Младшие возрастные категории атлетов на Панафинейских играх
- Авторы: Гвоздева Т.Б.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 14, № 3 (2022): Общественная жизнь античного мира
- Страницы: 243-256
- Раздел: СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ АНТИЧНОСТИ
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/article/view/31947
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2022-14-3-243-256
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена некоторым аспектам античной атлетики классического периода. Автор прослеживает историю формирования программы Олимпийских игр и ее влияния на программы панэллинских и местных игр. Популярность панэллинских игр привела со временем к усложнению программы и увеличение количества атлетов-участников игр, для которых были выработаны разные системы возрастных классификаций. На Олимпийских и Пифийских играх все атлеты были разделены на две возрастные группы: paides и andres , тогда как на Истмийских и Немейских играх было три возрастные группы атлетов: paides , ageneioi и andres. Автор исследует историю Панафинейских игр в Афинах, которые часто называют «пятыми» панэллинскими играми. В статье показано, что программа Панафинейских игр с одной стороны создавалась на основе программ Олимпийских и Пифийских игр, с другой стороны отличалась от нее тем, что включала в себя целый ряд состязаний, в которых могли принять участие только афиняне. Автор статьи обращает внимание, что состязания «только для афинян», а также введение младших возрастных групп спортсменов создавали на Панафинейских играх больше возможностей добиться успеха именно местным атлетам и таким образом способствовало развитию атлетики в Афинах.
Полный текст
Введение Важной чертой эллинского духа была агональность, которая наиболее ярко проявлялась в панэллинских и местных играх, бывших составной частью полисных праздников. Главным праздником Афин были Великие Панафинеи, посвященные покровительнице полиса - Афине. Сначала праздник назывался Афинеи, и его программа состояла из состязаний, процессии и жертвоприношения богине на Акрополе [1. C. 262]. Однако, в 566 г. до н.э., в архонтство Гиппоклида, была проведена реформа старого праздника. К процессии и жертвоприношению был добавлен гимнический агон (Euseb. Chron. Ol. 53.3-4). Отныне праздник, подобно Олимпийским играм, стал проводиться раз в четыре года и получил новое название - Великие Панафинеи (Marcel. Vit. Thuc. 3-4 = Pherecyd. FGrH3F2). Программа Панафинейских игр начала оформляться в эпоху тирании Писистрата, постепенно изменялась, и в IV в. до н.э. состояла из так называемых «больших агонов», включавших в себя гимнические, конные и мусические состязания, открытые для всех эллинов, и «малых агонов», к участию в которых допускались только граждане Афин. И если «малые агоны», в которые в сер. IV в. до н.э. входили пирриха, эвандрия, факельная эстафета и состязание кораблей, являлись состязаниями, характерными для местных игр, то программа «больших агонов» была ориентирована на программу панэллинских игр, в первую очередь Олимпийских и Пифийских игр. Подобно Олимпийским играм, в гимническом агоне Панафинейских игр могли принять участие эллинские атлеты разных возрастов. Программа Олимпийских игр Ко времени реформы Панафинейских игр (566 г. до н.э.) Олимпийские игры существовали уже почти два века[1][2], и их программа была почти полностью оформлена. Она состояла из состязаний гимнического и конного агонов. Гимнический агон включал в себя разные виды бега, пятиборье и единоборства (борьба, кулачный бой и панкратион) (Paus. V.8). Самым ранним состязанием был «короткий бег», т.е. бег на 1 стадий2 (776 г. до н.э.), на 14-15 Олимпиадах (724-720 г. до н.э.) были добавлены «двойной» бег и «длинный» бег[3] (Paus. V.8.6-7), на 65-й Олимпиадe (520 г. до н.э.) - гоплитодромос, т.е. бег вооруженных гоплитов (Paus. V.8.10). С 18-й Олимпиады (708 г. до н.э.) в программу Олимпийских игр вошло пятиборье (пентатлон) (Paus. V.8.7)[4]. что касается единоборств, то они были добавлены в программу немного позднее. Так, с 18-й Олимпиады (708 г. до н.э.) в олимпийской программе появилась борьба, с 23-й Олимпиады (688 г. до н.э.) - кулачный бой, с 33-й Олимпиады (648 г. до н.э.) - панкратион (Paus. V.8.7-8). Сохранившиеся списки олимпиоников позволяют предположить, что в VIII-VII вв. до н.э. Олимпийские игры были еще местным праздником, так как победители игр в большинстве или пелопоннесцы или дорийцы. Но к VI в. до н.э. Олимпийские игры постепенно приобретают надрегиональный характер. И хотя можно отметить, что все еще превалируют атлеты из Пелопоннеса, но уже заметно присутствие атлетов из Фив, Фессалии, Кеоса, Эвбеи, Опунта, Дельф, Лемноса и Афин[5] [3. S. 48]. Следствием растущей популярности Олимпийских игр стало учреждение в VI в. до н.э. Пифийских игр в Дельфах (586 г. до н.э.), Истмийских игр в Коринфе (582 г. до н.э.), Немейских игр в Аргосе (573 г. до н.э.) и Панафинейских игр в Афинах (566 г. до н.э.). И хотя главными на Пифийских играх были мусические состязания, к ним позднее были добавлены разные виды бега, пятиборье, борьба, кулачный бой и панкратион, а также скачки на лошадях и ристания колесниц (Paus. X.7.2-7). что касается Истмийских и Немейских игр, то их программы включали в себя не только гимнические (бег, борьба, панкратион, кулачный бой) и конные (ристания колесниц и скачки на лошадях) соревнования, но и мусические состязания (Plut. Mor. 676f) [4. P. 177-181; 5. P. 107]. Программа Панафинейских игр Восстановить историю формирования программы Панафинейских игр не просто, ибо данные фрагментарны, и в основном это поздние источники. Если говорить о классическом периоде, то в нашем распоряжении свидетельства литературных источников, в первую очередь эпиникии Пиндара, посвящение атлетов, призовые панафинейские амфоры и призовой панафинейский список сер. IV в. до н.э. (IG.II2.2311), который является единственным полным списком состязаний и наград Панафинейский игр. Надпись открывается списком наград призеров состязания рапсодов, певцов и музыкантов, потом следует перечень наград гимнического и конного агонов, затем состязаний, предназначенных только для афинских граждан («малые агоны»). В надписи указаны как индивидуальные, так и командные состязания в разных возрастных категориях атлетов, а также призы за второе место. И если некоторые конные состязания и командные соревнования были предназначены только для афинян, то гимнический агон явно формировался под влиянием Олимпийских игр. Дж. Шер полагает возможным рассмотреть историю программы Панафинейских игр, опираясь на данные панафинейских призовых амфор. Она отмечает, что датировать по ним те или иные состязания можно с изрядной долей условности, так как призовые амфоры изготовлялись по решению Совета задолго до проведения Панафинейских игр, и возможно, что их использовали для награждения сразу на нескольких Панафинейских играх [6. P. 232- 234]. Ранние призовые амфоры с изображением короткого бега датируются 560-550 гг. до н.э. (Met. Mus. of Art, NY., 1978, 11.13: Bentz 6.007; Cham. Col. Geneva: Bentz 6.006; Keram. Exc., Ath., P. 443: Bentz 6.004; Nat. Mus., Ath., Akr. 1043: Bentz 6.046; Agora Exc., Ath., P 9529: Bentz 6.010.), с изображением двойного бега - ок. 550 г. до н.э. (Nat. Mus., Ath., 2468: Bentz 6.044), длинного бега - 530-520 гг. до н.э. (Mus. of Fine Arts, Boston, 99.520: Bentz 6.058), конского бега - 560-550 гг. до н.э. (Arc. Mus., Naup., Glym.Col. 1: Bentz 6.051), бега вооруженных гоплитов - 550-540 гг. до н.э. (Nat. Mus. Ath., Akr. 921: Bentz 6.014) [6. P. 274-279]. Таким образом, программа Панафинейских игр к 520 г. до н.э. включала в себя все виды бега, известные по программе Олимпийских игр. Причем гоплитодромос[6] в программу Панафинейских игр был включен раньше, чем в программы Олимпийских (520 г. до н.э.) и Пифийских игр (498 г. до н.э.) (Paus. II.11.8; X.34.5) [7. P. 181; 8. P. 88; 9. P. 161; 10. P. 50]. И хотя он отсутствует в призовом панафинейском списке сер. IV в. до н.э., но упоминается в надписях II-I вв. до н.э. что касается конского бега[7], то на Олимпийских и Пифийских играх это состязание не проводили, но оно входило в программу Немейских и Истмийских игр (Paus. VI.16.4; ср.: Plat. Leg. 833а-с). В призовом панафинейском списке сер. IV в. до н.э. конский бег отсутствовал, однако, он упоминается в надписях II-I вв. до н.э. как состязание для взрослых атлетов. Кроме того, на Панафинейских играх проводилась факельная эстафета по командам, однако это состязание входило в так называемые «малые агоны» и было доступно только для афинян (IG. II2.2311.77; IG.II2.3019)[8]. Призовые панафинейские амфоры с изображением пятиборцев относятся к периоду 560-550 гг. до н.э. (Agora Exc., Ath., P 2071 + P 4340: Bentz 6.003). Самая ранняя панафинейская амфора с изображением борца датируется 540 г. до н.э. (Bad. Landesmus., Karlsruhe, 65.45), кулачного бойца - 530 г. до н.э. (Nat. Mus., Ath., Akrop. 1042: Bentz 6.158), панкратиаста - ок. 500 г. до н.э. (Met. Mus. of Art, NY, 16.71: Bentz 5. 009) [6. P. 274- 279]. Таким образом, к VI в. до н.э. гимнический агон Панафинейских игр был практически полностью сформирован. Возрастные категории атлетов на панэллинских играх В правилах Олимпийских игр было четко обозначено, кто мог быть допущен к состязаниям, а кто нет. Из тех, кто не имел права принимать участие в Олимпийских играх, были рабы, метэки, варвары, женщины [11. P. 40; 12. C. 259-260]. Эти правила были подтверждены клятвой атлетов на алтаре Зевса Горкия. Вместе с атлетами клятву приносили элланодики («судьи эллинов»), которые принимали решение о допуске атлетов к участию в Олимпийских играх (Phil. Gymn. 25). Возможно, что подобные правила отбора участников применялись и на других панэллинских играх, а также на Панафинеях. Позже к ним добавили правила, связанные с введением возрастных категорий атлетов. Согласно Павсанию, с 37-й Олимпиады (632 г. до н.э.) впервые атлеты на Олимпийских играх были разделены по возрасту на две группы - paides («мальчиков») и andres («мужчин») (Paus. V.8.9). В отличие от современного спорта греческая атлетика не знала разделений по гендерному принципу [11. P. 119]. Женщин чаще всего просто не допускали к гимническим соревнованиям, а иногда даже не дозволяли присутствовать на них в качестве зрителей. чего стоит рассказ о Каллипатере (Ференике), которая тайно пробралась на Олимпийские игры, чтобы быть свидетельницей спортивных успехов своего сына Пейсирода в кулачном бою (Paus. V.6.7-8; ср.: Paus. VI.6.2) [13. C. 116-117]. Также следует отметить тот факт, что в единоборствах не было разделения по весовым категориям. Атлет в легком весе мог оказаться в паре с «тяжеловесом», что подчас определяло исход поединка. В. Петермандл предполагает, что частично решить эту проблему должны были возрастные категории атлетов. Он подчеркивает, что в полисе всегда важным был возрастной критерий между взрослыми мужчинами и молодежью, т.е. между теми, кто уже вступил в права гражданства, и теми, кто еще не был записан в списки граждан [14. P. 243]. Этот принцип, по его мнению, мог оказать влияние на введения возрастных групп на Играх. Н. Кроутер считал, что нельзя утверждать, возникли ли олимпийские правила из законов полиса [15. P. 39]. М. Голден полагал, что целью разделения атлетов на возрастные группы могло быть желание организаторов Игр предотвратить в единоборствах столкновение отца и сына в одном поединке [16. P. 121]. Известны примеры «спортивных династий» с несколькими поколениями победителей панэллинских и местных Игр. Спортивная «карьера» атлета вполне могла охватывать около двадцати лет, и таким образом отец и сын могли оказаться лицом к лицу в одной схватке, и сын мог превзойти отца. Особенно это могло быть нежелательным в кулачном бою и в панкратионе, поскольку они заканчивались только тогда, когда один боец сдавался или не мог продолжать поединок [17. P. 58]. Это вполне могло быть одной из причин существование двойной системы возрастных категорий, которая, по-видимому, была самой старшей возрастной классификацией в спортивных соревнованиях [18. P. 112, 139; 19. P. 91-93]. На 37-й Олимпиаде (632 г. до н.э.) впервые были проведены состязания для юных атлетов (paides) в беге и борьбе (Paus. V.8.9)[9]. Так начала формироваться особая программа Олимпийских игр для paides[10]. В 38-ю Олимпиаду (628 г. до н.э.) для них было добавлено пятиборье (Paus. V.9.1), в 41-ю Олимпиаду (616 г. до н.э.) - кулачный бой (Paus. V.8.9-10), в 145-ю Олимпиаду (200 г. до н.э.) - панкратион (Paus. V.8.11). Вслед за Олимпийскими играми возрастные категории атлетов стали вводить как на панэллинских, так и на местных играх. Очевидно, у эллинов существовало несколько систем возрастной классификации атлетов. Самую простую, и вероятно, самую древнюю из них, и применили на Олимпийских играх, а вслед за ними и на Пифийских играх[11] - разделение атлетов на две возрастные категории: paides («мальчиков») и andres («мужчин») [18. P. 112, 139; 19. P. 91-93]. Однако нельзя сказать, что программа мальчиков полностью повторяла программу взрослых атлетов. Так, на Олимпийских играх для paides были введены только короткий бег и единоборства. Интересно отметить, что программа для мальчиков не была единой на всех панэллинских играх. В отличие от Олимпийских игр, на Пифийских играх для paides было три вида бега (короткий бег, двойной бег и длинный бег); тогда как бег вооруженных гоплитов предназначался только для взрослых атлетов и в Олимпии и в Дельфах. В программу Пифийских игр входил пентатлон для paides, тогда как на Олимпийских играх его ввели на 38-й Олимпиаде (628 г. до н.э.) и сразу отменили на 39-й Олимпиаде (624 г. до н.э.) (Paus. V.9.1). что касается единоборств, то на Пифийских играх, в отличие от Олимпийских игр, не было кулачного боя для paides, зато гораздо раньше для них был введен панкратион (346 г. до н.э.), чем на Олимпийских играх (200 г. до н.э.) [4. P. 180]. Другую систему разделения атлетов на возрастные категории использовали организаторы Истмийских и Немейских игр. Всех допущенных к состязаниям атлетов разделяли на три возрастные группы: andres («мужчины»), ageneioi («юноши») и paides («мальчики»). Таким образом, к уже имеющимся двум категориям andres и paides добавляли третью - ageneioi (букв. «безбородые»), которая являлась промежуточной между andres и paides [17. P. 58; 18. P. 104-116]. Это давало организаторам возможность более внимательно подойти к атлетам юного возраста при распределении их в те или иные возрастные группы. Возрастные категории атлетов на Панафинейских играх Той же системы разделения атлетов на три возрастные группы придерживались и на Панафинейских играх (Phot. = Suda s.v. Panathenaia). В призовой панафинейской надписи сер. IV в. до н.э. (IG.II2.2311) перечислены все три возрастные группы атлетов: сначала paides, потом ageneioi; третьими, видимо, шли andres, перечень состязаний и наград которых не сохранился, но был восстановлен позднее [20; ср.: 9. P. 162]. Возможно, что три возрастные группы атлетов могли быть на Панафинейских играх и до сер. IV в. до н.э. Так, Дж. Шер приводит в пример надпись 450-440 гг. до н.э., найденную недалеко от Саламина, с перечнем состязаний неизвестного нам афинского праздника, в которой также упоминаются три возрастные группы атлетов - paides, ageneioi и andres (IG I3 1386) [6. P. 242]. На основе надписи сер. IV в. до н.э. (IG II2 2311) и панафинейских призовых амфор можно попытаться проследить историю формирования программы гимнического агона для младших возрастных групп атлетов на Панафинейских играх. В надписи сер. IV в. до н.э. состязания для paides открывается коротким бегом (IG II2 2311. lin. 27). Дж. Шер отмечает, что в литературных источниках и в эпиграфике до 530 г. до н.э. нет данных о коротком беге на Панафинеях [6. P. 252], а в надписи сер. IV в. до н.э. нет упоминаний двойного бега и длинного бега как для paides, так и для ageneioi. Однако эти вида бега для младших возрастных групп атлетов упомянуты в панафинейских призовых надписях II-I вв. до н.э. (IG.II2.2313.21,25; IG.II2.2315.12,15). Ранние изображения на панафинейских призовых амфорах бега paides относятся к 530-520 гг. до н.э. (Mus. Naz., Vulci, 64220), длинного бега - к 440-435 гг. до н.э.; упоминания о двойном беге не встречаются до 198 г. до н.э. [6. P. 247-248]. что касается конского бега, то в надписях II-I вв. до н.э. он упоминается только для andres (IG.II2.2314.24; IG.II2.2315.38; IG.II2.2316.8). Интересна посвятительная надпись рубежа IV-III вв. до н.э. Герогейтона из Магнезии на Меандре, который прославился своими победами в беге среди paides. Он стал победителем в коротком беге на местных играх в Дельфах и Эфесе (ок. 300 г. до н.э.), а также в конском беге на Истмийских и на Панафинейских играх (SEG 14.459) [6. P. 247; 16. P. 81]. В посвящении бегуна Драконтоменеса, сына Гиерокла из Галикарнасса (сер. I в. до н.э.), упомянуто, что он «мальчиком» побеждал на многих панэллинских и местных играх, в том числе в длинном и конском беге на Панафинейских играх и на играх Асклепия в Эпидавре (SIG3 1064). Но в отличие от Герогейтона, Драконтоменес успешно продолжал выступать в конском беге уже будучи andres, победив на Истмийских играх, Гереях в Аргосе и на Асклепиях, тогда как о «взрослых» победах Герогейтона нет данных. В перечне побед Драконтоменеса нет упоминаний Олимпийских и Пифийских игр, но только потому, что конский бег не был включен в состав программы этих игр. Дж. Шер полагает, что так как оба атлета побеждали среди paides в конском беге на Панафинеях, то возможно, что в этом виде бега могли принимать участие как andres, так и paides в IV в. до н.э. [6. P. 247]. Ранние изображения пятиборья для paides на призовых панафинейских амфорах относятся к 500-480 гг. до н.э. (Brit. Mus., Lnd., B134; Mus. Vat., Rome, 374). На Олимпийских играх это состязание было исключено из программы для paides, но на Пифийских играх было с 586 г. до н.э. Раннее изображение мальчика-борца на панафинейских амфорах датируется ок. 520-510 гг. до н.э. (Mus. Nat. di Taranto, Taranto, 12220) [6. P. 277]. Возможно, что победители Панафинейских игр в борьбе среди paides упоминаются в эпиникиях Пиндара (2-я четв. V в. до н.э.)[12]. Схолиасты Пиндара не указывают, что эти строки относятся к Панафинеям; речь может идти о победах в Афинах на других праздниках - например, на Марафониях или на Гераклеях (Schol. Pind. Nem. IV.18-19; Schol. Pind. Ol. IX.88-90). Пиндар пишет о победе на Немейских играх борца Тимасарха Эгинского из рода Феандридов, которую тот одержал среди paides. Поэт перечисляет ранние победы Тимасарха, и среди них победу «в Афинах» (Pind. Nem. IV.19-21). Так как ода в честь немейской победы Тимасарха написана ок. 473 г. до н.э., когда Тимасарх выступал на Немейских играх как paides, то его афинская победа, возможно, могла быть датирована 474 г. до н.э. [6. P. 258]. Победе Эфармоста из Опунта в борьбе на 78-й Олимпиаде (468 г. до н.э.) посвящена IX Олимпийская ода Пиндара. Эфармост, прославленный борец, периодоник, помимо Олимпийских игр побеждал на Пифийских играх (466 г. до н.э.), трижды - на Истмийских играх и дважды - на Немейских играх [16. P. 60]. После перечня панэллинских побед Эфармоста Пиндар упоминает его победы на местных играх, среди которых - «детская» победа «в Афинах» (Pind. Ol. IX.88). Так как в Олимпии Эфармост победил как andres (P. Oxy. 222), то Дж. Шер предполагает, что его афинская «детская» победа, возможно на Панафинеях, могла быть в 478 или 482 гг. до н.э. [6. P. 258]. На панафинейских призовых амфорах IV в. до н.э. нет изображений мальчиков-борцов, но в надписи сер. IV в. до н.э. именно борьба открывает список единоборств у paides (IG.II2.2311.33). Кроме того, стоит упомянуть посвящение богам на базе статуи афинянина Ксенокла, в котором речь идет о его победе на Великих Панафинеях (ок. 350 г. до н.э.) в борьбе среди paides (IG.II2.3131). Надпись сохранилась частично, и поэтому сложно сказать, победил Ксенокл в борьбе или в панкратионе[13]. Самые ранние изображения кулачного боя paides на панафинейских амфорах относятся ко 2-й четв. V в. до н.э. (ок. 475-460 гг. до н.э. - Mus. Arch. Naz. Naples, Stg. 693) и к 3-й четв. V в. до н.э. (440-430 гг. до н.э. - Mus. Nat. di Taranto, Taranto, 4601) [6. P. 265]. В надписи сер. IV в. до н.э. кулачный бой для paides следует за борьбой (IG.II2.2311.36). И завершается список единоборств для paides панкратионом (IG.II2.2311.39). что касается панафи нейских амфор с изображением панкратиона, то Дж. Шер справедливо отмечает, что так как панкратион включал в себя элементы борьбы и кулачного боя, то его сложно точно идентифицировать, и нет точных примеров ваз, где можно было бы четко определить фигуру атлета как мальчика-панкратиаста [6. P. 269]. Ксенофонт упоминает о победе юного Автолика, сына Ликона, который принял участие в панкратионе на Панафинеях в юном возрасте - или как paides, или как ageneioi (Xen. Symp. I.2.8-9; ср.: Athen. 5.187f). Афиней добавляет, что влюбленный в Автолика Каллий III устроил пир в честь его победы, которую датирует годом архонтства Аристиона (421 г. до н.э.) (Athen. 5.187f). Однако победа Автолика вполне могла быть датирована и 422 г. до н.э. - годом Великих Панафиней во время архонтства Алкея [7. P. 198; 6. P. 259; 16. P. 24]. Из известных афинских панкратиастов, победивших на Панафинеях, можно упомянуть Каллия, сына Дидима, первого афинского периодоника, олимпионика 472 г. до н.э. (77-я Олимпиада) (IG.I2.606). Среди панэллинских побед Каллия известны пять побед на Истмийских играх, четыре - на Немейских, две - на Пифийских, и одна - на Панафинейских играх. Хронология его побед нам неизвестна. Поскольку панкратион для paides на Олимпийских играх появился с 200 г. до н.э., то очевидно, что Каллий стал олимпиоником среди andres (Paus. V.8.11). М. Голден полагает, что Каллий одержал свою панафинейскую победу в младшей возрастной категории, что посвящения Каллия на Акрополе, возможно, были воздвигнуты в честь его побед paides, после его панафинейской победы (IG.I2.608; IG.I2.174) [7. P. 202-203; 16. P. 30]. A.E. Раубичек предположил, что «детская» победа Каллия могла датироваться 480 г. до н.э. [21. no. 21]. Дж. Шер, с учетом победы Автолика предполагает, что панкратион для paides мог быть на Панафинеях и до 422 г. до н.э. [6. P. 277-278]. В любом случае панкратион гораздо раньше был введен для paides на Панафинейских играх, чем на Олимпийских (200 гг. до н.э.) и Пифийских играх (346 гг. до н.э.). Введение третьей возрастной группы атлетов (ageneioi) стало важной инновацией Панафинейских игр. Состязания для «безбородых» были добавлены в программу Панафиней вскоре после 566 г. до н.э. Так, на некоторых панафинейских амфорах ок. 520 г. до н.э. можно увидеть изображение безбородых юношей, состязающихся в коротком (или двойном) беге (Nation. Mus. Copenh., Chr. VIII 797 (99); Met. Mus. of Art, NY, 14.130.20; All. Pier. Mus., Amst., 1897). Длинный бег для ageneioi не упомянут в надписи сер. IV в. до н.э. Пятиборье для ageneioi вплоть до кон. VI в. до н.э. не упоминается ни в письменных, ни в эпиграфических источниках, и нет его изображений на панафинейских амфорах. Возможно, что победителем в пентатлоне был Леагр, сын Главкона, посвящение двенадцати богам на афинской Агоре которого датируется кон. VI в. до н.э. (SEG. X.319). A.Е. Раубичек предполагал, что победа Леагра (возможно, на Панафинеях) могла быть одержана среди ageneioi [23. P. 160-164]. Возможно, что пятиборье для ageneioi могло быть введено между 500 и 480 гг. до н.э. Борьба «безбородых» изображена на панафинейских вазах ок. 430-410 гг. до н.э. (Nat. Mus. Athens, 451)[14]. Для IV в. до н.э. нет изображений борцов paides или ageneioi в вазописи, но в надписи сер. IV в. до н.э. упоминается борьба для ageneioi (IG.II2.2311.48). Раннее изображение кулачного боя «безбородых» на панафинейских призовых вазах относятся к кон. VI в. до н.э. (Mus. du Louvre, Paris, F278: Bentz 6.088), а также к ок. 430-420 гг. до н.э. (Univ. Mus., Univ. Of Mississippi, Oxf., 1977; 359 ); в надписи сер. IV в. до н.э. кулачный бой ageneioi следует за борьбой (IG.II2.2311.51). Самое раннее изображение юноши панкратиаста на панафинейской амфоре относится к ок. 360 г. до н.э. (Nat. Mus. Athens, 20048); в надписи сер. IV в. до н.э. панкратион завершает программу ageneioi (IG II2 2311.53). Награды атлетов младших возрастных групп на Панафинейских играх Уникальность надписи сер. IV в. до н.э. состоит в том, что в ней перечислены награды Панафинейских игр для двух младших возрастных групп атлетов (paides и ageneioi) (IG.II2.2311). Основной наградой на Панафинейских играх были призовые панафинейские амфоры, расписанные в чернофигурной технике (на лицевой стороне было изображена вооруженная Афина Промахос, на обратной стороне - состязания Панафинейских игр). Победители гимнического и конного агонов получали в награду панафинейские амфоры, наполненные оливковым маслом (moriai) из священной рощи богини (Aristot. Ath. Pol. 60.1-3). Такая амфора могла вмещать ок. 36-38 л оливкового масла [5. P. 135; 19. P. 88]. Стоимость масла, например, в 30 амфорах была примерно такой же, как доход рабочего за целый год [17. P. 61].) (см. статью) Ценность панафинейской амфоры состояла не только в ее стоимости, но и в сакральной символике Афин, т.е. победитель Панафинейских игр получал «благословление» самой богини (подобно священным венкам победителей панэллинских игр) [23. P. 122]. В надписи сер. IV в. до н.э. список победителей и призеров Пана фи- нейских игр в гимническом агоне начинается с состязаний paides (IG. II2.2311.27). Самое большое количество призовых панафинейских амфор получил победитель короткого бега (50 амфор). Далее - 40 амфор у победителя в панкратионе, и по 30 амфор - у победителей в пятиборье, борьбе и кулачном бое. что касается наград победителей ageneioi, то их награды были немного больше, чем у «мальчиков». Самой большой наградой ageneioi было 60 амфор у победителя короткого бега, далее - 50 амфор за победу в панкратионе, и по 40 амфор победителям в пятиборье, борьбе и кулачном бое. Принципиальной разницей между системой награждения на Олимпийских и Панафинейских играх было то, что на Панафинеях награду вручали также атлетам, занявшим второе место. Однако их награды существенно уступали атлетам, занявшим первое место. Атлет, занявший второе место в коротком беге, среди paides получал всего лишь 10 амфор, в панкратионе - 8 амфор, а в пятиборье, борьбе и кулачном бое - по 6 амфор. Также и у ageneioi атлет, занявший второе место в беге получал всего лишь 12 амфор, в панкратионе - 10 амфор, а в пятиборье, борьбе и кулачном бое - по 8 амфор. Таким образом, атлеты, занявшие второе место, получали в пять раз меньше амфор, чем победители. Дж. Янг утверждал, что призы на местных играх, таких как Панафинеи, позволяли юным атлетам использовать свои доходы для финансирования их дальнейшей карьеры [24. P. 107]. Ему возражает М. Голден, который, соглашаясь с тем, что призы на Панафинеях были очень щедрые, подчеркивает, что далеко не все местные игры могли похвастаться таким «призовым фондом». Многие призы местных игр были гораздо скромнее, чем награды на Панафинеях [11. P. 23-25]. Интересно, что на Панафинейских играх возрастные группы были введены не только для участников гимнического агона, в котором могли принять участие как афиняне, так и инополиты, но и для участников некоторых из «малых» агонов, в которых состязались только афиняне. 27 гекатомбеона в рамках Великих Панафиней проводилось состязание среди команд, которые исполняли военный танец пирриху, состоящий, по описанию Платона, из прыжков и движений с копьем и щитом (Plat. Leg. VII.815; ср.: Aristoph. Nub. 987-989). Дж. Шер предполагает, что пирриха входила в состав Панафинейских игр уже в к. VI в. до н.э. [6. P. 325]. Так, изображение участников пиррихии на краснофигурном сосуде мастера Евфрония датируется ок. 520 г. до н.э. [25. P. 236-237; 242-243; no. 58, pl. 7], а краснофигурная амфора мастера Эпиктета с изображением пиррихии датируется ок. 520-510 гг. до н.э. (ARV 273, 27 = Museo Vaticani, Rome, 506) [25. P. 234-235, 239, no. 7]. Пирриха была командным соревнованием. Лисий отмечает, что участники пиррихии состязались хорами (Lys. XXI.1.4), для которых назначали хорега (Lys. XXI.1.4; IG.II2.3025). Возможно, что пирриха была первым командным соревнованием Панафинейских игр, предназначенным только для афинян. Интересно отметить, что участники этого состязания также были разделены по возрастным группам. В кон. V в. до н.э. на Панафинейских играх проводили состязание команд пиррихов в двух старших возрастных группах - ageneioi и andres (Lys. XXI, 1; 4). В надписи сер. IV в. до н.э. упомянуты три возрастные группы пиррихов paides, ageneioi и andres (IG.II2.2311.72-74). Для подготовки команды andres на Великих Панафинеях хорег тратил 800 драхм, а для команды ageneioi на Малых Панафинеях - 7 мин (Lys. XXI.1;4). Интересно, что команды-победители всех трех возрастов получали одинаковые призы - 100 драхм и быка (IG.II2.2311.72-74). Заключение Популярность панэллинских праздников и сопутствующих им игр во многом способствовала развитию греческой атлетики. Атлеты имели возможность принимать участие как в крупных панэллинских играх, где наградой был священный венок, но также могли участвовать в местных играх, где часто в качестве наград были ценные призы. И если в Олимпии или Дельфах все допущенные к Играм атлеты принимали участие в заявленных в программе агонах, то на местных играх могли быть выделены отдельные состязания как для членов полиса, устроителя Игр, так и для инополитов. Местные игры предоставляли «своим» атлетам больше возможностей как за счет более разнообразной программы, которая часто носила эклектичный характер, так и за счет особых, локальных агонов, где была «гарантирована» победа только согражданам. Увеличение притока атлетов на панэллинские и местные игры привело к появлению новых правил их организации - введение возрастных категорий атлетов. Были выработаны особые системы деления атлетов на две (paides и ageneioi) или три (paides, ageneioi и andres) возрастные категории. Для классического периода нам лучше всего известна программа Панафинейских игр в Афинах. Эти игры стали промежуточным звеном между панэллинскими и местными играми. Ценные призы, большой состав участников, сложная эклектичная программа - все это в программе Панафинейских игр создавалось в подражание Олимпийским и Пифийским играм. С другой стороны Панафинейские игры включали в себя и ряд состязаний, в которых могли принять участие только афинские атлеты. В выборе системы возрастных категорий атлетов Панафинеи придерживались системы, принятой на Истмийских и Немейских играх. Гимнический агон Панафинейских игр был разделен на три возрастные группы атлетов - paides, ageneioi и andres, программа которых сформировалась на рубеже VI-V вв. до н.э. В призовом панафинейском списке IV в. до н.э. сначала перечисляются награды атлетов младших возрастных групп paides и ageneioi. Награды paides и ageneioi не очень сильно отличаются от наград andres. Кроме того, в пиррихе, состязании, в котором принимали участие только афинские атлеты, все три категории участников получали одинаковые награды. Это показывает, что соревнование paides и ageneioi для Панафинейских игр были не менее важны, чем состязания взрослых атлетов.Об авторах
Татьяна Борисовна Гвоздева
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: tbgvozdeva@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-0400-4589
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук
117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Гвоздева Т.Б. Эрихтоний или Тесей - кто основал Панафинеи? // Вестник РУДН. Серия Всеобщая история. 2021a. Т. 13. № 3. 2021. С. 259-268.
- Moretti L. Olympionikai, i vincitori negli antichi agoni Olympici. Roma, 1957.
- Hönle A. Olympia in der Politik der griechischen Staatenwelt: Von 776 bis zum Ende des 5. Jahrhunderts. Bebenhausen, 1972.
- Romano DG. Athletic Festivals in the Northern Peloponnese and Central Greece. A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman Antiquity. Christesen P., Kyle DG., editors. Wiley Blackwell, 2014, p. 176-191.
- Miller SG. Ancient Greek Athletics. New Haven; London, 2004.
- Shear JL. Polis and Panathenaia: the History and Development of Athena’s Festival. PhD. Ann Arbor, 2002.
- Kyle DG. Athletics in Ancient Athens. Leiden, 1987.
- Kyle DG. The Panathenaic Games: Sacred and Civil Athletics. Goddess and Polis. The Panathenaic Festival in Ancient Greece. Neils J. editor. Princeton, 1992, p. 77-101.
- Kyle DG. Sport, Society, and Politics in Athens. A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman Antiquity. Christesen P., Kyle DG., editors. Wiley Blackwell, 2014, p. 159-175.
- Weir RGA. Roman Delphi and its Pythian Games. PhD. Princeton, 1998.
- Golden M. Greek Sport and Social Status. Austin, 2008.
- Гвоздева Т.Б. Право участия в Великих Панафинеях // Экономика, право, власть в древнем мире. Посвящается памяти В.И. Кузищина. СПб., 2021. С. 258-300.
- Гвоздева Т.Б. Женщины в спортивных играх Древней Греции // Современный юрист. М., 2018. № 3 (24). С. 114-127.
- Petermandl W. Growing Up with Greek Sport: Education and Athletics. A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman Antiquity. Christesen P., Kyle DG., editors. Wiley Blackwell. 2014, p. 236-245.
- Crowther NB. Athlete and State: qualifying for the Olympic Games in Ancient Greece. Journal of Sport History. 1996; 23(1):34-43.
- Golden M. Sport in the ancient world from A to Z. Lnd., N.Y., 2004.
- Golden M. Children and Childhood in Classical Athens. Baltimore, 2015.
- Golden M. Sport and Society in Ancient Greece. Cambridge, 1998.
- Petermandl W. Age-Categories in Greek Athletic Contests. Nikephoros. 2012, p. 85-93.
- Shear JL. Prizes from Athens: The List of Panathenaic Prizes and the Sacred Oil. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 2003;(142):87-108.
- Raubitschek AE. Dedications from the Athenian Akropolis. A Catalogue of the Inscriptions of the Sixth and Fifth Centuries B.С. Cambridge, MA, 1938.
- Raubitschek AE. Leagros. Hesperia. 1939;(8):160-164.
- Kyle D. Gifts and Glory: Panathenaic and Other Greec Athletic Prieze. Worshipping Athena: Panathenaia and Parthenon. Madison, 1996, p. 106-136.
- Young DC. The Olympic Myth of Greek Amateur Athletics. Chicago: Ares, 1984.
- Ceccarelli P. La pirrica nell’antichità greco romano: Studi sulla danza armata. Roma, 1998.