleket. Leiden: Brill, 1964. Название данного сборника сокращается, как Pleket с дальнейшим указанием номера и строк надписи, т.е. Pleket. 41. 6-7. гражданами полиса и арендодатели, среди которых, как правило, названы демы и религиозные сообщества оргеонов [3. C. 95-107]. При этом в большинстве случаев сказано о том, что процесс аренды теменосов проводится под контролем определенных должностных лиц полиса, среди которых особыми полномочиями наделены архонты. В связи с этим в данной статье мы постараемся рассмотреть функции архонтов в процессе аренды священных земель в Афинах во второй половине V-IV в. до н.э., опираясь на сведения эпиграфического материала. Важно отметить, что при рассмотрении этой проблемы надписи являются единственным источником информации, поскольку в трудах античных авторов, к сожалению, не встречаются сообщения по этому вопросу. Функции архонта в процессе сдачи в аренду теменосов в Аттике во второй половине V в. до н.э. Изучение содержания эпиграфического материала показывает, что в ряде случаев текст договора об аренде священной земли начинается с указания на имя архонта, в правление которого проводится сделка. По-видимому, это можно объяснить следующим образом. Известно, что в Афинах календарная система строилась по определенному принципу, согласно которому годы обозначали именем архонта [4. C. 68]. По-видимому, для жителей афинского полиса, участвующих в аренде теменосов, было важно определить время начала земельной операции, установить, с какого cобытия начинают действовать условия заключенного соглашения. Тот факт, что временем правления архонтов в Афинах датировали годы и начало такого важного мероприятия, как аренда священных земель, по-видимому, объясняется следующим образом. С одной стороны, это связано с общепринятой в Афинах традицией - связывать хронологию события с правлением архонта [5. C. 169]. С другой, это, скорее всего, объясняется значимостью самого процесса аренды священной земли, поскольку речь идет о распоряжении особым видом имущества - теменосами, которые, по преданию, были под контролем особо почитаемых жителями Афин богов или героев. Судя по сведениям эпиграфического материала, в V в. до н.э. в Афинах наиболее крупные и известные святилища находились в непосредственном распоряжении полиса, а теменосы отдельных храмов, расположенные на территории различных демов, как правило, передавали под контроль местной власти [6. C. 251]. Изучение текста надписей, посвященных сдаче в аренду священных земель, показывает, что в случае, когда сделка заключалась в отношении теменосов, находящихся под непосредственным контролем афинского полиса, например, храмовых земель святилища Кодра, Нелея и Басилея, процессом передачи в аренду непосредственно руководил верховный архонт-басилевс (IG. I2. 94). При этом, когда в аренду передавали священные земли, которыми распоряжались афинские демы и религиозные сообщества, за ходом сделки следили другие архонты, а также местные должностные лица, например, демархи и эпимелеты (IG. II2. 1172; 2492; 2492; 2498; 2499). Судя по сведениям договоров о сдаче в аренду священных земель, полномочия архонтов в конце V в. до н.э. были весьма расширены. В надписи, посвященной аренде теменосов Кодра, Нелея и Басилея, которая датируется примерно 418/417 г. до н.э., говорится о многочисленных функциях архонта-басилевса. В частности, сказано, что он должен сам распорядиться (без посредников) о передаче в аренду теменоса, а также отправить специальных хористов (ограничителей) для того, чтобы те зафиксировали границы священного участка (IG. I2. 94. 6-7). Из других источников, относящихся к концу V-IV вв. до н.э., известно о том, какие функции выполняли хористы. Как правило, они должны были следить за тем, чтобы в случае межевания земли не происходило каких-либо нарушений. В частности, в одной из «Гераклейских таблиц» с территории Лукании сказано, что «хористы провели границу, измерили, установили межевые столбы и поделили на участки» священные земли Диониса и Афины (IG. XIV. 645). Кроме того, в случае, когда вопрос касался спора по поводу границ территорий, хористы также могли способствовать урегулированию конфликта. В связи с этим об их работе можно встретить некоторые сообщения в документах, посвященных вопросам, связанным с пограничными спорами между полисами. Так, в одной из надписей, относящейся ко второй половине IV в. до н.э., речь идет о конфликтной ситуации, связанной с установлением границы священного участка между афинянами и мегарянами [7. C. 13]. Проблему решают хористы, регулируя споры о межевании между гражданами двух греческих полисов. Таким образом, можно предположить, что в Афинах архонт-басилевс назначал специальных хористов, которые помогали ему предотвратить незаконные действия в отношении священных земель Аттики. Известно, что в конце V в. до н.э. обстановка в Афинах была особенно напряженной, поскольку завершалась Пелопоннесская война и возникали различные споры по вопросу о границах земельных участков, которые приходилось решать администрации полиса [8. C. 302]. В договоре о сдаче в аренду теменоса дема Плотеи, датированном концом V в. до н.э., сделка проходит под руководством нескольких архонтов (IG. II2. 1172. 12). Можно предположить, что это были архонты-эпонимы, которые занимались вопросами имущественных отношений в полисе, в частности, рассматривали различные проблемы, связанные с распоряжением земельной собственностью [2. C. 234]. В надписи речь идет о том, что должностные лица выполняют определенные финансовые функции, связанные с распоряжением теменосами. Во-первых, сказано, что архонты должны предоставить плотейцам денежные средства (судя по всему взаймы), которые дем будет использовать для того, чтобы проводить сделки с землей, а также различные священнодействия (IG. II2. 1172. 14-15). Во-вторых, в тексте договора говорится, что архонтам следует финансировать жертвоприношения, а также предоставлять вино от имени общины (IG. II2. 1172. 30-35). Можно предположить, что на территории дема Плотеи сохранились какие-то старые, патриархальные порядки, когда должностные лица Афин несли ответственность за организацию празднеств и ритуальных церемоний. Судя по сообщению Аристотеля, в VI-V вв. до н.э. архонты заведовали так называемыми отчими жертвоприношениями, традиция устроения которых восходит к древнейшим временам (Ath. pol. 57. 1). Оратор Исократ в своем произведении «Ареопагитик» отмечает, что жители афинского полиса разделяли жертвоприношения на два вида - «отеческие», начало проведения которых связано еще с архаической эпохой, и «новые», появившиеся в жизни полиса с течением времени (Areop. 29-30). Аристотель в «Афинской политии» отмечает, что «отеческие» праздники и жертвоприношения финансировались архонтом-эпонимом, а так называемые «новые церемонии» проводились на средства, поступающие из казны архонта-басилевса и архонта-полемарха (Ath. pol. 3. 3). О такой практике также упоминает Лисий в своих речах (XXX. 19). Опираясь на эти сообщения античных авторов, можно предположить, что в надписи из дема Плотеи речь идет именно об этой процедуре финансирования торжественных мероприятий полиса из казны различных архонтов, которые являлись ответственными за их проведение. При этом названы праздники, на которые должны быть ежегодно перечислены средства, а также определены суммы пожертвований. В частности, сказано, что на Афродисии и на проведение Анакий следует выделять 1200, а на Аполлонии 1100 драхм соответственно (IG. II2. 1172. 5-10). Интересно, что в данном договоре содержится предписание о том, что архонты должны «кинуть жребий в отношении денег, которыми располагает каждый из них» (IG. II2. 1172. 14-15). К сожалению, нам не известно, насколько была распространена в Афинах практика такого рода в отношении средств, которыми располагали высшие должностные лица. Судя по тексту договора о сдаче в аренду теменосов плотейцами, жители дема берут эти средства взаймы под проценты и им предписано с течением времени уплатить соответствующий долг с процентами кредиторам, в качестве которых выступают архонты (IG. II2. 1172. 14-15). Изучение cодержания текстов надписей и сообщений античных авторов показывает, что участие должностных лиц в кредитовании граждан не являлось редким явлением для Афин [9. C. 98]. Однако кредитные операции, представленные в договоре, посвященном распоряжению теменосами плотейцами, по-видимому, не являлись распространенным явлением в жизни афинского полиса. Можно предположить, что участие архонтов в кредитовании участников аренды теменосов объясняется тем, что завершение V в. до н.э. было весьма сложным периодом в истории Афин. Это было время окончания Пелопоннесской войны, когда наблюдались различные экономические проблемы, многие граждане в ходе военных действий лишились своего имущества и нуждались в финансовой поддержке со стороны полиса [9. C. 105]. Роль архонта в организации аренды священных земель в Аттике в IV в. до н.э. Изучение содержания договоров о сдаче в аренду священных земель в Аттике в IV в. до н.э. показывает, что процесс сделки также проходит при участии архонтов, но при этом функции этих должностных лиц с течением времени, по-видимому, претерпели изменения. Передача в аренду теменосов в IV в. до н.э., как и в V в. до н.э., проводится от имени архонта. Судя по сведениям договора о сдаче в аренду священных участков в Пирее, датированном второй половиной IV в. до н.э., можно представить, что организация сделки проводится при участии архонта Архиппа (IG. II2. 2498. 1). В частности, в тексте этой надписи говорится, что условия договора об аренде теменосов а деме Пирее составлены в период правления этого должностного лица (IG. II2. 2498. 4-5). Теменос на территории Прасии также сдается в аренду от имени архонта (IG. II2. 2497. 2). В некоторых договорах об аренде священных земель на территории Аттики также сказано, что время начала сделки связано с деятельностью архонтов. Так, например, в договоре о сдаче в аренду оргеонами теменоса героя Эгрета, датированном завершением IV в. до н.э., говорится о том, что время сделки начинается с правления архонта, следующего за его предшественником Коребом (IG. II2. 2499. 35). Подобное указание встречается также в надписи, посвященной передаче в аренду оргеонами священного участка Иатра. В частности, в этом договоре есть указание на то, что началом аренды теменоса следует считать время, когда «начальствует архонт Никократ» (Pleket. 43. 30). До нашего времени дошла весьма подробная надпись, посвященная имущественному спору сообщества Саламиниев, в которой также говорится о процессе передачи в аренду теменосов различных богов и героев (Greek historical inscriptions. 37)[42]. При этом сказано, что эта сделка проходит под непосредственным контролем архонтов. Во-первых, архонты участвуют в регулировании споров внутри сообщества Саламиниев[43]. Вовторых, в тексте надписи говорится о том, что архонты должны следить за тем, чтобы сообщество выполняло их хозяйственные обязанности, связанные с использованием денежных средств, а также натуральных продуктов (например, мяса, кожи и шерсти животных), полученных в процессе сдачи теменосов в аренду (Greek historical inscriptions. 37. 67. 80). В частности, в надписи речь идет о том, что архонту особо предписывается осуществлять контроль за финансированием жертвоприношений, которые обязаны проводить Саламинии, используя доходы, полученные от сдачи в аренду священных земель Гермеса, Афины, Зевса, а также других богов и героев (Greek historical inscriptions. 80. 82). При этом в договоре о сдаче в аренду теменосов Саламиниев сказано, что, поскольку внутри сообщества произошло разделение имущества и каждая сторона несет ответственность за выполнение условий сдачи в аренду священных земель, которыми распоряжается, то со стороны полиса необходимо представить архонтов, каждый из которых будет контролировать выполнение обязательств определенной группой Саламиниев[44]. Изучение содержания большинства надписей об аренде теменосов в Аттике IV в. до н.э. показывает, что в это время архонты, скорее всего, уже не контролировали полностью ход аренды теменосов. Эти функции переходят к местным должностным лицам, прежде всего, демархам и фратриархам [10. C. 11]. В частности, в большинстве договоров о сдаче в аренду священных земель, датированных второй половиной IV в. до н.э., сказано о том, что демархи должны следить за ходом сделки, контролировать своевременное внесение в казну полиса чрезвычайного налога эйсфоры, а также определять виды ответственности за невыполнение условий арендного договора [10. C. 11]. Можно предположить, что существовали определенные причины, по которым архонты начинали терять свое влияние в управлении ходом аренды теменосов, а их функции переходили местным должностным лицам. По-видимому, это связано с тем, что со временем по решению властей афинского полиса некоторые полномочия от центральной власти передавались местным должностным лицам. Кроме того, после завершения Пелопоннесской войны многие священные земли Аттики начали переходить в распоряжение непосредственно демов и религиозных сообществ, которые контролировали процесс сдачи их в аренду [9. C. 15]. Заключение В конце V-IV вв. до н.э. аренда священных земель в Аттике проводилась под контролем высших должностных лиц полиса - архонтов, которые следили за назначением и выполнением условий сделки. При этом, судя по сведениям эпиграфики, в IV в. до н.э. функции архонта в вопросах регулирования аренды священных земель сокращаются по сравнению с предыдущим периодом. Такие изменения, по-видимому, можно объяснить следующим: в IV в. до н.э. расширяются полномочия представителей местной администрации (демархов, эпимелетов святилищ), которые начинают контролировать процесс аренды теменосов. Скорее всего, это было связано с тем, что после завершения Пелопоннесской войны многие священные земли Аттики оказались под контролем местных коллективов, получивших от Афин право распоряжаться теменосами.
×

Об авторах

Елена Владимировна Булычева

Российский государственный гуманитарный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bulychevalena@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-2117-7671
SPIN-код: 8851-9945

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории

125993, Российская Федерация, Москва, пл. Миусская, д. 6

Список литературы

  1. Stocton D. The classical Athenian Democracy. Oxford : Oxford University Press, 1990.
  2. Forrest W.G., Stocton, D.L. The Athenian Archons // Historia. 1987. Bd. 36 H. 2. P. 219-244.
  3. Булычева Е.В. Древняя Аттика в конце V-IV вв. до н.э.: Распоряжение общественной землей в полисе. М. : РГГУ, 2018. 246 с.
  4. Меланченко И.В. Афинская демократия. М. : КРАФТ +, 2007.
  5. Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб. : Гуманитарная академия, 2003.
  6. Андреев В.Н. Аграрные отношения в Аттике V-IV вв. до н.э. // Античная Греция. М. : Наука, 1983. Т. 1. C. 247-327.
  7. Булычева Е.В. Священные земли Аттики после завершения Пелопоннесской войны в V-IV вв. до н.э.: По материалу эпиграфики // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2020. № 1. C. 12-21.
  8. Osborne R. Social and economic implications of the leasing of land and property in classical and hellenistic Greece // Chiron. 1988. Vol. 18. P. 279-323.
  9. Finley M.I. Studies in land and credit in ancient Athens 500-200 B.C. New Brunswick : New Jersey, 1952.
  10. Булычева Е.В. Роль демарха в аренде священной земли в древней Аттике (IV в. до н.э.) // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 10 (31). С. 9-16.

© Булычева Е.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах