Agricultural work on the sacred lands of Attica IV B.C. according to epigraphica

Cover Page

Cite item

Abstract

This article deals with the issue of carrying out agricultural work on the sacred lands of ancient Attica (Athens region) in the IV century B.C. The author relies on epigraphic sources, which are inscriptions on stone steles containing texts of lease agreements on sacred lands of the IV century B.C, and also uses information from ancient authors. The author also attracts scientific works of domestic and foreign authors devoted to the problem of agrarian relations in the ancient Greek polis. According to the author, the analysis and study of agricultural work on the territory of the sacred lands of Attica deserves a separate article, since the study of this issue makes it possible to more thoroughly consider agricultural relations in the Athenian polis of the IV century B.C, to present the meaning of sacred land ownership. In the first part of the article, the author analyzes the types and nature of agricultural work on sacred lands (temenos). The second part is devoted to the problem of responsibility of tenants and landlords for the performance of work on the territory of temenos. As a result, the author comes to certain conclusions. In the fourth century B.C, the sacred lands of Attica required special care after the end of the devastating actions of the Peloponnesian War. The temenos were at the disposal of the polis, with demes and religious unions as their landlords. The leasing of land made it possible to ensure the stable preservation of the land fund, to ensure the agricultural development of the temenos. Tenants (private individuals) were required to provide careful care for the leased land. At the same time, the author draws attention to the fact that in some cases the tenants were very well-known, wealthy citizens of the polis, for whom participation in the lease of sacred lands was a kind of liturgy. In such cases, it is difficult to determine who performed agricultural work on the leased land, most likely, it was special employees, whose work was paid by the tenant. At the same time, according to the epigraphica, there was no sublease.

Full Text

Введение В эпоху древнего мира сельское хозяйство играло особую роль, составляя основу экономики. В Древней Греции IV в. до н. э. появляются труды выдающегося мыслителя Ксенофонта, который обращает внимание на ведущее значение сельскохозяйственных работ в жизни древнегреческого полиса, призывая граждан активно участвовать в возделывании земельных участков [1. С. 16]. В истории древних Афин IV в. до н. э. был весьма непростым временем. В конце V в. до н. э. завершилась Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, после окончания которой многие земли Аттики (области Афин) оказались в разорении и запустении [2. C. 43]. Среди таких земель были священные участки, называемые теменосами. Перед древнегреческим полисом возникла важная задача, связанная с проведением сельскохозяйственных работ на этих земельных участках, заботой об их процветании. В большинстве случаев эти земли находились в распоряжении территориально-административных подразделений полиса - демов и религиозных союзов, которые старались передавать теменосы в аренду частным лицам, поскольку по условиям арендного соглашения предполагался тщательный уход за этими территориями [2. C. 66-67]. В связи с этим цель настоящей статьи заключается в том, чтобы рассмотреть вопрос об организации сельскохозяйственных работ на территории теменосов в ходе аренды, представить состав участников арендной сделки, обеспечивающих надлежащий уход за священными землями. В качестве основного источника используется эпиграфический материал. Это надписи на каменных стелах из Аттики IV в. до н. э., которые представляют собой договора о сдаче в аренду священных земель. Прежде всего это документы, посвященные сдаче в аренду теменосов религиозными сообществами оргеонов. Особый интерес для изучения данного вопроса также представляют договора об аренде, в которых сказано о проведении сельскохозяйственных работ на священных землях, посвященных Аполлону Ликейскому и богу Гермесу. Весьма подробные сведения по интересующему нас вопросу также содержатся в договоре о сдаче в аренду теменоса героя Тесея, который находился на территории дема Пирея, а также в надписи о сдаче в аренду теменосов демом тейтрасийцев. Перевод и анализ текста этих документов дают возможность представить виды и характер сельскохозяйственных работ на территории теменосов. Тексты этих источников представлены в сборниках эпиграфических материалов, изданных за рубежом в ХХ в. Больше всего интересующих нас надписей содержится в сборнике, изданном под редакцией В. Диттенбергера [3]. Тексты о сдаче в аренду священных земель также встречаются в коллекции эпиграфических материалов, изданных Х. Плекетом в 1964 г. [4] В науке наименование этих сборников принято сокращать при ссылке на них в тексте научных трудов, как IG. и Pleket соотвественно. В нашей статье также будут использованы эти общепринятые сокращения. Кроме того, в ряде случаев будут привлекаться сведения античных авторов, которые в своих трудах представляли состояние сельскохозяйственных работ на территории Аттики. Прежде всего это сведения Ксенофонта и Феофраста. В историографии встречаются отдельные работы, в которых авторы обращаются к проблеме аграрных отношений в древней Аттике IV в. до н. э. В.Н. Андреев в своих трудах изучает развитие земельных отношений в Аттике, подробно анализируя эпиграфический материал [5]. Л.М. Глускина в своем специальном исследовании о социально-экономическом развитии Афин IV в. до н. э. подробно рассматривает систему сельского хозяйства, обращая внимание на виды земледельческих работ и категории сельскохозяйственных работников [6]. Из зарубежных исследований, посвященных теме сельскохозяйственных работ в Аттике IV в. до н. э., следует назвать труд М. Финли [7], а также работу Р. Осборна, в которой автор обращается к проблеме аренды на землях Древней Греции IV в. до н. э. [8]. При этом, как правило, авторы подробно останавливаются на изучении сельскохозяйственных работ на частных землях, обращают внимание на систему организации труда крестьян Аттики, не рассматривая подробно вопрос о земледелии на территории теменосов. Между тем священные земли Аттики в силу их особого статуса имели важное значение для греческого полиса, и в связи с этим рассмотрение вопроса об организации сельскохозяйственных работ на этих территориях представляется нам весьма актуальным. Система организации сельскохозяйственных работ на священных землях Аттики IV в. до н. э. Судя по сведениям эпиграфики и сообщениям античных авторов, в Древней Греции священный участок земли (теменос), как правило, представлял собой территорию, на которой могли находиться поля и сады, а также различные культовые и хозяйственные постройки, посвященные какому-либо божеству или герою [2. C. 68]. Эти земли были под контролем полисных властей, которые во многих случаях передавали их в распоряжение отдельных подразделений полиса - демов или священных сообществ, которыми чаще всего являлись оргеоны [2. C. 43-44]. Именно эти организации осуществляли контроль за священными землями, заботились об их развитии и процветании. В период Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н. э.) многие земли Афин и их области Аттики подверглись разорению. Об этом сообщает древнегреческий историк Фукидид в своей «Истории» (III. 28. 3 - 4). При этом в нашем распоряжении нет подробных сведений о том, насколько пострадали теменосы. Однако можно предположить, что их также затронули события военных лет. В.Н. Андреев отмечает, что, не следует преувеличивать степень разорения аттического сельского хозяйства после завершения Пелопоннесской войны, но при этом не нужно отрицать тот факт, что события военных лет не могли не отразиться на развитии земледелия Аттики [5. C. 307-308]. Судя по сведениям эпиграфического материала, в Аттике IV в. до н. э. коллективы старались тщательно заботиться о сохранении рентабельности священных земель и с этой целью организовывали их сдачу в аренду. Основная часть договоров о сдаче в аренду теменосов содержит подробные условия соглашения для арендатора, что позволяет представить виды и характер сельскохозяйственных работ. В договорах о сдаче в аренду священных земель прежде всего содержатся указания на то, какие работы необходимо проводить на арендованном участке. При этом можно заметить, что они разделены на уход за полем и обработку сада. В случае проведения полевых работ предусматриваются специальные условия, связанные с посадкой и выращиванием полевых культур. Так, в договоре о сдаче в аренду священного участка бога Гермеса подробно представлен целый график земледельческих работ. Прежде всего сказано о том, что земельный участок, принадлежащий божеству, необходимо возделывать попеременно, половину его следует засеять пшеницей и ячменем, на другой половине посадить молодые бобовые культуры, а часть оставшейся земли не засеивать (IG. II2. 2493. 6 - 10). В надписи о сдаче в аренду священных теменосов в Пирее также говорится о необходимости для арендатора проводить посев зерновых культур попеременно, оставляя часть земли под паром (IG. II2. 2498. 20 - 25). Подобное описание весьма напоминает рассказ античного автора Феофраста о порядке выполнения сельскохозяйственных работ. Древегреческий ученый также, как и составители договора об аренде, предлагает сеять пшеницу в два срока: первый и самый главный посев приходится на время около захода Плеяд. Второй срок - это начало весны после зимнего солнцестояния (Исследование о растениях. VII. 12). При этом у Феофраста, как и в договоре об аренде священной земли, особое внимание обращено на важность правильного распределения посевных площадей, когда после посева бобовых культур рекомендуется сажать пшеницу, поскольку после выращивания бобов почва становится более плодородной (Исследование о растениях. VII. 20). Ксенофонт в «Домострое» в главе о посевах также обращает внимание на то, что культуры необходимо сажать в определенном порядке, а часть земли должна оставаться незасеянной (17. 5 - 6). Таким образом, мы видим, что в Древней Греции существовала общепринятая практика возделывания зерновых культур, которой, по-видимому, старались придерживаться участники сельскохозяйственных работ на теменосах в Аттике IV в. до н.э. Следование общей практике и тщательное соблюдение общепринятых правил заметно и в отношении садовых работ, проводимых на священных землях. В надписи о сдаче в аренду теменосов имеются особые предписания относительно выращивания плодовых деревьев. Так, в договоре о сдаче в аренду земельного участка Гермеса сказано о том, что необходимо дважды в год окапывать смоковницы и другие плодовые деревья, а также позаботиться о постановке частокола, чтобы дать возможность для произрастания молодой поросли (IG. II2. 2493. 18 - 23). Подобные предписания также содержатся в надписи, посвященной сдаче в аренду теменоса Аполлона Ликейского. В этом договоре говорится о необходимости провести специальные работы по обрезанию старых ветвей и удобрению почв для того, чтобы вырастить густые и крепкие оливы (IG. II2. 2501. 8 - 10). В договоре о сдаче в аренду теменоса героя Эгрета также содержится предписание о необходимости тщательного ухода за садовыми деревьями и о посадке новых растений в случае, если какие-то из культур погибнут (IG. II2. 2499. 14 - 18). Судя по сведениям договоров об аренде священной земли, при проведении сельскохозяйственных работ тщательно учитывались различные факторы. Скорее всего, особое внимание обращалось на местоположение участка, уровень плодородия почв, поскольку практически в каждом договоре говорится о том, с какими территориями граничит теменос, упоминается о нахождении на его земле водоемов, оврагов, рвов и других природных объектов [2. C. 66-67]. Подобные предписания можно встретить в договорах о сдаче в аренду частных земель [8. P. 309-310], а также в арендных соглашениях из других областей греческого мира, относящихся к IV в. до н. э. Судя по сведениям эпиграфики, в разных районах Древней Греции в IV в. до н. э. существовала практика сдачи священных земель в аренду, и условия арендных договоров предусматривали тщательное выполнение сельскохозяйственных работ. В качестве примеров можно назвать предписания договоров о сдаче в аренду теменосов из Аморгоса (IG. XII. 7. 62. 7 - 13), из Гераклеи (IG. XIV. 645. 1. 135 - 138), а также арендное соглашение относительно земельных участков храма Муз в Феспиях (Pleket. 46 - 48). Таким образом, мы видим, что в Аттике IV в. до н. э. осуществлялась тщательная забота о священных землях. Сельскохозяйственные работы на теменосах проводились в соответствии с общими правилами, принятыми на территории греческого мира. Ответственность за выполнение сельскохозяйственных работ на священных землях Аттики IV в. до н. э. Арендодатели (демы и религиозные союзы) передавали священные земельные участки в аренду гражданам, социальный статус которых сложно с точностью определить, поскольку в надписях даны имена этих лиц без указания на их социальную принадлежность. Можно предположить, что арендаторами были граждане, имеющие совершенно разное социальное положение. В договоре о сдаче в аренду священных земель в Пирее в качестве арендатора, скорее всего, был гражданин невысокого социального происхождения, поскольку арендная плата составляет весьма небольшую сумму 10 драхм ежегодно, которая выплачивается не сразу, а по половине (IG. II2.2498,5-6). При этом Р. Осборн, изучая социальный состав арендаторов теменосов на разных территориях Древней Греции, предполагает, что в большинстве случаев это были весьма состоятельные и известные в полисе граждане, для которых участие в арендной сделке было исполнением своеобразной литургии, заключающейся в заботе о процветании храмового землевладения [8. P. 287]. При этом возникает вопрос о том, кто выполнял сельскохозяйственные работы на священных землях, сданных в аренду. В случае, когда арендатор занимал невысокое социальное положение, по-видимому, он сам работал на земле. При аренде теменосов гражданами высокого социального статуса можно предположить, что эти состоятельные лица предоставляли специальных работников, труд которых они оплачивали сами [2. C. 104-105]. По данным эпиграфики случаи субаренды в Аттике IV в. до н. э. на общественных землях не выявлены [6. C. 58]. Судя по сведениям договоров об аренде теменосов, все арендаторы независимо от их социального статуса обязаны нести определенную отвественность при выполнении сельскохозяйственных работ. Прежде всего арендаторам предписано выполнять все необходимые земледельческие работы в соответствии с предусмотренным договором графиком (IG. II2. 2493. 10 - 15; 2494. 10 - 15.2499. 5 - 10). Арендаторам также предписывалось следить за тем, чтобы за период аренды увеличилось количество урожая, был обеспечен своевременный уход за почвой и плодовыми деревьями (IG. II2. 2493. 15 - 20; 2494. 15 - 16; 2498. 20 - 23). В соответствии с условиями арендного соглашения арендодатели требовали, чтобы арендаторы следили за поливом обрабатываемой территории. Так, в договоре о сдаче в аренду теменоса Аполлона Ликейского арендатору предписано позаботиться о том, чтобы земля постоянно орошалась (IG. II2. 2494. 8 - 9). В арендном соглашении тейтрасийцев также сказано о необходимости обеспечить земельный участок своевременным поливом (Pleket. 46. 11 - 12). Такие предписания вполне объяснимы, поскольку следует учитывать, что на территории древней Аттики часто бывала засуха. Кроме того, многие территории находились в гористой, каменистой местности, где было весьма непросто организовать своевременный полив земельных участков [2. C. 67-68]. В ряде случаев арендаторам также предписано обеспечивать необходимое удобрение почвы. Так, в договоре о сдаче в аренду теменоса Гермеса сказано, чтобы арендатор позаботился об обеспечении правильного удобрения, в частности, говорится, что для выращивания плодовых деревьев необходимо своевременно вносить навоз (IG. II2. 2493, 25 - 28). Греки прекрасно понимали необходимость внесения удобрения, учитывая то, что во многих случаях почвы были неплодородными, истощенными и нуждались в своевременной подкормке. Так, в ряде арендных договоров из других областей греческого мира, Аморгоса, Гераклеи можно встретить подобные предписания (IG. XII. 7.62; XIV. 645. 1). При этом, судя по сведениям надписей, организаторы земледельческих работ прекрасно понимали, что удобрение может принести не только пользу, но и вред, если его количество будет чрезмерным. В договоре об аренде теменоса Аполлона Ликейского арендаторам предписано «не пасти скот и не унавоживать земельный участок» (IG. II2. 2494. 16 - 20). Можно предположить, что на земельном участке выращивали оливы, которые не нуждались в дополнительном удобрении, поскольку, по свидетельству Ксенофонта, удобренная почва для этих растений не всегда полезна (Домострой. 19. 9 - 10). Таким образом, мы видим, что участники сельскохозяйственных работ на сданных в аренду теменосах старались тщательно и правильно следить за обработкой этих земель, учитывая специфику почв, растений и другие факторы. В случае, если арендатор нарушает какое-либо из требований по уходу за землей теменоса, к нему предъявляются определенные санкции [9. C. 304]. В частности, в договорах сказано, что арендатор должен посадить новые плодовые деревья, если какие-либо из них погибнут за время его аренды (IG. II2. 2493. 29 - 30; 2499. 9 - 10). В некоторых случаях арендаторам запрещено вырубать какие-либо плодовые деревья без специального разрешения со стороны арендодателя. Если они совершают подобное, то им грозит даже прекращение арендного договора (IG. II2. 2494. 15 - 16). В договоре тейтрасийцев об аренде священной земли на арендатора возложено обязательство по предоставлению арендодателям половины урожая в случае, если территория пострадала от вторжения неприятеля (Pleket. 41. 20 - 22). По-видимому, это связано с тем, что в середине IV в. до н. э. обстановка в Аттике была напряженной из-за угрозы вторжения со стороны Спарты или Македонии. Заключение Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы. На территории афинского полиса в IV в. до н. э. было немало священных земель, которые требовали особого ухода. Демы и религиозные союзы, в распоряжении которых находились эти земельные участки, старались организовывать аренду теменосов, в ходе которой проводились сельскохозяйственные работы. В соответствии с условиями договоров об ареде священных земель арендаторам предписывалось выполнять различные требования, направленные на поддержание плодородия земель и выращивания разнообразных зерновых и плодовых культур. При этом эти предписания являлись общепринятой практикой, известной не только в Афинах, но и на территории других греческих полисов. В случае несвоевременного или недобросовестного выполнения арендаторами сельскохозяйственных работ на священных землях на них возлагались определенные санкции в виде предписаний о возмещении компенсаций утраченных зерновых культур или плодовых деревьев. Можно предположить, что с помощью таких мер полисные власти старались следить за полной сохранностью священных земель, обеспечить им дальнейшее процветание, что было особенно важно в связи с их статусом.

×

About the authors

Elena Vladimirovna Bulycheva

Russian State University for the Humanities

Author for correspondence.
Email: bulychevalena@yandex.ru

candidate of sciences (history), associate professor department of world history

6, Miusskaya square, Moscow, Russian Federation, 125993

References

  1. Bulycheva EV. Ksenofont kak istorik I pisatel’v trudah antichnyh avtorov [Xenophont as a historian and writer in the works of ancient authors]. Pamyat’ I identichnost’ – II. Kto pishet istoriya: osobennosti formirovaniya istoricheskogo narrativa. Moscow: RGGU Publishing House, 2020; P. 11–19. (In Russ.).
  2. Bulycheva EV. Drevnjya Attika v kontse V–IV vv. do n.e. Rasporyazhenie obchestvennoi zemlyeiy v polise [Ancient Attica at the end of V – IV centuries B.C. the Disposal of public land in the policy]. Moscow: RGGU Publishing House, 2020. (In Russ.).
  3. Inscriptiones Graecae. Consiluo et avetoritate academiae li terarum Borussica. Vol. II–III. Berlin: Berolini, 1924.
  4. Pleket HW. Epigraphica. Texts on Economic History of the Greek World. Leiden, 1964.
  5. Andreev VN. Agrarnye otnosheniya v Attike V–IV vv. do n.e. [Agrarian relations in Attica V–IV centuries B.C.], Antichnaya Gretsiya. Moscow: Nauka Publishing House, 1983; P. 247–327. (In Russ.).
  6. Gluskina LM. Problemy socialel’no-ekonomicheskoy istorii Afin IV v do n.e. [Problems of the socio-economic history of Athens in the IV century B.C.]. Leningrad: Nauka Publishing House, 1975. (In Russ.).
  7. Finley MI. Studies in land and credit in ancient Athens 500–200 B.C. New Brunswick: New Jersey, 1952.
  8. Osborne R. Social and economic implications of the leasing of land and property in classical and hellenistic Greece. Chiron. 1988;(18):279–323.
  9. Bulycheva EV. Prava i obyazonnosti arendodateley svyachennoi zemli v Attike (IV v. do n. e.) [Rights and obligations of the lessors of the sacred land in Attica (IV century B.C]. Vestnik RUDN. Serija. Vseobchaya Istoriya. 2017;9(4):301–310. (In Russ.).

Copyright (c) 2021 Bulycheva E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies