Качество образовательных программ подготовительных факультетов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследуется модель обучения иностранных студентов на подготовительных факультетах российских организаций высшего образования. Раскрывается специфика содержания образовательных программ, характеризуются необходимые педагогические и организационно-методические условия для обеспечения качества реализации дополнительных общеобразовательных программ на русском языке, уровень материально-технического обеспечения организаций высшего образования. Определяются следующие условия, направленные на повышение качества образовательных программ: внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие реализацию дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ высшего образования на русском языке; внедрение системы независимой оценки качества образовательных программ; проведение общественной аккредитации образовательных программ; создание единого банка контрольно- измерительных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников подготовительных факультетов; организация непрерывного повышения квалификации преподавателей и сотрудников образовательной организации, задействованных в образовательном процессе и работе с иностранными обучающимися; реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме; размещение актуальной информация о реализуемых программах на сайте организации, в сети «Интернет» и в социальных сетях.

Полный текст

В российской системе высшего образования сложилась особая модель обучения иностранных студентов, в рамках которой на подготовительных факультетах (отделениях) осуществляется подготовка к освоению образовательных программ высшего образования на русском языке (Колтакова, 2016). Содержание обучения на подготовительных факультетах имеет свою специфику, ведь цель данных программ - обучение иностранных граждан русскому языку, владея которым они смогут в дальнейшем обучаться по программам высшего образования. У выпускника подготовительного факультета на достаточном уровне должны быть сформированы языковая и коммуникативная компетенции, которые обеспечивают потребность в русском языке как средстве общения, но главным объектом подготовки на подготовительном факультете является профессионально ориентированное обучение русскому языку. Достижение необходимого уровня владения русским языком позволит удовлетворить основные коммуникативные потребности иностранных слушателей в социально-бытовой, социокультурной и учебно-профессиональной сферах общения, будет способствовать их адаптации в условиях новой социокультурной среды, общению с носителями русского языка (в условиях языковой среды и вне её), осуществлению дальнейшей профессиональной деятельности в коллективах, где русский язык является рабочим языком, а также знакомству с историей, культурой и национальными традициями России (Колтакова, Татаринова, Халеева, 2019). Вопросы оценки качества образовательных программ подготовительных факультетов для иностранных граждан по-прежнему не теряют своей актуальности. В последние годы участники образовательного процесса столкнулись с новыми вызовами, решение которых потребовало пересмотра традиционных подходов к обучению иностранных слушателей. Для обеспечения качества реализации дополнительных общеобразовательных программ необходимо наличие квалифицированного профессорско-преподавательского состава, а также специалистов по сопровождению образовательного процесса и иностранных обучающихся; локальных нормативных актов, учебно-методических материалов; соответствующего материально-технического обеспечения образовательного процесса, электронной образовательной среды, социально-психологической, учетно-визовой и медицинской поддержки обучающихся, а также ряда других составляющих. В образовательной организации должны быть утверждены локальные нормативные акты по организации учебного процесса; требования к условиям реализации данных образовательных программ и оценке их качества; требования к результатам освоения дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению программ высшего образования разного уровня и др. В части учебно-методического обеспечения необходимо наличие образовательной программы, учебного плана, рабочих программ предметов; материалов для самостоятельной работы обучающихся; учебников и учебно-методических пособий, рабочих тетрадей, словарей; контрольно-измерительных материалов ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА | 21 Koltakova, E.V. Russian language: Research, Testing and Practice. 2022. 8(1), 20-25 для текущей, промежуточной и итоговой аттестаций, которые позволят оценить качество подготовки по русскому языку и предметам. В целях оценки качества реализуемых образовательных программ рекомендуется внедрение системы внутренней независимой оценки качества образования, а также регулярное проведение мониторинга удовлетворенности иностранных обучающихся качеством и условиями организации учебного процесса. Образовательные программы и учебные планы рекомендуется разрабатывать с учетом особенностей контингента обучающихся, в частности сроков начала и продолжительности обучения, уровня последующего высшего образования, уровня владения русским языком, что позволит выстраивать индивидуальные образовательные маршруты слушателей. Целесообразна дифференциация содержания образовательных программ в зависимости от уровня последующего высшего образования, на котором планирует дальнейшее обучение выпускник подготовительного факультета. Учебный процесс на подготовительном факультете строится с учетом принципа поэтапного введения общетеоретических дисциплин, соответствующих направлению подготовки, т.е. определяется по лингвистическим параметрам исходя из языковой сложности конкретного предмета. Уровень материально-технического обеспечения организаций высшего образования в последние годы вышел на первый план, в первую очередь это связано с организацией дистанционного обучения. Так, наиболее актуальными для вузов стали наличие информационно-образовательной среды, электронных образовательных ресурсов, электронных пособий, а также процедура электронного оформления документов слушателей и пр. В последние годы в организации учебного процесса произошли серьезные изменения - активно используются дистанционные образовательные технологии, электронные образовательные ресурсы и различные цифровые платформы, что расширило возможности иностранных обучающихся в части доступа к образовательному контенту. Ключевым условием, обеспечивающим качество образовательных программ подготовительного факультета, является наличие кадров, имеющих необходимую квалификацию. Административные сотрудники, специалисты по организации учебного процесса и сопровождению иностранных обучающихся должны иметь образование, необходимое для работы с данной категорией обучающихся, или пройти соответствующее повышение квалификации. Не вызывает сомнений, что при обучении иностранных слушателей по дополнительным общеобразовательным программам ведущая роль принадлежит педагогическому составу подготовительного факультета: от профессиональной компетентности преподавателей во многом зависит успешность овладения иностранными студентами не только русским языком, но и будущей профессией на русском языке. К работе на подготовительных факультетах привлекаются преподаватели русского языка как иностранного (РКИ), обладающие необходимыми профессиональными и личностными качествами, владеющие актуальными знаниями в области филологии, русистики, методики преподавания русского языка как иностранного, лингвокультурологии; современными методами, приемами и технологиями обучения РКИ с учетом возрастных, языковых, этнокультурных и психологических особенностей учащихся; знающие традиции и ценности России и других стран, владеющие теоретическими и эмпирическими знаниями в области межкультурной коммуникации и лингвокультурологии, понимающие особенности языковой картины мира носителей русского языка и других языков; знающие современные образовательные стандарты и иные нормативные документы в сфере образования; умеющие ориентироваться в современной научной и научно-методической литературе в рамках профессиональной компетенции; умеющие организовывать учебный процесс в аудитории иностранных учащихся с использованием современных технологий и оценивать результаты достижений обучающихся на разных этапах обучения; владеющие современными информационными технологиями и умеющие использовать их в учебно-педагогической и воспитательной деятельности; применяющие разнообразные приёмы для повышения мотивации учебной деятельности. При организации учебного процесса необходимо учитывать, что при реализации дополнительных общеобразовательных программ подготовки иностранных слушателей к обучению в российских вузах требуется координация работы преподавателей русского языка как иностранного и преподавателей-предметников. Такая координация необходима не только для соблюдения единых принципов обучения, но и для создания методических пособий и учебников для слушателей различных направленностей образовательных программ. Содержание учебных материалов тематически и терминологически должно быть соотнесено с программой вступительных испытаний программ высшего образования, по которым в дальнейшем будут обучаться выпускники подготовительных факультетов. В процессе педагогической деятельности преподаватели подготовительных факультетов не только проводят лекции и практические занятия, но и помогают иностранным слушателям в социокультурной адаптации, организуют внеаудиторные мероприятия, сопровождают слушателей во время мероприятий и т.п. Очевидно, что преподаватели должны иметь высокую квалификацию в профильной предметной области, а также постоянно совершенствоваться, осваивать новые методики и технологии работы, создавать современные учебные и методические материалы, в том числе цифровые. На подготовительных факультетах целесообразно внедрять систему кураторства, наставничества со стороны преподавателей, российских студентов-волонтеров. Также повышению качества образовательных программ и деятельности подготовительных факультетов будет способствовать прохождение общественной аккредитации, которая проводится организациями, уполномоченными на проведение аккредитационной экспертизы. Вуз принимает решение об участии в процедуре общественной аккредитации на добровольной основе. Общественная аккредитация образовательных программ является одним из направлений независимой оценки качества образования и дает возможность получить признание качества образовательной деятельности со стороны профессионального и экспертного сообщества. Важность этой процедуры отмечена в Федеральном законе № 273-ФЗ от 26.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» и национальном проекте «Образование». Организации, которые проводят общественную аккредитацию, обеспечивают открытость информации о проведении данной процедуры и ее результатах, в том числе в сети «Интернет», что существенно повышает возможности информирования потенциальных абитуриентов о программах, реализуемых конкретной образовательной организацией высшего образования. Проведение общественной аккредитации с привлечением международных экспертов, в свою очередь, будет способствовать продвижению университета на международном образовательном рынке. Важным направлением, которое претерпело серьезные изменения в последние годы из-за изменения сроков приезда иностранных слушателей в Россию, является социально-психологическая поддержка обучающихся. Изменились формат и содержание проводимых мероприятий, появились новые формы взаимодействия с иностранными обучающимися. Отметим, что отсутствие языковой среды у слушателей подготовительных факультетов, находящихся за пределами РФ, влияет на качество обучения. В целях социально-психологической поддержки обучающихся вузы проводят следующие мероприятия: психологическая помощь обучающимся, создание системы академического консультирования и кураторства учебных групп, проведение факультативов по РКИ и предметам на русском языке, разработка ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА | 23 Koltakova, E.V. Russian language: Research, Testing and Practice. 2022. 8(1), 20-25 памяток, правил, справочников для обучающихся; организация взаимодействия с землячествами, посольствами, выпускниками; проведение мастер-классов, экскурсий, консультаций, круглых столов; создание разговорного клуба; привлечение волонтеров; участие иностранных слушателей в мероприятиях вуза и пр. Отдельно необходимо отметить недостаточное информационное освещение деятельности подготовительных факультетов. В целях развития данного направления можно рекомендовать размещение актуальной информации на сайте вуза и его версиях на иностранных языках, ведение социальных сетей, публикации в СМИ, сотрудничество с рекрутинговыми агентствами, взаимодействие с выпускниками, участие в международных образовательных выставках и др. Учитывая вышесказанное, можно внести следующие предложения, направленные на повышение качества образовательных программ: • внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие реализацию дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ высшего образования на русском языке (в частности, введение дифференцированных требований к уровню владения РКИ для слушателей подготовительных факультетов, в дальнейшем планирующих обучение по программам высшего образования разного уровня; пересмотр перечней предметов, изучаемых слушателями, в соответствии с уровнем и профилем образовательной программы высшего образования, обучение по которой в дальнейшем планирует выпускник подготовительного факультета; введение обязательной итоговой аттестации, в том числе в форме сдачи ТРКИ); • внедрение в вузах системы независимой оценки качества образовательных программ; • проведение общественной аккредитации образовательных программ; • создание единого банка контрольно-измерительных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников подготовительных факультетов; • организация непрерывного повышения квалификации преподавателей и сотрудников образовательной организации, задействованных в образовательном процессе и работе с иностранными обучающимися; • реализация дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, в сетевой форме; • размещение актуальной информации о реализуемых программах на сайте организации, в сети «Интернет» и в социальных сетях. В настоящее время формируется новое представление о подходе к обучению слушателей подготовительных факультетов: содержание обучения должно быть подчинено главной цели - готовности и способности получения профессионального образования на русском языке; коммуникативное взаимодействие между преподавателями и слушателями должно быть сосредоточено вокруг обсуждения ситуаций, связанных с учебно-профессиональной сферой общения; освоение речи бытовой и социокультурной сфер общения может осуществляться не только во время аудиторных занятий, но и во внеучебное время. Поскольку требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ не дифференцированы с учетом уровня последующего высшего образования, обучение на котором планирует иностранный гражданин, вопрос о доработке нормативно-правовой базы, регламентирующей образовательный процесс на подготовительных факультетах и определяющей требования к их выпускникам, остаётся открытым.
×

Об авторах

Елена Викторовна Колтакова

Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: evkoltakova@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, советник при ректорате 119991, Российская Федерация, г. Москва, проспект Ленинский, дом 65, корпус 1

Список литературы

  1. Колтакова Е.В. Организационные аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке // Международный аспирантский вестник. 2016. № 4. С. 8-14
  2. Колтакова Е.В., Татаринова Н.В., Халеева О.Н. Профессиональная сертификация преподавателя РКИ (к вопросу о профессиональной компетентности педагога дополнительного образования) // Русский язык за рубежом. 2019. № 5 (276). С. 4-12

© Колтакова Е.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах