Архитектурно-парковый ансамбль Альгамбра и Хенералифе как объект культурного наследия и туристский ресурс

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме использования объектов культурного наследия в качестве туристских ресурсов на примере архитектурно-паркового ансамбля Альгамбра и Хенералифе в Гранаде, второго по посещаемости памятника Испании. Автор обращается к вопросам и проблемам, связанным со сложностями консервации, реставрации и интерпретации данного комплекса и управления туристскими потоками. Управление таким сложным объектом культурного наследия, как Альгамбра и Хенералифе, требует обязательного мультидисциплинарного подхода, в котором принимают участия специалисты разных сфер.

Полный текст

Введение. Во второй половине XX века с развитием массового туризма объекты культурного наследия стали превращаться в туристский ресурс, и в 80-е годы появилось понятие «культурный туризм». Международный совет по охране памятников и достопримечательностей (ICOMOS) под культурным туризмом понимает такую форму туризма, «цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местного населения. Культурный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями» [1, с. 22]. Однако при последовательном анализе правовых актов международного и европейского уровней мы можем видеть противоречие между сохранением культурного наследия и развитием туризма. В документах, посвященных охране памятников, основными идеями являются комплексный подход к консервации, реставрации и дальнейшему использованию культурного наследия, отмечается образовательная и воспитательная роль памятников истории и культуры, их важность для самоидентификации общества. При этом туризм воспринимается как угроза для сохранения культурного наследия, так как, хотя в документах по туризму и отмечается важность исторических и культурных памятников, но на первый план выходит туристский продукт и его финансовая прибыль [2]. Можно сказать, что на данном этапе еще не сложилась единая и непротиворечивая международная система правового регулирования именно культурного туризма. Документы международных организаций дают теоретическую основу и указания для разработки различными государствами своего законодательства в данной сфере, которое должно учесть как национальную правовую систему, так и культурные особенности страны, и помочь разрешить противоречие между сохранением памятников и массификацией туризма. В Испании одним из центров культурного туризма является Андалусия, благодаря дворцово-парковому ансамблю Альгамбра и Хенералифе в Гранаде - второму по посещаемости памятнику страны, историческая и художественная ценность которого признаны на международном уровне. Популярность Альгамбры среди туристов требует эффективного управления, которое позволит гармонично сочетать основные задачи: сохранение памятника, его популяризацию среди местного населения и туристов, проведение его исследований, а также его использование в качестве туристского ресурса с целью получения экономической выгоды. Охрана и управление комплексом Альгамбра и Хенералифе. Одним из важных инструментов управления культурным наследием страны является развитая и эффективная нормативная правовая база. Согласно закону 16/1985 от 25 июля «Об историческом наследии Испании» [3], закону 14/2007 от 26 ноября «Об историческом наследии Андалусии» [4] и указу 107/2004 от 23 марта [5] Альгамбра и Хенералифе определяются как Объект Культурного Интереса (исп. Bien de Interes Cultural (BIC)) в категории «памятники», что подразумевает наивысшую категорию защиты, предоставляемую объектам культурного наследия в соответствии с региональным и национальным законодательством Испании. На международном уровне значимость комплекса Альгамбра и Хенералифе была признана в 1984 году, когда памятник был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Прежде всего это событие означает обязательство национальных и региональных органов власти Испании перед международным сообществом по консервации и защите монументального комплекса и его окружающей среды с особой тщательностью. В 1994 году Комиссия по всемирному наследию ЮНЕСКО расширила охраняемую территорию, включив район Альбайсин. Внесение памятника в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО потребовало от испанских властей сформировать новый орган управления комплексом Альгамбра и Хенералифе - Попечительский совет [6], созданный при региональном Совете по культуре и историческому наследию Хунты Андалусии (регионального правительства). Данный орган отвечает за охрану, использование, сохранение и популяризацию этого монументального комплекса. Проанализировав организационную структуру Попечительского совета, можно сделать вывод, что при его создании особое внимание уделялось междисциплинарному подходу к управлению, так как в него входят отделы консервации и защиты; исследований и популяризации; маркетинга и организации экскурсий; отдел по паркам и садам и другие. Также была создана Техническая комиссия - консультативный орган по вопросам, связанным с сохранением памятника, в который входят эксперты в области истории, искусствоведения, архитектуры, реставрации, урбанистики [7]. Попечительский совет разрабатывает основной инструмент управления Альгамброй - Генеральный план, в котором указаны краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели. Действующий план на период 2007 - 2020 годы включает в себя 154 программы по четырем направлениям: консервация памятника, сохранение культурного ландшафта, развитие сбалансированного туризма, внедрение новых технологий [8]. Несмотря на достаточно подробный план управления таким сложным комплексом возникают некоторые сложности, связанные как с консервацией и реставрацией комплекса, так и регулированием количества туристов. Основные сложности консервации, реставрации и интерпретации памятника. Архитектурно-парковый ансамбль Альгамбра и Хенералифе складывался на протяжении нескольких веков и на сегодняшний день включает в себя: · Крепость Алькасаба IX века, которая является самой старой частью комплекса; · Непосредственно сама Альгамбра (XIII - XIV века) c дворцом Насридов и садами; · Медина - жилое поселение, располагавшееся на территории цитадели. Здесь жил обслуживающий персонал дворца и располагались ремесленные мастерские, а сейчас можно наблюдать сохранившиеся руины; · Дворец Карлоса V (начало строительства 1527 год), в котором сейчас находятся Музей Альгамбры и Музей изобразительных искусств; · Сады Хенералифе (XIV века) - бывшая летняя резиденция эмиров, которая изначально была отдельным комплексом; · Городской район Альбайсин, где сохранилось большое количество средневековых построек мусульманского периода [9]. Как мы можем видеть, на ограниченной территории комплекса находится большое количество объектов культурного и природного наследия, относящихся к разным историческим периодам и культурам (мусульманской и христианской), а также к разным типам (археологические, архитектурные, произведения садово-паркового искусства и так далее). Кроме того, важно помнить и о нематериальном культурном наследии, связанном с Альгамброй (сказания, легенды, музыкальные произведения). Такое многообразие вызывает технические сложности консервации и реставрации Альгамбры и Хенералифе. Современная Альгамбра сохраняет все изменения, происходившие на протяжении веков: начало строительства крепости Алькасаба в IX веке, появление дворца Насридов и Хенералифе в XIV веке, их постоянные перестройки при смене правителей, затем строительство дворца Карла V и падение значимости региона Андалусии с переносом политической жизни в Мадрид, и долгий период, когда о крепости никто не вспоминал. Затем дворец заняли войска Наполеона в 1812 году, что спасло «этот великолепный памятник мавританской культуры от полнейшего упадка и разорения. Крыши починили, залы и галереи защитили от непогоды, сады стали ухожены, водостоки обновлены и фонтаны опять забили искристыми струями…» [10]. За последние два века объект пережил большое количество реконструкций и реставраций. Как уже отмечалось, управление Альгамброй осуществляется с помощью Генерального плана, в рамках которого разрабатывается программа по сохранению памятника. Одним из ее важных элементов является разработка каталогов всего движимого и недвижимого имущества и объектов этнологического наследия [11, с. 46-47], находящихся на территории Альгамбры, которые содержат описания объектов: в каком состоянии они находятся сейчас, информацию о всех реализованных реставрациях и изменениях, планируемые реставрации и так далее. Другим инструментом для охраны и сохранения памятника является картографический атлас Альгамбры [11, с. 57], который необходим для реставрации, управления и исследований. В данный атлас включены карты и схемы разных масштабов всей территории комплекса, а также Гранады, на которых указаны периоды постройки, типы культурного и природного наследия, а также патологии той или иной конструкции. Это позволяет специалистам в случае необходимости быстро выявить проблему и разработать комплекс мер для ее решения. Следующим элементом программы по сохранению памятника является непосредственно подпрограмма по консервации и реставрации Альгамбры [11, с. 87]. Она основывается на Международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия) 1964 года, которая гласит, что общей целью консервации и реставрации памятников является их сохранение как произведений искусства и как свидетелей истории. Консервация предполагает постоянство ухода за памятником, сохранение его в рамках свойственного ему окружения и масштаба. Реставрация же должна быть исключительной мерой, которая основывается на уважении к подлинному материалу и достоверным документам. Работам по консервации и реставрации должен предшествовать полный анализ ситуации, они должны сопровождаться составлением точной документации, представленной в виде аналитических и критических отчетов, снабженных рисунками и фотографиями [12]. Таким образом, сохранение Альгамбры - это мультидисциплинарная задача, требующая сотрудничества специалистов в таких областях, как история, археология, искусство, антропология, ботаника, география. Консервация памятника должна учитывать исторический контекст, для чего необходимо знать эволюцию как самой Альгамбры, так и ее окружения. Еще одной сложностью является интерпретация Альгамбры и Хенералифе. Под интерпретацией культурного наследия понимается искусство объяснения in situ значения культурного и природного наследия посетителю, который решил побывать в нем в свое свободное время [13, с. 4]. Интерпретация культурного наследия включает в себя не только непосредственные экскурсии с гидом, но и аудиогиды, брошюры, информационные панели, печатные путеводители, официальный сайт памятника, приложения, видео и так далее. Каждый объект культурного и природного наследия, находящийся на территории комплекса Альгамбра и Хенералифе, с одной стороны, требует особенного подхода, своей собственной интерпретации, а, с другой стороны, должен рассматриваться неразрывно от других, создавая у посетителя целостное и полное представление об объекте историко-художественного наследия (его истории, художественных характеристиках, условиях формирования), избегая исторической фальсификации. Кроме того, Альгамбра - это не застывший во времени объект, а отражение потребностей современного общества, как местных жителей, так и туристов, которые признают историческую и художественную ценность памятника. Алоиз Ригль писал: «Если не существует вечной художественной ценности, а есть всего лишь относительная современная, тогда художественная ценность памятника не обладает больше ценностью воспоминания о прошлом, а является ценностью настоящего» [14, с. 15]. Такой подход к объекту культурного наследия, не только как к свидетельству прошлого, но и как к части современности, предполагает разработку дидактических материалов, культурных и экскурсионных программ, отражающих потребности посетителей и ориентирующихся на разный их тип: турист или местный житель, возрастная категория, цель посещения, первоначальные знания об Альгамбре и Гранаде, так как посетитель воспримет только ту информацию, которая ему нужна и понятна [15]. Кроме того, памятники культурного наследия представляют важность не только для отдельных индивидуумов, но и для общества в целом: возможность для развития, самоидентификации или развлечения [16]. Различные экскурсионные и культурные программы, разработанные руководством Альгамбры, являются одним из способов решения следующей проблемы - массификации туризма. Проблема управления туристскими потоками в Альгамбре и Хенералифе. Комплекс Альгамбра и Хенералифе является маркой региона Андалусия и вторым по посещаемости памятником Испании, уступая только Храму Святого Семейства в Барселоне [17]. Ежегодный поток туристов в нем составляет более 2 миллионов человек [18, с. 13]. Количество посетителей объекта растет с каждым годом, что можно увидеть на рисунке 1. Согласно официальным данным Хунты Андалусии в 2018 году количество туристов в Альгамбре достигло 2 724 566 человек. Основную массу составляют иностранцы (1 819 245 человек) [18, с. 6]. Рис. 1. Количество посетителей Альгамбры и Хенералифе в год Однако местные СМИ приводят другую цифру - 2 766 887 человек, что превышает установленную квоту посещения в 2 763 500 человек ежегодно [19] на 3 387 посетителей [17, 20], что свидетельствует о неэффективном контроле за распространением билетов. Привлекательность Альгамбры для туристов со всего мира заставила власти задуматься о том, как совместить две противоположные задачи: сохранение памятника и его экономическую рентабельность, поэтому одним из основных направлений Генерального плана является развитие сбалансированного туризма, которое не наносит вред памятнику. С этой целью Хунтой Андалусии ежегодно устанавливаются квоты на посещение дворцово-паркового ансамбля Альгамбра и Хенералифе, то есть ограничивается количество посетителей, которые могут войти на территорию комплекса ежегодно. Так, согласно Решению Попечительского совета Альгамбры и Хенералифе от 16 января 2020 года, устанавливается квота на посещение в 2 763 500 человек. Также ограничивается вход во Дворец Насридов: доступ возможен с интервалами в 30 минут с максимальным количеством посетителей 300 человек, то есть около 50 человек каждые 5 минут [21]. Время экскурсии указывается в каждом билете отдельно. Кроме того, с 2020 года был ужесточен контроль за продажей билетов для посещения Альгамбры и Хенералифе: теперь их можно приобрести только через официальный сайт и кассы, все билеты являются именными. При этом 18% от всех билетов должны быть выделены для образовательных, культурных, социальных организаций, а также для исследователей [21]. Однако, на наш взгляд, наиболее эффективным инструментом управления является не установление квот на посещение памятника, а регулирование туристического потока. Чтобы снизить нагрузку с самого посещаемого памятника комплекса - Дворца Насридов - было разработано 12 альтернативных маршрутов, которые включают в себя не только посещение дворцово-паркового ансамбля, но и других объектов культурного наследия Гранады. Это такие маршруты, как: «Альгамбра и Гранада эпохи Карла V: мечта императора», «Женщина в эпоху мусульманской Гранады и в эпоху Возрождения», «Христианский город. Политические, социальные и религиозные изменения», «Конкиста воды. Использование воды в испано-мусульманской и христианской культурах», «Альгамбра: территория, пространство и город. Художественные и функциональные особенности искусства в период Насридов», «Внешние ворота», «Королевский город и его окрестности. Наследие архитектуры Аль Андалуса», «Зал Абенсерагов: новый взгляд в археологии», «Вода в Альгамбре: колодцы», «Вода в Альгамбре: оросительные каналы», «От живописи к музыке в прогулках по Гранаде», «В наслаждении тишиной. Монастыри Гранады». Кроме того, были созданы маршруты для знакомства с местной флорой и фауной, а также смотровые площадки [11, с. 190-228]. На территории памятника периодически проводятся различные театрализованные экскурсии, ориентированные на семьи с детьми, временные экспозиции, мастер-классы, концерты и отдельные бесплатные экскурсии для жителей города Гранада. Также в сотрудничестве с университетами проходят конференции и семинары, где специалисты в сфере культурного наследия и туризма могут обсуждать актуальные вопросы и делиться своим опытом. Например, в 2015 году здесь был проведен Международный семинар «Возможность приема и управление туристскими потоками в культурных пространствах», в 2019 году - Международная конференция по возрождению исторических садов. Как мы видим, Попечительский совет Альгамбры старается уйти от традиционных экскурсионных посещений, в центре которых обычно находятся шедевры и самые яркие памятники, а разрабатывает тематические маршруты для разного типа посетителей, с различными интересами и начальными знаниями. Такой подход дает возможность, с одной стороны, познакомить посетителей (как туристов, так и местное население) с малоизвестными фактами об Альгамбре и не отделять ее от Гранады, что создает более полный контекст, а, с другой стороны, сократить потоки туристов в самых посещаемых дворцах. Заключение. Управление таким сложным объектом культурного наследия, как архитектурно-парковый ансамбль Альгамбра и Хенералифе, требует обязательного мультидисциплинарного подхода, в котором принимают участия специалисты разных сфер. Альгамбра является символом Андалусии, центром массового туризма, что, с одной стороны, положительно влияет на экономику и занятость в регионе, но, с другой стороны, наносит вред самому памятнику. Сейчас перед руководством комплекса стоит важная задача установить равновесие между количеством посетителей, экономической рентабельностью и сохранением Альгамбры. Для этого необходимо следить за количеством туристов, которое не должно превышать установленную квоту, и осуществлять контроль за продажей билетов. Наиболее важными задачами для сохранения и использования памятника являются разработка и реализация комплексных программ консервации и реставрации Альгамбры и Хенералифе, учитывающих не только их эволюцию, но и их окружение; а также реализация программ по интерпретации культурного и природного наследия памятника, которые позволят как удовлетворить потребности разных типов посетителей, так и эффективно управлять туристическими потоками, чтобы разгрузить Дворец Насридов. Альгамбра и Хенералифе превращаются в крупный культурно-образовательный и исследовательский центр Испании и всей Европы, который должен быть интересен не только иностранным туристам, но, в первую очередь, местному населению всех возрастов. Для эффективного управления памятником необходима реализация текущего контроля за выполнением Генерального плана, а также проведение анализа его результативности после выполнения в 2020 году.

×

Об авторах

Ксения Николаевна Филимонова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: 1032186761@rudn.ru

магистрант программы «Культурное наследие: исследование и управление» кафедры всеобщей истории

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Елена Геннадьевна Зуева

Российский университет дружбы народов

Email: zueva_eg@rudn.university

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. International Cultural Tourism Charter: Principles and guidelines for managing tourism at places of cultural and Heritage significance. ICOMOS. 2002. C. 22. URL: http://www.charts-interreg4c.eu/app/download/5796628919/ICOMOS+International+ Cultural+Tourism+Charter+1999.pdf
  2. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия), 1965. ICOMOS. URL: http://icomos.org.ru/ images/docs/1964_Mezhdunarodnaya%20hartiya%20po%20konservacii%20i%20restavracii.pdf Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, 1972. ICOMOS. URL: http://icomos.org.ru/images/docs/convention_1972-1.pdf
  3. Конвенция об охране архитектурного наследия Европы, 1985. Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/901746444
  4. Carta del turismo y código del turista, 1985. APIE. URL: http://www.apiepr.org/ files/carta-codigo-turista.pdf
  5. International Cultural Tourism Charter, 1999. ICOMOS. URL: https://www.icomos.org/en/newsletters-archives/179-articles-en-francais/ressources/charters-and-standards/162-international-cultural-tourism-charter
  6. Ley 16/1985, de 25 de junio, del Patrimonio Histórico Español. BOE. URL: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-1985-12534
  7. Ley 14/2007, de 26 de noviembre, del Patrimonio Histórico de Andalucía. BOE. URL: https://www.boe.es/buscar/pdf/2008/BOE-A-2008-2494-consolidado.pdf
  8. Decreto 107/2004, de 23 de marzo, por el que se declara y delimita el Bien de Interés Cultural, con la categoría de Monumento, de la Alhambra y el Generalife de Granada. Junta de Adalucía. URL: https://www.juntadeandalucia.es/boja/2004/74/31
  9. Patronato. Patronato de la Alhambra y Generalife. URL: http://www.alhambra-patronato.es/patronato
  10. Órganos de Gobierno. Patronato de la Alhambra y Generalife. URL: http://www.alhambra-patronato.es/patronato/informacion-institucional/organos-de-gobierno
  11. Plan Director. Patronato de la Alhambra y Generalife. URL: http://www.alhambra-patronato.es/patronato/informacion-institucional/plan-director-2007-2020
  12. Alhambra, Generalife and Albayzín, Granada. UNESCO. URL: http://whc.unesco.org/ en/list/314
  13. Ирвинг В. Альгамбра. URL: https://royallib.com/read/irving_vashington/algambra.html#0
  14. Plan Director de la Alhambra y Generalife. Granada: Patronato de La Alhambra y Generalife, 2010. URL: http://www.alhambra-patronato.es/wp-content/uploads/2018/ 08/TOMO_1-1-1.pdf
  15. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия) 1965 года. ICOMOS. URL: http://icomos.org.ru/images/docs/1964_Mezhdunarodnaya%20hartiya%20po%20konservacii%20i%20restavracii.pdf
  16. Morales J., Guerra F., Serantes A. Bases para la Definición de Competencias en Interpretación del Patrimonio - Fundamentos teóricos y metodológicos para definir las Competencias Profesionales de Especialistas en Interpretación del Patrimonio en España. Seminario Permanente de Interpretación del Patrimonio, Centro Nacional de Educación Ambiental - CENEAM, España, 2009.
  17. Ригль А. Современный культ памятников: его сущность и возникновение. М.: ЦЭМ, V-A-C press, 2018.
  18. Ramos García F. La interpretación del patrimonio como herramienta básica del turismo cultural: análisis de varias experiencias. Patrimonio Cultural y Turismo. Cuadernos №18, 2013.
  19. Morales J. El sentido y metodología de la interpretación del patrimonio. En: Santos Mateos Rusillo (coord.), La comunicación global del patrimonio cultural, Gijón: Trea, 2008.
  20. La Alhambra de Granada bate su récord de visitantes. ABCandalucía. URL: https://sevilla.abc.es/andalucia/granada/sevi-alhambra-granada-bate-record-visitantes-201902251442_noticia.html?ref=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F
  21. Estadística de la Red de Espacios Culturales de Andalucía 2018. Junta de Adndalucía, 2019. URL: https://www.juntadeandalucia.es/export/drupaljda/producto_estadistica/ 19/06/EspaciosCulturales18.pdf
  22. Resolución de 26 de septiembre de 2016, del Patronato de la Alhambra y Generalife, por la que se publica la normativa de visita, comercialización y otros usos públicos del Conjunto Monumental de la Alhambra y el Generalife y en sus bienes adscritos. Patronato de la Alhambra y Generalife. URL: http://www.alhambra-patronato.es/wp-content/uploads/2019/07/boja-5-de-octubre-normativa-vp-y-co-resol-26-09-2016-1.pdf
  23. La Alhambra rebasa su aforo máximo en 3.387 personas. Granada Hoy. URL: https://www.granadahoy.com/granada/Alhambra-rebasa-visitas-aforo-maximo_0_ 1330367347.html
  24. Resolución de 16 de enero de 2020 del Patronato de la Alhambra y Generalife, por la que se acuerda publicar la Normativa de Visita, Comercialización y Otros Usos Públicos del Conjunto Monumental de la Alhambra y el Generalife y en sus bienes adscritos. Patronato de la Alhambra y Generalife. URL: http://www.alhambra-patronato.es/wp-content/uploads/2020/01/Resoluci%C3%B3n-de-16-de-enero-de-2020-se-publica-Normativa-Visita-P%C3%BAblica-y-Comercializaci%C3%B3n-Alhambra.pdf

© Филимонова К.Н., Зуева Е.Г., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах