Erichthonius or Theseus, who established the Panathenaea?

Cover Page

Cite item

Abstract

The sources know two versions of the establishing of Panathenaia, the main public holiday of the Athenian polis. The earliest version of aition of Panathenaia is associated with the history of the Athenian indigenous king Erichthonius. The son of Gaia and Hephaestus, Erichthonius was raised by the goddess Athena on the Acropolis, and after becoming king of Athens, he dedicated the feast of Panathenaia to the goddess. In the source, he is the first founder of the holiday. However, two types of Panathenaia were known in Athens: the Lesser Panathenaia, which were held annually, and the Greater Panathenaia, which, like the Olympic Games, were held every four years. Gradually, there appear pieces of new information about the history of the establishing of the Panathenaia in the mythological tradition. Now the authors distinguish two stages in the history of the feast, wherein the earlier one was called Athenaia. Gradually Erichthonius was relegated to the background, as founder Athenaeus, whereas the holiday got a new name - Panathenaia. This process was often associated with the synoekismus of Theseus, when he had united all the Athenians into one urban community. The cult of Theseus became especially popular in Athens after the reforms of Cleisthenes. Theseus' exploits are becoming a popular theme in Attic vase painting, especially scenes depicting the struggle, which Theseus was believed to be the founder of in Athens. At the same time, the program of the Panathenaic Games was expanding, the Panathenaia gradually acquired a supra-regional character.

Full Text

Введение Главным праздником афинского полиса, посвященным богине Афине, были Панафинеи. Программа праздника, которая состояла из состязаний, процессии и жертвоприношения, начала оформляться еще в VI в. до н.э. Панафинеи стали праздником, который объединил все население афинского полиса. С 566 г. до н.э. Великие Панафинеи стали проводиться регулярно, подобно Олимпийским играм, раз в четыре года. При Перикле, когда Афины возглавили I Афинский морской союз, Великие Панафинеи приобрели статус общесоюзного праздника. История панафинейского праздника тесно связана с историей афинского полиса, в структуре праздника нашли отражения многие аспекты афинской внешней и внутренней политики. Поэтому в изучении Панафиней важное значение придается как aition праздника, так и фигуре ее основателя. Эрихтоний - основатель Панафиней Мифологическая традиция связывает aition Панафиней с историей рождения афинского автохтона Эрихтония. Эрихтоний, сын Геи и Гефеста, упоминался уже в источниках VII-VI вв. до н.э. - в киклической поэме «Данаиды» (Danais EGF F2 (p. 141 Davies) и в поэзии Пиндара (fr. Pind. 253 (Schroeder) = Jacoby, FGrH 323a F27). Еврипид в трагедии «Ион» сообщает дополнительные подробности истории «землерожденного» Эрихтония (Eur. Ion. 267-268; 999-1000). В IV в. до н.э. Эрихтоний - сын Геи и Гефеста (Isocr. XII.126; Plat. Crit. 110a), живущий в храме Афины на Акрополе (Aristoph. Lys. 776). У аттидографов Эрихтоний занимает почетное место среди афинских царей (Harp. s.v. Παναϑήναια = Hellanicus FGrH 323a F2, Androtion FGrH 324 F2). Так, свергнув Амфиктиона, он стал царем Афин (Apoll. III.14.6), после чего учредил своей покровительнице Афине праздник Панафинеи (Harp. s.v. Παναϑήναια = Hellanicus FGrH 323a F2, Androtion FGrH 324 F2; Schol. Plat. Parm. 127a; Eratos. Catast. 13; Apoll. III.14.6; Hyg. Astr. II.13.2; Schol. Aristoph. Nub. 385; Schol. Ael. Aristid. XIII.189.4-5), жертвоприношение (Eratos. Catast. 13; Hyg. Astr. II.13.1) и процессию (Eratos. Catast. 13), а также соорудил ксоанон богини (Apoll. III.14.6) и воздвиг ее храм на Акрополе (Hyg. Astr. II.13.1). Кроме того, Эрихтонию приписывают введение института канефор (Harp. s.v. κανηϕόροι) и таллофор (Schol. Aristoph. Vesp. 544), а также состязания апобатов (Eratos. Catast. 13; Hyg. Astr. II.13.1-2), одного из наиболее древних состязаний Панафинейских игр. Малые Панафинеи и Великие Панафинеи Гарпократион в «Лексиконе», со ссылкой на аттидографов Гелланика и Андротиона пишет, что Панафинеи были введены Эрихтонием, сыном Гефеста и Геи (Harp. s.v. Παναϑήναια = Hellanicus FGrH 323a F2; Androtion FGrH 324 F2). Кроме того, он уточняет, что в Афинах проводились как ежегодные, так и Великие Панафинеи (четырехлетние). Это одно из ранних упоминаний двух панафинейских праздников, которые различались между собой и по количеству праздничных дней, и по программе. Малые Панафинеи проводились ежегодно, в течение 3-4 дней в последних числах месяца гекатомбеона, и включали в себя ночное шествие и процессию (во время которой, возможно, Афине подносили парадный пеплос), жертвоприношение, и некоторые состязания (например, состязания киклических хоров и состязание хоров пиррихистов) (IG. II2.334; Lys. XXI.2; 4; Menandr. Fr. 427k) [1. S. 22-23; 2. P. 29]. Тогда как Великие Панафинеи, по примеру Олимпийских игр, были пентетридой, т.е. проводился раз в четыре года, на третий год каждой Олимпиады в 20-х числах месяца гекатомбеона (Marcel. Vit. Thuc. 3-4; Procl. Plat. Tim. 98). Программа праздника состояла из большой и разнообразной программы (Schol. Eur. Hec. 469; Schol. Aristid. Panath. 147). В состав Панафинейских игр входили как мусические, так и гимнические и конные состязания, а также ряд «специальных» состязаний, предназначенных только для афинян. Кроме того, в программу Великих Панафиней входили ночное шествие, торжественная панафинейская процессия с поднесением пеплоса Афине, жертвоприношение и пир. Если принять участие в «специальных» состязаний могли только афинские граждане, то к участию в мусических, гимнических и конных состязаниях допускались атлеты, музыканты и певцы из всех полисов Эллады [3. C. 258-259]. Возвращаясь к Гарпократиону, надо отметить, что помимо упоминания двух видов Панафиней он, со ссылкой на Истра (Harp. s.v. Παναϑήναια = Istros, FGrH 334 F4) уточняет, что ранее панафинейский праздник назывался «Афинеи». Очевидно, что постепенно в мифологической традиции появляются новые подробности основания праздника, в связи с упоминанием в источниках Малых и Великих Панафиней. В той группе источников, которые посвящены aition Панафиней, несколько особняком стоят данные схолиаста «Панафинейской речи» Элия Аристида. Говоря о Панафинеях, он называет основателем праздника Эрихтония. Однако Эрихтоний упомянут у него не как сын Гефеста, а как сын Амфиктиона, а aition праздника он связывает с победой Афины над гигантом Астером (Schol. Ael. Aristid. Panath. XIII.189.4-5) (1). Связь между Эрихтонием, сыном Гефеста, и Амфиктионом можно проследить только у Аполлодора, согласно которому Амфиктион - царь Афин, который был изгнан Эрихтонием, отпраздновавшим это событие учреждением Панафиней (Apoll. III.14.6). Кроме того, со ссылкой на труд Аристотеля «Пеплос», схолиаст Аристида, подобно аттидографам, говорит о двух Панафинеях, Малых и Великих. Интересно, что у Гарпократиона назван только один основатель праздника, Эрихтоний, тогда как схолиаст Аристида утверждает, что Малые Панафинеи основал Эрихтоний, сын Амфиктиона, а Великие Панафинеи - Писистрат (Schol. Ael. Aristid. Panath. XIII.189.5). У Диодора Сицилийского упоминается царя Крита Астерий, сын Тектама. Его внук Андрогей, сын Миноса и Пасифаи, одержал победу в атлетических состязаниях на Панафинеях, когда в Афинах правил Эгей (Diod. IV.60.2-4). Аполлодор же Астерием называет Минотавра (Apoll. III.1.4) (ср.: Schol. Plat. Min. 321a; Zenob. IV.6). Возможно, что схолиаст Аристида в истории основания Панафиней объединил историю Эрихтония с популярным сюжетом - победу Афины в гигантомахии. Тезей - основатель Панафиней Однако в источниках есть еще одна версия основания панафинейского праздника, которая была связана с афинским героем Тесеем. Эта версия была изложена Павсанием и Плутархом, а также упоминается в поздних словарях. Павсаний со ссылкой на Истра отмечает, что Панафинеи сначала носили другое название - «Афинеи», а Панафинеями стали называться только при Тесее, после того, как он объединил всех афинян в одну городскую общину (Paus. VIII.2.1). Сходную версию излагает Плутарх, согласно которому Тесей сначала разрушил все отдельные пританеи и булевтерионы, а потом свел их воедино, новый город назвал Афинами и основал единый общий праздник с жертвоприношением - Панафинеи (Plut. Thes. XXIV.3). Таким образом, у Павсания и Плутарха основателем панафинейского праздника назван Тесей, а установление праздника связывают с синойкизмом Тесея. Ни Эрихтоний, ни Гея и Гефест, ни Афина в этой версии не упомянуты. На первый план выходит идея политического объединения и единства всех афинян. Однако Павсаний не называет Тесея первым основателем Панафиней. Он отмечает, что до синойкизма Тесея праздник уже был известен, и назывался он Афинеи (Paus. VIII.2.1). Учитывая, что Павсаний ссылается на Истра, так же как и Гарпократион, возможно, что они оба придерживаются версии, что первым основателем праздника был Эрихтоний, при котором праздник назывался Афинеи, а Тесей стал вторым основателем нового праздника, по сути, реорганизовав его после синойкизма и назвав «Панафинеи». Поздние источники, схолиасты и авторы словарей, видимо, пытались объединить обе версии. Схолиаст Платона отмечает, что Панафинеи, праздник и игры, были установлены впервые при Эрихтонии, сыне Гефеста и Афины, а поздние - при Тесее, когда он объединил все демы. Речь, несомненно, идет о Великих Панафинеях, т.к. схолиаст уточняет, что состязания проводились раз в пять лет (Schol. Plat. Parm. 127a). У Фотия и Суды упоминается, что Панафинеи - это праздник в Афинах, введенный в результате синойкизма Тесея, а до него - введенный Эрихтонием, сыном Гефеста и Геи (Phot. Lex. s.v. Παναϑήναια; Suid. s.v. Παναϑήναια). Интересно, что Эрихтоний здесь указан как первый основатель Панафиней, а Тесей - как реорганизатор праздника в связи с синойкизмом. Однако в афинском календаре был праздник, aition которого был посвящен синойкизму - праздник Синойкии [1. S. 36-38; 4]. Синойкии проводились, так же как и Панафинеи, в месяце гекатомбеон, только на двенадцать дней ранее - 16 гекатомбеона. P. Паркер полагает, что Синойкии были учреждены в связи с реформами Клисфена [5. P. 112-113; 6. P. 62]. Об организации праздника сохранилось мало данных. Известно, что в программу Синойкий, кроме жертвоприношения богине Эйрене с бескровными жертвами был включен еще военный марш эфебов, как обряд инициации (Schol. Aristoph. Pax. 1019; Isocr. XV.110; Philochoros, FGrH328 F151; Paus. I.8.2; Plut. Cim. XIII.6). Жертвоприношение богине Эйрене на Синойкиях имело место, возможно, с IV в. до н.э. (IG II2 1496, lin. 94-95, 127-128). Фукидид отмечает, что Тесей, став царем Афин, упразднил советы и магистратов города учредив только один совет и один пританей. И с этих пор в честь Афины проводят праздник Синойкии (Thuc. II.15.2). Интересно, что только Фукидид объединил Тесея, синойкизм Тесея и праздник Синойкии в единый рассказ (Thuc. II.15.1-2). Согласно записи дема Скамбониды, праздник проводился каждые два года (Thuc. II.15.1-2; Plut. Thes. XXIV.1-4; IG I3 244. 16-19). Какой же праздник учредил Тесей? Едва ли можно предположить, что в афинском календаре было два праздника, посвященных синойкизму Тесея, и оба они проводились в месяце гекатомбеон. Хотя Фукидид и упоминает Синойкии (Thuc. II.15.2), отсутствие других свидетельств об этом празднике в классический период говорит о том, что праздник не имел такого важного значения, как Панафинеи. Данные Фукидида о празднике дополняет Плутарх, который пишет о том, что после синойкизма Тесей учредил Панафинеи, а также 16 гекатомбеона Метойкии, что совпадает со временем проведения праздника Синойкии. Плутарх пишет о празднике в связи с синойкизмом Тесея (Plut. Thes. XXIV.3-4). Очевидно, что Плутарх имел в виду Синойкии (2). Надо отметить, что Плутарх, единственный из авторов, который упоминает в связи с синойкизмом Тесея оба праздника - Панафинеи и Синойкии (которые он называет Метойкиями). Н. Робертсон доказывает, что aition Синойкий не был связан с синойкизмом Тесея и являлся в празднике вторичным фактом. После возвращения с Крита Тесей наследует трон своего отца Эгея, становится афинским царем, т.е. достигает периода зрелости посредством проведения синойкизма. Синойкии, по мнению Н. Робертсона, могли включать в себя историю Демофона, сына Тесея, которая была связана с военным маршем, который был отличительным моментом праздника на ранних стадиях его развития, т.е. с инициацией [4. P. 33-34]. Доминирующую роль в Синойкиях начинает играть жертвоприношение богине Эйрене и обряд инициации, оформленный военным смотром. Однако уже в конце IV в. до н.э. значение праздника меняется. Раннее значение Синойкий, как праздника объединения афинского народа, перешло к другому празднику, отстоящему в афинском календаре всего на несколько дней от Синойкий, т.е. к Панафинеям (3). Возможно, что этот процесс зафиксировал Павсаний, согласно которому праздник получил новое название («Пан-Афинеи») и новое значение благодаря Тесею. Именно эту версию и пересказывал Плутарх, но праздник Синойкий (или Метойкии) в ней уже присутствовал в качестве рудимента панафинейского праздника. Противоречие источников в вопросе об основании Тесеем Панафиней связано как со свидетельствами разных традиций основания праздника Синойкии, так и с процессом объединением Аттики. Интересно свидетельство схолиаста Аристофана, который указал на обоих героев, Эрихтония и Тесея, как основателей Панафиней. Согласно ему Панафинеи - это праздник Афин, который первоначально был основан Эрихтонием, сыном Гефеста и Афины, а второе рождение получил при синойкизме Тесея (Schol. Aristoph. Nub. 385). В отличие от Павсания и Плутарха схолиаст Аристофана, повторяя версию о синойкизме, все-таки упоминает в качестве основателя древних Панафиней Эрихтония. Данные схолиастов дают возможность Дж. Девисону и другим ученым сделать предположение, что в афинской традиции Эрихтоний стал основателем ежегодного праздника (Малые Панафинеи), а Тесей - четырехлетнего (Великие Панафинеи) [2. P. 29; 1. S. 22-23]. Когда же культ Тесея был объединен с aition Панафиней? Многие исследователи связывают этот процесс с реформами Клисфена, после которых программа Панафинейских игр была расширена за счет командных состязаний [7]. О популярности Тесея в посл. трети VI в. до н.э. свидетельствует резкое увеличение количества аттических ваз с его изображением. Особенно популярной становится тема путешествия героя из Трезена в Афины и его поединки и победы над Перифетом, Синисом, кроммионской свиньей, Скироном, Керкионом, Прокрустом [8. C. 204]. Как писал Плутарх, Тесей побеждал своих противников отобранным у них оружием и тем же способом, каким они одолевали других людей (Plut. Thes. 6-11). К. Шефольд полагал, что благодаря Клисфену Тесей становится главным героем Афин, мифологическим прототипом самого реформатора [9. S. 65-66]. Тесей превращался в символ молодой демократии, заменив Геракла, популярного у Писистратидов [10. P. 338]. И если Тесей провел синойкизм Аттики, то Клисфен - территориальную реформу [10. P. 344]. Дж. Шер приводит данные схолиаста Аристофана к комедии «Облака» (Schol. Aristoph. Nub. 28a) о том, что военные колесницы, где гоплит выступал в роли «парабата», были введены при Тесее [6. P. 64]. Состязание апобатов (ἀποβάτης) входило в число «специальных» конных состязаний только для афинян (Ps.-Dem. LXI.23.27-29). В нем принимали участвовали двое - апобат и гениох (Bekk. Anecd. ἀποβατῶν ἀγών) (4). Гениох выполнял функции возницы, тогда как апобат («соскакивающий») через определенные промежутки времени спешивался с колесницы и какое-то время бежал рядом с ней (Dion. Hal. VII.73.2-3) [11]. Второй участник этого состязания упоминается в схолии Аристофана в связи с Тесеем. Однако из двух основателей Панафиней именно Эрихтоний является в мифологической традиции основателем и первым победителем состязания апобатов (Eratos. Catast. 13; Ael. VH. III.38; Themist. Or. XXVII.337; Schol. Aristid. Panath. III.62). Афина подарила Эрихтонию уздечку, научив его править квадригой (Eratos. Catast. 13), его почитали как изобретателя колесницы и агона апобатов (Eratos. Catast. 13; Hyg. Astr. II.13.1-2) (5), тогда как имя Тесея в мифах в большей степени связано с другим состязанием - с борьбой. Тесей назван основателем этого агона у Павсания (Paus. I.39.3) и у схолиаста Платона (Schol. Plato. Leg. 796a). В аттической вазописи в период с 520-510 гг. до н.э. увеличилось количество сюжетов поединков Тесея со своими противниками (Plut. Thes. 6-11) [8. C. 204]. Интересно, что большое внимание в подвигах Тесея уделяется именно искусству борьбы. Вакхилид хвалит сила и мужество Тесея, которое он проявил, путешествуя из Трезен в Афины, и перечисляет некоторые из его подвигов - победа над Синидом, Кроммионской свиньей, Скироном, Керкионом, Проконтом (Прокрустом) (Bacchyl. Dith. 18.20-28). В вазописи Тесей сражается со своими противниками обнаженным, часто без оружия, подобно атлету [8. C. 209]. Плутарх отмечает, что именно Тесей обучил афинян приемам борьбы, поскольку борцы до этого времени зависели исключительно от грубой силы (Plut. Thes. 11). Павсаний пишет, что в поединке с Керкионом Тесей полагался больше на мастерство и технику (σοφία), а не на силу и рост (Paus. I.39.3). Ферекид утверждал, что Тесей научился бороться у своего наставника Форба, а тот, в свою очередь, обучил этому виду спорта афинян (Schol. Pind. Nem. V.89b. = Pherecydes, fr. 152 (Fowler)). В другой схолии к этим строкам Немейской оды Пиндара речь идет о том, что Тесей изобрел панкратион, а не борьбу (Schol. Pind. Nem. V.89а). Плутарх, со ссылкой на Филохора, упоминает о состязании в борьбе Тесея с Тавром, военачальником Миноса (Plut. Thes. 19). Таким образом, уже с VI-V вв. до н.э. в литературе и искусстве Тесей показан как герой, образ которого складывается во многом из его атлетического мастерства, особенно из его мастерства и техники борьбы (или панкратиона) [12. P. 28]. В программе Олимпийских игр борьба была включена в с 708 г. до н.э. (18 Олимпиада) (Paus. V.8.7-8) (6), а в программу Панафинейских игр - ок. посл. трети VI в. до н.э. (7). Самая ранняя панафинейская амфора с изображением взрослого борца относилась к 540 г. до н.э. (Bad. Landesmus. Karlsruhe, 65.45). Интересно, что одно из первых свидетельств участие неафинян в Панафинейских играх относятся к единоборствам. Так, фрагмент призовой панафинейской амфоры, датируемой ок. 550-540-х гг. до н.э., найденный в Кирене, содержит фрагмент изображения борьбы или панкратиона (Cyr. Mus. Cyrene, 81-14). Таким образом, в кон. VI - нач. V вв. до н.э. неафиняне могли принимать участие в Панафинейских играх, которые постепенно стали приобретать надрегиональный характер [3. C. 266]. Именно в этот период мы видим увеличение сюжетов борьбы Тесея в аттической вазописи. Заключение Таким образом, постепенно складывается новая мифологическая традиция, согласно которой Эрихтоний был основателем «старого» праздника, Афиней, когда праздник носил еще местный характер. Это подчеркивает и автохтонное происхождение героя, и древние элементы панафинейской процессии, и один из древних агонов Панафиней - состязание апобатов, участвовать в котором могли только афиняне. Тогда как Тесей стал символом молодой демократии, его культ укрепился после реформ Клисфена. В его истории основания праздника подчеркивается идея синойкизма, объединения всей Аттики, что нашло отражение в объяснении нового названия праздника - Панафинеи. И в то же время Тесей олицетворял собой ту часть агональной программы Панафинейских игр, которая входила в программу панэллинских игр, была доступна как для афинских атлетов, так и для инополитов, и очевидно сыграла свою роль в превращении Панафинеи в общегреческий праздник.

×

About the authors

Tatiana Borisovna Gvozdeva

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: tbgvozdeva@rambler.ru

PhD in History, Associate Professor of the Department of World History, Faculty of Humanities and Social Sciences

6 Miklukho-Maklaya St., Moscow, 117198, Russia

References

  1. Deubner L. Attische Feste. Berlin, 1956.
  2. Davison JA. Notes of the Panathenaea. Journal of Hellenic Studies. 1958;(78):23–42.
  3. Gvozdeva TB. Pravo uchastija v Velikih Panafinejah [The right to participate in the Great Panathenaea]. Economics, law, and power in the Ancient World. Dedicated to the memory of V. I. Kuzishchin. St. Petersburg, 2021. P. 258–300.
  4. Robertson N. Festivals and Legends: the Formation of Greek Cities in the Light of Public Ritual. Phoenix. Suppl. Vol. 31. Toronto, 1992.
  5. Parker R. Polytheism and Society at Athens. Oxford, 2005.
  6. Shear JL. Polis and Panathenaia: the History and Development of Athena’s Festival: PhD. Ann Arbor, 2002.
  7. Neils J. The Panathenaia and Kleisthenic Ideology. The Archaeology of Athens and Attica under the Democracy. Oxford, 1994. P. 151–160.
  8. Zakharova IN. Cikl junosheskih podvigov Teseja v atticheskoj vazopisi VI–V vv. do n.je. [The cycle of Theseus’ youthful exploits in the Attic vase painting of the VI–V centuries BC.]. Bulletin of the RSUH. The Series “History. Philology. Cultural studies. Oriental Studies”. 2018;8(41). Part 2. P. 196–214.
  9. Schefold K. Kleisthenes. Der Anteil der Kunst an der Gestaltung des jungen attischen Freistaates. Museum Helveticum. 1946;(3):59–93.
  10. Hall JM. Politics and Greek Myth. The Cambridge Companion to Greek Mythology. Ed. R.D. Woodard. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 331–54.
  11. Gvozdeva TB. Sostjazanie apobatov na Velikih Panafinejah [The contest of Apobates on the Great Panathenaea]. Ancient East and the Ancient World. 2002;(5):40–49.
  12. Lunt DJ. Athletes, heroes, and the quest for immortality in ancient Greece: PhD. Pennsylvania State University, 2010.

Copyright (c) 2021 Gvozdeva T.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies