НОЧНОЕ ШЕСТВИЕ НА ПАНАФИНЕЯХ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена анализу роли и места ночного шествия в структуре панафинейского праздника. Ночное шествие начиналось с факельного бега афинских эфебов, которые приносили огонь на алтарь Афине. Это состязание было связано с мифологией афинского автохтона Эрихтония и трех сестер Кекропид - Аглавры, Падросы и Герсы. Во время ночного шествия (pannuchis) проводился музыкальный праздник. Этот праздник получил отражение в трагедиях Эсхила и Еврипида. Кроме того, важное значение имел ритуал Аррефории, который был связан с мифологией Кекропид. Однако главная задача ночного шествия Панафиней была связана с гражданской клятвой эфебов, которые приносили ее в святилище богини Аглавры (V в. до н.э.), а позднее в святилище других Кекопид - Пандросы и Куротрофы (IV в. до н.э.). Такая клятва была выражением ряда патриотических мифов, связанных с мотивом выполнения долга перед Афинами.

Об авторах

Татьяна Борисовна Гвоздева

Российский университет дружбы народов

Email: tbgvozdeva@rambler.ru
Кафедра всеобщей истории

Список литературы

  1. Гвоздева Т.Б. Культ огня на Великих Панафинеях // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2002. № 5. С. 112-127.
  2. Гвоздева Т.Б. Культ Кекропид и клятва эфебов // Концепция нелинейного развития в истории общества и культуры. Н. Новгород, 2006. С. 116-125.
  3. Гвоздева Т.Б. Военные аспекты панафинейского праздника // Antiquitas Aeterna. Вып. 2. Саратов, 2007. С. 220-240.
  4. Гвоздева Т. Б. Эрихтоний и Панафинеи // Из истории античного общества. Вып. 13. Н. Новгород, 2010. С. 61-80.
  5. Гвоздева Т.Б. Процессия Великих Панафиней на фризе Парфенона и в комедиях Аристофана // Аристей. Вестник классической филологии и античной истории. Том IV. М., 2011. С. 174-185.
  6. Гвоздева Т.Б. Малые Панафинеи // Перспективы «модернизации» России. Ценности истинные и мнимые: проблема выбора - от Добролюбова до наших дней. Н. Новгород, 2012. С. 144-149.
  7. Antaya R.A. The all-night festivals of the Greeks: Diss. Johns Hopkins. Univ. Baltimore (MD), 1983.
  8. Brelich A. Paides e parthenoi. Roma, 1969.
  9. Brulé P. La fille d’Athènes: La religion des filles à Athènes à l’époque classique. Paris, 1987.
  10. Daux G. La grande démarchie // Bulletin de Correspondence Hellenique. 1963. P. 603-634.
  11. Deubner L. Attische Feste. Berlin, (1932) 1956.
  12. Dunst G. Der Opforkalender der attischen Demos Thorikos // Zeitschrift für Papirologie und Epigraphik. № 25. 1977. S. 244-258.
  13. Hadzistelion-Price Th. The Greek Kourutrophos. Cults and Representations of the Greek Nursing Deities. Leiden, 1978.
  14. Harrison J.E. The three gaughters of Cecrops // Journal of Hellenic Studies. 1891. Vol. 12. P. 350-355.
  15. Harrison J.E. Prolegomena to the Study of Greek Religion. Cambridge, 1923.
  16. Garland R.S.J. Religions authority in archaic and classical Athens // The annual of the British school at Athens. London, 1984. № 79. P. 75-123.
  17. Kerényi K. Die Jungfrau und Matter der griechischen Religion. Zürich, 1952.
  18. Mikalson J.D. Religion in the Attic Demes // American Journal of Philology. Vol. 98. 1977. P. 424-435.
  19. Mommsen A. Feste der Stadt Athen im Altertum. Leipzig, 1898.
  20. Parke H.W. Festivals of the Athenians. London, (1975) 1986.
  21. Pérékidis C. Hoire de l’éphébie attique des origines à 31 avant J.-C. Paris, 1962.
  22. Robertson N. The origin of the Panathenaea // Rheinisches Museum für Philologie. Frankfurt, 1985. Bd. 128. H. 3-4. P. 231-295.
  23. Robertson N. Festivals and legends: the formation of Greek cities in the light of public ritual. Toronto, 1992.

© Гвоздева Т.Б., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах