Экономические и социальные меры правительства Нарендры Моди по решению проблемы сепаратизма в Северо-Восточной Индии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье предпринята попытка анализа современного экономического развития Северо-восточной Индии (СВИ) в контексте решения проблем, связанных с сепаратизмом в этом регионе. Они представляются крайне актуальными, поскольку добиться экономического прорыва и процветания региона невозможно без окончательного искоренения сепаратизма и терроризма в СВИ. Использованные источники - это в основном актуальная аналитика индийских министерств и ведомств (Министерство развития СВИ, Совет СВИ и ряд других), а также материалы индийских и международных (Deutsche Welle) интернет-изданий.

Полный текст

Введение Сепаратизм - явление, распространенное в федеративных многонациональных государствах, таких как Босния и Герцеговина, Индия, Ирак, Нигерия, Пакистан и другие. Опыт стран, прошедших через межнациональные распри и столкновения, решающих жизненно важные задачи с целью достижения консенсуса и мира, очень важен. Индия - развивающееся государство, ставящее перед собой амбициозную задачу войти в элиту мировых держав. В этой связи важнейшим становится план по достижению показателя ВВП в 5 трлн долларов по ППС (паритету покупательной способности) уже к 2024 году [1]. Однако существует ряд проблем различного характера, тормозящих осуществление этой глобальной задачи, в частности, сепаратизм в СВИ, который остается угрозой территориальной целостности страны. Необходимость ускорения экономического развития региона имеет решающее значение для решения сложных проблем индийского общества. Правительственные программы предусматривают планомерную работу по уменьшению диспропорций и выход на опережающее развитие этих территорий, в том числе в целях снижения сепаратистской напряженности. Исследование проблемы История народов СВИ трагична хотя бы по причине длительного игнорирования интересов населения этого региона. Тем не менее, еще в 2008 году правительством страны были сделаны попытки преодолеть усугубляющееся экономическое отставание депрессивного и сепаратистского региона. Была принята программа «Видение развития СВИ-2020» (North Eastern Region Vision-2020), которую впоследствии использовали как дорожную карту. Федеральным Министерством развития СВИ, Комиссией по планированию, Советом СВИ и правительством штатов был разработан комплексный план по всеобъемлющему развитию СВИ (2008-2020 гг.), способный в случае его реализации обеспечить достойное развитие региона. Штатам СВИ был присвоен статус «Особая категория штатов» (Special Category States, SCS) дающий возможность 90%-го финансирования экономических проектов из федерального бюджета [2]. Таким образом, государство взяло на себя обязательства по решению экономических и социальных проблем, игнорирование которых предопределяло сохранение напряженности и сепаратистские устремления населения СВИ. К разработке Плана были привлечены серьезные правительственные и финансовые структуры, 17 релевантных групп прорабатывали возможности эффективных способов реализации NER Vision-2020. Не остались без внимания все сферы деятельности (социальные, культурные, экономические). Рабочие группы представили детальное видение реализации Плана. В обсуждении участвовали Министерство развития (МР СВИ), Совет СВИ (North Eastern Council, NEC), а также ряд федеральных министерств. После многочисленных согласований приоритетными были признаны следующие отрасли развития региона [3]: Рис. 1. Приоритетные отрасли развития СВИ в 2013-2016 ф.г. (для инвестирования, в млрд рупий) Источник: NEC Regional Plan (2017-18 to 2019-20). URL: http://megplanning.gov.in/ circular/NEC%20Regional%20Plan%202017-18%20to%202019-20.pdf (дата обращения 22.10.2019). Объемы финансирования, представленные в данном графике в разные годы, позволяют сделать вывод о приоритетной ориентированности программы развития на модернизацию транспортной системы, сельского хозяйства и объектов энергетики. Не остались без внимания наука, образование и другие социально ориентированные сферы. Следует отметить, что список первоочередных направлений развития экономики СВИ довольно традиционный и мало чем отличается от программ других регионов, создающих конкурентоспособную экономику. Эта проверенная временем практика ориентирована на западные образцы экономической модели развития. При этом конечные результаты этой стратегии могут представлять интерес и служить примером для развивающихся стран в случае удачного ее воплощения. Ближайшее время покажет, насколько эффективным может быть путь развития сложного региона, делающего ставку на развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в условиях отсутствия серьезного промышленного потенциала и слабой социальной базы. Инициативы правительства А.Б. Ваджпаи (1998-2004 гг.) и БДП (Бхаратия Джаната Парти) по обеспечению инфраструктурного и технологического развития региона внесли определенную лепту в решение многочисленных проблем СВИ. Однако созданное тогда Министерство развития СВИ в сложных экономических и политических условиях вряд ли имело возможность эффективной работы. Годы правления Индийского национального конгресса / ИНК (2004-2014 гг.) для СВИ обернулись игнорированием, многие проекты оказались «замороженными». Население региона выражало обоснованные протесты, и упреки к правящей партии были обоснованными. Следствием этого стал рост сепаратистских настроений, дестабилизация положения, снижение уровня жизни населения до критического состояния. В таких условиях рассчитывать на эффективную деятельность Министерства и NEC не приходилось. Ситуация кардинально изменилась в 2014 году, когда БДП вернулась к власти. В настоящее время их деятельность имеет положительную оценку, население СВИ связывает с ними свои надежды на лучшее. Таблица 1 Деятельность Министерства развития СВИ [4] Финансовый год Общий объем целевых средств (млрд рупий) Расходы из целевых средств (млрд рупий) Реализация (%) 2016/17 321,808 293,679 91,26 2017/18 409,717 397,534 97,03 2018/19 470,88 455,181 96,67 Процесс развития экономики СВИ следует рассматривать в контексте деятельности правительства Н. Моди в этом направлении. Нынешний лидер Индии обладает широким спектром знаний и компетенций по различным вопросам. Следует отметить и его лидерские качества, он исповедует прагматичный и подчас жесткий подход к решению проблем, нежели прежние лидеры. Приоритет - вопросы экономического развития региона, социализация населения, обеспечение безопасности. О том, что нынешний премьер-министр страны уделяет особое внимание СВИ, говорит хотя бы тот факт, что за 5 лет он более 30 раз посетил регион. Успехи его правительства вызывают доверие местного населения - БДП поддерживают даже в таких прежде «левых» штатах, как Трипура. НДА (Национальный демократический альянс) находится у власти практически во всех штатах региона [5]. Очевидно, что Н. Моди способен объективно оценивать степень опасности игнорирования нужд СВИ в условиях еще не сложившейся до конца системы государственности. Пришло время кардинальных, а не половинчатых изменений в общей стратегии развития хозяйственного потенциала этого региона, в противном случае социальный взрыв неизбежен. Ко всему прочему вступают в силу и общеиндийские государственные интересы. Из цитаты Н. Моди: «Богатые природные ресурсы в сочетании с талантом молодежи дают СВИ возможность сыграть важнейшую роль в развитии страны. Индия не будет идти вперед, пока не будет развиваться СВИ» [6]. Таким образом, Н. Моди подчеркивает права народов СВИ на собственный, равнозначный вклад в формирование современной Индии. В программе Н. Моди СВИ отводится роль драйвера экономического роста Индии. Правительство предпринимает ряд усилий для стимулирования развития региона, включая инициативу по созданию «Специальной схемы развития инфраструктуры СВИ» (North East Special Infrastructure Development Scheme, NESIDS). Речь идет о 100%-м финансировании всех проектов центральным правительством. Штатам СВИ предоставлены дополнительные средства на инфраструктурные проекты по водоснабжению, электроснабжению и развитию туризма (ввиду огромного рекреационного потенциала региона), начальному и среднему образованию и здравоохранению. Для 22 проектов выделено около 8,85 млрд рупий (132,8 млн долларов) [7]. Таким образом, правительственные структуры пытаются добиться устойчивого изменения курса развития СВИ с целью превращения этих штатов в динамично развивающийся регион Индии. Значительные финансовые вливания подчеркивают серьезность их намерений. Важной частью стратегии Н. Моди является перенос прежде сугубо региональной политики прежних правительств в СВИ на общенациональный уровень. Это способствует изменению самоидентификации жителей региона, которые стали в большей степени ощущать себя реальной, а не номинальной частью Индии, заслужившей право жить достойно здесь и сейчас. При этом объективно следует признать наличие вполне серьезных факторов, представляющих опасность для Индии. Быстрый рост численности населения - большая проблема для ее правительства. За сухими цифрами позитивной статистики стоят миллионы беднейших слоев населения, живущих за чертой бедности, и повышение уровня их жизни идет не столь впечатляющими темпами. Тем не менее, правительство Н. Моди обладает большей политической волей и бо́льшими экономическими возможностями, нежели предыдущие руководители Индии. Общий рост экономики страны позволяет перераспределять капитал в пользу отстающих регионов. В плюсе - целенаправленность и системность в подходах к выравниванию экономик проблемных штатов СВИ, достижению уровня, соразмерного уровню развитых штатов Индии. Задача амбициозная и сложная, но в перспективе, учитывая объем проделанной работы, возможно, и не такая недостижимая. Когда говорят об успехах Н. Моди, упоминают следующие конкретные достижения премьер-министра: - открытие самого длинного ж/д. и автомобильного моста в Индии (Bogibeel Bridge, 4,94 км) в 2018 году. Такие крупные инфраструктурные проекты имеют не только практическое значение, но и формируют авторитет страны и имидж ее лидера; - строительство в СВИ 900 км дорог с широкой колеей. Это сугубо практический проект, позволяющий частично решить проблемы коммуникации (программы SARD (Special Accelerated Road Development) и Bharatmala (около 3800 км федеральных трасс)); - развитие воздушного транспорта с его возможностями долгосрочного экономического эффекта. Открытие Института авиационного обучения, решающего вопросы подготовки кадров и трудоустройства. Модернизация аэропортов в Гувахати, Димапуре и так далее; - строительство первого в СВИ Университета спорта в Манипуре. В большей степени это снижает проблему социальной напряженности (в том числе распространения наркомании) в молодежных кругах; - поддержка бамбукового производства, текстильной промышленности по «Схеме поддержки текстильного производства» (Textile Promotion Scheme, TPS), а также развитие малого бизнеса и предпринимательства [8]. Политика экономического развития включает интенсивное развитие пищевой, текстильной, туристической отрасли, внедрению информационных технологий, региону отводится роль связующего звена между Индией и ЮА и ЮВА. Именно в контексте этих возможностей формируется стратегическая концепция развития и укрепления транспортных коммуникаций «Субрегиональное экономическое сотрудничество в Южной Азии» (South Asian Sub-regional Economic Cooperation, SASEC). В рамках геополитических устремлений Индии эта программа может рассматриваться Нью-Дели в качестве противовеса китайскому проекту «Один пояс - один путь». Слабый экономический потенциал региона является фактором, тормозящим развитие, однако программы развития предусматривают предоставление значительной финансовой помощи в рамках «Специальной помощи из Центра» (Special Central Assistance, SCA) и «Плана поддержки» (Special Plan Assistance, SPA). Вложения государства в экономику региона довольно впечатляющие, для координирования усилий эффективного развития СВИ создана система многочисленных фондов, таких как: - проект «Общей бюджетной поддержки» (General Bujet Support, GBS) (1998-1999), подразумевающий 10% отчисления в фонд развития СВИ; - NLCPR (Non-Lapsable Central Pool of Resources), 1997/98, выделяющие 10% из средств фондов федерального правительства; - «Политика продвижения инвестиций в промышленность СВИ» (North East Industrial Investment Promotion Policy, NEIIPP) [9]; Центр и правительства штатов региона применяют максимально либеральные схемы финансирования проектов. Проблемы чаще всего лежат в области освоения бюджетных ассигнований, и, как свидетельствует статистика, значительное количество незавершенных объектов, что, впрочем, характерно не только для Индии [10]. Таблица 2 Количество проектов по штатам СВИ Регионы Новые проекты Проекты в стадии реализации Всего 1. Аруначал-Прадеш 36 81 117 2. Ассам 21 74 95 3. Манипур 34 56 90 4. Мегхалая 28 63 91 5. Мизорам 20 50 70 6. Нагаленд 38 49 97 7. Сикким 14 42 56 8. Трипура 7 30 37 9. Другие регионы 28 20 48 Всего 226 465 691 Очевидными приоритетными направлениями является развитие таких регионов, как Ассам, Нагаленд и Аруначал-Прадеш. И это не случайно, поскольку именно в этих штатах решаются не только экономические проблемы, здесь также наиболее сильны сепаратистские настроения. Тем не менее, в целом сохраняется паритет интересов штатов, в зависимости от определенных критериев, таких как, например, численность населения, изношенность фондов и так далее. Количество государственных проектов включает в себя как новые, так и незавершенные, находящиеся в стадии реализации. Специальные программы правительственной помощи учитывают даже особенности и своеобразие топографии штатов Манипур, Трипура и Ассам, которые существенно отстают в социально-экономическом развитии с точки зрения развития инфраструктуры, качества дорог, здравоохранения, образования и так далее. Как правило, именно эти районы СВИ занимают последние места в рейтинге инфраструктуры Индии в целом. Общемировая практика развития экономики, как правило, предусматривает строительство дорог, инфраструктурных объектов с высоким мультипликативным эффектом, способных решить проблему занятости населения, что в условиях Индии немаловажно. Решить существующие проблемы призваны правительственные программы, реализация крупных инфраструктурных проектов по развитию дорожной сети с целью укрепления регионального взаимодействия, интеграции и трансграничного сообщения. Возможность максимально быстрого транспортного соединения СВИ с остальной Индией может сгладить довольно острую проблему изоляции местных племен и народов. Транспортная проблема региона является одной из ключевых. В программе модернизации десятки тысяч километров дорожной сети, включая федеральные трассы (national highways) и местные дороги. Основной задачей является соединение всех столиц штатов и 88 районных администраций 2- и 4-полосными дорогами. Учитывая, что 96% территории региона имеет протяженные границы с такими странами, как Бангладеш и Мьянма, правительство Индии рассматривает СВИ как возможный важный транспортный, логистический и коммерческий узел для взаимодействия со странами АСЕАН, тем более что существуют реальные возможности для создания регионального экономического взаимодействия. В этой связи Дели предпринимает усилия по развитию дорожных и портовых проектов в Мьянме, увеличение пропускной способности таможни на индийско-бирманской границе, развитие дорожного и ж/д сообщения в НРБ и увеличение пропускной способности таможни на индийско-бангладешской границе. Актуальным остается железнодорожное соединение всех столиц штатов сетью узкоколейных и ширококолейных железных дорог. Растущий внутренний трафик требует расширения мощностей сети, в том числе для ведения торговых операций с соседними странами. Интенсивные работы по расширению ж/д сети региона начались лишь при правительстве Н. Моди. Так, первая железная дорога Мегхалаи была запущена только в ноябре 2014 года. В 2016 году Агартала (Трипура), важный железнодорожный узел, объединяющий внутренние регионы СВИ с соседней Бангладеш, наконец получила ширококолейную ж/д сеть. Практика строительства железнодорожных объектов логично вписывается в политику правительства Н. Моди Act East Policy («Движения на восток») [11]. Тем не менее, множество районов остаются без всякого сообщения. Проблема осложняется особыми природными условиями, когда дороги в условиях крайне влажного климата СВИ размываются и не функционируют. В таких условиях приоритетной могла бы стать задача по созданию сети внутрирегиональных авиаперевозок. Проводимая транспортная реформа предусматривает строительство новых и модернизацию действующих аэропортов. МР СВИ активно взаимодействует с Министерством гражданской авиации по вопросу превращения аэропортов региона в современные хабы, например, в Агартале, Гувахати. Модернизируется техническая зона, так, в Гувахати введены в эксплуатацию 3 современно оборудованных ангара. Начиная с 2015 года налажено ежедневное прямое авиасообщение из Дели в Димапур (Нагаленд) через Калькутту (и обратно), авиарейс с Нагалендом (рейс «Калькутта-Силчар» запущен 20.03). Введен в эксплуатацию аэропорт Greenfield (Пакьонг, Сикким, 24.09.2018) Регулярными стали авиарейсы между Дели и Айзаулом (Мизорам) [12]. В условиях расширения возможностей туристического кластера в Шиллонге разработаны программы по расширению аэропортовых объектов и увеличению количества полетов вертолетов и так далее. Предусмотрена модернизация аэропорта в Импхале (Манипур), требующая интенсификации сообщения в вечернее и ночное время. Обозначены перспективы коммерческого авиасообщения между Гувахати и Дели, Бангалором, Джайпуром. Осуществляется сотрудничество с вертолетными компаниями, в том числе с такими крупными, как Pawan Hans [13]. Министерство внутреннего водного транспорта Индии реализует ряд проектов по развитию системы ВТ СВИ, в том числе National Waterway-2 (Брахмапутра) от Дхубри (граница с НРБ) до Садии, а также от Лакхипура до Бханги (река Барак, 121 км). В 2018 году запущено паромное судоходство в Ассаме, соединяющие о-ва Ниамати и Маджули (через ж/д мост Тезпур). Важный проект связан с расширением паромного сообщения между северным и южным берегом Брахмапутры. Это упрощает торговлю между такими важными центрами, как Гоалпара, Гувахати, Нагаон и Дибругарх. Планируется восстановить водные пути Гумти и Оара для облегчения сообщения с НРБ. Целью повышения уровня транспортной доступности становится обеспечение динамичного развития региона [14]. Энергетика. Традиционно важнейшим направлением следует считать развитие энергетической сферы, поскольку решается проблема нехватки электроэнергии. СВИ богата гидроресурсами. В основном в энергобалансе преобладают гидро- и тепловая энергия. При этом значительная доля энергии импортируется как из других регионов Индии, так и из соседних стран (Непал, Бутан, КНР). В регионе пока не построено ни одной АЭС, а доля возобновляемой энергии (солнечная, ветровая и биомасса) крайне мала. Потенциал гидроэнергии составляет 62000 МВт, а производится всего 2000 МВт. В настоящее время реализуются проекты общей мощностью 5480 МВт. Аруначал-Прадеш имеет наибольший гидропотенциал (50064 МВт). Гидропроекты региона находятся под контролем «Центрального госсектора» (Central Public Sector). В их реализации участвует МНВЭИ (Министерство новой и возобновляемой энергетики Индии) и NEC, которые финансируют и проектируют эти проекты. Как правило, в СВИ реализуются проекты малых гидрообъектов (мощность до 25 МВт) [15]. Проект «Мегадамбы» (Mega dams) позволяет решать задачи дорожной коммуникационной инфраструктуры, попутно способствуя развитию туристических возможностей, рыболовства, ирригации, модернизации и вводу в строй новых систем водоснабжения, осуществлению планов по защите окружающей среды. Мультипликативный эффект реализации такого проекта - развитие инфраструктуры, многочисленные образовательные программы, предусматривающие повышение квалификации местного населения, обслуживающего данные объекты, решение социальных задач, обеспечение занятости и повышение уровня и качества жизни населения. Согласно данным МЭИ (Министерства энергетики Индии) в СВИ введены в эксплуатацию 5 объектов гидроэнергетики (мощность 2810 МВт), в Сиккиме - 10 (2622 МВт). Энергетические проекты рассчитаны на производство дополнительных 5596 МВт, а также строительство современной трансмиссионной и распределительной системы (ТРС) в Аруначал-Прадеш и Сиккиме. Программами NER Power System Improvement Project подразумевается улучшение ТРС в Ассаме, Манипуре, Мегхалае, Мизораме, Нагаленде и Трипуре. Благодаря реализации проекта ЛЭП в Манипуре население получило возможность непрерывного энергоснабжения на срок не менее 18 часов. Этот план реализуется в рамках масштабной программы «План обеспечения ежедневного энергоснабжения деревни» (Din Dayal Upadhya Gram Jyoti Yojna) [16]. Может, кому-то покажется незначительным достижение индийцев по бесперебойному 18-часовому электроснабжению, однако для жителей СВИ это значительная победа «света над тьмой». Правительство на всех уровнях ищет оптимальные варианты развития региональной гидроэнергетики. Крайне приветствуется привлечение иностранных инвесторов, заключаются кредитные соглашения на максимально мягких условиях [17]. Развитие сельского хозяйства в СВИ проходит в рамках масштабной программы Н. Моди «Производи в Индии» (Make in India). Большие средства выделяются на то, чтобы мировыми брендами региона стали производство чая, продукты органического производства, натуральные и экологические. Развитие сельского хозяйства по современным технологиям предусматривает так называемую «Миссию по органическому земледелию» (Organic Farming). Значительные ресурсы направляются на внедрение новых технологий и расширение производства бамбука, приветствуется любая возможность с использования с большей долей эффективности имеющиеся богатые запасы бамбука в Мизораме («Бамбуковом штате») и Трипуре. Производство мебели, бумаги может обеспечить потребности всей страны. В этой связи создан правительственный «Совет по развитию бамбукового производства» (Bamboo Development Board). Для развития бамбукового производства региона используются современные китайские технологии. Предусматривается повышение урожайности, механизация ручных процессов производства. Развитие целлюлозной промышленности включает возрождение релевантных фабрик в Трипуре. Создан «Институт развития бамбуковой и сахарно-тростниковой отрасли» в Агартале (при Министерстве текстильной промышленности Индии) как центр передовых технологий, связанных с бамбуком [18]. Промышленный потенциал. Правительственной программой («Схема промышленного развития СВИ» / North East Industrial Development Scheme, NEIDS) предусматривается содействие индустриализации региона, стимулируя занятость и получение доходов в обрабатывающей промышленности и секторе услуг. В рамках этой схемы для них предусмотрены льготные кредитные линии до 2 млрд рупий (30 млн долларов) на единицу продукции с условием инвестирования промышленное производство и приобретение технологического оборудования. В качестве финансовой поддержки малого бизнеса в отсутствие заемных средств создана «Финансовая корпорация СВИ по развитию малого предпринимательства» [19]. Основной упор правительством Индии делается на развитие малого бизнеса и предпринимательства в сфере мелкого кустарного производства, сельского хозяйства, предоставления услуг и туристического бизнеса. Промышленное производство представлено небольшими компаниями по производству продуктов питания, свечной продукции компании Brahmaputra Cracker & Polymer Ltd, а также стекла, гранита, черной керамики, фармацевтической отрасли (лекарств Аюрведы), резины и так далее. Развитие туристического кластера в СВИ может стать драйвером развития этого региона, весьма полезной опцией на общем фоне экономической привлекательности, поскольку именно этот регион славится прекрасным ландшафтным и природным потенциалом. Дело сейчас за превращением этих территорий в мирный регион и вложением капитальных средств. Весомым вкладом могут стать пиар-кампании, пропагандирование туристического потенциала в рамках «Движения на восток» (Act East Policy) с брендом «лица СВИ» (Brand Ambassador). Необходимо использовать традиционные для региона культурные традиции, фестивали, привлекающие своей экзотикой внимание туристов, а также мощного киноиндустриального потенциала для индийского Болливуда. Потенциально СВИ может стать туристическим раем для любителей водного и горного спорта, приключений и «дикого и оздоровительного туризма», что будет способствовать развитию инвестиционной привлекательности СВИ [20]. Бизнес-потенциал СВИ. Индийские чиновники считают, что истинный потенциал региона велик, но мало известен остальному миру. Богатые природные ресурсы, леса и сельскохозяйственные земли, рекреационный потенциал, близость региона к стремительно развивающимся рынкам АСЕАН и Бангладеш открывают для Индии возможности ведения широкомасштабной торговли с этими странами. Необходимо своевременно осваивать эти рынки, что требует расширения логистических возможностей, системы современных транспортных коммуникаций. Внутренние и внешние экспортные возможности - это, как правило, фрукты (ананасы, киви, апельсины), а также грибы, пальмовое масло и главный бренд (чай). Мировые тенденции в условиях новых требований к производству органических и экологически чистых продуктов питания диктуют новые направления развития сельхозяйственного производства. И здесь, в данном сегменте, у Индии и СВИ есть все шансы занять определенную нишу. На всех уровнях предпринимаются определенные шаги по внедрению максимально эффективных правил ведения бизнеса, стимулируется, финансируется и поощряется активность населения и создание в регионе особого духа предпринимательства. Это, в свою очередь, открывает новые возможности для бизнеса, что весьма позитивно, ведь создаются возможности для подготовки региона к привлечению инвестиций. Заключение Резюмируя все вышеперечисленные достижения и тенденции, следует признать, что последние пять лет (2014-2019 гг.) прошли для СВИ под знаком серьезных экономических трансформаций в рамках «Восточной политики» (East Policy) Н. Моди. Более того, в самые последние годы этот курс только набирает обороты и имеет все шансы судьбоносным для СВИ. Премьер-министр Индии не только обозначил цели приоритетного значения развития региона и необходимости реализации многочисленных программ развития СВИ, но и практически воплощает в жизнь свои реформы в области экономики, создания современной инфраструктуры, решения социальных задач - занятости населения, образования и культуры. Практически все штаты, за некоторым исключением, развиваются стремительно, демонстрируя значительный экономический рост, имея огромный потенциал для развития в самых разных областях (от органического земледелия до производства возобновляемой энергии). Безусловно, путь, по которому идет Индия, труден и непрост, но важно то, что СВИ перестает быть изгоем, игнорируемым регионом. Напротив, четко обозначены его перспективы как «ворота» в ЮА и ЮВА, что увеличивает шансы региона на решение давних проблем, снизив уровень сепаратистской напряженности, являющейся тормозом развития. Такие тенденции иллюстрируются наличием политических договоренностей и достижением мирных соглашений с прежде враждебными к центральной власти группировками. Опыт Индии еще раз подчеркивает преимущества решения спорных проблем экономическими и социальными методами. Несмотря на определенные перспективы и довольно значительные экономические успехи, проблемой может обернуться неконтролируемый рост населения (в Индии в целом и СВИ в частности) и тяжелая борьба с бедностью и нищетой. Это, безусловно, будет оказывать негативное влияние на усилия индийского правительства по достижению экономического прогресса и улучшения качества жизни населения СВИ. Таким образом, можно предположить, что проблема сепаратизма в регионе может оставаться актуальной, поскольку очевидно, что в одночасье преодолеть последствия длительного застоя (даже с учетом форсированной и стремительной реализации экономических реформ) невозможно. Это был бы довольно оптимистичный сценарий. Тем не менее, оценка деятельности правительства Н. Моди по экономическому развитию региона, влиянию результатов реформ на общее состояние дел, повышение уровня жизни, снижение социальной напряженности и уровня сепаратизма в регионе, безусловно, заслуживает внимания и уважения. Очевидно, что рост или спад сепаратистской деятельности в будущем практически напрямую зависит от успехов по реализации проекта Н. Моди по строительству новой модернизированной Индии, где интересы всех регионов по возможности учитываются и уважаются. Превращение этого плана в реальность и практика проведения реформ может стать отличным опытом для стран, сталкивающихся с подобными проблемами.
×

Об авторах

Сергей Александрович Михайлов

Российский университет дружбы народов

Email: wetter248@mail.ru
аспирант кафедры всеобщей истории Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10-2

Список литературы

  1. URL: https://www.investindia.gov.in/team-india-blogs/indias-northeast-growth-engine (дата обращения 20.01.2020).
  2. NEC Regional Plan (2017-18 to 2019-20). URL: http://megplanning.gov.in/circular/ NEC%20Regional%20Plan%202017-18%20to%202019-20.pdf (дата обращения 22.10.2019).
  3. NEC Regional Plan (2017-18 to 2019-20). URL: http://megplanning.gov.in/circular/ NEC%20Regional%20Plan%202017-18%20to%202019-20.pdf (дата обращения 22.10.2019).
  4. NEC Regional Plan (2017-18 to 2019-20). URL: http://megplanning.gov.in/circular/ NEC%20Regional%20Plan%202017-18%20to%202019-20.pdf (дата обращения 22.10.2019).
  5. URL: https://www.investindia.gov.in/team-india-blogs/indias-northeast-growth-engine (дата обращения 20.01.2020).
  6. URL: https://www.investindia.gov.in/team-india-blogs/indias-northeast-growth-engine (дата обращения 20.01.2020).
  7. URL: https://www.investindia.gov.in/team-india-blogs/indias-northeast-growth-engine (дата обращения 20.01.2020).
  8. Ministry for Development of North-East Region (Annual report 2018/19). URL: https://mdoner.gov.in/contentimages/files/2018-19.pdf (дата обращения 25.01.2020).
  9. URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/policy/govt-revises-north-east-industrial-and-investment-promotion-policy/articleshow/56071886.cms?from=mdr (дата обращения 10.01.2020).
  10. Ministry for Development of North-East Region (Annual report 2018/19). URL: https://mdoner.gov.in/contentimages/files/2018-19.pdf (дата обращения 25.01.2020).
  11. Ministry for Development of North-East Region (26.12.2016). URL: https://pib.gov.in/ newsite/PrintRelease.aspx?relid=155853 (дата обращения 02.10.2019).
  12. Ministry for Development of North-East Region (Annual report 2018/19). URL: https://mdoner.gov.in/contentimages/files/2018-19.pdf (дата обращения 25.01.2020).
  13. Ministry for Development of North-East Region (09.04.2015). URL: https://pib.gov.in/ newsite/PrintRelease.aspx?relid=118116 (дата обращения 22.09.2019).
  14. Ministry for Development of North-East Region (annual report 2018/19). URL: https://mdoner.gov.in/contentimages/files/2018-19.pdf (дата обращения 25.01.2020).
  15. Das С.К. Purvattara me samabeshi vikas (India Water Portal) («Дас С.К. Инклюзивное развитие СВИ (Водный портал Индии»)).
  16. Ministry for Development of North-East Region (29.05.2015). URL: https://pib.gov.in/ newsite/PrintRelease.aspx?relid=122120 (дата обращения 22.09.2019).
  17. Pure Purvattara me kamal khilane me BJP («БДП начала предвыборную кампанию в СВИ») // Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/hi/bjp-now-focusing-on-north-east-india/a-41821527 (дата обращения 17.10.2019).
  18. URL: https://www.paramparaproject.org/institution_BCDI.html (дата обращения 22.01.2020).
  19. URL: https://www.investindia.gov.in/team-india-blogs/indias-northeast-growth-engine (дата обращения 20.01.2020).
  20. Ministry for Development of North-East Region (20.01.2015). URL: https://pib.gov.in/ newsite/mbErel.aspx?relid=114811 (дата обращения 20.09.2019).

© Михайлов С.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах