К вопросу о наименованиях регентов в Тибете (XVII-XVIII вв.)
- Авторы: Люлина А.Г.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 11, № 3 (2019)
- Страницы: 202-212
- Раздел: Из истории Востока
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/article/view/23259
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2019-11-3-202-212
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исторических источниках встречается множество тибетских и монгольских терминов, которые имели отношение к должности регента в тибетском правительстве XVII-XVIII вв.: дэсрид, дэба, гьялцаб, гьялпо, сикьёнг, миванг, номинхан и др. Вероятно, такое многообразие связано не только с постоянными изменениями роли и функций регента в различные периоды тибетской истории, но и со спецификой связи между политикой и религией в буддийском государстве, а также с влиянием Цинской империи. Анализ перечисленных наименований в контексте особенностей тибетской системы правления позволит классифицировать их по значению, историческим периодам, выявить отличия от классического европейского понятия «регент», а также в целом глубже исследовать историю регентства в Тибете, которая на данный момент остается малоизученной.
Ключевые слова
Полный текст
В тибетском правительстве с 1642 г. официально появилась должность дэсрида (тиб. sde srid), который являлся личным советникам Далай-ламы V, а также исполнял административные и дисциплинарные обязанности. В отдельных случаях дэсрид мог выполнять обязанности главы правительства. В западной историографии вместо этого термина, как правило, используют понятие «регент» (Л. Петех, В. Рокхил, Х. Ричардсон). В XVIII в. необходимость в регентах взросла в связи с периодами деполитизации Далай-ламы VII и VIII. Во второй половине XVIII в. регентов стали избирать из числа лам некоторых линий реинкарнации (тиб. sprul sku, тулку). С одной стороны это отражало основной принцип буддийского правительства - единение религии и светской политической власти (тиб. сhos-srid, lugs gnyis), но в то же время регент-тулку представлял отдельный институт, подотчетный не Далай-ламе, а собранию лам великих монастырей Гелуг (1). Сейчас обязанности регента и первого министра объединены в должности сикьёнг (srid-skyong) - главы Центральной тибетской администрации (Индия). Понятие «регент» (Regent) имеет латинское происхождение (лат. Regens, regere) и обозначает лицо (или совет), которое осуществляет полномочия главы государства на время его болезни, несовершеннолетия или отсутствия [15]. Этот термин был использован западными тибетологами условно для обозначения совокупности различных наименований (титулов) лица, отвечающего за управление Тибетом в отдельные периоды, и не отражает в полной мере специфику его положения в политической структуре Тибета. В данной работе термин «регент» также используется в обобщающем контексте с целью дальнейшей классификации тибетских наименований. В работе использованы следующие тибетские источники: Декрет Далайламы V о назначении Сангье Гьяцо регентом в переводе с тибетского языка на английский Х. Ричардсона [17], биография регента Нгаванг Цультима на основе переводов В. Дивей [10], переводы фрагментов тибетских источников в статье Л. Петеха [13] и работах П. Швигера [19] и В.Д. Шакабпы [20], история и хронология Тибета «Пагсам-Джонсан» в переводе Р.Е. Пубаева [4]. При лексическом анализе тибетских терминов автор обращался за консультацией к специалистам-тибетологам. Периодизация института регентства и представители Политическое устройство Тибета в период XVII-XVIII вв. характеризовалось рядом особенностей. При поддержке главы этнополитического объединения хошутов Гуши-хана (1582-1654) главой тибетского государства в 1642 г. стал Далай-лама V (Ngag dbang blo bzang rgya mtsho, 1617-1682). Правительство Далай-ламы Ганден Пходранг (dGa’-ldan pho-brang) имело дуальную структуру и основывалось на принципах союза религии и светского правления (сhos-srid, lugs gnyis), при этом религия и буддийская этика играли первостепенную роль в решении дипломатических в государственных вопросов. Большое значение во внутренней и внешней политике имела идея «чоййон» (тиб. mchod-yon), определявшая характер патрональных отношений по принципу «духовный наставник - светский покровитель». Далай-лама V провел множество реформ в сфере государственного управления, в том числе учредил должность регента, которая фактически приравнивалась к должности личного советника. Впоследствии регент мог управлять государством во время поисков инкарнации Далай-ламы, несовершеннолетия или же отстранения от власти правителя. Упоминания о регентах имеются в источниках XIII в. и относятся к времени правления школы тибетского буддизма Сакья. Тогда обязанности регента пересекались с функциями светского правителя. Так, в источнике по истории и хронологии Тибета «Пагсам Джонсан» говорится о первом светском правителе Тибета, Шакья-Зангпо (Sha kya bzang po), который в 1275 г. был назначен Хубилай-ханом (при Пагба-ламе) в качестве регента-правителя (тиб. dpon chen, что буквально означает «великий правитель») областей Центрального Тибета Уй и Цзан (2) [4. С. 36, 83]. В последующем роль «правителей» была нивелирована, и они фактически не назначались. Л. Петех в работе «Далай-ламы и регенты Тибета: хронологическое исследование» выделил три основных этапа развития института регентства [13]. Опираясь на эту периодизацию, рассмотрим фигуры наиболее выдающихся регентов и их роль в политической истории Тибета, уточним наименования регентов в соотношении с их статусом и обязанностями на разных этапах. 1. С 1642 г. по 1706 г. регент (sde srid) утверждался Далай-ламой V или хошутским правителем как глава гражданской и политической администрации [13. Р. 138]. Первый дэсрид Сонам Чойпел (занимал должность в 1642-1659 гг.) фактически был личным советником Далай-ламы V, он сыграл ключевую роль в формировании союза между хошутами-ойратами (в лице Гуши-хана) и школой Гелуг. Отношения между тремя политическими фигурами (Гуши-ханом, Далай-ламой и дэсридом) были близки к описанному ранее союзу между монгольским ханом, лидером школы Сакья и регентом - правителем Тибета. Среди исследователей нет единого мнения по вопросу, кому принадлежала светская власть в Тибете в этот период - Гуши-хану, дэсриду Сонам Чойпелу, или же Далай-лама являлся полновластным правителем? П. Швигер приводит документы, согласно которым управление Тибетом признается совместным, при этом отмечает (так же, как Л. Петех), что большую часть светских обязанностей Гуши-хан делегировал дэсриду при его назначении [19. Р. 57; 13. Р. 377-378]. В. Шакабпа (так же Х. Ричардсон) говорит, что роль Гуши хана в политическом администрировании Тибета была нивелирована в связи с тем, что он был больше занят армией и военными делами [20. P. 359; 16. P. 336]. В автобиографии Далай-ламы V отмечается, что тринадцать мириархов были переданы Гуши-ханом Великому Пятому в полновластное правление. В биографии регента Нгаван Цультима представлен перечень правителей Тибета, в котором Гуши-хан и Сонам Чойпел названы совместными завоевателями и правителями Тибета в период с 1642 г. по 1658 г., и далее регент Дрогма Тринле Гьяцо (Grong smad ‘phrin las rgya mtsho) правил совместно с правителем Тензин Далай Дрогма (Bstan ‘dzin da la’i grong smad) - монгольским преемником Гуши-хана (1660-1668) [10. P. 14]. В. Дивей, ссылаясь на биографию Нгаванг Цультима, отмечает, что в отсутствие дэсрида Далай-лама V принимал личную ответственность за правительство (srid skyong), таких периодов было всего два - 1658-1661 и 1668 [10. P. 16]. В остальное время Далай-лама делегировал srid skyong регентам, при этом оставаясь верховным правителем. П. Швигер определяет эту ситуацию как «полное подчинение светской сферы религии» [19. P. 53-57], подчеркивая неравнозначность союза Сhos srid. В 1679 г. Далай-лама издал декрет, согласно которому Сангье Гьяцо (Sangs rgyas rgya mtsho, 1653-1705) был назначен дэсридом с более широкими полномочиями и более высоким статусом, чем у его предшественников. Согласно декрету Далай-лама передал ему не только государственные, но и религиоз- ные дела по управлению Тибетом [17. P. 341]. Не раскрывая факт смерти Далайламы V (1682 г.), регент долгое время самостоятельно управлял Тибетом. Он тайно нашел и опознал Далай-ламу VI Цанъян Гьяцо (Tshangs dbyang rgya mtsho, 1683-1706), приступил к его образованию. Здесь важно отметить еще одну особенность: дэсрид не являлся тулку, но, приступая к своим обязанностям, он обривал голову и надевал монашескую одежду. Дэсриды имели религиозное образование, некоторые принимали монашеские обеты и были приближены к Лабрангу (3) Далай-ламы [17. P. 334-339]. Приведенные факты говорят о высоком положении дэсридов при Далайламе V, под их контролем находилась социально-политическая сфера, их статус и значение в правительстве были закреплены законодательно. 2. Сангье Гьяцо потерпел поражение в борьбе с Лхавсан-ханом, потомком Гуши-хана. С 1706 г. по 1757 г. регенты не избирались, а религиозные обязанности выполнял Панчен-лама. Затяжной период отсутствия регента в правительстве Тибета совпал со временем глубокого внутриполитического и религиозного кризиса. Смута в верхах и низах тибетского общества была связана с неясностью - который из двух существующих Далай-лам «истинный»: ставленник Лхсавсан-хана Нгаванг Еше Гьяцо (Ngag dbang ye shes rgya mtsho, правил в 1706-1717) или кукунорский хубилган Кэлсанг Гьяцо (Bskal bzang rgya mtsho, 1708-1757). В 1720 г. маньчжурская армия вытеснила джунгарского Цеван-Рабтана (1697-1727) из Лхасы, на престол был посажен Далай-лама Кэлсанг Гьяцо. Молодой Далай-лама еще не был готов приступить к управлению страной, но регент так и не был назначен [6. C. 61]. Вероятно, цинское правительство, влияние которого в это время существенно возросло, не желало повторения ситуации с регентством при Далай-ламе V. В 1721 г. был воссоздан Совет министров - Кашаг (тиб. bka-bshag). В период с 1728 г. по 1735 г. Далай-лама VII пребывал в монастыре Кумбум ввиду джунгарской угрозы и Гражданской войны, и для поддержания баланса сил в правительстве министр Полханэ (Pho lha nas, 1689-1747) получил титул «миванг» (mi dbang), что означает «король, правитель» [5:7. C. 50]. Этот статус близок к статусу главы правительства, власть в этом случае делегировалась не Далай-ламой (4). После Лхасского мятежа 1750 г. цинское правительство инициировало ряд реформ, затронувших религиозно-политическую сферу, то есть основы системы управления. С 1751 г. Далай-лама VII был восстановлен в статусе светского правителя Тибета, самостоятельно управлял Тибетом при поддержке Кашага из четырех министров. Должность дэсрида была официально упразднена. 3. После смерти Далай-ламы VII (с 1757 г.) временным религиозным главой стал Панчен-лама VI Лобсанг Палден Еше (Blo-bzang Gpal-ldan Ye-shes, 1738-1780). Он провел поиск и интронизацию Далай-ламы VIII Джампэл Гьяцо (byams spel rgya mtsho, 1762-1804). Джампэл Гьяцо не проявлял интереса к политическим делам, и правительство Тибета избрало регента для временного исполнения светских обязанностей Далай-ламы. Однако теперь это была принципиально новая форма регентства. Во-первых, регентом в третьем пе- риоде 1757-1895 гг., указанном в хронологии Л. Петеха [13. P. 378], стал временный глава правительства Дэмо Тулку Джампэл Гьяцо (De mo Ngag dbang ‘jam dpal bde legs rgya mtsho, 1724-1777) [9. C. 78-88]. Он был шестым тулку линии Дэмо хутухту (5) из региона Кам, имевшим тесные связи с школой Гелуг и монастырем Дрепунг [10. P. 29-30]. Джампэл Гьяцо получил монашеские обеты от Далай-ламы VII в Лхасе. Во-вторых, он был назначен с санкции цинского императора по ходатайству хутухту Ролпэ Дордже [19. P. 162]. В-третьих, изменилась процедура избрания регента-тулку, который теперь назывался гьялцаб (rgyal tshab). Гьялцаб выбирался на Ассамблее Цонду (tshong dus) из числа инкарнаций высших лам четырех лхасских монастырей: Кунделинг (Kundeling), Теньелинг (Tenyeling), Цечолинг (Tsecholing), Цомолинг (Tsomoling) или других крупных монастырей Центрального Тибета [1]. Поиск и назначение тулку на должность регента контролировались императором посредством амбаней, кандидатура утверждалась императором Цин на семилетний срок. Гьялцаб каждый раз выбирался из различных линий инкарнаций, с 1757 г. таких линий было шесть: Дэмо (Demo), Цемолинг (Tsemonling), Ретинг (Reting), Кунделинг (Kundeling), Дирту (Ditru), Тактра (Taktra)) [11. P. 448]. Гьялцаб Нгаванг (Агван) Цультим (Ngag dbang tshul khrims) из монастыря Сэра исполнял свои обязанности в Тибете в 1777-1785гг., затем был повторно избран на срок 1790-1791 гг. Он объединил в своем лице три функции: являлся дисциплинарным наставником Далай-ламы и императора Цяньлуна, регентом и Ганден-трипой (6) [7. P. 313]. Далее регент восьмой Тацак тулку Тенпэ Гёнпо (Rta tshag VIII Ye shes blo-bzang bstan pa’I mgon po) правил два периода - 1789-1790 гг. и 1791-1810 гг. Регент-гьялцаб занимал важное место в системе администрирования, он не только «исполнял обязанности» отсутствующего правителя, но фактически «управлял» страной. Неудивительно, что со временем регент представлял отдельный институт власти, который стал основным инструментом цинского влияния в Тибете [2]. Регентская система, при которой кандидатуры выдвигались из числа тулку и назначались с санкции императора Цин (позже - республиканского правительства), просуществовала до 1950 г. Наименования-титулы регентов Наименования тибетских регентов, указанные в периодизации, заслуживают отдельного внимания, так как отражают особенности их положения в правительстве на том или ином этапе. В рамках изучаемого периода и согласно хронологии Л. Петеха следующие наименования использовались для обозначения регентства. 1. С начала правления Далай-ламы V с 1642 г. по 1706 г. назначался дэсрид (sde srid). Рассмотренные особенности положения дэсридов в правительстве и роль отдельных представителей на этом этапе позволяют заключить, что статус дэсрида далек от традиционного европейского понятия «регент». Дэсрид не просто являлся главой администрирования, советником Далай-ламы, а «правил» совместно с духовным главой Тибета, представляя вторую, светскую ветвь буддийского правительства chos srid. В тибетском термине sde srid существительное srid означает «светское правление, политическое управление», слово sde означает «клан, сообщество, домен, район» - то, что находится в управлении [5:4. C. 361-362; 15]. Семантика термина близка к значению sde pa (король), который, так же как sde srid, использовался по отношению к более ранним правителям Тибета Ринпугпа и Пагмодрупа [20. P. 247; 17. P. 336]. В контексте указанных особенностей административного устройства Тибета и статуса регента sde srid буквально может иметь значение: тот, кому вверено «правление областями Тибета». При этом политическая власть делегировалась Далай-ламой или хошутским правителем. Интересно, что наименование sde srid использовалось в отношении регентов Далай-ламы V в более поздних источниках. Х. Ричардсон отмечает, что Далай-лама в своем декрете о назначении Сангье Гьяцо и в автобиографии в основном называет регентов sde pa и sa skyong ( «защитник государства») [17. P. 337]. 2. Длительный период религиозно-политического кризиса Тибета (1706-1757) характеризовался отсутствием регента в правительстве. Значение титула «миванг» (mi dbang), полученного министром Полханэ, а также его сыном Джирме Намгьялом (Gyur-med rnam-rgyal), предполагает обязанности главы правительства в условиях деполитизации Далай-ламы VIII (7). «Миванг» иногда интерпретируется историками как регент [12. P. 241]. Буквально термин mi dbang означает «король, правитель», встречался при упоминании более ранних правителей, а также в отношении Хубилай-хана [20. P. 241, 316]. Этот титул не использовался после свержения Намгьяла в 1751 г. 3. С 1757 г. должность регента была восстановлена в новой форме. Теперь регент-гьялцаб выбирался из числа тулку высших монастырей Тибета, утверждался императором Цин. В наименовании rgyal tshab вторая часть tshab имеет значение «замена кого-либо, исполнение обязанностей», глагол rgyal означает «завоевать победу, стать королем» [15]. Так, например, chos rgyal означает «король Дхармы», титул chos kyi rgyal po Гуши-хан получил от Далайламы V в 1638 г. (8). Таким образом, rgyal tshab буквально означает «представитель короля», «исполняющий обязанности правителя». Традиционно понятие rgyal в сочетании rgyal ba использовалось как эпитет для обращения к Будде, а также по отношению к высшим ламам. Термин rgyal tshab до 1757 г. также использовался в религиозном контексте в рамках школы Гелуг. Так, ганден-трипа обозначается в качестве rgyal tshab Цзонкапы, регенты Панчен-лам также назывались гьялцаб [18. P. 49]. В отношении изучаемого периода, в качестве «правителя, короля», обязанности которого исполнял гьялцаб, должен выступать сам Далай-лама VIII, однако, принимая во внимание его отстраненность от политических дел и особенности назначения регента, вероятно, понятие rgyal может иметь отношение к цинскому императору (9). 4. Отдельно следует отметить, что регенты Дэмо Тулку Джампэл Гьяцо и Нгаванг Цультим имели титул «номинхан» (номунхан), который не относится к регентству. Nominhan - это монгольский термин, означающий «король Дхармы», был заимствован императорами Цин (как и титул хутухту) для обращения к некоторым тулку Гелуг [19. P. 121]. 5. Помимо указанных наименований термин сикьёнг (тиб. srid skyong) также официально использовался в отношении регентов. Термин srid, который встречался в указанных выше понятиях sde srid и сhos srid, означает «политическую власть». Глагол skyong означает «управлять», «защищать государство». В период 1757-1950 этот титул относился к правлению Нгаванг Цультима и его преемника [10. P. 53]. Однако в более широком контексте это понятие использовалось значительно раньше. Далай-лама V во время отсутствия регента самолично исполнял srid skyong, то есть управлял Тибетом, затем делегировал srid skyong своим дэсридам [17. 337]. В. Шакабпа отмечает, что фактически сикьёнгом называли не только регентов, но всех, кому была делегирована политическая власть при Далай-ламе [20. P. 464]. В этом случае разница между двумя понятиями srid skyong и rgyal tshab заключается в том, что регент-гьялцаб «управлял» страной, пока Далай-лама не достиг совершеннолетия, сикьёнг назначался для содействия, помощи Далай-ламе в руководстве страной [20. P. 619]. Этот термин используется и в настоящее время. Далай-лама XIV в 2011 г. при передаче политической власти избранному главе Тибетского правительства в изгнании (Индия, Дхарамсала) Лобсанг Сенге (Blo bzang seng ge, 1968), назвал его сикьёнгом [3]. В англоязычной публицистике наименование сикьёнг отождествляется с «президентом». Заключение История тибетского регентства примечательна большим разнообразием терминов, использовавшихся для обозначения этой должности. Семантика каждого понятия тесно связана с религиозно-политической традицией Тибета, особенностями взаимоотношений между регентом и Далай-ламой, с тенденцией усиления цинского влияния к концу XVIII в., а также с другими условиями, при которых тот или иной регент был назначен. Опираясь на указанную специфику в наименовании и обязанностях регента-дэсрида, регента-гьялцаба и сикьёнга, можно заключить, что: 1. Регенты на протяжении XVII-XVIII в. занимали исключительное положение, являясь не только «исполняющими обязанности» главы правительства Далай-ламы в политических, светских, даже духовных делах при его отсутствии или несовершеннолетии, но также «управляли» Тибетом при номинальном главенстве Далай-ламы. Ввиду чего использовать термин «регент» применительно к XVII-XVIII вв. следует с оговорками. 2. Семантическая близость и синонимичность перечисленных тибетских понятий несколько усложняет понимание функций и роли регентов-правителей на разных исторических этапах, однако позволяет проследить традиции и преемственность принципа политического руководства в Тибете начиная с 1642 г. 3. Ввиду этого регент-правитель мог фигурировать в источниках с разными наименованиями-титулами одновременно. При этом часть терминов (как sde pa, sa skyong) использовалась для обозначения руководящих позиций в целом, другие термины (как sde-srid, rgyal tshab, srid skyong) преимущественно относились к регентству. 4. Закономерность появления данных наименований в источниках условно соответствует периодам с середины XVII в. до начала XVIII в. для дэсрида, с середины XVIII в. до XIX в. для гьялцаба и позднее для сикьёнга. Анализ наименований-титулов регентов в Тибете XVII-XVIII вв. подчеркивает уникальное положение представителей этой должности в тибетском правительстве. Неудивительно, что сейчас личность нынешнего сикьёнга Лобсанг Сенге при Далай-ламе XIV, а также Декрет Далай-ламы V о назначении регента 1679 г. привлекли пристальное внимание руководства КНР.
Об авторах
Анастасия Геннадьвна Люлина
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: alyulina88@gmail.com
кандидат исторических наук, ассистент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук
Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Бу Цюн. Ласа сы да «линь» дэ лиши юлай (Истоки четырех великих монастырей Лхасы). Бэйцзин: Сицзан яньцзю. 2004. № 2. URL: http://www.tibet.cn/periodical/ xzyj/2004/02/200705/t20070514_235691.html
- Китинов Б.У., Люлина А.Г. Первые регенты - тулку Тибета и их роль в управлении страной // Oriental Studies. Элиста: КИГИ РАН, 2019. № 2. С. 164-173.
- Никольский В. Новый калон-трипа Лобсанг Сангай выразил надежду на скорое воссоединение тибетского народа / Сохраним Тибет: центр тибетской культуры и информации. 09.08.2011. URL: http://savetibet.ru/2011/08/09/tibet.html
- Пагсам-Джонсан: история и хронология Тибета / Пер. c тибетского языка, предисловие, комментарий Р.Е. Пубаева. Новосибирск: Наука, 1991.
- Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Вып. 4, 7 / Ред. Ю. Парфинович и В. Дылыкова. М.: Наука, 1983-1993.
- Солощева М.А. Кукунорский мятеж 1723-1724 гг. и его значение для истории Тибета // Вестник СПбГУ. Серия 13. 2013. Вып. 1. С. 58-67.
- Цзинь Лэй. Люши баньчань эрдэни Баньдань Иси (Панчен-лама VI Палден Еше) // Цзанчуань фоцзяо, хофо чжуаньши чжиду яньцзю луньвэньцзи (Сборник статей по изучению тибетского буддизма и системы реинкарнации тулку) / Гл. ред. Га Дава Цайжэнь. Бэйцзин: Чжунго цзансюэ чубаньшэ, 2007. С. 293-317.
- Шакабпа Цепон В.Д. Тибет: политическая история / Пер. с англ. А. Дюранова, под ред. А. Терентьева. СПб.: Нарганг, 2003.
- Я Ханьчжан. Далай-лама чжуань (Биографии Далай-лам). Бэйцзин: Хуавэнь чубаньшэ, 1999.
- Dewey W.K. Union of Religion and Politics: The Tibetan Regency of Ngawang Tsültrim: dissertation for the Doctor of Philosophy in Religious Studies. Santa Barbara: University of California, 2017.
- Goldshtein M.C. The Circulation of Estates in Tibet: Reincarnation, Land and Politics // The Journal of Asian Studies. 1973. Vol. 32. No. 3. Рp. 445-455.
- Petech L. China and Tibet in the early XVIIIth century: History of the Establishment of the Chinese Protectorate in Tibet. Leiden: Brill, 1972. 309 p.
- Petech L. The Dalai-Lamas and Regents of Tibet: A Chronological Study // T’oung Pao. Second Series. 1959. Vol. 47. Pp. 368-394. (In Eng.)
- The Oxford English Dictionary. URL: https://www.lexico.com
- The Tibetan and Himalayan Library: THL Tibetan English Translation tool. URL: http:// www.thlib.org/reference/dictionaries/tibetan-dictionary/translate.php
- Rahul R. The Government and Politics of Tibet. Delhi: Vikas Publications, 1969. 160 p
- Richardson H.E. The Fifth Dalai Lama’s Decree Appointing Sangs-rgyas rgya-mtsho as Regent // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1980. Vol. 43. No. 2. Pp. 329-344
- Rockhill W.W. The Dalai lamas of Lhasa and Their Relationship with the Manchu Emperors and China, 1644-1908 // T’oung Pao, Second Series. 1910. Vol. 11. No. 1. Рp. 1-104.
- Schwieger P. The Dalai Lama and the Emperor of China: A Political History of the Tibetan Institution of Reincarnation. New York: Columbia University Press, 2015.
- Shakabpa W.D. One Hundred Thousand Moons: An Advanced Political History of Tibet. Vol. 1 / Translated by Derek Maher. Leiden: Brill, 2009.