Взаимоотношения США и Канады в 1950-1980-е гг.: консенсус или разногласия?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель статьи - исследовать влияние канадско-американских отношений на внешнюю политику Канады в 1957-1984 гг. В центре внимания автора изучение и анализ тенденций канадско-американских отношений, а также выявление закономерностей их дальнейшего развития. На основе использования соответствующей источниковой и источниковедческой базы дано представление об особенностях канадско-американских отношений в премьерство Джона Дифенбейкера, Лестера Пирсона, Пьера Трюдо. Применены сравнительно-исторический метод и междисциплинарный подход. Первый позволяет сопоставить развитие канадско-американских отношений в 1957-1984 гг. Последний показывает влияние канадско-американских отношений на деятельность политических партий Канады. Научный вклад автора состоит в том, что впервые в отечественной историографии не просто рассмотрены общие направления внешней политики Канады, а анализируется их ключевое направление - канадско-американское, его эволюция и динамика. Автор приходит к выводам о том, что периодизация канадско-американских отношений отражала всю сложность их развития, а антиамериканизм Д. Дифенбейкера и П. Трюдо не имел под собой глубинной основы. В первом случае он явился следствием личных обид Д. Дифенбейкера. Во втором - П. Трюдо демонстрировал, что внешняя политика Канады носит самостоятельный характер, что однако это не означало его отхода от канадско-американских отношений как кардинального направления внешней политики североамериканского государства.

Полный текст

Введение Канадская внешняя политика второй половины XX в. представляет собой комплексное, сложное и многогранное явление, на которое оказывает воздействие ряд факторов. Приобретение Канадой независимости не означало предначертанного и плавного развития ее внешней политики. В этой связи канадский политический истеблишмент вынужден был принимать во внимание ряд обстоятельств, которые самым прямым образом оказывали влияние на внешнеполитический курс государства. Среди них можно выделить три наиболее значимых и судьбоносных. К первому из них относится фактор глубины канадско-американских связей. Серьезное геополитическое влияние США на Канаду после Второй мировой войны сложно было оспаривать. Поэтому находящиеся у власти как консерваторы, так и либералы вынуждены были учитывать это важнейшее для страны обстоятельство. Однако предполагаемый масштаб канадско- американских отношений они понимали по-разному. Если правительства Дж. Дифенбейкера и П. Трюдо пытались в определенной степени продемонстрировать свою самостоятельность от американских геополитических интересов, то, наоборот, премьер-министр Л. Пирсон исходил от обратного и пытался следовать предлагаемому со стороны США внешнеполитическому курсу. Второй важнейший фактор был связан с масштабом выстраивания отношений применительно к Содружеству наций. Канада, как бывшая британская колония, была заинтересована в дружеских связях как с Великобританией, так и с другими участниками Содружества наций. Третий фактор, или обстоятельство, было связано с тем, что, несмотря на имеющееся американское и британское экономическое и геополитическое влияние, Канада должна была демонстрировать свой независимый внешнеполитический курс. Все эти обстоятельства в высшей степени влияли на стратегию Канады на международной арене, которая формировалась в очень непростой период - вторую половину XX в. Именно 1950-1980-е гг. определяют хронологические рамки исследования - время выстраивания приоритетов канадской внешней политики. Необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной историографии существует целый ряд исследований по внешней политике Канады в период нахождения у власти консервативных кабинетов Д. Дифенбейкера, а также либеральных кабинетов Л. Пирсона и П. Трюдо. Например, внешнеполитические аспекты политики Д. Дифенбейкера, Л. Пирсона и П. Трюдо излагаются в работе О.С. Сороко-Цюпа [1]. Большой вклад в изучение этого вопроса внес также С.Ф. Молочков [2. C. 7-19]. Анализ франко-канадского вопроса в контексте всей внешнеполитической и внутриполитической стратегии Канады характерен для исследования В.