Языковой ландшафт кампуса интернационального университета: методология, анализ, результаты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность данной работы обусловлена тем, что при многообразии лингволандшафтных исследований городских пространств методология изучения языкового ландшафта образовательных организаций системно не описана, исследований коммуникативного пространства вузов недостаточно. Между тем языковой ландшафт университета является одним из важных инструментов его управления, трансляции ценностей и идеологии, а также пространством для взаимодействия администрации, преподавателей и студентов. Кроме того, научный интерес представляет языковая ситуация, сложившаяся в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы, кампус которого является уникальным многонациональным поликультурным пространством со своеобразным языковым ландшафтом. Цель исследования - с применением разработанной авторами методологии описать языковой ландшафт интернационального кампуса РУДН как классического университета с высоким уровнем интернационализации. Материалом выступили визуальные тексты, размещенные на территории кампуса РУДН. Задачи исследования предполагали использование следующих методов: социолингвистические методы и приемы, описательный метод с характерными приемами обобщения, классификации и интерпретации, а также количественный, сопоставительный и семиотический методы. Основными результатами, составляющими также и научную новизну данного исследования, стали: 1) предложена методология описания языкового ландшафта образовательной организации; 2) уточнены основные методологически понятия и функции языкового ландшафта вуза; 3) выделены субъекты, формирующие языковой ландшафт вуза, определена степень их активности в его создании и вклад в языковое разнообразие ландшафта; 4) установлено, что соотношение языков, а также доминирующий язык письменного общения зависит от тематики текстов; 5) показано, что языковой ландшафт отражает ориентированность РУДН на интернационализацию; 6) сформулированы предварительные рекомендации по организации письменной коммуникации на территории кампуса для повышения ее эффективности, а также по улучшению эргономичности коммуникативного пространства кампуса; 7) отмечено, что языковой ландшафт является лишь частью сложного коммуникативного пространства кампуса университета, для комплексного изучения которого авторы статьи предлагают использовать понятие «коммуникативный ландшафт».

Об авторах

Полина Юрьевна Повалко

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: povalko-pyu@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-4278-3408
SPIN-код: 8405-1109

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры общего и русского языкознания филологического факультета

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Елена Сергеевна Смолий

Российский университет дружбы народов

Email: smoliy-es@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-2122-0729
SPIN-код: 1683-4131

кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания филологического факультета

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Ольга Николаевна Колышева

Российский университет дружбы народов

Email: kolysheva-on@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-0118-8546
SPIN-код: 2567-2573
Scopus Author ID: 57218909950

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры общего и русского языкознания филологического факультета

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Повалко П.Ю., Михеева (Смолий) Е.С., Губанова О.И. Университетский кампус как объект научного исследования // Язык как искусство: функциональная стилистика и поэтика: сб. ст. Международной научно-практической конференции, 14-15 апреля 2022. М.: РУДН, 2022. С. 283-291.
  2. Jenkins, J. (2013). English as a Lingua Franca in the International University. Abingdon: Routledge.
  3. Jenkins, J. & Mauranen, A. (eds.) (2019). Linguistic Diversity on the EMI Campus: Insider accounts of the use of English and other languages in universities within Asia, Australasia, and Europe. Abingdon: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429020865
  4. Cenoz, J. & Gorter, D. (2008). The linguistic landscape as an additional source of input in second language acquisition. IRAL-International Review of Applied Linguistics in Language Teaching, 46(3), 267-287.
  5. Zhang, Y.C. (2020). Research on the Linguistic Landscape of University Campus. Literature Education, 10, 132-133. https://doi.org/10.16692/j.cnki.wxjys.2020.10.058
  6. Liu, C. & Wang, Y.J. (2021). Exploration of Code Use and Arrangement of Linguistic Landscape in Universities-Take Shungeng Campus of Shan Dong University of Finance and Economics as an example. Modern Communication, 20, 102-104.
  7. Jiang, S. & Ma, C.Y. (2018). Research on the Linguistic Landscape of University Campus from the Perspective of Adaptation Theory. Ability and Wisdom, 09, 13. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?FileName=CAIZ201809011&DbName=CJFQ2018 (accessed: 13.05.2023).
  8. Nosiani, N., Asiyah, S. & Mustikawati, D.A. (2019). Linguistic Landscape on Campus in Ponorogo (A Case Study of Sings in Ponorogo Universities). Penerbitan artikel ilmiah Mahasiswa Universitas Muhammadiyah Ponorogo, 3(2), 130-138.
  9. Cao, H.Z., Liu, Y.Q. & Chen, H.Y. (2022). Mapping the Linguistic Landscape in a Chinese University. Open Access Library Journal, 9, 1-16. https://doi.org/10.4236/oalib.1109585
  10. Im, J.H. (2020). The discursive construction of East Asian identities in an era of globalization and internationalization: the linguistic landscape of East Asian departments at a US university. Journal of Multicultural Discourses, 15(1), 80-103. https://doi.org/10.1080/17447143.2020.1738441
  11. Astillero, S.F. (2017). Linguistic schoolscape: Studying the place of English and Philippine languages of Irosin secondary school. Asia Pacific Journal of Education, Arts and Sciences, 4(4), 30-37.
  12. Bernardo-Hinesley, S. (2020). Linguistic Landscape in Educational Spaces. Journal of Culture and Values in Education, 3(2), 13-23. https://doi.org/10.46303/jcve.2020.10
  13. Samrat, B. & Singh, S. (202)2. Language visibility in multilingual schools: An empirical study of schoolscapes from India. Linguistics and Education, 69, 1-10. https://doi.org/10.1016/j.linged.2022.101046
  14. Brown, K.D. (2012). The Linguistic Landscape of Educational Spaces: Language Revitalization and Schools in Southeastern Estonia. In: Gorter, D., Marten, H.F., Van Mensel, L. (eds) Minority Languages in the Linguistic Landscape. Palgrave Studies in Minority Languages and Communities. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/9780230360235_16
  15. Лю Лифэнь, У Цзюань, Жэнь Яцянь. Сопоставление пространственной конфигурации языкового ландшафта китайских и российских университетов // Политическая лингвистика. 2019. № 5(77). С. 185-192. https://doi.org/10.26170/pl19-05-20
  16. Gorter, D. (2006). Linguistic Landscape: A new Approach to Multilingualism. The International Journal of Multilingualism, 3, 15-25.
  17. Landry, R. Bourhis, R. (1997). Linguistics Landscapes and Ethnolinguistic Vitality: An Empirical Study. Journal of Language and Social Psychology, 16(1), 23-49.
  18. Abramova, E.I. (2016). Linguistic landscape as an object of sociolinguistics. Russian Linguistic Bulletin, 6, 48-49.
  19. Cenoz, J. & Gorter, D. (2006). Linguistic landscape and minority languages. International Journal of Multilingualism, 3,67-80
  20. Blommaert, J. (2013). Ethnography, superdiversity and linguistic landscapes: Chronicles of complexity. Bristol: Multilingual Matters.
  21. Blommaert, J. (2016). The conservative turn in linguistic landscape studies. Tilburg Papers in Culture Studies. Tilburg: Tilburg University.
  22. Backhaus, P. (2019). Linguistic Landscape. In: The Routledge Handbook of Japanese Sociolinguistics. Abingdon: Taylor & Francis. pp. 158-169.
  23. Павленко А. Языковые ландшафты и другие социолингвистические методы исследования русского языка за рубежом // Russian Journal of Linguistics. 2017. Т. 21. № 3. С. 493 https://doi.org/10.22363/2312-9182-2017-21-2-493-514
  24. Голикова Т.А. Методология лингволандшафтных исследований в России: аналитико-тематический обзор // Вестник ТвГУ. Серия «Философия». 2020. № 4(54). С. 149-166. https://doi.org/10.26456/vtphilos/2020.4.149
  25. Shohamy, E. (2012). Linguistic landscapes and multilingualism. In: M. Martin-Jones, A. Blackledge, A. Creese (eds.) The Routledge Handbook of Multilingualism. Florence: Taylor and Francis. pp. 538-551.
  26. Кирилина А.В. Описание лингвистического ландшафта как новый метод исследования языка в эпоху глобализации // Вестник ТвГУ. Серия: «Филология». 2013. № 5(24). C. 159-167.
  27. Itagi, N.H. & Singh, S.K. (eds.) (2002). Linguistic Landscaping in India with Particular References to the New States. In: Proceedings of a Seminar of Central Institute of Indian Languages and Mahatma Gandhi International Hindi University. Mysore: Central Institute of Indian Languages and Mahatma Gandhi International Hindi University. pp. 9-12.
  28. Ben-Rafael, E., Shohamy, E., Amara, M.H. & Trumper-Hecht, N. (2006). Linguistic Landscape as symbolic construction of the public space: the case of Israel. International Journal of Multilingualism, 3(1), 7-30.
  29. Backhaus, P. (2007). Linguistic landscapes: A comparative study of urban multilingualism in Tokyo. New York: Clevalon. pp. 52-66.
  30. Грачев М.А., Романова Т.В. Культура речи современного города. Лингвистический ландшафт Нижнего Новгорода Н. Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2006.
  31. Габдрахманова Г.Ф. Языковой ландшафт российского города: социогуманитарные подходы изучения // Социологические исследования. 2023. № 2. С. 72-82. https://doi.org/10.31857/S013216250021396-8
  32. Pütz, M. (2020). Exploring the linguistic landscape of Cameroon: Reflections on language policy and ideology. Russian Journal of Linguistics, 24(2), 294-324. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24-2-294-324
  33. Abongdia, J.-F.A. & Foncha Wankah, J. (2017). The visibility of language ideologies: The linguistic landscapes of the University of Yaoundé. Gender & Behavior, 15(2), 8674-8680.
  34. Эбзеева Ю.Н., Дугалич Н.М. Трудоустройство выпускников как аспект деятельности университета // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 3. С. 75-83. https://doi. org/10.20339/AM.03-23.075
  35. Филиппов В.М., Эбзеева Ю.Н. Выпускник РУДН - представитель мировой элиты: воспитательный аспект деятельности вуза // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 5. С. 8-15. https://doi.org/10.20339/AM.05-23.008
  36. Губанова О.И., Лоханкина И.Н. Эргономичность коммуникативного пространства интернационального кампуса: взгляд иностранных студентов // Восточный калейдоскоп: материалы докладов и сообщений III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых-востоковедов с международным участием, Москва, РУДН. 6 декабря 2022 г. М.: РУДН, 2023. С. 136-144.
  37. Колышева О.Н., Лоханкина И.Н., Таранова А.А. Что значит слово «кампус»: взгляд студентов и преподавателей // Язык как искусство: функциональная стилистика и поэтика: сб. ст. Международной научно-практической конференции, 14-15 апреля 2022. М.: РУДН, 2022. С. 616-623.
  38. Malinowski, D. (2009). Authorship in the linguistic landscape: a multimodal-performative view. In: E. Shohamy & D. Gorter (eds.). Linguistic landscape: Expanding the scenery. London: Routledge. pp. 107-25.
  39. Coupland, N. & Garrett, P. (2010). Linguistic landscapes, discursive frames and metacultural performance: the case of Welsh Patagonia. International Journal of the Sociology of Language, 205, 7-36. https://doi.org/10.1515/ijsl.2010.037
  40. Moskvitcheva, S. and Viaut, A. (2021). The Need for Minority Languages in Borderland Conditions: Field Research Methodology. In: Agranat, T. and Dodykhudoeva, L. (eds). Strategies for Knowledge Elicitation. The Experience of the Russian School of Field Linguistics. P. 52-68. Cham: Springer.
  41. Yelenevskaya, M. & Fialkova, L. (2017). Linguistic landscape and what it tells us about the integration of the Russian language into Israeli economy. Russian Journal of Linguistics, 21(3), 557-586. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2017-21-3-557-586

© Повалко П.Ю., Смолий Е.С., Колышева О.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах