Образный язык гротесков и арабесок во французском декоративно-прикладном искусстве XVII-XVIII вв
- Авторы: Ткач Д.Г.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет дизайна и технологии
- Выпуск: № 4 (2016)
- Страницы: 163-172
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/14312
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется образный строй гротесков и арабесок, которые в XVII-XVIII вв. являлись важнейшим первоисточником орнаментального языка французского декоративно-прикладного искусства. Гротески воспроизводили стенные росписи - фрески античных помещений и/или гротов, открытых в результате проводившихся с конца XV в. раскопок в Риме. Художники Ренессанса находили сходство между гротесками и арабским орнаментом. Предположительно, в связи с этим, начиная с конца XVI в., термин «арабески» употребляется столь же часто, как и термин «гротески». В период XVII - первой половины XVIII в. французские художники Жан Берен и Антуан Ватто обновили и глубоко трансформировали стиль и сюжетное содержание арабескового декора. Образный язык арабесок, использование в них благородных ценностей античности и Ренессанса соответствовали духу человека эпохи Просвещения, удовлетворяли его культурные запросы. В наши дни арабески продолжают оставаться актуальной частью орнаментального лексикона европейских дизайнеров и декораторов.
Ключевые слова
Об авторах
Дмитрий Геннадиевич Ткач
Московский государственный университет дизайна и технологииtkach. dmitry@mail.ru
Список литературы
- Chastel A. (1988). La grotesque. Essai sur l ornement sans nom. Paris: «Le Promeneur».
- Gril-Mariotte A. (2015). Les toiles de Jouy. Rennes: Presses universitaires de Rennes.
- L`art decoratif en Europe (1992). Classique et Baroque. T. II / sous la direction de Alain Gruber Paris: ed. Citadelles et Mazenod.
- Les papiers peints en arabesque (1995). Paris: Editions de la Martinière.
- Zamperini A. (2007). Les grotesques. Paris: Citadelles & Mazenod.