А. Коленеко [3]. Значительный вклад в рассмотрение внешнеполитических аспектов развития Канады в премьерство Д. Дифенбейкера и Л. Пирсона внес канадский историк Д. Мортон [4. P. 222-233]. Заслуживает внимания также монография Л. Ле Дюка и Дж. Памметта, охватывающая значительную часть канадской истории, и в том числе и интересующий нас период [5]. Поэтому автор статьи не считает нужным, вслед за вышеупомянутыми исследователями, повторять основные направления внешней политики Канады в обозначенные периоды времени. Свою цель автор данной статьи видит в ином. Она состоит в том, чтобы проанализировать и исследовать влияние канадско-американских отношений на внешнюю политику Канады в 1957-1984 гг. в целом. Хронологические рамки исследования охватывают период с премьерства Дж. Дифенбейкера в 1957 г. и до 1984 г. Я не вижу смысла анализа данного периода после 1984 г., поскольку, во-первых, он неоднократно был рассмотрен в моих ранних работах, а, во-вторых, после 1984 г. динамика канадско-американских отношений формировалась исключительно в пользу улучшения последних [6]. Следовательно, предмета для критического анализа в этом периоде нет, и именно поэтому он и выходит за рамки данного исследования. В свою очередь, эпоха 1957-1984 гг. была интересна различными попытками поворота во внешней политике Канады, характерными для премьерств Дж. Дифенбейкера и П. Трюдо. Консенсус или противоречие - что же находилось в основе канадско-американских отношений этой эпохи? Вышеуказанная цель предполагает решения ряда задач: во-первых, вывести периодизацию и охарактеризовать динамику канадско-американских отношений в означенный времени, с 1957 по 1984 гг.; во-вторых, показать разницу в развитии канадско-американских отношений в премьерства Д. Дифенбейкера и П. Трюдо, с одной стороны, и Л. Пирсона, с другой; в-третьих, определить, был ли присущ глубокий антиамериканизм Д. Дифенбейкеру и П. Трюдо, или это, скорее всего, представляло собой явление популизма. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии рассматриваются не просто общие направления внешней политики Канады в обозначенный период времени, но именно анализируется ключевое из них - канадско-американское, его эволюция и динамика. Последнее явилось ключевым для существования Канады как независимого государства и ее будущности на международной арене. Кроме того, данная тема является принципиально важной при изучении новейшей истории США и Канады в целом. При разработке данной темы автором был затронут необходимый пласт источников и научной литературы. В добавлении к указанной ранее историографии можно назвать работу канадского ученого Дж. Сэйвелла, посвященная парламентским выборам 1963 г. [7]. Не менее интересной явилась и монография Б. Робинсона, посвященная внешней политике Д. Дифенбейкера [8]. В плане источниковой базы в процессе работы над статьей автором были использованы мемуары П. Трюдо [9]. Помимо этого, автор рассматривал мемуары Дж. Дифенбейкера, материалы СМИ, предвыборные программы политических партий Канады и т.д. [10]. Методология данной научной статьи предусматривает использование сравнительно-исторического метода, а также междисциплинарного подхода. Применение сравнительно-исторического метода позволяет предпринять анализ развития канадско-американских отношений в период трех премьерств - Д. Дифенбейкера, Л. Пирсона и П. Трюдо. Опираясь на междисциплинарный подход, автор показывает влияние канадско-американских отношений на деятельность политических партий Канады, т.е. затрагивает сферу политической науки. В свою очередь, используя междисциплинарный подход при анализе канадско-американских отношений, автор тем самым показывает связь всеобщей истории с международными отношениями. Канадско-американские отношения в период нахождения у власти Д. Дифенбейкера и Л. Пирсона (1957-1968 гг). Канадско-американские отношения в период 1957-1968 гг. развивались неоднозначно, от восходящей к нисходящей тенденции. При этом в рамках данного периода можно предложить и более детальную периодизацию, характеризующую всю сущность канадско-американских отношений в данный период времени. С 1957 по 1961 гг., на первом этапе нахождения у власти премьер-министра Дж. Дифенбейкера, канадско-американские отношения развивались поступательно и характеризовались должным взаимопониманием между двумя государствами. Поскольку Дж. Дифенбейкера связывали хорошие отношения с президентом США Д. Эйзенхауэром, особых эксцессов в двусторонних отношениях в этот период времени не происходило. Напротив, в 1958 г. между двумя странами было заключено соглашение НОРАД, означавшее аэрокосмическую оборону Северной Америки от возможного ядерного удара со стороны СССР. Даже когда в 1959 г. Дж. Дифенбейкер принял решение аннулировать проект по сборке и производству сверхзвукового истребителя Avro-Arrow CF-105, это не расшатало канадско-американские отношения на данном этапе. В свою очередь, Д. Эйзенхауэр воздержался от негативной реакции на это решение Д. Дифенбейкера, поскольку, во-первых, не хотел наносить ущерб канадско-американским отношениям, а, во -вторых, не желал омрачать скандалом последние годы своего президентства. Тем не менее, в этой связи, можно согласиться с мнением канадского ученого Дж. Мюррея Бека, который трактовал это решение Д. Дифенбейкера не иначе, как произвольной односторонней отменой Канадой своих обязательств по договору НОРАД [11. P. 265-271]. Тем более, это было принципиально важным в свете того, что сборка и производство сверхзвукового истребителя Avro-Arrow CF105 было важным дополнением к договору НОРАД. С 1961 по 1963 гг., на втором этапе пребывания у власти Дж. Дифенбейкера, канадско-американские отношения отличались стремительной деградацией. Глобальной причиной всего этого явилась, прежде всего, личная неприязнь президента США Дж. Кеннеди и премьер-министра Канады Дж. Дифенбейкера по отношению друг к другу. В свое время я уже писал о том, что вызывало у руководителей двух стран взаимную антипатию, поэтому здесь я ограничусь лишь несколькими фактами. Начало деструктивным отношениям между Дж. Кеннеди и Дж. Дифенбейкером было положено в мае 1961 г. во время их встречи в Канаде. Жаклин Кеннеди, присутствующая при этой встрече, вспоминала о негативном впечатлении, которое сложилось у нее после разговора ее супруга с Дж. Дифенбейкером. Помимо этого, ряд причин и обстоятельств в 1961 г. способствовали разладу и непониманию между Дж. Дифенбейкером и Дж. Кеннеди. В частности, канадский политолог Дж. Бойко назвал несколько причин, изначально определивших негативный фон всех последующих переговоров Дж. Кеннеди и Дж. Дифенбейкера [12]. В частности, Дж. Кеннеди не ответил своевременно на поздравления Дж. Дифенбейкера, касающиеся инаугурации 1961 г. Помимо этого, особое раздражение Дж. Дифенбейкера вызвала записка, которую он обнаружил в своем рабочем кабинете. В ней президент США Дж. Кеннеди указывал своим советникам на необходимость перманентного давления на Дж. Дифенбейкера с целью резкого усиления военного сотрудничества двух государств. В 1961-1963 гг. между Дж. Кеннеди и Дж. Дифенбейкером имела место переписка, которая, по сути дела, ни к чему не привела. Ни одна из сторон не добилась достижения своих целей. Своеобразным эхом этой переписки явились события Карибского кризиса. В октябре 1961 г. Дж. Кеннеди в своем письме, обращаясь к Дж. Дифенбейкеру, информировал последнего о наличии советских ядерных ракет на Кубе и призвал к совместным согласованным действиям. Дж. Дифенбейкер, напротив, не только не сделал официального заявления о том, что он поддерживает Дж. Кеннеди, но и высказал точку зрения, что информацию, полученную от президента США о размещении советских ядерных ракет на Кубе, необходимо дополнительно проверить [13. P. 58-70]. Таким образом, президент США Дж. Кеннеди не получил от своего ближайшего союзника, Дж. Дифенбейкера, необходимой поддержки во время Карибского кризиса. Более того, отношения между Дж. Кеннеди и Дж. Дифенбейкером еще больше обострились после завершения Карибского кризиса. Между США и Канадой существовала более ранняя договоренность о том, что вместо сборки и производства сверхзвукового истребителя AvroArrow CF-105 последняя разместит на своей территории ракеты большой дальности класса «земля - воздух» «Бомарк», которые могли использоваться с атомными боеголовками. Однако премьер-министр Дж. Дифенбейкер, вначале пообещавший разместить на территории Канады ядерные боеголовки, в 1963 г. от этого отказался. Это решение, вызвавшее раскол в общественном мнение страны, стоило Дж. Дифенбейкеру проигрыша парламентских выборов в 1963 г. Последний, понимая свой возможный проигрыш на предстоящих выборах, пытался разыгрывать в ходе своей предвыборной кампании, антиамериканский козырь. Однако антиамериканские настроения Дж. Дифенбейкера были скорее следствием его обид и недопонимания с президентом США Дж. Кеннеди, нежели чем серьезной продуманной концепцией. Либеральная партия во главе с Л. Пирсоном (1963-1968 гг.), напротив, на контрасте с взглядами Дж. Дифенбейкера, выступала за размещение ядерных боеголовок в Канаде, и последние в итоге были ввезены в Канаду в 1964 г. Однако это не принесло Лестеру Пирсону политической удачи. Надеясь извлечь выгоду на фоне последних скандалов с Дж. Дифенбейкером, Лестер Пирсон, тем не менее, потерпел фиаско по двум направлениям. Во-первых, критикуя Дж. Дифенбейкера за разлад в канадско-американских отношениях и выступая за ввоз ядерных боеголовок «Бомарк» в Канаду вопреки мнению Дж. Дифенбейкера, Лестер Пирсон надеялся, что его Либеральная партия получит парламентское большинство на выборах 1963 г. Однако этого не произошло. На состоявшихся в апреле парламентских выборах 1963 г. Либеральная партия во главе с Л. Пирсоном получила 128 мест в палате общин, что явилось парламентским меньшинством. Более того, парламентские выборы 1965 г. принесли новое разочарование лидеру Либеральной партии, поскольку снова либералы получили парламентское меньшинство - 131 место [14]. Во-вторых, канадско-американские отношения, вопреки надеждам Л. Пирсона, эволюционировали в худшую сторону. Достигнутый консенсус премьер-министра Канады Л. Пирсона с президентом США Дж. Кеннеди исчез после гибели последнего. Существенное ухудшение канадско-американских отношений наблюдалось после встречи президента США Л. Джонсона и Л. Пирсона в апреле 1965 г. Во время встречи Л. Джонсон подверг критике антивоенные взгляды Л. Пирсона. Последний, в свою очередь, отразил широкие настроения канадцев, которые выступали против введения американских войск во Вьетнам. Ответ Л. Джонсона Л. Пирсону был крайне неприятным и резким, и смысл его выражался в том, что канадский премьер-министр не должен вмешиваться не в свои дела. Поэтому оставшийся период нахождения Л. Пирсона у власти с 1965 по 1968 гг. ознаменовался охлаждением канадско-американских отношений. В этой связи канадско- американские отношения в период нахождения у власти Дж. Дифенбейкера и Л. Пирсона имеют общую черту, несмотря на то, что Канадой в этот период управляли разные партии - вначале Прогрессивно-консервативная, а затем и Либеральная. В период 1957-1968 гг. они эволюционировали в худшую сторону, от наметившегося консенсуса в плоскость взаимного непонимания. В случае с Дж. Дифенбейкером причиной этому стали плохие личные отношения последнего с президентом США Дж. Кеннеди. Наоборот, мотивом для ухудшения канадско-американских отношений при Л. Пирсоне стало неприятие последним решения президента США Л. Джонсона о введении американского контингента во Вьетнам. Канадско-американские отношения в эпоху П. Трюдо (1968-1984 гг.). В свою очередь, канадско-американские отношения в период нахождения у власти П. Трюдо (1968-1984 гг.) отличались особой сложностью. Я не разделяю взгляды тех историков, которые характеризовали антиамериканизм П. Трюдо как глубокое сущностное явление [15]. С моей точки зрения, было бы неверным писать об антиамериканизме П. Трюдо как о кардинальном повороте во всей внешней политике Канады. По моему мнению, антиамериканизм предполагает собой идейное противостояние с США на геополитическом, экономическом, идеологическом и других уровнях. В эпоху П. Трюдо это явление не наблюдалось. Несмотря на то, что П. Трюдо неоднократно повторял мысль о том, что чрезмерное геополитическое и военное сближение с США оказывает негативное воздействие на национальные интересы Канады, его внешнеполитический курс не был направлен против своего ближайшего союзника - Соединенных Штатов Америки. Несмотря на сокращение присутствия канадского контингента в странах Западной Европы с 10 до 5 тысяч человек руководство североамериканского государства не предприняло мер по выходу страны из альянса НАТО, равно как и из договора по НОРАД. Это означало приверженность прежним союзническим обязательствам, которые Канада выполняла как по отношению к США, так и к другим государствам альянса НАТО. Как же можно охарактеризовать в таком случае внешнюю политику П. Трюдо? Как разноплановую по нескольким направлениям, отвечающую национальным интересам Канады как независимого государства. Я не придерживаюсь точки зрения советской историографии о третьей альтернативе внешней политики П. Трюдо [16]. Я не вижу смысла говорить об одном четко выделенном направлении внешней политики. В этой связи можно скорее говорить о попытке диверсификации внешней политики Канады, в которой канадско- американские отношения занимали одно из главных мест. Необходимо отметить, что Канада в премьерство П. Трюдо предприняла ряд мер, которые продемонстрировали американскому истеблишменту самостоятельность внешней политики государства. В частности, П. Трюдо завершил многолетний спор о том, должны ли ядерные боеголовки находиться на территории Канады. В частности, в 1972 г. ядерные боеголовки «Бомарк» были вывезены с территории Канады. Программные внешнеполитические документы, вышедшие при либералы П. Трюдо, вызывают дискуссию. С одной стороны, в них были обозначены будущие новые черты во внешней политике Канады, с другой стороны, глубинного ее переустройства, в плане отхода от тесного военного сотрудничества с США, не наблюдалось [17]. Более того, в 1981 г. произошла встреча П. Трюдо и президента США Р. Рейгана, на которой между двумя государствами была подтверждена приверженность дальнейшему сотрудничеству в рамках НОРАД и НАТО. Существование военного альянса США и Канады дополнялось тем, что правительство П. Трюдо предоставило свое согласие на испытание в провинциях Британская Колумбия и Альберте американских крылатых ракет. В целом, отмечая развитие канадско-американских отношений в период нахождения у власти П. Трюдо в 1968-1984 гг., можно отметить всю противоречивость их развития. С одной стороны, П. Трюдо пытался продемонстрировать самостоятельность внешней политики Канады, выступив за разноплановость или диверсификацию ее внешнеэкономических связей. Премьер-министр Канады выступал за развитие торгово-экономических связей с СССР и западноевропейскими государствами, тем самым указывая на независимость внешней политики Канады. С другой стороны, П. Трюдо по-прежнему делал упор на интенсивное развитие канадско-американских отношений, понимая, что Канада не сможет развиваться без тесного военного, а в ближайшем будущем и экономического союза с США. Поэтому, на мой взгляд, в этой связи нет смысла рассматривать внешнюю политику П. Трюдо как отход от традиционных канадско-американских связей. Пересмотра всей сущности канадской внешней политики при П. Трюдо не произошло. Заключение Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что канадско-американские отношения в 1957-1984 гг. прошли длительный путь развития и развивались как по восходящей, так и по нисходящей плоскости. В этой связи можно сделать ряд выводов. Во-первых, периодизация канадско-американских отношений отражала всю сложность их развития. В частности, в 1957-1961 гг. они развивались с позитивной динамикой, что было связано с хорошими отношениями между премьер-министром Канады Дж. Дифенбейкером и президентом США Дуайтом Эйзенхауэром. Результатом явилось заключение соглашения НОРАД между двумя государствами. Напротив, период 1961-1963 гг. стал одним из худших в истории канадско-американских отношений. Не сумев преодолеть личную неприязнь по отношению друг к другу, премьер-министр Канады Дж. Дифенбейкер и президент США Дж. Кеннеди неправильно повели себя в критический момент для обоих государств - Карибский кризис 1962 г. Дж. Дифенбейкер, будучи ближайшим союзником США, не выступил в октябре 1962 г. с публичным заявлением, поддерживающим позицию Дж. Кеннеди по урегулированию Карибского кризиса. В свою очередь, президент США пытался оказать давление на Дж. Дифенбейкера с целью размещения ядерных боеголовок на территории Канады, как до Карибского кризиса, так и посткризисный период. Стоит отметить, что и при Л. Пирсоне канадско-американские отношения развивались крайне неровно. Пытаясь выиграть парламентские выборы на фоне неудач Дж. Дифенбейкера, Л. Пирсон обеспечил благоприятное развитие канадско-американских отношений только в 1963-1965 гг., разрешив ввести ядерные боеголовки «Бомарк» в Канаду. Напротив, в 1965-1968 гг. канадско-американские отношения значительно охладились, что было связано с негативной реакцией президента США Л. Джонсона на антивоенные настроения как Л. Пирсона, так и значительной части канадского общества, выступавших против введения американских войск во Вьетнам. В 1968-1984 гг. П. Трюдо проводил взвешенную политику, с одной стороны, избегая пересмотра традиционных канадско-американских отношений, и в целом, укрепляя военный союз с США в рамках НАТО и НОРАД, с другой стороны, пытаясь проводить разноплановую внешнюю политику. В любом случае П. Трюдо удалось избежать скандального развития канадско-американских отношений, как это имело место в 1961-1963 гг. Во-вторых, присутствовала разницу в развитии канадско-американских отношений при премьерстве Д. Дифенбейкера, П. Трюдо, и Л. Пирсона. П. Трюдо, несмотря на проводимый им внешнеполитический курс, удалось избежать скандального развития канадско-американских отношений, как это имело место в 1961-1963 гг. при Дж. Дифенбейкере. Нацеленный на безусловное улучшение канадско-американских отношений, Лестер Пирсон, в свою очередь, оказался заложником политической ситуации в канадском обществе, связанной с антивоенными настроениями. Доведение им этой точки зрения до президента США Л. Джонсона привело к ухудшению канадско-американских отношений. В-третьих, антиамериканизм Д. Дифенбейкера и П. Трюдо не имел под собой глубинной основы. В первом случае он явился следствием личных обид Д. Дифенбейкера на Дж. Кеннеди. Премьер-министр Канады не мог простить президенту США тех неудачных обстоятельств и совпадений, с которых началась их первая встреча в 1961 г. П. Трюдо, в период подготовки конституционной реформы, накануне принятия Акта о конституции 1982 г., должен был продемонстрировать, что внешняя политика Канады носит самостоятельный характер. Однако это не означало отхода от канадско-американских отношений как кардинального направления внешней политики государства. Поэтому не стоит идеализировать внешнеполитический курс, проводимый П. Трюдо, и считать, что он обладает антиамериканистской составляющей.
×

Об авторах

Андрей Николаевич Комаров

Российский государственный гуманитарный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ruslan10@inbox.ru
SPIN-код: 2900-1319
доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории ИАИ РГГУ Миусская площадь, 6, Москва, Россия, ГСП-3, 125993

Список литературы

  1. Сороко-Цюпа О.С. История Канады. М. : Высшая школа, 1985.
  2. Молочков С.Ф. Внешняя политика Канады в 70-е гг.: судьба «третьей альтернативы» // США: экономика, политика, идеология. 1979. № 3. C. 7-19.
  3. Коленеко В.А. Французская Канада в прошлом и настоящем: очерки истории Квебека XVII - XX века. М. : Наука, 2006.
  4. Morton D. A Short History of Canada. Edmonton : Hurtig Publishers Ltd, 1983.
  5. LeDuc L., Pammett J.H. Dynasties and Interludes: Past and Present in Canadian Electoral Politics. Second edition. Toronto : Dundurn, 2016.
  6. Комаров А.Н. Канадский консерватизм в эпоху Б. Малруни в 1984-1993 годах: монография. М. : РУДН, 2010.
  7. Saywell J. Canadian Annual Review for 1963. Toronto : University of Toronto Press, 1964.
  8. Robinson B. Diefenbaker’s World: A Populist in Foreign Affairs. Toronto : University of Toronto Press, 1989.
  9. Trudeau P.E. Memoirs. Toronto : McClelland & Stewart, 1993.
  10. One Canada: Memoirs of the Right Honourable John G. Diefenbaker. The Сrusading years 1895-1956. Toronto : Macmillan of Canada, 1975.
  11. Beck Murray J. Pendulum of Power. Canada’s Federal Elections. Ontario : Prentice Hall of Canada, 1968.
  12. Boyko J. 10 reasons why ‘Dief the Chief’ and JFK hated each other // Maclean’s. Sep 4, 2014. URL: https://www.macleans.ca/society/10-reasons-why-dief-the-chief-and-jfk-hatedeach-other/ (дата обращения 10.02.2023).
  13. Gurney M. Leaders in Conflict: Diefenbaker, Kennedy, and Canada’s Response to the Cuban Missile Crisis. Theses and Dissertations Comprehensive. Wilfrid Laurier University, Ontario : Wilfrid Laurier University, 2009.
  14. Saywell J. Canadian Annual Review for 1965. Toronto : University of Toronto Press, 1966.
  15. Granatstein J., Bothwell R. Pirouette : Pierre Trudeau and Canadian Foreign Policy. Toronto : University of Toronto Press, 1990.
  16. Молочков С.Ф. Пьер Трюдо уходит в историю // США&Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 12. C. 42-48.
  17. Canadian Foreign Policy 1966-1976: Selected Speeches and Documents. Ottawa : Institute of Canadian Studies, Carleton University, 1980.

© Комаров А.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах