Brazilian diplomacy and Russia’s special military operation in Ukraine
- Authors: Krivushin I.V.1
-
Affiliations:
- HSE University
- Issue: Vol 17, No 1 (2025)
- Pages: 27-48
- Section: Modern World
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/article/view/43957
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2025-17-1-27-48
- EDN: https://elibrary.ru/CIGSLL
- ID: 43957
Cite item
Abstract
The significance of the research topic is predetermined by the importance of the problem of building relations between the Russian Federation and the countries of the Global South during the period of aggravation of the geopolitical confrontation between Russia and the West, especially after the start of a Special Military Operation in Ukraine (SMO) in February 2022. The research endeavors to determine the nature of Brazil’s policy towards Russia, Ukraine and the SMO, and to identify which factors influenced this policy in 2022-2024. Based on the analysis of UN documents, parliamentary materials and trade and economic statistics, the author comes to conclusion that an official stance of the president (Planalto), regardless of political and ideological orientation of whoever held the office (right-wing populist J. Bolsonaro or left-centrist L.I. Lula da Silva), was seemingly neutral, equidistant from either side of the conflict, but in fact, rather pro-Russian, as evidenced primarily by an obvious unwillingness to blame Moscow for the Ukrainian crisis. The balance of information indicates that the Planalto’s caution in developing Brazil’s policy towards the SMO was caused, on the one hand, by strong pressure from the pro-Ukrainian members of the National Congress and its unwillingness to aggravate relations with the West, and, on the other, by Brazil’s economic dependence on the Russian Federation, primarily on the supply of mineral fertilizers, of great importance to Brazil’s agribusiness. Thus, unlike a number of Western researchers, the author infers that the leading role in determining Brazil’s position towards the events in Ukraine and, in general, to the geopolitical confrontation between the Russian Federation and the West was played by internal (political and economic), and not foreign policy factors.
Keywords
Full Text
Введение Проблема отношений России со странами Глобального Юга в условиях геополитического противостояния с Западом в период проведения специальной военной операции России на Украине (СВО) является одной из ключевых для внешней политики Москвы. Конфликт между Россией и Западом, по своей остроте превосходящий холодную войну, способствовал возрожде нию, казалось, давно забытой модели геополитических отношений, когда биполярное противостояние стремилось распространиться и на «Третий мир», заставляя принадлежавшие к нему государства делать выбор между двумя лагерями, и когда феномен «нейтральности» рассматривался или как результат компромисса между основными игроками (например, Австрия), или как сугубо временный до того момента, когда та или иная нация определиться, на чьей стороне она будет стоять в противостоянии Запада и Востока. Современная ситуация, однако, значительно отличается от той, которая существовала в 1946-1991 гг., ибо если Запад остался в той или иной степени сплоченным геополитическим блоком («коллективный Запад»), противостоящая ему сила представлена, по сути дела, только одной страной - Российской Федерацией. Несмотря на ее поддержку (скрытую или полускрытую) некоторым государствам (Иран, КНДР, Беларусь), трудно говорить о каком- то действительно существующем и консолидированном антизападном блоке. В таком контексте вопрос о позиции стран Глобального Юга в обостряющемся конфликте приобретает для Москвы еще большую остроту, чем в эпоху холодной войны. Выбор отношений России с Бразилией для анализа не случаен. Эти отношения с 2002 г. развиваются в рамках стратегического партнерства, а с 2006 г. Россия и Бразилия являются членами БРИКС, которые Кремль рассматривает как потенциальный вариант антизападного союза государств Глобального Юга. В целом, несмотря на некоторые проблемы (в частности, с экспортом мясных продуктов в Россию), отношения двух стран оставались дружественными на протяжении 2000-х и 2010-х гг. Поэтому тот факт, что с началом СВО Бразилия заняла в наименьшей степени пророссийскую позицию из всех государств - членов БРИКС, особенно, по сравнению с КНР, вызывает особый интерес и ставит вопрос о том, что стало причиной такой позиции - ошибки российской дипломатии, внешнее давление на Бразилию или какие- то внутриполитические и экономические факторы? Нельзя сказать, что история взаимоотношений России и Бразилии в два последних десятилетия оставалась вне внимания российских исследователей. Значительный интерес они проявляли к развитию торгово- экономических отношений между двумя странами, в т.ч. и в период СВО[35]. Отношения на политическом уровне также являлись предметом серьезного изучения со стороны российских авторов[36], однако состояние этих отношений в период 2022-2024 гг. до сих пор остается недостаточно исследованным. Бóльший интерес к вопросу о реакции Бразилии на СВО и причинах этой реакции продемонстрировали зарубежные ученые. По их мнению, эти причины носят в первую очередь внешнеполитический характер. Так, О. Штюнкель, объясняет нежелание Бразилии занимать чью- либо сторону недовольством существующим либеральным порядком и стремлением принять активное участие в формировании новой архитектуры международных отношений[37]. М. Спектор видит в политике Бразилии признаки хеджирования[38]. Ф. Краузе, в отличие от Штюнкеля, считающий позицию Бразилии пророссийской, тем не менее разделяет предложенное тем объяснение: поддержка Бразилией России, утверждает он, «является частью попытки создать новый мировой порядок» [7. C. 328]. Перечисленные публикации, однако, весьма невелики по объему и представляют собой попытки интерпретации, не основанные на серьезном анализе первоисточников, поэтому доказательность сформулированных ими положений остается весьма уязвимой. Учитывая как значимость проблемы, так и состояние исследований в этой сфере, мы в данной статье попытаемся ответить на два вопроса: 1) какой характер имела позиция Бразилии по отношению к СВО и в целом к России и Украине в 2022-2024 гг.; и 2) какими факторами эта позиция определялась. Для анализа мы используем три основные категории первоисточников - документы ООН, материалы Национального конгресса Бразилии и торгово- экономическую статистику. Позиция Бразилии по отношению к российско-у краинскому конфликту В 2014-2021 гг. политическое руководство Бразилии, независимо от того, кто его возглавлял - левоцентрист Дилма Русеф (2011-2016), центрист Мишел Темер (2016-2018) или правый националист Жаир Болсонару (2019-2022) - демонстрировало внешний нейтралитет по отношению к российской политике в Украине. 27 марта 2014 г. при голосовании Генеральной Ассамблеи ООН (далее - ГА ООН) по резолюции о территориальной целостности Украины Бразилия, как и остальные члены БРИКС (кроме РФ), воздержалась. Объяснение мотивов такого голосования, данное постоянным представителем Бразилии в ООН А. Патриота, выглядело как своеобразное извинение перед Москвой за то, что его страна не проголосовала против резолюции: «Бразилия внимательно следит за эскалацией напряженности на Украине. В основе нашей обеспокоенности - наши тесные двусторонние связи с Украиной, уровень которых в 2009 году повысился до стратегического партнерства. Бразилия и Украина совместно разрабатывают высокотехноло гичные проекты, в том числе в области космической техники. Бразилия также гордится тем, что в нашей стране проживает самая крупная община лиц украинского происхождения за пределами Европы»[39]. Впоследствии Бразилия неизменно воздерживалась при голосовании по резолюциям «Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, Украина» - 19 декабря 2016 г., 19 декабря 2017 г., 21 декабря 2018 г., 18 декабря 2019 г., 16 декабря 2020 г., 16 декабря 2021 г. и «Проблема милитаризации Автономной Республики Крым и города Севастополь, Украина, а также районов Черного и Азовского морей» - 17 декабря 2018 г., 9 декабря 2019 г., 7 декабря 2020 г., 9 декабря 2021 г. Однако после начала СВО позиция Бразилии, казалось, изменилась. 25 февраля 2022 г. в СБ ООН, в отличие от воздержавшихся КНР и Индии, она решительно поддержала резолюцию с требованием к России «немедленно, полностью и безоговорочно вывести все свои вооруженные силы с территории Украины в ее международно признанных границах». «Мы серьезно обеспокоены, - заявил постоянный представитель Бразилии в ООН Р. Коста Филью, - российскими военными операциями против целей на суверенной украинской территории <…> Совет Безопасности должен оперативно реагировать на применение силы против территориальной целостности государства- члена. Черту преступили, и Совет не может молчать. <…> Мы также глубоко обеспокоены решением России задействовать войска в военных операциях на земле и возможными человеческими жертвами и опасностью для гражданского населения. Мы по- прежнему твердо убеждены, что угрозами и силой не добиться окончательного урегулирования этого кризиса. <…> Высказывавшиеся Российской Федерацией в последние несколько лет опасения по поводу безопасности, особенно в части стратегического баланса сил в Европе, не дают России права угрожать территориальной целостности и суверенитету другого государства»[40]. На заседании СБ 27 февраля представитель Бразилии поддержал резолюцию о созыве чрезвычайной специальной сессии ГА ООН по вопросу о российско- украинском конфликте[41]. При этом, однако, тон его выступления значительно изменился - он воздержался от обвинений в адрес России и призвал к переговорам, «которые могли бы привести к восстановлению территориальной целостности Украины, а также обеспечению гарантий безопасности для Украины и России» (курсив наш - И.К.); он также осудил «применение выборочных санкций, которые могут затронуть такие товары, как удобрения и пшеница, и спровоцировать высокий риск наступления голода»[42]. Эта тема все чаще и чаще стала звучать в выступлениях бразильских дипломатов9. Помимо нее, они сосредоточились на призывах к «обеим сторонам» обеспечить защиту гражданского населения и соблюдать международное гуманитарное право, при этом оставляя в стороне вопрос об ответственности за его нарушения и воздерживаясь от конкретных обвинений10. 2 марта 2022 г. Бразилия, в отличие от остальных членов БРИКС (КНР, Индия и ЮАР воздержались), поддержала резолюцию «Агрессия против Украины». Правда, при этом Р. Коста Филью сделал важное уточнение по поводу позиции своей страны: «Хотя в резолюции действительно содержится призыв международного сообщества к миру, мир требует большего, чем просто заставить замолчать оружие и вывести войска. Это требует всесторонней работы по решению проблем безопасности сторон, и единственным предварительным условием должно быть немедленное прекращение огня. Эту резолюцию не следует рассматривать как допускающую неизбирательное применение санкций и развертывание вооружений. Подобные инициативы не способствуют надлежащему возобновлению конструктивного дипломатического диалога и чреваты дальнейшей эскалацией напряженности с непредсказуемыми последствиями для региона и за его пределами»11. Говоря о недостаточности простого «вывода войск», имея в виду российские войска, о необходимости «решения проблем безопасности сторон», подразумевая не только Украину, но и Россию, и выступив против «неизбирательного применения санкций» - санкций против России, бразильский дипломат в значительной степени дистанцировался от позиции, занятой западными государствами. 4 марта Бразилия поддержала резолюцию Совета по правам человека ООН (далее - СПЧ ООН) «Положение в области прав человека на Украине, сложившееся в результате российской агрессии», а 24 марта - резолюцию ГА ООН «Гуманитарные последствия агрессии против Украины», тогда как КНР, Индия и ЮАР воздержались. Комментируя позицию своей страны, Р. Коста Филью заявил: «Генеральная Ассамблея не может оставаться сто ронним наблюдателем, в то время как мир становится свидетелем того, как некогда мирные города быстро превращаются в зоны военных действий, а также шокирующих снимков, документирующих конфликт и отчаяние тысяч гражданских лиц, оказавшихся в зонах боевых действий без еды, воды или электричества». Однако при этом он выразил сожаление, что была принята резолюция, «выходящая за рамки гуманитарных аспектов конфликта», и что не был поддержан более сбалансированный проект резолюции, предложенный ЮАР. Посол добавил: «В принятом тексте также не учитывается насущная проблема, возникающая в связи с продолжающимся кризисом, - гуманитарные последствия неизбирательных экономических санкций, которые неизбежно затронут все страны, особенно развивающиеся. Они не только усугубят трудности в экономике, которая и без того находится в напряженном состоянии по мере восстановления после пандемии, но, вероятно, также ударят по наиболее уязвимым группам населения. В попытке исправить ошибку эти широкие экономические санкции могут в конечном итоге причинить больше вреда, чем они были призваны предотвратить». «Мы не должны, - подчеркнул он, - политизировать гуманитарные идеи или избирательно применять международное гуманитарное право, которое было создано именно для того, чтобы гарантировать минимальные стандарты человеческого достоинства, независимо от того, насколько непростительными могут быть причины войны»[43]. 7 апреля 2022 г. Бразилия воздержалась при голосовании по резолюции ГА ООН «Приостановление членства Российской Федерации в Совете по правам человека». Посол Коста Филью опять попытался «усидеть на двух стульях»: с одной стороны, он заявил, что его страна «глубоко обеспокоена сообщениями о грубых нарушениях прав человека и гуманитарного права в Украине, включая недавние сообщения, поступающие из региона Буча. Картины крайнего насилия, совершаемого в отношении гражданских лиц, и большое число смертей, многие из которых сопровождаются признаками пыток и жестокого обращения, вызывают глубокую тревогу»[44], с другой - предложил дождаться итогов расследования комиссии, созданной СПЧ ООН, чтобы установить виновного в нарушениях прав человека, и добавил: «Мы должны любой ценой избежать повторения ошибок старой Комиссии по правам человека, особенно в том, что касается политизации, двойных стандартов и избирательности»13. Кроме того, Бразилия выступила против исключения России из международных организаций: министр иностранных дел К. Франса выступил 18 апреля 2022 г. за то, чтобы Россия осталась в G20[45][46], министр экономики П. Гедис 19 апреля 2022 г. - в МВФ[47]. 12 мая 2022 г. Бразилия в СПЧ ООН поддержала резолюцию «Ухудшение положения в области прав человека на Украине в результате российской агрессии» (Индия воздержалась, а КНР голосовала против). 24 августа в СБ ООН Бразилия вместе с Индией (КНР воздержалась) проголосовала в СБ ООН за приглашение президенту Украины В. Зеленскому принять участие в заседании Совета в режиме видеоконференции. 12 октября 2022 г. Бразилия поддержала резолюцию ГА ООН «Территориальная целостность Украины: защита принципов Хартии Объединенных Наций» (КНР, Индия и ЮАР воздержались). Заместитель постоянного представителя Бразилии в ООН Ж. де Альмейда Филью подчеркнул: «Бразилия не верит в то, что население в районах конфликтов может свободно выражать свое мнение посредством референдумов. Результаты голосования не являются действительным выражением их воли и не могут считаться легитимными. Мы проголосовали „за“ еще и потому, что придерживаемся принципа территориальной целостности Украины, а также всех государств- членов. Международное право и Устав Организации Объединенных Наций должны уважаться и соблюдаться». Он также выразил беспокойство по поводу «всех скрытых или явных угроз, связанных с применением ядерного оружия в связи с конфликтом. Любое применение ядерного оружия неприемлемо и будет иметь катастрофические гуманитарные последствия»[48]. В то же время 30 сентября 2022 г. Бразилия вместе с КНР и Индией воздержалась при голосовании по резолюции СБ ООН с осуждением референдумов в Луганской, Донецкой, Херсонской и Запорожской областях Украины, несмотря на то, что Коста Филью прямо заявил об их нелегитимности: «Неразумно полагать, что население, проживающее в зоне конфликта, способно свободно выражать свою волю. В нынешних условиях результаты таких референдумов недействительны и не представляют собой искреннего волеизъявления местного населения, а потому не могут восприниматься как легитимные. Бразилия придерживается принципа территориальной целостности суверенных государств»[49]. В то время он утверждал, что представленный проект резолюции из- за «его сферы применения и формулировок <…> не способствует созданию условий, благоприятствующих урегулированию конфликта на Украине <…> достижению непосредственных целей деэскалации напряженности, согласования прекращения огня и запуска мирных переговоров»[50]. 14 ноября и 15 декабря 2022 г. Бразилия вместе с Индией и ЮАР воздержалась при голосовании по резолюциям ГА ООН «Содействие осуществлению правовой защиты и обеспечению возмещения ущерба в связи с агрессией против Украины» и «Положение в области прав человека во временно оккупированных Автономной Республике Крым и городе Севастополе, Украина» (КНР голосовала против). 1 января 2023 г. пост президента Бразилии занял левоцентрист Л.И. Лула да Силва. Новая администрация стремилась в дипломатическом отношении строго придерживаться принципа равноудаленности от сторон конфликта и, особенно, солидарности с другими странами БРИКС, прежде всего с Индией и ЮАР. На первом заседании СБ ООН по Украине в 2023 г. Коста Филью подчеркнул: «Бразилия вновь заявляет о своей приверженности сохранению суверенитета и территориальной целостности Украины и политическому урегулированию конфликта с учетом законных соображений безопасности»19, имея в виду интересы Российской Федерации. На следующем заседании 6 февраля он, осудив нападения «на гражданские объекты в нарушение норм международного права и международного гуманитарного права» и использование противопехотных мин, назвал фундаментальную причину конфликта: «Отказ от создания прочной архитектуры европейской безопасности в 1990-х и 2000-х годах оказался бомбой замедленного действия, и сейчас перед нами разворачиваются его последствия». Дипломат высказал сожаление, что «поставки оружия и боеприпасов занимают центральное место в общественных обсуждениях конфликта на Украине» и призвал «к прекращению огня без каких бы то ни было предварительных условий»20, отказавшись таким образом поддержать требование Киева, зафиксированное в «украинской формуле мира» В. Зеленского, о выводе российских войск в качестве предварительного условия начала переговоров. 23 февраля 2023 г. Бразилия поддержала резолюцию ГА ООН «Принципы Устава Организации Объединенных Наций, лежащие в основе всеобъемлющего, справедливого и прочного мира в Украине», тогда как КНР, Индия и ЮАР воздержались. При этом посол Коста Филью вновь поставил под вопрос ключевое положение «украинской формулы мира»: «Бразилия рассматривает содержащийся в пункте 5 призыв к прекращению боевых действий как призыв к обеим сторонам прекратить насилие без предварительных условий»[51]. Отметим, что это была последняя антироссийская резолюция, принятая ГА, СБ и СПЧ ООН, за которую проголосовала Бразилия. 17 марта Альмейда Филью вместе с представителями КНР, Ганы и РФ поддержал приглашение выступить на заседании СБ ООН Д. Морозовой, омбудсмена ДНР, и в своем выступлении, в частности, имплицитно осудил позицию западных государств: «Настаивание на военных решениях, подкрепленных односторонними санкциями, не поможет положить конец этому конфликту», и добавил, что «необходимо понимать озабоченности затронутых сторон в плане безопасности и реагировать на них в конструктивном и прагматичном ключе»[52], т.е. повторил идею о необходимости учитывать при заключении мирного соглашения и интересы безопасности РФ. Вместе с Индией и ЮАР Бразилия воздержалась при голосовании по резолюциям ГА «Положение в области прав человека на временно оккупированных территориях Украины, включая Автономную Республику Крым и город Севастополь» - 19 декабря 2023 г. и «Техническая и физическая безопасность ядерных объектов Украины, включая Запорожскую атомную электростанцию» - 11 июля 2024 г., а также резолюции СПЧ «Положение в области прав человека на Украине, сложившееся в результате российской агрессии» - 9 апреля 2024 г.23 Бразильские дипломаты продолжали упорно избегать прямой критики действий Российской Федерации на Украине. Так, на заседании 15 мая 2023 г. представитель Бразилии высказал сожаление, что «стремление к военному решению конфликта по- прежнему приводит к потере огромного числа человеческих жизней в результате, в частности, воздушных ударов, нанесенных в начале этого месяца по Киеву и другим украинским городам», однако вновь не указал, кто ответственен за эти удары, а призвал «все стороны уважать нормы международного гуманитарного права… Стороны должны воздерживаться от нападений на объекты критически важной гражданской инфраструктуры (курсив наш - И.К.)»[53]. Он высказал также сожаление по поводу «попыток заставить других выбрать <ту или иную> сторону», добавив: «… мы поддерживаем территориальную целостность Украины. Однако эта принципиальная позиция не должна препятствовать работе Совета по поиску мирного решения конфликта… у сторон конфликта и других государств- членов должно быть желание понять требования и причины обеспокоенности всех сторон». 28 июня 2023 г. администрация Лулы да Силва назначила новым представителем Бразилии в ООН С. Франса Данези, бывшего до этого бразильским послом в Перу, однако это не привело к изменению риторики бразильских дипломатов: они продолжали выступать с осуждением нападений на жилые районы и гражданские объекты, но воздерживались от конкретных обвинений, подчеркивая, что «простое осуждение незаконных действий в ходе войны не приблизит нас к мирному урегулированию конфликта». С другой стороны, они осуждали «массовые поставки смертоносных вооружений в район боевых действий», которые «могут еще сильнее подорвать перспективы мирного исхода»[54]. Бразильские представители стремились соблюсти «баланс ответственности»: «необходимо, говорили они, - чтобы все стороны пошли на деэскалацию боевых действий, уделив первостепенное внимание защите гражданского населения и соблюдению норм международного гуманитарного права… <мы> настоятельно призываем все стороны безотлагательно приступить к прагматичным переговорам»26. Необходимо заключить, утверждали бразильские дипломаты, «всеобъемлющее мирное соглашение с учетом суверенитета и территориальной целостности Украины, а также законных интересов безопасности всех сторон»27. Они также продолжали указывать на воздействие конфликта на экономическое положение развивающихся стран и их продовольственную и энергетическую безопасность, рост цен на продовольствие, удобрения и энергоносители. В выступлениях бразильских представителей в 2023 г. мы находим только один случай прямого осуждения действий Российской Федерации - слова Коста Филью на 9269-ом заседании 24 февраля 2023 г.: «Мы осуждаем вторжение России и нарушение территориальной целостности суверенного государства - Украины»28. 8 сентября 2023 г. Бразилия в СБ ООН также выступила с выражением «обеспокоенности по поводу организации региональных выборов в Донецке, Луганске, Херсоне и Запорожье». «Подобные действия, подчеркнул Франса Данези, - обостряют напряженность и еще больше подрывают перспективы прекращения конфликта и достижения прочного мира»[55], однако и на этот раз Российская Федерация в этом контексте не была упомянута. Таким образом, можно сделать вывод, что бразильская позиция по отношению к российско- украинскому вооруженному конфликту 2022-2024 гг. эволюционировала от умеренно- критического к «сбалансированному»: с одной стороны, Бразилия продолжала поддерживать принцип территориальной целостности Украины, осуждать действия, формально нарушающие суверенитет Украины (референдумы, выборы) и удары по гражданским объектам и инфраструктуре, а с другой, избегала прямых обвинений России в военных преступлениях, проводила идею «двойной ответственности», призывая «обе стороны» к соблюдению международного права и защите гражданского населения, настаивая на необходимости в случае мирного урегулирования учитывать интересы безопасности не только Украины, но и России, и к прекращению военных действий без предварительного вывода российских войск с занятых ими после 22 февраля 2022 г. территорий. Чем же была вызвана такая позиция? Факторы, влиявшие на позицию Бразилии Начало СВО поставило администрацию правого популиста Ж. Болсонару перед весьма трудным выбором. За 6 дней до этого бразильский президент посетил Москву с официальным визитом[56]. Решение о поездке в Москву президент принял, несмотря на сильное дипломатическое давление США. Американские дипломаты убеждали Болсонару, что его поездка в ситуации, когда Россия и Украина оказались на грани вооруженного конфликта, придаст В. Путину больше уверенности и легитимности и выведет Россию из международной изоляции. Отказ Болсонару прислушаться к этим предостережениям был вполне закономерным следствием ухудшения американо- бразильских отношений после поражения Д. Трампа на президентских выборах 2020 г. и стремления бразильского президента укрепить свою падающую популярность, выступив в роли лидера мирового масштаба[57]. Чтобы ослабить критику этого визита как внешнеполитической ошибки и как акта поддержки России, президент попытался представить себя, с одной стороны, как государственного деятеля, озабоченного экономическими интересами Бразилии, прежде всего проблемой импорта удобрений, а с другой - как миротворца: перед отлетом Болсонару заявил, что «просит Бога установить мир во всем мире на благо всех нас»[58] [13]. Накануне его визита Россия объявила об отводе части войск от украинской границы, что было расценено некоторыми наблюдателями как жест в адрес лидера Бразилии. В социальных сетях даже появился хэштег #BolsonaroAvoidedAWar. Болсонару был явно доволен своей встречей с президентом России: «Я провел два часа в полутора метрах от Владимира Путина, в очень дружеском разговоре …, что свидетельствует о его добром отношении к нам»[59][60]. Он назвал В. Путина «нашим великим союзником» в вопросе о бразильском суверенитете над Амазонией[61][62] и даже заявил ему: «Мы солидарны с Россией»[63][64], не уточнив, правда, в чем именно. Министерство внешних сношений (Итамарати) попыталось сгладить впечатление от визита Болсонару в Москву, особенно после заявления Белого Дома 18 февраля 2022 г. о том, что позиция Бразилии в вопросе о кризисе в отношениях между Россией и Украиной кажется противоположной позиции большинства стран мира, указав, что эта позиция «ясна, публична и неоднократно передавалась властям дружественных стран и выражалась в рамках Совета Безопасности ООН»[65] - заявление, воспринятое некоторыми бразильскими политиками как определенное дистанцирование Итамарати от Планалту[66]. На фоне поездки Болсонару в Москву начало специальной военной операции поставило бразильского президента в неудобное положение. Он приказал министрам воздержаться от публичных высказываний на эту тему и лишь разрешил Итамарати утром 24 февраля 2022 г. выпустить пресс-р елиз о том, что Бразилия «с серьезной обеспокоенностью» следит за началом российских военных операций против целей на территории Украины и «призывает к немедленному прекращению военных действий и началу переговоров»[67]. 26 февраля высказался сам Болсонару: Бразилия, сказал он, четко изложила свою позицию «в защиту суверенитета, самоопределения и территориальной целостности государств»[68]; на следующий день на пресс- конференции он добавил, что не выступает за «какие- либо санкции или осуждение президента Путина… Наша позиция должна быть очень осторожной»[69]. 3 марта Болсонару заявил, что Бразилии будет сохранять сбалансированную позицию по отношению к конфликту между Украиной и Россией[70]. Эти заявления весьма контрастировали с резким осуждением СВО со стороны парламентариев. Свою критическую позицию высказали представители самых разных политических партий: Партии труда, «Подемос», «Гражданство», Бразильского демократического движения (БДД), Социал- демократической партии, Партии прогрессистов42. Ряд депутатов потребовали от правительства отказаться от позиции нейтралитета и встать на сторону Украины. Сенатор Лейла Баррос («Гражданство») заявила, что отказ от осуждения действий России станет «еще одной катастрофой для бразильской дипломатии, которая дистанцируется от международного сообщества»4[71][72]. Сенатор Ренан Калейрос (БДД) атаковал лично президента Болсонару: «Во время подозрительной и бесполезной поездки в Россию этот государственный деятель из детского манежа объявил, что избежал Третьей мировой войны в Москве… Невежество Болсонару поставило Бразилию в центр крупнейшего глобального кризиса со времен Второй мировой войны. Последствия могут быть разрушительными»[73]. 24 февраля 2022 г. Комитеты по международным отношениям и национальной обороне Федерального сената и Палаты депутатов обнародовали резкие заявления, в которых осудили «военные действия России в Украине»/«нападения на территорию Украины» как нарушение международного права[74]. Правда, заявление председателя Федерального сената Родриго Пачеко было выдержано в очень осторожный выражениях: он лишь призвал к урегулированию конфликта за столом переговоров и воздержался от обвинений в адрес той или другой стороны[75]. Однако уже 8 марта 2022 сенат принял резолюцию о солидарности с Украиной и украинским народом[76]. В июне 2022 г. депутат А. Гаспар (Бразильский союз) осудил позицию Планалту по отношению к событиям в Украине, поскольку эта позиция, по его словам, «вызвала недоверие со стороны <наших> традиционных союзников, по мнению которых Бразилия должна была занять жесткую позицию в отношении того, кто напал, и того, на кого напали»[77]. 17 апреля 2023 г. сенатор- либерал Р. Мариньо осудил заявление президента о том, что в вооруженном конфликте в Украине виновна не только Москва, но и Киев, и его призыв к странам Запада прекратить продажу оружия Украине[78]. 28 февраля 2024 г. сенатор С. Моро (Бразильский союз) раскритиковал правительство за «абсолютное молчание» в отношении нарушений прав человека в России[79]. Однако Конгресс не только оказывал давление на Планалту, но и пытался осуществлять в отношении России и Украины собственную дипломатию. 24 марта 2022 г. Комиссия по международным отношениям и национальной обороне (КМОНО) приняла решение пригласить на свое заседание послов России и Украины А. Лабецкого и А. Ткача[80]. Ряд сенаторов требовал пригласить в Бразилию В. Зеленского и министра иностранных дел Украины Д. Кулебу и даже организовать выступление В. Зеленского перед КМОНО52. А в августе 2024 г. в Киев была командирована парламентская миссия гуманитарного характера53. Конечно, нельзя сказать, что Конгресс занял однозначно проукраинскую позицию. Так, на встрече с послом Украины 6 апреля 2022 г. в КМОНО ряд сенаторов подверг критике политику расширения НАТО на восток. Председатель комиссии К. Абреу посетовала, что Украина является «пушечным мясом» в геополитическом конфликте: «Это осада. НАТО продвигается вперед, подстрекая ягуаров короткой палкой. Разве это стремление к миру? … В этой истории нет невиновных». Прогрессист Э. Амин заявил: «<Союз> НАТО не является оборонительной организацией. Он <создан> для нападения, создания угрозы и ведения войны. Он использует другие страны. Ее основу составляет производство вооружений. Чем больше НАТО, тем меньше ООН»54. Основные проукраински настроенные члены Палаты депутатов были объединены в рамках созданной еще в 1996 г. парламентской группы Бразилия - Украина (в 2024 г. 11 чел.) во главе с Ф. Мендонсой- Младшим (Демократическая рабочая партия). В дополнение к ней 27 апреля 2023 г. появилась сенатская группа Бразилия - Украина из восьми членов во главе с Ф. Арнсом (Бразильская социалистическая партия)55. Однако в действительности доля парламентариев, симпатизирующих Украине, оказалась значительно больше, о чем свидетельствуют, в частности, итоги голосования в Палате депутатов 14 сентября 2022 г. по законопроекту № 423 «О признании истребления украинцев голодом (Голодомор) геноцидом и установлении четвертой субботы ноября Днем памяти Голодомора», который сенатор Ф. Арнс назвал «жестом солидарности с народом, который сейчас испытывает жестокую агрессию»56, - 308 против 1857. Правительство постоянно испытывало давление проукраинской части депутатского корпуса, которое 52 См., напр. Girão pede que Senado ouça Zelensky: «governo ignora a Ucrânia» // Agência Senado. 6.03.2024. URL: https://www12.senado.leg.br/noticias/materias/2024/03/06/girao-p ede-que- senado-ouca- zelensky-governo-i gnora-a-ucrani a (дата обращения: 19.11.2024). 53 Отчет о поездке см. Relatório de Viagem em Missão Oficial Internacional. 13.08.2024. URL: https:// www.camara.leg.br/missao-o ficial/missao_oficial_Relatorio?codViagem =125566&ponto=812194 (дата обращения: 19.11.2024). 54 Senadores afirmam que Ucrânia paga o preço por expansionismo da Otan // Agência Senado. 06.04.2022. URL: https://www12.senado.leg.br/noticias/materias/2022/04/06/senadores-a firmamque- ucrania-paga-o-p reco-por- expansionismo-da-o tan (дата обращения: 19.11.2024). 55 Resolução nº 6, de 2023. Institui o Grupo Parlamentar Brasil-U crânia. 27.04.2023. URL: https:// legis.senado.leg.br/norma/37000329/publicacao/37001316 (дата обращения: 19.11.2024). 56 Aprovado reconhecimento do Holodomor como genocídio contra ucranianos.Agência Senado. 26.04.2022. URL: https://www12.senado.leg.br/noticias/ materias/2022/04/26/aprovado-r econhecimentodo- holodomor-como-g enocidio-contra-ucranianos (дата обращения: 19.11.2024). 57 Projeto de Lei n° 423, de 2022. URL: https://www25.senado.leg.br/web /atividade/materias/-/ materia/151969 (дата обращения: 19.11.2024). осуществлялось в самых разных формах - от вызова министров в комиссии Конгресса и проведения публичных слушаний до письменных запросов депутатов в различные министерства. Так, 1 марта 2023 г. шесть депутатов потребовали от министра иностранных дел М. Виейры объяснений по поводу того, почему бразильский представитель на заседании СБ ООН 24 января 2023 г. отказался поддержать просьбу Украины почтить молчанием «жертв российской агрессии» (vítimas da agressão russa). В своем обращении депутаты задали такие вопросы: 1) был ли этот отказ следствием инструкции Министерства внешних связей Бразилии? 2) действительно ли министерство поручило бразильской делегации в этом вопросе следовать позиции делегации КНР? 3) согласно ли министерство, что Россия «осуществляет агрессию по отношению к Украине»? 4) считает ли министерство, что агрессия России по отношению к Украине «является следствием какой- либо украинской агрессии по отношению к Российской Федерации»? 5) понимает ли министерство, что поведение бразильской делегации противоречит принципам Конституции Бразилии?[81][82] Еще более негативную реакцию в Конгрессе Бразилии вызвал отказ правительства Бразилии удовлетворить просьбу Украины от 27 апреля 2023 г. о продаже 450 бронированных машин скорой помощи «Гуарани». Инициатором этого отказа стал Итамарати, который мотивировал свою рекомендацию тем, что согласие «поставит под угрозу позицию нейтралитета Бразилии» в конфликте между Украиной и Россией[83]. Комиссия по финансовому надзору и контролю и КМОНО Палаты депутатов 2 августа 2023 г. и 23 апреля 2024 г. обратились с запросом к МИД по этому поводу[84]. Отказ продать Украине машины скорой помощи вызвал широкую огласку в бразильской прессе и стал причиной «инцидента» в ходе совместной пресс-к онференции Лулы да Силва и премьер- министра Нидерландов М. Рютте 9 мая 2023 г., когда президент Бразилии в ответ на вопрос журналиста П.Р. Вилелы утверждал, что «это фейковые новости, по крайней мере для меня»[85]. Тем не менее давление со стороны Конгресса не привело к изменению позиции правительства. 12 марта 2024 г. на встрече с председателем КМОНО Палаты депутатов Л. Редекером (Бразильская социал- демократическая партия) украинский посол А. Мельник посетовал, что за два последних года ни один правительственный чиновник из Бразилии не посетил Украину, и добавил: «Есть много деклараций и жестов, но нет конкретных действий». Редекер согласился с ним, заявив: «Бразилия должна выйти за рамки формальных деклараций»[86]. Со своей стороны, администрация Болсанару, как и администрация Лулы да Силва, в дискуссиях с депутатами придерживалась по сути дела одной и той же позиции: мы формально осудили действия России, поэтому для критики со стороны парламентариев нет никаких оснований. Выступая на публичных слушаниях в сенатской КМОНО 6 апреля 2022 г. К. Франса оспаривал утверждение, что у Бразилии «сомнительная позиция» (posição dúbia) по поводу СВО и подчеркнул: «Агрессия недопустима. В тот момент, когда происходит вооруженный конфликт и вторжение на <чужую> территорию, мы понимаем, что Россия перешла красную линию. В отношении позиции Бразилии сомнений нет. Позиция Бразилии очень ясна»[87]. «С геополитической точки зрения Бразилия осуждает вторжение. Мы - единственная страна БРИКС, которая осуждает вторжение», - заявил П. Гедис 19 апреля 2022 г.[88] На упомянутой выше пресс- конференции 9 мая 2023 г. Лула да Силва дважды повторил: «Всем известно, что Бразилия осудила территориальную оккупацию Россией Украины»[89]. Такая осторожность правительства Бразилии - независимо от того, возглавлял ли ее правый популист Болсонару или левоцентрист Лула да Силва - может показаться удивительной, учитывая давление со стороны Конгресса, наличие большой украинской общины (600 тыс. чел.), проживающей в основном в штатах Парана и Сан- Паулу[90][91] и тесные торгово- экономические связи с США и другими западными странами. Так в 2022 г. бразильский экспорт в РФ был в 19 раз меньше бразильского экспорта в США, а бразильский импорт из РФ в 6,5 раза меньше бразильского импорта из США. Однако позиция Бразилии диктовалась не столько «традиционной нейтральностью» ее внешнеполитического курса, а вполне прагматичными материальными соображениями. 9 июня 2022 г. во время встречи в Лос- Анжелесе в Дж. Байденом в рамках 9-го саммита Америк Болсонару признал: «Мы сожалеем о конфликте, но у меня страна, которой нужно управлять. И из- за ее зависимости <от России> нам всегда нужно быть осторожными»[92]. На слушаниях в сенатской КМОНО 6 апреля К. Франса вполне откровенно заявил, что главная забота бразильского правительства в отношении вооруженного конфликта в Украине связана с поставками удобрений. «Они необходимы для сельского хозяйства», - подчеркнул он[93]. Удобрения, особенно азот, фосфор и калий, широко используются в сельскохозяйственном секторе Бразилии, которая потребляет 8 % всего мирового производства удобрений (4-е место в мире), импортируя 85 %, в основном из России. Удобрения составляли основную долю российского импорта в Бразилию (58,14 - в 2014 г., 61,97 - в 2021 г. и 71,42 % в 2022 г.), и Россия была их главным поставщиком в эту страну (20,45 в 2014 г., 23,29 в 2021 г. и 22,63 % в 2022 г.)[94]. Именно в этой зависимости кроется причина негативного отношения бразильского правительства к западным санкциям по отношению к РФ, ибо они могут затруднить регулярные поставки российских удобрений в Бразилию. Вооруженный конфликт России и Украины вызвал резкий скачок международных цен на удобрения, которые и так росли с июля 2020 г. и достигли пика в апреле 2022 г., что создало большой риск для бразильского агробизнеса[95][96]. Правда, затем они начали плавно снижаться, однако так и не вернулись к уровню лета 2020 г., стабилизировавшись к концу 2023 г. приблизительно на уровне мая 2021 г.[97] В этой ситуации ряд сенаторов выступил против планов продажи российской компании «Акрон» завода по производству азотных удобрений в Трес- Лагоасе (Мату- Гросу-ду- Сул), крупнейшего в Латинской Америке. Сенатор С. Тебет (БДД) назвала эти планы «преступлением против страны»[98]. 28 апреля 2022 г. «Петробрас» объявил об отказе от сделки[99][100]. В марте 2022 г. администрация Болсонару запустила Национальный план по удобрениям, целью которого являлось снижение к 2050 г. зависимости от импорта удобрений74, которую в декабре 2023 г. сенатор- прогрессист Л. Оливейра назвал «стратегической геополитической ошибкой»[101]. 6 апреля 2022 г. К. Франса пообещал сенаторам, что Бразилия постарается переориентировать импорт удобрений с России на Иран[102][103] [40]. Первоначально события в Украине представляли для Бразилии угрозу и в связи с ростом мировых цен на импортируемые ею энергоносители и пшеницу. Цены на пшеницу резко подскочили с началом СВО, цены на сырую нефть росли еще с ноября 2021 г., но с конца февраля 2022 г. они также стремительно пошли вверх. Однако с мая 2022 г. цены на пшеницу стали снижаться, а с июня и на сырую нефть, и проблема обеспечения Бразилии этими видами сырья утратила прежнюю остроту. Более того, после начала СВО и особенно с 2023 г. Бразилия стала извлекать выгоду из попыток западных государств ограничить экспорт российской нефти, наращивая ее закупки: если в 2017-2020 гг. доля закупок Бразилией российской нефти в составе импорта из России снизилась с 12,62 до 1,95 %, то в 2021-2023 гг. она увеличилась с 7,59 до 52,56 %; в результате нефть в 2023 г. стала главным предметом российского импорта. Если в 2022 г. Россия обеспечивала 4,7 % всего нефтяного импорта Бразилии, то в 2023 г. - 30,4 %[104]. Заключение Наш анализ позволяет сделать вывод, что дипломатическая реакция Бразилии на СВО была различной на уровне исполнительной и законодательной власти. Если позицию Конгресса и, особенно, оппозиционных партий можно в целом оценить как проукраинскую, то позиция президента и его правительства, независимо от их политико- идеологической ориентации, оставалась формально сбалансированной и нейтральной, а на практике скорее пророссийской, несмотря на то, что она была наименее пророссийской среди всех стран БРИКС. На наш взгляд, членство в этом объединении, по крайней мере, для Бразилии не стало определяющим фактором для ее политики по отношению к России и Украине в 2022-2024 гг. Гораздо более значимыми были экономические интересы этого латиноамериканского гиганта, который не мог без ущерба для своей экономики, в отличие от большинства европейских государств, отказаться от взаимовыгодных отношений с Россией. Именно эти обстоятельства - желание в дипломатическом отношении продемонстрировать нейтралитет, «усидев на двух стульях», внутриполитическое давление на Планалту, прежде всего, со стороны Конгресса, и лежащие в основе бразильской внешней политики трезвый расчет и стремление в максимальной степени соблюсти свои собственные национальные интересы - и следует учитывать России при выработке внешнеполитического курса по отношению к Бразилии в условиях усиливающейся геополитической конфронтации. Внешняя политика Бразилии останется прагматичной и осторожной - такой, которая позволила бы ей не брать на себя жесткие обязательства и не занимать определенную позицию в международных конфликтах за пределами Латиноамериканского континента. Ибо внешняя политика Бразилии является продолжением политики внутренней.About the authors
Ivan V. Krivushin
HSE University
Author for correspondence.
Email: ikrivushin@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-0030-7921
SPIN-code: 3351-9623
Scopus Author ID: 57191543761
ResearcherId: K-4974-2015
Doctor of Historical Sciences, Professor, Deputy Head of the School of International Affairs
17 Malaya Ordynka St., Moscow, 119017, Russian FederationReferences
- Kobernik VA, Smirnov VP. Analysis of indicators and problems in the development of trade and economic relations between Russia and Brazil. Economy and Management in Modern Conditions: Problems and Prospects. Maykop, 2024. P. 354–362. (In Russ.). EdN: PAVMAN
- Ratner SV. and others. Brazil as a promising market for Russian technologies in the field of agricultural digitalization. Economic Analysis: Theory and Practice. 2024; Vol. 23.;9 (552):1721–1736. (In Russ.). https://doi.org/10.24891/ea.23.9.1721 EdN: HQQELC
- Sidorov A.A. Trade exchange between Russia and Brazil: Current trends and issues. Latin America. 2024;(8):54–68. (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S0044748X24080032 EdN: AGWdCM
- Bezerra M. Brazil and Russia: divergent perspectives in Latin America. Latin America. 2019;(2):90–95. (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S0044748X0006157-1 EdN: VTVCHO
- Martynov BF, Borzova AY. The history of Brazil’s foreign policy and diplomacy. Moscow; 2021. (In Russ.). EdN: PRVMKT
- Okuneva LS. The visit of Brazilian president Jair Bolsonaro to Russia. Latin America. 2022;(12):23–41. (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S0044748X0019315-5 EdN: WAPFUB
- Krause F. Explaining Brazil’s stance on the Ukraine War. Bulletin of Latin American Research. 2024;43(4):326–329. https://doi.org/10.1111/blar.13575
- Casarões G., Barros Leal Farias d. Brazilian foreign policy under Jair Bolsonaro: Farright populism and the rejection of the liberal international order. Cambridge Review of International Affairs. 2022;35(5):741–761. https://doi.org/10.1080/09557571.2021.1981248
Supplementary files







