Book Review: Aksenenok A.G., Kuznetsov V.A. Dialogues about the Arab World: Politics, Power, Society. Moscow: RIAC publ.; 2024

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

-

Full Text

История арабского мира, проблемы международных отношений на Ближнем Востоке, вопросы культуры арабо- мусульманского мира постоянно затрагиваются в статьях Вестника Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. Также достаточно регулярно на страницах журнала появляются рецензии на свежие научные монографии, которые вносят существенный вклад в развитие российских исследований Ближнего Востока. В этот раз в руки рецензентов попала очень необычная книга. Авторы книги, известные российские арабисты - ветеран советской и российской дипломатической службы, более 20 лет проработавший в арабском мире, вице- президент Российского совета по международным делам Александр Георгиевич Аксененок и доктор политических наук, заведующий Центром арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Александрович Кузнецов - выбрали непривычный формат для научного издания. Монография написана в форме диалогов авторов о ключевых политических проблемах арабского мира: соотношение в нем факторов реформ и политического насилия, меняющиеся практики государственного управления, вопросы территориально- административного устройства государств, идеологии и место политического ислама, перспективы урегулирования конфликтов и роль в них внешних акторов. Все эти актуальные вопросы рассматриваются как на теоретическом и общерегиональном уровне, так и на примерах отдельных стран в исторической ретроспективе. Первые два диалога книги посвящены проблемам власти, реформ и насилия в арабском мире, а в фокусе беседы оказались две страны - Алжир и Сирия. В этой связи особенно важно упомянуть, что А.Г. Аксененок был послом СССР и Российской Федерации в Алжире в 1990-е гг., в период острого внутреннего вооруженного конфликта (иногда именуемого гражданской войной) между алжирским правительством и исламистскими группировками. Крайне интересными представляются и воспоминания Александра Георгиевича о ситуации в Алжире в те годы [1. C. 28-29], и аналитические выводы авторов. Рассматривая ситуацию в Сирии, авторы также опирались как на личный опыт Александра Георгиевича, который неоднократно лично общался с президентом Сирии в 1971-2000 гг. Хафезом Асадом [1. C. 35-36], так и на глубокие рассуждения о политической культуре Сирии. Обсуждая ситуацию в обеих странах, Алжире и Сирии, авторы пытаются дать ответ на вопрос, как реформы, начатые Бен Джадидом в Алжире в конце 1980-х гг. и Башаром Асадом в Сирии в начале 2000-х гг., привели в итоге к масштабному насилию в Алжире в 1990-е гг. и гражданской войне в Сирии, которая началась в результате «Арабской весны» 2011 г. и фактически не закончилась до сих пор. Третий диалог книги посвящен проблемам централизации, децентрализации и местного самоуправления в арабском мире. В начале авторы обращают 126 BOOK REVIEWS Куделин А.А., Зуева Е.Г. Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2025. Т. 17. № 1. С. 125-130 внимание на разницу между русским термином «децентрализация», который скорее означает процесс, и арабским термином «ля-м арказиййя», отражающий состояние объекта, который был изначально централизован, а потом перестал являться таковым. Далее авторы констатируют, что для части арабских стран исторически была характерна централизованная модель государственности, а для других, напротив, децентрализованная, чаще всего обусловленная мультиконфессиональной и мультиэтнической структурой населения, а также трайбализмом. Авторы также отмечают, что федерализм как таковой не прижился в арабском мире [1. C. 74]. С другой стороны, и унитарные по своему статусу государства могут быть децентрализованными, примеры чего мы также можем наблюдать в арабском мире. Далее авторы последовательно разбирают вопросы централизации и децентрализации через призму исторического опыта Ливии, Ирака, йемена и Сирии, хотя в процессе диалога неоднократно затрагивают и другие арабские страны, а периодически делают и более глобальные обобщения, касающиеся всего арабского мира. Четвертый диалог книги назван «Ислам и политика» и имеет подзаголовок «Ислам, политический ислам, исламизм: истоки теоретические и исторические». Безусловно, тема очень актуальна, по ней было написано несколько монографий и множество статей только на русском языке, не говоря уже об иностранной историографии. Конечно же, в рамках одной главы монографии сложно дать исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с проблемой ислама и политики в арабском мире. В связи с этим авторы приняли решение в первую очередь рассмотреть теоретические аспекты данной темы, обращаясь к конкретным примерам для иллюстрации и подтверждения своих утверждений. Такой подход следует признать обоснованным и продуктивным. Безусловно, в формате рецензии невозможно подробно рассмотреть все научные тезисы авторов, заслуживающие внимания. Остановимся лишь на тех из них, которые вызвали наибольший интерес рецензентов. Авторы начинают свои рассуждения с попытки дать точное определение понятию «политический ислам», что часто вызывает затруднение даже у специалистов. А.Г. Аксененок рассматривает, в частности, аргументацию американского исследователя египетского происхождения Шади Хамида, который считает исламизм и политический ислам разными явлениями и находит такой подход обоснованным [1. C. 99-100]. В.А. Кузнецов, в свою очередь, отмечает, что под политическим исламом следует подразумевать «всю совокупность разных партий и движений, которые стремятся организовать общественно- политическую жизнь на исламских началах» [1. C. 100]. Нельзя не согласиться с этим определением, но в то же время оно подводит нас к констатации неоднородности данного явления. Также авторы отмечают, что идеальная теоретическая модель исламского государственного устройства, к которой часто апеллируют сторонники политического ислама, даже в Средние века существовала очень недолго - политическая практика быстро от нее ушла. В.А. Кузнецов констатирует, что «у нас есть некое устоявшееся восприятие истории политического ислама, которая начинается с того, что Халифат распался, а вся мусульманская умма по нему тоскует и мечтает его воссоздать» [1. C. 102], и добавляет, что реальная ситуация намного сложнее и многограннее. В этой связи можно отослать взыскательного читателя к серии опубликованных в журнале «Вестник российского университета дружбы народов Серия: Всеобщая история» статей, посвященных попыткам возрождения Халифата в первой половине XX в. [2-5]. Из других весьма интересных наблюдений авторов монографии следует отметить параллели между идеями об идеальном государственном устройстве Египта, высказанными лидерами «Братьев- мусульман»1 после свержения монархии в 1952 г., и государственным устройством Ирана после революции 1979 г. [1. C. 106-108]. Подводя итог данному диалогу, В.А. Кузнецов отмечает, что опыт политического ислама был рассмотрен в основном на примере трех стран - Египта, Алжира и Сирии - и констатирует: «Во всех случаях, которые мы рассматривали, исламские политические организации в целом развивались и трансформировались согласно общим принципам эволюции политических движений. Везде характер их деятельности соответствовал особенностям местной политической культуры и специфике политической ситуации в гораздо большей степени, чем религиозно- политическим системам. И везде в выигрыше неизменно оказывались те силы, которые проявляли наибольшую адаптивность и прагматизм» [1. C. 141]. Пятый диалог, вошедший в рецензируемую книгу, посвящен еще одной «вечной» для Ближнего Востока теме: конфликты и решения. Авторы попытались вписать конфликты на Ближнем Востоке в контекст мировой геополитики, используя это понятие «не в качестве направления политической мысли, а в более широком смысле» [1. C. 142]. Анализируя ситуацию на Ближнем Востоке во второй половине XX - начале XXI в., А.Г. Аксененок отмечает, что после 2022 г. «конфликтность в глобальном измерении вновь идеологизируется, возвращаясь к своему прежнему содержанию - соревнованию систем и цивилизаций» [1. C. 142]. Далее авторы рассматривают как конфликты регионального, так и внутригосударственного уровня, как во второй половине XX, так и в начале XXI в. Конечно же, в рамках краткой рецензии невозможно даже просто перечислить заслуживающие внимания тезисы авторов. Формат книги и располагает, и предполагает, что фактически каждая реплика обоих авторов или ставит проблему, или приглашает к дискуссии. В шестом диалоге, озаглавленном «Ближний Восток в огромном мире», авторы фокусируют свое внимание на месте и роли ООН и других 1 Организация признана террористической и запрещена в РФ. 128 BOOK REVIEWS Куделин А.А., Зуева Е.Г. Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2025. Т. 17. № 1. С. 125-130 международных организаций в разрешении конфликтов. При этом авторы вынуждены были выйти за рамки Ближнего Востока, так как многие конфликты региона (и попытки их разрешения) явно имели и имеют параллели с другими конфликтами второй половины XX - начала XXI в. В частности, довольно интересными представляются рассуждения о роли ООН и НАТО в событиях на территории бывшей Югославии [1. C. 180-186]. Обсуждение проблем современной Сирии, в частности попыток и методов урегулирования конфликтов, которые можно назвать гражданской войной (но с большим участием внешних сил), приводит авторов к констатации, что «с начала 2023 г. начинают возникать новые треки за пределами механизмов ООН. Заметен крен в сторону заключения двусторонних и многосторонних политических трансакций и пакетных сделок в региональном масштабе. В этих условиях международный посредник теряет ведущую роль, находясь под влиянием меняющейся структуры взаимоотношений, где повышается вес региональных акторов. Такого рода тенденции можно наблюдать также в двух других ближневосточных конфликтах - ливийском и йеменском» [1. C. 196-197]. Завершая обзор рецензируемой книги, отметим еще один, очень важный момент. Безусловно, книга адресована востоковедам, специализирующимся по региону Ближнего Востока, как начинающим, так и уже сложившимся ученым. Тем не менее, книга написана весьма доступным (но в то же время научным) языком, не перегружена специфической терминологией и снабжена комментариями, своего рода историческим экскурсом в затрагиваемые проблемы (данные пространные комментарии были написаны весьма талантливым начинающим арабистом Дмитрием Сергеевичем Поляковым), что позволяет рекомендовать ее широкому кругу читателей, интересующихся проблемами Ближнего Востока. В заключении, конечно же, хотелось бы пожелать авторам дальнейших творческих успехов, тем более что в наши дни ситуация на Ближнем Востоке стремительно меняется, что требует и постоянной реакции в форме актуальных комментариев на текущие события, и вдумчивого анализа по прошествии определенного времени с учетом исторического опыта региона.
×

About the authors

Andrey A. Kudelin

RUDN University; State Academic University for the Humanities

Author for correspondence.
Email: kudelin_aa@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-4294-5032
SPIN-code: 2134-8169

PhD. in History, Head of the Department of World History, RUDN University ; assistant professor, Faculty of Oriental Studies, State Academic University for the Humanities

6 Miklukho-Maklay St, Moscow, 117198, Russian Federation; 29 Maronovskiy pereulok, Moscow, 119049, Russian Federation

Elena G. Zueva

RUDN University

Email: zueva_eg@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-8834-3398
SPIN-code: 1303-9550

PhD in History, assistant professor of the Department of World History

6 Miklukho-Maklay St, Moscow, 117198, Russian Federation

References

  1. Aksenenok AG, Kuzneczov VA. Besedy` ob arabskom mire: politika, vlast`, obshhestvo. [Dialogues about the Arab World: Politics, Power, Society]. M.: RIAC; 2024. 208 p. (In Russ.).
  2. Kirillina SA, Safronova AL, Orlov VV. Caliphatism in the period of decline and collapse of the Ottoman Empire. RUDN Journal of World History. 2018;10(4):327–337. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2312-8127-2018-10-4-327-337 EDN PPVMNX
  3. Kirillina SA, Safronova AL, Orlov VV. Caliphate in the Ideological Dialogue of the Islamic World: The Case of Pan-Islamic Congress in Cairo (1926). RUDN Journal of World History. 2022;14(1):7–19. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2312-8127-2022-14-1-7-19 EDN OBVGPQ
  4. Kirillina SA, Safronova AL, Orlov VV. High Hopes, Lost Illusions: General Islamic Congress in Jerusalem (1931). RUDN Journal of World History. 2023;15(1):7–21. https://doi.org/10.22363/2312-8127-2023-15-1-7-21 EDN IWJCMF
  5. Kirillina SA, Safronova AL, Orlov VV. The Idea of Caliphate in the Context of the World War I: Dialogue and Confrontation between East and West. RUDN Journal of World History. 2024;16(2):125–141. https://doi.org/10.22363/2312-8127-2024-16-2-125-141 EDN GBMSWR

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Kudelin A.A., Zueva E.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.