Великие Панафинеи в греческой драматургии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Произведения греческих драматургов классического периода представляют собой интересный источник по истории панафинейского праздника. Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и комедии Аристофана содержат сведения как о сакральной части Великих Панафиней, так и об агонах Панафинейских игр. Из элементов сакральной части панафинейского праздника чаще всего упоминаются праздничный пеплос для Афины, участники торжественной панафинейской процессии, ночное шествие, жертвоприношение. В состав Панафинейских игр входили как агоны, характерные для панэллинских игр, доступные для граждан Эллады, так и местные состязания, к участию в которых допускались только граждане Афин. Упоминание агонов, присущих панэллинским играм, можно встретить во многих произведениях греческих драматургов, но нигде нет уточнения, что речь идет именно о Панафинейских играх. Зато интересно отметить, что в большей степени упоминаются и в трагедиях, и особенно в комедиях Аристофана местные состязания, которые носили сакральный характер.

Полный текст

Введение Праздник Великие Панафинеи, посвященный Афине Полиас, являлись главным государственным праздником афинского полиса. Панафинейские игры, проводимые с 566 г. до н.э. как составная часть Великих Панафиней, были организованы по образцу Олимпийских игр и проводились через пять лет, на третий год Олимпиады [14. P. 13-27; 5. С. 36-47]. Методы и материалы Одним из интересных источников по теме панафинейского праздника являются произведения греческих драматургов классического периода. Древнеаттическая комедия отражала реалии как политической, так и культурной жизни Афин. Греческой трагедии также не чужда была политическая тематика, которая в той или иной степени нашла в ней свое отражение. Эсхил в «Эвменидах» специально переносит действие в Афины, чтобы представить в идеальном виде афинский Ареопаг. Софокл включает в свои трагедии «Эдип в Колоне» (668-719) и «Аякс» (1221) строки о прославлении Афин, как лучшего полиса в Элладе. Не чужд был подобных чувств и Еврипид. Патриотическим воодушевлением была проникнута песнь хора в «Медее» (824-845). В трагедиях «Троянки», «Гераклиды» и «Просительницы» Афины прославляются как идеал мудрости и справедливости. Сходные мотивы встречаются в трагедиях Еврипида «Эгей», «Тезей» и «Эрехтей». Даже великий насмешник Аристофан нередко обращался к теме доблести афинского народа в своих комедиях (Equ. 551-610; Nub. 299-313; Vesp. 1071-1090). Поэтому большой интерес по истории важнейшего государственного праздника Афин - Великим Панафинеям - вызывают у нас произведения греческих драматургов V-IV вв. до н.э. Особенно интересны комедии Аристофана и трагедии Софокла и Еврипида, т.к. их творчество попало на тот период, когда Великие Панафинеи были главным праздником не только Афин, но I Афинского Морского союза [10. С. 195; 11. P. 65-96; 7. С. 64-95]. Какие же элементы праздника Великие Панафинеи упоминаются в произведениях греческих драматургов классического периода? Исследование проблемы Мифологическим основателем панафинейского праздника многие античные авторы называли афинского автохтона Эрихтония (Harp. s.v. Panathenaia = Hellanicus FGrH 323a F2, Androtion FGrH 324 F2; Eratos. Catast. 13; Apoll. III. 14. 6; Hyg. Astr. II. 13. 2; schol. Plat. Parm. 127a; schol. Aristoph. Nub. 385; schol. Ael. Aristid. XIII. 189, 4-5). Рожденный Геей от семени Гефеста (Amelesagoras FGrH 330 F1; Eratos. Catast. 13), Эрихтоний был взят Афиной на воспитание и тайно перенесен на Акрополь. Богиня спрятала Эрихтония в корзине со змеями (Eur. Ion. 23), передав ее трем дочерям афинского царя-автохтона Кекропа - Кекропидам (Amelesagoras FGrH 330 F1; Eur. Ion. 273; Hyg. Fab. 166). Став царем Афин Эрихтоний основал в честь Афины праздник Панафинеи (Harp. s.v. Panathenaia = Hellanicus FGrH 323a F2, Androtion FGrH 324 F2; Eratos. Catast. 13; Apoll. III. 14. 6; Hyg. Astr. II. 13. 2; schol. Aristoph. Nub. 385; schol. Ael. Aristid. XIII. 189, 4-5). Также он установил процессию в честь Афины (Eratos. Catast. 13), стал основателем состязания апобатов (Eratos. Catast. 13; Hyg. Astr. II. 13,1-2), установил институт канефор (Harp. s.v. kanephoroi) и таллофор (schol. Aristoph. Vesp. 544). Какую же информацию об основателе Панафиней мы находим у афинских драматургов? Еврипид в трагедии «Ион» называл Эрихтония «землерожденным» (Eur. Ion. 267-268; 999-1000). Аристофан упоминает о нем как о змее, живущем в храме Афины на Акрополе (Aristoph. Lys. 776). Эрихтоний считался покровителем афинского полиса, и святилищу Афины на Акрополе (Hdt. 8.41; Aristoph. Lys. 758-759 и schol.; Plut. Them., 10). Змей почитался афинянами на Акрополе, где ему приносили в жертву медовые лепешки, как отмечает Аристофан в «Лисистрате» (Aristoph. Lys. 758-759, schol.). О лепешках в корзинах канефор упоминается и в комедии «Женщины в народном собрании» (Aristoph. Eccl. 728). Панафинейский праздник проводились в 20-х числах месяца гекатомбеона (Prokl. In Plat. Tim. 98). Особое значение он получил в правлении Писистрата, который пытался превратить Афины в новый культурный и религиозный центр Эллады [7. С. 64-95]. После реформы праздника 566 г. до н.э. в архонство Гиппоклида помимо ежегодных, Малых Панафиней (Menandr. Fr. 427k), на третий год каждой Олимпиады стали проводится четырехлетние Великие Панафинеи [6. С. 60-82]. Ежегодный праздник продолжался от 3 до 4 дней, тогда как Великие Панафинеи могли длиться до 7-8 дней (schol. Eur. Hec. 469; schol. Aristid. Panath. 147). Панафинейский праздник состоял из двух частей: сакральной и светской. К сакральной части относились торжественная панафинейская процессия, молитвы и жертвоприношение. Светская часть же включала в себя состязания на Панафинейских играх и пир, устраиваемый после них. Кульминацией праздника Великие Панафинеи было 28 гекатомбеона. В афинском календаре этот день считался днем рождением Афины [14. P. 13]. В ночь накануне 28 гекатомбеона в Афинах проводилось особое ночное шествие (pannuchis). Интересно, что pannuchis проводилось и на Великих и на Малых Панафинеях. Гиеропеям, устраивающим ежегодные Панафинеи, предписывалось провести «ночное празднество в честь богини как можно прекраснее» (IG II2 334, lin. 30). Упоминание о pannuchis можно найти в трагедиях Эсхила и Еврипида. В «Эвменидах» Эсхила Афина произносит речь, в которой предлагает всем гостям полиса принять участие в ночном факельном шествии, в котором ее будут сопровождать некие «служительницы храма», главная задача которых - оберегать «кумир» богини (ксоанон), т.е. древний деревянный идол Афины, хранящийся в Эрехтейоне (Aesch. Eum. 1023- 1030). Мифологическая традиция приписывает сооружение ксоанона Афины Эрихтонию (Apoll. III. 14. 6), так же, как и возведение храма в честь богини, который он построил ей на Акрополе (Hyg. Astr. II. 13. 1). Монолог Афины завершают слова о том, что за «прислужницами» богини в шествии пойдет весь афинский народ - и старики, и дети, и женщины и мужчины, одетые в пурпурные плащи в честь торжества (Aesch. Eum. 1027-1030). В этом фрагменте «Эвменид» речь, несомненно, идет о pannuchis на Великих Панафинеях (458 г. до н.э.) (ср.: Heliod. Aeph. I. 10). Описание pannuchis находим в трагедии Еврипида «Гераклиды», где речь идет о ночном шествии в Афинах, в котором афинские юноши и девушки пели гимны и исполняли особые танцы. Более того, у Еврипида упоминалось состязание хоров, которое было элементом pannuchis на Панафинеях (Eur. Her. 777-783) [9. С. 39-49]. Ночное шествие 28 гекатомбеона сменялось торжественной панафинейской процессией (pompa). Эсхил в трагедии «Эвмениды» упоминает о том, что именно в Афинах проводятся многочисленные праздничные шествия, равных которым нет в других городах (Eum. 855-860). Интересно, что свою трилогию «Орестея» Эсхил представил на состязание Великих Дионисий как раз в год проведения Великих Панафиней (458 г. до н.э.). И возможно, что зрители театра Диониса были и на Великих Панафинеях три месяца назад, и даже принимали участие в панафинейской процессии. Панафинейская процессия включал в себя не только афинских граждан. В ней могли принимать участие и метеки, и рабы, а в эпоху I Афинского Морского союза представители союзников (IG II2 76) [15. P. 63. Pl. 16.2, 17,2; 12. P. 111. Fig. 152]. Наибольший интерес представляла собой та часть процессии, в которой афинские граждане и метеки несли священные предметы, т.к. они неоднократно упоминаются в комедиях Аристофана [3. С. 76-81]. Так, в комедии «Женщины в народном собрании» Хремет перечисляет участников процессии, сравнивая их с различными бытовыми предметами (Eccl. 730-743). Юные девушки, выбранные из самых знатных аристократических родов, выполняли роль канефор (Eccl. 728). В процессии они изображали Кекропид (Thuc. VI, 56, 1; Arist. Ath. Pol. 18, 1; Ael. VH. II, 8; schol. Ael Aristid. Panath. III p. 343), и несли в корзинах для Афины в дар бескровные жертвы, возможно лепешки для Эрихтония (Thuc. VI. 56. 1; Arist. Ath. Pol. 18. 1) [1. С.114-137]. Канефоры также упоминаются в комедии Аристофана «Лисистрата» (Aristoph. Lys. 668; 641-643). Также в перечне Хремета присутствуют таллофоры (Eccl. 743). Таллофоры - это «красивые старцы» из знатных аристократических родов, несущие в своих руках ветки священной маслины (Xen. Symp. IV, 17; schol. Aristoph. Vesp. 544). Аристофан упоминает о таллофорах в комедии «Осы» и «Законодательницы» (Aristoph. Vesp. 540- 545). Также в своих комедиях о таллофорах писали Кратин и Ферекрат (Kratinos fr.33 (PCG); Pherekrates fr. 63 (PCG)). Интересно, что канефоры и таллофоры были связаны с культом Эрихтония [4. С. 71-75]. В панафинейской процессии также участвовали и афинские метеки. В комедии «Птицы» (414 г. до н. э.) Аристофан впервые упомянул дифрофору и скиадефору (Av. 1550-1552), роли которых выполняли юные дочери метеков. Скиадефоры несли за канефорами зонты (Av. 1508; 1550-1552), а дифрофоры - скамейки (Aristoph. Av. 1549-1551; schol.) [13. S. 49]. Их же называет Хремет (Aristoph. Eccl. 734). Кроме того, в монологе Хремета упоминаются гидрофоры (Eccl. 738), роли которых обычно исполняли жены метеков, несущие гидрии с водой [13. S. 28], музыканты (кифарист) (Eccl. 739) и скафефоры (Eccl. 738). В ролях последних выступали мужчины-метеки, несущие золотые и серебряные прямоугольные лотки (скафы), полные пчелиных сот, печенья и лепешек (Poll. III. 55). Эти бескровные жертвы также предназначались для Эрихтония [13. S. 25; 15. P. 60]. Однако главная цель панафинейской процессии состояла в передаче жрецу Афины нового пеплоса. В трагедии Эсхила «Семеро против Фив» встречается упоминание о пеплосе, священном даре, который подносили афиняне богине в главный день праздника (101). Гекуба, героиня одноименной трагедии Еврипида, соткала Афине праздничный пеплос, в котором богиня должна была править колесницей (Eur. Hec. 466-473). В трагедиях Еврипида «Гекуба» (466-473) и «Ифигения Таврическая» (221-224) есть важные указания о цвете пеплоса и о рисунке, украшавшем его (сцены титаномахии). Несколько упоминаний о панафинейском пеплосе можно найти и у Аристофана в комедиях «Птицы» (827-828) и «Всадники» (566). В комедии «Лисистрата» речь идет об аррефорах (641-642), в обязанности которых входило помогать жрице Афины ткать праздничный пеплос для богини [8. С. 71-77]. На Великих Панафинеях было два жертвоприношения - гекатомба Афине Парфенос (Eur. Heraclid. 777; Philostr. Vit. Apoll. Tian. IV. 22) и «двоякая» жертва Афине Полиас и Пандросе (Hom Il. II. 546-551). Большая жертва Афине Парфенос (гекатомба) состояла из 100 голов крупного рогатого скота (Philos. Vit. Apoll. Tian. IV. 22). Об этой жертве речь идет в трагедии Еврипида «Гекуба» (Eur. Her. 777). Мясо, оставшееся после гекатомбы, отдавали народу на пир (Aristoph. Nub. 386-387). В повседневной жизни греки редко употребляли мясо, поэтому спешили наесться во время пира. Обжора, переевший «отварных рубцов» на Панафинеях и страдающего утром от «бурчанья в животе», показан в комедии Аристофана «Облака» (Nub. 385-387). В схолии к этим строкам отмечается, что для жертвоприношения все полисы Аттики и колонии Афин должны были посылать по одному быку (schol. Aristoph. Nub. 385). Важной частью Великих Панафиней были состязания. Панафинейские игры, образованные по образцу Олимпийских и Пифийских игр, включали в себя ряд интересных состязаний, как панэллинского, так и местного значения. В состязаниях, характерных для панэллинских игр (мусические, атлетические и конные агоны), могли принять участие как афинские граждане, так и инополиты. Что касается местных агонов, в которых могли участвовать только афинские граждане, то они включали в себя пирриху (состязания в военных танцах), эвандрию (состязание в красоте среди мужчин), лампадедромию (факельная эстафета), апобатию (попеременный бег и скачка на колесницах) и состязание кораблей. Все эти агоны, в отличие от панэллинских, были командными. Из местных состязаний Панафинейских игр в комедии Аристофана «Облака» упоминается состязание пиррихистов в военном танце, посвященном Афине (Nub. 984-990). Согласно мифологической традиции этот танец был впервые исполнен самой Афиной по случаю победы олимпийских богов над гигантами/титанами (Plat. Leg. VII, 796 b-c; Athen. IV, 184 F; Luc. D. Deor. 8), или после своего рождения из головы Зевса (Luc. Salt. 39, 44). В исполнение пиррихии принимали участие команды, сформированные по филам. Кроме того, всех пиррихистов делили по возрасту (Lys. XXI. 1, 4). Для сер. IV в. до н.э. были известны 3 возрастные группы исполнителей пиррихи (IG II2 2311, lin. 72-74). В «Облаках» речь идет о пиррихистах второй возрастной подгруппы - т.н. «юноши»: Правда обвиняет Кривду в развращении современных молодых людей, которым далеко до знаменитого поколения «марафонских бойцов». Этот тезис Правда иллюстрирует слишком резкими движениями эфебов, исполняющих пирриху (Nub. 984-990). В комедии Аристофана «Осы» упоминается таллофоры (Vesp. 540-542), «прекрасные старцы», несущие ветви маслины в панафинейской процессии. Возможно, они являлись «ветеранами» эвандрии - состязания в красоте среди мужчин. Это состязание, также как и пирриха, проводилось между командами, которые были сформированы по филам (schol. Aristoph. Vesp. 544; ср.: Xen. Symp. IV. 17). Из легкоатлетических состязаний наиболее древним являлся бег. Именно с него начинают отсчет античные Олимпийские игры. Впервые афиняне одержали победу в Олимпии именно в беге - в 696 г. до н.э. (21-я Олимпиада) в «коротком беге» (на 1 стадий) победил афинянин Пантакл (Moretti, № 25). В программу Панафинейских игр были включены все известные по олимпийской программе виды бега - «короткий» (1 аттический стадий равнялся 177, 6 м), «двойной», «длинный» и бег вооруженных гоплитов. Аристофан в комедиях «Ахарняне» (Achar. 215) и «Осы» (Vesp. 1206) упоминает имя знаменитого бегуна Фаилла из Кротона, который прославился своими победами на Пифийских и на Панафинейских играх. Бегуны состязались обнаженными, и этот момент Аристофан использовал в качестве эротической метафоры в комедии «Лисистрата» (Lys. 1102-1105). Одним из наиболее тяжелых видов бега был бег вооруженных гоплитов - гоплитодромос (goplithodromos), поэтому в нем соревновались только взрослые мужчины. Участники этого бега состязались в шлемах и со щитом (или копьем) в руках. В комедии «Птицы» Аристофан сравнивал гоплитодромов с птицами, у которых на головах развиваются гребни, как султаны на шлемах бегунов (Av. 290-292). Из схолий известно, что на Панафинейских играх бег гоплитов был на два стадия (schol. Aristoph. Av. 291-292). Однако стоит отметить, что в Афинах большой популярностью пользовался факельный бег (lampadedromia). В Афинах он был включен в программу всех праздников богов - покровителей ремесел - Панафиней, Гефестий, Прометей (Harp. s.v. lampas = Polemon fr. 6 Preller). Состязание относилось к «местным» агонам Панафинейских игр и было связано с мифом об Эрихтонии [2. С. 112-127]. На греческих праздниках были известны разные виды факельного бега - бег с факелом, факельная эстафета и даже конная факельная эстафета. На Панафинейских играх проводилась командная факельная эстафета, сформированная по филам: 40 эфебов от каждой команды (IG II2 2311, lin. 77). Сменяющие друг друга бегуны часто использовались в драматургами в качестве метафоры. В трагедии Эсхила «Агамемнон» Клитемнестра описывает сигнальные огни, которые оповестили царицу о взятии Трои, подобно огню в факельной эстафете (Agam. 295-328). Аристофан в комедии «Лягушки» описал «горе-бегуна», который «с сопением и кряхтением» пытался пробежать свой участок трассы и у которого потух факел. Зрители встретили его криками, а потом побили (Ran. 1089-1098). Подобную же сцену Аристофан описал в комедии «Богатство 1-е» (фр. 459). Образ болельщика, сидящего на столбе и наблюдающего за бегом, был выведен Аристофаном в комедии «Лягушки» (Ran. 129-133). В комедии «Осы» факельный бег упомянут как нечто великое и достойное (Vesp. 1204-1207). В случае победы награждались все члены команды, независимо от того, стартовал спортсмен или финишировал: «первый и последний честь равно стяжали» (Aesch. Agam. 326). Пятиборье, в которое входили бег, борьба, прыжки в длину, метание копья и диска, также было составной частью Панафинейских игр. В несохранившейся трагедии Софокла «Ларисейцы» описывался эпизод, когда Персей принимал участие в состязании, устроенном царем г. Лариссы. Персей принял участие в нем и, метнув диск, случайно убил своего деда Акрисия. В трагедии Еврипида «Алопа» царь Керкион упоминает борцов, отдыхающих от состязания в беге (фр 4 (105)). Возможно, что речь шла о пятиборцах. Среди прочих соревнований наибольшей популярностью пользовались единоборства - борьба, кулачный бой и панкратион, которые считались самыми «тяжелыми» состязаниями (Paus. VI. 24. 1). Интересно, что все три «тяжелых» вида спорта перечисляются как достижения женихов во время сватовства в сатировой драме Софокла «Эней» (fr. 1130). А в комедии Аристофана «Мир» элементы всех трех единоборств используются в качестве эротической метафоры (Pax. 894-899). Описания единоборств на Панафинейских играх в греческой драме нет. В комедии «Осы» Аристофан упоминает имя панкратиаста, олимпионика 424 г. до н.э. Эфудиона (Vesp. 1190-1194), однако мы не знаем, принимал ли он участие в Панафинейских играх. В несохранившейся целиком трагедии Софокла «Амик» возможно описывался кулачный бой с Амика с Полидевком. Различные приемы борьбы, панкратиона и кулачного боя часто использовались Аристофаном в качестве политической метафоры (Ran. 541-550; 618-622; 663; Pax. 236-237; Equ. 704-707). Так, в борьбе побежденным признавался тот атлет, который трижды коснулся телом земли. В комедии «Всадники» Аристофан прославляет афинян, поколенья «марафонских бойцов», которые «трижды падали на землю» перед неприятностями, но потом поднимались с новыми силами (Equ. 571-573). У Эсхила в «Теорах» борьба противопоставлена пляске (Aesch. Fr.78a). Самым престижным видом олимпийской программы считались конные состязания - ристания колесниц и скачки на лошадях. Бег колесниц был самым «дорогостоящим» видом спорта, в котором могли участвовать только лучшие из граждан, знатные и богатые (Dem. LXI. 24; Diog. Laert. VIII. 2. 51). В соответствии с автохтонной концепцией происхождения афинян Афине приписывали изобретение спортивной колесницы. В трагедии Эсхила «Эвмениды» Афина торжественно появляется в своем городе, въехав в него на колеснице (Eum. 403-405). Именно конные состязания стали темой конфликта в комедии Аристофана «Облака». Главный герой комедии крестьянин Стрепсиад никак не хочет одобрить увлечение своего сына Фидиппида конными состязаниями (Nub. 1399-1407). Он жалуется на сына, который разорил его дорогостоящими развлечениями - ристаниями колесниц, запряженных четверкой лошадей (Nub. 14-15). Этот экипаж считался самым престижным в конном агоне как панэллинских игр, так и Панафинейских. Стрепсиад обещает сыну, что он будет управлять такой колесницей (Nub. 68-69). Самая большая награда на них предназначалась именно победителю в этом виде состязаний (140 амфор). Фидиппид в «Облаках» видит себя во сне колесничим, который совершает несколько кругов на гипподроме (Nub. 25-29). Конные состязания на Панафинейских играх проводились на специально выстроенном гипподроме в Эхелиде (дем в Элевсине). Колесницы совершали поворот вокруг специального поворотного столба (меты). Вестник в трагедии Еврипида «Медея» рассказывает Медее, как погибла от отравленного пеплоса в огне ее соперница, и при описании этой ужасной картины он использует сравнение с метой (Eur. Med. 1382-1396). Особый интерес представляют упоминания в «Облаках» новых «военных» конных состязаний на Панафинейских играх, в частности о состязаниях «военных колесниц» (Nub. 28). В сер. IV в. до н.э. это скачки на военных лошадях, состязания военных колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми, состязание процессиональных колесниц, запряженных двумя лошадьми, и метание копья с лошади (IG II2 2311, lin. 58-72). Награждался победитель священным оливковым маслом, которое вручали в так называемой призовой панафинейской амфоре (Arist. Ath. Pol. 60. 1). В трагедии Софокла «Эдип в Колоне» (695-708) дается подробное описание древней маслины, священного дара Афины городу, которому нет равных нигде, и которое никто не может срубить под страхом смертной казни, если только он не враг (ср.: Lys. VII. 6-7). Священное оливковое масло наполняло панафинейские призовые амфоры и являлось главным атрибутом Панафинейских игр. Результаты Из всех драматургов чаще всего мы находим упоминания о главном празднике Афин и о Панафинейских играх у Аристофана («Облака», «Лягушки», «Осы», «Богатство 1-е», «Всадники», «Птицы», «Женщины в народном собрании», «Мир»). В комедии «Мир» Панафинеи названы важнейшим афинским праздником (Pax. 418). У авторов трагедий наименовая праздника мы не встречаем. Из элементов праздника Великие Панафинеи чаще всего упоминаются праздничный панафинейский пеплос, участники торжественной панафинейской процессии и pannuchis, реже пир и жертвоприношение. Что касается состязаний Панафинейских играх - панэллинских и местных, то часто встречаются в трагедиях и в комедиях элементы агонов, присущих панэллинским играм, но нигде нет указания о том, что речь идет именно о Панафинейских играх. Зато интересно отметить, что в большей степени упоминаются и в трагедиях, и особенно в комедиях Аристофана т.н. местные состязания, в которых принимали участие только афиняне и которые носили сакральный характер (лампадедромия, пирриха, и возможно, эвандрия). Нигде нет упоминания и призовых панафинейских амфорах, но у Софокла хор славит священную маслину Афин. Интересно отметить, что прямого наименования панафинейского праздника у трагических поэтов не встречается; его можно найти только у Аристофана, да и то, только в 3 комедиях - дважды в «Облаках», и по одному разу в «Лягушках» и «Мире». Заключение Подводя итоги, хотелось бы обратить особое внимание на драмы, поставленные в год празднования Великих Панафиней. Из вышеупомянутых произведений греческих трагических поэтов это трилогия Эсхила «Орестея» (458 г. до н.э.), «Эдип в Колоне» Софокла (401 г. до н. э.), «Ифигения в Тавриде» Еврипида (414 г. до н. э.) и, возможно, трагедия Еврипида «Гераклиды», время постановки которой предположительно датируется 430 г. до н. э. (также год проведения Великих Панафиней). В этих трагедиях упомянуты такие элементы Великих Панафиней, как панафинейская процессия, ночное шествие, жертвоприношение, пеплос и священная маслина. Если же обратиться к Аристофану, то только две из сохранившихся комедий, дата постановки которых точно установлена, были поставлены в год проведения 4-летнего панафинейского праздника. Это комедии «Осы» (422 г. до н. э.) и «Птицы» (414 г. до н. э.). В них упомянуты сакральные фигуры панафинейского шествия (таллофоры, скиадефоры, дифрофоры) и пеплос. Таким образом, в драмах, поставленных в год проведения Великих Панафиней, в целом освещены элементы сакральной части панафинейского праздника - ночное шествие, проводившегося в ночь с 27 на 28 гекатомбеона, торжественная процессия 28 гекатомбеона, жертвоприношение и пеплос. Ни в одной из этих драм панафинейский праздник напрямую не назван. Очевидно, 4-летний праздник отмечался столь масштабно, что упоминать его специально через 5 (на Ленеях, проводившихся в месяце Гамелион) или 7 (на Великих Дионисиях в месяце Элафеболион) месяцев спустя не имело особого смысла. Зрители, заполнившие театр Диониса, хорошо понимали, о каком событии идет речь.

×

Об авторах

Татьяна Борисовна Гвоздева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: tbgvozdeva@rambler.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории РУДН.

Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10-2

Список литературы

  1. Гвоздева Т.Б. Мотив Кекропид в Аррефориях и Панафинеях // Древний Восток и античный мир. М., 1998. Вып. 1. С. 114-137.
  2. Гвоздева Т.Б. Культ огня на Великих Панафинеях // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2002. № 5. С. 112-127.
  3. Гвоздева Т.Б. Панафинейская процессия в комедиях Аристофана и на панафинейском фризе // Альманах славяно-греко-латинского кабинета приволжского федерального округа. Н. Новгород, 2009. Вып. 2. С. 76-81.
  4. Гвоздева Т.Б. Эрихтоний и Панафинеи // Из истории античного общества. Н. Новгород, 2010. Вып. 13. С. 61-80.
  5. Гвоздева Т.Б. Великие Панафинеи: в тени Олимпийских игр // Вестник Российского университета дружбы народов. 2011. № 2. С. 36-47.
  6. Гвоздева Т.Б. Агональная программа Панафинейских игр в эпоху Писистрата // Древний восток и античный мир. М., 2012. Вып. VIII. С. 60-82.
  7. Гвоздева Т.Б. Великие Панафинеи - праздник Афинской Архэ // Олимпийские игры в политике и культуре. М., 2013. С. 64-95.
  8. Гвоздева Т.Б. Панафинейский пеплос на фризе Парфенона // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. М., 2014. № 2. С. 71-77.
  9. Гвоздева Т.Б. Ночное шествие на Панафинеях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. М., 2016. № 1. С. 39-49.
  10. Строгецкий В.М. Афины и Спарта: борьба за гегемонию в Греции в V в. до н.э. (478-431 гг.). Спб., 2008.
  11. Gvozdeva T. B. The Greater Panathenaia and the Olympic Games: why did not Panathenaia Become the Panhellenic festivals? // Mesogeios. 24. Les Jeux Olympiques dans l’Antiquité. Éditions Hêrodotos, Paris. 2004. P. 65-96.
  12. Bérard C. A City of Images: Iconography and Society in Ancient Greece. Princeton, 1989.
  13. Deubner L. Attische Feste. Berlin, 1956.
  14. Neils J. The Panathenaia: An Introduction // Goddess and Polis: The Panathenaic festival in ancient Athens. Ed. J. Neils. Princeton, 1992. P. 13-27.
  15. Simon E. Festivals of Attica. An archaeological commentary. Madison, 1983.

© Гвоздева Т.Б., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах