Some aspects of Saudi Arabia’s interaction with China and India in the 21st century

Cover Page

Cite item

Abstract

The relevance of the research topic is due to the transformation of Saudi Arabia into one of the leading partners of India and China in the Persian Gulf. The purpose of the study is to reveal the structural changes in Saudi Arabia’s policy towards China and India. Beijing and New Delhi recognize the role of the House of Saudis in regulating world oil prices and the impact that Saudi Arabia’s hydrocarbon policy has on the economies of Western and Eastern countries. Based on the synchronous-comparative research method, the authors show the shifts of what magnitude can occur in relations between these states, when the elites are able to competently use each other’s considerable capabilities. However, China and India’s relations with Riyadh are determined not only by energy. Trade and economic, investment, military, scientific, and humanitarian spheres are promising areas of dialogue between these countries. It has been proven that there is an important political component in Saudi Arabia’s strategic thinking. The royal family is determined to work with China and India to create an alternative to its relations with the United States and the EU. In this case, the kingdom will be able to minimize Western pressure on issues such as democratization, terrorism, the economic situation, etc. The authors have identified the causes and features of the dynamics of Saudi Arabia’s rapprochement with Asian giants, whose interaction will accelerate in the coming years, but this will not become a panacea for Riyadh, but rather will lead the parties to a difficult a foreign policy choice that they will seek to avoid.

Full Text

Введение Ближневосточный регион остается важной частью внешнеполитической повестки ведущих стран мира на современном этапе. При этом изменения на международной арене оказывают значительное влияние и на тенденции развития этого региона. Участники 6-й онлайн- сессии международного форума «Примаковские чтения» (июль 2020 г.) отметили, что современный Ближний Восток далек от стабильности и не является «единым субъектом мировой политики»[1]. Одним из претендентов на лидерство на Ближнем Востоке является Саудовская Аравия. Обладающая политическим влиянием, природными и экономическими ресурсами, она в свою очередь представляет значительный интерес для Китая и Индии, которые соперничают между собой в борьбе за укрепление положения на Ближнем Востоке. Актуальность предлагаемого исследования обусловлена двумя взаимосвязанными процессами: с одной стороны, потребностью диверсификации экономики Саудовской Аравии, являющейся крупнейшим производителем нефти в мире, и поиском партнеров в достижении намеченного, а с другой - конкуренцией между Китаем и Индией в борьбе за влияние на Ближнем Востоке. Теракты 11 сентября 2001 г., вторжение сил США и их союзников в Ирак способствовали пересмотру «особых отношений» между Вашингтоном и Эр- Риядом. Саудовская монархия начала сближение с крупнейшими азиатскими государствами, стремясь диверсифицировать свою политику. Отношения Эр- Рияда с Пекином и Нью- Дели находятся на подъеме в результате изменения глобальных политических и экономических реалий, и вряд ли такое положение вещей изменится в ближайшем будущем. Наиболее значимые нефтяные и социально- экономические аспекты развития Саудовской Аравии рассматривает известный российский востоковед А.М. Родригес [1]. Основные направления политики Китая и Индии на Ближнем Востоке в XXI в. охарактеризованы в работах А.В. Фролова [2], С.И. Лунева [3], М.Ф. Ильминской [4], Т.Л. Дейч [5], Чж. Юй [6]. Отдельные компоненты двустороннего политического, экономического и гуманитарного сотрудничества Китая и Саудовской Аравии получили отражение в исследованиях М.Т. Аль- Судаири [7], М. Чазиза [8], А. Лебера [9]. В отечественной и зарубежной историографии рассмотрены проблемы торгово- экономических связей Индии и арабских государств. Основным направлениям сотрудничества между Индией и странами Персидского залива посвящены работы Д.А. Макаревича [10], И. Сарвары [11], П.К. Прадхана [12], З. Хусейна [13]. Вопросы пересечения интересов Китая и Индии в разных регионах мира затронуты в исследованиях В.Я. Портякова [14-16]. Цель исследования - раскрыть стратегические направления сотрудничества трех государств на текущем этапе с учетом векторов развития саудовско- китайских и индийско-с аудовских отношений и выявить факторы, препятствующие углублению взаимодействия. Недостаточная степень изученности темы применительно к Саудовской Аравии на текущем этапе определяет, как кажется, востребованность предлагаемого исследования, поскольку попытка изучить вопросы взаимодействия Саудовской Аравии с Китаем и Индией после COVID-19 не получила должного отражения в российской литературе. Учитывая нарастающую актуальность взаимодействия Саудовской Аравии с Китаем и Индией, когда страны прокладывают путь к расширению взаимодействия по всем направлениям, включая сотрудничество в рамках БРИКС, опыт их взаимодействия не только сам по себе имеет значение, но также важен и для некоего общего понимания того, какие направления, пути и методы в межгосударственном взаимодействии обретают смысл и для других стран Дальнего и Ближнего Востока. В своем исследовании мы опирались на принципы объективности и историзма, научности и доказательности выдвигаемых положений, а также прибегли к применению комплексного сравнительно анализа. Китай и Индия имеют давнюю самостоятельную историю взаимодействия с арабским миром. В новейшее время отношения КНР со странами Ближнего Востока в целом и Саудовской Аравией в частности получили развитие в 1980-х гг. В 1990 г. между Китаем и Королевством Саудовская Аравия (КСА) были установлены официальные дипломатические отношения. В 1996 г. сформирована саудовско- китайская совместная комиссия по экономическому, торговому и техническому сотрудничеству, активизировались двусторонние контакты в гуманитарной сфере. В 1999 г. состоялся первый визит лидера КНР Цзян Цзэминя в Саудовскую Аравию. Развитие всесторонних отношений позволило Пекину и Эр- Рияду последовательно развивать торгово- экономическое сотрудничество [17; 18]. С конца ХХ в. Китай приступил к экспорту энергоресурсов Садовской Аравии, переработка которых велась на промышленных предприятиях КНР. В то время была заложена основа долгосрочного сотрудничества между саудовской нефтяной компанией Aramco и китайскими нефтяными корпорациями. Объем экспорта нефти из Саудовской Аравии в Китай неизменно увеличивался. В 2000 г. он составил $1,5 млрд, а в 2010 г. - достиг $25 млрд [19. C. 221], что позволило Китаю стать основным покупателем саудовской нефти в мире. При этом Китай продолжал увеличивать экспорт своих товаров на рынки Саудовской Аравии, поставляя текстильную продукцию, электронику и металлоизделия. К 2003 г. Китай стал шестым экспортером своей продукции в Саудовскую Аравию (после США, Японии, Южной Кореи, Индии и Сингапура). Политическое сближение Индии и Королевства Саудовская Аравия началось в 1955 г., когда состоялась Бандунгская конференция (совещание 29 стран Азии и Африки, прошедшее в Бандунге (Индонезия) 18-24 апреля 1955 г.), на которой Индия и Саудовская Аравия фактически впервые обсудили перспективы развития отношений. По мнению пакистанского историка Исры Сарвары, во второй половине ХХ в. на индийско- саудовское партнерство оказывали воздействие два фактора: во- первых, взаимоотношения между мировыми лидерами - СССР и США, а во- вторых, пропакистанская позиция Саудовской Аравии в конфликте между Индией и Пакистаном 1965 г. [11. C. 52]. Падение биполярной ялтинско- потсдамской системы международных отношений оказало негативное влияние на политические связи Индии с арабскими странами. Постепенно стремление Индии укреплять позиции среди развивающихся стран сменилось «точечной» дипломатией [2. C. 604]. Процесс сближения Индии и Саудовской Аравии стал заметным после окончания холодной войны. Особое значение в индийско- саудовских отношениях приобрели экономические факторы. На рубеже XX-XXI вв. торгово- экономические связи между Индией и Саудовской Аравией демонстрировали незначительный рост. Если в 1991 г. доля Индии во внешнеторговом обороте Саудовской Аравии составляла 2,3 %, то к 2004 г. она увеличилась до 5,85 %. Важнейшее место в списке товаров, поставляемых Саудовской Аравией в Индию, занимали нефть и сжиженный природный газ. В 1995-2000 гг. объем индийского импорта нефти из стран Ближнего Востока менялся в зависимости от обстоятельств: в 1995-1996 гг. он составил $1,539 млн, в 1996-1997 гг. - $2,140 млн, в 1999-2000 гг. - $1,691 млн [11. C. 53]. Сотрудничество Индии и Саудовской Аравии позволило индийским нефтехимическим организациям совместно с саудовской Aramco запустить ряд проектов, включая нефтеочистительный комплекс в районе Красного моря. В начале XXI в. Индия стала четвертой в списке крупнейших экспортеров собственной продукции в Саудовскую Аравию и заняла десятое место в списке ведущих импортеров саудовских товаров[2]. Заинтересованность Саудовской Аравии в расширении диалога с Китаем и Индией была продемонстрирована в ходе посещения этих стран королем Саудовской Аравии Абдаллой ибн Абдул- Азизом Аль Саудом в 2006 г. Итогом визитов короля стало подписание Саудовской Аравией с каждой из сторон серии соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве в нефтяной и газовой отраслях, сфере торговли, инвестиций, науки, образования, культуры. Основные направления диалога Саудовской Аравии и Китая в XXI в. После провозглашения в 2013 г. лидером КНР Си Цзиньпином инициативы «Один пояс - один путь» (ОПОП) Китай последовательно расширяет инвестиционное и торгово- экономическое сотрудничество с Саудовской Аравией, оставаясь одним из главных торговых партнеров этой ближневосточной державы и крупнейшим покупателем ее нефти. В 2020-х гг. объемы китайско- саудовского товарооборота неизменно растут. К 2020 г. объем двустороннего товарооборота составил $65,2 млрд, превысив более чем в три раза объем торговли с США в этом же году[3]. В 2021 г. китайско- саудовская торговля достигла $87,3 млрд, при этом экспорт Китая в Королевство составил $30,3 млрд, а импорт Китая из Саудовской Аравии - $57 млрд[4][5] (табл. 1). Таблица 1 Торговля Саудовской Аравии с Китаем, США, ЕС, млрд долл. США Год Китай Соединенные Штаты Америки Европейский Союз 2018 63,5 38,2 62,7 2019 78,1 28,3 57,4 2020 67,2 20,6 43,8 2021 87,3 25,1 53,1 2022 106 34,7 75,6 Источник: составлено А.С. Дербеневым, Ж.В. Петруниной на основе статистических и информационных ресурсов[6]. В 2021 г. Саудовская Аравия экспортировала в Китай продукции на $48,7 млрд Основными продуктами, которые Саудовская Аравия экспортировала в Китай, были сырая нефть ($38,3 млрд), полимеры этилена ($2,19 млрд) и ациклические спирты ($1,81 млрд). За последние 26 лет экспорт из Саудовской Аравии в Китай увеличился в годовом исчислении на 20,4 %, с $392 млн в 1995 г. до $48,7 млрд в 2021 г.[7]. По данным телеканала Al Arabiya, к концу 2022 г. Китай вышел на первое место по объемам импорта и экспорта в торговле с Саудовской Аравией за последние 5 лет[8]. После взаимных визитов лидеров КНР и КСА в 2016-2017 гг. стороны вывели отношения до уровня стратегического всеобъемлющего партнерства и прикладывают усилия к его поддержанию и развитию. Так, в ходе визита Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию в декабре 2022 г. стороны подписали «Всеобъемлющее соглашение о стратегическом партнерстве» и утвердили совместные действия по реализации саудовского «Видения 2030» и китайской инициативы «Один пояс - один путь»[9]. Интересы Пекина в отношении Эр- Рияда постепенно выходят за рамки энергетического сектора [17]. Китай и Саудовская Аравия намерены расширять сотрудничество в таких областях, как телекоммуникации, аэрокосмическая промышленность, культура, образование, здравоохранение, наука и техника, туризм, средства массовой информации и безопасность[10]. Саудовская Аравия является одним из перспективных рынков на Ближнем Востоке для экспорта китайских технологий в рамках реализации проекта «Цифровой Шелковый путь». К началу 2020-х гг. Китай добился значительных успехов в робототехнике, космической отрасли, искусственном интеллекте. Руководство КНР направляет значительные силы на цифровизацию экономики и увеличение числа интернет- пользователей в своей стране и странах Ближнего Востока [6. C. 301]. В планах Пекина вовлечение Саудовской Аравии в реализацию 14-го пятилетнего плана развития цифровой экономики, опубликованного КНР в январе 2022 г., что, несомненно, представляет интерес для Эр- Рияда. Положительный опыт модернизации всех сфер жизни в Поднебесной изучается и активно используется Саудовской Аравией в ходе реализации программы «Видение Саудовской Аравии 2030»[11], принятой в 2016 г. с целью диверсификации экономики и снижения ее зависимости от нефти. Частью «Видения 2030» является инициатива цифровой трансформации («Цифровая Саудовская Аравия 2030»). По данным созданного Управления цифрового правительства, прогнозируемые расходы в Саудовской Аравии на создание цифровой экономики и внедрение технологий к 2025 г. должны составить $24,7 млрд, или 21,7 % национальных расходов[12]. Участие КНР в цифровизации Саудовской Аравии становится все заметнее. Инновационные китайские компании (Huawei, Alibaba, Dahua и Hikvision) привлечены к модернизации саудовских телекоммуникационных сетей, строительству 5G, разработке «умного города» NEOM, развитию мобильных платежных систем, технологиям наблюдения и другим областям высоких технологий. Перспективы взаимовыгодного сотрудничества между Китаем и Саудовской Аравией были обозначены в ходе работы Х Арабо- китайской бизнес- конференции, проходившей в Эр- Рияде в июне 2023 г. В ходе открытия конференции министр инвестиций Саудовской Аравии Халед аль- Фалих сообщил о запуске современного «шелкового пути» между Китаем и арабскими государствами. Подобный проект отвечает интересам обеих сторон, позволяя Китаю прочнее укрепиться на рынках ближневосточных стран. При этом Эр- Рияд заявляет о своей готовности выступить в качестве «моста, соединяющего арабский мир с Китаем»[13]. Саудовская Аравия рассматривает Китай в качестве ключевого партнера в многополярном мире, и, являясь крупнейшей экономикой на Ближнем Востоке и самой быстрорастущей в мире на период 2022 г., она заинтересована в увеличении объема китайских инвестиций. Подтверждением заявлений стало подписание на Х Арабо- китайской бизнес- конференции ряда китайско- саудовских соглашений, в т.ч. соглашения на сумму $5,6 млрд между Министерством инвестиций Саудовской Аравии и китайской компанией Human Horizons, деятельность которой связана с разработкой технологий автономного вождения и производством электромобилей под брендом HiPhi; соглашения между Министерством промышленности Королевства, группой SABATCO, специализирующейся на проектах в железнодорожной отрасли, и гонконгским разработчиком Android Hibobi Technology Ltd[14][15]. Помощь китайским компаниям в продвижении на Ближний Восток оказывает и открытая в 2019 г. венчурная компания eWTP Arabia Capital. В 2022 г. представители компании провели встречи с более чем 500 китайскими компаниями и инвесторами, настроенными работать на саудовском рынке. Наряду с традиционными секторами вложения капиталов, китайские инвесторы рассматривают в качестве перспективных автомобильный рынок, мобильную рекламу, платежные системы, игры и онлайн развлечения[16]. На фоне ситуации, развернувшейся на Украине, Китай ведет переговоры с Саудовской Аравией и о поставках оружия. Это направление взаимодействия не является новым в китайско- саудовских отношениях. Официальная торговля оружием между сторонами началась с середины 1980-х гг. С начала XXI в. Саудовская Аравия закупает у Китая преимущественно разведывательные беспилотники и системы ПВО[17]. Одновременно Эр- Рияд привлекает китайских специалистов для производства систем полезной нагрузки беспилотных летательных аппаратов в Королевстве. С этой целью в 2022 г. компания Saudi Advanced Communications and Electronics Systems Co., ACES заключила партнерское соглашение с China Electronics Technology Group Corporation (CETC), которая является государственным оборонным конгломератом, специализирующимся на электронике двойного назначения. Это отвечает задачам программы «Видение Саудовской Аравии 2030», позволяя Королевству локализовать производство импортируемого оборудования и создать новые рабочие места, увеличивая при этом вклад многих секторов в национальную экономику[18]. Китайско- саудовские отношения в военной сфере пока ограничиваются совместными военными учениями, которые стали проводиться с 2016 г. Несмотря на потенциал Китая для заключения большого количества сделок, объемы китайского экспорта вооружения в Саудовскую Аравию составляют менее 1 %[19]. Это связано со значительным американским влиянием на Эр- Рияд по ряду вопросов, включая и военный. Укреплению китайско- саудовских отношений способствует и позиция Эр- Рияда в поддержку политики Пекина по ситуации в Синьцзян- Уйгурском автономном районе, не позволяющая использовать религиозный фактор с целью разжигания конфликтов и дестабилизации ситуации между Китаем и странами мусульманского Востока. Ислам в Китае распространен среди хуэйцев, саларов, дунсянов, баоаньцев, уйгуров, казахов, кыргызов, узбеков, татар и таджиков. Численность мусульман в КНР, по разным оценкам, составляет около 21 млн человек[20]. Высшим органом мусульман в Китае является Китайская исламская ассоциация. Согласно данным Государственного департамента США, в Китае насчитывается более 40 тыс. исламских мест отправления культа, почти половина из которых находится в северо- западной провинции Синьцзян[21]. Наряду с укреплением двусторонних деловых связей с Эр- Риядом, Пекин настроен выстаивать диалог и в многостороннем формате. В декабре 2022 г. лидер КНР Си Цзиньпин посетил Эр- Рияд для участия в саммите Совета сотрудничества Китая и стран Персидского залива и первом саммите китайско- арабских государств. О расширяющихся возможностях китайской дипломатии на мировой арене свидетельствуют переговоры между Саудовской Аравией и Ираном, состоявшиеся в столице КНР в марте 2023 г., в ходе которых ближневосточным государствам удалось восстановить отношения после почти семилетнего разрыва [22]. Посредничество Пекина в подписании соглашения между Эр- Риядом и Тегераном свидетельствует, с одной стороны, о росте влияния Китая на мировой арене, а с другой - об умении поляризованного арабского мира решать сложные вопросы без покровительства США. Таким образом, Китай проводит активную политику в отношении Саудовской Аравии. Наряду с традиционным сырьевым сектором руководство КНР использует механизмы, способствующие укреплению диалога в других сферах. Внешнеполитический курс Пекина отвечает интересам саудовских политиков, рассматривающих возможности диверсификации экономики Королевства. Современное состояние отношений между Индией и Саудовской Аравией Современные отношения между Индией и Саудовской Аравией характеризуются широкими экономическими и торговыми связями. Индия остро нуждается в стабильных поставках саудовских углеводородов, однако конфликты и войны на Ближнем Востоке вызывают большое беспокойство у индийских политиков [19]. На данный момент Республика Индия - страна с динамично развивающейся экономикой, которая демонстрирует высокие темпы и стабильность. Правительство Индии крайне заинтересовано в развитии отношений с членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Индия вступила на путь индустриального развития позднее других стран, при этом она может опереться на сравнительно дешевые трудовые ресурсы, растущий научно- технический потенциал и быстро развивающийся сектор услуг. В Саудовской Аравии работают более 2,6 млн индийцев, ежегодно переводя на родину более $8 млрд[23]. В 2010-е гг. присутствие Индии на Ближнем Востоке продолжало расширяться, особенно с приходом на пост премьер- министра представителя БДП (Бхаратия джаната парти - Индийская народная партия) Нарендры Моди в 2014 г. Правительство Н. Моди скорректировало внешнеполитический курс страны, что выразилось в провозглашении принципа «Взгляд на Запад» [11. C. 58]. Моди поставил целью превращение Индии в ведущую региональную державу. За период 2014-2018 гг. он совершил ряд знаковых поездок в Катар, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты и Иран. В результате были подписаны двусторонние договоры о сотрудничестве в области обороны, энергетики, торговли и инвестиций. Несмотря на то что многие специалисты предрекали переориентацию индийской внешней политики на Израиль по итогам прихода к власти БДП, свои первые официальные визиты Н. Моди совершил в Саудовскую Аравию и ОАЭ. Динамика политических контактов Индии и Саудовской Аравии особенно заметно стала нарастать с середины 2010-х гг. Сторонами были сделаны шаги, направленные на решение актуальных экономических и социальных вопросов. В 2016 г. в ходе переговоров Н. Моди с правительством Саудовской Аравии был сделан акцент на партнерстве в сфере энергетики. В 2016 г. на Индию приходилось лишь 6 % мирового производства энергии [3. C. 606]. Индия импортирует углеводородные ресурсы из разных стран Персидского залива, тем самым оказываясь в серьезной зависимости от поставок ресурсов из региона. В частности, Саудовская Аравия остается одним из основных поставщиков в Индию нефти, в то время как Катар является поставщиком газа. Особое внимание индийское руководство уделило вопросам материального и социального положения в Королевстве индийских мигрантов, число которых в Саудовской Аравии в середине 2010-х гг. составляло около 3 млн человек22. Труд индийских гастарбайтеров в основном используется в строительном секторе Саудовской Аравии. Большую часть получаемого на Ближнем Востоке дохода индийские рабочие отправляют на родину. Это подстегивает рост индийской экономики, позволяет местным жителям оплачивать медицинскую помощь, обучение детей, а в перспективе - изменить свой социальный статус и стать представителями среднего класса. Однако положение индийских рабочих в Саудовской Аравии остается нестабильным. К примеру, снижение мировых цен на нефть в 2016 г. привело к экономическим трудностям в Королевстве, и, как следствие, к массовым увольнениям индийских гастарбайтеров, потере ими заработков и демонстрациям протеста23. Важная составляющая партнерских отношений, наряду с энергетикой, - торгово- экономическое сотрудничество. Несмотря на колебания, на протяжении почти десяти лет импорт Индии из Саудовской Аравии преобладает над экспортом в саудовское государство (табл. 2). Таблица 2 Торговля Индии с Саудовской Аравией (2014-2022), млрд долл. Годы Импорт Индии Экспорт Индии Всего 2014-2015 28,10 11,16 39,26 2015-2016 20,32 6,39 26,71 2016-2017 19,94 5,13 25,07 2017-2018 22,06 5,41 27,47 2018-2019 28,48 5,55 34,03 2019-2020 20,37 4,35 24,72 2020-2021 25,60 8,69 34,29 2021-2022 (апрель- декабрь) 22,65 6,63 29,28 Источник: India Saudi Arabia Trade // India Brand Equity Foundation. URL: https://www.ibef.org/indian- exports/india- saudi-arabia- trade (дата обращения: 18.05.2023). 22 Скосырев В. Индийские строители в Саудовской Аравии голодают // Независимая газета. 02.08.2016. URL: https://www.ng.ru/world/2016-08-02/6_india.html (дата обращения: 26.07.2023). 23 Скосырев В. Индийские строители в Саудовской Аравии голодают // Независимая газета. 02.08.2016. URL: https://www.ng.ru/world/2016-08-02/6_india.html (дата обращения: 26.07.2023). Основной экспорт из Индии в Саудовскую Аравию включает машиностроительные товары, рис, химикаты, текстиль, продукты питания и керамическую плитку. По мнению американского исследователя Стивена Кука, «Индия по- прежнему остается в невыгодном положении, несмотря на импорт 59 % нефти из стран Персидского залива и тот факт, что в регионе работают миллионы индийцев, отправляя домой денежные переводы на миллиарды долларов США»[24]. Индия сталкивается с довольно сильным влиянием КНР на ситуацию, и, вопреки многим успехам индийского правительства, оказывается аутсайдером по сравнению с Китаем, следующим политике «Один пояс - один путь». Динамика 2014-2020 гг. показывает, что энергетика, торговля продуктами пищевой промышленности, товарами легкой и химической промышленности представляли значимую часть индийско- саудовского экономического сотрудничества. При этом доля индийского импорта оставалась стабильно высокой. В 2017 г. в двусторонней торговле наметился некоторый спад. Несмотря на это в 2020 г. саудовская нефть потеснила иракскую на индийском рынке. В марте 2021 г. Индия, испытывавшая растущие потребности в углеводородах, была вынуждена незначительно сократить импорт нефти из Саудовской Аравии. Это было связано с ростом мировых цен на нефть и вспышкой коронавируса25. Индийско- саудовское сотрудничество реализуется и в других значимых для обеих стран сферах. Саудовцы прикладывают значительные усилия, развивая у себя в стране информационно- коммуникационные технологии [20]. Саудовская Аравия заинтересована в стратегическом партнерстве с Индией в сфере кибербезопасности. Индия, обладая ядерным оружием, колоссальными демографическими ресурсами, заинтересована в сохранении безопасности грузов, следующих морскими путями. Развивается сотрудничество между индийским и саудовским бизнесом. В число крупных партнеров саудовской Aramco входит индийская компания Reliance (занимается энергетикой, нефтехимией и пр.), принадлежащая известному индийскому бизнесмену М. Амбани. В феврале 2019 г. саудовский кронпринц Мухаммед ибн Сальман посетил Индию с официальным визитом. Он встретился с премьер- министром Индии и рядом высокопоставленных чиновников. Основная цель визита - улучшение исторических связей между двумя странами. Обе стороны договорились об увеличении двусторонних торговых отношений. Саудовский принц заявил о своих ожиданиях роста инвестиций Саудовской Аравии в Индию, которые могут достичь $100 млрд в ближайшие несколько лет (значительные саудовские средства были вложены в проект нефтеперерабатывающего комплекса в штате Махараштра, а также в реализацию совместных проектов в сферах инфраструктуры, промышленности и сельского хозяйства)26. В 2020-х гг. Саудовская Аравия инвестирует значительные суммы в индийскую нефтяную промышленность, технологии и инновации, ветроэнергетические проекты. В свою очередь Индия вкладывает средства в развитие саудовских IT-технологий27. По мнению И. Сарвары, азиатское турне наследного принца преследовало цель заручиться поддержкой влиятельных игроков региона на фоне начала роста антисаудовских настроений в Турции и США из- за убийства оппозиционного журналиста Дж. Хашогги в 2018 г., что привело к напряженности в саудовско- американских отношениях [11. C. 60]. В октябре 2019 г. с ответным визитом Саудовскую Аравию посетил премьер- министр Н. Моди. По итогам визита он отметил, что отношения между Индией и Саудовской Аравией уже давно эволюционируют из отношений покупатель - продавец в стратегическое партнерство. В своем интервью саудовской газете Arab News Моди подчеркнул, что Индия ценит роль Саудовской Аравии как важного и надежного поставщика углеводородов28. Подтвердили это и договоренности, достигнутые в феврале 2019 г. Вместе с тем в интервью отмечалось, что помимо энергетики важными вопросами стали облегчение положения индийских мигрантов в Саудовской Аравии и открытие доступа к индийской платежной системе RuPay в Саудовской Аравии29 в целях упрощения платежей и переводов индийской диаспоры. Обсуждался и вопрос развития умных городов, в строительстве которых Саудовская Аравия приобрела большой опыт. По итогам переговоров индийская и саудовская стороны также осудили международный терроризм и договорились подписать ряд соглашений в области сотрудничества по безопасности, военно- промышленному сектору, регулированию рынков, предотвращению наркоторговли. Значимой вехой стало создание Совета 26 Crown Prince Mohammed bin Salman pledges commitment to Saudi- Indian relations // Arab News. 21.02.2019. URL: https://www.arabnews.com/node/1455216/saudi-a rabia (дата обращения: 29.01.2022). Indian PM Narendra Modi: ‘We value the Kingdom`s vital role’ // Arab News. 30.10.2019. URL: https://www.arabnews.com/node/1575756/saudi-a rabia (дата обращения: 01.12.2021). 27 Саудовско-и ндийские отношения // Invest India. National Investment Promotion and Facilitation Agency. URL: https://www.investindia.gov.in/blogs/launch-india-kingdom-saudi-arabia-startupinnovation-bridge-india-taiwan-startup-innovation (дата обращения: 28.07.2023). 28 Indian PM Narendra Modi: ‘We value the Kingdom`s vital role’ // Arab News. 30.10.2019. URL: https://www.arabnews.com/node/1575756/saudi-a rabia (дата обращения: 01.12.2021). 29 Indian PM Narendra Modi: ‘We value the Kingdom`s vital role’ // Arab News. 30.10.2019. URL: https://www.arabnews.com/node/1575756/saudi-a rabia (дата обращения: 01.12.2021). стратегического партнерства[25], заседания которого, согласно договору, будут проводиться один раз в два года. В 2020 г. потепление индийско- саудовских отношений продолжилось. В частности, состоялся телефонный разговор премьер- министра Н. Моди с королем Саудовской Аравии Сальманом, и оба лидера обменялись мнениями о ситуации, связанной с пандемией COVID-19. Между Индией и Саудовской Аравией укрепляется и военное сотрудничество. В декабре 2020 г. начальник штаба армии Индии М. Нараван посетил Саудовскую Аравию и провел переговоры с высокопоставленными военными чиновниками. 9-11 августа 2021 г. Индия и Саудовская Аравия провели совместные военно- морские учения «Аль- Мохед Аль- Хинди» в Персидском заливе[26]. На изменение отношений между Индией и Саудовской Аравией оказала влияние и ближневосточная политика Пакистана. Так, Исламабад отказался поддерживать коалицию против йеменских хуситов, в отношении которых Саудовская Аравия проводила военную операцию. И, по мнению Николаса Блареля, сотрудника Института политических наук Лейденского университета, Индия увидела в этом шанс на укрепление отношений с Саудовской Аравией[27]. Для индийских стратегов важен любой союзник, который может выступить в качестве противовеса Пакистану в исламском мире. Первоначально Нью- Дели стремился сблизиться с Тегераном, но в последние годы такие усилия зашли в тупик, поскольку Исламская Республика занимает все более агрессивную антизападную позицию. Теперь образовавшийся вакуум заполняет Саудовская Аравия. Действительно, иранские ядерные амбиции способствовали сближению Нью- Дели и Эр- Рияда. Индийские военные на протяжении нескольких лет ведут борьбу с сепаратистскими группировками в своем северном штате Кашмир. Саудовцы финансируют многие пакистанские и кашмирские группировки, которые проводят террористические акты. Индийское правительство хотело бы изменить ситуацию. Стороны подтвердили, что общей задачей для них остается борьба с терроризмом. Премьер- министр Индии и король Саудовской Аравии использовали свои встречи, чтобы подписать меморандум о взаимопонимании, касающийся терроризма и транснациональной преступности [21; 22]. Индийское правительство своими соглашениями с Саудовской Аравией стремилось к тому, чтобы у индийских и пакистанских террористов не было возможности скрыться от индийских спецслужб. Саудовская Аравия выразила готовность предоставлять Индии разведывательную информацию, которая способствовала бы обеспечению безопасности в регионе. Большое влияние на индийско- саудовские отношения оказывает религиозный фактор. Мусульмане в Индии составляют порядка 202 млн человек, или 14,4 % населения страны[28]. Серьезно препятствует наращиванию взаимодействия распространение в Индии финансируемых Саудовской Аравией религиозных школ. Салафитское движение воспользовалось либеральной средой Индии и мусульманским беспокойством по поводу возрождающегося индуистского национализма. Нью- Дели особенно чувствителен к религиозному фактору, учитывая связи Саудовской Аравии с джихадистскими группировками, такими как «Лашкар-и- Тайба»[29], которые устраивали нападения на местных жителей Индии[30]. Согласно информации, предоставленной Министерством по делам меньшинств, в 2018-2019 гг. в Индии насчитывалось 24 010 медресе, из которых 4 878 были непризнанными[31][32]. В феврале 2020 г. в Индии прокатилась волна антимусульманских беспорядков. В результате только в Дели погибли по меньшей мере 46 человек, большинство из которых были мусульманами[33][34]. В целом индийско- саудовские отношения имеют позитивные тенденции. Однако между странами существуют «темные пятна» и разногласия. Свою роль сыграла озвученная в 2020 г. Министерством иностранных дел Саудовской Аравии информация о том, что Кашмир является спорной территорией между Индией и Пакистаном - в Индии это сравнимо со святотатством38. Кроме того, в октябре 2020 г. Саудовской Аравией была выпущена банкнота в 20 саудовских риалов, на которой Кашмир был изображен за пределами карты Индии. Свою роль играет и то, что Саудовская Аравия, будучи страной- хранителем святых мест ислама, закрывает глаза на притеснения мусульман в Индии, в то время как Индия не обращает внимания на те же законы, которые фактически направлены против индийцев. Также Индия выступает против ваххабизма, исповедуемого в Саудовской Аравии. Но взаимная экономическая привлекательность стратегических партнеров продолжает перевешивать многие спорные вопросы. Таким образом, отношения между Индией и Саудовской Аравией имеют глубокие исторические корни. В XXI в. индийско- саудовское сотрудничество приобретает большое значение и оказывает влияние на многие региональные и мировые процессы. Индия сохраняет зависимость от Саудовской Аравии как одной из ведущих нефтеэкспортирующих стран мира. Растущие потребности Индии в углеводородах провоцируют Нью- Дели расширить число партнеров, способных удовлетворить ее потребности в ресурсах. Вместе с тем нестабильность на Ближнем Востоке делает Индию уязвимой перед вызовами энергетики. Заключение Саудовская Аравия занимает серьезные позиции в Организации стран- экспортеров нефти (ОПЕК) и регулирует мировые цены на нефть, что непременно учитывают в своей политике Китай и Индия. Развитие китайскосаудовских и индийско- саудовских отношений на современном этапе происходит с учетом взаимной заинтересованности сторон в расширении всестороннего сотрудничества и укреплении диалога в двустороннем и многостороннем форматах. Испытывающие потребность в стабильном получении энергоресурсов Китай и Индия в качестве приоритетного направления взаимодействия с Саудовской Аравией пока рассматривают энергетический сектор. Одновременно Пекин и Нью- Дели намерены развивать кооперацию с Эр- Риядом в информационно- телекоммуникационных технологиях, электронной коммерции, транспортном и строительном секторах, сотрудничать по вопросам обороны, борьбы с терроризмом и ответов на другие вызовы, создавать условия для диверсификации среднего и мелкого бизнеса стран. Китай, Индия и Саудовская Аравия ведут работу по интеграции национальных платежных систем с целью активизации торгово- экономических связей между ними. Объемы индийско- саудовского взаимодействия уступают китайско- саудовскому. Более успешная политика Китая в отношении Саудовской Аравии является для Нью- Дели вызовом, на который правительство Индии намерено ответить взвешенной политикой, включающей использование разных механизмов, направленных на расширение торгово- экономических связей и укрепление военно-п олитического диалога с КСА. Некоторые средства массовой информации оценивают стратегию партнерства со странами Ближнего Востока, которую принял Н. Моди, как агрессивную39. В ряде сфер (торгово- экономическая, инвестиционная, научная, военная) интересы Китая и Индии уже в ближайшее время могут начать пересекаться, что окажет влияние на расстановку сил на Ближнем Востоке в целом. Эр- Рияд приветствует улучшение отношений как с Пекином, так и с Нью- Дели, поскольку это отвечает интересам Саудовской Аравии. Вместе с тем китайско- индийское соперничество (например, в энергетическом секторе) на Ближнем Востоке может поставить саудовских чиновников перед неприятным выбором и привлечением США к корректировке ситуации. Сближение Саудовской Аравии с Китаем вызывает обеспокоенность в США, которые рассматривают Китай в качестве своего конкурента в регионе и на мировой арене. С целью сохранения влияния на Саудовскую Аравию Вашингтон активно работает над укреплением американо- индийских связей. Политика США может рассматриваться в качестве дестабилизирующего фактора в китайско- индийско-саудовском диалоге. С целью активизации сотрудничества страны стремятся использовать разные площадки диалога. Китай, Индия и Саудовская Аравия являются членами G20, что позволяет им в ходе саммитов совместно работать в достижении и реализации возникающих вопросов. Китай и Индия приветствовали решение Саудовской Аравии о присоединении к ШОС в качестве партнера по диалогу в марте 2023 г. Эта дипломатическая инициатива позволит сторонам продолжить борьбу с терроризмом и совершенствовать работу, направленную на обеспечение международной безопасности. С точки зрения укрепления связей между развивающимися экономиками мира важным и выгодным для Китая и Индии видится предложение Саудовской Аравии о присоединении к Новому банку развития БРИКС. Переговоры о реализации этого предложения Эр- Рияд начал вести с мая 2023 г. Развитие связей со странами БРИКС позволит Саудовской Аравии, с одной стороны, пользоваться всеми предоставляемыми организацией возможностями на равноправной основе, а с другой - проводить более независимую от Запада политику. Действенной мерой расширения взаимодействия в трехстороннем формате могут стать гуманитарные связи. В последние годы народы Китая, Индии и Саудовской Аравии используют открывающиеся возможности для туризма, получения образования, развития молодежных обменов и межкультурного диалога. Таким образом, Китай, Индия и Саудовская Аравия прилагают усилия для укрепления сотрудничества. При этом коллаборации этих государств оказывают влияние на возможные изменения в расстановке сил на Ближнем Востоке, а в перспективе - и на международной арене в целом.
×

About the authors

Andrei S. Derbenev

Georgy Arbatov Institute for the U.S. and Canada Studies, Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: istfak_x_chelovek@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0355-5100
SPIN-code: 9419-4787

Phd in History, Researcher, Department of Foreign Policy Studies

2 Khlebny per., bldg. 3, Moscow, 121069, Russian Federation

Zhanna V. Petrunina

Komsomolsk-na-Amure State University

Email: petrunina71@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-0121-2147
SPIN-code: 4349-3852

Doctor of History, Professor, History and Сulture Studies Department

27 Lenin st., Komsomolsk-on-Amur, Khabarovsk territory, 681013, Russian Federation

References

  1. Rodriges AM. Neft’ i ehvolyutsiya sotsial’nykh struktur Araviiskikh monarkhii [oil and the evolution of the social structures of the Arabian Monarchies]. Moscow: nauka publ.; 1989. (In russ.).
  2. Frolov AV. Beijing`s Arab Bets. Obozrevatel-Observer. 2023;(2):25–35. (In russ.). https://doi.org/10.48137/2074-2975_2023_2_25. edn: JAGrnY
  3. lounev SI. India and the Arab World. Vestnik RUDN. International Relations. 2016;16(4):603–615. (In russ.). https://doi.org/10.22363/2313-0660-2016-16-4-603-615 EDN: XWEYFB
  4. Ilminskaya MF. The Persian Gulf region as a Field of China`s Geopolitical Interests. Vestnik RUDN. International Relations. 2015;(1):152–161. (In russ.). edn: TMGeeJ.
  5. Deych Tl. China in the Struggle for resources in Africa and Arab World. Vestnik RUDN. International Relations. 2018;18(3):595–611. (In russ.). https://doi.org/10.22363/2313-0660- 2018-18-3-595-611 edn: YPGZWP
  6. Yu Z. China’s Foreign Aid to the Middle east: History and development. Asian Journal of Middle Eastern and Islamic Studies. 2020;14(2):301–321. https://doi.org/10.1080/257659 49.2020.1760548
  7. Al-Sudairi MT. Sino-Saudi relations: An economic History. GRC Gulf Papers. 2012.
  8. Chaziza M. China’s Economic Diplomacy Approach in the Middle East Conflicts. China Report. 2019;55(1):24–39. https://doi.org/10.1177/0009445518818210
  9. leber A. Seek Fact From Texts: Saudi Media on China Amid the CoVId-19 Pandemic. Asian Journal of Middle Eastern and Islamic Studies. 2020;(14):538–553. https://doi.org/10. 1080/25765949.2020.1841993
  10. Makarevich dA. The Main directions of Trade and economic Cooperation between the Countries of the Gulf (GCC) and India. Upravlenie ėkonomicheskimi sistemami: ėlektronnyĭ nauchnyĭ zhurnal. 2015;(10):1–15. (In Russ.). EDN: USJXHR
  11. Sarwar I. India`s relations with Gulf: A Case Study of Indo-Saudi Strategic relationship. Journal of Indian Studies. 2020;6(1):51–62.
  12. Pradhan PK. India`s relationship with Saudi Arabia: Forging a strategic partnership. Strategic Analysis. 2013;37(2):231–241. https://doi.org/10.1080/09700161.2012.755773
  13. Hussain Z. India-Saudi Arabia natural Partnership: Some Policy Suggestions. Indian Council of World Affairs Policy Brief. 2019.
  14. Portyakov VYa. rossiya, Indiya i Kitai v mirovoi ehkonomike i torgovle v 2014–2015 gg. [russia, India and China in the global economy and trade in 2014–2015]. Kitai v mirovoi i regional’noi politike. Istoriya i sovremennost’. 2015;20(20):202–212. (In russ.). edn: VDUWUX
  15. Portyakov VYa. Foreign Policy of the People`s republic of China in 2019: Basic Features. Society and State in China. 2021;51(40–1):310–329. (In russ.). https://doi.org/10.31696/9785907384699-2021-51-1-310-329 edn: UWAJAB
  16. Portyakov VYa. Indian Forum on China in Goa. China in the Year of the XX Congress of the CCP. Materials of the Annual All-Russian Scientific Conference “Modern Chinese State”. Moscow, March 16–18. Moscow: ICCA rAS; 2022, p. 179–187. (In russ.). https://doi.org/10.48647/ICCA.2022.49.23.018 edn: FeoGQG
  17. Derbenev AS. Saudi Arabia — China: Partnership Strategy. Novaya i noveishaya istoriya. 2022;66(3):216–229. (In russ.). https://doi.org/10.31857/S013038640017894-1 edn: nBBTZW
  18. Petrunina ZV. China and Middle eastern Countries: the History of relations in the later Twentieth and Beginning of the Twenty-First Centuries. Uchenye zapiski Komsomol’skogo- na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2016;(1–2):16–20. (In russ.). edn: WBdBHZ
  19. Vasiliev AM. Saudi Society in labyrinth of Cyberspace and electronic Media. Asia and Africa Today. 2020;(12):15–18. (In russ.). https://doi.org/10.31857/S032150750012793-4 edn: FlTVPB
  20. Haqqani H. The Ideologies of South Asian Jihadi Groups. Current Trends in Islamist Ideology. 2005;(1):12–26.
  21. Burr M., Collins ro. Alms for Jihad: Charity and Terrorism in the Islamic World. Cambridge: Cambridge University Press; 2006.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Derbenev A.S., Petrunina Z.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.