К ВОПРОСУ О СОСТАВЕ РАННИХ ОЙРАТОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена исследованию важной исторической проблемы, которой ученые занимаются почти два века - происхождению и составу ойратов. Последние находки источников позволяют утверждать о наличии в период сер. XV - сер. XVIII в. трех групп ойратов, последовательно сменявших одна другую. Автор, основываясь на известных и вновь открытых источниках, с привлечением последних исследований ученых, изучает вопрос о составе ранних ойратов, выделяет в них тюркский и монгольский компоненты как сущностные для понимания последующей истории этого народа. По нашему мнению, ранние ойраты - это конфедерация из четырех групп монголо- и тюрко-язычных племен, по своему составу примерно сопоставимых с четырьмя основными группами кочевников, выделенных Рашид-ад-дином. Уникальное политическое положение и влияние ойратов в монгольскую эпоху позволило им сохранять свою идентичность вплоть до XVIII в.

Полный текст

В последние годы в историографии о происхождении и этногенезе ойратов и калмыков вышло несколько значимых публикаций, опирающихся во многом на вновь открытые источники и редкие документы. К числу таких работ следует отнести статьи и публикации В.П. Санчирова [12, 15], С. Хойта [18], в т.ч. затрагивающих контекст общей истории ойратов (Д. Кукеев [10], Р. Таупьер [18]) и др. [14]. По мнению автора статьи, для уяснения вопроса о племенах ойратов и их этногенезе прежде всего необходимо обратить пристальное внимание к ойратам (пред)монгольского (раннего) периода. Вероятно, еще в конце XII в., т.е. накануне эпохи Чингисхана, этногенез ойратов развивался довольно бурно. В монгольской хронике «Шара туджи» отмечается, что за мирное подчинение Чингисхану ойратского хана-шамана Худуха Беки ойратам было позволено переместиться из верховьев Енисея, где они обитали, несколько южнее, заняв, таким образом, территорию Западной Монголии, известной также под названием Джунгария [5. С. 73]. Далее их политическая история будет тесно связана с установлением монгольского господства в таких регионах, как Туркестан, Персия, Афганистан и др. Появление ойратов на исторической арене было стремительным, столь же стремительным было образование ими союзов и формирование новых этнических подразделений. Это можно проследить по работе Рашид-ад-Дина; прекрасно разбирающийся в этнических, религиозных и политических нюансах в монгольских улусах, окруженный помощниками и знатоками, он, тем не менее, затруднился определить состав и происхождение ойратов: «эти племена еще издревле были многочисленны и разветвлялись на несколько отраслей, у каждой в отдельности было определенное название с таким распределением» [1. Т. 1. Кн. 1. С. 118]. Рашид-ад-Дин не смог указать даже их количества, хотя и отметил, что в Иране «было и есть множество [людей] из числа эмиров ойратского племени, однако неизвестно, кто какой ветви, только они между собою знают свое происхождение» [1. Т. 1. Кн. 1. С. 120]; при этом ойраты занимали высокое положение при Хулагуидах [напр., см.: 1. Т. 3. С. 22]. Как известно, Рашид-ад-дин делил племена Внутренней Азии на четыре группы, исходя из наличия у них внутреннего определенного единства. Ойраты были включены в группу с татарами и джалаирами, которые не были монголами. Рашид-ад-дин, описывая ойратов, отмечал, что «их язык монгольский, он все же имеет небольшую разницу от языка других монгольских племен» [1. Т. 1. Кн. 1. С. 118]. Упоминание ойратов в одной группе с татарами и джалаирами, вероятно, подчеркивает лишь факт того, что изначально ойраты (часть ойратов) были иного от монголов происхождения, но, видимо, к XIII в., когда жил Рашид-ад-Дин, ситуация стала изменяться и ойраты вошли в его классификации во вторую группу (1). Вопрос о значении тюркского фактора в этническом развитии ойратов остается столь же открытым, как и в отношении этнической принадлежности кереитов и меркитов (также вошедших в состав ойратов). В частности, Рашид-ад-Дин писал, что джалаиры, татары, онгуты, кереиты, найманы и др. называют себя монголами, хотя в древности «они не признавали этого имени» [1. Т. 1. Кн. 1. С. 102-103]. В «Истории МНР» утверждается, что найманы, кереиты, меркиты и др. были монгольскими племенами; вместе с тем авторы издания признают, что «само слово “монгол” до сих пор в исторической науке не имеет единого толкования» [7. С. 123]. И. Петрушевский отмечал, что «подобно большинству своих современников, Рашид-ад-Дин называет тюрками все кочевые скотоводческие народы Азии… Иначе говоря, у нашего автора «тюрки» - термин не столько этнический, сколько социально-бытовой» [11. C. 28]. Далее он писал, что, исходя из генеалогии и лингвистической близости описывавшихся народов, Рашид-ад-Дин объединил их по четырем группам, в зависимости от монгольского происхождения, и имевших «раньше отдельное политическое бытие и независимых предводителей (джалаиры, татары, ойраты и др.), и племена, сами стоявшие в свое время во главе государственных объединений и племенных союзов» [11. C. 28]. Немаловажным вопросом является определение хотя бы основных участников этногенеза ранних ойратов. Ойратские, монгольские и цинские источники выделяют наличие четырех ведущих этнических подразделений ойратов [13. С. 47-48]. Согласно хронике XVII в. «Эрденийн тобчи», ойраты в первой половине XIII в. составляли объединение из четырех племен - огелетов (олетов), багатутов (батутов), хойтов и кэргудов [4. S. 7, 57]. М. Джунко считает, что конфедерация четырех ойратов возникла как анти-юаньский альянс, сформированный старыми (ранними) ойратами и тремя другими мощными племенами северо-западной Монголии - найманами, кереитами и баргутами [17. Р. 142]. Правда, она рассматривает ойратов лишь как одного из участников конфедерации, члены которого позже возьмут себе единый этноним «ойрат». Указывая на упоминание ойратов в китайских источниках как союзе четырех основных этнических групп, В. Успенский отмечал, что «всего же более поражает нас в китайских сведениях об ойратах этнографическое деление их на роды или отделы и усилия заставить ойратов быть в количестве четырех (Сы О-лу-тэ), отзывающиеся несомненным и полнейшим отсутствием критики и видимым давлением административных и богдоханских распоряжений» [15. С. 75]. Мнения о времени образования ойратского союза высказывались разные, вплоть до противоположных; так, С.А. Козин относил образование союза непосредственно ко времени монгольских завоеваний, когда ойраты вначале вошли в единую империю, а затем, в послеимперский период, существовали независимо от Чингисидов [9. С. 4-5]. Б.Я. Владимирцов считал, что союза четырех не существовало, а «представление об ойратском союзе появилось под влиянием не совсем правильного понимания слова oyirad как “близкие”, значит и “союзники”» [6. С. 156-157]. Вновь обнаруженные ойратские источники позволяют с иных позиций подойти к определению специфики развития этнической истории народа в до- и пост-монгольскую эпоху, исходя из существования трех групп: «ранние дурбэн ойраты», «средние дурбэн ойраты» и «поздние дурбэн ойраты». Согласно В. Санчирову, кризис и падение династии Юань способствовало консолидации ойратов ввиду противостояния восточных монголов с новой династией Мин; именно к этому периоду он относит появление понятия «dorben qari ulus», для обозначения ойратов как врагов монголов [12. С. 9]. Это свое заключение, а также особенности дальнейшего этногенеза ойратов он выводит из изучения найденного в 1982 г. в СУАР КНР ойратского исторического сочинения «История Хо-Öрлöка» [3. С. 37-63]: «Именно в нем мы находим сообщение об ойратских союзах, которые трижды формировались в истории дурбэн-ойратов» [12. М. 10]: 1. Первые Четыре Ойрата (1437-1502); 2. Средние Четыре Ойрата (1502-1637); 3. Последние Четыре Ойрата (1637-1758) (3). Далее неизвестный автор «Истории Хо-Öрлöка» называет племена, входившие в указанные союзы. По нашему мнению, вероятно, применительно к сер. XV в. следует отнести начало союза четырех основных племен, но не объединений ойратов (т.е. ранних ойратов). В попытках связать ранних ойратов с поздними Р. Таупьер, изучив легендарные сведения и исторические данные по союзам ойратов вплоть до XVII в., пришел к выводу, что союзы не только существовали, но они обладали «мощными благородными линиями, которые вела свои корни на сотни лет назад: чоросы - к VI в., торгуты - к X в., хойты - к XII в., а хошуды - к началу XIII в.». Он также отметил, что все они активно участвовали в предыдущих усилиях по государственному строительству, и «воспоминания о тех усилиях сформировали сильную часть их наследия» [18. Р. 21]. Таким образом, ранними ойратами, скорее всего, была конфедерация из четырех различных этнических групп, по своему происхождению примерно сопоставимых с той четверкой, что выделена у Рашид-ид-Дина. Эту точку зрения пока не представляется возможным сопоставить с иными источниками, но в монгольскую эпоху на фоне множества племен очевидна значимая роль ойратов, под определением которых могли скрываться многие более или менее известные тюрко- и монголоязычные племена. Их последующая судьба была различной: одни могли сохранить этот этноним и далее были известны как ойраты, другие - сохранили лишь свое племенное название и таким образом со временем выбыли из числа составных племен конфедерации, третьи ассимилировались с первыми или со вторыми; со временем стали преобладать монголо-язычные ойраты. На последующий этногенез ойратов оказали значимое влияние вопросы происхождения и вероисповедания [8].
×

Об авторах

Баатр Учаевич Китинов

Российский университет дружбы народов

Email: kitinov@mail.ru
ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Рашид-ад-дин Фазль-Аллах Абу-ль-Хайр Хамадаин. Сборник летописей. М.-Л., 1952. Т. 1. Кн. 1; Т. 1, Кн. 2; 1960. Т. 2; 1946. Т. 3.
  2. Шара туджи. Монгольская летопись XVII века. Сводный текст, пер., введ. и примеч. Н.П. Шастиной. М.-Л., 1957.
  3. Oyirad teüke-yin durasqal-ud. [Ürümči] Šinǰiyangun arad-un keblel-ün qoriya, 1992. Дано по: Санчиров В. П. К вопросу о Дурбэн-ойратском союзе // Вестник КИГИ РАН. 2013. № 2. С. 7-12.
  4. Schmidt I.J. Geschichte der Ost-Mongolen und ihres Furstenhauses verfasst von Ssanang Ssetsen Chungtaidschi der Ordus. Spb., 1829
  5. Васильев В.П. История и древности Восточной части Средней Азии, от X до XIII века, с приложением перевода китайских известий о Киданях, Джуржитах и Монголо-Татарах // ЗИАО. 1857. Т. 13.
  6. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934.
  7. История Монгольской Народной Республики. М., 1988.
  8. Китинов Б.У. К проблеме этноидентификации при изучении буддизма у ойратов // Вестник Московского университета. Сер. 13. Востоковедение. 1995. № 3. С. 47-53.
  9. Козин С.А. Джангариада. М.-Л., 1940.
  10. Кукеев Д.Г. Об источниковедческой базе зарубежных работ в КНР по истории ойратов // Вестник КИГИ РАН. 2013. № 1. С. 82-88.
  11. И.П. Петрушевский. Рашид-ад-дин и его исторический труд // Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Том I. Кн. 1. М.-Л., 1952.
  12. Санчиров В. П. К вопросу о Дурбэн-ойратском союзе // Вестник КИГИ РАН. 2013. № 2. С. 7-12.
  13. Санчиров В.П. «Илэтхэл шастир» как источник по истории ойратов. М., 1990.
  14. Туймебаев Ж.К. Этимология этнонима ойрат. URL: http://www.vestnik-kafu.info/ journal/18/697.
  15. Успенский В. Страна Кукэ-Нор, или Цинхай, с прибавлением краткой истории ойратов и монголов, по изгнании последних из Китая, в связи с историей Кукэ-Нора // ЗИРГО. 1880. Т. 6.
  16. Хойт С. Этническая история ойратских групп. Элиста, 2015.
  17. Miyawaki M. History of the Dzungars: Introductory survey. In: History of civilizations in Central Asia. UNESCO, 2003. Vol. 5.
  18. Taupier Richard. The Oirad of the Early 17th Century: Statehood and Political Ideology. PhD dissert. Univ. of Massachusetts Amherst, 2014.

© Китинов Б.У., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах