ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В ОТНОШЕНИИ СТРАН АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ (1960-1990 ГГ.)
- Авторы: Минеева АВ1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 10, № 1 (2018)
- Страницы: 64-69
- Раздел: Из истории Востока
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/article/view/18803
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2018-10-1-64-69
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается процесс формирования институциональной основы проведения внешнеполитического курса КНР в отношении стран Африки и ее развитие в течение 1960-1990-х гг. По итогам изучения истории формирования ряда организаций, участвовавших в разработке и проведении «африканской» политики Китая, а также обзора целей их деятельности автор делает вывод о тесной связи между процессом формирования самой институциональной базы и потребностями актуальной политической конъюнктуры, на фоне которой реализовывался внешнеполитический курс КНР в отношении стран Африки.
Полный текст
Предметом исследования данной статьи является институциональная основа проведения внешнеполитического курса КНР в отношении стран Африки, процесс ее становления и развития в период с 1960-х гг. по 1990-е гг. Полномочия по разработке и реализации «африканской» политики Китая были распределены между различными организациями на двух уровнях: официальном и уровне народной дипломатии. Теоретическую базу для работы различных государственных и негосударственных структур в границах указанных компетенций обеспечивало организованное на государственном уровне научное изучение Африки в КНР. Партийный контроль формально объявлялся главным фактором в координировании работ различных ведомств и объединений [1. P. 215]. На официальном уровне главную роль в реализации задач китайско-африканского сотрудничества играли представители руководства КНР и ряд правительственных организаций. Повестка китайско-африканского сотрудничества, его опорные пункты обсуждались, корректировались и утверждались в рамках встреч руководства КНР и глав африканских стран. В данном контексте особо следует отметить две масштабные внешнеполитические акции: при выстраивании механизма взаимодействия с новыми партнерами африканский континент в период с декабря 1963 г. по февраль 1964 г. посетил премьер-министр КНР Чжоу Эньлай. Аналогичное мероприятие было организовано после перехода Китая к политике реформ и открытости внутри страны, вызвавшего закономерную коррекцию внешнеполитических установок и необходимость пересмотра имеющихся договоренностей: в декабре 1982 г. - январе 1983 г. состоялся визит на африканский континент премьер-министра КНР Чжао Цзыяна. За выработку внешнеполитического курса КНР в отношении стран Африки и его последующую реализацию на уровне правительства отвечало несколько организаций. В структуре Центрального Комитета (ЦК) Коммунистической партии Китая (КПК) в 1951 г. был образован Отдел международных связей ЦК КПК [2]. В период с 1951 г. до 70-х гг. XX в. это подразделение отвечало за взаимодействие КПК с коммунистическими партиями других стран, а также разработку и организацию внешнеполитических акций правительства КНР в зависимости от выбранного на текущий момент стратегического направления. Секторы по изучению положения дел в странах Африки и по предоставлению помощи национально-освободительному движению странам континента появились в 60-70-е гг. XX в. [3. P. 113-114]. На уровне Государственного Совета КНР внешнеполитический курс КНР в отношении стран Африки находился в ведении Министерства иностранных дел (Департамент стран Западной Азии и Северной Африки и Департамент стран Африки были созданы в 1964г. [4]) и Министерства коммерции (1). Активным проводником «африканской» политики Китая были и так называемые организации народной дипломатии. В рассматриваемый период создавались и функционировали самые разные профессиональные союзы и региональные объединения: например, Китайский комитет солидарности стран Азии и Африки или Бюро афро-азиатских писателей в Пекине [1. Р. 221; 8. Р. 99-100]. Однако в авангарде налаживания эффективного взаимодействия двух сторон на неофициальном уровне всегда оставалось созданное в апреле 1960 г. Общество дружбы между народами Китая и Африки [9]. Изначально оно позиционировалось как объединение, созданное с целью поддержания дружбы и взаимопонимания между китайцами и африканцами, для обеспечения крепкой базы развития китайско-африканских отношений по инициативе ряда неправительственных организаций, в том числе и Китайского народного общества дружбы с заграницей. Постепенно в сферу компетенции Общества вошел контроль и поддержание большинства связей КНР и стран Африки вне правительственного уровня [10. Р. 107-109]. Плодотворное функционирование вышеперечисленных китайских организаций было невозможно без достойной теоретической подготовки, и это прекрасно понимало руководство страны. 27 апреля 1961 г. в китайской историографии считается днем рождения китайской африканистики, ведь именно тогда Мао Цзэдун, рассуждая о перспективах китайско-африканских отношений, обратил внимание на важную проблему: «Ситуация в Африке нам (вот мне, например!), не ясна. Нужно основать исследовательский институт по изучению Африки: ее истории, географии, социально-экономического положения на континенте. Мы ничего не знаем ни об африканской истории и географии, ни о текущем положении дел там! Поэтому нам нужна одна простая, доступная книжечка, небольшая, страниц на 100-200. Можно попросить наших африканских друзей о помощи! И в течение года - двух лет написать» (3) [11. P. 465]. Внешнеполитические интересы страны стали предпосылкой для зарождения африканистики в КНР, причем появление нового научного направления было связано не столько со стратегическим планированием, сколько с потребностью преодолеть провал в знаниях о континенте в целом. Тематика китайских исследований в области африканистики трансформировалась в следующем порядке: в 60-е гг. XX в. ученые КНР изучали национально-освободительное движение, антиколониальное движение в странах Африки и занимались переводами зарубежных работ по африканистике (2); в 70-е гг. XX в. главным предметом исследования стали африканский национализм в форме панафриканизма и негритюда, также в этот период китайские исследователи обратили внимание и на роль личности в истории; в 80-е гг. XX в. изучение Африки в Китае вышло за пределы исторической и социальной тематик - стали появляться работы по африканскому художественному и музыкальному искусству, литературе, географические исследования, материалы об особенностях ведения аграрного хозяйства в природных условиях африканского континента; в 90-е гг. XX в. спектр тем расширился за счет изучения проблемы трайбализма, межнациональных отношений, судеб социализма и демократии в африканской политической культуре [3. Р. 111, 113, 116-117, 122]. По мере роста тематического разнообразия исследований развивалась и система научной школы китайской африканистики. Первыми научными учреждениями, в которых изучение африканских проблем началось еще в 1950-е гг., стали отделение Западной Азии и Африки при исследовательском институте международных отношений Академии наук КНР (создано в 1956 г.), Нанькайский университет в Тяньзине (регион изучения - страны Северной Африки) и Южно-китайский педагогический университет в Гуанчжоу (изучение Центральной Африки) [3. Р. 112; 12. Р. 3]. В 1961 г. свой исследовательский центр - Институт изучения стран Азии и Африки, который в 1964 г. был разделен на два подразделения - Институт Западной Азии и Африки и Институт изучения Юго-Восточной Азии, - появился в подчинении Отдела международных связей ЦК КПК [12. Р. 4]. 1 января 1981 г. передан Китайской академии общественных наук. В настоящее время сотрудники Института занимаются исследованием истории, социальных порядков, культуры, религии, правовых систем стран специализации и готовят аналити- ческие отчеты о текущей ситуации в регионе в зависимости от международной повестки. Итоги исследовательской работы публикуются в профильном журнале - «Западная Азия и Африка» [13]. В структуре высшей школы после доклада ЦК КПК о необходимости увеличить объемы исследований в сфере международных отношений (30.12.1963) [3. Р. 112] свои «институты Африки» стали создаваться при университетах: в 1964 г. при Пекинском университете был создан исследовательский центр по изучению стран Азии и Африки; на историческом факультете Пекинского университета открыли кафедру истории стран Азии и Африки, а на географическом факультете Нанкинского университета - кафедру экономической географии стран Африки [12. Р. 4]. После начала проведения политики реформ и открытости в КНР, помимо традиционных научных институтов, стали появляться исследовательские центры новой формации. В 1979 г. с целью объединения усилий, опыта и знаний ведущих китайских исследователей в сфере африканистики, представителей деловых кругов, заинтересованных в сотрудничестве КНР со странами Африки в хозяйственной сфере, журналистов, должностных лиц, ответственных за взаимодействие со странами Африки, и других заинтересованных лиц было учреждено Китайское общество по изучению Африки. Объединение должно было стимулировать всестороннее изучение африканских проблем, развитие китайско-африканского сотрудничества в научной и образовательной сферах, способствовать популяризации знаний об Африке, ее населении среди простых китайцев для обеспечения построения дружественных, добрых отношений между народами двух регионов [14]. В 1980 г. на базе института международных отношений Пекинского университета в целях стимулирования международного научного взаимодействия по изучению проблем африканской истории, содействия развитию китайско-африканских отношений было основано Китайское общество изучения истории Африки [15]. Таким образом, в КНР руководящий состав страны, профильные органы государственной власти и подконтрольные им ведомства, организации народной дипломатии и научные учреждения, в которых формировалась китайская африканистика, стали опорными точками для выстраивания в 1960-х - 1990-е гг. стройной институциональной основы для обеспечения внешнеполитических интересов Китая в Африке. Система выстраивалась таким образом, чтобы оперативно отвечать на текущие вызовы международных отношений и сформировать прочный базис на теоретическом и практическом уровнях для выстраивания слаженного механизма китайско-африканского взаимодействия и возможности стратегического планирования хода сотрудничества в перспективе. © Минеева А.В., 2018 ПРИМЕЧАНИЯ 1. В августе 1970 г. при Госсовете КНР было образовано Министерство внешних экономических связей. В его ведении были организация и проведение переговоров со странами Азии, Африки и Латинской Америки по предоставлению им экономической помощи; подписание соответствующих договоров и контроль над процессом их осуществления; подписание договоров с зарубежными странами по техническому сотрудничеству и так далее. Однако оно просуществовало только до 1982 г., пока не вошло в состав Министерства внешней экономики и торговли (с 1993 г. - Министерство внешнеэкономического сотрудничества и торговли, с 2003 г. - Министерство коммерции КНР) совместно с Министерством внешней торговли, Государственной комиссией по импорту и экспорту и Государственной комиссией по инвестиционному контролю. Подробнее см. [5], [6], [7]. 2. За период с 1966 г. по 1976 г. подведомственный Отделу международных связей ЦК КПК Институт Западной Азии и Африки опубликовал 117 работ, 111 из которых были переводами [3. Р. 115]. 3. Первая монография китайских ученых «Ситуация в Африке» была написана в 1962 г. Для широкой общественности она была опубликовано только в 1981 г. [3. Р. 112, 117].
Об авторах
А В Минеева
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: mineeva.anna@mail.ru
аспирант кафедры всеобщей истории Российского университета дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Larkin B.D. China and Africa: The Foreign Policy of the People’s Republic of China 1947-1970. Berkeley, L.A., Lnd., 1973. [In English].
- General Information about the International Department of the Central Committee of the Communist Party of China. URL: http://www.idcpc.org.cn/gywb/wbjj/ (Date: 20.04.2017). [In Chinese].
- Li Anshan. African Studies in China in Twentieth Century) // The Journal of International Studies, 2006, № 4. [In Chinese].
- Zheng Jiancheng, Long Xiangyan. A Historical Survey on Transitions and Background of the African-related Region Department of the Ministry of Foreign Affairs of the PRC, 1949-1964 // African Studies, 2013, № 1. URL: http://www.iccs.cn/ contents/610/11941.html (Date: 11.05.2014). [In Chinese].
- The Ministry of Economic Relations with Foreign Countries // The History of Ministry of Commerce PRC. URL: http://english.mofcom.gov.cn/history.shtml (Date: 11.05.2014). [In English].
- The Ministry of Foreign Economic Relations and Trade // The History of Ministry of Commerce PRC. URL: http://english.mofcom.gov.cn/history.shtml (Date: 11.05.2014). [In English].
- The History of Ministry of Commerce PRC. URL: http://www.mofcom.gov.cn/mofcom/ yange.shtml (Date: 11.05.2014). [In Chinese].
- Deich T. L. Maoism - the threat for Africa. М., 1972. [In Russian].
- General Information about the Chinese - African People’s Friendship Association. URL: http://www.capfa.org.cn/cn/about.asp?id=239 (Date: 11.05.2014). [In Chinese].
- Barnett A. D. The Making of Foreign Policy in China. Boulder, Lnd., 1985.
- Mao Zedong. Africa is the front line of our struggle // Mao Zedong. Selection. Diplomacy. Beijing, 1994. [In Chinese].
- Zhang Hongmin. The developing of African research in China // West Asia and Africa, 2011, № 5. URL: http://qk.cass.cn/xyfz/qkml/2011year/5/201105/P020131220295494781812. pdf (Date: 07.06.2013). [In Chinese].
- General Information about the Institute of Asia and African Countries Studies. URL: http://iwaas.cssn.cn/bsgk/sjj/ (Date: 25.04.2016). [In Chinese].
- General Information about the Chinese Society for African Studies. URL: http://iwaas. cass.cn/xuehui/zgfzwtyjh/2013-07-01/2676.shtml (Date: 07.05.2014). [In Chinese].
- General Information about the Chinese Society of African Historical Studies. URL: http:// www.africastudy.cn/cate/10.aspx. (Date:07.05.2014). [In Chinese].