ЛИБЕРАЛЬНАЯ КОАЛИЦИЯ И КИТАЙСКО-АВСТРАЛИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2013-2017 ГОДЫ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена исследованию взаимоотношений между Китаем и Австралией в период пребывания у власти Либеральной коалиции в 2013-2017 гг. Автором сделан обзор концептуальных основ внешней политики Австралии, а также основных событий, повлиявших на отношения Китая и Австралии в рассматриваемый период. Цель настоящего исследования - проследить эволюцию китайско-австралийских отношений после победы на выборах Либеральной коалиции. Задачи исследования - определить место Китая в австралийской внешней политике, выявить основные причины ухудшения отношений, а также оценить степень их влияния на экономическое сотрудничество. Основным методом исследования является нарративный метод, который позволил собрать факты из различных источников и выстроить их в последовательную цепь событий. В заключение автор приходит к выводу о том, что Китай является важным торговым партнером Австралии, что наряду с его экономической и военной мощью оказывает большое влияние на формирование австралийской внешней политики в регионе. Либеральное правительство, представленное Тони Эбботтом с 2013 г. и Малкольмом Тернбуллом с 2015 г. сделали союз с США и Японией основой их внешней политики, что в последствии повлияло на ухудшение китайско-австралийских отношений.

Полный текст

Введение. Уже более 50 лет двумя основными партиями, находящимися у власти в Австралии, являются Австралийская лейбористская партия и Либеральная коалиция, основным ядром которой является Либеральная партия Австралии. В зависимости от того, какая партия находится у власти, меняется и внешняя политика Австралии. В целом, в основе внешней политики обеих партий лежат три базовых принципа: 1. поддержание тесных отношений с США; 2. развитие связей со странами Азии; 3. активное участие в международных организациях. Тем не менее, подходы партий к этим принципам расходятся, чем объясняются колебания австралийской внешней политики при ее внешне кажущейся единой линии. Тесный союз с Соединенным Штатами является самым важным компонентом внешней политики Австралии. Этот альянс зародился во время Второй мировой войны и был официально оформлен 1 сентября 1951 г., когда США, Австралия и Новая Зеландия подписали в Сан-Франциско договор о создании АНЗЮС. Статья IV гарантирует при нападении на одну из стран-участниц в Тихоокеанском регионе вступление в войну других двух стран [1]. Таким образом, США уже более 60 лет являются гарантом национальной безопасности Австралии, и поддержание хороших отношений с Вашингтоном является важной задачей внешнеполитического ведомства страны. По этому поводу в 1968 г. австралийский историк и политолог Томас Миллар писал: «Если у Австралии и есть ключевая позиция по внешней политике, поддерживаемая всеми основными политическими партиями, то эта позиция заключается в необходимости сохранить дружбу и военное партнерство с Соединенными Штатами» [2. P. 117]. Тем не менее, подходы двух партий к альянсу разнятся. Если лейбористы выступают за более прагматичный подход к обязательствам в рамках АНЗЮС, подчеркивая, что он действует только в АТР, то представители Либеральной коалиции последовательно поддерживали и участвовали в войнах США в Ираке, Афганистане и Сирии. Вторым компонентом внешней политики является налаживание связей со странами Азии. Этот вектор внешней политики появился в середине прошлого века, когда Австралия начала активно выстраивать отношения с азиатскими соседями. Первенство в этой сфере принадлежит Лейбористской партии, однако еще в довоенное время либеральный премьер-министр Роберт Мензис заявил, что «то, что Великобритания называет Дальним Востоком, является для нас Ближним Севером... Я убедился, что Австралия должна учитывать в первую очередь свои интересы, обеспечивая себя своей информацией и поддерживая свои собственные дипломатические контакты с иностранными державами» [3. P. 30-31]. Третий компонент - многосторонняя дипломатия. Лидеры Лейбористской партии всегда выступали за более активное участие Австралии в многосторонних институтах, включая ООН, АТЭС, G20 и т.д., ввиду того, что «средней державе» через организации легче добиться желаемых результатов на международной арене. Либеральная коалиция отдает приоритет двусторонним отношениям и придерживается прагматичного подхода к многосторонним соглашениям и институтам. В последние три десятилетия важной особенностью внешней политики Австралии является следующая дилемма: в сфере безопасности страна зависит от альянса с США, однако экономические интересы тесно связаны с Китаем. Таким образом, перед Министерством иностранных дел и торговли Австра- лии стоит непростая задача по поддержанию хороших отношений как с Пекином, так и с Вашингтоном, в связи с чем с середины 1990-х гг. Канберра ведет политику «хеджирования» между Китаем и США, что помогает обеспечивать интересы страны в области экономики и безопасности. Исследование проблемы. 7 сентября 2013 г. в Австралии прошли парламентские выборы, по итогам которых Т. Эбботт, кандидат от Либеральной партии, стал 28 премьер-министром Австралийского Союза. Т. Эбботт был у власти почти два года, и 15 сентября 2015 г. его сменил М. Тернбулл, который также представляет Либеральную партию Австралии. В сентябре 2013 г. Либеральная коалиция выпустила программный документ «Внешняя политика Коалиции», в котором были изложены шаги, которые предпримет будущее правительство в области иностранных дел. Среди ключевых партнеров, требующих постоянного внимания, были выделены: США, Япония, Индонезия, Китай и Индия. Соединенные Штаты были названы самым важным союзником Австралии, который вносит решающий вклад в безопасность и стабильность во всем мире, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Коалиция также планировала уделять более внимание построению отношений с Японией в экономической сфере путем подписания соглашения о свободной торговле и сфере безопасности на основе Трехстороннего стратегического диалога США - Австралия - Япония [4. P. 4]. Среди приоритетных внешнеполитических направлений коалиционного правительства Китай занимает лишь четвертое место. В документе было отмечено, что «растущее экономическое, политическое и стратегическое значение Китая представляет, как возможности, так и проблемы для Австралии» [4. P. 4]. С начала XXI в. отношения с Китаем были довольно сложные. Несмотря на стратегическую значимость, в отношениях двух стран были и остаются проблемы, среди которых: контакты Канберры с Далай-ламой и правительством Тайваня, участие Австралии в Трехстороннем стратегическом диалоге, который Пекин рассматривает как альянс, направленный на сдерживание Китая, а также расхождение во взглядах по региональным и другим вопросам двустороннего сотрудничества. Кроме того, либеральное правительство также обещало обновить отношения с Тайванем путем восстановления ежегодных встреч на уровне министров и подписанием соглашения о свободной торговле, что не могло не повлиять на китайско-австралийские связи. Несмотря на то, что Коалиция обещала укрепить партнерские отношения с Китаем, ее внешнеполитическое видение, изложенное в предвыборном документе «Внешняя политика Коалиции», уже предопределило будущие непростые отношения нового правительства с Пекином. После победы на выборах Либеральной коалиции отношения Австралии с Китаем сразу же стали ухудшаться. Основной причиной стало увеличение значимости альянса с США и Японией в австралийской внешней политике. Менее чем через месяц после выборов, 4 октября 2013 г., в рамках Трехстороннего стратегического диалога на Бали Австралия присоединилась к США и Японии в совместном заявлении, в котором говорилось о их решительной оппозиции «любым принудительным или односторонним действиям, которые могли бы изменить статус-кво в Восточно-Китайском море» [5]. Это заявление имело явную антикитайскую риторику. Пекин довольно резко ответил на обвинение, 6 октября пресс-секретарь МИД КНР Хуа Чуньин заявил, что «США, Япония и Австралия являются союзниками, однако это не должно служить поводом для вмешательства во внутренние дела других государств» [6]. Во время встречи с премьер-министром Японии С. Абэ на площадке Саммита стран Восточной Азии в Брунее 9 октября 2013 г. Т. Эбботт назвал Японию «лучшим другом Австралии в Азии» [7. Р. 791]. В 2014 г., ссылаясь на это заявление, министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что «Китай, возможно, не самый близкий друг Австралии на данный момент, но Китай готов стать самым искренним другом Австралии» [8]. Напряженность в китайско-австралийских отношениях возникла уже в ноябре. В рамках своей политики по сближению с Японией Канберра решительно осудила действия китайских властей после того, как 23 ноября 2013 г. Пекин объявил о создании зоны идентификации ПВО в Восточно-Китайском море, которая включала спорные острова Дяоюйдао/Сэнкаку. Реакция Австралии была более решительной, чем реакция других «средних держав» региона, Министерство иностранных дел и торговли 25 ноября официально вызвало посла Китая для объяснений. Бывший министр иностранных дел Б. Карр и бывший посол Австралии в Китае С. Фицджеральд раскритиковали действия австралийского правительства. С. Фицджеральд написал, что: «в истории дипломатических отношений, помимо происшествия на Тяньаньмэнь, у нас не было такого ухудшения отношений» [9]. Пекин назвал реакцию Канберры «безответственной» и «ошибочной» [10]. Во время стратегического диалога между министрами иностранных дел в декабре 2013 г. Ван И вопреки дипломатическому протоколу во вступительной речи публично раскритиковал позицию Дж. Бишоп и реакцию Австралии на зону идентификации ПВО. Формирование австралийско-японского союза продолжилось в 2014 г., когда в начале июля премьер-министр Японии С. Абэ совершил государственный визит в Австралию. Оба премьер-министра выступили с речью перед австралийским парламентом. С. Абе в своей речи подчеркнул близость интересов безопасности Австралии и Японии, а Т. Эбботт выразил восхищение «навыками и чувством чести» японских солдат во Второй мировой войны [11]. Государственное информационное агентство Китая Синьхуа раскритиковало слова Т. Эбботта как «ужасные» в свете зверств, совершенных японскими военными во время оккупации Китая. В мае 2015 г. в СМИ попало заявление высокопоставленного представителя Пентагона Д. Шира Сенату США о планах разместить дополнительные военно-воздушные силы в Австралии, включая бомбардировщики B-1 и самолеты-разведчики, в ответ на растущую угрозу Китая и его действия на спор- ных территориях в Южно-Китайском море, что расширит военное сотрудничество между США и Австралией в рамках «стратегического разворота» в сторону Азии. Канберра и Вашингтон впоследствии опровергли эти слухи, заявив, что Д. Шир «оговорился», но дальнейшие расследования в различных СМИ показали, что эти планы в действительности имели место. МИД КНР раскритиковал эти действия, а китайские СМИ писали, что Австралия дорого заплатит за размещение бомбардировщиков B-1 [12]. Такой явный прояпонский и проамериканский крен во внешней политике Австралии вызвал большую обеспокоенность среди оппозиции и бизнес-кругов. Ухудшение отношений с Китаем и антикитайская риторика могли сильно повредить китайско-австралийским экономическим отношениям и разрушить предыдущие достижения Австралии, которая долгие годы успешно балансировала между своими экономическими интересами и интересами безопасности. В китайской прессе часто стало звучать недовольство австралийскими действиями. Например, бывший китайский генерал Ван Хунгуан заявил, что раз Австралия связала себя военным договором с Японией - врагом Китая, то Пекин должен пересмотреть свою экономическую и военную политику в отношении Австралии [13. P. 295]. Тем не менее, несмотря на кризис политических отношений, сотрудничество в экономической области возросло. В 2013 г. товарооборот между двумя странами вырос на 22 млрд и составил 142,91 млрд долл. США. В последующие годы товарооборот возрос до 145,4 млрд. долл. США в 2014 г. и составил 149,6 млрд. долл. США в 2015 г. [14]. Во время первой встречи с председателем КНР Си Цзиньпином на саммите АТЭС на Бали 7 октября 2013 г. Т. Эбботт выразил желание подписать соглашение о свободной торговле, переговоры по которому начались еще в 2005 г. В апреле 2014 г. Т. Эбботт отправился в зарубежную поездку, охватывающую Японию, Южную Корею и Китай. Учитывая политические обстоятельства и беспокойство по поводу проблем в отношениях между Китаем, Японией и Австралией, некоторые ученые и журналисты пессимистично оценивали перспективы делегации. Они предсказывали, что торговые отношения будут «похоронены» политикой. Однако во время визита премьер-министр избегал политических разногласий, сосредоточившись на экономических интересах. Во время своего турне Т. Эбботт добился больших успехов, договорившись подписать со всеми тремя странами двусторонние соглашения о свободной торговле, что стало одним из самых важных достижений его внешней политики. Главной проблемой в этой области оставался вопрос о китайских инвестициях в Австралию. Канберра ограничивает китайские инвестиции, что Пекин расценивает как дискриминацию своих инвесторов. В октябре 2013 г. после обещаний пересмотреть запрет предыдущего правительства на участие китайского сетевого гиганта «Huawei» в создании Австралийской общенациональной сети широкополосного Интернета Т. Эбботт оставил его в силе по рекомен- дации австралийских органов национальной безопасности из-за опасений относительно предполагаемых связей компании с китайским правительством. Решение было подвергнуто критике со стороны МИД КНР. Во время своего визита в Китай в 2014 г. Т. Эбботт объявил о возможном ослаблении контроля за китайскими государственными и частными инвесторами в рамках ускоренных переговоров по соглашению о свободной торговле. Премьер-министр также пригласил китайского лидера в Австралию на саммит G20, в ходе которого страны 14 ноября 2014 г. подписали Соглашение о свободной торговле. В октябре 2014 г. правительство Эбботта отклонило предложение Китая стать одним из основателей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Предложение присоединиться к АБИИ разделило политическую верхушку Австралии. Казначей Дж. Хоккей и министр торговли Э. Робб изначально убеждали Кабинет министров о необходимости участия в АБИИ для обеспечения финансового влияния в Азии. Однако Президент США Б. Обама и государственный секретарь Дж. Керри попросили Т. Эбботта в рамках региональной системы альянса не присоединиться к китайской инициативе, т.к. эта структура будет конкурировать с уже существующими институтами - Всемирным банком, контролируемым США, и возглавляемым Японией Азиатским банком развития. Решение Т. Эбботта вызвало громкое неодобрение со стороны австралийских деловых кругов. В конце концов Австралия присоединилась к АБИИ в качестве потенциального учредителя в марте 2015 г. [15]. В целом, самым большим достижением в китайско-австралийских отношениях за весь срок пребывания у власти администрации Т. Эббота было подписание Соглашения о свободной торговле. В политическом плане отношения были испорчены чрезмерным уклоном внешней политики в сторону альянса с США и Японией. В опросе Институтом Лоуи в 2016 г. Т. Эбботт был назван худшим премьер-министром Австралии. В 2015 г. его сменил М. Тернбулл, на которого китайские лидеры возлагали надежны на потепление отношений, т.к. его первостепенными интересами была экономика. Его заявленная цель заключалась в том, чтобы избежать напряженности, т.к. сотрудничество Австралии и Китая экономически выгодно для обеих стран. В 2016 г. вышла Белая книга по вопросам обороны, в которой была прописана позиция Австралии по основным проблемам безопасности в АТР, в том числе по территориальным спорам в Южно-Китайском и Восточно-Китайском море, а также ее дальнейшая политика. Альянс с США был назван основой безопасности и обороны Австралии, а важнейшей из шести ключевых движущих сил, которые будут определять безопасность АТР до 2035 г., - отношения между Китаем и США [16. P. 15, 40]. Кроме того, Австралия официально заявила, что не занимает какую-либо сторону в конфликте в Южно-Китайском море, тем не менее, призвала не предпринимать односторонних действий по строительству искусственных сооружений [16. P. 58]. Также новое правительство поддержа- ло критику предыдущей администрации по поводу зоны идентификации ПВО в Восточно-Китайском море [16. P. 60]. Хотя Китай не был напрямую назван угрозой, тем не менее в Белой книге большое внимание уделялось наращиванию китайской военной мощи и ее последствиям. В 2017 г. вышла Белая книга по внешней политике, которая во многом повторяла текст Белой книги по безопасности касательно Китая, его мощи, территориальных споров и отношений с США. В Белой книге по внешней политике было сказано, что Австралия будет по-прежнему уделять первоочередное внимание позитивному и активному взаимодействию с Китаем и примет участие в китайских региональных проектах, в том числе в АБИИ и «Один пояс и один путь». Тем не менее подчеркивалось, что «время от времени более тесное взаимодействие будет сопровождаться трением, возникающим изза наших разных интересов, ценностей, политических и правовых систем» [17. P. 40]. Китайские СМИ назвали Белую книгу «незрелой». В целом, внешняя политика М. Тернбулла в отношении Китая была намного мягче его предшественника. Среди проблем китайско-австралийских отношений в период с 2015 по 2017 г. осталась проблема инвестиций. Кроме того, в 2017 г. разгорелся скандал вокруг нового закона, подготовленного М. Тернбуллом, о иностранном вмешательстве. Он заявил, что КПК скрытно вмешиваться в работу австралийских СМИ, университетов и даже в решения политиков [18]. Представитель министерства иностранных дел Китая Гэн Шуан в ответ на эти обвинения заявил, что он был «поражен» комментариями премьер-министра и что он повторяет сплетни некоторых австралийских СМИ, которые предвзято относятся к Китаю, что отравляет атмосферу китайско-австралийских отношений и подрывает основу взаимного доверия и двустороннего сотрудничества. Однако, даже несмотря на эти проблемы, отношения между Китаем и Австралией в период администрации Тернбулла были намного более гладкими, чем у администрации Эбботта. Заключение. Подводя итоги исследованию китайско-австралийских отношений в период правления Либеральной коалиции, можно сделать следующие выводы. Во-первых, Китай и его экономический рост, а также лидирующая позиция в регионе являются важными факторами, которые учитывает правительство при разработке австралийской внешней политики. Во-вторых, краеугольным камнем политики Т. Эббота и М. Тернбулла стал альянс с США и Японией, что осложнило отношения с Китаем. В-третьих, несмотря на охлаждение политических отношений, австралийско-китайское экономическое сотрудничество продолжало успешно развиваться. В ноябре 2014 г. страны подписали Соглашение о свободной торговле, а товарооборот между Китаем и Австралией ежегодно растет. После смены премьер-министра в 2015 г. наметился сдвиг в политических отношениях. Несмотря на то, что правительство М. Тернбулла продолжило общий курс Либеральной коалиции во внешней политике, что подтверждают Белые книги по обороне и внешней политике, тем не мнение, Канберра в своих заявлениях сменила явную антикитайскую риторику на более гибкие формулировки. Несмотря то, что сейчас отношения между двумя странами остаются сложными, Китай является важным экономическим и торговым партнером Австралии, и администрации Тернбулла нужно избегать напряженности для продуктивного сотрудничества, отвечающего интересам обоих государств.

×

Об авторах

Евгения Юрьевна Каткова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: yeniya.dorogova@gmail.com

аспирантка кафедры теории и истории международных отношений РУДН

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Security Treaty between Australia, New Zealand and the United States of America [ANZUS] // Australian Treaty Series. URL: http://www.austlii.edu.au/au/other/dfat/treaties/1952/2.html.
  2. Millar T.B. Australia’s Foreign Policy. Sydney: Angus & Robertson, 1968. 378 p.
  3. Sima W. China & ANU: Diplomats, adventurers, scholars. Canberra: Australian National University Press, 2015. 117 p.
  4. The Coalition’s Policy for Foreign Affairs. Canberra: Brian Loughnane, 2013. 10 p.
  5. Trilateral Strategic Dialogue Joint Statement // Minister for Foreign Affairs. URL: https:// foreignminister.gov.au/releases/Pages/2013/jb_mr_131004.aspx?ministerid=4.
  6. Пресс-секретарь МИД КНР Хуа Чуньин о пятом трехстороннем стратегическом диалоге между США, Японией и Австралией (Вайцзяобу фаяньжэнь Хуа Чуньин цзю ди у цы мэйжиао саньбянь чжаньлюэ дуйхуа) // Государственный совет КНР. URL: http://www.gov.cn/gzdt/2013-10/07/content_2501438.htm.
  7. Fozdar F. Asian invisibility / Asian threat: Australians talking about Asia // Journal of Sociology. 2015. Vol. 52. № 4. Р. 789-805.
  8. Ван И “побил” Австралию: не добавляйте неприятностей в Южно-Китайское море (Ван И “цяода” Аодалия: бе гэй наньхай вэньти тяньлуань) // China Daily. URL: http://world.chinadaily.com.cn/2014-09/08/content_18562846.htm.
  9. FitzGerald S. Abbott’s relations with China // Pearls and Irritations. URL: https://johnmenadue.com/stephen-fitzgerald-abbotts-relations-with-china/.
  10. Ответ официального представителя МИД КНР Цинь Гана министру иностранных дел Австралии (Вайцзяобу фаяньжэнь Цинь Ган цзю Аодалия вайчжан) // Государственный совет КНР. URL: http://www.gov.cn/jrzg/2013-11/27/content_2536145.htm.
  11. Japanese Prime Minister Shinzo Abe Addresses Australian Parliament // Australian Politics. URL: http://australianpolitics.com/2014/07/08/shinzo-abe-addresses-australian-parliament.html.
  12. Chinese: US bombers could be ‘a step too far’ for Australia-China relationship’ // Financial Review. URL: http://www.afr.com/news/politics/world/chinese-us-bombers-couldbe-a-step-too-far-for-australiachina-relationship-20150522-gh7lrz.
  13. Beeson M., Zeng J. Chinese views of Australian foreign policy: Not a flattering picture // Australian Journal of International Affairs. 2016. Vol. 70. № 3. P. 293-310.
  14. Australia’s Trade at a Glance // Department of Foreign Affairs and Trade. URL: http:// dfat.gov.au/trade/resources/trade-at-a-glance/Pages/html/two-way-trading-partners.aspx.
  15. Australia and the Asian Infrastructure Investment Bank // Australian Centre on China in the World. URL: http://aus.thechinastory.org/archive/australia-and-the-asian-infrastructure-investment-bank/.
  16. 2016 Defence White Paper. Canberra: Commonwealth of Australia, 2016.
  17. 2017 Foreign Policy White Paper. Canberra: Commonwealth of Australia, 2017.
  18. Turnbull says Australia will ‘stand up’ to China as foreign influence row heats up // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/australia-news/2017/dec/09/chinasays-turnbulls-remarks-have-poisoned-the-atmosphere-of-relations.

© Каткова Е.Ю., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах