Проблематика культа святых в трудах татарских богословов-джадидов конца XVIII - начала XX вв
- Авторы: Сейдаметов Э.Х.1,2
-
Учреждения:
- Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
- Крымский научный центр Института истории им. Ш. Марджани АН РТ
- Выпуск: Том 11, № 4 (2019)
- Страницы: 283-296
- Раздел: Из истории Востока
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/article/view/23432
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2019-11-4-283-296
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу проблематики культа святых в религиозных воззрениях крупнейших татарских богословов-джадидов конца XVIII - начала XX вв. В фокусе исследовательского интереса взгляды Габденнасыйра Курсави, Шигабутдина Марджани, Галимаджана Баруди, Ризаэтдина Фахретдина, Мусы Бигиева, которые искали причины комплексного упадка, охватившего мусульманские народы, и видели пути выхода из кризиса через исправление вероубеждения мусульман, отказ от новшеств в религии и возвращение к Священному Корану и Сунне. Они критиковали различные проявления невежества и суеверий, а также некоторые традиции, которые, по их мнению, шли вразрез с канонами ислама и являлись тормозом на пути к прогрессу мусульман. Джадиды выступали за реформирование системы образования, изучение мирских наук, заимствование и использование общемировых научно-технологических и иных достижений. Подобная позиция татарских богословов должна была способствовать утверждению исламских культурных ценностей и открыть российским мусульманам новые пути для органичного приобщения к достижениям мировой цивилизации.
Ключевые слова
Об авторах
Эльдар Халилович Сейдаметов
Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова; Крымский научный центр Института истории им. Ш. Марджани АН РТ
Автор, ответственный за переписку.
Email: eseydamet@bk.ru
к.и.н., доц. кафедры истории ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», заведующий Крымским научным центром Института им. Ш. Марджани АНРТ
Россия, 295015 Симферополь, ул. Севастопольская; пер. Учебный, 8; Россия, 420111, Казань, ул. Батурина, 7Список литературы
- Абу-н-Наср ‘Абд ан-Насир ал-Курсави. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-‘ибад). Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. 235 с.
- Хакимов Р. Джадидизм (Реформированный ислам). Казань, 2010. 208 с.
- Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане: исламский дискурс под русским господством. Казань: Российский исламский университет, 2008. 675 с.
- Шихабаддин б. Бахааддин ал-Газани [ал-Марджани]. Послание «Привлечение внимания современников к очищению сведений об Абу-н-Насре» [Рисала танбих абна ал-’аср ’ала танзих анба Аби-н Наср] // Абу-н-Наср ‘Абд ан-Насир алКурсави. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-‘ибад). Казань, 2005. C. 225-233.
- Шихабутдин Марджани. Сборник статей, посвященный 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. / Коллектив авторов - «Татарское книжное издательство», 2015 - (Антология татарской богословской мысли). С. 48-49.
- Марджани Ш. Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан-Насафи (Китаб алХикма-ал-балига ал джаниййа фи щарх ал-‘акаид ал-ханафиййа) / Шигабутдин Марджани; предисл. И пер. с араб. Д. Шагавиев. Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. 479 с.
- Хабибуллин Р.Р. Реформаторские взгляды Г. Баруди // Бигиевские чтения: богословская мысль российских мусульман XIX - нач. XX вв.: сборник научных статей. М.: Издательский дом «Медина», 2015. С. 30-38.
- Шура, 1914. № 1. С. 1, 2.
- Кемпер М. Между Бухарой и Средней Волгой: столкновение абд ан-Насра алКурсави с улемами-традиционалистами // Мир ислама. 1999. № 1/2. С. 163-174.
- Шагавиев Д. А. Богословский трактат Шихаб ад-дина ал-Марджани «Назурат алхакк» // Ислам в современном мире. 2016. Т. 12. № 1. С. 41-48.
- Ад-дин валь-адаб, 1916. № 13. С. 347.
- Ад-дин валь-адаб, 1916. № 14. С. 380.
- Ад-дин валь-адаб, 1913. № 24. С. 742-744.
- Батыр Р. «Сегодня Галимджан Баруди вряд ли бы прошел аттестацию в ДУМ РТ» // Бизнес-газета. 2017. 25 марта: https://www.business-gazeta.ru/blog/340899.
- Хабутдинов А.Ю. Каким должен быть муфтий и улем: пример Ризаэтдина Фахретдина (1858-1936) // Рамазановский чтения. 2010. № 5: http://www.idmedina.ru/books/history_culture/?3434#_ftnref1.
- Гафаров А.А. Российские мусульмане в контексте общеисламской модернизации (XIX - начало XX вв.). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. 564 с.
- Фахретдин Р. Ибн Таймийя / пер. с старотат. Ш. Сайф ад-Дин. М.: Форум, 2018. 231 с.
- Зарконе Т. Суфизм в татарском мире в начале XX века (Муса Ярулла Бигиев и один из полемических аспектов этой проблемы) / Материалы международного симпозиума «Ислам в татарском мире: история и современность», Казань, 29 апреля - 1 мая 1996 г. // https://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/sufizm-vtatarskom-mire-v-nachale-xx-veka.
- Муса Джаруллах Бигиев. Избранные труды в двух томах. Т. 1. Казань, 2005. С. 325-326.
- Гусева Ю.Н. Ишанизм как суфийская традиция Средней Волги в XX веке: формы, смыслы, значение: Монография / под ред. О.Н. Сенюткиной; под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. М.: ИД «Медина», 2013. 214 с.
- Адигамов Р.К. Становление и развитие богословской мысли татар: история и тенденции // Вестник РУДН. Серия: История России. 2018. № 3. С. 551-580.