№ 1 (2009)
- Год: 2009
- Статей: 11
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/716
Статьи
Деколонизация гуманитарного знания
Аннотация
Статья представляет эпистемологию, политические и этические взгляды и социально-философские установки деколониального поворота - одного из современных альтер-модерных международных проектов. В ней прослеживается вкратце генеалогия «деколониального выбора» и оцениваются его современные тенденции, связи с другими интеллектуальными и социально-политическими моделями и перспективы на будущее. Особое внимание при этом уделено проблеме переосмысления гуманитарного знания в рамках деколониального поворота.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2009;(1):5-14
5-14
Модели и творческая интуиция в научном прогнозировании
Аннотация
Статья посвящена анализу роли творческой интуиции в научном поисковом прогнозировании. В статье также показано соотношение объективных моделей интуитивных допущений и формальных процедур в данной области. При этом внимание автора центрируется на концептуализации антиномии внеположных и в то же время взаимодействующих прогностических измерений: формальных (математических, алгоритмических) и неформальных (интуитивно мотивированных) познавательных процедур.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2009;(1):15-25
15-25
Коммуникативная природа научно-познавательной деятельности
Аннотация
В статье предпринимается попытка обосновать тезис о коммуникативной природе научно-познавательной деятельности. Анализируются особенности научного языка и опытно-экспериментальной деятельности. Приоритетное освещение получает вопрос о том, как возможна осмысленная коммуникация и взаимопонимание между учеными.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2009;(1):26-33
26-33
История и современность: перспектива деконструктивистского прощания с историей
Аннотация
Статья посвящена анализу перспективы выработки адекватного, а это значит, современного отношения к прошлому. В нем не должно быть места ни ретрофобии (снобистскому пренебрежению к прошлому), ни ретрофилии (бездумному заигрыванию с прошлым). В качестве перспективного решения предлагается деконструктивистское переосмысление прошлого, выявляющее и поощряющее различия, прежде всего те, что выделяют и презентируют сам социально-исторический феномен современности, подчеркивая его специфику и обнажая его сингулярную сущность.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2009;(1):34-45
34-45
Буддизм в теософии Е.П. Блаватской: к проблеме «философского изобретения»
Аннотация
Статья посвящена одному из интересных философских явлений конца XIX - начала XX вв. - теософии. Опираясь на работу известного русского философа-неокантианца И.И. Лапшина «Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии», автор делает вывод, что теософия - это оригинальная форма «философского изобретения», основанная на специфическом использовании многих философских и религиозных идей, в частности: неоплатонизма, христианской мистики, символики каббалистических учений и, в особенности, буддизма - с точки зрения их эзотерического содержания.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2009;(1):46-56
46-56
57-67
«Глобализация по-американски» в современной философско-политической модели США
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2009;(1):68-75
68-75
Смысловые измерения понятий «общение» и «коммуникация»
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2009;(1):76-80
76-80
Природа и смысловые границы понятия в немецкой классической философии
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2009;(1):81-87
81-87
Антропоцентрические параметры философской реформы Декарта
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2009;(1):88-93
88-93
Ретроспективное видение мусульманской политической мысли (Рец. на монографию: Кирабаев Н.С. Политическая мысль мусульманского Средневековья. - М.: Изд. РУДН, 2006)
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2009;(1):94-96
94-96