The situation of Syrian Christians in the context of the Arab Spring events

Cover Page

Cite item

Abstract

The article is based on the information published in foreign and Russian sources and media, as well as on the basis of the author’s own research and interviews carried out in Syria. The aim of the work is to study the situation of Syrian Christians after the events of the Arab Spring-2011. This is the scientific novelty of the topic. The article is devoted to the problems that not only touched, but most dramatically affected the life of Christians in Syria, who traditionally presented at least 12% of its population (and much more in the past). They are representatives of the “most indigenous” religion in the Syrian Arab Republic (SAR). The work also traces the role of Christians in the history and socio-political life of Syria, analyzes their current situation, evaluates the events of recent years and draws appropriate conclusions. In particular, the author believes that the Arab Spring led not only to huge human and economic losses, but also to serious ethno-confessional structural changes in the society of the SAR. With the possible disappearance of this native part of the Syrian population, who lived here and represented almost all the inhabitants of that region before the Islam, the republic may lose not only 12 percent of the most educated and active part of its population, but also its tourist attractiveness in the eyes of the whole world. Although Syria has always been considered the cradle of Christianity it could lose its reputation as one of the most tolerant countries of the Arab world.

Full Text

Введение Нынешнее положение христианского населения после начала в Сирии так называемой «арабской весны» вызывает обоснованную тревогу не только в этой арабской стране, но и во всем цивилизованном мире. Именно поэтому и была выбрана эта тема. К сожалению, пока не существует достаточно публикаций, посвященных данному вопросу. По этой причине в качестве источников были использованы немногочисленные статьи иностранных авторов и информация в основном из российских и иностранных СМИ и интернет-ресурсов, а также собственные материалы автора, полученные им в результате поездки в Сирию и общения с гражданами этой страны. Цель исследования - изучение тех процессов и изменений, которые были вызваны событиями «арабской весны» и затронули жизнь христианского населения Сирии. Феномен сирийской истории Сирийская земля - родина трех мировых монотеистических религий. Кроме того, она подарила человечеству первый в мире алфавит. Глиняная табличка с буквами из финикийского города Угарит сегодня - достояние Национального музея Дамаска. В Сирии сохранились памятники-шедевры почти всех мировых цивилизаций: ассирийской, вавилонской, финикийской, эллинистической, персидской, древнеримской, византийской, арабо-исламской, европейской времен крестовых походов… Недаром, знаменитый французский археолог Андрэ Парро, проработавший многие года в Сирии и ставший затем директором Лувра, писал: «У каждого цивилизованного человека есть две родины. Одна - где он родился, другая - Сирия» [1]. Что же говорить о нас - русских, в большинстве своем православных? Все знают, что Русь в 988 году приняла крещение при князе Владимире. А кто был первым митрополитом или архиепископом Руси - знают не все. А им стал святитель Михаил Сирин. Имя говорит само за себя - родом этот византийский монах был из Сирии. До начала так называемой «Арабской весны» каждый восьмой гражданин Сирии был приверженцем христианской веры, причем большей частью ортодоксальной, то есть православной. А до прихода сюда в 7 веке арабов-мусульман практически все население Сирии и Палестины составляли христиане. Дамаск, как и Иерусалим, - колыбель христианства. Отсюда началось распространение христианства по миру - благодаря апостолу Павлу, который прозрел и крестился в Дамаске от старца Анания. Сирия буквально пропитана библейскими сюжетами. Не зря же Дамаск 23 раза упомянут в Библии [2]. Христиане в истории Сирии Христиане всегда играли особую роль в сирийском обществе на протяжении двух тысяч лет, то есть со времени появления христианства. Не зря в этой стране десятки монастырей и храмов, относящихся к первым векам нашей эры. Еще с византийских времен приверженцы этой новой тогда религии были активны в духовной, политической, экономической, культурной жизни этого края. Среди сирийских выдающихся деятелей христианской мысли можно назвать святителя Иоанна Златоуста, который в Антиохии и в сирийской пустыне написал свои богословские произведения. Не менее известны и такие деятели, как св. Симеон Столпник, Ефрем и Исаак Сирин, Дорофей Газский, Иоанн Мосх. Еще в эпоху Омейядского халифата был широко известен богослов, философ и поэт Иоанн Дамаскин. Он стал приближенным лицом халифа Язида. Однако затем Иоанн подался в один из иерусалимских монастырей, где и провел последние 30 лет жизни, написав философские и богословские работы, обессмертившие его имя. В своих трудах Иоанн Дамаскин выступал против несторианской ереси и иконоборчества [3]. Православная церковь причислила Иоанна Дамаскина к лику святых. А поэт и писатель Алексей Толстой посвятил ему поэму, которую назвал по имени ее героя: «Иоанн Дамаскин». Сирия подарила христианству таких великих подвижников, как Иоанн Златоуст, Ориген, Иероним, Роман Сладкопевец, Евсевий и Прокопий Кесарийский. Именно на сирийской земле совершалось слияние античного наследия и новой христианской духовности. Этот симбиоз сыграл огромную роль в становлении и российской культуры, уходящей своими корнями в византийские традиции. Позже широкое распространение, в том числе и в Европе, получили идеи всемирно известных сирийских просветителей-христиан: аль-Кавакиби, Селима аль-Бустани, Насыфа и Ибрагима аль-Языджи, Бутруса аль-Бустани… Среди христиан Сирии во все времена насчитывалось также много известных поэтов, ученых, философов, политиков. В новейшее время христиане выступали главными активистами в Национальном Блоке. То была партия (вернее, блок партий), которая в 30-40-х годах ХХ в. во время французского мандата внесла весомую лепту в дело получения независимости Сирии [4]. Сирийские христиане боролись в рядах сирийского вооруженного сопротивления против иностранной оккупации, в годы национально-освободительной борьбы. Еще, казалось бы, совсем недавно один из них - христианин Фарис аль-Хури не только дважды побывал премьер-министром Сирии, но в пятидесятые годы прошлого века также представлял свою страну в ООН. Многие из христиан назначались на высокие государственные должности после обретения независимости от Франции, затем в сложные годы египетско-сирийского государственного союза - Объединенной Арабской Республики в 1958-1961 гг. Кроме того, в Сирии имел место беспрецедентный случай в истории исламского мира, когда после военного переворота в стране все полномочия президента, главы кабинета и парламента были возложены на христианина Саида Исхака [5]. Неудивительно, что среди основателей самых влиятельных в стране партий - сирийской Компартии и ставшей затем правящей партии Баас (ПАСВ) оказались также христиане. Отец-основатель Баас - Мишель Афляк принадлежал к греческой православной церкви и получил высшее образование в парижской Сорбонне. Афляк утверждал, что ислам - не столько вера, сколько культура, а Коран - не столько божественное откровение, сколько творение арабского гения, равноценное и для мусульман, и для арабов-христиан [6]. «Арабская весна» и сирийские христиане Христиане в Сирии, можно сказать, непропорционально обширно присутствовали в сирийской элите, занимая важные посты в парламенте, правительстве, в армии. Кстати, через несколько месяцев после начавшейся в 2011 г. гражданской войны Президент Сирийской Арабской Республики (САР) Башар Асад назначил на пост министра обороны православного христианина генерала Дауда Раджиху. Сам по себе этот факт говорит о многом - руководство Сирии считало христиан весьма надежной опорой и важным союзником внутри страны в борьбе с терроризмом. Однако в июле 2012 г. генерал Дауд погиб в результате теракта, осуществленного террористом-смертником [7]. Военнослужащие-христиане принимали активное участие в боях с исламистскими наемниками, многие погибли. При этом они предпочитали служить в подразделениях с мусульманами, считая, что у них общая родина, а значит и единая армия, и не формировать собственные монорелигиозные боевые единицы, как это, например, было в Ливане [5]. Особая тема - положение христианского населения Сирии после начавшейся в арабском мире, в том числе и в Сирии, так называемой «арабской весны». Захлестнув сначала Тунис, затем Ливию, Алжир, Йемен и Египет, эта волна беспорядков, замешанная на экстремистских исламских лозунгах, к весне 2011 года докатилась и до САР, которая уже не одно десятилетие считалась весьма спокойной страной, даже несмотря на череду арабо-израильских войн в прошлом и 15-летнюю гражданскую войну в соседнем Ливане в 1974-1989 годах. Сирия имеет свои особенности и специфику. Речь идет о довольно сложном межконфессиональном и национальном составе населения этой республики. Именно противоречия в этой сфере, которые активно начали разжигать противники нынешней власти в САР, стали одним из основных факторов, повлиявшим на ход событий сирийской «арабской весны». А она затянулась как минимум на долгих семь-восемь лет, вылившись на деле в полномасштабную гражданскую войну. В ней принимали участие десятки тысяч наемников из около ста государств практически всех континентов мира [8]. В годы «арабской весны» сирийская оппозиция (в основном из суннитской части мусульман) выступала, прежде всего, против внутренней политики властей, которых, естественно, олицетворяла с «президентом-еретиком» Башаром Асадом, ибо тот является представителем одного из направлений в шиитском исламе - алавизма. Оппозиционеры всех мастей выступали против «засилья алавитов на руководящих постах». Уход Асада был главным условием оппозиционеров. Второй же мишенью экстремистов и террористов стало христианское население Сирии. События последних лет в Сирии не только катастрофически подорвали экономику страны, но и привели к серьезным конфессионально-этническим столкновениям и, как следствие, к структурным изменениям в сирийском обществе, в том числе существенному сокращению христианского населения. «Мы все - одной веры» А между тем у христианства и ислама гораздо больше общего, чем различного. Даже самая знаменитая и грандиозная мечеть Сирии (а в свое время и всего арабского мира) - мечеть Омейядов в Дамаске разместилась под сводами византийского собора Святого Закарии. Там в большом зале находится гробница Св. Иоанна Крестителя (он же пророк Яхья в мусульманской традиции). Здесь покоится голова святого, найденная в 705 г. в одном из подземных склепов при перестройке базилики в мечеть. В этом месте, где история христианства и ислама словно объединились, побывали многие главы государств. В том числе в дни Рождества 2020 года мечеть осмотрел и Президент РФ Владимир Путин, посетивший тогда Дамаск [9]. Но самым необычным посетителем мечети за всю ее историю, на мой взгляд, стал в мае 2001 года глава Ватикана Папа Иоанн Павел Второй. Высший чин римской католической церкви переступил порог древнейшей мусульманской святыни. В прогулке по мечети понтифика сопровождал другой старец - мой давний знакомый покойный верховный муфтий Сирии шейх Ахмед Кафтаро. Это была их уже не первая встреча. Муфтий ранее бывал в Ватикане. Однажды, как рассказывал мне сам шейх, понтифик признался мусульманскому коллеге, что ежедневно читает Коран, на что муфтий продемонстрировал, что знает наизусть целые главы из Библии. Во время экскурсии по мечети Омейядов Ахмед Кафтаро сообщил гостю о том, что в первые годы ислама здесь мусульмане и христиане молились под общей крышей своему единому общему Богу. Да и сам пророк Мухаммед, как известно, разрешал христианам совершать молитву в своей мечети. «Ведь главное заключается в том, - говорил мне верховный муфтий Aхмед Кафтаро во время одной из встреч, - что все религии - это одна вера. Мы все - одной веры. Так учил пророк Мухаммед. Цель любой веры - совершенствовать человека, его душу, вести от худшего к лучшему, от невежества к просвещению, к добру и любви. Коран был ниспослан пророку Мухаммеду в подтверждение учений Моисея и Христа, а не в опровержение их. Ислам не противоречит христианству. Он вбирает в себя все, чему поклоняются христиане, и вместе с тем открывает новые горизонты. Так что мечеть, - сказал муфтий, - является одновременно и христианским храмом» [10]. «Настало время серьезного изучения заветов пророков и активизации обширного диалога между двумя конфессиями, развития взаимопонимания и поиска точек соприкосновения на основе общих принципов наших мировых религий. Я говорю мусульманам: подлинный ислам никогда не отрицал и не разрушал то, что было создано до него. Новая религия пришла совершенствовать, дополнить и исправить то, что испортило время. Цель каждого мусульманина должна заключаться в том, чтобы творить добро, помогать всем рабам Божьим, независимо от их убеждений. Скажу и христианам: нет мусульманина, который не верил бы в Христа и его мать деву Марию, в Священную Библию. Более того, ислам - религия мусульман - не будет полной, если не верить во всех библейских пророков. И пусть христиане поверят в пророка Мухаммеда, равно как все мусульмане изначально верят в Христа, да святится имя его и всех других пророков» [11]. Настало время христианам и мусульманам протянуть руку в знак признания друг друга. Такой же философии придерживается и нынешний верховный муфтий САР Ахмад Бадр эд-Дин Хассун, с которым мне также довелось беседовать в Дамаске в 2017 году. Неудивительно, что такие мусульманские деятели, проповедующие братство между мусульманами и христианами, становятся в прямом и переносном смысле мишенью со стороны исламистских экстремистов и террористов не в меньшей степени, чем сами сирийские христиане. Итоги «весенней» жатвы Среди 22 членов Лиги Арабских государств (ЛАГ) Сирия после Ливана в процентном отношении занимает второе место по доле проживающих в стране христиан. До событий «арабской весны» этот показатель, по некоторым статистическим данным, утверждениям многих христиан и даже конфиденциальным признаниям ряда государственных чиновников, составлял от 12 до 15 процентов от общего числа населения. Сегодня он сократился вдвое, а по некоторым данным, даже в три и более раз. Более миллиона христиан бежали с насиженных мест в соседние страны или в Европу. Тысячи погибли и были казнены бандитами, называвшими себя «борцами за чистоту ислама» и «возрождение халифата». Неудивительно, что прямым следствием разрушительных действий так называемых исламистов из различных организаций стало уничтожение памятников, храмов и других архитектурных сооружений, имеющих отношение к христианству и его истории. Там халифатчики устраивали огневые точки, но чаще их разрушали просто потому, что, по их разумению, христианам не место в арабском мире. Сирийская сеть по правам человека в докладе «Христианские святыни под прицелом», опубликованном в 2015 году, задокументировала 63 храма, подвергшихся обстрелам и нападениям лишь только в первые три года войны. Причем разрушителями выступали, увы, вольно или невольно, практически все вовлеченные в конфликт стороны [12]. Город Маалюля - единственное место в мире, где до сих пор сохранился арамейский язык, на котором говорил Христос. Там с момента разразившегося в 2011 г. конфликта население пыталось сохранить нейтральную позицию. Однако исламисты из «Ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена на территории РФ) в сентябре 2013 года захватили город, убив там 20 христиан [13], они разрушили многие дома и храмы, в том числе нанесли ущерб древнейшему храму Святого Сергия. Кстати, именно имя этого сирийского святого в 14 веке взял игумен земли русской Сергий Радонежский. Многие жители и служители культа Маалюли были убиты. А в декабре 2013 года в той же Маалюле террористы похитили 13 монахинь из старейшего в мире женского монастыря Мар Текла (Святой Феклы - ученицы апостола Павла). Сестер удерживали в качестве заложников в течение трех месяцев. Усилиями многих людей и благодаря международному вмешательству монахини были освобождены. Пленницы вернулись в свой монастырь. Но их обитель - часть мирового и сирийского и национального достояния оказался разрушен и осквернен халифатчиками. Под руинами храмов погибли архивные документы, ценные иконы и церковное имущество [14]. Что говорить о менее известных местах и христианских памятниках? Но главное это, конечно, люди. И прежде всего, мирное население. В Сирии родители-христиане так воспитывали детей, что многие из них даже перед угрозой смерти отказывались отречься от своей веры. Наиболее активными в расправах над «иноверцами» были запрещенные в РФ террористические группировки «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра». В последние несколько лет процесс миграции христиан резко ускорился из-за вооруженного конфликта. Хотя официальной статистики нет, но по некоторым оценкам, число сирийских христиан сократилось с 15% от общей численности населения в начале 1980-х годов до 4,8% в 2008 году [15]. А сейчас этот показатель оценивается не более чем в 2%. В Алеппо, Хаме и Хомсе резко сократилось число христианских жителей. Христианские общины в Дамаске, Латакии и Вади ан-Насаре часто принимали перемещенных христиан из других городов [16]. По словам священника из Алеппо и представителя Национального евангелического Синода Сирии и Ливана Ибрагима Нусейра, сокращение числа христиан в Сирии - это надолго, и неизвестно, смогут ли местные общины пережить эту войну [17]. Согласно, например, американским данным, лишь только в одном 2015 го-ду Сирию покинули более 700 тысяч христиан [13]. Кстати, именно тогда Москва и приняла решение о направлении в эту страну своих ВКС с целью оказания военной поддержки Дамаску. Темпы исхода христиан стали снижаться. После разгрома при содействии России бандитских формирований процесс выезда из страны христиан прекратился. Отрадно, что многие уехавшие в годы боевых действий семьи стали возвращаться в освобожденные правительственными войсками районы. «Арабский весенний» исход прекратился. Но вот вернутся ли на родину все те, кто ее покинул, особенно молодежь? На это вопрос мы узнаем ответ только со временем. Заключение События «арабской весны» в Сирии привели не только к колоссальным человеческим и экономическим жертвам, но и к серьезным этноконфессиональным структурным изменениям в обществе. В результате боевых действий и разгула насилия от рук исламских фундаменталистов погибли тысячи сирийских христиан, более двух миллионов из них покинули свои дома и родину. Разрушенными и уничтоженными оказались сотни памятников христианской архитектуры, а также византийской, древнеримской, эллинистической и других эпох. С уходом исконно сирийской части христианского населения, проживавшего здесь задолго до прихода в 7 веке ислама и представлявшего в те времена почти всех жителей того края, страна может лишиться 12 процентов самой образованной и активной части своего населения, потерять свою туристическую привлекательность как колыбели христианства, а также утратить репутацию одного из самых толерантных государств арабского мира. Не допустить исчезновения христиан с земли Сирии - задача не только самих сирийцев и властей этой республики, но и всего цивилизованного мира.

×

About the authors

Sergei Leonidovich Medvedko

Russian State University for the Humanities

Author for correspondence.
Email: smedvedko@mail.ru

PhD (History), Associate Professor

125993, Moscow, Miusskaya ploschad, 6

References

  1. Basma Qaddour. Adnan Azzam Unmasks Hidden Face of War on Syria before French Public Opinion. The Syria Times 07.03.2018. Available from: http://syriatimes.sy/ index.php/syria-past-present/culturt/35274-adnan-azzam-unmasks-hidden-face-of-war-on-syria-before-french-public-opinion [Accessed 09.07.2020].
  2. The Bible on line. Damascus. Available from: https://bible.by/symphony/word/5/106/ (In Russ.).
  3. Sakharov N. Hierodeacon. Almanac “Alpha and Omega”. 2001, № 28. Available from: https://www.pravmir.ru/o-prichinah-ikonoborcheskih-sporov-soglasno-traktatu-prepodobnogo-ioanna-damaskina-pervoe-zashhititelnoe-slovo-protiv-otvergayushhih-svyatyie-ikonyi/ (In Russ). [Accessed 10.07.2020].
  4. Pierre Guingamp. Hafez El Assad et le Parti Baath en Syrie. Editions L’Harmattan, 1996.
  5. Stremidlovsky S. Christianity in Syria – who has it prevented? IA Regnum 01.10.2015. Available from: https://news.rambler.ru/articles/31498385/?utm_content=rnews&utm_ medium=read_more&utm_source=copylink (In Russ.). [Accessed 11.06.2020].
  6. Mlechin LM. Putin, Bush and the war in Iraq. Available from: http://litrus.net/book/ read/95166?p=15 (In Russ.). [Accessed 11.06.2020].
  7. Terror act in Damascus. Available from: https://www.newsru.com/world/18jul2012/ terakt.html (In Russ.). [Accessed 11.06.2020].
  8. Ismail Boudaya F. Interview. Maraya International. 2018;12(50):1. (In Russ.).
  9. Putin presented the 17th century Koran to the Grand Mosque of Damascus. RIA Novosti. 07.01.2020. Available from: https://ria.ru/20200107/1563170432.html [Accessed 07.11.2020]. (In Russ.).
  10. Medvedko SL. Cross the threshold. Literaturnaya Gazeta. 2001, May 23–29:21. Available from: http://old.lgz.ru/archives/html_arch/lg212001/polit/art12.htm [Accessed 10.06.2020]. (In Russ.).
  11. Medvedko SL. Hope is in faith and love. LG-Dosye; 1991 (7):6. (In Russ.).
  12. Syrian Network for Human Rights. Targeting Christian places of worship in Syria. 2015. Available from: http://sn4hr.org/wp-content/pdf/english/Targeting_churches_ in_Syria_en.pdf [Accessed 10.07.2020].
  13. Chapman MW. CNSNews, 31.10.2016 Available from: https://www.cnsnews.com/ news/article/michael-w-chapman/2011-christians-syria-125-million-2016-christians-syria-less-500000 [Accessed 19.07.2020].
  14. Syria crisis: Nuns freed by rebels arrive in Damascus. 2014, March 10. BBC. Available from: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-26510202 [Accessed 25.07.2020].
  15. Kawakibi S. The migration of Syrian Christians. Middle East Institute. 19.04.2010. Available from: http://www.mei.edu/content/migration-syrian-christians [Accessed 16.07.2020].
  16. Oehring O. Christians in Syria: Current Situation and Future Outlook. Konrad Adenauer Stiftung. 2017. Available from: http://www.kas.de/wf/doc/kas_47863-544-2-30.pdf?170711155133 [Accessed 16.07.2020].
  17. Efimova M. The Cross of the East. RIA Novosti. 03.02.2018. Available from: https://ria.ru/20180203/1513695386.html [Accessed 19.07.2020]. (In Russ.).

Copyright (c) 2021 Medvedko S.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies