Предмагистерская подготовка иностранных граждан как программа повышения квалификации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проанализировано текущее состояние программ подготовки иностранных граждан к постдипломному этапу обучения в зарубежных и российских университетах. Показано несоответствие актуального статуса таких программ как общеобразовательных и их реального содержания, укладывающегося в русло профессиональной подготовки. Приведен пример учебного плана программы повышения квалификации, включающий дисциплины для подготовки к постдипломному этапу.

Полный текст

В российских вузах получили развитие программы подготовки иностранных граждан к освоению программ постдипломного обучения на русском языке. Это предмагистратура, предаспирантура и предординатура работы с обучающимися с высшим образованием, но в рамках существующих групп подготовки всех категорий иностранных граждан к освоению основных образовательных программ на русском языке. В Томском политехническом университете (ТПУ) программы подготовки к постдипломному этапу обучения иностранных граждан (ПППЭ) появились в середине 2000-х гг., в других университетах они стартовали позже. В работе (Краснощеков, 2022) автор дал анализ достижений российских вузов в области ПППЭ. Основными показателями активности стала WEB-информация, количество научных публикаций, проводимые специализированные мероприятия и изданные учебные пособия. Наиболее активными в контексте ПППЭ оказались 14 российских вузов, хотя по многим позициям эту активность нельзя признать удовлетворительной, особенно в области методического обеспечения, а именно официально зарегистрированных учебных пособий. В некоторых вузах ПППЭ просто декларировались, но никаких реальных следов их реализации обнаружено не было. В целом стало ясно, что функционирование ПППЭ возможно в крупных вузах, имеющих существенный опыт обучения иностранных студентов. Это заключение базируется на двух основных причинах. Во-первых, для рентабельности обучения по ПППЭ необходимо комплектовать полноценные академические группы, что сложно, например, в условиях широкого профессионального спектра магистерских программ. Во-вторых, качественную подготовку предмагистрантов и предаспирантов можно реализовать только в тесном контакте с основными обучающими подразделениями, имеющими кадры для обеспечения исследовательской деятельности иностранных обучающихся (Шахова, Шерина, 2021; Краснощеков, 2021). Обсуждение проблем ПППЭ выявило наличие в профессиональном сообществе противоречивых взглядов как на саму возможность их реализации, так и технологию этой реализации. В качестве одного из аргументов в пользу необходимости внедрения ПППЭ в российских вузах является ссылка на зарубежный опыт. Даже при условии трансформации российской высшей школы в связи со сложившейся геополитической ситуацией неизменным является принцип подготовки кадров для зарубежных стран, в которых само существование магистратуры не оспаривается. Более того, наличие степени магистра высоко оценивается зарубежными работодателями. Соответственно, развиваются и ПППЭ. В качестве примера приведем список университетов Великобритании и США, реализующих программы предмагистерской (частично и предаспирантской) подготовки с указанием рейтинга этих университетов согласно QS на 2022 г. (табл. 1). Из табл. 1 были исключены около 15 университетов, занимающих более низкие места в глобальных рейтингах. Приведенные данные свидетельствуют о том, что ПППЭ реализуются, по крайней мере, в англоязычных странах, причем именно в рейтинговых университетах. Переходя к анализу российского опыта реализации ПППЭ, прежде всего отметим ранжирование вузов по месту в рейтинге QS на 2022 г. (табл. 2). Таким образом, при выборе российского вуза кандидат на постдипломное обучение во многом ориентируется на известность университета, его академическую репутацию, которая в настоящее время связывается именно с позицией в глобальных рейтингах. Также приведены данные по шанхайскому рейтингу ARWU, лондонскому рейтингу ТНЕ и двум российским рейтингам, причем последние демонстрируют согласованные по значению коэффициента корреляции Спирмена результаты. Знак (*) в табл. 2 означает, что вуз является «новым» провайдером ПППЭ по сравнению с анализом, проведенным в работе (Краснощеков, 2022). Следовательно, число российских вузов, в которых тем или иным образом реализуются ПППЭ, выросло даже за прошедший год. ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА | 27 Krasnoshchekov, V.V. Russian language: Research, Testing and Practice. 2022. 8(1), 26-31 Таблица 1 / Table 1 Университеты Великобритании и США, реализующие предмагистерскую подготовку / Universities in the UK and USA implementing pre-master training Великобритания/ Great Britain США/ USA Университет/ University QS 2022 Университет/ University QS 2022 University College London 8 Massachusetts Institute of Technology 1 King's College London 35 University of Washington 85 Durham University 82 University of Southern California 112 University of Sheffield 95 Arizona State University 216 Queen Mary University of London 117 University of California, Irvine 232 Newcastle University 134 Colorado State University 431 University of Exeter 149 Illinois Institute of Technology 444 Cardiff University 151 Oregon State University 531-540 University of Bath 166 University of South Florida 581-590 University of Aberdeen 205 University of South Carolina 601-650 University of Sussex 226 University of Massachusetts Boston 651-700 University of Leicester 236 University of Vermont 651-700 University of East Anglia 307 American University 651-700 Royal holloway University of London 334 Auburn University 801-1000 SOAS University of London 391 George Mason University 801-1000 Oxford Brookes University 429 University of hartford 801-1000 Swansea University 440 Florida Atlantic University - Boca 1001-1200 Goldsmiths University of London 461 Позиции российских вузов в образовательных рейтингах Positions of Russian universities in educational rankings Таблица 2 / Table 2 Университет/ University QS 2022 THE 2022 RAEX-100 2022 Vuzopedia 2022 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова/ Lomonosov Moscow State University 78 (ARWU 101-150) 158 1 1 Томский государственный университет/ Tomsk State University 272 (ARWU 701-800) 601-800 18 13 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана/ Bauman Moscow State Technical University 281 801-1000 6 7 Высшая школа экономики/ hSE University 305 5 4 Российский университет дружбы народов/ RUDN University 317 20 21 Казанский (Приволжский) федеральный университет/ Kazan (Volga region) Federal University 347 801-1000 19 12 Уральский федеральный университет/ Ural Federal University* 351 1001-1200 11 11 Санкт-Петербургский университет Петра Великого/ Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University 393 301-150 8 9 Национальный исследовательский Томский политехнический университет/ National Research Tomsk Polytechnic University 395 801-1000 9 8 Национальный исследовательский технологический университет МИСиС / The National University of Science and Technology MISIS* 487 601-800 16 16 Тюменский государственный университет/ University of Tyumen* 801-1000 1201+ 67 48 Национальный исследовательский университет МЭИ/ National Research University Moscow Power Engineering Institute 1201+ 1201+ 23 19 Волгоградский государственный технический университет/ Volgograd State Technical University - 1001-1200 92 - Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»/ STANKIN Moscow State University of Technology - - 60 - Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова/ North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov - - 73 - Томский государственный архитектурно-строительный университет/ Tomsk State University of Architecture and Building - - 87 - Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина/ Pushkin State Russian Language Institute - - <129> - МАДИ, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет/ Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) - - <165> - Примечание. Знак (*) означает, что вуз яв ляется «новым» провайдером ПППЭ по сравн ению с анализом, проведенным в работе (Краснощеков 2022) Note. The sign (*) means that the university is a “new” provider of preparation programs for the postgraduate stage of study in comparison with the analysis carried out in the work (Krasnoshchekov, 2022). Трудным остается вопрос о правовом статусе ПППЭ. В ТПУ, например, утверждена дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ магистратуры» (Гузарова, Кашкан, Владимирова, 2017). Однако такого рода локальные акты, принятые и другими университетами, не позволяют решать кадровые и финансовые вопросы обеспечения ПППЭ даже на уровне вуза ввиду неизменности их статуса общеобразовательных программ. Профессиональным сообществом были высказаны соображения о том, что ПППЭ можно считать предпрофессиональными или профессиональными программами. Первый ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА | 29 Krasnoshchekov, V.V. Russian language: Research, Testing and Practice. 2022. 8(1), 26-31 вариант однозначно не проходит, что следует из текста Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ), принятого в 2012 г. Имеет смысл задуматься об отнесении ПППЭ к разряду дополнительных профессиональных образовательных программ. ФЗ допускает реализацию таких программ в двух формах: программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. ПППЭ не могут быть программами переподготовки, поскольку в результате их освоения не присваивается дополнительная квалификация. Остаются программы повышения квалификации (ППК), к освоению которых допускаются даже студенты, получающие высшее образование. Срок освоения ППК Таблица 3 / Table 3 Содержание программы повышения квалификации для иностранных предмагистрантов / Content of the advanced training program for foreign undergraduates Дисциплина/ Academic disciplines Число часов/ Academic hours number Русский язык. Подготовка к обучению в магистратуре/ Russian language. Preparing for a Master's Degree 60 Специальные главы математики/ Special Chapters of Mathematics 42 НИР или стажировка. Подготовка к обучению в магистратуре/ Research or internship. Preparing for a Master's Degree 42 Итого/ Total 144 определяется самим вузом, а вот часовая нагрузка, к сожалению, лимитируется обычно 144 часами, хотя в ФЗ прямо об этом не говорится. Можно предложить вычленить 144 часа ППК из 1008 часов ПППЭ, например во втором семестре, отнеся к ППК для инженерного профиля подготовки дисциплины в соответствии с данными табл. 3. Список литературы НИР может проходить в форме стажировки в обучающем подразделении, реализующем программы магистратуры, что не противоречит положениям ФЗ. Обучающиеся по ПППЭ могут одновременно быть зачислены на ППК. Что это дает подготовительному отделению вуза? Прежде всего, возможность ввести в штатное расписание должности ППС. Затем мотивированно поднять вопрос о статусе ПППЭ перед учредителем - Минобрнауки России. Сам вуз при этом дополнительно увеличивает один из показателей программы «Приоритет 2030» - число обученных по ППК <студентов>.
×

Об авторах

Виктор Владимирович Краснощеков

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Автор, ответственный за переписку.
Email: krasno_vv@spbstu.ru
кандидат технических наук, директор Высшей школы международных образовательных программ 195251, Российская Федерация, г. СанктПетербург, ул. Политехническая, д. 29

Список литературы

  1. Гузарова Н.И., Кашкан Г.В., Владимирова Т.Л. Предмагистерская подготовка иностранных слушателей в Томском политехническом университете: опыт, проблемы, перспективы // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. М.: РУДН, 2017. Ч. 1. С. 233-237
  2. Краснощеков В.В. Проблемы развития программ подготовки в вуз иностранных граждан с высшим образованием // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан. М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2021. С. 437-441
  3. Краснощеков В.В. Проблемы и перспективы сетевой магистратуры для иностранных граждан // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан. М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2022. С. 250-255
  4. Поморцева Н.В., Куновски М.Н. Научно-практические исследования по предмагистерской, предаспирантской и предординаторской подготовке иностранных граждан в российских вузах // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10. № 37. С. 30-56. https://doi.org/10.18720/HUM/ ISSN 2227-8591.37.03.
  5. Шахова Н.Б., Шерина Е.А. Организационная поддержка научной инициативы иностранных исследователей как фактор формирования нового поколения молодых ученых // Иностранные студенты в вузах РФ: стратегии привлечения, приема и адаптации. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. С. 68-76. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/id21-113

© Краснощеков В.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах