Part orgeones in financing religious ceremonies in Attica IV century B.C. (according to epigraphy)

Cover Page

Cite item

Abstract

The article is devoted to participation orgeones (religious communities) in the organization and financing of the research Institute of religious ceremonies in Athens IV century BC, the Primary source on this issue is epigraphic material - inscriptions, preserved on a marble stele dedicated to economic activities organov. These religious communities received from the Athenian policy the right to dispose of the sacred land, leased temple sites (Temenos) , and in some cases organized their sale, receiving a certain income. In addition, the bodies included wealthy citizens who made donations and sponsored the activities of the Association. These funds were used to organize the internal activities of the community, as well as to organize and Finance various religious ceremonies, which were held in the community and on the territory of the Athenian Polis.

Full Text

Введение Древнегреческое общество, как и другие коллективы древнего мира было весьма религиозным. В афинском полисе существовали различные религиозные сообщества, которые находились при храмах многочисленных богов и героев, исполняя определенные религиозные культы и церемонии [1. C. 5]. При этом, к сожалению, сведений об их деятельности сохранилось немного. В основном это фрагментарные сообщения надписей, найденных археологами на территории Афин и в других греческих областях. Одним из таких религиозных объединений являлись оргеоны. Объединения оргеонов были одними из наиболее древних на территории афинского полиса, ведущие свое происхождение с раннеархаических времен и активно занимающиеся религиозной деятельностью в позднеклассический период (IV-III вв. до н. э.) [2. C. 57 ], Практически единственный имеющийся в нашем распоряжении источник о деятельности оргеонов - надписи, посвященные экономической деятельности этого сообщества, их распоряжению священными землями (теменосами). На основании этих данных попытаемся представить картину участия оргеонов в организации и финансировании религиозных церемоний в Афинах в IV в. до н.э. Религиозные церемонии были постоянным явлением в жизни афинского полиса. Они проводились при храмах в дни, посвященные празднествам в честь различных богов и героев, а также во время крупных общегреческих праздников [3. P. 25-26]. Методы и материалы Основным методом исследования в данной статье является комплексный подход к изучению источников, базирующейся на принципах историзма, системности и объективности. Анализ источников включает общенаучные методы работы с историческим материалом (анализ, синтез, аналогия, сравнение). Основным источником для изучения деятельности оргеонов (как уже говорилось выше) является эпиграфический материал. При этом следует обратить внимание на тот факт, что в некоторых случаях данные эпиграфики весьма фрагментарные, что создает определенные трудности при анализировании. Надписи, которые содержат сведения о деятельности оргеонов, представлены в собрании эпиграфических документов - Inscriptiones Graecae, который был впервые издан в Берлине в 1924 году. При ссылках на этот сборник в статье будет использовано общепринятое сокращение - IG. Кроме того, будут привлечены надписи из собрания Х. Плекета (в статье будет использовано общепринятое сокращение - Рleket). К сожалению, у античных авторов практически не содержатся сведения по этому вопросу. Вероятно, причиной того, что объединения оргеонов практически обходят вниманием письменные источники, можно попытаться объяснить, во-первых, тем, что они имели сугубо частный характер, а, во-вторых, что в классическую эпоху, когда наблюдается расцвет их деятельности, эти сообщества представляли собой культовые союзы, члены которого не всегда имели гражданский статус, могли быть чужестранцами, в связи с чем о них предпочитали не писать античные авторы [4. C.73]. В связи с этим исследование проблемы будет построено в основном на изучении эпиграфики. Исследование проблемы В Древних Афинах, как и в других полисах Древней Греции, организации празднеств уделялось большое внимание. Праздничные церемонии проводились как внутри отдельных ражданских коллективов, так и на уровне всего греческого полиса. Как правило, они посвящались различным богам и героям, в связи с чем центральное место в проведении празднеств отводилось организации религиозных церемоний [3. P. 21-22], которые сопровождались масштабными жертвоприношениями, мусическими и спортивными агонами, а также театральными постановками. На проведение этих мероприятий, безусловно, требовались немалые средства. Знаменитый оратор Демосфен в одной из своих речей рассуждает над тем, что проведение церемоний во время праздников Панафиней и Дионисий в Афинах требовало больших хлопот и затраты огромных средств (IV. 35). В частности, он отмечает, что на организацию Панафиней тратилось средств больше, чем на содержание афинского флота (IV. 35). При этом следует обратить особое внимание на тот факт, что торжествественные мероприятия, сопровождавшиеся различными церемониями, делились на те, которые проводились на общеполисном уровне, и другие, которые организовывались на локальном уровне и могли проводиться какимлибо демом (территориально-административным подразделением полиса) или определенным религиозным сообществом. В связи с эти возникает вопрос об источниках финансирования этих церемоний. Как свидетельствуют данные эпиграфики, многие храмы были весьма богатыми. Их доходы пополнялись за счет распоряжения земельными участками, а также вкладами от частных лиц. Особенно богатые фонды были у святилища Артемиды в Бравроне (IG. II2. 1514-1522), храма Асклепия (IG. II2. 1532-1539), а также у других аттических святилищ [6. P. 14-17]. Поэтому они могли финансировать религиозные празднества и церемонии. В ряде случаев это могли быть, как вклады частных лиц, которые участвовали в церемониях, так и пожертвования со стороны полиса и определенных религиозных сообществ [4. C. 11-14]. В данной статье рассмотрим вопрос об участии религиозного объединения оргеонов в финансировании религиозных церемоний в Афинах IV в. до н.э. По сведениям эпиграфического материала, оргеоны, будучи религиозным сообществом, активно занимались экономической деятельностью [7. 27-29]. Оргеоны распоряжались земельными участками святилищ (теменосами), которые принадлежали храмам. При этом интересно отметить, что, судя по содержанию надписей, это были земельные участки, принадлежавшие святилищам богов и героев (IG.II2.2499; Pleket. 43). В качестве основного вида распоряжения в договорах оргеонов указана сдача теменосов в аренду частным лицам. Таким образом, оргеоны выступали в качестве арендодателей. Судя по содержанию надписей, они сдавали в аренду теменос с расположенными на нем хозяйственными постройками и земельными угодьями (Pleket. 43, lin. 15-21; IG. II2..2499, lin. 5-10, 20-30, 40). Земельные участки сдавались в аренду за определенную плату, а также оргеоны предписывали арендатору выполнение определенных условий, связанных с обработкой земель и проведением соответствующих строительных и ремонтных работ, направленных на благоустройство теменоса. Кроме сдачи в аренду земельных участков святилищ, оргеоны в некоторых случаях участвовали в сделках по продаже какого-то вида имущества (IG. II2. 1599). При этом надпись сохранилась весьма фрагментарно, и невозможно точно установить, какой вид имущества поступал на продажу. Трудно также объяснить мотивы участия оргеонов в сделке по продаже, поскольку в афинском полисе не было распространено участие религиозных сообществ в подобного рода операциях. Возможно, это могло быть связано со следующими причинами. Во-первых, как известно, в афинском полисе было немало так называемых окраинных земель, которые практически не были пригодны для каких-либо хозяйственных работ, и их распорядители не были заинтересованы в их активном освоении [2. С. 140-141]. Во-вторых, продажа могла быть вынужденной, поскольку, как известно, IV в. до н.э. время весьма противоречивое в жизни афинского полиса, когда после завершения Пелопоннесской войны многие земли оказались в разоренном состоянии и у коллективов не было достаточных средств для их восстановления. Кроме того, оргеоны получали определенные средства от вкладов, которые часто совершали сами члены сообщества. Н. Джоунс отмечает, что в классическую эпоху появилась особая тенденция: оргеоном мог стать тот, кто вносил в организацию некоторые средства [ 9. P. 260-261]. По мнению исследователя, это было вполне сознательной политикой оргеонов, направленной на то, чтобы привлечь как можно больше спонсоров. Об этом свидетельствует и тот факт, что таким людям предоставлялись функции управляющих [9. P. 261]. Средства, полученные оргеонами от проведения экономических сделок, судя по сохранившемуся в нашем распоряжении материалу, были средней стоимости. Так, в надписи о сдаче в аренду теменоса оргеонов Эгрета сказано, что арендная плата составляет 200 драхм ежегодно (IG. II2. 2499, lin. 5). В другом договоре - о передаче в аренду теменоса оргеонов Иатра указана арендная плата в 20 драхм ежегодно (Pleket/ 43, lin. 6). Возможно, что во втором случае она была значительно меньше, поскольку в аренду сдавался земельный участок, небольшой по площади и мало пригодный для возделывания. В обеих случаях эту арендную плату вряд ли можно считать высокой, однако ее нельзя назвать слишком низкой, поскольку до нашего времени сохранились арендные договоры, в которых арендодателями являются демы и фратрии, и суммы арендной платы весьма различаются. Так, в договоре о сдаче в аренду фратрии диалейцев представлена сумма арендной платы в 600 драхм ежегодно (IG. II2. 1241. lin. 14-15). В тоже время в договоре о сдаче в аренду земельных участков и пастбищ дема Пирея арендная плата составляет около 10 драхм ежегодно (IG. II2. 2496, lin. 5). В целом, изучая содержание договоров о сдаче в аренду священных земель, можно придти к выводу, что арендная плата сильно варьировалась - от небольшой суммы в 10 драхм до 600 драхм и выше [2. C. 72]. Плата за аренду могла зависеть от разных факторов (количество и качество земель, наличие каких-либо хозяйственных построек и т.д). К сожалению, в нашем распоряжении нет подробных сведений о том, на какие нужды расходывались средства от сдачи в аренду, полученные коллективами. Х. Мичелл отмечает в своей работе, что древнегреческое государство и храмы, сдающие в аренду свои земли, использовали доходы, полученные от этих операций, прежде всего на организацию праздничных церемоний, которые проводились в полисе [8. P. 44]. В. Розивач, опираясь на «Ареопагетик» Исократа, отмечает, что следует различать финансирование от лица архонта-басилея, которое шло прежде всего на так называемые отеческие (традиционные) жертвоприношения, а новые церемонии (введенные в полисе в конце V - начале IV в . до н.э.) оплачивали аттические коллективы, среди которых были и оргеоны [9. P. 54-55]. Кроме того, важно учитывать, что от сдачи теменосов в аренду арендодатели получали доход не только в виде арендной платы, но также определенные сельскохозяйственные продукты в виде плодовых и злаковых культур, а также разых пород домашних животных (Greek historical inscritions. 37, lin. 37, 40, 80-88; IG. II2. 2492, lin. 30-35; 2496, lin. 10-15). Безусловно, что все эти продукты также использовались в качестве доходов от арендной платы и тратились во время проведения торжественных жертвоприношений, а также раздавались в качестве угощений жреческому персоналу [2. С. 84-85]. В надписях о сдаче в аренду земельных участков оргеонов, как и других организаций и объединений полиса, содержатся указания на то, что арендатору следует проводить определенные строительные и ремонтные работы, которые также требуют немалых затрат и необходимы для проведения праздничных процессий и церемоний (IG. II2. 2499, lin. 30-35; Pleker. 43, lin. 20-25). Таким образом, мы видим, что оргеоны получали определенные средства от сдачи в аренду теменосов, которые они могли тратить на проведение различных праздничных, религиозных церемоний. Судя по сведениям эпиграфического материала, оргеоны тратили имеющиеся у них средства на организацию и финансирование праздничных церемоний, которые проводились на территории святилища, земли которого находились в их распоряжении. Опираясь на сведения надписи о сдаче в аренду священного участка оргеонов героя Эгрета, можно заключить, что жертвоприношения в честь чтимого божества проходили не менее чем раз в год. В договоре сказано, что оргеоны совершают жертвоприношения в честь героя Эгрета в течение месяца боэдромиона (IG. II2. 2499, lin. 25-30). Судя по данным других источников, оргеоны проводили торжественное жертвоприношение, после которого устраивали пир и совместно чтили своего героя [4. P. 80]. Во главе сообщества находился управляющий - гестиатор, который назначал дни торжественных жертвоприношений, следил за поступлением и распределением средств. В зависимости от величины объединения кроме гестиатора в состав управления могли входить также эпимелеты, казначей и, конечно же, жрецы. Именно на этих должностных лиц сообщества возлагались обязанности, связанные с получением и распределением средств, полученных от экономических операций Так, в надпиcи сдаче в аренду теменоса оргеонов героя Эгрета сказано, что арендатор Диогнет должен предоставить арендную плату ежегодно какомулибо управляющему или эпимелету первого числа месяца боэдромиона (IG. II2. 2499, lin. 20-22). Эти управляющие также должны следить за постановкой стелы с условиями договора, что являлось важной гарантией соблюдения условий сделки (IG. II2. 2499, lin. 35). Судя по данным эпиграфики, управляющими оргеонов часто назначались попечители святилища, которые приносили в дар сообществу определенные средства и в благодарность получали руководящие должности (Syll 3. 1096, lin. 10-11). Важным является и то, что для организации жертвоприношений использовались не только денежные средства, но также проводились определенные работы, которые были направлены на создание всех необходимых условий для проведения соответствующих религиозных церемоний. В надписи о сдаче в аренду земельного участка оргеонами Эгрета сказано: «всякий раз, когда оргеоны будут совершать жертвоприношения в месяце боэдромион, арендатор должен предоставить здание, где есть помещение для жертвоприношений, открытое и покрытое крышей вместе с печью, скамьями и столами» (IG. II2. 2499, lin. 25-30). Последнее замечание особенно интересно. Судя по сведениям других надписей, в специальном, культовом помещении устанавливались специальные жертвенные столы, которые накрывали как служители культа, так и прихожане за свой счет (IG. II2. 776, lin. 10-12). Исследователи, которые специально занимаются этим вопросом, отмечают, что на основании эпиграфического материала можно выделитьотдельные типы жертвенных столов, которые накрывались в зависимости от масштаба празднества, бога или героя, которому они посвящались, характера праздничного мероприятия и ряда других локальных факторов [10. P. 31-46]. При этом в данном договоре также содержится предписание оргеонов арендатору, что мебели (специальных столов и скамей) должно быть достаточно для заполнения двух ритуальных, трапезных помещений (IG. II2. 2499, lin. 30). Подобное предписание, скорее всего, свидетельствует о том, что оргеоны устраивали церемонии и жертвоприношения, рассчитанные на определенное количество участников, которых, судя по всему, было немало. Кроме того, можно предположить, что были какие-то особенно важные торжества (возможно, в честь покровителя сообщества - героя Эгрета), которые предполагали определенный масштаб жертвенной трапезы. Кроме того, от арендатора оргеоны требовали проведения определенных ремонтных, реставрационных работ на территории святилища, которые, судя по всему, должны были помочь преобразить территорию почитаемого бога или героя, особенно перед проведением торжественных церемоний. В надписи о сдаче в аренду священного участка героя Иатра сказано, что арендатор Трасибул может покинуть теменос только после того, как он выполнит соответствующие строительные и ремонтные работы (Pleket. 43. lin. 25).Таким образом, можно заметить, что для оргеонов весьма важным является обустройство священной территории, на которой проводились торжественные церемонии. Для религиозных сообществ проведение торжественных празднеств и церемоний являлось весьма важным мероприятием. В связи с этим они с особой благодарностью относятся к тем, кто выступает в качестве попечителей этих событий. В надписи оргеонов богини Бендиды сказано, что попечители, предоставившие средства на организацию празднеств, получат от оргеонов в качестве особой благодарности позолоченный венок стоимостью в 100 драхм серебра (Syll3. 1095). В другой надписи также постановлено оргеонами увенчать золотым венком стоимостью в 500 драхм попечителей, совершившивших пожертвования для организации торжественных церемоний, проводимых оргеонами (Syll3. 1096). При этом в этих постановлениях содержится весьма своеобразное предписание о том, что попечителям, награжденным оргеонами такими дорогими золотыми венками, следует через некоторое время передать эти награды обратно в святилище чтимого божества (Syll3. 1096, lin. 15). Подобная практика была распространена в Афинах. Сохранились сведения из речей Демосфена и эпиграфического материала о том, что боспорские цари, совершавшие поставки хлеба в Афины, пользовались почетом в полисе и получали на празднике Панафинеи в честь богини Афины золотой венок. (Dem. XX. 31-33). По окончании торжественной церемонии награждения им следовало передать эту награду в храм богини Афины на Акрополе (МИС. 3). Подобная церемония была связана с культовым поклонением божеству или герою, показателем дани уважения к нему. В связи с этим, безусловно, возникает вопрос о том, какую цель в таком случае преследовали попечители, совершая такую благотворительность. Скорее всего, здесь не может быть однозназного ответа. Во-первых, следует учитывать тот факт, что мы говорим об античном обществе, особой психологии человека того времени, когда служение божеству уже считалось почетным и не требовало особой награды. Во-вторых, награждение было символичным, неким знаком отличия, которое имело для награжденного особое, ритуальное значение. Кроме того, попечитель в любом случае получал выгоду. Как уже отмечалось ранее, он мог стать высшим должностным лицом, управляющим оргеонов. Он также получал определенную экономическую выгоду. В частности, в сохранившихся постановлениях оргеонов есть предписания - освободить от взносов, которые были обязательными для членов сообщества, попечителей, а также их потомков (Syll3. 1096, lin. 10-15). Результаты Анализ эпиграфики и некоторых сведений античных авторов дает возможность прийти к следующим результатам исследования. Во-первых, праздничные церемонии требовали немалых затрат [11. C. 84-88], расходы на которые брали на себя различные подразделения и объединения афинского полиса, среди которых особое место занимали религиозные сообщества оргеонов. Вовторых, оргеоны для финансирования праздничных церемоний использовали различные фонды своих доходов. В первую очередь следует назвать доходы, которые они получали от сдачи в аренду священных земель, а также средства, предоставляемые попечителями сообщества. В-третьих, необходимо обратить внимание на тот факт, что для самих оргеонов участие в финансировании праздничных церемоний имело особое значение. С одной стороны, это, скорее всего, было данью традиции, показателем привязанности сообщества к традициям афинского полиса. С другой стороны, они старались продемонстрировать свою значимость, оправдать собственное право на распоряжение священными землями, которое предоставил им полис. Заключение Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Афинский полис постоянно организовывал торжественные празднества и церемонии, требующие значительного финансирования. Одним из источников покрытия расходов становились средства, которые перечисляли религиозные сообщества оргеонов. В распоряжении оргеонов находились священные участки - теменосы, которые, как правило, сдавались в аренду частным гражданам. Часть дохода, полученная от аренды, поступала на финансирование торжественных церемоний. Кроме того, как свидетельствует эпиграфический материал, в ходе аренды осуществлялись ремонтные и строительные работы, выполнение которых также позволяло обеспечить проведение праздничных ритуалов и жертвоприношений. За ходом финансирования следили специальные должностные лица, входящие в руоводящий состав организации оргеонов.

×

About the authors

Elena V. Bulycheva

Russian State University for the Humanities

Author for correspondence.
Email: bulychevalena@yandex.ru

PhD in Historical Sciences

6 Miusskaya square, Moscow, Russia, 125993

References

  1. Frolov E.D. Al᾿ ternativnye social᾿nye soobshestva v antichnom mire. SPb.:Nauka, 2001.
  2. Bulycheva E.V. Drevnjaja Attika v konce V–IV vv. do n.e. Rasporejenie obshestvennoi zemlei v polise. M.: RGGU, 2018.
  3. Parke H.W. Festivals of the Athenians. London, 1977.
  4. Ferguson W.S. The Attic orgeones // Harvard Theological Review, 1944.37.
  5. Bulycheva E.V. Arenda hramovyh zemel᾿i finansirovanie religioznyh ceremonij v Attike IV v do n.e. // Vestnik RGGU. Serija «Filologiya. Kul᾿turologiya. Vostokovedenie». M.: RGGU, 2015. № 9. S. 9–17.
  6. Linders T. The treasurers of the other gods in Athens and their functions.Meisenheim and Glan, 1975.
  7. Bulycheva E.V. Ekonomicheskay deajtel᾿nost orgeonov Attiki v IV v. do n. e. (po dannim dogovorov ob arende i prodazhe zemli) // Vestnik Literaturnogo Instituta im. А.М. Gor᾿kogo. М., 2014. № 3. S. 24–33.
  8. Michell H. The economics of ancient Greece. Cambridge, 1943.
  9. Jones N.F.The associations of classical Athens. Oxford, 1999.
  10. Gill D. Greek cult tables. New York.,1991.
  11. Gvozdeva T.B.Nagrady na Panafinejskih igrah (Perevod. Vstupitel᾿naja stat᾿ja i kommentarii) // Vestnik RUDN. M.: RUDN, 1913. № 3. С. 84–95.

Copyright (c) 2019 Bulycheva E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies